От приходящих на консультацию родителей я часто слышу: с алгеброй куда ни шло, а геометрию вообще не понимает.

Профилактику такого положения надо начинать как можно раньше. И не делить детей по гендерному признаку. Придумать фасон платья – это тоже конструирование.

Мы уже говорили о конструировании из счётных палочек , строителя . Тема этой статьи: конструирование из геометрических фигур. Конструирование из геометрических фигур полезно начинать с 2,5-3 лет.

Родители обычно считают малышей этого возраста несмышлёнышами, но это не так. В этом благоприятном возрасте активно развивается творческое правое полушарие. Другого такого периода больше не будет.

Но, конечно, трёхлетке не дашь фигуры, чтобы он что-то там строил самостоятельно. С ним надо рядом сидеть и учить. К сожалению, сейчас модный подход купить побольше игрушек. Это называется "создать развивающую среду". И ребёнок ковыряется в них, превращая потихоньку в лом. Даже в детских садах забыли истину: обучение ведёт за собой развитие.

Конструирование из геометрических фигур

Материалы.

  1. Квадраты, круги, треугольники разного цвета. Квадраты, круги одинаковые, треугольники разного размера и формы. Два набора фигур: один – взрослому, другой – ребёнку. Их можно купить в наборах или нарезать из цветного картона.
  2. Небольшие резиновые или пластмассовые зверушки, человечки.

Ход игры

Играем обязательно в сказку. Взрослый выкладывает фигуру и ждёт пока ребёнок её скопирует. Сесть надо рядом, чтобы картинка не была для малыша "вверх ногами".

Сказка 1.

Выставляете игрушки на некотором расстоянии от места работы.

  1. У зайчика дом маленький.

Складываем на глазах у малыша из своего набора картинку. Ребёнку надо скопировать образец.

  1. У мишки-медведя – большой. (Аналогично складываем).
  2. Около зайкиного дома росла маленькая ёлочка. (Ёлка из 2 треугольников).
  3. Рядом с мишкиным домом – большая. (Из 3-4 треугольников)

Обсуждение.

  1. Чем отличается зайкин домик от мишкиного?
  2. Почему медвежонку надо строить большой дом? Потому что он большой и в маленький домик не влезет. Можно припомнить мультик "Теремок", как мишка его развалил.

Для первого занятия достаточно. Если у вас фигуры из бумаги, их можно приклеить. Получится отличная аппликация. Мама может нарисовать зверушек, предварительно спросив, кто где живёт.

Сказка 2.

На следующем занятии мишку заменяем другой зверушкой, например, ёжиком. Конструируем следующую сказку.

Ёжик также жил-поживал в лесу. У него был маленький домик. У ёжика была машина, на которой он любил кататься и по делам ездить. Однажды к ёжику прискакал зайка в гости. Смотрит ёжик, у него ничего вкусненького нет. Нечем друга угостить. Поехал ёж в большой магазин, а зайка дома ждёт. Ехал он мимо больших и маленьких ёлок. Купил ёжик пряников, баранок да капустки с морковкой и домой отправился.

Предложите малышу построить жилище. Если не помнит, снова сложите образец из своего набора геометрических фигур, а ребёнок пусть скопирует.

Постройте машинку и дождитесь, пока малыш её скопирует. Поехал ёжик на машине.

Сложим большой магазин и дорогу к нему.

Попросите его показать пальчиком, в какую сторону направится машинка. А куда ей ехать с покупками? (тоже показ пальцем)

Обсуждение.

  1. Покажи большой дом, маленький дом.
  2. Большую (маленькую) ёлочку.
  3. Посчитай ёлки.

Конструирование повторяем, заменив зверушек на кошку и мышку, обезьянку и прочих. Самое главное, чтобы новая пара была разного размера (большой-маленький). Дальше работает только фантазия.

Решили зверушки отправиться в путешествие. На машинке доехали до вокзала. А там погрузились в поезд. Долго ехали. Наконец увидели море. На море их ждала яхта...

И так далее. Отдых получился замечательный. Обратно полетели самолётом.

Вот примерно так в сказке и действиях можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в 2,5-3 года.

Тема: Составление домика из геометрических фигур.

