Артикуляционные сказки для детей дошкольного возраста. Цикл занятий "логопедические сказки" Логопедические сказки
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.
В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.
Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».
Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ).
Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ).
Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.
Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ). - Так ты хочешь поиграть?
Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!
Давай! – согласился мышонок.
И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица ().
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ).
«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Сказка «Невоспитанный мышонок».
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска» ).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели» ). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка» ), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач» ).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик» ).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка» ).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик» ).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит» ). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.
Удачи вам в занятиях, радости в общении!
Приложение.
Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.
Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.
«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.
«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.
«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.
«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.
«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.
«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.
Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.
«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.
Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.
«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.
«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.
«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.
«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка» ).
«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.
«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.
«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциация звуков).
Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).
Слайд 9. 2.Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (,):
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
Слайд 10 . 3.Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонема ми, словоформами , лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов,)
Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
Слайд 11 . 4.Логосказки с моделированным содержанием ().
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Слайд12 .
В свою работу включаю еще и дополнительный сказочный материал.
Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный;
Слайд 13 . Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков и язычка». Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки («Утро кота Музика»).
Слайд 14. Сказка на пальчиках
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)
Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя » упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке « Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, Приложение
Слайд 15.16,17,18 . Артикуляционные сказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Ребенку в 2-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей, они быстро надоедают. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить в виде небольших логопедических сказок, развивающие правильный артикуляционный уклад звуков, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета. «Сказка о весёлом язычке», "Лягушка-зелёное брюшко (мультимедийная презентация в сопровождении иллюстративных слайдов детям) «Сказки про язычок», Истории Веселого язычка. Из опыта работы могу сказать, что такая форма подачи артикуляционных упражнений детям понравилась и дала положительные результаты.
Слайд 19.
Использовать логосказки можно не только логопедам, но и воспитателям. Полезно включать логопедические игры в рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, сказки: « Курочка Ряба», « Репка», « Три медведя», «Теремок» « Заюшкина избушка».
Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Фонетические (озвученные) сказки Дидактические задачи
: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения.
Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Фонетическая разминка к сказке «Курочка Ряба», Приложение; к сказке «Три медведя» ; Приложение, пример озвучивания сказки «О непослушном козлике», Приложение.
Слайд № 20
В логосказке присутствуют обязательно и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков . Например, логосказка « Веселое путешествие»(упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам), Приложение
Для развития силы голоса . Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»). Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему
Упражнения для развития речевого дыхания
-договаривание отдельных слов во фразе ;
«Ок, ок, ок, у меня... (колобок).
Ка, ка, ка, нет уже... (колобка).
Ок, ок, ок, лиса съела... (колобок)».
-произнесение отдельных фраз сказочных героев ; «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка», «Курочка Ряба»).
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
« Пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная, сладкая»;
Вышла курочка гулять и горошка поклевать: « Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»
-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»
Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш».
ВЫВОД
Слайд 21.
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОВЗ.
Слайд 22. Список литературы
1.Арушанова, и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/– М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
2., О.М. Кислякова Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР.- СПб.: КАРО, 2002.
3.Гаврилушкина, по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1.
4.Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7
5.Зинкевич-Евстигнеева, по сказкотерапии / -Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.
6.Ивановская, сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / , . – СПб.: КАРО, 2008. – 64
7.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.-СПб.: Паритет, 2006.
8.Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999 № 6 – с. 14-17
9.Набойкина игры с «особым»ребенком. – СПб.: , 2006.
10.Практика сказкотерапии / Под ред. .- СПб.: , 2004.
11. http://www. *****/art. html#butterfly
Приложение
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите. | Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д. |
Приложение
Вырабатывать правильное дыхание.
Обучать элементарным приемам самомассажа.
Расширять артикуляторные возможности.
Вырабатывать положительный эмоциональный фон.
Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.
Медвежата сладко спят
Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.
И расслабленно сопят.
Спокойно и глубоко дышат.
Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко.
Крепко зажмуривают глаза.
Медвежата, хватит спать,
Широко открывают глаза.
Вам давно пора вставать.
Встают со своих мест.
Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись.
С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.
Любят мишки чистоту. Умываться все идут.
Шагают на месте.
Кран, откройся,
Имитируют движение руки при открывании крана.
Нос, умойся,
Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон ,.
Мойтесь сразу оба глаза,
Выполняют круговые массирующие движения по векам.
Лоб и щеки,
Разглаживают лоб от центра к вискам.
Растирают щеки.
Мойся, шейка,
Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.
Ручки, мойтесь хорошенько.
Растирают руки.
Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем.
Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Принюхались медвежата:
Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.
Что-то пахнет непонятно.
Повторяют упражнение 3-5 раз.
Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет.
