Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Глаза человека - это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим - различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в сайт решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные - к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым. Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному. Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст - так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки - нет?

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение .

Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин - со светло-коричневой, а богов - с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота. Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу - символ новой жизни и воскрешения. Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море - пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете. Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель - органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности. И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку , где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» - это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста .

Ни один человек не различает синие цвета до года

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения , разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов . У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов , как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами - близнецы - воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие - черно-синим.

Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта . Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:

Ответ: все они одинакового цвета - желтого.

Можно ли услышать цвет или увидеть время?

Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.

Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик , проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.

Почему люди с аутизмом иначе видят мир?


Которое одним казалось бело-золотым, а другим - сине-черным, как в соцсетях начался новый спор. Британка Николь Култхард выложила в Facebook фотографию кроссовок Vans и рассказала , что они с подругой по-разному видят цвет обуви: у одной кроссовки были серые с бирюзовыми шнурками, а у другой - розовые с белыми.

В редакции The Village десять человек отдали голоса за серый цвет, и только трое увидели розовый. У некоторых к концу дня цвет обуви изменился. На самом деле кроссовки оказались розовыми.

Чтобы прекратить споры, мы поговорили с офтальмологом, психологом и художником и разобрались, почему люди видят цвета по-разному и что на это влияет.

Светлана Снытко

гендиректор Центра терапевтической офтальмологии, офтальмолог

Причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения. Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Полихроматические таблицы Рабкина используют для выявления дальтонизма. По степени цветовосприятия различают: трихромантов (норма), протоанопов (люди с нарушением восприятия в красном спектре) и дейтеранопов (людей с нарушением цветовосприятия зеленого цвета).

Сергей Ключников

психолог, директор центра практической психологии

На восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения. К физиологическим причинам относятся дефект зрения, например дальтонизм, а также ситуативное настроение. В мрачном расположении духа человек реагирует на темные оттенки, а при позитивном настроении картинка для него становится солнечной и более чистой.

Также играет роль изощренность в определении цветов. Этот аспект может быть связан с природными условиями или специальной подготовкой. Северные народы, которые живут на Чукотке или Аляске, различают намного больше цветов снега, так как от этого зависит успешность охоты и выживание. Роль играет и профессиональное образование: у художников палитра восприятия острее.

Обычному человеку достаточно увидеть примерно, и он уже делает вывод о картинке. Из-за визуальной культуры, которая сейчас обрушилась на нас, массива цветовой информации люди перестают узнавать оттенки, они определяют их скорее по форме. Цвет перестал быть индикатором в наших условиях.

Михаил Левин

художник, куратор программ Pre-foundation Art & Design и «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна

С точки зрения эмоционального восприятия цвета на него влияют и культурный бэкграунд, и социальное положение, и воспитанность видения цвета. Людей, связанных с творческой деятельностью, отличает насмотренность цветов. Когда человек постоянно соприкасается с этим, то он чутче и глубже видит цвет, сильнее расставляет акценты.

Чтобы цвет воспринимался спокойнее или, наоборот, вызывал эмоциональный всплеск, создается определенная гармония цветов. И эта комбинация как раз может влиять на восприятие. Один и тот же красный может восприниматься по-разному в зависимости от цвета вокруг него. Есть научные труды Джозефа Альберта об инструментах влияния на восприятие цветов.

Восприятие различается и от условий, места. Потому и художники всегда работают при дневном свете - в естественной среде цвета воспринимаются лучше.

Эти эксперименты с платьем, кроссовками похожи на некий иллюзорный трюк. Я думаю, так получается, потому что изображение показано на цифровом носителе. Человеческий глаз по-разному реагирует на картинку на экране. Есть настройки, которыми можно настроить цветопередачу. Кому-то больше подходит, когда цвет более насыщенный, а кому-то высокий контраст начинает резать глаз.

Опять же, о культурном восприятии: можно провести параллель с . Для человека, воспитанного в японской культуре, типично буйство цвета, а для европейца - нет. Многие мои студенты жалуются на эту выставку как на болезненный опыт: у некоторых даже начинает болеть голова. Просто мы не привыкли воспринимать такую интенсивность красок.

Различное восприятие органов зрения не всегда свидетельствует о наличии патологического состояния.

Разница в цветовом восприятии может выражаться не значительно, что говорит о некой норме зрения.

Существенное отличие в цветовом отображении картинки выступает поводом для обращения за медицинской помощью.

Причины разного восприятия оттенков носят врожденный или приобретенный характер. При наследственной патологии поражаются оба глаза. В случае приобретенного дальтонизма наблюдается одностороннее прогрессирование заболевания. Развиваются нарушения цветового восприятия на фоне патологического состояния в организме:

  • заболевания сетчатки глаза ;
  • нарушения в функциональности центральной нервной системы;
  • желтуха;
  • неправильное применение медикаментов;
  • отравление химическими компонентами или их соединениями;
  • вследствие удаления катаракты ;
  • длительное воздействие на зрительный аппарат ультрафиолетовых лучей.

