рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .

Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?

В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.

Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).

Что впечатлило вас больше всего?

Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.

Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.

Интерьер гостинной в Икее

Интерьер спальни

Интерьер кухни

Интерьер спальни

Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?

Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:

  • они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
  • занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
  • педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
  • занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
  • режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.

Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!

Космическое творчество

На стене большие проеты

100 лет независимости Финляндии

Весенний групповой проект

Пасхальный групповой проект

Динозавры

Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.

Захотели — развесили поделки

Зона творчества

Пусть криво — зато сам сделал!

Настольные игры

Органайзер для поделок

Зона ролевых игр

Органайзер для поделок

Зона конструирования

Игровая зона у малышей

Зона творчества — всё доступно

Лошадкииии:)

Поделки на стене в школе

В творческой мастерской

Мы меняем пространство, как хотим

Зона костюмированных игр

Системы хранения

Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.

В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Штора играет роль перегородки

Пуфики на магнитах на стене

Мобильные игровые блоки

Полоса препятствий — трансформер

Книжный стеллаж на колёсах

Детские рукомойники прямо в классе

Хранение матрасиков

Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)

Мобильные игровые блоки

Мобильные игровые блоки

Безкарскасная мебель

Шкафы на колёсиках

Удобные раздевалки

Компактное пианино

Индивидуальные полочки

Стеллаж на колёсах

Столы, которые можно собрать в один

Слева стена для хранения

Компактные лавочки

Перегородка для рисования вместо стены

Спортзал

Шкафы-трансформеры

Компактные стулья

Практичные кроватки

Кровати, которые прячутся

Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.

Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?

Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.

Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.

И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.

Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.

Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.

Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.

Было что-то такое, что вам не понравилось?

Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.

К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.

Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.


Биорум или учебный класс-атриум посреди школы

Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).


В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад

Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).

Столы с пылесосами

Шкаф с ручными инструментами

Стеллаж с болтиками и другими мелочами

3d принтеры

Детские работы

Профессиональное столярное оборудование

Материал для работы

Кладовка художественного класса

Швейная мастерская

Нитки в свободном доступе

Оверлоки

Ткани

Молнии, лоскутки

Гончарная мастерская

Разные техники рукоделия

Ткачество в садике

Печь для обжига глины в садике

Разные материалы для творчества в саду

Фетр для детских поделок

Красивые мелочи

Краски разных видов

Мелки восковые

Вторсырьё и природные материалы

Бусины деревянные

В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).

Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.


Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?

Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.

Детская площадка в саду

Дождевики и резиновые сапоги

Крутые лазалки в каждом саду

Качели часто выглядят так

Хранилище уличных игрушек

Лабиринт на асфальте

Лабиринт для игры с водой

Натуральные материалы

Транспорт для прогулок

Горки вписанные в ландшафт

Сапожки:)

Дождевые комбинезоны

Справа — сушильный шкаф

Лёгкая и удобная одежда

Лазалка

Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.

Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.

Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.

Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.

Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?

Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.

В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.

Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

Финляндия – одно из привлекательных миграционных направлений для россиян, учитывая территориальную близость, высокий уровень жизни и качество образования (входит в топ-10 мировых рейтингов). Дошкольное образование представлено и русско-финскими детскими садами, которые расположены во многих крупных городах. Поэтому русским мигрантам с детьми интересно узнать, чем особенны детские сады в Финляндии, какова стоимость места и как оформить туда ребенка.

Система дошкольного образования

Дети в Финляндии с самого рождения являются полноправными членами общества.

В декретном отпуске один из родителей находится, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Отец или мать имеет право продлить отпуск до 3 лет, написав соответствующее заявление. В течение этого времени выплачивается помощь по уходу за ребенком (kotihoidon tuki) от Пенсионного управления KELА в размере около 500 евро. Когда родитель желает выйти на работу, он может отдать ребенка в детский сад.

Согласно закону об образовании, с 2001 года ответственность за дошкольное образование в Финляндии возложена на местную власть.

Детские сады как муниципальные, так и частные принимают детей в возрасте от 9 месяцев до 6 лет. Место в дошкольном учреждении платное, но если семья малоимущая (родители имеют низкий доход) или многодетная, предусмотрены льготы.

В основном учреждения двуязычные: основной язык – финский, вторым может быть английский, шведский, немецкий, французский или русский.

Существуют детские сады смешанного типа, где вместе занимаются здоровые малыши и дети с ограниченными возможностями.