Садятся на стульчики.
Медвежата мед лакали,
Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.
Потом губки облизали.
Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат открытым.
Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед,
Гладят языком нёбо.
Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают.
Рот держат открытым.
Присасывают язык к нёбу .
Надо чай горячий пить, Но сначала остудить.
Кистью руки изображают чашечку .
Вы, медвежата
не ленитесь, сперва подуйте,
Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.
Потом попейте,
Имитируют «питье» из «чашки».
А после улыбнитесь.
Растягивают губы в улыбке.
Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата.
Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.
Друг друга подразнили и к занятиям приступили.
Спокойно садятся за столы.
Приложение
Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)
На двери висит замок, да замок (сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)
Приложение
Хохлатка (по мотивам немецкой песни)
Хохлатка у сарая -
КО – КО – КО!
Ах, где мои цыплята?
КО – КО – КО!
Ах, где мои ребята?
КО – КО – КО!
Мы здесь, мы близко, мама!
ПИ – ПИ – ПИ!
Тут кто-то вырыл яму,
ПИ – ПИ – ПИ!
Мы в яму все попали!
ПИ – ПИ – ПИ!
А вовсе не пропали!
ПИ – ПИ – ПИ!
Приложение
Бурчалочка
Сидел медведь под деревом,
И в небо всё глядел.
И песенку – «бурчалочку»
Тихонечко он пел:
БУ – БУ – БУ – БУ – БУ – БУМ,
БЫ - БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫМ,
БО – БО – БО – БО – БО – БОМ,
БА – БА – БА – БА – БА – БАМ.
Приложение
Сказка «О непослушном козлике»
Живет у бабушки козлик - остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»
Педагог
: Ой, что это?
Дети
: Ой, что это?
Педагог
: Болото! Его не обойти?
Дети
: Его не обойти!
Педагог
: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» - дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).
Козлик
: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог
: Ой, что это?
Дети
: Ой, что это?
Педагог
: Река! Ее не обойти?
Дети
: Не обойти!
Педагог
: Дорога напрямик!
Дети
(языком): Буль-буль-буль!
Козлик
: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...
Педагог
: Ой, что это?
Дети
: Ой, что это?
Педагог
: Лес! Страшный лес.
Дети
: У-у-у.
Педагог
: Дремучий лес. Дети
: Ш-ш-ш.
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог
: К нам прибежал, «ох», сказал.
Козлик
: Ох!
Дети и козлик
: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.
Приложение
Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам)Логосказка « Веселое путешествие»
Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике
Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»
(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .
Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.
Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.
Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»
(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .
Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.
Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.
Лена спросила Ручеёк :
Донесёшь ли мою лодочку до реки?
Ручеёк прожурчал :
Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )
Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )
И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )
Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .
Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.
Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )
Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )
У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )
Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )
Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )
Солнышко осветило хозяйский двор.
Хозяйка красила забор. («Маляр» )
Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )
Весело болботал индюк. («Индюк» )
От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!
Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»
(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .
Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.
Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.
Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.
СКАЗКА о ПЧЁЛКЕ «ЖУЖУ» и её ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.
Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; музыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.
Ход занятия
Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка) . Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!
Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.
Бабочки. Что же нам делать?
Пчелка Жужу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.
Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Подойдите и встаньте поближе.
Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).
Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!
Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.
Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.
Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.
Упражнение «ТРУБОЧКА»
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».
Упражнение «УЛЫБКА»
Логопед. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).
Дети выполняют.
Логопед. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.
Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).
Дети выполняют.
Автоматизация звука Ж в слогах
Логопед. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО . Давайте и мы споем вместе с ней.
Дети повторяют слоги за логопедом.
Логопед. Развеселилась пчелка Жужу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед. Улыбнитесь шире:
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «ЛОПАТОЧКА»
Язык лопаткой положи,
И немножко подержи.
Язычок мы расслабляем
Язычок наш отдыхает.
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно и убрать.
Логопед. Захотелось пчелке Жужу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Дети произносят пя-пя-пя (пять раз).
На губу язык кладу,
И «Пя-пя-пя» я пропою,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты держи её, держи,
А теперь-ка отпусти.
Логопед. А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Логопед. Захотелось пчелке Жужу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
Логопед. Попила пчелка Жужу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.
Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон,
Не снимает шляпы он.
(Грибок.)
Логопед. Правильно, грибок. Решила пчелка Жужу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.
Упражнение «ГРИБОК»
Логопед. Лежит пчелка Жужу, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку) лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.
Упражнение «ЛОШАДКА».
Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно.
Дети цокают (от 1 до 10 раз).
Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.
Итог занятия.
Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!
Примечание: материал данной сказки можно использовать как логопедам на занятиях с дошкольниками, так и родителям играя и тем самым развивая речь ребенка.