Приобретенное нарушение цветопередачи от глаз к мозгу существует нескольких типов:

  • Ксантопсия . Окружающие предметы приобретают желтизну.
  • Цианопсия . Картинка воспринимается в синих оттенках.
  • Эритропсия . Зрение окрашено в красные оттенки.

Появление приобретенных нарушений в восприимчивости цветовой картинки носит временный характер. Устранение патологического состояния происходит после уменьшения воздействия провоцирующих факторов.

Полная потеря восприятия органами зрения цветов характеризуется дополнительными патологическими состояниями:

  • понижение уровня зрения;
  • центральная скотома .

Встречается неполная слепота на некоторые оттенки цветов. Классифицируют такое цветовое восприятие согласно оттенкам :

  • Протанопия . Не восприимчивость глаз к красному цвету.
  • Дейтеранопия . Органы зрения не распознают зеленые оттенки.
  • Тританопия . Затрудненно распознавание синего цвета зрительным аппаратом.

Возможно появление комплексного дальтонизма. Например, не воспринимаются только синие или зеленные оттенки.

Распространенными патологическими состояниями выступают протанопия и дейтеранопия.

Проверка в домашних условиях

Для проверки в домашних условиях понадобится всего лишь повязка. Манипуляция проводиться поэтапно:

  • Закрыв 1 глаз, необходимо остановить свой взгляд на белом цвете.
  • Повторить процедуру с другим органом зрения.
  • Попеременно проводится описанная процедура, но уже с большей скоростью смены глаз.
  • Смотреть на белое одним глазом продолжительностью около 5 минут. Потом сменить орган зрения.

Все изменения необходимо запомнить или записать в удобном формате.

Пояснение

Вследствие быстрого переключения работы зрительного аппарата при остановке взгляда не белом цвете при отсутствии отклонений наблюдается одинаковая картинка без изменений в яркости или цветовом оттенке. Необходимым условием получения достоверного результата выступает проведение теста в период бодрствования.

После снятия повязки с глаза, покрытого ею, не должны наблюдаться изменения в цветовом восприятии. Возможно временное увеличение яркости закрытого глаза.

Различная восприимчивость органами зрения картинок не всегда основывается на неизлечимых заболеваниях. Достаточно устранить воздействие провоцирующих факторов, что благотворно повлияет на восстановление зрения. Присутствие любых изменений требует консультации офтальмолога для выяснения провоцирующих факторов.

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии - белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу - разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, - говорит Джей Нитц . - Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие - одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, - говорит Бевил Конвей , невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то - что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним - что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая - через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой - жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, - объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, - говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими - как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, - поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 3 997

Все, у кого нормальное зрение согласятся, что кровь красного цвета, такого же, как клубника или планета Марс. Но может ли быть так, что то, что мы называем «красным» является для другого, к примеру, «синим»? Еще совсем недавно любой ученый бы вам ответил, что люди с нормальным зрением видят все цвета одинаково.

Как мы видим цвета? Мозг обрабатывает свет, который попадает на клетки глаз, а наше восприятие цвета этого света связано с универсальной эмоциональной реакцией. Но последние эксперименты показали, что, возможно, мы все воспринимаем цвета по-разному.

Другими словами, для вас кровь того цвета, которую другой человек назовет синей, а ваше синее небо для кого-то будет красным. Но наше индивидуальное восприятие не повлияет на то, какие эмоции будет вызывать цвет крови или неба.

Это явление было продемонстрировано в экспериментах на беличьих обезьянах, у которых, как и у дальтоников и большинства млекопитающих два типа колбочек: те, что чувствительны к зеленому и те, что чувствительны к синему цвету. То есть для них красные и зеленые длины волн света выглядит нейтрально и они не могут увидеть красные и зеленые точки на сером фоне.


Ученые из Вашингтонского университета ввели обезьянкам вирус, который позволил им увидеть красный, а также зеленый и желтый цвет. После этого обезьянки смогли воспринимать новую информацию, несмотря на то, что их мозг генетически не запрограммирован на то, чтобы воспринимать сигналы красного цвета.

Исследования на обезьянах, проведенные еще в 2009 году показали, что восприятие длин волн света не предопределено. Все это навело ученых на мысль, что цвет - это личное ощущение. Когда мы рождаемся, наши нейроны не отвечают на цвет заданным способом и у нас развивается уникальное восприятие цвета.

Однако, несмотря на то, что мы видим цвета неодинаково, наша эмоциональная реакция на одни и те же цвета универсальна. Независимо от того, что вы видите, глядя на ясное небо, именно короткие длины волны света, которые мы называем «голубым» цветом, действуют на нас успокаивающе, а длинные, то есть желтый, оранжевый и красный цвет стимулируют нас. Как объясняют ученые, наша реакция на цвета появилась для того, чтобы все живые организмы определяли циклы дня и ночи. Так доминирование синего цвета ночью объясняет, почему в это время мы чувствуем себя наиболее уставшими, а доминирование желтого света по утрам - это именно то, что заставляет нас пробуждаться.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Как развить уверенность в себе

Можно ли «очистить организм от токсинов»?

5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника