ампир архитектура одежда интерьер

Основательницей стиля ампир в одежде была жена французского императора Наполеона Жозефина. Мода на стиль ампир в одежде вновь стала актуальной в последние несколько лет. И хотя современные вещи в стиле ампир значительно отличаются от предметов гардероба женщин времен Наполеона, многие элементы в одежде сохранились до сегодняшних дней. Мода этого времени стала значительным контрастом к пышным юбкам предшествующего и последующего периода. Исчезли кринолины и парики, корсеты. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим -- возникновению моды а-ля антик.

По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели т. н. ампирный силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета.

Рубашка называлась шмиз («chemise»). Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Декольте тоже были максимально открытыми. Молодые девушки носили платья покороче, из-под которых виднелись длинные до щиколотки панталоны. Чаще всего их делали из легкого шелка -- фуляра, отделывали бархатной лентой и оборками.

Редингот (от англ. riding coat -- пальто для скачек) -- пальто из легких шерстяных тканей прилегающего силуэта. С легкими платьями надевали легкое на подкладке кружевное манто, которое застегивалось спереди на крючки. Спенсер -- короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.

Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили невероятных денег. Декольте могли прикрывать прозрачными косынками -- фишю. Замужние дамы и женщины в возрасте носили боа -- узкий длинный шарф из меха или перьев.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий. Носились белые длинные шелковые перчатки и чулки (с серебряными стрелками, вышивкой с гирляндами дубовых и лавровых листьев).

Прически носили гладкие, разделенные посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами. Лицо обрамляли различными видами локонов -- плоских, круглых, спиральных, трубчатых, ленточных, стружками. Сзади был пучок («узел Психеи») -- из своих волос или же шиньона, закрепленного гребнями, шпильками или сетками. На лоб спускались челки. В 1810-е начали носить колечки над ушками. Голова украшалась диадемами и обручами, также использовались фероньерки, венки из искусственных цветов и колосьев, дубовых и лавровых листьев. Для прогулок по улице брали шелковые зонты и ридикюли.

Популярны были камеи, которые изготавливались из агатов и ониксов, медальоны с локонами возлюбленных. Браслеты носились на руках и ногах. Ножные браслеты -- на щиколотке и выше колена. Ручные браслеты и кольца надевались поверх перчаток. Носятся ожерелья и колье, несколько раз обернутые вокруг шеи, серьги с богатыми подвесками. Были популярными круглые и овальные броши -- ими закалывали модные кашемировые шали, необходимые при легкой одежде.

Яркая косметика не была популярна. В моде была белизна лица и кожи, наподобие мраморных, поэтому пудрили все тело, могли использовать неяркую помаду.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в темных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка. Для пошива платьев в стиле ампир использовался тонкий и плотный шелк. Наряды украшались вышивкой золотой нитью. Были популярны светлые оттенки, свидетельствующие о высоком положении, белые, почти прозрачные ткани, кисеи. Материю научились отбеливать. Материалами служили легкие хлопчатобумажные и льняные ткани -- муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть -- дымка.

Современный стиль ампир в одежде - это длинные струящиеся платья и сарафаны. Платья шьются из шелка либо шифона и украшаются лентой под грудью. На сегодняшний день большим спросом пользуются свадебные платья в стиле ампир.

Основные черты стиля ампир в одежде:

  • · завышенная талия;
  • · глубокий вырез;
  • · длинные, слегка расклешенные юбки;
  • · рукав-фонарик;
  • · вышивка.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Многие архитектурные сооружения почти полностью копировали памятники Рима. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы или росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

«Если классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, то ампир мужествен, строг и холоден.

Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжествен и помпезен. Классицизм любит нежные тона: светло-зеленый, светло-голубой, светло-желтый. Ампир употребляет выраженные цвета: алый с черным, красный с зеленым, глубокий, синий, ярко-желтый. Оба не отказываются от белого с золотом, но классицизм объединяет их, ампир противопоставляет».

Костюм стиля ампир решается в единстве с произведениями архитектуры и декоративно- прикладного искусства.

Силуэт стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшаются однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом (рис. 114). Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде (рис. 115). Зимой и осенью мужчины носят редингот с несколькими воротниками или пелериной (рис. 116), которая является очень модной деталью как мужской, так и женской верхней одежды этого периода.

Прически в основном короткие, головные уборы - высокие шляпы с небольшими загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Несмотря на то что пропорции его остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1:7 и 1:6, прямая длинная юбка и узкий лиф), применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма, Кроме того, в нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок (рис. 117). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, напоминающий силуэт стройной колонны. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью и блестящими пайетками. Платье часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широкой манжете.