Задача воспитателей – дневной уход за ребенком, а главное требование к дошкольным учреждениям – создание благоприятной атмосферы и разнообразия в обучении.

Воспитатели, имеющие степень бакалавра или магистра, тесно сотрудничают с родителями: советуются, какие воспитательные меры применять, если ребенок капризничает или неправильно себя ведет.

Финское дошкольное образование не имеет единой программы, но базируется на следующих принципах:

  • любовь;
  • уважение;
  • свобода действий, которая дается как дошкольникам, так и их воспитателям (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).

В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.

Обязательным этапом дошкольного образования является еsikoulu/eskari – подготовка к школе детей в возрасте от 6 лет, которая длится 1 год.

Типы детских садов

Финская система детских садов охватывает несколько типов:

  1. Муниципальный (kunnalliset päiväkoti). В каждой группе от 10 до 25 детей, с которыми занимаются 2–3 воспитателя.
  2. Частный (yksityinen päiväkoti). Имеют разные направления: искусство, языки, спорт и так далее.
  3. Частный, у которого муниципалитет покупает услуги. Сумма оплаты такая же, как и в муниципальном.
  4. Семейный (perhepäiväkoti). Может размещаться в квартире или частном доме воспитателя или ребенка. Один воспитатель может проводить занятия с 4 детьми, которые находятся полный день, и с 1 ребенком, который находится полдня. При этом должны быть оборудованы места для игр, спальные места и площадка для прогулок.
  5. Групповой семейный (ryhmäperhepäivähoito). Рассчитан на 8–12 детей.

Существуют открытый детский сад (avoin päiväkoti), где за ребенком следят его родители, и детские дошкольные учреждения, в которых занятия проводятся на иностранном языке (vieraskieliset päiväkoti). Первый является своеобразным клубом по интересам: родители вместе с ребенком лепят, рисуют, читают сказки, играют в игры. Занятия в таком садике бесплатны.

Чтобы записать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители обязательно должны иметь вид на жительство.

Заявление на место стоит подавать в детский сад за 4 месяца до того, планируется отдавать туда ребенка.

Перед тем как подать документы, необходимо пройти медицинское обследование, собрать и предоставить медицинским работникам справки.

Подать заявление в муниципальное детское учреждение можно как лично, так и по интернету, в частное – только лично. Бланки заявлений есть в детских садах, в бюро социального обеспечения и в Пенсионном управлении KELA. Важно знать, что к этому времени ребенок должен иметь личный идентификационный код – henkilötunnus.

В финские дошкольные учреждения иногда бывают очереди, но если подать заявление заблаговременно, то шансы, что ребенок попадет в выбранный сад, достаточно высоки. Когда необходимо срочно сменить садик, например, по причине переезда или из-за того, что родители выходят на работу, заявление может быть рассмотрено в срочном порядке. Но тогда ребенок попадет в то учреждение, где найдется место.

Стоимость

Стоимость места в дошкольном учреждении зависит от нескольких факторов: уровня доходов, количества членов в семье и от того, какое количество часов ребенок будет находиться в саду.

Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц. Стоимость пребывания ребенка в детском саду составляет от 220 до 260 евро в месяц (точная сумма зависит от размера семейного дохода и конкретного муниципалитета). Для детей из малообеспеченных семей выделяется несколько бесплатных мест.

Если ребенка устроили в частный детский сад, плата за посещение в котором превышает 290 евро в месяц, то можно обратиться в службу KELA за компенсацией. Для подтверждения уровня дохода необходимо обратиться в бюро социального обеспечения.

Занятия

В финский детский сад дети начинают ходить обычно с 1,5–2 лет. Минимальный возраст – 9 месяцев.

Стандартный режим работы детского сада: с 6-6:30 до 17:00-17.45.

В течение дня дети занимаются музыкой, спортом, плавают в бассейне, рисуют, лепят из пластилина, глины и так далее. Особое внимание уделяется групповым видам работы, когда педагоги вместе с воспитанниками делают общий проект.

Отдельное внимание в финском дошкольном воспитании уделяется налаживанию контактов с окружающими. Дети учатся правильно взаимодействовать с людьми, проявлять к ним уважение: извиняться, благодарить, помогать, сострадать.

Педагоги предоставляют детям относительную свободу: не запрещают сидеть в лужах или играть с мокрым песком. Дети могут не делать то, что им не хочется: например, если малыш не хочет есть, заставлять его не будут.