Цель: учить составлять предмет из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, развивать внимание, мелкую моторику, закреплять знание геометрических фигур.

Задачи:

1.Коррекционно - образовательная:

Учить учащегося выполнять аппликацию из геометрических фигур. Продолжать учить резать бумагу по линии, называть цвета, геометрические фигуры. Отрабатывать прием разметки по шаблону.

2. Коррекционно - развивающая:

Развивать пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета; корригировать речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Изменение общей и мелкой моторики через выполнение практической работы.

3. Коррекционно - воспитательная.

Развитие самостоятельности при выполнении задания. Продолжать развивать у учащегося личностные качества: терпение, аккуратность, трудолюбие. Учить волевым усилиям слушать и действовать по инструкции.

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте М.! Сегодня у нас с тобой необычный урок, мы будем записывать на видеокамеру, чтобы показать другим учителям, как ты хорошо занимаешься. Давай со всеми поздороваемся и забудем про него.

Сядем хорошо, спинки ровненькие.

Сейчас у нас с тобой урок труда. Ты готов начать урок?

Будь внимательным и старайся.

II. Сообщение темы урока.

Сейчас я загадаю тебе загадку: В нем живет моя родня,

Без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ: - Дом.

Правильно, наша тема урока: «Аппликация «Домик» из геометрических фигур ».

А зачем нужен дом?

Какие бывают дома?

Из чего строят дома? (Показ картинок различных типов домов)

-Как называется такая профессия, в которой люди строят дома? Вспоминай? Ответ: -строители.

Мы с тобой превратимся в строителей и «построим» красивый, аккуратный домик.

Дом будет не из кирпича, а из бумаги. Вот такой. (показ образца)

Ш.Повторение.

Но сначала вспомним, какие геометрические фигуры ты знаешь?

Давай поиграем, вот тебе волшебный мешочек, в нем лежат геометрические фигуры, нужно на ощупь узнать, что это за фигура, затем назвать её. Фигуры разных цветов, тебе ещё задание, на что похож этот цвет.

Молодец. Все фигуры, которые ты достал, это образцы (шаблоны) для нашего будущего домика

Давайте внимательно рассмотрим образец: разберем, какая фигура для чего. Молодец!

Сейчас немного отдохнем:

IV. Физкультминутка:

Дом с трубой, с высокой крышей.

Человек из дома вышел,

Он ворота открывает,

Всех нас в гости приглашает.

Продолжим нашу работу.

V. Анализ образца (слайд-образец)

Ещё раз повторим из каких геометрических фигур состоит дом? (Треугольник, квадрат, прямоугольник,)

Квадраты одинаковые?

С какой стороны квадрата расположено крыльцо?

Из какого материала выполнена аппликация?

Какие инструменты будут нам помогать?

VI. Инструктаж по технике безопасности работа с инструментами и правила работы с клеем.

С каким опасным инструментом сегодня будем работать? Расскажи правила работы с ножницами?

Лезвие ножниц держим от себя;

Руки перед собой над столом, локти опускаем вниз;

Инструмент держим за кольца.

- С каким материалом нужно быть аккуратным? (клеем) Расскажи правила работы с клеем?

Постели на стол клеёнку.

- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

VII Подготовка к работе.

Положи перед собой альбомный лист. На него мы будем клеить аппликацию.

Из конверта приготовь геометрические фигуры- это шаблоны.

Что будем с ними делать?(обводить)

Затем –вырежем их.

После этого соберем картинку по образцу. Слайд

А теперь еще раз по образцу расскажи порядок выполнения работы.

VIII . Практическая работа.

А теперь поиграем в игру: я говорю задание, а ты его выполняешь.

1. На альбомный лист внизу расположи большой квадрат.

2. На середину большого квадрата положи маленький квадрат.

3. Треугольник положи над большим квадратом. Что получилось?

4.Что еще нужно приклеить?(лестницу) с какой стороны квадрата?

I X. Подведение итогов. Рефлексия.

Что сегодня делали?

Тебе понравилась своя работа?

Сравни свою работу с образцом.

Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень?

Что не получилось?

Трудно было выполнять работу?

М. ты молодец, очень хорошо трудился, старался, соблюдал порядок на рабочем месте. Сегодня за урок ты получаешь оценку…. .

