Так это еще и навыки, которыми в той или иной степени обладает большинство окружающих нас людей. Пуговицу, пожалуй, хоть раз в жизни пришивал каждый.

Не будем сейчас касаться всего в общем-то достаточно большого списка ручных швов, но те, которые, что называется «на слуху» и наиболее востребованы, рассмотрим в этой статье.

Ручные швы

Мы будем говорить о швах, т. е. соединении нескольких (чаще всего двух) слоев ткани одним или несколькими рядами повторяющихся однотипных стежков.

Ручные швы используются как для временного назначения - соединения деталей изделий, так и в качестве постоянных - для отделки швейных изделий, обработки срезов, соединения деталей изделий, пришивании швейной фурнитуры и т. д.

Так как ручные швы временного назначения носят указательный характер - это контуры частей выкроек на ткани, направления линий середин полочек, спинок и т. д. и хорошо должны быть видны на материале, то и прокладывают их тонкими хлопчатобумажными нитками контрастного с основной тканью цвета.

Нитки ручных швов временного назначения удаляют, разрезая через каждые 10-15 см шов и вытягивая аккуратно концы ниток.

Когда же речь идет о ручных швах постоянного назначения, понятно, что их прокладывают нитками в тон (т. е. близкими по цвету) основной ткани, чтобы они были на ней как можно менее заметными.

Номера ниток и иголок подбирают с учетом типа ткани и вида швейной операции (сметывание, подшивание и т. д.), которая будет выполняться.

Также, как и в машинных швах, при прокладывании ручных швов в начале и в конце каждого шва делается закрепка. Причем не имеет значения, какого вида швы прокладываются - временного или постоянного назначения.

Можно просто завязать узелок, но, как правило, закрепки при прокладывании ручных швов делают по аналогии с закрепками машинных швов, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

1. Края (срезы) соединяемых деталей уравниваются. Игла вводится в ткань с «тыльной» стороны на себя и притягивается, оставляя хвостик нитки длиной 1-1,5 см.

2. При прокладывании временных строчек делается 1-2 стежка (стежок в стежок) закрепки через кран (срезы) соединяемых деталей и 3-4 стежка закрепки при прокладывании постоянных строчек, придерживая хвостик нитки пальцем.

В зависимости от вида прокладываемых строчек - временных или постоянных - хвостик нитки соответственно либо
остается, либо обрезается и далее прикладывается необходимый шов.

3. Все действия абсолютно одинаковые, за исключением стежков закрепки, которые в данном случае прокладываются параллельно краям (срезам) деталей.

За 0,5-0,7 см до завершении (или начала) ручного шва делается стежок в обратном направлении, но нитка до конца не затягивается, образуется петелька, в которую движением от себя проводится нитка с иголкой и, не затягивая нитку, движением на себя в обратном направлении нигка с иголкой проводится теперь во вюрую петельку, при этом аккуратно затягивая нитку. Таким образом, образуется крепкий узелок-закрепка.

В том случае, если это начало ручного шва, то далее прокладывается шов, а если это окончание шва, то перед тем как обрезать нитку, иголку с ниткой выводят в пространство припусков на швы и обрезают.

Такой прием обрезки нитки позволяет уменьшить вероятность «распускания» закрепки.

В зависимости от вида переплетения ниток ручные швы можно классифицировать на прямые, косые, петлеобразные, крестообразные и специальные.

За исключением крестообразных и петлеобразующих, все ручные швы выполняются справа налево.

Помимо того, что вне зависимости от вида швов (ручные или машинные) качественно выполненные они, кроме своей основной функции - соединение элементов, частей, узлов и т. д., полноценно выполняют и функцию отделки изделий.

Это к тому, что швы из-под иголок должны выходить ровными (в смысле, прямыми), с равномерно затянутыми (если иное не оговаривается в технологии прокладки шва) нитками и с одинаковым расстоянием между стежками.

Самыми простыми и часто используемыми являются ручные швы, выполненные прямыми стежками.

Сметочный шов (сметочная строчка) прямыми стежками
Его используют для временного соединения деталей (сметка деталей) и создания сборок.

В зависимости от вида используемой ткани I и типа выполняемой швейной операции, при которой используется данный шов, длина стежков составляет 0,2-5 см. Сметочный шов выполняется прямыми сметочными стежками «вперед иголкой».

