В киевские митрополиты; но так как в Москве был митрополит Иона , носивший титул митрополита Киевского и всея Руси, то папа Пий II , отправляя Григория к польскому королю Казимиру IV , поручил ему собственно Киевскую митрополию , к которой причислил 9 епархий: брянскую, смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимиро-волынскую, полоцкую, холмскую и галицкую. Григорий начал ряд самостоятельных митрополитов юго-западной церкви, хотя не был всеми признаваем и жил не в Киеве, а где-то в Литве.

Около 1474 года митрополитом был избран Мисаил из епископов смоленских, управлявший киевской митрополией около 4 лет. Затем следовали Симеон , Иона , Макарий I . Уже после посвящения Макария некоторые из епископов отправились за благословением к константинопольскому патриарху, и последний, давая это благословение, подтвердил, чтобы на будущее время без него не посвящали киевских митрополитов.

Иосиф II Солтан (1498-1517; см.) жил большей частью в Смоленске. В его правление состоялся собор в Вильно 1509 г., имевший в виду добиться предоставления православной церкви в Литве большей самостоятельности; в этом же смысле действовал Иосиф, испросив у князя Александра в 1499 г. и короля Сигизмунда I в 1511 г. грамоты, подтверждавшие судебные привилегии русского духовенства. Иона II посвящён в киевские М. в 1516 г. При нём состоялось в 1522 г. постановление гродненского сейма, по которому высшие должности в государстве не могли занимать православные. За Ионой следовали Иосиф III с 1523 г. (см.), Макарий II с 1538 г., Сильвестр Белькевич с 1556 г., Иона IV Протасович с 1568 г., Илья Куча с 1577 г. (см.). После смерти последнего в 1578 г. был избран Онисифор Петрович-Девочка, который правил до 1688 г., когда был свергнут константинопольским патриархом Иеремией, так как был двоеженец. Онисифор исходатайствовал у Стефана Батория грамоту, утверждавшую права и суды православной церкви, а у Сигизмунда III - грамоту на церковные имения. По свержению Онисифора в 1588 г. был избран в Вильно и посвящён патриархом Иеремией Михаил Рогоза (1588-1599), известный впоследствии поборник брестской унии. Дело его с гораздо большей жестокостью и настойчивостью продолжал Ипатий Поцей, с 1599 г. киевский М. Жил он, главным образом, во Владимире-на-Волыни, где и умер в 1613 г., назначив, вопреки церковным установлениям (76 правило св. апостол), ещё при жизни своим преемником с 1611 г. Иосифа Велямина-Рутского, бывшего сначала кальвинистом, затем католиком, наконец униатом. Иосиф старался насаждать унию, хотя и не с таким успехом, как его предшественники. При нём, в 1620 г., приехал в Киев иерусалимский патриарх Феофан, имевший от константинопольского патриарха полномочие устроить все церковные порядки на Руси. Православные в Киеве обратились к нему за защитой против униатов и с просьбой поставить им православного М. Патриарх посвятил Иова Борецкого (см.) в сан М. киевского, архимандрита виленского Мелетия Смотрицкого - на архиепископию полоцкую, витебскую и мстиславльскую, а Иосифа Курцевича - на епископию владимирскую (на Волыни).

Велямин-Рутский обратился к папе, который предписал ловить и истреблять неуниатов. Борьба происходила почти во все управление митрополией Иова. В 1629 г. был созван собор для переговоров униатов с православными, но переговоры не привели ни к чему. По смерти в 1631 г. Иова Борецкого митрополитом был избран Исаия Копинский (см.), но он скоро был оттеснен знаменитым Петром Могилой и умер в 1634 г. на покое. Петр Могила (см.) сумел много сделать в пользу православной церкви. Основанная им коллегия явилась рассадником борцов за дело православия, а главное, долгое время была рассадником образованности и просвещения среди малорусского народа вообще. В борьбе с униатами, во главе которых стоял сначала митрополит Иосиф Велямин-Рутский, а затем его преемники, Иосиф Корсак и Антоний Селява, Петру Могиле много помогали запорожские казаки. Поэтому они и участвовали вместе с духовенством при выборе в 1647 г. преемника Могилы, Сильвестра Коссова. Королевской привилегии на это избрание не было, но Коссов, с благословения константинопольского патриарха, был посвящён в 1647 г. в митрополиты юго-западным духовенством, с титулом М. киевского, галицкого и всея России, экзарха константинопольского престола. Титул этот носил и Петр Могила. При Коссове, по Зборовскому договору (см.), киевскому М. предоставлено было место в сейме наряду с католическими епископами; православная вера и школы получили довольно широкие привилегии. Но достаточно было одного значительного поражения казаков, чтобы православные стали опять подвергаться преследованиям.