Урок окончен.


I Орг.момент. слайд(заставка)

Здравствуйте ребяти!Я вас рада видеть.

Сели хорошо, спинки ровненькие.

Вы готовы начать урок?

Зайчик. Слай д «Лес»

Здравствуйте ребята! Вы узнали кто я?

Мне очень холодно, почему?

Вы думаете зима, а может нет?

А у меня нет дома, да и у других зверей тоже, поможете?

За это подарки принесу. Хочется чтобы домик был аккуратный, красивый. Я побежал, дела. Потом забегу.

Учитель : Ну, что, поможем зайчику?

II. Сообщение темы и цели урока.

Тему урока скажите вы. Что мы будем сегодня делать?

Я только добавлю, что мы сегодня будем выполнять аппликацию «Домик» из геометрических фигур.

Для чего нам нужна эта работа?

Во время урока мы вспомним: геом.фигуры,цвета,стороны бумаги.

Будем учится: продолжать работать с ножницами и учится работать самостоятельно.

Узнаем: как можно украсить работу.

Кто будет активно работать- будет получать звездочки, а в конце урока мы выберем самые лучшие работы - и эти ребята получат большие звездочки.

Так, что будьте активны, и ваши работы украсятся волшебными звездочками.

Какая сегодня предстоит работа?

Ш.Повторение.

Но сначала вспомним, какие геом.фигуры вы знаете?

Вот и заработали первые звездочки.

А теперь поиграем, зайчик передал волшебный мешочек, в нем семена разные –вот они. А среди них геом.фигуры,нужно на ощупь узнать, что это за фигура, затем назовите и покажите, а ребята найдут предметы этой геом.формы, за это получите звездочки.

Наше любимое занятие- повторение цветов и на что они похожи- ассоциации.

За это задание все получают звездочки.

Кроме цвета, бумага имеет две стороны. Как они называются?

Чем отличаются, на какой стороне обводим шаблоны, почему?

Вот и еще вам звездочки. Молодцы!

Ребята, за что вы сейчас получили звездочки?

Учитель: Зайчик переживает вдруг вы что забудете, домик не такой сделаете. Давайте внимательно рассмотрим образец: разберем, что и для чего.

IV Анализ образца слайд-образец

Что это такое?

Из каких геометрических фигур состоит дом?

Квадраты одинаковые?

С какой стороны квадрата расположено крыльцо?

Из какого материала выполнена аппликация?

Какие инструменты будут нам помогать?

Для чего нам нужна поделка?

Умнички!За ответы вы получаете звездочки.

V Физминутка.

Сейчас немного отдохнем.

VI ТБ с инструментами и правила работы с клеем.

Напомните, что мы будем сегодня делать?

С каким опасным инструментом нужно быть осторожным? Кто расскажет правила работы с ножницами? Твоя звездочка.

С каким материалом нужно быть аккуратным? Кто расскажет правила работы с клеем? Твоя звездочка.

Ребята, за что получили звездочки?

VII Подготовка к работе.

Положите перед собой большой квадрат. На него мы будем клеить аппликацию.

Из конверта приготовьте геом.фигуры- это шаблоны.

Что будем с ними делать?(обводить) слайд

Затем –вырежем их. слайд

После этого соберем картинку по образцу. Слайд

А теперь еще раз по слайдам расскажите порядок выполнения работы. Слайд

А теперь поиграем в игру:я говорю задание, а вы его выполняете.

1 На большой синий прямоугольник внизу расположите большой квадрат.

2 На середину большого квадрата положите маленький квадрат.

3 Треугольник положите над большим квадратом. Что получилось?

4 А теперь положите треугольник справа от большого квадрата, слева. Домик получился? Где должен быть треугольник?

Что еще нужно приклеить?(лестницу) с какой стороны квадрата?

А сейчас я вас научу, как сделать вашу работу красивее. Слайд

Для этого нужно провести клеем линию по краям треугольника и посыпать сверху крупой.А если останется время, то можно сделать и снежинки. Будет очень красиво!

VIII Пальчикоавя гимнастика.

Приготовим ваши пальчики к работе.

Без молотка и без гвоздей

Дом смастерим мы для гостей.

Что нужно одеть перед работой? Для чего?