Дети выходят на улицу в любую погоду, будь то солнце, снег, мороз или дождь. Продолжительность прогулки составляет около 4 часов. Таким образом финны готовят растущие организмы к жизни в не совсем благоприятном климате.

Популярной униформой для дошколят являются теплый комбинезон, резиновые штаны на лямках и резиновые сапоги. Перед походом на улицу воспитанники надевают светоотражающие жилеты.

Разрешено брать в дошкольное учреждение любимую игрушку – unikaveri, что в переводе с финского означает «товарищ для сна». Она обязательно должна быть мягкой и матерчатой. В семейный сад воспитатель может разрешить ребенку приносить домашнего любимца, при условии, что у других детей нет на животных аллергии.

Востребованные дошкольные учреждения

К наиболее популярным дошкольным учреждениям относятся:

  1. Сеть русско-финских детских садиков Idelia (Хельсинки), в которую входят:
  • «Улыбка»;
  • «Нотка»;
  • «Огонек»;
  • «Буратино»;
  • Pikku Enkeli.

Здесь особое внимание уделяется развитию речи – с дошкольниками занимаются квалифицированные логопеды.

  1. Русско-финский детский сад “Тик-Так” функционирует для детей от 1 до 6 лет. Количество воспитанников в каждой группе не превышает 12 человек. В течение дня проходят занятия по нескольким дисциплинам: музыка, рисование, лепка, спорт. Для прогулок оборудована специальная площадка. Питание трехразовое. Контактную информацию можно найти на официальном сайте .
  2. Сеть Touhula Päiväkodit включает в себя более 150 детских садов, которые расположены по всей Финляндии. Дошкольные учреждения имеют несколько направлений: язык, спорт, искусство и культура. Подробную информацию содержит официальный сайт (страница на финском языке).
  3. Частный детский сад в Хельсинки “Коллосилта” (Kellosilta Kindergarten) предоставляет занятия на финском и английском языках. Дошкольное учреждение работает с 7.30 до 17.00. В течение учебного дня дети играют в развивающие игры и занимаются творчеством. Все воспитанники гарантированно поступают в Kielo International School. Получить интересующую информацию можно на официальном сайте .
  4. Детский сад Lastentalo Onnimanni находится в Эспоо (регион Большой Хельсинки). Открыт в 1995 году. Имеет 19 мест для малышей от 1 до 6 лет. Занятия включают физкультуру, изобразительное искусство, музыку, естествознание. Официальный сайт на финском языке.

Заключение

Дошкольное воспитание в Финляндии основано на любви и уважении к личности ребенка. Система дошкольного образования предусматривает несколько типов учреждений: муниципальный, частный, семейный, открытый. Обучение платное, но для детей из малообеспеченных семей существуют льготы. Занятия проходят интересно и увлекательно, зачастую с творческим подходом, при этом поощряется инициативность самого малыша.

Детский сад в Хельсинки: Видео

В жизни практически каждой семьи наступает тот момент, когда малыш идет в ясли или детский сад. Момент не всегда простой и, как правило, сопровождается слезами, цеплянием за ногу уходящего родителя и массовыми семейными переживаниями. Вот и наша дочка Софья сделала свой первый шаг во «взрослую» жизнь, а именно с января этого года начала посещать детский сад.

Из моей прошлой вы узнали, КАК должно быть в финском детском саду, в этой статье я расскажу, ЧТО же там на самом деле.

Для начала немного рутины. В столичном регионе очередь в детский сад (далее-ДС) от 2-х до 4-х месяцев. Для того, чтобы получить место, нужно заранее зарегистрироваться:

Электронно : если у ребенка есть henkilötunnus, а у вас доступ к интернет-банку.

Заполнить анкету и отправить ее по почте или отнести лично в выбранный детский сад.

Через несколько дней с вами свяжется заведующая ДС и расскажет о дальнейших действиях: сколько ждать места, когда прийти к ней на беседу и т.д..

Есть из этого правила исключения: если срочно нужно выходить на работу или учебу, то место в ДС могут найти и за 2-3 недели, но попасть именно в выбранный вами ДС будет сложновато. Могут предложить место в близлежащем районе, что не всегда удобно. Но опять-таки, как повезет. Например, моя подруга забронировала место для ребенка в конце августа, а через месяц пришло приглашение на курсы от биржи труда. В тот же день она сходила к заведующей ДС и ребенка взяли на следующий же день! Так что всегда имеет смысл пойти лично и спросить что да как.