Договором 1654 г. о присоединении Малороссии к России за М. киевским утверждались все его прежние права и владения, но с подчинением московскому патриарху. Сильвестр Коссов не сразу присягнул московскому царю, отговариваясь страхом польской мести, и хлопотал, чтобы малороссийская иерархия была оставлена в ведомстве греческого патриарха. Фактически киевские М. до Гедеона Святополка князя Четвертинского ни разу не посвящались от московского патриарха. Коссов умер и 1657 г., и преемником ему был избран Дионисий Балабан; но так как он явно тянул на польскую сторону и отказался обратиться за благословением к московскому патриарху, то в Москве и не признавали его М. В 1661 г. управлявший московской патриархией Питирим посвятил нежинского протопопа Максима Филимонова в епископы мстиславские под именем Мефодия, и назначил его управлять западнорусской церковью вместо Дионисия, явно перешедшего на сторону Польши. Но Мефодия не признавал за наместника греческий патриарх, а М. Дионисий посвятил на мстиславскую кафедру Иосифа Нелюбович-Тукальского, в 1663 г. в Чигирине избранного духовенством и старшиной в М. киевские. Другая партия (главным образом гетман Тетеря), избрала М. перемышльского епископа Антония Винницкого. Смута в западнорусской церкви была неизбежна, если бы Тукальский не попался в плен полякам. На левом берегу церковными делами продолжал управлять Мефодий, поддерживаемый Брюховецким. У него родилась мысль сделаться самому М., а когда в Москве отнеслись к этому неблагоприятно, он начал интриговать против Москвы. В это время был заключен Андрусовский мир, которым в Малороссии были недовольны. Во главе враждебной Москве партии стал Дорошенко, который переманил на свою сторону гетмана Брюховецкого, а Мефодию обещал киевскую митрополию, но не сдержал данных обещаний; с Мефодия Иосиф Тукальский, которого Дорошенко освободил из польского плена, снял епископский сан. Мефодий убежал в Москву, где был подвергнут заточению. Но Тукальскому не удалось утвердиться в Киеве; до самой своей смерти (в 1676 г.) он жил в Чигирине при Дорошенке; на левом берегу его не признавали, несмотря на признание его со стороны константипольского патриарха. Делами церкви управлял Лазарь Баранович, к которому после смерти Иосифа Тукальского перешло управление церковными делами на правой стороне Днепра. Когда в 1686 г. левый берег Днепра и Киев остались навсегда за Москвой, кандидатами в М. были Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский, но ни один из них не соглашался ехать на посвящение в Москву; поэтому был избран в Киеве приехавший к гетману Самойловичу в 1685 г. Гедеон Святополк князь Четвертинский , который в 1686 г. был посвящён в Москве в М. киевские. Ему была выдана настольная грамота, в которой он назван М. киевским и галицким и Малые России, а киевская митрополия - первоначальной между всеми русскими; она не подчинялась московскому патриарху и находилась только под послушанием и благословением его. Несмотря на значительную долю самостоятельности, предоставленной Гедеону, подчинение киевской митрополии московскому патриарху вызвало сильные протесты со стороны Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, которые объявили посвящение Гедеона Четвертинского незаконным; но через год все было улажено и дальнейшая история киевской митрополии сводится, главным образом, к постоянному и постепенному уничтожению тех своеобразных, выработанных историей особенностей, которые отличали её от других великорусских епархий. После смерти Гедеона М. был избран Варлаам Ясинский, которого в 1707 г. сменил Иоасаф Кроковский, умерший в 1718 г. в Твери, по дороге в СПб., куда он был вызван для допроса по делу царевича Алексея Петровича. После смерти Кроковского 4 года не было М. в Киеве. В 1721 г. киевским М. выбран межигорский архимандрит Иродион Жураковский, но назначен был синодом тихвинский архимандрит Варлаам Ванатович; с тех пор навсегда прекратился порядок замещения киевской кафедры путём выбора. Петр I уничтожил было даже совсем титул М., как предполагающий подчинение ему других епископов, чего на самом деле не было, и Варлаам Ванатович был посвящён в Киев только архиепископом киевским и галицким, без прибавления Малые России. В 1730 г. Ванатович был вытребован в Москву по обвинению в нарушении указа 17 марта 1730 г., предписывавшего архиереям лично присутствовать на молебнах в царские дни, был лишен сана и заключен в Кириллов-Белозерский монастырь, где и находился во все царствование Анны Иоанновны. После Ванатовича архиепископом киевским был назначен Рафаил Заборовский. При нём в 1743 г. был восстановлен сан М. и Рафаил был им пожалован. Умер он в 1747 г. Его преемник Тимофей Щербацкий оставался на митрополии до 1757 г., когда его заменил Арсений Могилянский (см.). В 1767 г. был окончательно выяснен вопрос о титуле киевского М.: ему было запрещено прибавлять к своему титулу всея Малые России. В то же время киевская епархия несколько расширилась, так как ей были подчинены новосербские поселения в Новороссии, а также Лавра и Киево-Печерский монастырь. После смерти Арсения Могилянского, в 1770 г., М. киевским был Гавриил Кременецкий, а с 1783 г. - Самуил Миславский, способствовавший сравнению во всех отношениях управления малороссийских епархий с великороссийскими; его пребывание на киевской митрополичьей кафедре († в 1796 г.) можно считать временем окончательного уничтожения прав и вольностей малорусского духовенства. Следовавшие за Миславским М. были уже обыкновенными великороссийскими архиереями, не пользовавшимися никакими особенными преимуществами.

