МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №85»

Secondary School of General education №85

Orenburg, Russia

Исследовательская работа на тему

Духовный потенциал как ресурс

развития счастливой личности


The spiritual potential as a resource for the development of a happy person

Работу выполнил

ученица 8а класса:

Бекмухамбетова Камиля Bekmukhambetova K.M.

Р уководитель

педагог-психолог:

Бекмухамбетова А.А

Оренбург – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Философские и психологические проблемы развития

личности 5

    1. Духовный потенциал личности 5

      Ресурсы развития 6

      Развитие счастливой личности

      Взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием 7

Глава 2. Исследование взаимосвязи духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков 11

2.1. Описание участников исследования 11

2.2. Методы исследования 11

2.3. Результаты исследования 12

2.4. Выводы 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ЛИТЕРАТУРА 17

Введение

Целью жизни должно быть счастье,

иначе огонь не будет гореть достаточно ярко,

движущая сила не будет достаточно

мощной - и успех не будет полным.

Теодор Драйзер

Надежда на благополучную и счастливую жизнь и стремление к ней

были свойственны людям во все времена. Однако в современном обществе стремление к счастью стало приобретать угрожающие размеры, все более срастаясь с потребностью контролировать собственную жизнь. Общество потребления с его бесконечно растущим предложением разнообразных благ нуждается в неудовлетворенном субъекте, в сознании которого идея благополучной жизни все больше связывается с внешними знаками. Тому же способствует и рекламная индустрия, блестяще использующая базовые человеческие потребности в счастье, любви и благополучии для продвижения товаров и услуг.

Ученые пришли к выводу, что деньги не делают человека счастливым. Тому есть несколько причин: во-первых, человек просто привыкает к богатству. Во-вторых, ему свойственно оценивать плотность своего кошелька, сравнивая его с другими кошельками. То есть, богатство вызывает прилив счастья тогда, когда мы сравниваем себя с бедными людьми. Весьма уязвимая и сомнительная позиция.

Получается, что прогресс общества, улучшение образа жизни людей не делают человека счастливым, но или, по крайней мере, до конца. Так где же тогда искать ресурсы счастья? Как построить счастливую жизнь? Что нужно для этого делать? Поиск ответов на данные вопросы привел к изучению многочисленных источников и проведению исследования.

Изучением вопросов построения счастливой и благополучной жизни занимается современная наука – позитивная психология. Фундаментальной установкой современной позитивной психологии является позитивный потенциал человека, главный фокус внимания сосредоточивает наука на созидающих, сильных сторонах личности. Эти тезисы определили тему нашего исследования: «Духовный потенциал как ресурс развития счастливой личности».

Объект исследования: школьники в возрасте 13-14 лет

Предмет исследования: ценностные установки и эмоциональные характеристики подростков

Гипотеза : духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков

Цель исследования: изучить влияние духовного потенциала на благополучное развитие личности подростков

Задачи:

    расширить представления о духовных ресурсах;

    найти точки соприкосновения понятий «духовность» и «счастье»;

    исследовать взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием.

Глава 1. Философские и психологические проблемы развития личности

    1. Духовный потенциал личности

Анализ данного явления начнем со слова «потенциал». Сам термин «потенциал» означает скрытые возможности (кого-то, чего-то). Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно и .

Понятию «духовность» уделяли большее внимание еще со времен античности. Проанализируем различные подходы к пониманию духовности.

Платон рассматривал духовность через категорию добродетели. « Добродетель есть основа нравственности и стержень духовности. Ее свойства проявляются как рассудительность, мужество, понятливость, памятливость, щедрость и т.д. Добродетель включает в себя также знание, разум, справедливость, благо» .

Русские философы рассматривали духовность как выражение человеческого духа, как историю духовных традиций, как становление личности. Н.А. Бердяев отождествлял духовность с активностью внутренней жизни. «Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным, и из божественного источника получает поддержку» .

Современный нидерландский философ Кейс Ваайман предлагает рассматривать «духовность» как «живой феномен», предстающий в многообразии исторически изменчивых форм. «Духовность» поэтому нельзя выучить как таблицу умножения, присвоить , заимствовать . Ее можно ощутить в себе как силу, что не только наполняет внутреннюю жизнь страданиями и радостями, надеждами и отчаянием, болью и наслаждением, но и придает им смысл, объясняющий и оправдывающий, соединяющий все их многообразие в единое целое, которое можно назвать «Лицом», «Личностью» [ 8] .

В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой духовность определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В педагогическом словаре духовность определяется следующим образом: «Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» .

В педагогике существует множество определений духовности, но многие согласны в том, что духовность – это собственно человеческое в человеке, то, что придает жизни человека высший смысл. Духовность – это внутренний стержень, который формирует человека, внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности.

Анализ различных подходов к пониманию духовности указывает на то, что сущностью духовного потенциала личности можно определить как скрытую возможность, то есть готовность к добродетели, активности внутренней жизни, саморегуляции и ориентированности на нравственные ценности. Духовный потенциал можно рассматривать как некоторую целостность, которая содержит в себе совокупность ценностных ориентиров, мировоззрения, смыслов, свободы, внутреннего усилия (воли) в человеке .