Могу сказать, что наша квартира расположена просто замечательно: рядом не только несколько прекрасных детских площадок, но и 5 детских садов. Все ДС в 3-5-7-15 минутах ходьбы. Я выбрала ближайший к нам, тот, что в 3-х минутах ходьбы. Мы изначально планировали отдавать Софью, во-первых, в муниципальный, а, во-вторых, в финноязычный ДС, чтобы она быстрее освоила язык. Ну и с виду мне этот садик всегда импонировал: аккуратный, не большой, но и не маленький, хорошая площадка во дворе.

1 сентября я забронировала место на январь, т.к. никак не думала, что мне дадут место на курсах раньше августа. Таким образом, думала я, мы без особых слез и нервов адаптируем ребенка, пару недель похожу с ней, а еще через пару она совсем привыкнет. Через несколько дней мне позвонила заведующая и сказала, что все в порядке, место будет даже возможно с ноября, а уж в январе-то Софью точно возьмут.

В конце ноября она мне прислала электронное письмо с просьбой прийти к ней на беседу. Там мы уточнили некоторые детали: заведующая предложила начать 12 января, выдала мне бумагу, где были данные нашей группы (название, телефон, имена воспитателей), сказала, что если я хочу, то мы можем с ребенком прийти к ним в гости, посмотреть что к чему, познакомиться с воспитателями и детьми. Этот визит я запланировала на середину декабря, ибо перед Рождеством они закрывались на каникулы. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах…

11 декабря я получила письмо с приглашением на курсы финского языка от биржи труда с ….12 января! То есть ясное дело, что времени на адаптацию ребенка у меня просто не было: садик закрывался 20 декабря, а открывался только 7 января. Я в панике прибежала в садик, объяснила ситуацию воспитателю Анне. Она у нас очень молодая и красивая девушка, очень добрая, дети ее любят, я ее тоже люблю Анна меня успокоила, сказала, что, конечно, хорошо, если есть возможность дать ребенку привыкнуть к новой ситуации, но так, как Софья у них только одна новенькая и до августа новых детей не будет, то ей уделят предельное внимание и все будет хорошо. Мне выдали много разных анкет, причем Анна сто раз извинилась, что сейчас нет анкет на английском языке. Дома я заполнила эти бумаги: сведения о родителях и наши контактные данные, подробные вопросы о ритме дня ребенка, что ест, аллергичен или нет, что для ребенка важно, что умеет и т.д.

Всего три дня я смогла походить с дочкой в ДС, мы там проводили пол-дня до сна, потом шли домой. В первый день Анна провела со мной беседу на основании заполненных анкет, очень подробно расспрашивала о ребенке, сказала, что если у меня какие-то пожелания и т.д, то обязательно ей сказать. Также она предложила мне сделать фото-коллаж: на картоне формата А4 нужно было разместить фотографии мамы-папы-бабушек-дедушки, любимых животных, чтобы когда ребенок тоскует, показывать ей. Меня познакомили с персоналом: воспитательница Анна, няни-Суви и Лена. Все они прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с коммуникацией. Няни и воспитатель выполняют совершенно одинаковую работу: моют детей, кормят, играют. Еще у нас есть уборщица, которая, кстати, знает всех детей по именам. Кабинет заведующей находится рядом с нашей группой, она тоже знает всех деток и иногда играет с ними, читает книжки.

В нашей группе 15 детишек, возраст от 1.10 до 4-х лет. У них много разных игрушек, большая игровая комната - трансформер: утром они там играют, днем там же спят, она же и спортивный зал. У каждого ребенка свое полотенце, висит на крючке, который подписан имененем ребенка. Полотенца каждое утро меняют. Само собой у каждого есть шкафчик. В нашем садике своя кухня, питание очень разнообразное.

ДС работает с 6.15 до 17.30, мы водим Софью с 9.00 до 16.00, т.е. на 7 часов в день. За это мы платим 230 евро. Стоимость рассчитывается с учетом дохода семьи, например, малообеспеченные семьи могут платить всего 15-20 евро в месяц, и кол-ва часов в саду, чем меньше часов, тем меньше плата. Кстати, крайне рекомендую сразу принести в ДС бумагу о своих доходах, чтобы они правильно все рассчитали. А то получите довольно большой счет! Режим дня примерно такой:

8.00 завтрак

8.30-10.00 игры в помещении

10.00-11.15 прогулка

12.00-14.00 сон

14.30 полдник

15.00 прогулка

Гуляют они и в дождь, и в снег, и в ветер, так что очень нужна хорошая одежда и обувь, чтобы было удобно и тепло.

