У большинства из нас малыши вызывают умиление. Правда, только в том случае, если карапуз тихонько посапывает во сне или забавно улыбается (рекомендуем прочитать: ). Частые истерики и слезы грудных детей, причины которых порой невозможно объяснить, вызывают у взрослых чувство раздражения из-за собственного бессилия. Однако такие эмоции – плохой помощник. Очень важно понять, по каким причинам новорожденный плачет, и принять соответствующие меры. Рассмотрим основные поводы для слез у грудничков, а также выясним, как успокоить плачущего ребенка.

Когда малыш плачет, молодые родители часто чувствуют себя бессильными

Физический дискомфорт

Почему новорожденные дети плачут? Плач бывает обусловлен разными факторами. Один из них – инстинктивное нежелание находиться в одиночестве. Если ребенок младше 1 месяца кричит и плачет в связи с этим обстоятельством, то успокоить его просто: взять на руки, посмотреть в глаза, сказать что-то спокойным нежным голосом.

Не помогло? Вполне вероятно, что новорожденный плачет из-за более серьезной проблемы – физического дискомфорта, вызванного неудобной одеждой, неправильными условиями в комнате и так далее. Точную причину можно понять по тому, как именно плачет ребенок:

Основание для плача Особенности поведения Как успокоить малыша?
Мокрая одежда (пеленка, подгузник) Ребенок икает, плачет, ерзает, пытаясь не прикасаться к мокрому. Снять мокрые вещи, очистить и просушить кожу, надеть новое белье.
Неудобная одежда (неправильное пеленание) Малыш начинает возмущенно кричать сразу после облачения в новую одежду или пеленания. Дискомфорт способны вызвать кнопки, пуговицы, змейки, нитки, крошки или швы, которые впиваются в нежную кожу. Вещи могут быть слишком тесными или жесткими. Одежда из синтетических тканей с красителями вызывает зуд. Малыша следует быстро переодеть.
Некомфортная поза Новорожденный хнычет, плачет, машет ручками и ножками, пытаясь изменить свое положение. Младенца необходимо уложить по-другому.
Слишком жарко или холодно Грудничок всхлипывает, . Признаки перегрева – горячая и красная кожа, в запущенных случаях – сыпь. Проявления переохлаждения – бледные и холодные покровы. Новорожденного следует переодеть в соответствии с температурными условиями в комнате.


Причиной суетливых движений и плача ребенка может стать мокрый подгузник

Чувство голода и проблемы с кормлением

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Частая причина, по которой плачут новорожденные, – голод. В первые недели большинство малышей практически все время «висит на груди». Затем лактация устанавливается, и вырабатывается примерное расписание, однако в один из приемов пищи кроха может съесть меньше, чем положено. Разумеется, он начнет требовать молочко не по графику и громко кричать. Если после прикладывания к груди или бутылочке новорожденный быстро затих, причиной плача был голод.

Кроха начал кушать, но снова заплакал? Значит, его что-то беспокоит. Проблемы, которые могут возникать во время кормления или после него и приводить к плачу:

Проблема Особенности поведения Что делать?
Заложенность носа Малыш начинает сосать грудь или бутылочку, но затем бросает и раздраженно кричит. Сопит носом или похрапывает. Прочистить нос специальным аспиратором (грушей), промыть каплями (физраствором), закапать препарат от насморка, назначенный врачом.
Проглотил много молока Плач короткий и не повторяющийся. Немного подождать.
Отит При глотании боль в ухе усиливается, поэтому кроха перестает кушать и громко кричит. Закапать в нос сосудосуживающие капли, а в уши – специальные обезболивающие. Обратиться к доктору.
Стоматит Признак кандидозного стоматита (молочницы) – белый налет на слизистой оболочке рта. Малыш ощущает жжение и отказывается от еды. Протереть ротовую полость слабым содовым раствором (2%). Посетить доктора.
Специфический вкус молока (смеси) Кроха пробует кушать, но затем отворачивается от груди или бутылочки. К изменению вкуса молока приводит употребление некоторых продуктов – лука, чеснока, баранины и прочих. Их нельзя есть в больших количествах. Кроме того, маме не стоит пользоваться косметикой с резким ароматом.
В желудок попал воздух Сразу после еды или во время нее грудничок подтягивает ножки к животу и кричит. Кроху нужно взять «столбиком», прислонив животом к своей груди. Благодаря этому лишний воздух выйдет.