    1. Ресурсы развития

Слово «ресурсы» французского происхождения (resources ), что означает - средства, запасы, источники. Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание, 2) физический комфорт, 3) безопасность, 4) вовлеченность в социум, 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

Поскольку человек материален, имеет тело, ему нужны экономические или физические ресурсы. Это вода и воздух, свет и тепло, пища, средства для достижения защиты и комфорта, все, что относится ко времени, пространству, энергии. Это внутренний запас сил, их количество и качество, терпение, выносливость, упорство.

Поскольку человек как существо био-социальное имеет сердце и душу, ему нужны эмоциональные ресурсы: любовь и ненависть, принятие и дружба, сопереживание и вера, приятные эмоции и чувства, отношения симпатии и антипатии.

Поскольку человек обладает разумом, ему нужны информационные ресурсы – количество и качество единиц знания, понятий, фактов, аргументов, связей и отношений между ними. Достаточно, чтобы делать выводы и выбирать, знать и понимать, думать. Ими люди могут взаимно обогащаться без ущерба друг для друга .

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

    1. Развитие счастливой личности

Что есть счастье? Чтобы понять значение слова, нужно для начала понять этимологию слова. Счастье – значит, «с частью», то есть с куском. Для одних – с куском колбасы, для других – «с куском» духовной пищи .

Толковые словари определяют "счастье" (" happiness ") как "чувство и состояние полного, высшего удовлетворения", "осознание внутренней удовлетворенности своим бытием, благосостоянием, удачей, полнотой обеспеченности и качеством жизни", "состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо".

Определение, взятое из толкового словаря, указывает на внешние факторы счастья, нежели на внутренние. В сознании многих людей укоренилось внешняя обусловленность счастья.

Лэнгле Альфрид, президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии, в своей статье (2008г) « Смысл, чувствование, счастье» говорил о счастье как о неком процессе. « Это счастье - жить. Счастье - находиться в этой динамике. Счастье - прожить что-то. … Счастливая жизнь - не гарантия, не конечное состояние. Это постоянное участие, длительный диалог и обмен, течение, становление и исчезновение, снова становление в новом». Автор указывает на роль внутренних ресурсов для ощущения счастья. «Чтобы быть счастливым, также требуется личный рост, созревание. Мы должны быть способными «врастать» в соответствующий жизненный горизонт. Жизнь означает рост. Жизнь - это обращение с тем, что есть. Жить - значит снова и снова находить себя в данностях, преобразовывать их своими умениями». Ленгле А. раскрывает счастье через категорию ответственности. «Принять свои решения - те, которые подходят мне, воспроизводят меня, отражают, выражают меня. Остаться верным себе и открыть себя в этом». Счастье также понимается как творчество, созидание. «Счастье - быть хорошим для чего-то» .

Процесс качественных психологических, личностных изменений. Личность может как расти, строиться, развиваться, так и разваливаться, деградировать. Еще более распространенный вариант - просто функционировать, просто плыть по течению жизни, не деградируя, но и не находясь в росте. Рост и развитие личности - это позитивные изменения в ней, укрепление и увеличение потенциала. Личность, стремящаяся к позитивным изменениям, обретает личностное здоровье и психологическое благополучие. Это состояние внутренней гармонии, описанное еще античными философами, Демокрит называл «благое состояние духа». В современной психологии оно чаще всего обозначается как счастье (well_being). Противоположное состояние рассматривается как внутренняя дисгармония, возникающая в результате несогласованности желаний, возможностей и достижений личности .

Основа психологического благополучия – адекватно высокая самооценка, которая заключается в способности человека честно, с любовью и по – достоинству оценить себя, доверяя самому себе, но и уважая других людей. Высокая самооценка позволяет человеку не прятаться от трудностей, хотя не всегда он чувствует себя на высоте. Наличие высокой самооценки говорит о развитии положительной Я-концепции личности.

Другой важный компонент психологического благополучия – наличие жизненных целей, что сопряжено с чувством осмысленности существования, ощущением ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влеч ѐ т ощущение бессмысленности, тоски, скуки .

    1. Взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием

Вернемся к пониманию счастья, описанным А. Ленгле, в котором мы видим, что счастье раскрывается через категории: ответственность, длительный процесс, труд, творчество, созидание. А теперь еще раз рассмотрим через какие категории раскрывалось понятие духовности на протяжении многих сотен лет. Духовность в понимании Н.А. Бердяева – активность внутренней жизни. А. Ленгле рассматривал счастье как « постоянное участие, длительный диалог и обмен, течение, становление и исчезновение, снова становление в новом», что равносильно активности внутренней жизни. В педагогическом словаре духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, что весьма схоже с тезисом А. Ленгле: « Принять свои решения - те, которые подходят мне, воспроизводят меня, отражают, выражают меня. Остаться верным себе и открыть себя в этом». Духовность есть ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов, что синонимично пониманию счастья в концепции А. Ленгле «Счастье - быть хорошим для чего-то».

В 2013г в Великобритании вышла статья под названием « Концепция духовного потенциала детства» специалиста университета Бристоль Урсулы Кинг. Автор впервые подняла проблему значимости духовного потенциала в плане благополучного развития подрастающего поколения. «…Пробуждение духовного потенциала и перевод его в активную форму применительно к условиям жизни остается пробелом в нашем современном обществе... Наше индивидуальное развитие с рождения до смерти… связано с постепенным подключением потенциала, который мы несем в себе и большую часть которого мы так никогда и не раскрываем, так что пробуждение нашей души и ее развитие остаются нереализованными, и чаще душа остается полностью неразвитой и неподготовленной к ощущению полноты жизни».

