Пополнение в семье – всегда счастливое событие. Мало кто из родителей в этот момент задумывается о том, что родился новый гражданин. Права малыша, так же как обязанности отца и матери перед ним, регулируются законом. Нормативные акты определяют право несовершеннолетнего на уход, заботу, нормальные условия жизни, получение навыков и образования. Соблюдение указанных норм и является обязанностью родителей (опекунов, усыновителей) по отношению к своему ребенку.

Как регламентируется данный вопрос на законодательном уровне?

Родственные отношения и механизмы их регулирования закреплены в Конституции РФ, Семейном Кодексе, Законе «Об образовании», Декларации прав ребенка. Обязанности родителей и права детей делятся на личные и имущественные. Последние в свою очередь подразделяются на алиментные и имущественные.

Конституционная обязанность отца и матери – заботиться о детях (ч.2 ст.38). В главе 12 Семейного Кодекса определены родительские обязанности в период, когда ребенок нуждается в особой заботе (до совершеннолетия ребенка). Статьи СК РФ разъясняют обязанности разных категорий родителей – семей, усыновителей, родителей-одиночек, несовершеннолетних.

ФЗ №273 «Об образовании» излагает особенности правоотношений в учебной сфере. Отец и мать обязаны участвовать в выборе учебного заведения, формы и методов обучения, интересоваться учебными планами.

Декларация прав ребенка регламентирует правовые аспекты жизни детей, независимо от социального статуса, расы, вероисповедания. Это право на гражданство, образование, медицинскую помощь, защиту, уважение, собственное мнение.

Обязанности родителей по отношению к несовершеннолетнему ребенку

До какого возраста родители по закону должны содержать детей? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, со скольки лет дети считаются самостоятельными:

  • совершеннолетие (18 лет) (подробнее в статье: );
  • вступление в брак с разрешения родителей;
  • эмансипация (признание в 16 лет полностью дееспособным) (рекомендуем прочитать: ).

По отношению к детям родители по закону обязаны выполнять следующие действия: воспитывать, содержать, отвечать за безопасность и здоровье, дать полное среднее образование, привить моральные и правовые ценности.

Своими действиями отец и мать не имеют права наносить ребенку физический и психологический ущерб. Развод и проживание отдельно не снимает с родителя ответственности воспитывать и содержать детей.

В ст.63 СК РФ определена обязанность воспитания детей в физическом, духовном, психическом, нравственном контекстах. Это предполагает уход за детьми, воспитание манер поведения, развитие, обучение.

На воспитание нужны определенные материальные затраты. Отсюда следует обязанность содержания детей – обеспечение питанием, одеждой, лечением, игрушками, образованием, отдыхом и другим в соответствии с возрастными потребностями. В случае развода, с того родителя, который не живет с детьми, удерживаются алименты.

В каких случаях родитель должен обеспечивать ребенка до смерти

Период материального обеспечения ребенка родителями может продлеваться после наступления возраста 18 лет - в случае нетрудоспособности ребенка (ст.85 СК). Инвалидность 1,2 групп обозначает неспособность работать. Добровольно или в судебном порядке родитель обязан обеспечивать ребенка пожизненно или до снятия этого статуса. Кроме этого, родитель обязан обеспечивать ребенка необходимыми лекарствами и оплачивать сложное лечение.

Для установления степени нужды учитывается уровень расходов и доходов, наличие иждивенцев. Обычно нуждающимися признаются лица с размером пенсии ниже прожиточного минимума. Срок и суммы выплат определяются судебным решением.

Чем грозит неисполнение родительских обязательств?

Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей грозит привлечением к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности. Первый зафиксированный органами опеки случай приводит к административному наказанию – предупреждению или штрафу. Жестокое обращение с детьми наказуемо уголовно – до 3-х лет принудительных работ. Совокупность фактов неисполнения обязательств по отношению к детям может привести к частичному ограничению или лишению родительских прав.