Охлажденный прорезыватель помогает снять боль и зуд распухших десен

Неправильно сразу же предлагать младенцу грудь или бутылочку, когда он рыдает. Для начала его следует взять на руки, покачать. Если эти действия не помогают его успокоить, ребенок жалостно плачет и показывает, что хочет кушать - сосет кулачки, причмокивает, то кормление не стоит откладывать.

Если новорожденный постоянно плачет, следует убедиться, что он не голодает. Существуют определенные нормативы набора веса детей до года. Малыша стоит периодически взвешивать и сравнивать его прибавку с эталонной. Об отставании в темпах нужно сообщить педиатру - он порекомендует, как увеличить объемы кормлений.

При искусственном вскармливании ребенок зачастую плачет не от голода, а от жажды. Нужно, чтобы у мамы всегда была наготове бутылочка с питьевой водой.

Колики и повышенное газообразование

Почему ребенок постоянно плачет? В возрасте 1-3 месяцев многие дети страдают от колик – сильных болевых спазмов в животе, обусловленных растяжением стенок кишечника пузырьками газа. Основной признак колик – малыш пронзительно безутешно плачет в течение длительного времени, делая небольшие перерывы. Дополнительные симптомы:

  • покраснение лица;
  • «сучение» ножками;
  • вздутие кишечника (твердый живот);
  • сжимание кулачков.

Колики связаны с незрелостью пищеварительной системы малышей, но неправильное питание или нервное напряжение кормящей мамы могут усугублять ситуацию. У большинства детей проблема решается, когда им исполняется 3-4 месяца.

Что делать если ребенок плачет из-за боли в животе? Успокоить его можно одним из следующих способов:

  • положить на животик что-то теплое – проглаженную утюгом пеленку или подогретый мешочек с семенами льна;
  • сделать массаж – теплой рукой погладить вокруг пупка по часовой стрелке;
  • положить кроху на живот (такая позиция нравится не всем детям);
  • поносить младенца вертикально, чтобы вышел лишний воздух;
  • уложить кроху на спину и придать ему позу «лягушки» – согнуть ножки в коленях и соединить стопы, благодаря этому легче отходят газы, другое эффективное упражнение – имитация езды на велосипеде;
  • дать лекарство от колик, назначенное доктором (Эспумизан, Саб Симплекс, Боботик, БебиКали и др.), или укропную воду (рекомендуем прочитать: );
  • положить ребенка голеньким животом к себе на живот, обеспечив контакт «кожа к коже»;
  • усадить кроху в слинг лицом к себе.

Проблемы с опорожнением мочевого пузыря или кишечника

Почему еще грудному ребенку приходится плакать? Возможные причины – цистит и запор. Воспаление мочевого пузыря (цистит) сопровождается болью при мочеиспускании и повышением температуры. Состояние требует срочной помощи врача.

Если малыш плачет в процессе дефекации или тужится и не какает, у него запор. Частые проблемы с опорожнением кишечника могут привести к появлению трещинок в прямой кишке. О проблеме следует сообщить педиатру. В качестве симптоматической терапии можно воспользоваться:

  • микроклизмами Микролакс;
  • глицериновыми свечами;
  • сиропом Лактулозы (имеет отсроченное действие, вызывая стул на следующие сутки).