Ключевой момент концепции У. Кинг - ее представление о роли духовности: «…духовность - не только сила для выживания, но и сила для изменения», то есть представление о духовной борьбе как явлении, формирующем личность через трудности существования……это борьба с глубочайшими вещами внутри себя». Духовная борьба предстает перед автором концепции как динамический процесс, длящийся всю жизнь, исполняющий профилактическую функцию сохранения и укрепления здоровья и благополучия.

Таким образом, в ходе теоретического исследования нами найден ответ на вопрос: «Где искать ресурсы счастья?». К ресурсам личности: экономическим, эмоциональным и информационным мы бы еще добавили духовные ресурсы человека.

Глава 2. Исследование взаимосвязи духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков

2.1. Описание участников исследования

В исследовании было предложено участвовать учащимся из параллели 8 классов школы № 85 г. Оренбурга, сверстникам автора исследования. Количество респондентов – 40 человек (23 девочки и 17 юношей).

2.2. Методы исследования

1. Метод «Недописанный тезис». Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Нами была использована неполная версия методики, 10 пунктов из 21. Использование данной методики было нацелено на изучение духовного потенциала подростков, который рассматривается нами как готовность к добродетели, активности внутренней жизни, саморегуляции и ориентированности на нравственные ценности, внутреннему усилию (воли) в человеке. Подросткам, участвующим в исследовании следовало закончить тезисы относительно понимания ценностей жизни человека, личностного и социального становления человека в жизни.

2. Методика исследования самоотношения - шкала детской Я-концепции (Пирса-Харриса в адаптации А.М. Прихожан) . Методика представляет собой опросник из 90 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Пункты опросника основаны на коллекции утверждений относительно того, что подросткам в себе нравится или не нравится. Данный опросник позволяет выявить общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения, а также уровень развития самосознания по девяти факторам: поведение; интеллект, школьная успешность; ситуация в школе; внешность, физическая привлекательность, связанная с популярностью среди сверстников, умение общаться; тревожность, счастье и удовлетворенность; положение в семье; уверенность в себе.

2.3. Результаты исследования

Таблица 1. «Духовный потенциал подростков».

выраженность потенциала

всего

девочки

юноши

На высоком уровне духовный потенциал расценивался, если участники исследования главными ориентирами в своей жизни видят нравственные ценности (семья, любовь, здоровье), приоритетами хорошей жизни считают духовные ценности, нежели материальные, хорошую жизнь рассматривают как следствие своей активности и усилий, нежели как удачу и везение. Средняя выраженность потенциала была отмечена у подростков, которые стремятся к изменениям, личностному и духовному росту, но при этом материальные блага рассматривают как приоритетные. Духовный потенциал расценивался как средне выраженный также, если исследуемые рассматривают жизнь с позиции получения легких удовольствий: интернет, сон, еда, но при этом отдают предпочтение нравственным ценностям. Довольно часто встречались работы, в которых подростки не могут обозначить свою жизнь в ближайшем и далеком будущем, что также являлось критерием низкой оценки духовного потенциала.

Таблица 2. «Выраженность счастья и психологического благополучия».

уровень ощущения счастья

уровень психологического благополучия

всего

девочки

юноши

Данные об уровне счастья и уровне психологического благополучия получены с помощью опросника «Я-концепция». Об уровне психологического благополучия судили по общему результату опросника. Ощущение счастья является одним из исследуемых факторов методики «Я-концепция».

Таблица 3. «Взаимосвязь духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков»

пол

выраженность потенциала

уровень счастья

уровень благополучия

пол

выраженность потенциала

уровень счастья

уровень благополучия

Н

Н

16

Д

Н

В

В

36

Д

С

В

В

17

Д

Н

С

С

37

Ю

Н

В

В

18

Д

С

В

В

38

Д

С

В

В

19

Д

С

С

Н

39

Д

В

В

В

20

Д

С

С

С

40

Д

Н

С

С

Таблица 4. «Соотношение исследуемых факторов».

пол

Количество подростков с высокой выраженностью духовного потенциала (К1)

Количество подростков с высоким ощущением счастья К2

Процент

совпадений количества К1и К2

Количество учащихся с высокими показателями

психологического благополучия (К3)

Процент

совпадений количества К1и К3

девочки

4

12

33%

10

40%

юноши

1

11

9%

11

9%

пол

Количество подростков со средней выраженностью духовного потенциала (К4)

Количество подростков со средним ощущением счастья К5

Процент

совпадений количеств

К4и К5

Процент

совпадений количеств К4и К6

девочки

9

9

100%

10

90%

юноши

1

4

25%

4

25%

пол

Количество подростков с низким ощущением счастья (К8)

Процент

совпадений количеств К7и К8

Процент

совпадений количеств

К7и К9

девочки

10

2

20%

3

30%

юноши

15

2

13%

2

13%

пол

Количество подростков с низкой выраженностью духовного потенциала (К7)

Количество подростков со средним

ощущением счастья (К5)