Временный: как правило, он прокладывается перед машинным швом, поэтому его делают на расстоянии 0,1-0,5 см.от контура будущего шва в сторону среза, чтобы не нарушить при удалении целостность шва, который будет проложен швейной машинкой.

Относительно длины стежков с лицевой и изнаночной сторон тоже существуют некоторые рекомендации. Так, например, формирование сборок, сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, вметывание - всё это делается прямыми стежками одинаковой длины (0,5-5 см) с лицевой и изнаночной сторон.

Для нанесения контрольных меток, линий сгибов, линий середины деталей и т.д. чаще; всего используют разновеликие стежки длиной 1-3 см.


Этот шов используют для перевода контурных линий с одной симметричной стороны изделия на другую.

Копировальный шов выполняют следующим образом: детали изделия складывают лицевой стороной внутрь.

По намеченным линиям прокладывают сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3-1 см, нить при этом не затягивают, а делают петельки высотой 1 -1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.

Петля нужна для того, чтобы была возможность раздвинуть слои ткани.


Копировальные стежки прокладывают строго по контурам деталей. После того как сметочные стежки будут проложены по всему контуру, детали изделия раздвигают, а натянувшиеся нитки разрезают посередине. Таким образом контуры переносятся на симметричные детали.


Косые стежки потому так и называются, потому что их прокладывают под углом к линии шва.

Ручные строчки с косыми стежками используют, когда необходимо, чтобы детали кроя или слои ткани ни в коем случае не сдвигались относительно друг друга.

Кроме всего прочего, ручные швы косыми стежками гораздо эластичнее ручных швов прямыми стежками, что не мешает растяжению ткани.

Косыми стежками выполняют ручные швы временного и постоянного назначения. К временным относят наметочные (сметочные) и выметочные швы.
Наметочным швом косыми стежками пользуются при наметывании воротников, подборта и т. п.

Косые стежки при выполнении наметочных швов прокладывают параллельными друг к другу стежками длиной 0,7-2 см слева направо.

Иглу выводят из материала снизу вверх (как бы на себя) на небольшом расстоянии от края деталей и прокладывают стежок по поверхности верхней детали под углом к линии строчки сверху вниз через все слои ткани в направлении от края детали.

Следующий прокол иглы делают по поверхности нижней детали снизу вверх через все слои ткани по линии перпендикулярной к краю соединяемых деталей по направлению к линии строчки. Таким образом формируется наметочный шов косыми стежками.

Финалом будет машинная строчка, проложенная по намеченным линиям на деталях кроя, после которой необходимо удалить все наметочные швы и вывернуть стачиваемые детали или изделие на лицевую сторону.

При необходимости закрепления швов, находящихся внутри изделия, пользуются выметочным швом, который выполняется аналогично наметочному шву.

Чаще всего выметочный шов применяют при обработки накладных кокеток, карманов, воротников и т. п.

Только учтите, что из-за своей замечательной особенности фиксировать «намертво», наметочный и выметочный швы не рекомендуется использовать при обработке деталей из тканей с рисунками в клетку и полоску и деталей из легких, тонких тканей.

В первом случае при влажно-тепловой обработке возможно искажение рисунка, а во втором - может измениться структура ткани.


Стежки направляют свободно, без затягивания, длина стежков - 0,5-0,7 см.

Одним из представителей ручных швов косыми стежками постоянного назначения является обметочный шов, который часто используют при необходимости обработки края (среза) ткани от осыпания.

Выполняют его следующим образом: на расстоянии 0,3-0,5 см от края ткани в материал перпендикулярно краю вводят иглу снизу вверх справа налево.


Этот шов используют для постоянного соединения деталей в тех случаях, когда выполнить машинную строчку очень сложно (можно сказать невозможно), когда необходим шов повышенной растяжимости (средний брючный шов) или когда надо закрепить нить в начале или конце вышивки.

В любом случае это самый прочный шов среди всех ручных швов. Стежки прокладывают без разрывов (промежутков). Укол иглы делают в место выхода иглы предыдущего стежка.

На линии шва (шов постоянного назначения прокладывается только по указанным направлениям) сверху вниз делается прокол иглой всех слоев материала.

На линии шва по детали, которая находится снизу, делается стежок вперед и прокол иглой через все слои материала, но уже снизу вверх. Расстояние между входом и выходом иглы - 0,1-0,3 см.