Территория киевской митрополии за все время своего самостоятельного существования претерпела много изменений. При отделении от московской митрополии митрополия киевская насчитывала 9 епархий: брянскую (черниговскую), смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимирскую-на-Волыни, полоцкую, холмскую и галицкую. С введения унии этими епархиями управляли униатские епископы; с 1620 г. хотя и посвящались опять православные, но они в большинстве случаев не управляли своими епархиями, так что киевская митрополия только номинально считала на своей территории 9 епархий. С 1686 г. в ведении М. Гедеона остались четыре епархии - галицкая, львовская, луцкая и перемышльская; но и они скоро были обращены в унию. Гедеон составил себе новую митрополичью епархию, которая простиралась по обеим сторонам Днепра, от Козельца, Нежина, Батурина и Глухова до Запорожской Сечи - на левой стороне Днепра, от могилевской епархии до границ киевской и подольской Украины - на правой; ей подчинялись также православные монастыри в Белоруссии, Литве и польско-русских областях. Когда в 1715 г. епископом-коадъютором в Переяславль был определен Кирилл Шумлянский, то для него были отделены от митрополии церкви Переяславского полка, а также Корсунского и Богуславского. В 1775 г., когда в Новороссии была учреждена новая славянская и херсонская епархии, территория киевской епархии подверглась значительному уменьшению. Полтава с уездными церквами, часть Новомиргородского уезда и Запорожская Сечь отошли ко вновь учрежденной епархии. В 1777 г. киевская епархия опять была уменьшена. С открытием наместничеств (1781) епархии должны были совпадать с их границами; киевская епархия обнимала 11 уездов Киевского наместничества. С учреждением Киевской губернии, киевская епархия с 1797 г. стала совпадать с пределами этой последней и расположилась только по правой стороне Днепра.

В первые времена образования юго-западной митрополии М. занял место в ряду высших чиновников в государстве; но с введением унии православный М. потерял значение. В XVII в. стремлением его было занять место в сенате наряду с католическими М. Не раз это было обещано, но обещание не исполнялось, и католики не пускали в сенат даже униатских миссионеров. После присоединения Малороссии к России киевский М. не приобрел каких-нибудь юридических прав, не возвысилось и его значение в гражданской жизни. Хотя на первых порах М. принимают участие в радах при выборе гетманов, участвуют и в политической борьбе, происходившей тогда в Малороссии между русской и польской партиями, но они не сумели приобрести прочного положения. Со времени подчинения малорусской церкви московскому патриарху, киевский М. потерял и прежнее значение в общественной жизни: ему было предписано в гражданские дела не вмешиваться, и он мало-помалу начинает обращаться в русского архиерея, ограничивающегося духовными делами своей епархии. За исключением ставропигиальных монастырей (Киево-Печерская лавра, Выдубицкий и др.) и черниговского архиепископа, остальные епархии и монастыри в области управления были подчинены М., который посвящал туда лиц начальствующих, судил и т. п., назначая иногда по округам наместников, с правом суда над монастырями, церквами, их прихожанами и подданными по делам духовным, а иногда даже и гражданским. С XVII столетия при киевском М. упоминается особый кафедральный капитул, по образцу католическому, состоявший из высших духовных сановников митрополий; с ним М. совещался и решал некоторые дела управления. В завещании Гедеона князя Четвертинского в 1690 году упоминаются консистористы. Кафедральный причт при М. и епископах назывался крылошанами. С XVII столетия духовенство киевской епархии делилось на округа, а последние - на протопопии, в состав которых входило по назначению М. разное число церквей, от 5 до 100. В протопопиях судили и разбирали дела духовные протопопы и наместники. В средине XVIII в. в киевской епархии считалось 22 округа, в которых было 40 протопопий. С учреждением св. синода, при протопопах были учреждены протопопские, а при наместниках - наместнические правления из нескольких священников. Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов: столовых - с каждого двора по две коп., мировых - по деньге, солодовых - по полушке, канцелярских - по деньге. Недвижимые имения киевской кафедры образовались, главным образом, путём пожалования государственной властью, гетманами и киевскими полковниками; частные лица также жертвовали под разными предлогами немало; немало земель приобретала и сама кафедра покупкой. Имения её в начале XVIII в. занимали довольно обширное пространство (несколько местечек и много сел). Кафедра пользовалась рыбной десятиной от продажи рыбы в Киеве и другими доходами.