Процент

совпадений количеств К7и К5

Количество учащихся со средними показателями

психологического благополучия (К6)

Процент

совпадений количеств

К7и К6

девочки

10

9

90%

10

100%

юноши

15

4

27%

4

27%

пол

Количество подростков с средней

выраженностью духовного потенциала (К4)

Количество подростков с низким

ощущением счастья (К8)

Процент

совпадений количеств К4и К8

Количество учащихся с низкими показателями

психологического благополучия (К9)

Процент

совпадений количеств

К4и К9

девочки

9

2

22%

3

33%

юноши

1

2

50%

2

50%

2.4. Выводы

Нами была поставлена гипотеза : «духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков». Однако в нашем исследовании не находится прямого подтверждения гипотезы. Согласно данному исследованию, высокая выраженность духовного потенциала способствует благополучному развитию подростков меньше, чем в 50% случаях у девочек. У юношей невозможно проследить взаимосвязь духовного потенциала и благополучного развития. Таким образом, прямого влияния на ощущение счастья и психологическое благополучие духовный потенциал не оказывает.

Более высокая зависимость обнаружена между средне выраженным духовным потенциалом и средними показателями ощущения счастья и психологического благополучия в целом. У девочек взаимосвязь между духовным потенциалом и ощущением счастья выражена на 90%, между духовным потенциалом и психологическим благополучием – на 100%. У юношей взаимосвязь не обнаружена. Такая же зависимость обнаружена между показателями с низкой выраженностью духового потенциала, средним ощущением счастья и средним уровнем психологического благополучия.

Пока мы не можем обосновать изложенные факты результатов практического исследования, но мы предполагаем, что причина лежит в возрасте участников исследования. Возможно, взаимосвязь духовного потенциала и психологического благополучия отсрочены во времени. Возникает предположение, что духовный потенциал, заложенный в подростковом возрасте, влияет на благополучие в юности.

Заключение

Нас заинтересовала тема источников, ресурсов человеческого счастья. Среди множества людей бытует мнение, что именно деньги и богатство делают человека счастливым. Однако, научно доказана несправедливость такого подхода к пониманию счастья. Противоречие распространенного понимания счастья и научных утверждений привело нас к самостоятельному исследованию проблемы.

Исследование было начато нами со знакомства с новой наукой, занимающейся вопросами человеческого счастья – позитивной психологией. Главный фокус внимания сосредоточивает данная наука на созидающих, сильных сторонах личности. В итоге мы сосредоточились на духовности как на предмете исследования. Наше исследование строилось на предположении: «духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков».

В ходе теоретического исследования мы обратились к различным источникам философского и психологического понимания духовности и счастья. При работе с литературой мы нашли подтверждение нашей гипотезе.

К сожалению, практическое исследование не подтвердило наше предположение. В итоге мы подошли к новому предположению: «духовный потенциал способствует дальнейшему благополучному развитию счастливой личности».

Литература

    Бондаренко М.В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности. [Электронный ресурс].

    Инина Н.В. Позитивное мировоззрение и бытие человека – возможные точки соприкосновения. // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3. С. 172–184

    Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87. . ru / kip /2011/ n 2/44461. shtml [Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности - Культурно-историческая психология - 2011. № 2] . ru / scientific _ notes /2015/ n 1/ lengle . http :// psyjournals . ru / kip /2012/ n 2/52557. shtml . ru / archive /0/ n -13043/ [Электронный ресурс].

    Шабанова Н.С. Духовный потенциал личности: специфика и проявление. [Электронный ресурс] / Архив научных статей. – Режим доступа

    Шлаина В.М. Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция. [Электронный ресурс].

Все началось с того, что я осознал острую потребность разобраться в себе, найти свой путь и составить «карту», по которой могу всегда ориентироваться по жизни. Мои ценности, - то что по-настоящему значимо для меня в жизни, - стали моей «картой». Вернее, они уже являлись моей «картой», так как определяли каждый мой выбор. Но проблема была в том, что я не осознавал, какие из них были истинными, а какие – навязанные массовой культурой и социумом, спонтанно укоренившиеся во мне.

«Измените свои ценности – и вы измените свою жизнь» Энтони Роббинс

Выбор, который противоречит истинным ценностям, приводит к неудовлетворению и огорчению. Осознав это, я решил разобраться что же такое истинные ценности, в чем их суть и как их проявлять, то есть жить в соответствии с ними. С этой целью я изучил множество книг-бестселлеров «о самом главном в жизни», биографии людей, повлиявших на умы и сердца миллионов людей, а так же привлек свой опыт и наблюдения. В результате родился этот проект, в котором я раскрываю суть и принципы истинных ценностей человека, и то, как жить в соответствии с ними.

Наши ценности – это фундамент нашей личности. Меняя ценности, меняемся мы сами и наша жизнь. Я предлагаю вам по-новому взглянуть на себя и то, что для вас по-настоящему важно в жизни. Пересмотреть свои ценности, и расставить приоритеты так, чтобы заложить и укрепить фундамент счастливой и гармоничной жизни.

Эта первая статья и глава будущей книги об истинных ценностях человека, где я раскрываю одну из самым значимых, на мой взгляд, ценностей - «духовный рост» («духовность»).

Как раскрыть в себе духовный потенциал.