На линии шва по поверхности верхней детали делается стежок назад, вводя иголку в предыдущий прокол ткани сверху вниз.

На линии шва, выведя иглу с ниткой, по поверхности нижней летали делается следующий стежок вперед и прокол иглой через вес слои материала снизу вверх. Длина стежка в этом случае будет в два раза больше, так как нитка проходит вдоль предыдущего стежка и делается новый стежок.

Потом снова прокладывается стежок, вводя иглу назад (за иголку) в предыдущий прокол. Таким образом формируется стачной шов за иголку.

Рассмотрим еще один тип швов, суть применения которых едина, а вот вариантов исполнения - несколько. Речь идет о швах, входящих в группу под названием подшивочные.

Несмотря на существенный прогресс в области швейных технологий, область обработки нижних срезов изделий пока не может отказаться от ручных работ, а именно там чаще всего и используются подшивочные швы. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Вспоминаем, что для выполнения подшивочных швов нитки подбирают в тон ткани (не сравнивайте с наглядными иллюстрациями, так как для наглядности используются только контрастные цвета).

Какой бы подшивочный шов вы ни выбрали, прежде чем начать работу, необходимо подготовить срез (край) изделия к обработке.

Вначале надо подогнуть весь припуск на подгиб изделия и зафиксировать на 0,5-1 см от сгиба любым удобным для вас способом (заколотьбулавками или наметать).

Затем подогнуть срез (край) непосредственно припуска изделия на 0,5-1 см от среза (края) и тоже зафиксировать, отступив от края полученного сгиба на 0,3-0,5 см.

Оба сгиба приутюжить. В итоге получился подогнутый край с закрытым срезом. Теперь можно приступить непосредственно к процессу подшивания.


Простой подшивочный шов используют для фиксации подогнутого среза на изнаночной стороне изделия, например, чтобы подшить низ изделия.

Выполняется он следующим образом. Нить закрепляется в сгибе припуска на подгибку и далее, захватив 1-2 нити с изнаночной стороны изделия по направлению от изнаночной стороны изделия, кончик иглы подводится под припуск и игла выводится на сторону припуска через всю толщину подогнутого среза на расстоянии 0,3-0,5 см от сгиба подогнутого среза.

Направление строчки - справа налево. И так до конца обрабатываемого участка.


Потайной подшивочный шов используется для тех же целей - для фиксации обработанной детали или подгиба изделия на изнаночной стороне изделия. Разница лишь в том, что выполняется он таким образом, что строчки шва не видны, ни с лицевой стороны, ни с изнаночной.

Для этого, подогнутый край с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия и шов прокладывается по лицевой поверхности верхнего сгиба припуска на подгибку и по изнаночной поверхности изделия не выше уровня верхнего сгиба припуска на подгибку.

Потайной подшивочный шов выполняется справа налево. Существует несколько способов выполнения потайного подшивочного шва.

Потайной шов неодинаковыми потайными петлеобразными стежками выполняется таким образом - припуск на подгибку с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия, на 0,3-0,4 см от линии сгиба верхнего среза припуска на подгибку изделия, и делается закрепка в припуске на подгибку, на расстоянии 0,1-0,2 см от края подгибки.

Опять, с небольшим наклоном влево, игла вводится в поверхность лицевой стороны подогнутого среза (края) припуска на подгибку изделия на 0,1-0,2 см от верхнего сгиба припуска на подгибку, проходит между двумя слоями ткани: припуском на подгибку и верхним сгибом припуска на подгибку и выводится через 0,5-1 см снова на лицевую сторону подогнутого среза припуска на подгибку.

То есть игла проходит только один слой ткани - верхний сгиб припуска на подгибку и выходит из этого же слоя. И таким образом двигаемся до завершения подгибки. Нитку не затягивать.

И второй вариант - потайной шов одинаковыми петлеобразными стежками.

Технология выполнения этого шва аналогичное технологии шва неодинаковыми потайными петлеобразными стежками.

Всё отличие заключается в том, что, когда иголка с ниткой вводится в лицевую сторону подогнутого среза (края) припуска на подгибку, она не протягивается 0,5-1 см, а лишь подхватывает 1-2 нитки на этой поверхности и возвращается обратно на поверхность изнаночной стороны изделия.

Иголка как-бы прыгает с поверхности изнанки изделия на лицевую поверхность сгиба припуска на подгибку - туда и обратно, туда и обратно.