Итак, в понедельник я отвела Соню в садик, переодела ее, но уйти было сложно. Рыдала она очень сильно, цеплялась за мою ногу и не хотела отпускать. Но воспитатель сразу же ее взяла на руки и стала успокаивать, мне же сказала, что если буду переживать, то позвонить им, они расскажут, что да как. Причем сразу же в первый день Соня осталась с 9 до 16.00, т.е. на целый день. В общем, дочери я не показала своих слез, но по пути домой рыдала, уж очень было ее жалко. Хотя я вообще не сентиментальна. На следующий день в садик она идти не хотела категорически и плакать начала уже дома, а уж в саду концерт был в самом разгаре. Через 2 недели мне стало казаться, что это не кончится никогда, несмотря на все уверения воспитателей, что это абсолютно нормально. В саду она практически не ела и не спала. Но волшебным образом к концу третьей недели это прекратилось. Она спокойно меня поцеловала, помахала ручкой и не пролила ни слезинки! Потом постепенно начала кушать и спать днем.

Я считаю, что такая быстрая адаптация без помощи мамы - это заслуга наших воспитателей, они действительно очень внимательные и заботливые. Софья просто обожает Анну, в садик ходит с удовольствием, ей там интересно. Они там поют, лепят, рисуют, есть занятия физкультурой, очень много гуляют, причем не только на площадке садика, но и ходят на городские детские площадки, в библиотеку, то есть малышовая жизнь весьма насыщенная! Детей учат хорошим манерам: здороваться, благодарить, прощаться, учат ждать своей очереди, обязательно моют руки и высаживают на горшок. Раз в 2 недели на эл. почту нам приходит отчет о событиях, что делали, куда ходили, как реагировали дети на разные события. Раз в месяц в группе вешают «стенгазету»: там фото детишек с описанием, например, «Посетили библиотеку», «играли в рыцарей и принцесс» и т.д. Каждый вечер воспитатель рассказывает, что и как делал ребенок в течение дня, как ел, как спал, что понравилось или не очень. Если рисовали или делали аппликацию, то шедевры можно забрать из своего шкафчика домой на память. Кстати, очень мило: Соне на ее день рождения подарили красивую аппликацию, которую делали всей группой, на обратной стороне воспитатели написали пожелания всего самого хорошего.

Некоторые правила в нашем ДС:

1. Обязательно сообщать, если ребенок не придет в (можно просто отправить смс).

2. Если ребенка забирает кто-то из незнакомых коллективу, например, бабушка-дедушка-подруга, тоже предупредить. Документов никаких не надо.

3. Принести kura vaatteet, резиновые сапоги, сменную одежду (пара футболок, штаны, колготки, носки и т.д.)

4. Можно (и нужно) принести любимую игрушку и соску, если это важно для ребенка.

5. Обратить внимание воспитателей на вкусовые пристрастия ребенка: например, Софья дома не пьет молоко, зато ест кефир, а в саду-наоборот. Я также сразу сказала, что если она плохо ест или вовсе отказывается от еды, то не надо заставлять.

6. Одевать ребенка удобно: я вот очень люблю платья, у Сони их много, но в садик в основном одеваю ей брючки-джинсы, она ведь постоянно там носится, ползает, лазает.

7. В пижаму детей на сон не переодевают: просто снимают верхний слой «одежды» и в постель, поэтому под кофточку я ей надеваю футболку, под штаны-колготки. Думаю, что летом будет спать просто в памперсе и футболке.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНО подумать об уличной экипировке: лучше всего купить тонкую шапку-шлем под основную шапку, чтобы уши и шея были закрыты. В группе 15 детей и воспитатель не всегда может проследить, насколько качественно надета шапка, а так уж точно в уши не надует. Это же касается и перчаток, и теплых носков в сапоги.

9. На день рождения ребенка в нашем садике можно принести фрукты (бананы, яблоки, груши) и печенье. Есть дети с аллергией, поэтому домашнюю выпечку нельзя, т.к. воспитатель должен прочитать состав печенья.