Напишите отзыв о статье "Митрополиты Киевские"

Отрывок, характеризующий Митрополиты Киевские

Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.
Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.
Грабеж французов, чем больше он продолжался, тем больше разрушал богатства Москвы и силы грабителей. Грабеж русских, с которого началось занятие русскими столицы, чем дольше он продолжался, чем больше было в нем участников, тем быстрее восстановлял он богатство Москвы и правильную жизнь города.
Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.

Так уж сложилось, что некоторые выходные дни в нашей стране принято делить не только на государственные или религиозные, но и на мужские и женские праздники.

Как относиться к данному факту - выбор каждого, тем не менее, несмотря ни на что, он имеет место быть. Согласитесь, мы не можем не поздравлять наших дорогих дедушек, мужей, сыновей и внуков 23 февраля, а вот 8 марта - женский праздник, когда подарки и цветы преподносятся уже прекрасной половине человечества.

Хотите поразить окружающих дам своей эрудицией или удивить оригинальностью подарка в день, в целом считающийся самым обычным в нашей стране? Тогда ознакомьтесь с материалами данной статьи.

Мы хотим, чтобы читатель узнал, что Международный женский праздник можно отмечать далеко не один раз в год. Почему? Все дело в том, что при желании стоит сделать сюрприз дочери в японский День девочек, поздравить бабушку вместе с британцами или подарить скромный букетик женщине у прилавка по определенному, на сей раз гвинейскому, календарю торжественных событий. Ну, как говорится, был бы повод.

Раздел 1. Женские праздники планеты. Общая информация

На сегодняшний день известно, что почти во всех странах мира есть хотя бы один специальный день в году, посвященный только женщинам, т.е. нашим обожаемым бабушкам, мамам, тетям, сестричкам и доченькам. Этот факт не может не радовать. Хотя, конечно же, каждый из этих дней имеет собственные традиции и отмечается независимо от других ему подобных.

В нашей стране главный женский праздник - это, конечно же, 8 марта. Хотя, к сожалению, далеко не всем известно о том, что отмечается он не только в нашем государстве, да и историю его возникновения теперь вспомнит разве что самый начитанный россиянин.

Раздел 2. Восьмое марта - неизменный женский праздник

Углубившись в историю, узнаем, что изначально эта праздничная дата была учреждена для утверждения некого равенства между женщинами и мужчинами. Однако с течением времени менялись люди, устои и традиции, а значит, и неудивительно, что и женский приобрел новые окраски и значения. Сейчас в самом начале весны мы отмечаем не только приход самого прекрасного времени года, но и праздник внимания и нежности к женщине, ее красоте и душевной мудрости.

А исторически дело было так. На 2-й Международной конференции женщин, работающих в разных отраслях как промышленности, так и науки, в 1910 г. Клара Цеткин, один из лидеров германских социал-демократов, предложила отмечать во всех странах один и тот же повод, а именно женский день, праздник 8 марта.

Существует мнение, что предпосылкой стал некий "Марш пустых кастрюль", устроенный нью-йоркскими текстильщицами в 1857 г. именно в этот день.

ООН же официально установила праздник только в 1975 г.

С тех самых пор 8 марта (Международный Женский праздник) навсегда стало датой всех представительниц прекрасной половины человечества, олицетворяющей собой десятилетия борьбы женщин за равенство, развитие, справедливость и мир.

Раздел 3. Праздник девочек в Японии

В Стране восходящего солнца женский день - праздник, который припадает на третье число третьего месяца.

И этот выбор далеко не случаен, ведь именно тогда отмечается начало цветения персиков или, как он еще называется, настоящий праздник девочек.

С ним связано множество традиций. Юные девушки в этот день надевают очень красивые и нарядные кимоно, украшения и ходят в гости на чай, тем самым обучаясь этикету, ведению беседы, понятиям женственности и ухоженности.