Мама подростка считает, что воспитание ребенка должно быть радостью, а не «пожизненной кабалой». И приводит в пример школы в других странах мира, где домашнее задание уже отменили. Многочисленные отклики под публикацией подтверждают, что эти мысли созвучны многим другим родителям.

Зачем нужна «домашка»

Системой образования домашние задания позиционируются как способ закрепления на теории, изложенной во время уроков. На деле же выполнение домашних заданий становится делом общесемейным , за которым проходят целые вечера, и атмосфера там царит не всегда приятная.

Предприниматель Наталья Романкевич (мама троих детей 7, 9 и 16 лет) к домашним заданиям относится положительно, но выполнять на дому работу учителя, на её взгляд, неприемлемо.

Не каждый родитель владеет педагогическими знаниями и материалом по предметам. Родитель в принципе не должен заниматься не своей работой. Учить детей - это труд, который требует профессиональной квалификации. К тому же, он оплачивается. А если ребенок не может самостоятельно сделать домашнее задание по пройденному материалу, это минус учителю, который не смог донести материал ученику.

Источник фото: архив автора

Сегодня понятие «сделать уроки» в большинстве случаев включает в себя чтение параграфов, решение задач и примеров, заучивание формул. А потому воспринимается детьми как тяжкая повинность, которая напрочь отбивает желание учиться, считает Наталья. Детям нужны адекватные задания и в адекватном объёме.

Учитель должен понимать, что ребенок в младшей школе не может распечатать доклад - он может его только написать. И то в случае, если ему это интересно, и он хочет получить дополнительную оценку.

Сама Наталья за детей домашние задания не делает никогда, но проверить подготовку может в любой момент. Дети об этом знают, поэтому готовятся всегда. Или почти всегда…

Контролировать детей должна школа!

А вот семейный психолог и мать пятерых детей Наталья Таран утверждает, что роль контролёра в выполнении домашних заданий следует отдать школе. По её словам, у родителей совершенно иная функция - быть помощником.

Зачем ребёнку два контролёра? Пусть контролирует учитель, а родителям достаточно научить ребёнка учиться, то есть правильно организовать процесс. Пришёл домой, покушал, отдохнул немного (а не посидел в гаджете!), прогулялся - и за работу! Конечно, у родителей на первом этапе высок уровень тревоги за успеваемость ребёнка. Но, поверьте, вам важно знать одно: ребёнок учится. А это процесс, в котором будут свои неудачи, но и успехи обязательно придут, если мотивация будет положительной.

Вместо упреков и критики родителям стоит почаще произносить эти фразы:

«Сегодня ты справился с заданием гораздо быстрее, чем вчера…».
«На этот раз у тебя такие красивые буквы получились…».
«А в примере ты почти не допустил ошибок…»

Если ребенок подолгу сидит за уроками, это, по мнению психолога, говорит о том, что процесс обучения организован неверно.

Мне кажется, родителям не хватает образовательной базы о том, как научить ребенка самоорганизации. Усадить, заставить, проверить, проконтролировать - вот что делает большинство родителей. Хотя достаточно просто научить ребёнка себя организовывать. Ведь в конечном итоге все родители обязаны обучить своих детей обходиться без взрослых. Такова жизнь. И выполнение домашнего задания - тоже элемент такого обучения.

Для справки:

Чтобы понять, справляется ли ваш ребенок с учебой без вреда для здоровья, разработаны временные нормы по выполнению домашних заданий. 1 класс - заданий на дом не дают; 2 класс - не более 1 часа 20 минут; 3-4 классы - 1,5 часа; 5-6 классы - 2 часа; 7-8 классы - 2,5 часа; 9-11 классы - 3 часа. При этом задания повышенной сложности даются только по желанию ученика, а на время каникул - не должно быть никаких «домашек!»

Где домашние задания отменили?

И всё же многие современные школы в Америке, Франции, Великобритании, Нидерландах считают домашние задания пережитком прошлого и смело отказываются от неё.

Взамен родителям предлагают организовать досуг своих школьников самостоятельно: кружки по интересам, совместные семейные ужины, беседы, чтение книг, прогулки на улице - вариантов масса.