Причиной мучительного дискомфорта ребенка может стать запор

Некоторые физиологические причины плача

Почему еще грудной ребенок иногда плачет? Рыдания новорожденного могут быть спровоцированы различными болезненными состояниями:

Состояние Суть Симптомы Как помочь плачущему малышу?
«Грудничковая мигрень» От головной боли могут страдать груднички, которым при рождении был поставлен диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Для этого синдрома характерны повышение давления внутри черепа, нервная возбудимость, нарушение тонуса мышц (повышение или снижение). Приступы «грудничковой мигрени» возникают при изменении погодных условий, перепадах атмосферного давления. Кроме того, головную боль могут вызвать ветреная, пасмурная или дождливая погода. Малыш при этом кричит, плохо спит, проявляет беспокойство. Могут наблюдаться рвота, расстройство пищеварения. В такой ситуации невозможно обойтись без помощи специалиста. Необходимо посетить педиатра или невропатолога и рассказать о проблеме.
Опрелости (пеленочный дерматит) Из-за контакта кожи младенца с калом и мочой происходит нарушение ее кислотно-щелочного баланса. В результате появляется вызывающее боль раздражение. Признаки пеленочного дерматита:
  • сыпь и покраснение в зоне промежности и ягодиц;
  • раздражительность ребенка;
  • плач, который усиливается при смене подгузников.
Необходимо:
  • воспользоваться заживляющих средством (крем Бепантен);
  • своевременно менять подгузники;
  • тщательно очищать кожу;
  • периодически устраивать «воздушные ванны».

Если раздражение очень сильное, требуется консультация с доктора для назначения лечения.

Прорезывание зубов Когда у малыша режутся зубки, десны опухают, зудят и становятся болезненными. Кроха рыдает, тянет все в рот, чтобы «погрызть». У него наблюдается повышенное слюноотделение. В некоторых случаях происходит повышение температуры тела. Зудящие десны можно «почесать» пальцем, завернутым в стерильный бинт. Хороший способ помощи – охлажденное кольцо-прорезыватель. Кроме того, существуют гели-анестетики, которые можно наносить на слизистую оболочку. При температуре выше 38,5°С стоит дать жаропонижающее средство.


Если грудничок долго пронзительно плачет, а выяснить причину не удалось, нужно обратиться за врачебной помощью

Психологический дискомфорт

Рассмотрим, почему еще может плакать новорожденный ребенок, ведь причины бывают не только физическими, но и психологическими. Самые частые из них – призыв, протест и накопившаяся усталость:

  1. Ребенок плачет по нарастающей, если хочет привлечь внимание взрослого. Призывный крик длится недолго и повторяется через небольшие интервалы времени. Громкость постепенно увеличивается. Если прийти к младенцу, то он успокоится. Доктор Комаровский не советует сразу брать кроху на руки. Можно погладить его или поговорить с ним.
  2. Если новорожденный ребенок начинает плакать в знак протеста, то крик отличается резкостью и возникает сразу после «неподобающего» действия. К возмущению могут привести такие необходимые процедуры, как переодевание, стрижка ногтей, чистка ушей. Их следует довести до конца, а потом приласкать кроху.
  3. Если кроха стал капризным и сильно рыдает, вероятно, он устал. Истерику способны спровоцировать слишком длительное бодрствование, большое количество незнакомых людей вокруг, много впечатлений и событий в течение дня.
  4. Если новорожденный плачет каждый раз перед сном, режим дня составлен неправильно. Переутомление мешает ему успокоиться.

Плач ребенка по причине усталости можно унять следующим образом:

  • завершить/исключить подвижные и эмоциональные игры;
  • проветрить комнату и увлажнить в ней воздух;
  • перейти на спокойное общение;
  • покачать, спеть колыбельную;
  • уложить в кроватку, дать пустышку.


Если ребенок устал, следует спокойно уложить его, помочь ему уснуть

Предотвратить плач грудного ребенка можно, соблюдая каждый вечер определенную последовательность действий (ритуал). Большинству малышей помогает уснуть такая комбинация: купание – кормление – укладывание в кроватку – выключение основного освещения – включение ночника – колыбельная.