Раздел 4. Американский день матери

Несколько десятилетий тому назад в США общественная активистка по имени Дж. Уорд предложила отмечать в пятом День материнского единения в борьбе за мир. Правда, как раз ее инициатива и не получила необходимой поддержки, а вот более позднее предложение учительницы А. Джарвинс праздновать просто День матери общество одобрило и приняло с огромным удовольствием.

Праздник был официально учрежден и назначен на первую субботу мая каждого года.

Раздел 5. Гвинейский День рыночных мамаш

Как мы уже смогли убедиться, женские праздники весьма разнообразны и по своей природе, и по времени проведения, и по традициям.

И вот очередное этому подтверждение. Женский день в Гвинее празднуется практически в самом конце лета, а именно 27 августа.

Его основали в честь бунта продавщиц и назвали весьма неожиданно - Днем рыночных мамаш. Почему так? Все дело в том, что именно 27 августа 1977 года женщины-продавщицы взбунтовались и протестовали против повышения цен.

Раздел 6. День бабушек

Во Франции в марте каждого года отмечается весьма теплый и бесконечно добрый который со временем обрел статус национального.

Это День бабушки. Все представительницы прекрасной половины человечества, которые успели уже получить такой почетный статус, в этот день прихорашиваются, надевают свои лучшие платья и украшения и ждут к себе в гости родных. Торжественные мероприятия могут происходить как дома в тесном семейном кругу, так и в уютном кафе, соседнем баре или даже роскошном ресторане. Выбор всего за виновницами самого праздника.

Вечером же они предпочитают пить ликер в компании подружек, сплетничая, веселясь и слушая любимую музыку. Иногда такие мероприятия заканчиваются танцами и праздничными фейерверками, устраиваемыми заботливыми внучатами.

Кстати, нельзя не отметить, что во французских магазинах и турагентствах на женщинам, которым уже есть 55 лет и больше, предоставляются огромные скидки.

Раздел 7. Фестиваль Гинайкратия в Греции

8 марта - женский праздник, привычно отмечаемый в России, а вот очаровательные жительницы южного побережья Средиземного моря наслаждаются подобным мероприятием на два месяца раньше, а именно 8 января. В Греции это целый фестиваль под названием Гинайкратия.

Особый почет предоставляется наистарейшей присутствующей женщине. Фестиваль проводится в двух поселениях Неа Петра и Моноклисия, куда в это время со всей страны съезжаются наряженные красавицы.

Сильные мира сего, согласно традиции, в этот день убираются, кухарят и приглядывают за детьми, а все кафешки и бары заполнены только женщинами.

Кстати, отметим одну забавную особенность. Если подвыпившие женщины 8 января увидят мужчину на улице, его, как правило, обливают холодной водой, несмотря на то, что на дворе зима.

Раздел 8. Интересные и необычные факты

Женские праздники мира очень разнообразны, мы же попробуем рассказать о самых оригинальных. Например, один из них наступает в Германии. Он начинается одиннадцатого ноября в 11.11 часов. Женщины начинают штурмовать здания местных властей, тем самым как бы утверждая свою власть.

Прекрасная половина человечества делает все, что хочет, а излюбленным занятием женщин в этот день стало отрезание галстуков своему начальству. И это далеко не все. Дамы в этот день могут останавливать машины прямо на дороге, красить мужчинам губы и делать все, чтобы жизнь сильной половины стала намного труднее хотя бы на сутки. В ответ на эти шалости мужчины могут только смеяться.

В Японии родители должны дарить своим дочерям куклы. Эти игрушки впоследствии служат оберегом для девочек, якобы принимая на себя все болезни и неприятности, которые могут случиться с девочками. Кстати, этих кукол не разрешается держать на виду и нужно спрятать их сразу же после праздника. Японское поверье гласит, что если девочка долго не убирает свою куклу, значит она плохая хозяйка, и очень долго не выйдет замуж.

Во Франции власть женщин, причем незамужних, наступает 25 ноября. В этот день французы отмечают так называемый День всех незамужних. Раньше покровительницей девушек во Франции считалась Святая Екатерина, и леди должны были в этот день украшать ее статуи, надевая на них милые шляпки. Сейчас же разноцветные головные уборы надевают сами незамужние француженки, этим самым как бы подавая знак, что они еще свободны.

Страной, где празднуется наибольшее количество женских дней, является США. Там празднуют День равенства женщин, День американских леди, занятых бизнесом, День сестры и, конечно же, прижившийся уже у нас День матери.

С одной стороны, все мы мечтаем выглядеть по-особому красивыми, с другой - не хочется идти на большие траты перед тем, как подобрать комплект одежды ради одноразового мероприятия.

Однако здесь надо смириться, ведь вечерняя мода диктует свои правила. Не бывает нарядной одежды на все случаи жизни. Вечерний дресс-код должен соответствовать мероприятию. И вряд ли организаторам будет приятно увидеть вас в джинсах и кедах за изысканно сервированным столом.