Задача сводится лишь к контролю, чтобы прыжки (в смысле подхваты 1-2 ниток) эти были равномерными и ассиметричными относительно друг друга.

Не имеет значения, каким способом будет выполнена подгибка изделия, важно, что результат в обоих случаях (конечно же, при условии, что работа будет выполнена качественно), оправдает название шва - потайной. Ни с лицевой стороны, ни с изнаночной подшивочная нить не видна.


Шов используется для фиксирования подгибки открытых необработанных срезов деталей изделий или самих изделий из осыпающихся тканей. Этот шов из серии «2 в 1», т. е. и необработанный срез изделия обработается, и припуск на подгибку изделия фиксируется.

У этого шва своеобразная технология: сам шов двигается слева направо, а вот иголка - справа налево. И иголка прыгает при этом, как и в предыдущем примере, с одной поверхности на другую.

Припуск на подгибку отгибается на изнаночную сторону изделия, фиксируется (булавками или наметкой) и приутюживается, т. е. изнанка припуска на подгибку (подгибка) совмещена с изнанкой изделия.

С тыльной стороны подгибки, обращенной к изнаночной стороне изделия, делается закрепка (в данном случае можно просто завязать узелок) и нитка выводится на лицевую сторону подгибки снизу вверх на расстоянии 0,4-0,5 см от необработанного среза.

Направляя острие иголки справа налево, т. е. в обратном направлении, с наклоном вправо от выхода нитки, иголкой подхватываются 2-3 нити на поверхности изнаночной стороны изделия на 0,2-0,3 см выше необработанного среза и через них протягивается нитка.

Не меняя направление иглы, слева направо на расстоянии 0,5-0,7 см от первого прокола иглы и на уровне первого прокола иглы подхватываются 2-3 нити на лицевой поверхности подгибки и через них протягивается нить.

Вот так, чередуя подхваты нитей снизу и сверху, прокладывается подшивочный шов крестообразными стежками.

Источник - журнал Библия кройки и шитья

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Когда вы покупаете себе или своим родным новую одежду, вы, прежде всего, смотрите на внешний вид понравившейся вам вещи, вы примеряете изделие, вы довольны. Но, прежде чем приобрести изделие, нужно внимательно посмотреть, насколько качественно оно пошито, всё ли в порядке. Внешний вид изделия во многом зависит от правильного выполнения швов. Если платье или юбка сшиты и обработаны с помощью швейной машинки, то понятно, что швы выглядят красиво и аккуратно. Вы это понимаете, так как сами тоже умеете шить.

Современные швейные машинки имеют много функций, которые позволяют шить качественно и обмётывать аккуратно швы. Некоторые мастерицы даже имеют специальное приспособление, которое называется «оверлок», что ещё больше облегчает работу по обработке швов. А что делать, если у вашей машинки нет таких функций? Что делать тогда? Научиться выполнять эту же работу вручную, с помощью иголки и нитки. Немного терпения, знаний и у вас всё получится. Но прежде, надо познакомиться с некоторыми основными стежками, которые применяются при ручном шитье.

Материалы, необходимые для обмётки краёв изделия вручную

  • Иголки . Они продаются в наборах под номерами от 1 до 12. Иглы должны быть острыми, без изъянов, чтобы при шитье они не повредили ткань. Лучше выбирать иголки со специальным покрытием в районе входного отверстия для нитки, с так называемым золотым ушком . Нитка вставляется в такую иглу легко и скользит при шитье без проблем.
  • Нитки . Их так же, как и иголки, надо подбирать под ткань, из которой вы шьёте. От толщины и вида ткани, от её цвета зависит выбор рабочей нити.
  • Напёрсток . Приучите себя работать с этим инструментом. От этого зависит здоровье ваших пальцев. Он защитит их от уколов и ранок, которые потом будут мешать вам работать и станут причиной вашего плохого настроения. А это недопустимо когда вы шьёте. Подбирайте напёрсток так, чтобы он плотно сидел на пальце. Не сдавливал его, но и не был велик.
  • Ножнички . После обмётывания швов или окончания работы с отделочными деталями обязательно обрезайте рабочую нить, а не обрывайте её. Это может привести к деформации шва и испортит вашу одежду.
  • Маркер . Есть специальные водорастворимые карандаши. Чтобы обмёточный шов был аккуратным лучше сделать разметку места стежков.