При этом в нашей системе образования домашние задания нужны, считает семейный психолог Наталья Таран.

Чтобы закрепить знания по тому или иному предмету, отправить их в ячейку долгосрочной памяти и применять впоследствии на практике, их нужно повторить минимум 7 раз, а лучше - 180. Поэтому домашние задания эффективны как средство, а вот их форма их могла бы стать более современной.

Мне кажется, домашние задания со временем перестанут быть письменными, в тетрадях с полями… Они переберутся в компьютер, добавятся некие элементы творчества. Но сами они останутся, потому что эффект от них большой: они дают не только академические знания, но и дисциплинируют, воспитывают ответственность. А эти качества нашим детям во взрослой жизни непременно пригодятся.

Наталья Ленская

А вы делаете домашние задания с ребенком?

Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться в тесном взаимодействии. Пока основным способом взаимодействия семьи и школы остаются родительские собрания – общешкольные и классные.

Классные родительские собрания проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями, как правило, раз в четверть.

Для учителя и родителей классные родительские собрания служат местом взаимного информирования об обучении и воспитании школьников, постановки общих задач, создания коллектива единомышленников, обучения родителей методам воспитания, организации совместных с учениками мероприятий и т.д.

Почему родители не любят ходить на родительские собрания?

Потому что многие родители считают родительские собрания потерей времени и пустой болтологией.

Несколько характерных комментариев родителей по поводу классных родительских собраний в сети Интернет:

Методика проведения классных собраний практически всегда одна и та же: в начале сетования, что родители плохо посещают собрания, потом раздают листочки с оценками детей. Затем следуют нелицеприятные комментарии, и родители по очереди сжимаются в комочек за партой, краснеют и бледнеют или начинают спорить с учителями, часто - на повышенных тонах.

За 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием. Тягомотина, постоянные выговоры всем и за все, редкие похвалы одному-двум отличникам.

Когда же речь заходит о финансовых вопросах, хочется уже только одного - отдать денег, сколько скажут, и поскорее покинуть помещение.

Я бы с удовольствием заплатила за то, чтобы за меня туда кто-нибудь сходил и отметился.

Учителю по большому счету все равно, кто придет: мать, отец, бабушка, дедушка, соседка или дядя Витя. Главное, чтобы он явился, получил информацию, проголосовал и сдал деньги, когда и сколько надо.

Родительское собрание — это очень большое затяжное видео, которое насильно заставляют нас смотреть.

У нас была такая классная, которая постоянно вводила нас в депрессию и относилась к родителям детей как к провинившимся школьникам.

К сожалению, положительные комментарии встречаются значительно реже.

В Москве предложили решать вопрос с посещением общешкольных собраний посредством сети Интернет. Получить ответы на общие вопросы, связанные с образованием, родители каждого ученика могут на интернет-собраниях. Все вопросы, обсуждаются в онлайн-режиме. Такие встречи проводятся обычно раз в две недели. В этом случае родителям школьников не нужно ходить на собрания. Пока это проводится в рамках эксперимента.

Обязаны ли родители ходить на собрания?

Иногда классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Неявившихся просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Правомерно ли это?

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» (ст.44) родители имеют право:

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка;
  • получать информацию обо всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования;
  • принимать участие в управлении организацией.

Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей - это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Вместе с тем, Закон не регламентирует посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не посещают родительское собрание в школе. Тем более школа не являются организацией, которая может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.

Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

В то же время родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. Поэтому, если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя, школу.

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично, а вместо них на собрание приходят бабушки или дедушки детей. Правомерно ли это?

Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать им в присутствии на родительском собрании нет. Однако, официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем.

Что делать?

Сегодня ситуация значительно изменилась: большинство родителей имеет доступ в интернет, каждая школа имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у учеников есть электронные дневники, по которым родители могут отслеживать успехи и неудачи в обучении своих детей, получать консультации учителей, посредством смс-сообщений получать определенную информацию об ученике и т.д. Т.о., значительный объем нужной информации родители могут получить посредством сети Интернет.