Огромную роль в женском костюме продолжали играть шали, шерстяные и шелковые, однотонные и с цветной орнаментальной каймой, украшенные вышивкой, бахромой. Стоимость их намного превышала стоимость всего остального костюма и свидетельствовала о высоком имущественном положении ее носительницы. В альманахе «Старые годы» за 1908 г. мы читаем: «Самой типичной и неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль, привезенная во Францию после Египетского похода и настолько с тех пор в Европе везде привившаяся… Другой почти столь же типичной принадлежностью женского туалета был головной убор в виде чалмы или тюрбана, в первый раз надетый парижанками. Тюрбаны делались из «мериносовой», «кашемирской» шали, из бархата, парчи, тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, белого и розового Крепа и носились или сложенными в складки, или в виде витой полосы с украшениями из жемчугов и драгоценных каменьев или султанами из перьев».

К концу периода женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча, линия груди остается завышенной, талия опускается ближе к естественной, линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом, зимние - стеганные на вате или подбитые мехом (рис. 118).

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли - открытые, плоские, кожаные, на низком каблуке.

Все новое, это хорошо забытое старое и дизайнеры знают это как никто другой. В моду вновь входит стиль ампир, который наверняка найдет сторонников среди дам, уставших от эпатажа и гламура. О том, что представлял раньше и что представляет собой сейчас стиль ампир в одежде мы и поговорим.

Когда в конце XVIII века были произведены раскопки в Помпеях, во Франции и ряде других стран возник огромный интерес к культуре Древнего Рима. Скульптуры вдохновляли художников, эстетика храмов – архитекторов, естественно и дизайнеры костюмов не могли обойти стороной интерес к античной культуре. Это послужило причиной возникновения стиля ампир, что с французского языка можно перевести как империя.

В XVIII-XIX веках были популярны наряды в стиле ампир, для которых были характерны:

  • Ношение платьев, изготовленных из легких тканей. Талия была завышена, а платье декорировалось струящимися складками.
  • Использование таких тканей как батист, кисея, муслин, тюль. В XIX веке также становятся актуальными бархат, тафта, плотный хлопок
  • Декоративная вышивка на подоле платья с использованием римских и греческих орнаментов
  • Глубокое (до начала XIX века) декольте
  • Рукава-фонарики
  • Декорация плата оборками, лентами, пайетками
  • Белый, сизый, палевый, синий, бледно-розовые цвета
  • Наличие корсета
  • Платье имеет два слоя. Верхний слой изготавливают из полупрозрачной ткани, которая украшается вышивкой, а нижний – из плотного материала
  • Вышивка гладью
  • Наличие таких аксессуаров как шляпки, перчатки и шаль
  • Ношение коротких жакетов в качестве элемента, дополняющего наряд в холодную погоду.

Кому подходит одежда в стиле ампир?

Платья в стиле ампир имеют особый покрой, который делает эти наряды актуальными:

  • В повседневном стиле. Добавив к платью джинсовую или кожаную курточку, получится вполне достойный внимания повседневный лук
  • В свадебной моде. Среди будущих невесток платья в стиле ампир вызывают немалый интерес
  • Среди будущих мамочек. Драпировки, складки и свободный покрой отлично спрячут от посторонних глаз округлившийся животик
  • Романтических барышень. Такое платье незаменимо для вечерних прогулок с мужчиной и первых свиданий
  • На торжественных и вечерних мероприятиях. В таком платье Вас будет сложно не заметить. Каждый обязательно заострит взгляд, рассматривая столь изысканный наряд и оценивая преимущества фигуры и утонченного вкуса
  • Дамам с пышными формами. Платье в стиле ампир позволит скрыть имеющиеся лишние сантиметры и складки в лишних местах. Шикарный бюст будет подчеркнут, а смутная талия незаметна за складками и изгибами платья
  • Девушкам, имеющим невысокий рост. За счет особого покроя платья и максимальной длины срабатывает оптическая иллюзия, которая визуально удлиняет силуэт
  • Обладательницам маленькой груди и длинных ног. Таким особам больше можно порекомендовать носить короткие платья в стиле ампир с драпировкой в области груди. Обувь к этому наряду можно выбрать как на высокой шпильке, так и на плоском ходу
  • Худеньким барышням. Этот стиль добавит им женственности и скроет проблемные зоны, в которых отсутствуют желаемые объемы.