Настоящие леди и джентльмены никогда не назовут вечерний наряд бессмысленной покупкой. Пусть один раз, пусть дорого, пусть надеть некуда или некогда-у этой красоты есть смысл. Вечерние наряды для женщин - потрясающий инструмент для того, чтобы создавать приподнятое настроение и привлекать к себе внимание. Вокруг хозяйки красивого оздается аура флирта, повышенного интереса.

Вечерний стиль одежды

Для многих нет причин наряжаться в роскошные вечерние наряды, если, конечно, они не приглашены на мероприятие с дресс-кодом Black Tie или White Tie. Но для тех, кто вовлечен в светские или благотворительные мероприятия, такая экипировка довольно стандартна.

Каждый сезон они обязаны обновлять свой парадный гардероб для званых обедов, балов и всевозможных приемов, где, возможно, будут запечатлены для светской хроники.

Вечерняя мода 2019 диктует следующие правила. Если вы приглашены на дружескую вечеринку, можно позволить себе расслабиться в плане одежды. В театр, оперу, на концерт потребуется элегантный наряд.

Во всех случаях основное правило таково: вечерняя одежда должна быть нарядной и в какой-то степени сексуальной. Это достигается за счет вечерних тканей, богатой декоративной отделки, великолепного кроя, роскошных аксессуаров. Ощущение нарядности растет за счет украшений и высокого каблука.

Должен ли вечерний стиль одежды быть удобным? Элегантность и королевская осанка идут рука об руку с некоторой стесненностью. Особенно это касается вечернего стиля одежды для торжественных мероприятий - такие наряды должны дисциплинировать, а не расслаблять. Укутанная в них женщина не должна чувствовать себя, как в ночной рубашке.

Вечерний комплект одежды не предназначен для акробатических упражнений, в нем не нужна полная свобода движений. Главное, эти платья должны позволять хорошо выглядеть, когда вы стоите или переходите от одной группы гостей к другой. Порой этот наряд невозможно надеть даже на ужин. В нем можно только стоять.

Вечерний дресс-код

Вечерний дресс-код можно разделить на множество кодов: «White» или «Black Tie», «Formal Attire», «Black Tie Invited», «Black Tie Optional», «Creative Black Tie», «Cocktail Attire», «Semi-Formal», A5, A5c, «Smart Casual». На самом деле похоже на весьма запутанный код из серии «только для посвященных». Но на практике все гораздо проще, стоит только обратиться к здравому смыслу и проанализировать каждый код по отдельности.

Если в коде присутствуют слова «Formal» и «Tie», то это означает формальный вечерний стиль. На такие мероприятия принято приходить в вечерних платьях, ювелирных украшениях, с уложенной прической. Сопровождающие слова указывают на степень формальности.

«White Tie» , или «белый галстук», означает, что вы приглашены на официальный прием в самых высоких сферах. Это может быть прием у президента, посла, бал, вручение премий и т. д. То есть здесь соберутся люди не столько ради приятного времяпрепровождения, сколько по долгу службы, ради публичного подтверждении статусности и власти.

«Black Tie» , или же «черный галстук», приглашает вас на тот же официальный прием, но уже не в столь высоких сферах. Это может быть вечерний прием по случаю какого-нибудь торжественного события, например свадьбы, юбилея, театральной премьеры и т. д.

Код со словом «Cocktail» означает вечернее развлекательное мероприятие, на которое следует приходить в коктейльном платье или в костюме с нарядной блузкой или топом.

Код со словами «After 5» и «Casual» означает непринужденный нарядный стиль, состоящий из отдельных предметов. Часто представляет собой разновидность стиля кэжуал, но в более ярких и декоративных тканях. Обычно в таком стиле одета молодежь в ночных клубах.

Время

Место

Вечернее длинное платье

После 20.00

Официальные приемы, церемонии

Бальное платье

После 20.00

Коктейльное платье

После 17.00

Вечеринки, полуофициальные приемы

Платье «ньюд» и блестящее

После 20.00

Вечеринки

Нарядный светлый костюм

Утро и день

Официальные дневные мероприя­тия

Нарядный темный костюм

После 17.00

Рестораны, театры, юбилеи

Женский смокинг

После 17.00

Вечеринки, клубы, презентации

Нарядный трикотаж

С утра до вечера

Встречи с друзьями, родственниками

Вечерние наряды для женщин

Можно оказаться в неловком положении, появившись на светском мероприятии в классическом брючном костюме или на коктейле - в полном вечернем туалете. Соблюдение дресс-кода - это проявление уважения к себе и принимающей стороне. К тому же точно сформулированные предписания, касающиеся внешнего вида приглашенных, избавляют вас от долгих раздумий перед зеркалом. Различают следующие виды мероприятий: дипломатические, светские, деловые, развлекательные.