Хотите разобраться в себе, снять стресс, избавиться от страхов, почувствовать счастье и гармонию? Тогда выберете день и посвятите его своей душе. Эта статья раскрывает суть и основные принципы духовного роста человека. Аффирмации (фразы для многократного повторения) и практические методы, приведенные в статье, раскроют в вас духовный потенциал и познакомят вас с вашим истинным Я.

  • Читайте также:

Итак, что же такое духовный рост? В чем суть?

В каждом человеке происходит борьба Эго с его истинным Я. Эго всегда хочет управлять и нуждается в постоянном одобрении со стороны. Истинное Я, напротив, невосприимчива к критике и его не пугают никакие испытания. Эго – это ваш собственный воображаемый образ, это ваша социальная маска. Истинное Я – это ваш дух, ваша душа. Эго живет в страхе, истинное Я – в любви. Подлинное бесстрашие и свободу мы получаем тогда, когда нашей точкой отсчета становится не Эго, а наше истинное Я.

«Я - это вечная частица духа» (ведический афоризм, «ахам брахмасми»)

Источник нашего сознания - бессмертная душа, а тело подобно ее временным одеждам. И какими бы материальными богатствами мы не обладали, все это рано или поздно исчезнет. Если вашей точкой отсчета является Эго, то вас будут волновать, прежде всего, успех, деньги, слава и телесные наслаждения. Если же точкой отсчета является истинное Я, то вас будет волновать только один вопрос: «Почему я существую на земле? »

«Я Будда, - и ты тоже Будда… Просто ты пока еще не понял этого », - говорил великий учитель своим ученикам.

Страдание и страхи появляются в результате погони за материальным благополучием и озабоченности, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель жизни заключается в том, чтобы осознать, что мы не человеческие существа, получающие духовный опыт, а духовные существа, получающие человеческий опыт.

«Самый богатый на свете человек - это не тот, кто больше всех имеет, а тот, кто меньше всех нуждается » (Робин Шарма)

Принципы:

Жизнь - это школа взросления и все, происходящее с нами, прекрасно.

Человек – не завершен. Он совершает переход от животного к духовному существованию.

Бог (или Богиня) в эмбриональном состоянии живет в каждом человеке.

Задача человека – раскрыть в себе божественный потенциал, через познание своего Истинного Я, своей души.

Не научившись управлять собой, своими мыслями и чувствами, невозможно достигнуть духовной самореализации.

Применение: Аффирмации

*Я больше, чем то, чем я кажусь. Во мне вся сила и мощь мира.

*Я направляю внимание на дух внутри меня, который оживляет мое тело и мой разум.

*Я любовно питаю Бога (богиню), живущего в эмбриональном состоянии в глубине моей души.

*С каждым днем я раскрываю себя все шире: свой потенциал, свои любовь и силу, все лучшее в себе.

*Я – духовное существо. Мой потенциал безграничен.

*Все, что позади меня и все, что впереди меня, значит не так много по сравнению с тем, что внутри меня.

Практика:

1. Дневник духовного роста

Начните вести дневник духовного роста. Каждый день записывайте в нем свои открытия, наблюдения и внутренние изменения. Отмечая свой духовный рост и степень самораскрытия, вы начнете лучше понимать себя, других и окружающий мир.

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень ее психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, - отмечал Ги де Мопассан, - порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать" .

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания - один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, - писал академик Т. Пав­лов, - Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали его само-ч го в его личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" .

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в орга­ничности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так: это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) ее самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определен­ной мере каждому человеку уже от природы, генетически.

На богатство и бесконечное разнообразие генофонда че­ловеческой индивидуальности обращает внимание Н. П. Дуби­нин. "Можно твердо сказать, - пишет он, - что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей" .

Закономерный характер генетической неповторимости че­ловека подчеркивают и другие исследователи. В частности, то обстоятельство, что эволюция живого - это творческий процесс в том смысле, что "она создает новое, которое никогда ни существовало в прошлом... Генотип, генетические возможности каждого из нас абсолютно уникальны; они никогда не существовали раньше у другой личности, и в высшей степени невероятно, чтобы они снова сформировались у кого-нибудь а будущем" .

Это генетическое разнообразие человеческой индивидуальности так или иначе отражается и на многообразии психических свойств личности. Это, однако, не означает тождественности ге­нотипа и духовно-психической индивидуальности личности.

Самосознание личности как фактор развития ее духовно­го потенциала. Механизм самосознания, который является ус­ловием развертывания духовного потенциала личности, богатства ее внутреннего мира, уходит своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять внутреннюю сбалансированность и себетождественность. "...Из детского самочувствия, - писал И. М. Сеченов, - родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, ана­лизировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - сло­вом, изучать акт собственного сознания" .

Однако при всей важности генетических, физиологичес­ких предпосылок и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовного потенциала личности, его природа далеко не исчерпывается этим.

Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей сте­пени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоя­тельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личнос­ти, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.

Между духовным потенциалом личности как внутренней, психической возможности ее развития и практической реализа­цией последней всегда существует определенная дистанция. Ее преодоление зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является активная практическая деятельность чело­века, направленная на развитие и реализацию его творческих сил и способностей.


Похожая информация.