Разнообразные виды обмёточных швов вручную

Мы знаем, в каких ситуациям нас может выручить умение обрабатывать края и детали одежды вручную и подобрали инструменты, которые нам для этого нужны. Теперь можно начать изучение разных способов как сделать оверлочный шов вручную. Для обработки краёв шва существует несколько видов ручных швов. Чаще всего пользуются обмёточными швами . Они применяются для обмётки краёв детали, чтобы ткань не сыпалась, для соединений деталей ткани, при работе с мягкими игрушками и т. д.

Подшивочные швы

Вы закончили пошив своего изделия и обработали все внутренние и внешние детали теми способами, которые вы посчитали наиболее подходящими в этом случае. Осталось подшить вашу работу. И в этом случае вам снова понадобится ваше умение выполнять ручные швы. Машинкой в этих случаях лучше не пользоваться.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Схематическое изображение цветов:

Строчечный шов (шов «назад иголку»):

Сдвоенная строчка наиболее крепкая из всех видов ручных швов, она напоминает машинный шов.

Сдвоенная строчка справа налево.

1. Сделайте два стежка, начиная от края, а затем вернитесь на один стежок назад.

2. Необходимо соблюдать расстояние – насколько Вы «возвращаете» иглу назад, такой же стежок необходимо сделать вперед.

3. Продолжайте шить до конца.

4. Закрепите шов, сделав два стежка на месте.

Обметочный шов:

Обметочный шов может быть использован для обработки края (чтобы ткань не крошилась) или в качестве декоративного шва, если делать его контрастными по цвету нитками.

1. Сделайте несколько стежков строчечного шва.

2. Вставьте иглу в ткань, отступив примерно 6 мм от края, острие иглы направлено в противоположную от края ткани сторону.

3. Поместите иглу в образовавшуюся петлю и затяните, чтобы образовалась петля на краю ткани.

Петельный шов:

Эта строчка хорошо обрабатывает края, которые осыпаются, и используется для изготовления петель или шитья на машинке. Длины стежка может быть больше или меньше.

2. Закрепите нить несколькими стежками.

3. Вставьте иглу в ткань возле края. Оберните конец иглы нитью.

4. Вытяните нить так, что узел оказался на краю ткани.

Потайной шов:

Этот вид ручных стежков используется для крупных кусков материи или для сшивания неровных краев.

1. Строчка делается справа налево.

2. Закрепите край ткани несколькими стежками. Сделать стежок по диагонали справа налево, затем, направляя иглу влево, сделайте маленький стежок на втором полотне.

3. Продолжайте шить, переходя от одного полотна к другому.

4. Старайтесь сильно не стягивать полотна между собой.

Петельная цепочка:

Это декоративная строчка, которая может быть использована для формирования прямых или изогнутых линий. Шов делается на лицевой стороне справа налево.

1. Сделайте узел на конце нити и воткните иглу так, чтобы узел был с изнаночной стороны, а игла – с лицевой.

2. Воткните иглу в то же самое место и сделайте маленький стежок.

3. Поместите петельку из нити под острие иглы и протяните иглу через нее. Не затягивайте нить слишком плотно.

4. Повторяйте шаги 2 и 3, при этом следующий стежок начинайте внутри последнего.

5. Чтобы закончить строчку, вытяните иглу с нитью на изнаночную сторону и сделайте узелок, зацепившись на последний стежок.

Подшивочный (простой) шов:

Этот вид строчки практически незаметен с лицевой стороны изделия.

Работа справа налево одной нитью.

1.Сделайте узелок на нитке и закрепите ее с изнаночной стороны.

2.Немного подогните край изделия и закрепите его, сделав стежок через край.

3. Продолжайте шить, захватывая при этом сложенный край и основной материал.

Подшивайте край так, чтобы стежки были как можно меньше, тогда они будут практически незаметными.

4. Закрепите нить узелком с изнаночной стороны.

Стежок «Елочка» (зигзагообразный шов):



Эта строчка обрабатывает край подола и в то же время присоединяет его к ткани. Он используется на плотных тканях, которые чересчур толстые для того, чтобы делать двойной подгиб края.

1. Шов делается слева направо.

2. Закрепите нить несколькими стежками на месте по краю подола.