С точки зрения родителей:

  • родительское собрание должно быть максимально информативным, а информация должна быть одинаково важна для всех родителей;
  • промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид;
  • решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения;
  • целесообразно, чтобы с родителями предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний;
  • родители с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог;
  • присутствие на классных собраниях учителей-предметников не желательно, т.к. это зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Следовательно, сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. А это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Нетрадиционные методики проведения родительских собраний повышают интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно улучшают явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Уважаемые родители! Помогите школе сделать интересным ваше родительское собрание!

P.S. Сценарии родительских собраний в нетрадиционной форме, как и методику их проведения, можно найти в Интернете.

При подготовке использованы:

Посещение классных родительских собраний – необходимость или обязанность

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Это актуально для многих, меня об этом спрашивают постоянно. Да что там – я сама долго искала внутри себя ответ на этот вопрос. Или даже вопросы:

  • Почему часто родители ждут от детей возврата какого-то долга?
  • Должны ли дети что-то своим родителям?
  • И если да, то что? Сколько и каким образом нужно отдавать?
  • А если нет, то, что делать? Игнорировать эти просьбы?

Хочется сказать в первую очередь о том, как нам самим такими не стать (ведь родителей и их позицию уже не изменишь, да и незачем). Давайте попробуем в этом разобраться.

Почему же так происходит, почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Со временем накопился долг, и у первого человека внутри есть ощущение, что его обманули и использовали – все забрали и ничего не отдали. Я не буду рассматривать ситуацию, когда первый отдавал второму много лет бескорыстно. В этом мире бескорыстия практически не бывает. Даже в отношениях родителей и детей.

Родители в своей заботе о детях держат в уме как минимум стакан воды, который ребенок все-таки должен принести. Ждут и заботы в немощи, и финансовой помощи, и что их будут продолжать слушаться, и что дети будут жить так, как хотят родители, и поводов для гордости и хвастовства, и внимания. И много чего ждут. Даже если явно об этом не говорят. Но на основании чего?

Родители действительно очень много вкладывают в детей – время, нервы, деньги, здоровье, силы. В течение долгих лет. Им часто приходится отодвинуть свои желания на второй план – ради ребенка. Делать то, что не хочется – опять же ради него. От чего-то отказываться, чем-то жертвовать – как минимум своим собственным сном в течение нескольких лет. Кто сказал, что быть родителями легко и просто?

Вот проходят годы, и вдруг - или не вдруг – ребенок слышит прозрачные намеки или прямые указания, что именно и как он должен родителям. Но насколько это правомерно и обоснованно? Действительно ли он что-то должен? И откуда это ощущение несправедливости берется?

Родители переживают, потому что их родительство показалось им самим огромной безответной жертвой. Односторонним процессом, не дающим никаких бонусов и радостей. Двадцать лет мучились и теперь ждут, что должно как-то вознаградиться это все безобразие. Они очень много отдавали и ничего не получали. Совсем ничего. Должна же быть справедливость! Но так ли это?

Нет. Этот мир всегда и во всем справедлив. Дети на самом деле очень много родителям дают. Точнее даже, Бог дает нам через детей столько всего! Даже не описать словами. Их объятия, признания в любви, смешные слова, первые шаги, танцы и песни… Даже просто вид маленького спящего ангела - настолько милыми Господь их создал! Первые пять лет жизни из ребенка исходит столько счастья, что оно притягивает взрослых как магнит. Дальше тоже много разных бонусов, хоть и в чуть меньшей концентрации. То есть через детей Богом родителям дается так же очень много, причем такого, что за деньги не купишь и на дороге не найдешь. И все честно, все компенсируется - родители трудятся, Господь их вознаграждает. Сразу же, в этой же точке. Ты ночь не спал – а тебе утром улыбку, гуление и новые навыки.