Библиографическое описание: Хайбулкина Т. В., Вихирева С. В. Духовный потенциал современного человека. Возможности и проявления // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 93-95..04.2019).





Мы живём в такое время, когда изобилие всего вокруг - мыслей, книг, музыки - скрывает от нас тот простой факт, что мы находимся в пустыне, где мало что может взволновать человека и мало что его может затронуть по-настоящему.

Илья Кормильцев

Что мы видим? Что происходит вокруг? Оскудение духовности, войны, то есть - потеря своих корней. Если у растения плохая корневая система, оно не выдержит сильного ветра. Прогресс своей порывистостью выбивает из наших рук последнее, самое ценное, забирает нашу душу. Развивая внешнее, очень часто получается так, что человек теряет внутреннее. А что такое внутреннее? Это способность творить, созерцать прекрасное и выявлять в себе самом духовный потенциал. Для этого человеку нужно быть восприимчивым и открытым, что крайне сложно осуществить, живя в современном обществе.

С каждым годом цивилизационный прогресс ускоряется. Теперь он дошёл уже и до детей. Почти с двух лет они знают, что такое планшет, Интернет и как ими пользоваться. Я считаю, что говорить о духовности - важно, нужно и своевременно.

Рабочая гипотеза: Физические потребности человека, его нравственные установки накладывают отпечаток на его отношение к духовности, что в конечном итоге формирует его жизненное кредо.

Что такое духовность и как ее обычно трактуют? «Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». (Общая психология. Словарь)

Из интернета: «Духовность - это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось».

В общем смысле, можно сказать, что духовность - это совокупность работы над собой и поиска себя, которая даёт человеку способность тонко чувствовать, слышать и понимать свой внутренний и окружающий мир, события, в нём происходящие, то есть восприимчивость и освобождение от своих непривлекательных качеств, полноценность своего «Я» и единение с беспредельным.

Что даёт душе пищу? Это и прочитанные книги, увиденные фильмы и картины, услышанные песни и музыка. Словом, всё то, что человек называет творчеством. Чем отличалось творчество во времена старших поколений от творчества нашего времени? Была в нём некая особенная глубина, не понятная нам душевность, неспешность, мелодичность. Сейчас скорости возросли, и естественным образом убыстряется восприятие мира, отражение его в современных видах искусства. Новое поколение редко сталкивается с творчеством прошлого, практически его не замечая, потому что современные скорости диктуют свои правила. Новые формы внутреннего выражения, такие как: реп, постмодернизм и прочая технократия, - не дают нынешнему творчеству внутренней глубины, используя лишь внешние способы реализации. В наш век капитала творчество получило товарный знак, или себестоимость, - оно стало продаваться. Однако же, общество не совсем окружило себя новыми видами искусства, потому что есть среди молодых людей те, кого творчество прошлых поколений не оставляет равнодушным, ведь творчество - это душа человека, предельная открытость и честность, а разве душа, которой платят, чтобы она производила то, что нужно другим, проданная душа есть душа? Теперь же это диктат рынка над свободой самовыражения.

Да, всё в человеческом мире движется быстрее того, что уже пройдено, но что же в это время происходит с духовностью? Что же действительно важно для современного человека, каковы его ценности сейчас, в сложившейся обстановке, и на что направлены - на созидание или разрушение?

Человек приходит на эту Землю с огромным потенциалом, который ему обязательно надо на что-то направить, иначе он будет чувствовать себя никчёмным.

Я считаю, что этот потенциал нужно направить на свою устремлённость, потому что она действительно расширяет человека. Реализация, духовный рост, очищение себя от надуманного, не естественного.

Творчество бывает разным. На данном этапе своего развития я разделила творческих людей на четыре группы:

  1. Несчастные - люди-разрушители. Те, кто выкладывает в творчество своё негатив, чтобы стало легче. Не считаю это творчеством, но всё же стоит упомянуть.
  2. Люди-метафоры. Те, кто гонится за формами. Например, в стихах - красивые выражения, а в музыки - различные красивые приёмы пения.
  3. Люди как передатчики созданного. У таких людей творческий процесс в том, что они поют или читают чужие произведения. Передают культуру, корни, прекрасное. Вкладывают в чужое своё мировоззрение. И это становится их творчеством, неповторимым.
  4. Творцы. Эти люди не думают о том, что они будут десятыми, двадцатыми, сотыми в своём деле, но кропотливо работают над ним, стараются сказать, «глаголом жечь сердца людей», услышать и внести в этот мир. Это творчество не может быть похожим на чьё-то, оно в любом случае остаётся их творчеством, потому что они вынимают его из своего сердца.

Самая высшая цель человеческой жизни - стать творцом. Это - духовность, работа над собой, с собой, чувствование мира.

Человек всегда ищет, изучает себя и мир. И он не может жить без этого внутреннего стремления выразить свой потенциал. Конечно, поиск происходит на разных уровнях. Всё зависит от внутреннего, духовного возраста. Главное, что я выяснила, это то, что поиск этот не прекращается и играет очень важную роль в жизни людей.

Конечно, в связи с тем, что мы живём в материальном мире, людей очень привлекает материальное. Они в этом нуждаются и верят больше в видимое, чем в невидимое, потому что его можно потрогать и понять. Невидимому же пока не вполне доверяют и не могут идти за ним полноценно.