3. Сделайте длинный диагональный стежок слева направо через необработанный край и основное полотно, вернитесь назад, сделав стежок длиной примерно 6 мм через основное полотно.

5. Перенесите иглу вправо и сделайте еще один диагональный стежок, направляя нить слева направо, так, чтобы зацепить подол.

6. Все стежки должны быть примерно одинакового размера.

Ступенчатый шов:



Ступенчатый шов или потайной подшивочный шов – способ соединения двух полотен пестрой ткани, когда шов будет проходить именно по рисунку.

1. На одном куске материи подогните припуск на шов и положите ткань сгибом на второй кусок, точно на то место, где будет располагаться шов. Рисунок при этом должен точно совпасть.

2. Шов делается на лицевой стороне ткани справа налево.

3. Закрепите нить, введите иглу во второй кусок материи, после этого проведите иглу с нитью через подогнутый срез, сам стежок будет располагаться вертикально. Не затягивайте нить слишком сильно.

4. Повторяйте шаги 2 и 3.

5. Чтобы закончить шов, выведите иглу на изнаночную сторону и закрепите ее за стежок.

6. Вставляйте иглу точно напротив того места, где будет стежок, чтобы сформировать петельный шов. Не затягивайте нить слишком сильно.

Пришивание подклада:



1. Положите материал изнаночной стороной вверх на плоскую поверхность.

2. Положение подклад лицевой стороной вверх.

3. Сколите обе ткани вместе по центру.

4. Делайте небольшие стежки, захватывая 1-2 нити материи, а вытягивая нить, захватите 1-2 нити второго куска материи.

5. Делайте маленькие стежки, формируя строчку с вертикально расположенными стежками.

6. Закрепите узлом с изнаночной стороны.

Челночный стежок:


Эта строчка используется для прикрепления подкладки и второго слоя материи к ткани или занавескам, покрывалам и ламбрекенам, где есть определенное количество слоев ткани. Обычно высота стежка занимает половины высоты на одном и половину высоты на другом полотне.

1. Положите подклад с изнаночной части материала и закрепите его.

2. Делайте одинаковые диагональные стежки через край. Не затягивайте нить слишком туго.

3. Воткните иглу в ткань на расстоянии примерно 5 мм вправо от предыдущего стежка, формируя петлю.

4. Сколите иглой оба куска ткани.

5. Сделайте небольшой стежок захватив 1-2 нити основного материала и вытяните иглу через образованную петлю.

4. Делайте шов, захватывая только несколько нитей на лицевой стороне основного материала, в конце закрепите нить узлом с изнанки.

Шов через край:

Ручной шов через край – это способ обработки краев сыпучего плотного материала. Длина стежка регулируется в зависимости от сыпучести ткани.

Начните с нескольких стежков на месте.

1. Делайте диагональные стежки через край, стараясь, чтобы они находились на одинаковом расстоянии и имели примерно одинаковую высоту. Не затягивайте нить слишком плотно.

Сметочный шов:

Этот шов используется для сметывания деталей изделия.

1. Закрепите нить несколькими стежками на месте, делайте небольшие стежки, вкалывая иглу в ткань справа налево. Старайтесь делать одинаковыми стежки и интервалы между ними.

Потайной шов:


Шов используется для подшивания двойного подола.

1. Шов идет справа налево, сами стежки располагаются внутри сгиба.

2. Игла движется в основном внутри загнутого края, а сами стежки захватывают лишь несколько нитей подола и основного материала.

3. Вставьте иглу в подол, сделайте стежок, выведите ее на поверхность и сделайте стежок.

Точечный шов:

Эти крошечные, почти невидимые стежки используются для поддержания формы складок.

1. Сами стежки располагаются внутри складок, а на поверхности видны тольео маленькие строчки.

2. Игла вставляется в толщу складки (на конце нити должен быть узелок). Выведите иглу наружу в том месте, где необходимо закрепить складку.

Наметочный шов (Сметка):


Ручной стежок , который используется, чтобы придать ткани необходимое положение, то, которое необходимо сохранить после зашивания. Аналогичен выполнению сметочного шва, но стежки немного длиннее.

1. Работа идет одной или двумя нитями с узелком на конце. Шов выполняется поочередным вкалыванием иглы в лицевую и изнаночную строну.

2. Чтобы закончить шов, сделайте 1 стежок на месте.

3. Для удаления наметки просто отрежьте узел и потяните за нить.