Если причиной плача новорожденного в возрасте 1-3 месяцев является психологический дискомфорт, быстро убаюкать его помогут советы американского врача Харви Карпа:

  1. Пеленание. Постоянно заворачивать малыша в пеленки нет необходимости, но укутывание поможет быстро успокоить ребенка, который капризничает и плачет перед сном. Важно закрыть ручки. Лучше пользоваться современными эластичными пеленками.
  2. Покачивание. Если новорожденный закатывается и плачет, его стоит покачать. Младенца следует взять на руки так, чтобы он лежал на боку и начать плавные движения с небольшой амплитудой.
  3. «Белый шум». Ребенка помогают успокоить шипящие звуки, произносимые тихим голосом. Их воспроизведение рекомендуется совмещать с ритмичным укачиванием.
  4. Сосание. Малыш безутешно плачет? Лучший способ его утихомирить – дать возможность удовлетворить сосательный рефлекс. В этом помогут пустышка, материнская грудь или бутылочка с небольшим количеством смеси. Однако нельзя допускать, чтобы карапуз переедал.


Иногда для успокаивания ребенка маме достаточно покачать его на руках

Успокоение ребенка старше 3 месяцев

Ребенка, который постоянно плачет в 2 месяца, можно успокоить одним из описанных методов. Если закатывается малыш старше 3-4 месяцев, пеленать его или «шипеть» не имеет смысла. В этот период плачущего грудного ребенка необходимо отвлекать от расстроившей его проблемы:

Грудной возраст считается с момента рождения и до исполнения 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний (рахит, анемия, инфекции).

Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения.

Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:

  • в возрасте 3-4 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;
  • в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;
  • в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;
  • в возрасте 4-5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
  • в возрасте 5-6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;
  • в возрасте 6-7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
  • в возрасте 7-8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;
  • в возрасте 8-10 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;
  • в возрасте 10-12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;
  • в возрасте И-15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.

Восприятие

В первые недели жизни поведение грудного ребенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости.

Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему холодно или он голоден, или когда его покой нарушается чрезмерно интенсивными слуховыми или зрительными возбудителями.

Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференцирует их от других окружающих предметов.

Важным органом познания (ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы); при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира.

Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, координированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким образом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды.

Помимо основных нужд возникает все увеличивающаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечивается постоянное общение с окружающими взрослыми.

Речь

Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцированные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности.

В 8-9 месяцах ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так, например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову когда ему показывают какой - нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повторяет, когда ему говорят «па-па».

Социальный контакт

Первая положительная реакция по отношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт со взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает).

Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования.

Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени - днем и ночью - на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня.

В этой, стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм».

По истечении первого года жизни достигнута важная степень развития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.

Кашель может быть сигналом огромного количества недугов. Наличие кашля у грудного ребенка очень часто...
  • Когда и как начать прикорм... Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического...
  • Кормление грудью О пользе грудного вскармливания, как для матери, так и для малыша уже сказано и написано очень много....
  • Пищевая аллергия у грудного... Аллергия на те или иные пищевые продукты отмечается у грудных детей довольно часто. Под аллергией подразумевают...
  • Повышение температуры... Огромное количество патологий у грудных детей дают о себе знать в самую первую очередь с повышения температуры....
  • Почему у ребенка до года... У детей грудного возраста запоры – явление довольно частое. Как правило, они вызваны функциональными...
  • Сбой пищеварения у грудного... Грудной ребенок не в силах поведать своим родителям, что, где и как у него болит. Слава Богу, что каждая...
  • Физиологический насморк... В случае если возраст малыша не более двух с половиной месяцев, тогда хлюпающий нос не всегда можно считать...
  • Что делать, если у ребенка... Прежде, чем начать воздействовать на организм ребенка, страдающего запорами, нужно наладить микроклимат...
  • Правила измерения температуры у грудничка
    В самую первую очередь родители должны помнить о том, что измерять малышу температуру следует в момент его полного спокойствия. Не стоит этого делать после того, как ребенок поест либо после сильного плача. В таких случаях показатели чаще всего являются завышенными. Если Ваша интуиция подсказывает Вам, что показатели не совсем верные, через определенный промежуток времени измерьте малышу температуру повторно. Для измерения температуры у грудничков следует использовать специальные цифровые градусники, являющиеся безопасными.