Карьера и семья, а также общественные ценности и традиции, внушённые нам с детства, очень важны. Для современного человека это является жизненным фундаментом, на котором держится всё его существование и зависит состояние счастья и несчастья.

Нельзя в этом вопросе делать строгих выводов, но можно наблюдать за движением человеческого сознания. Каждый находится на своём уровне и поэтому потенциалы разнообразны. Кто-то живёт в своей скорлупе, кто-то позиционирует себя с обществом, а кто-то выбрал трудную дорогу поиска себя. Так или иначе, но человек по-прежнему остаётся сложным существом со своим сложным внутренним многообразием, который не оставляет надежды найти своё счастье.

Мне приснился сон: я услышал звук

И пошёл за ним, и лишился мук,

И лишился рук - вместо них крыла...

Значит, ожила та моя мечта!

Предо мной теперь только два пути:

Смерть и пустота, если не идти,

Найти душу, равную по раскрытию своего потенциала, сложно. Тем более что такие люди имеют высоко развитую индивидуальность и самодостаточность, и зачастую, они не видят необходимости реализации себя в Паре. Тем более, имея перед глазами множество отрицательных опытов, а то и столкнувшись с таким опытом. Множество подобных примеров мы имеем в истории.

Как правило, такие люди с детства устремлены к духовности. Это их выделяет и отделяет от других людей. Сергий Радонежский, Феодосий Иерусалимский (Кавказский), в четыре года ушедший самостоятельно в Афон, Элизабет Хейч и множество других.

В автобиографической книге «Посвящение» Элизабет Хейч хорошо описывает своё видение мира с детских лет. И на этом примере можно сделать интересные выводы по вопросам становления духа, так как встретить автобиографическое жизнеописание Посвящённого удаётся редко. Они, как правило, не пишут свои биографии.

Беда всех Посвящённых – им трудно создать Пару. Их «планка» очень высока, и они выставляют требования к своим близким также высокие. Поэтому чаще всего они избирают путь одиночества. Таким путём шла и Элизабет. Имея мужа и ребёнка, она всю жизнь была одинока и не испытывала счастья.

Из её жизнеописания хорошо видно, как всё больше пробуждался её дух, и она всё более тяготилась своей жизнью. В такой момент и совершился поворот в сознании. Она пишет: «И внезапно я осознала – радость единения вовсе не то, чего я ждала! Подсознательно я стремилась к достижению и, не найдя ничего иного, поверила, что физическая любовь и есть это достижение. Теперь же, познав её, я поняла, что это вовсе не то, к чему я стремилась. После гармоничной физической любви мне приходилось признать, что я искала чего-то иного! Но чего?

Я стремилась к достижению, которое сродни вечности, - к подлинному единству, длящемуся бесконечно! Я искала такого единства, при котором моя собственная личность стала бы единым целым с личностью партнёра! Я хотела стать им!»

Не получив духовного единения через физическую близость, она отвергла её вообще. Вот важный момент! Именно так и поступает большинство – отрицают физическую близость и уходят в «духовность». И вот здесь рождается мировоззрение, отделяющее и отрицающее тело.

Элизабет очень хорошо описывает этот момент рождения такого мировоззрения. «Что мешает мне идти по пути к счастью? Что является преградой? Тело! Да, счастье достижимо, но лишь на бестелесном уровне. Вот почему я мечтаю о счастье, достижимом лишь в «ином мире» - в раю.Поскольку я не могу втиснуть тот, иной мир, в этот, мне остаётся лишь мечтать о нём».

Вот и всё. Сформировалось мировоззрение, которое производит разделение мира горнего и мира физического. Неумение «втиснуть» иной мир в этот приводит одних к отторжению мира физического, а других к непринятию мира духовного. И далее это мировоззрение рождает позиции: «Я осознала, что секс – величайший обманщик», «Не любите мир».

При таком духовном взлёте и отрыве от мира возникает, как правило, стремление помочь другим пойти этим же путём, тем самым облегчить их страдания здесь на Земле. Вот характерный диалог такого стремящегося с высоким Духом, взятый из книги Элизабет. «Я хочу помочь страждущим. Даже если я не более чем пылинка, я хочу, чтобы эта пылинка помогла облегчить больным их страдания. Ничто в жизни не заинтересует меня, ничто не принесёт мне счастья, пока я буду нести в своём сознании бесконечные мучения ближних. Я хочу сотрудничать в спасении мира!

Я разобралась со своей личной жизнью (как часто можно услышать подобные слова от духовных людей, после того, как они разведутся или помогут уйти в иной мир своей половинке. А.Н.), и у меня больше нет личных желаний. Я поняла, что личное счастье для меня невозможно. Я не боюсь никаких соблазнов, так как избавилась от всех иллюзий. Я хочу сотрудничать в великой миссии!»

А Дух ей мудро отвечает: «Твоя самоуверенность хорошо известна мне. Но смотри, не обманись в своих силах и в этот раз , дитя!»

Пришла эпоха Единства. У нас есть большой духовный опыт и опыт жизни в материальном мире. И перед нами стоит задача объединить всё это. Для этого надо принять весь спектр Любви. Давайте не обманемся на этот раз!

Секс – не обманщик! Это величайшее проявление Любви,

один из составляющих её спектра.