10. Нужно подписать бумаги, в котрых разрешаешь/запрещаешь фотографировать ребенка и водить его в церковь (они там само собой не молятся, там часто бывают детские тусовки, а перед Рождеством поют для детей песни). По этой причине не могу сделать фото в садике: нужно собрать на это разрешение всех родителей.

Порой бывает, что ребенку надевают чужие варежки или кофточку, или не очень хорошо вымоют, или, например, неделю не могли найти Сонины варежки, пришлось купить новые (старые потом нашлись), но я не обращаю внимания на такие мелочи.

Через 2.5 месяца у нас состоялась беседа VASA, для нас пригласили переводчика. Воспитатель очень подробно рассказала, как развивается Софья, задавала много вопросов о ее поведении дома, вместе обсудили процесс приучения к горшку. Беседовали целый час, Анна еще раз напомнила, что все пожелания или вопросы обязательно говорить ей, чтобы совместно мы смогли сделать как можно лучше для развития ребенка.

Софья на удивление быстро осваивает финский язык: какие-то слова она и дома говорит по-фински, я это не пресекаю, хотя должно быть железное правило, что дома говорим только по-русски, но она пока еще маловата для этого. Анна сказала, что Соня понимает по-фински очень хорошо и никаких проблем в общении с ней не возникает.Выходит, что больше всех переживала за Софью я, а она довольно быстро привыкла к садику да и с языком потихоньку осваивается.

Подводя итоги, хочу заметить, что мне очень нравится позиция воспитателей: ни разу мне не сказали, что мой ребенок орет и мешает спать другим, что постоянно носят на руках (а первое время так и было), что нужно менять памперсы, т.к. на горшок она не ходит. Когда я благодарю за весь этот труд, они просто улыбаются и говорят: «Все ОК, это наша работа». Я не могу утверждать, что все детские сады именно такие, но наш мне очень нравится и я очень благодарна воспитателям за то, что они заботятся о моем ребенке и помогают ей адаптироваться во взрослом мире.

Идея написать статью о финских детских садах возникла у меня давно. К сожалению, пока не смогу описать собственный опыт, т.к. мы ждем место для Софьи, но мне выпала большая удача взять интервью у Елизаветы Тилли — соционома, доктора, русскоязычной мамы и просто красавицы. В настоящее время Елизавета учится в университете Метрополия на соционома по специализации «детское дошкольное воспитание», воспитывает сына и еще при этом находит время проводить лекции для русскоязычных мам на самые актуальные темы.

- Елизавета, ты уже достаточно давно живешь в Финляндии. Как на твой взгляд, есть ли различия между русским и финским менталитетом по отношению к детям? Например, я сразу после переезда заметила, что здесь на детей не кричат, можно ходить по лужам, сидеть в грязи, есть песок, мамы совершенно спокойно на это реагируют. Я уже не говорю о криках и шлепках.

Да, ты права: здесь детям можно все, что не принесет вреда здоровью самого ребенка и его окружающих. Хочешь гулять по лужам и сидеть в грязи — пожалуйста! Для это есть специальная одежда (резиновые комбинезоны или раздельные куртки и брюки (kuravaatteet), я даже скажу так: первое право ребенка — это право посидеть в луже! Это же такое счастье, это неотъемлемая часть детства. Также здесь не принято делать замечания по поводу чужого ребенка, например, по поводу легко или, наоборот, слишком тепло одет ребенок, уважение личного пространства-это часть финской культуры, а если сделать замечание, то это грубое вмешательство в личную жизнь семьи. Так что, конечно, разница есть.

- Расскажи о формах дневного ухода.

В Финляндии существует несколько видов детских садов, уход за детьми платный. Себестоимость детского сада около 1000 евро, но родители платят гораздо меньше. Все рассчитывается индивидуально, исходя от доходов всех членов семьи. Бывает и так, что за садик не платят вовсе, максимальная же стоимость муниципального детского сада около 280 евро, частного — тут уже зависит от самого садика. Если вы хотите водить ребенка в частный детсад-нет проблем, Kela заплатит за него определенную сумму, вы же платите остаток. Детей берут с 9-месячного возраста. Также есть общие правила для всех детских садов: для детей до трех лет-1 воспитатель на 4-х человек, после трех лет-1 воспитатель на 7 человек, максимум в группах 21 человек. Часы работы разные, зависит от садика, в основном-с 6.15 до 17.00. Есть сады, которые работают в выходные дни, есть круглосуточные- место там могут получить дети, один из родителей которых работает посменно (например, медицинский работник или полицейский).