Нарядную одежду можно разделить по степени официальности мероприятия, для которого они предназначены, и времени суток, когда происходит событие. На утренний официальный прием, назначенный на 11 либо 12 часов дня, никогда не надевают темные вечерние наряды - только светлые дневные.

Это может быть нарядный костюм или платье без рукавов и жакет классического кроя. «Костюмный день» заканчивается примерно в 16 часов.

Коктейль устраивают, как правило, в 17 часов и позже. Коктейльные наряды - это мостик между дневными и вечерними нарядами. После 18.00 надевают вечерние наряды. Это могут быть длинные - в пол - вечерние платья либо костюмы и недлинные нарядные платья. Все зависит от уровня официальности мероприятия.

Вечерние наряды на фото

Образы для торжественных мероприятий собираются на базе длинного вечернего платья. Его отличают открытые части тела и декор в зоне декольте. Как видно на фото вечернего наряда, если платье без рукавов, принято носить перчатки, закрывающие локоть. К платью подбираются подходящие по стилю жакеты, накидки, пальто, обувь и сумки. Ювелирные украшения обязательны.

Образы для официальных мероприятий собираются на базе костюма или . К этим нарядам добавляются жакеты, блузы и , юбки, брюки, аксессуары, и сумки модных цветов. Ювелирные украшения обязательны.

Посмотрите на фото: вечерняя мода 2019 невозможна без коктейльного платья:

Его можно заменить вечерним топом с юбкой, нарядным брючным костюмом или смокингом. Выбирая платье, следуйте негласному правилу: чем больше открыто сверху, тем больше закрыто снизу, и наоборот. Аксессуары предпочтительны самые сексуальные. Приветствуется дорогая бижутерия или сдержанные ювелирные украшения.

Как подобрать вечерний комплект одежды

Перед тем как составить комплект одежды для вечера, будьте готовы к тому, что вам предстоит выполнить четыре шага.

1 шаг. Выбираем основной наряд. Прежде чем выбрать основное нарядное платье или костюм, определитесь, для каких мероприятий они будут уместны: официальных, неформальных, дневных или вечерних. Сразу же подберите нижнее белье.

2 шаг. Подбираем дополнительные вещи и много, очень много аксессуаров. Подбираем к основному наряду вещи, с помощью которых можно составлять разные комплекты. Это могут быть жакеты, юбки, брюки, топы, блузы, обувь на высоком каблуке, нарядные сумочки, колготки. Главное, чтобы все это могло хорошо сочетаться друг с другом по стилю и цвету. Украшения должны быть тщательно подобраны. Они очень важны, без них любой наряд выглядит пресно.

3 шаг. Добавляем второй основной наряд. Чтобы гардероб отвечал требованиям текущей моды, добавьте в комплект взаимозаменяемые с основными нарядами вещи. Это могут быть: платье другой длины и фасона, нарядный брючный костюм-смокинг и пр. Эти вещи позволят создавать комплекты в других стилях и образах. Сразу же подберите нижнее белье и к ним.

4 шаг. Расширяем комплекты актуальными вещами. Дополните комплекты верхней одеждой и модными в данном сезоне вещами. С их помощью можно расставить яркие акценты, для того чтобы комплекты выглядели современно. Это могут быть накидка, жакет, кардиган, украшения и аксессуары. Приобретайте одну-две вещи ежегодно, и вы никогда не окажетесь в трудной ситуации.

Как собрать комплект одежды с маленьким черным платьем

Образ dressy casual обязательно включает в себя . В нашей жизни так мало пресловутых «особых случаев», где нужно носить роскошные коктейльные платья и вечерние туалеты, сияющие драгоценности и головокружительной высоты. Поэтому навык о том, как собрать комплект одежды с маленьким черным платьем, незаменим.

В основе такого ансамбля, само собой разумеется, лежит то само платье. В зависимости от темы мероприятия и вашего настроения вы можете добавить броские украшение или искусно выполненную бижутерию, завершив образ туфлями и сумочкой в тон. Можно обойтись и без украшений, тогда для того чтобы собрать комплект одежды, вам потребуется легкий шарф нежного оттенка и такого же цвета пояс.

Эти комплекты спасают в самых разных ситуациях, будь то вечеринки, романтические свидания, семейные торжества, походы в клубы и рестораны. Они могут частично пересекаться с базовыми и повседневными вещами.