IX Практическая работа слайд- порядок выполнен

Посмотрите на экране и вспомните, как выполнить работу.

С чего начнете?

На уроке мы будем учится работать самостоятельно. Приступаем к работе. Слайд- образец

Во время работы я задаю вопросы

Кто заканчивает- работы на доску.

X Подведение итогов.

Что сегодня делали?

Для чего?

Вы сами сможете сделать такую аппликацию?

Выберем самую аккуратные работы- получаете большие звездочки.Вы все молодцы! Похлопали себе!

Вбегает зайчик .

Какие красивые домики! А сколько звездочек. За что вы их получили? Спасибо вам ребята, я всем зверятам раздам домики, а за это вам подарки. До свидания!

Урок окончен.Вы молодцы! Дом.задание- сделать домик для мамы.

А теперь поиграем.

1 найди фигуру по инструкции: возьми квадрат на маленький и не зеленый. И т.д.

2 Волшебная палочка. Для глаз. Что это за фигура?

3 Добрый зверь (Для дыхания)

Семёнова Нина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ школа № 104
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Составление аппликации "Домик" из геометрических фигур.
Дата публикации: 04.06.2018
Раздел: среднее образование

Урок ремесла в 5 «И» классе. Учитель Семенова Н.Н.

Тема: Составление аппликации «Домик» из геометрических фигур.

Цель: Систематизация и закрепление знаний, умений и навыков при изготов-

лении поделки из геометрических фигур.

Задачи:

Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные

цвета: красный, желтый, зеленый.

Развивать умения правильно и красиво располагать предметы на цветной

Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, интерес к урокам ре-

Материалы:

Лист картона белого цвета;

Готовые формы:

квадрат желтого цвета (дом)

треугольник красного цвета (крыша)

прямоугольник красного цвета (окно)

красного цвета (яблоки)

желтого цвета (солнышко)

силуэт яблони зеленого цвета

Пособия:

образец, клеенка, салфетка, иллюстрация.

Вещества:

Клей-карандаш

Урок: закрепления и повторения умений и навыков, приобретенных на пре-

дыдущих уроках.

Организационный момент.

Вспомним правила посадки и поведения на уроке. Чему учимся на уроках ре-

месла? Трудолюбию, настойчивости, работать с бумагой, картоном, клеем,

ножницами, анализировать поделку.

Сообщение темы урока, постановка цели.

Сегодня на уроке продолжим учиться составлять аппликацию из геометри-

ческих фигур. Аппликация называется «Домик».

Есть у каждого свой дом

В будке дремлет песик Том

Спит в курятнике наседка

В норке мышь ее соседка

А у нас свой дом.

Мой дом - моя крепость.

III. Подготовка рабочего места

Сообщение т.б. Что понадобится для изготовления поделки «Домик»?

Готовые формы из цветной бумаги, клей-карандаш.

Физминутка (проводится сидя).

IV . Демонстрируется образец поделки «Домик».

Чтобы построить дом, вначале закладывают фундамент.

Каменщики выкладывают стены. Плотники делают полы, двери и рамы.

Электрики проводят электрический свет. Чтобы защититься, от дождя и сне-

га, нужна крыша.

V. Анализ изделия.

1. Какого цвета домик? (желтого) форма квадрат

2. Какого цвета крыша? (красного) форма треугольник

3. Какого цвета окно? (красного) форма прямоугольник.

Физминутка (проводится сидя).

Вот квадратик, треугольник,

Получился целый домик!

Сверху круглая антенна

В паутине проводов.

Эй, привет! - я дом встречаю

Кверху голову задрав,

Крышей он в ответ качает:

С добрым утром, отвечает.

Повторение т.б.

VI. Изготовление поделки. Объяснение этапов работы по инструкции и пока-

На лист белого картона с левой стороны приклеиваем квадрат желтого

Сверху квадрата приклеиваем треугольник красного.

С правой стороны листа приклеиваем силуэт яблони зеленого цвета.

На крону яблони приклеиваем 3 круга (яблочки).

В верхней части листа приклеиваем круг (солнышко).

VII. Итог урока

Учитель благодарит обучающихся за работу и подводит итог.

Чему учились на уроке? Выставка работ учащихся.

VIII. Оценки выставляются коллегиально.