1. Муниципальные (kunnallinen päiväkoti)

По сути, здесь все понятно: государственный детский сад, очередь в столичном регионе от 2-х до 4-х месяцев, но если нужно срочно выйти на учебу или работу, то место могут найти и за 2 недели.

2. Частные (yksityinen päiväkoti)

Как правило, сюда проще попасть, разная направленность — языковая, методика Монтессори, искусство и т.д.

3. Частные детские сады, у которых муниципалитет покупает сервис (ostopalvelu päiväkoti)

Стоимость посещения такого детского сада практически совпадает со стоимостью муниципального.

4. Детский сад семейного типа (perhepäiväkoti)

Это детский сад, который организован, например, в частном доме, квартире. Несомненно, есть определенные условия, которые должны быть соблюдены:
-на одного взрослого приходится не более 4-х детей до трех лет;
-должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи;
-питание может быть или привозным (есть специальные службы по организации питания), хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.
Такие детские сады идеально подходят для деток, которым трудно привыкнуть к большим группам людей, им психологически проще находится практически в семье.

5. Детский сад группового типа (ryhmäperhepäivähoito)

Это то же самое, что и семейный, только в здании, который выделил муниципалитет.

6. Открытый детский сад (avoin päiväkoti)

Детский сад для всех детей дошкольного возраста, бесплатный. Дети находятся вместе с родителями, это своего рода семейный клуб, куда можно прийти с ребенком, чтобы пообщаться, поиграть, выпить кофе.

- Елизавета, расскажи, пожалуйста, о проблемах социализации русскоязычного ребенка в финском садике. Насколько сложно для ребенка влиться в повседневную жизнь, если он совсем не понимает по-фински? Возможно, лучше отдавать ребенка в русскоязычный садик?

Ты знаешь, здесь очень многое зависит от семьи: что хочет ребенок, какие возможности у родителей, много факторов. Например, русскоязычный садик находится далеко, а финский — в 3-х минутах ходьбы от дома, у родителей нет возможности возить ребенка далеко. Мое личное мнение: проблема больше у родителей-на самом деле мы, взрослые, проецируем наши страхи на ребенка, мы даже и представить не можем, какие колоссальные ресурсы у детей для адаптации, в том числе для изучения языков. Вот поэтому и прекрасно, что государство дает возможность выбора-постарайся посмотреть на мир глазами ребенка, только мама и папа знают, ЧТО для него хорошо, а государство предоставляет нам право решать, как это хорошо реализовать-отдать ли ребенка в муниципальный садик или частный, или семейный, с английским языком или русским, или французским.

- Как проходит адаптация в детском саду? Твое личное мнение, как педагога, все-таки в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад.

Как правило, на адаптацию выделяют 2 недели. Например, первую неделю ребенок ходит в садик с мамой или папой, родители являются своеобразным проводником в новый для ребенка мир: показывают, где мыть руки, где кушают и играют. Мама (в основном все-таки мама) помогает ребенку, а потом постепенно это уже делает воспитатель. Потом ребенка оставляют на час или два, количество часов постепенно увеличивается. На второй неделе уже оставляют на сон. В группе есть телефон, можно позвонить и узнать, как дела. Можно дать с собой любимую игрушку, с которой ребенок спит, фотоальбом, воспитатели покажут фотографии ребенку, чтобы он меньше скучал по маме и папе. Каждый ребенок индивидуален, но в среднем адаптация к детскому саду длится 2 месяца. Если ребенок очень долго плачет и никак не может успокоиться, то воспитатель позвонит маме или папе, попросит сегодня забрать, НО это только один раз. Все-таки они стараются сами помочь малышу.

- А если ребенок даже спустя месяц-два продолжает плакать, могут ли попросить забрать его из садика?

Нет, такого не бывает. Во-первых, в детском саду все направлено на то, чтобы ребенку было хорошо. Во-вторых, детское дошкольное воспитание полностью ориентировано на поддержку семьи. Воспитатель вместе с вами продумает, как сделать так, чтобы малыш быстрее освоился и привык.

- Если у ребенка сопли или кашель, но при этом нет температуры, можно приводить в садик?