    Способы измерения температуры
    Измерить температуру у грудного ребенка можно несколькими способами, а именно:

    • лобным термометром;
    • ректальным термометром;
    • в подмышечной впадине ртутным либо цифровым термометром;
    • термометром-соской;
    • ушным термометром.
    Как должны вести себя родители, если у их малыша повысилась температура?
    В самую первую очередь родителям нужно взять себя в руки и ни в коем случае не разводить панику. После этого, если есть такая возможность, позвоните врачу и обсудите с ним сложившуюся ситуацию. Врач обязательно расскажет Вам, как нужно действовать в таких ситуациях. Мы же сообщим, что грудничкам при повышении температуры в первую очередь следует давать большое количество жидкости. В случае если повышение температуры наблюдается у ребенка старше двух месяцев, однако он продолжает играть, спать и кушать, тогда особо переживать по этому поводу не нужно. Спокойно дожидайтесь врача. В случае же если у ребенка высокая температура, но при этом его руки и ноги являются холодными, а кожа бледной, тогда любыми способами постарайтесь как можно быстрее снизить температуру. Это важно, так как в противном случае у ребенка могут начаться судороги .

    Приемы, способствующие снижению температуры
    При повышении температуры у грудного ребенка можно использовать как немедикаментозные, так и медикаментозные приемы. Что касается немедикаментозных приемов, то к их числу можно причислить как обмывание тела, так обертывания мокрой пеленкой, обтирание слегка прохладной водой, очистительные клизмы, а также компрессы из воды с добавлением уксуса. Ребенок в таких случаях должен быть полностью раздетым. Если говорить о медикаментозных приемах, то в данном случае на помощь придут специальные жаропонижающие медикаменты. Грудничкам, как правило, разрешается давать ибупрофен , а также парацетамол . Применяются данные медикаменты как в виде свечей, так и в форме сиропа, а также суспензии.

    Каковы методы терапии кашля у грудного ребенка?
    Терапия кашля у грудничков осуществляется, прежде всего, под строгим контролем специалиста. При наличии кашля ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как только таким образом можно ускорить отхождение мокроты. Немаловажное значение в таких случаях имеет и массаж . Массажировать в данном случае следует грудную клетку, а также рефлексогенные зоны. Массаж проводится похлопывающими, а также постукивающими движениями с использованием бальзамов на растительной основе. В случае если кашель стал причиной отказа малыша от еды, заставлять его лишний раз не стоит. Зато детям в таких случаях нужно давать пить как можно больше жидкости. В случае если у грудничка кашель был спровоцирован острой респираторной вирусной инфекцией, тогда все мероприятия направлены в самую первую очередь на разжижение, а также выведение мокроты. Воздух в комнате, в которой находится больной ребенок, должен быть влажным. Не обойтись в данном случае и без специальных отхаркивающих лекарственных препаратов.

    Каковы меры профилактики кашля у грудного ребенка?
    Прежде всего, это закаливание . Закалять ребенка следует сразу же после его появления на свет. Чтобы предупредить развитие данного состояния, ребенка следует ежедневно выводить на улицу, причем при любой погоде. Ни в коем случае не курите в помещении, в котором есть ребенок. В случае если в городе отмечается вспышка вирусного заболевания, тогда лучше всего не выходить с младенцем в места большого скопления людей. В случае если заболел кто-то из близких людей, сразу же наденьте на него ватно-марлевую повязку. Как в зимнее, так и в весеннее время года рекомендуется проводить двухмесячный курс профилактики поливитаминными препаратами. Чтобы укрепить защитные силы организма грудного ребенка, ему следует провести специальный курс массажа.

    Что касается введения прикорма позже полугода, то его также стоит избегать. Все дело в том, что уже после шестого месяца организм ребенка нуждается в наибольшем количестве энергии и питательных компонентов, которых в грудном молоке намного меньше. Железо в данном возрасте организм малыша может получить только из каш, предназначенных для детского питания . В этом возрасте очень важно также разрабатывать жевательный рефлекс, что при процессе сосания является невозможным. Помимо этого дети старше полугода нуждаются в психическом и эмоциональном развитии, которое можно получить за счет новых вкусовых качеств, а также новых структур пищи.