Но для того, чтобы получать все эти бонусы - надо быть с детьми рядом. И иметь силы и желание этим наслаждаться – что тоже немаловажно. Видеть все эти дары, быть благодарными за них.

Именно в их детские годы, пока они маленькие, и из них все это счастье излучается просто так, каждую минуту. То, как они пахнут, смеются, ругаются, обижаются, любят, дружат, познают мир – все это не может не радовать любящее сердце родителей. Счастье в нашем сердце – это и есть награда за труды.

Тогда почему родители чувствуют, что им кто-то что-то должен? Потому что их не было рядом с детьми, и все эти бонусы и радости получил кто-то другой - бабушка, няня или воспитательница в детском саду (хотя последняя наверняка тоже этим не пользовалась). Родителям было некогда дышать детскими макушками и обнимать их посреди ночи. Нужно же работать, реализовываться. Нужно куда-то бежать, дети не убегут, подумаешь малыш! С ним не поговоришь, не обсудишь день, он вроде бы ничего не понимает, ему все равно, кто его качает и кормит. Отношения с младенцами часто не вписываются в наше понимание отношений – какое там, так только помыть-покормить-уложить. Некогда нам любоваться спящими детьми, усталость такая сильная, что можно только упасть где-то в другой комнате. Нет времени изучать с ним кузнечиков и цветочки. Нет сил на то, чтобы вместе рисовать, лепить, петь. Все силы остаются в офисе.

Но даже если мама не работает, скорее всего, ей тоже не до этих странных «бонусов» и мелочей. Это же какая-то ерунда, пустая трата драгоценного времени (как и на саму себя), а ей надо дом убрать, еду приготовить, в кружок ребенка отвезти, в магазин сходить. Она же не может лежать с ним рядом и болтать на его непонятном языке, это же глупо. Нет никаких сил и совсем нет времени на то, чтобы просто заглянуть ему в глаза и выдохнуть все напряжение. И если мы идем по делам, то идти надо быстро, а не останавливаться возле каждого камешка. Хотя физически мама рядом, все эти бонусы стремительно пролетают мимо нее. И часто у неработающей мамы к детям претензий еще больше - она же пожертвовала ради них даже своей самореализацией, не работая, так, что потенциальный счет будет еще выше.

Так хочется иногда остановить какую-нибудь бегущую куда-то маму с каменным лицом! Остановись, мама, самое большое чудо рядом! И оно не может ждать!

Оно растет каждую минуту и дарит тебе столько чудес и счастья, а ты пропускаешь все это мимо, не обращая внимания! Словно лепя очень важный песочный замок, ты не замечаешь в песке крупинок золота.

Так же часто останавливаю саму себя, когда у меня вдруг находятся более важные дела, чем почитать книгу, поиграть с ними в Лего или просто полежать рядом со спящим чудом. А куда это я собралась? И зачем? Может быть, лучше позволить счастью проникнуть в мое сердце прямо сейчас и растопить его?

По итогу же этого всего мы получаем такую ситуацию, что люди работали много лет, трудились и достаточно тяжело (разве это может быть просто?), а их честно заработанную зарплату выдавали в другом месте, каким-то другим людям. Потому что именно они были там, где нужно. Например, пока мама и папа изо всех сил трудятся, чтобы выплатить ипотеку за свой огромный дом и заплатить за услуги няне, эта няня испытывает счастье, она наслаждается жизнью в этом доме с этими детьми (я таких счастливых и наполненных нянь, балдеющих от детей и общения с ними, видела очень много, когда мы жили в поселке под Петербургом). А может быть и такое, что все эти радости не получал никто – никому они были не нужны, и спустя много лет и сам ребенок уже поверил, что ничего интересного и хорошего в нем нет.