Нельзя зацикливаться на нём, но нельзя и игнорировать. Мы живём в дуальном мире, в котором есть разделение на мужское и женское. Но в человеке изначально заложено стремление к Единству, он несёт в себе Единство, поэтому он и стремиться реализовать его. Высший смысл сексуальной любви в воссоединении мужчины и женщины в этом Божественном образе – Единстве.

Новая эпоха не предусматривает отказ от секса, он по-прежнему будет занимать важное место в жизни человека. Я надеюсь, более важное, чем сейчас. И эпоха Единства, наконец-то, позволит более полно включить секс в единство со всей жизнью. Кто понимает значение секса, тот понимает, что такое жизнь.

Я не могу обойти вопрос о половых отношениях, так как это значительная часть жизни человека на Земле, потому что именно в этом вопросе, по крайней мере в России, накопилось множество заблуждений. Чем меньше бы их было, тем более гармоничными были бы люди, с которыми я постоянно сталкиваюсь в жизни. Также задумываюсь я и о сексуальном воспитании детей (в том числе и своих) и мне не безразлично, какое мировоззрение будет у них.

Сейчас много говорится о сексе, даже слишком, и это не «распущенность поколения», а качание маятника, который мы с вами, уважаемые родители, бабушки и дедушки, в своё время качнули в другую сторону, где «секса у нас нет». Сейчас происходит компенсация нашего замалчивания, наших страхов и стыда. И вот теперь дети «отвечают за своих отцов». Поэтому в первую очередь именно нам и нужно найти на все эти вопросы, убрать в себе качание маятника, и тогда детям будет значительно легче найти золотую середину.

Начнём снимать шоры. Давайте говорить о половых отношениях, о сексе, об ЭТОМ легко и просто, заниматься ЭТИМ в своё удовольствие, испытывать от ЭТОГО Радость и Счастье!

Секс нужен для собственного удовольствия. Это одна из возможностей ещё раз проявить любовь к себе. А также, это одна из возможностей получить радость для Души и для Тела, ведь так редко мы доставляем удовольствие Телу. Мы делаем его выносливым, сильным, учим много трудиться, а радуем мало. Нас отучили что-либо делать в своё удовольствие. Прежде для нас на первом месте стояли интересы страны, коллектива, семьи. Поэтому многие испытывают чувство вины от получения собственно удовольствия.

Любить секс – это хорошо! Это просто жизненно необходимо!

Во время оргазма Тело и Душа находятся в великой Радости, в Единстве, которое трудно найти в другие моменты жизни. Особенно когда человек духовен, когда все его тела осознанно взаимодействуют. В этот момент они как бы заявляют Миру, что они здесь-и-сейчас! Что они есть Любовь! Что они есть Бог! В это время происходит такой глубокий энергетический обмен, что меняется биохимия человека. Это поистине новое состояние человека и нужно стремиться наполнить каждую минуту жизни таким состоянием – состоянием полёта и радости Бытия.

Истинные сексуальные отношения учат любви к миру, к людям, к этой форме жизни на Земле. Тело наполняется живительной энергией Любви и Радости, оно очищается, оздоравливается, молодеет. Когда нет единства Тела с духовными сферами, когда оно не получает великой Радости, то оно болеет, страдает, стареет и рано умирает.

Осознайте как можно глубже, что сексуальные отношения необходимы для жизни! Не столь для продолжения рода, сколь для глубочайшего обмена энергиями, получения Радости и раскрытия новой глубины Любви. Шагните дальше и примите мастурбацию, как одно из средств получения Радости. Особенно это необходимо и действенно, когда нет рядом любимого человека, когда одиночество затягивается.

Кому сложно всё это принять, не насилуйте себя. Скажите себе: «Пока мне это трудно понять и принять». И вспомните, как редко Вы истинно радовали своё Тело, как мало испытывали великой Радости оргазма, того состояния, когда человек взлетает и объединяется со всей Вселенной.

Посмотрите на свою жизнь, на своё здоровье, на свои отношения в семье, на судьбу детей. Может быть стоит жить по-другому? Мне, как практикующему психологу, хорошо известно, как много проблем закладывает себе и своим детям человек, у которого есть заблуждения в этих вопросах.

Всё, что заложено в Природе и в человеке, предназначено для его развития, для Радости и Счастья на Земле. И всё это можно использовать во вред и человеку, и Земле. И мы видим множество примеров того, как изначально прекрасные и благие порывы приносят огромный вред. И любовь к сексу может перейти в область чувственных наслаждений и увести человека от духовности. Всё в этом двойственном мире несёт в себе возможность и добра, и зла. Человеку дано всё, чтобы выбрать путь. Надо быть осознанным и соответственно решать все вопросы.

Нил Уолш задаёт своему Высокому Собеседнику вопрос:

- «Как нам лучше всего выражать то, что называется «сексуальной энергией»?

С любовью.

Неистово.

Страстно.

Романтично.

С юмором.

Непосредственно.

Трогательно.

Изобретательно.

Без смущения.

Чувственно.

И конечно, часто».

Наполненность такой сексуальной энергией картины жизни делает её исключительно энергонасыщенной, действенной, жизнеутверждающей. Уровень сексуальных отношений соответствует степени зрелости человека. И пока Вам будет интересен подлинный секс, до тех пор будет интересна жизнь.