С того момента, как стиль ампир вновь вошел в моду прошло немало лет. Современный стиль ампир, который демонстрируют модельеры в своих показах, выражен следующими чертами:

  • Наличие завышенной талии и ленточки под линией груди
  • Завышенная талия в тандеме с драпировкой лифа
  • Богатая цветовая палитра. Современная мода не ограничивается конкретными цветами, напротив, приветствуются как пастельные и нежные оттенки, которые приветствовались в старину – нежно-голубой, сиреневый, персиковый, светло-салатовый, так и яркие тона – алый, бордовый, фиолетовый, желтый и т.д.
  • Обувь. Наряды может дополнить как обувь на низком ходу – сандалии, балетки, так и высокая шпилька или каблук
  • Глубокая зона декольте
  • Расклешенная к низу юбка, свободный покрой
  • Отсутствующие рукава или рукава-фонарики
  • Различная длина – от мини до макси
  • Вырезы на спине
  • Использование современных тканей при пошиве изделий: шелк, атлас, шифон и др. Также при пошиве активно используются полупрозрачные ткани
  • Возможность использования различных принтов
  • Наличие блуз и туник, которые актуальны не меньше, чем платье. Их прекрасно дополнят джинсы-скинни или брюки-дудочки
  • Вязаные вещи в стиле ампир. Это может быть шарф, накидки, жакеты или болеро.

Стиль ампир распространен в летней, вечерней и свадебной моде. В стиле ампир могут быть выполнены:

  • Платья и сарафаны. Как мы и говорили ранее, для них характерен глубокий или не очень глубокий вырез декольте, который является наследием ампира. Ампиру также присущи полупрозрачные ткани, которые непременно украшаются вышивкой или лентой под грудью. Дополнить такой наряд может куртка или безрукавка из денима, которая придаст наряду нотку casual. Оптимальная длина наряда, которая подойдет к любой фигуре – до колена. С платьем прекрасно будет сочетаться вязаный ажурный кардиган, накидка, шарфик или болеро контрастного белого цвета или в тон платью. Это придаст образу романтичности и шика.
  • Туника. Располагает различной длиной, имеет свободный просторный фасон. Античную тунику можно сочетать с леггинсами или разбавлять одеждой из денима – шортами (если речь идет о тунике-сарафане), джинсами или брюками-капри. Обувь к такому наряду актуальна любая - на каблуке, шпильке или низком ходу.
  • Кофты, блузы и топы. Их шьют из таких тканей как атлас, бархат и шелк. Изделия подлежат обязательному декору вышивкой гладью или золотыми нитями. Стразы и драгоценные камни могут украшать современные топы и блузы. Эти элементы женского гардероба можно сочетать с вещами в самых различных стилях – от повседневного до делового. Это могут быть брюки или юбка, имеющие завышенную талию, узкие джинсы, широкие брюки из шифона, короткие шорты, шорты-бермуды и т.д.
  • Аксессуары и украшения. Приветствуются роскошные украшения. Жемчужные нити, ожерелья из жемчуга и драгоценных камней, жемчужные воротники или золотые украшения, имитирующие вьющиеся цветы, а также всевозможные подвески и кулоны. Приветствуются длинные серьги, небольшие браслеты из золота или серебра, шарфы и перчатки.
  • Обувь. Стиль ампир – это не только одежда, но и обувь, которая является не менее важной частью наряда. В духе ампира Вы можете приобрести кожаные сандалии с различными переплетениями и ремешками. Актуальны и балетки, имеющие завязки из атласных ленточек. Такая обувь впишется в вечерний и дневной наряд. Вы всегда можете подобрать что-то подобное на каблуке или шпильке.

Макияж и прическа в стиле ампир

Приветствуется естественная красота. Волосы следует заколоть и декорировать заколкой с цветочными мотивами или атласными лентами. Подойдет ободок или повязка для волос. Можно сделать прическу в греческом стиле. Убранные волосы сделают акцент на зоне декольте.

Макияж не должен иметь никаких излишеств. Достаточно слегка выровнять тон лица или вовсе слегка замаскировать имеющиеся дефекты кожи, подкрасить ресницы и придать форму бровям. На ресницы достаточно нанести два-три слоя туши. Губы должны иметь естественный цвет. Допустима неяркая помада пастельных тонов.

Стиль ампир – выбор романтичных особ и девушек, предпочитающих комфорт и удобство. В таком стиле Вы вправе создать массу интересных луков, сочетая античное наследие с одеждой из современных тканей. Желаем удачи в составлении образов!