При этом работавшему тяжело и долго человеку через двадцать лет всё же хочется зарплаты - сразу за все эти годы! И он требует - у тех, ради кого и мучился. А у кого же еще? Но не дают. Вот и остается неудовлетворенность, ощущение обмана и предательства…

Но чья проблема, если мы сами не приходим за своей «зарплатой» родителей каждый божий день? Кто виноват, что мы забываем о том, что в мире все пройдет, а дети будут маленькими всего однажды? Кто несет ответственность за то, что карьера и свершения для нас важнее детских макушек и разговоров с ними? Кто платит за наше решение, когда мы готовы отдать своих детей в садики, ясли, няням, бабушкам ради каких-то достижений, теряя с ними связь и теряя все то, что так щедро дает нам через малышей Господь?

Бесполезно ждать возврата долга от взрослых детей. Они не смогут дать того, что вы хотите, потому что они уже очень много дали вам, хоть вы и не взяли все это.

Дети возвращают долг не родителям, они отдают то же самое своим детям, и в этом мудрость жизни. И пить из взрослых детей соки - значит тем самым обделять собственных внуков, как это ни печально.

«Извини, мама, я ничем не могу тебе сейчас помочь. То, что я должна тебе, я отдам своим детям. Тебе я готова дать благодарность, уважение, необходимую заботу в случае, если это требуется. И все. Больше ничем не могу помочь. Даже если очень захочу.».

Это единственное, что может взрослый ребенок ответить своим родителям, требующим возврата долга. Конечно, он может попытаться, бросить на это все силы, всю жизнь, отказываясь от своего будущего, вкладывая не в своих детей, а в родителей. Только удовлетворения ни у одной из сторон от этого не будет.

Мы не должны ничего своим родителям напрямую. Мы должны все это своим детям. Вот он – наш долг. Стать родителями и передать все это дальше. Отдать всю силу рода вперед, ничего не оставляя позади. Точно так же и наши дети ничего не должны нам. Они даже не должны жить так, как мы хотим, и быть счастливыми так, как мы это видим.

Наша единственная плата за все – уважение и благодарность. За все, что для нас было сделано, как это было сделано, в каком объеме. Уважение, как бы родители себя ни вели, какие чувства бы ни вызывали в нас. Уважение к тем, через кого наши души пришли в этот мир, кто заботился о нас в дни наибольшей беспомощности и уязвимости, кто любил нас, как умел и как мог – изо всех своих душевных сил (просто сил не у всех много).

Конечно, на нас лежит ответственность за последние годы жизни наших родителей, когда они сами о себе позаботиться уже не могут. Это даже не долг, это просто по-человечески. Сделать все, что возможно, чтобы помочь родителям выздороветь, облегчить им быт и дни немощи. Если мы не можем сидеть с болеющим родителем рядом, нанять ему хорошую сиделку, найти хорошую больницу, где будет осуществляться надлежащий уход, по мере возможности – проведывать, уделять внимание. А еще хорошо бы помочь им «правильно оставить это тело». То есть помочь им подготовиться к этому переходу, читая книги. Общаясь об этом с духовными людьми. Но это не долг. Это само собой разумеется, если мы сохранили в себе что-то человеческое.

Больше ничего дети нам не должны. И мы не должны своим родителям. Только уважение и благодарность – напрямую. И передача самого ценного дальше. Дать своим детям не меньше, чем мы сами получили. А лучше – дать даже больше, особенно любви, принятия и нежности.

Поэтому чтобы в старости не стоять с протянутой рукой возле их дома, требуя выплат, учитесь наслаждаться уже сегодня тем, что вам так щедро дается свыше.

Обнимайте их, балуйтесь с ними, смейтесь вместе, нюхайте их макушки, болтайте ни о чем, никуда не спеша, валяйтесь в кровати, пойте, танцуйте, вместе открывайте этот мир – мало ли разных возможностей для того, чтобы вместе с детьми испытывать счастье!

И тогда трудности не кажутся такими трудными. И работа мамы – такой неблагодарной и тяготящей. Подумаешь бессонная ночь, прижимаешь к себе маленькое вкуснопахнущее тело ангелочка, он сложит на тебя свою пухлую ручку - и жить сразу проще. Хоть чуточку. Или даже не чуточку. опубликовано