Могут спросить, есть ли возможность оставить ребенка дома, если такой возможности нет, то, конечно, его возьмут. Вообще, ребенок готов к посещению детского сада как минимум после одного целого дня без температуры без помощи жаропонижающих средств. Сообщить о болезни ребенка нужно обязательно, это важная часть общения и сотрудничества родителей и персонала, которая исходит из понятия благополучия ребенка. Можно позвонить или отправить смс на номер телефона группы.

- Такой вопрос: а если у меня в договоре написано, что ребенок посещает сад с 7.00 до 16.00, а я опоздала из-за пробок, пришла позже, воспитатель будет ждать?

Да, конечно, но желательно предупредить, что задерживаешься. Если это происходит постоянно, то могут попросить увеличить количество часов пребывания в садике, т.к. заведующая рассчитывает количество людей, которые ухаживают за ребенком. В принципе, для финнов пунктуальность очень важна!

- Елизавета, а чем занимаются с детьми? Проводятся ли какие-либо праздники, например, к Рождеству, дню матери и т.д?

С детьми рисуют, лепят, делают поделки, очень много гуляют. Ходят не только на детской площадке садика, но и на городские площадки, в парки. Во время таких походов на детей одевают жилеты со светоотражателями, где указаны данные детского сада и имя ребенка. Не стоит надевать в сад очень красивую и дорогую одежду, прежде всего одежда должна быть удобной и практичной. У каждого ребенка есть своя корзина, где лежат запасные вещи, если вдруг они закончились — в саду всегда имеются сухие и чистые вещи, которые оденут ребенку. Детям много поют, читают сказки, он готовят представления и концерты в основном к Рождеству и Дню весны. Вообще, для ребенка важен процесс созидания. Т.е. если они лепят гнома, а наш взрослый взгляд получилось что-то непонятное-ребенка все равно будут сильно хвалить, а это очень важно для самооценки.

- Как проходит общение с иммигрантами? Я, например, не говорю по-фински, но говорю по-английски.

По сути, это не проблема. Для каких-то важных собраний вам бесплатно предоставят переводчика, только нужно обязательно об этом заранее предупредить. Как правило, воспитатели говорят по-английски.

- Расскажи подробнее о lapsen vasu-индивидуальном плане развития ребенка.

Составление плана начинается с первой встречи работников детского сада, ребенка и родителей ребенка. это может быть или визит в сад, либо сотрудник может прийти к ребенку домой и познакомиться с ним в привычной для ребенка обстановке. В ходе беседы воспитатель знакомится с важными аспектами жизни ребенка: режим дня, ритуалы, особенности питания, любимые игрушки, привычки, выясняются религиозные взгляды семьи, вопросы двуязычия,обсуждаются пути сотрудничества между родителями и персоналом детского сада.

- Какие различия между воспитателем и няней в детском саду?

У воспитателей высшее педагогическое образование, бакалавриат. Няней тоже учат в школах для взрослых. Вообще, у всех, кто работает с детьми должны быть справки о несудимости и состоянии здоровья.

- Как решаются конфликты в детском саду? Например, мой ребенок жалуется, что его обижает другой мальчик, как быть в такой ситуации?

Нужно сообщить воспитателю, чтобы присмотрелась. Педагог обязательно найдет пути решения проблемы, что всем детям было хорошо, посоветует вам, как реагировать, что говорить и т.д..

- Это страшное понятие ювенальной юстиции. Неужели, за шлепок по попе отбирают ребенка?

Сразу оговорюсь, что я не специалист в этой области. Но всем известно, что здоровую личность нельзя воспитать физическим насилием, и да, шлепок — это физическое насилие. Если ты не можешь совладать со своими эмоциями, то обратись к психологу. В Финляндии очень развита система помощи семье. Есть семейные психологи, которые обязательно помогут и научат, как себя вести в той или иной ситуации. Это бесплатная услуга, единственное- назначат визит к психологу не сразу, придется подождать.

- Мое личное наблюдение: в отличие от русских детей, финские дети лет 5-6-7 очень редко говорят «спасибо-пожалуйста», хотя взрослые финны довольно любезные и вежливые люди. В детстве просто не придают этому значения?

Соглашусь с тобой, дети довольно редко благодарят. Но здесь еще важный момент: языковые знаки вежливости трудно заметить человеку, который не знает языка, есть некоторые нюансы. Но в целом да, русские детки вежливее.

Елизавета, большое спасибо за твое время и столь содержательную беседу, я получила массу полезной информации и спасибо за то, что делишься своими знаниями и опытом с нами!