    Сразу же отметим, что любой прикорм не в состоянии заменить малышу грудное молоко. Введение прикорма первоначально предусматривает использование однокомпонентных продуктов питания. Это могут быть фруктовые либо овощные пюре, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Грудничкам в этом возрасте можно давать и каши, самое главное не добавлять в них молоко и сахар. Каши тоже должны состоять из одного вида зерновой культуры. Однокомпонентные продукты питания дадут возможность увидеть, каким образом реагирует организм грудного ребенка на те или иные элементы. Очень важно обратить внимание всех мамочек еще и на то, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с половины чайной ложечки.

    Первоначально лучше всего остановить свой выбор на безглютеновых кашах, а именно на рисовой и гречневой каше. Дело в том, что именно эти зерновые культуры не вызывают аллергии . Если же у ребенка отмечается дефицит железа в организме, тогда в качестве первого прикорма ему лучше всего дать кашу, обогащенную железом. Что касается овощных пюре, то в самую первую очередь стоит испробовать кабачок либо цветную капусту. Данным овощам также не свойственно вызывать развитие аллергических реакций. Выбирая из фруктов, стоит остановить свой выбор на грушах и яблоках .

    Немаловажно отметить и тот факт, что чрезмерное кутание малыша не сможет уберечь его от тех или иных патологий. Грудных детей наоборот нужно закаливать, но только постепенно. Именно закаливание поможет приучить маленький организм спокойно переносить различные погодные условия, а также частые перемены температуры воздуха. Очень важно, чтобы родители каждый день выводили ребенка на свежий воздух, причем в любую погоду.

    Чрезмерно кутать ребенка тоже ни в коем случае нельзя, тем более, если он находится в помещении. Надевать в комнате малышу платок или чепчик не стоит. Примерно со второго – третьего месяца жизни грудничка начинайте делать ему воздушные ванны – полностью разденьте ребенка и дайте ему полежать совершенно голеньким на животе либо на спине. Вначале продолжительность таких ванн должна составлять не более двух минут. Затем время их проведения постепенно увеличивают до десяти – пятнадцати минут. В летний период такие ванны проводят на улице, но не под прямыми лучами солнца, а в тени.

    Уже начиная с третьего – четвертого месяца можно перейти и к обтиранию тела. Проводится оно рукавичкой, предварительно смоченной в теплой водичке. Обтирание начинаем с ног, затем переходим к груди, животу, спине и ручкам. Сразу же после этого берем мягкое полотенце и тщательно вытираем младенца до тех пор, пока его кожный покров не порозовеет. Следует отметить, что теплой водой проводят обтирания только вначале. Очень важно постепенно уменьшать градус используемой для обтирания воды.

    С самого рождения, малыш контактирует с различными предметами одежды – пеленками, распашонками, штанишками шапочками и так далее. Для малыша невероятно важно, чтобы первый контакт с окружающим миром, в том числе и с одеждой, не причинял отрицательных эмоций. Кроме того, неправильно подобранная одежда может стать причиной появления потницы, аллергии, а также других неприятностей. Познакомимся подробнее с некоторыми особенностями и правилами, которые необходимо запомнить при выборе одежды для малыша.

    Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

    Беспокойный грудничок: теория и практика

    Шаг первый: успокоиться

    Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

    Что делать

    Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

    Шаг второй: выработать общую стратегию

    Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

    Что делать

    1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
    2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
    3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

    Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

    Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

    Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

    Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

    В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

    НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

    от 1 до 12 месяцев
    Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
    К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

    Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

    На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

    Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

    На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

    В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

    К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

    При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

    Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

    В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

    Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

    К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

    На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

    Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

    В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

    НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
    Признаки нормального развития ребенка
    от 1 до 12 месяцев
    Отклонения в развитии
    Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
    В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

    Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

    Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

    Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

    Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

    Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

    Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

    Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

    Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

    У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

    Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

    Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

    Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

    Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

    Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

    Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.