Например, нарядный шелковый стеганый жакет или изысканный трикотаж могут сочетаться с черными базовыми брюками и шелковым топом. Главное - тщательно продумать аксессуары.

Который отмечают 8 марта в большинстве стран. Но есть и другие женские праздники, отмечаемые в разных странах в разное время.

В ообще, женские праздники отмечали еще с древности. Так еще в Древнем Риме существовал обычай отмечать 1 марта (по другим данным 8 марта) семейный праздник Матроналии (от слова «матрона» - им римляне уважительно называли почтенных женщин, матерей семейства).
В этот день мужчины делали своим супругам подарки, а женщины облачались в праздничные одежды и надевали свои лучшие украшения. Приносились жертвы и возносились молитвы в честь Юноны – богини брака и материнства.
Р абыни также получали подарки. В этот день хозяйка дома разрешала невольницам отдыхать.

Фестиваль женщин в Греции

8 января в Греции проходит Гинайкратия - фестиваль женщин. Это аналог женского праздника 8 марта, когда женщины освобождаются от домашних хлопот и проводят свой день в кафе или других местах развлечения и отдыха, где обычно позволено находиться только мужчинам. Мужья же в это время занимаются домашним хозяйством и присматривают за детьми, хотя в последние годы это уже больше традиция, нежели фестиваль, который еще называют Фестивалем доминирования женщин, или Фестивалем матриархата.

Женские праздники в Японии

М еждународный женский день в Японии не отмечается, вернее, отмечается неофициально и только в больших городах, таких как Токио или Осака. Зато там несколько национальных женских праздников.

3 марта там отмечают Праздник девочек («Хина-мацури» - Праздник кукол»). В середине февраля собирается и устанавливается кукольный императорский дворец с набором кукол - императором и императрицей с многочисленными придворными, одетыми в парадную средневековую одежду. Такой дворец девочка получает, когда рождается. В «Праздник девочек» маленькие японки, одетые в праздничную одежду, подражая взрослым, угощают своих гостей чаем и белым сладким сакэ и пытаются вести детские светские беседы, сидя на подушечках около своего кукольного императорского дворца, а родители девочек молятся за здоровье и счастье своих любимых дочерей. А убирается кукольный дворец сразу же после праздника, так как существует поверье, что если убрать кукольный императорский дворец поздно, то и девочка выйдет замуж поздно или не выйдет никогда.

14 марта в Японии отмечается «White Day» («Белый день»). В этот день мужчины преподносят в подарок женщинам белые сладости, в ответ на полученный в День святого Валентина традиционный шоколад (в Японии в День святого Валентина принято, что женщины дарят подарки мужчинам).

15 ноября – еще один японский праздник для девочек, но не для всех, а только для тех, кому 3 и 7 лет. 15 ноября в Японии девочек одевают, как кукол, в цветные и яркие кимоно, сильно румянят щеки, и делают традиционные японские прически. После чего торжественно ведут в синтоистский храм, для того чтобы вместе помолиться и попросить для них крепкого здоровья и счастливой жизни. Традиция связана с тем, что в японских семьях девочкам с 3 лет уже разрешалось отращивать длинные волосы, а в 7 лет - девочки уже могли носить традиционное кимоно с поясом вместо шнурка.

19 июля - День женщин-министров в Японии

Х отя мировая история и современность знают немало имен женщин-политиков, женщин-министров, женщин-президентов, а в некоторых странах женщины избираются на главенствующие должности на протяжении уже многих десятков лет, в Японии появление женщины в правительстве в 1960 году стало исторически нетрадиционным явлением.
В этот день, 19 июля 1960 года Накаяма Маса (Nakayama Masa, 19.01.1891 - 11.10.1976) стала первой женщиной в Японии, получившей пост министра. Ей было поручено возглавлять Министерство здравоохранения. С тех пор 19 июля неофициально считается в Японии Днем женщин-министров, число которых, в среднем, в правительстве Японии составляет 2-4 человека. А наибольшая цифра за всю историю – 8 женщин-министров, работавших в 2001-2006 годах в кабинете министров, возглавляемым премьер-министром Д. Коидзуми.

Национальный день ВИЧ-положительных женщин в США

10 марта в США объявлен Национальным днем ВИЧ-положительных женщин. (ВИЧ/СПИДа у женщин и девочек). В этот день предполагается уделяться специальное внимание уязвимости женщин перед ВИЧ и особенностям инфекции для них. Новая дата призвана не только привлекать внимание к проблеме, но и вдохновлять на «новые способы мышления», а также помогать женщинам обрести внутренние силы и ресурсы.

День равенства женщин в США

26 августа -День равенства женщин (Women"s Equality Day). Он был введен Беллой Абзуг, американским политиком и феминисткой, и впервые отмечался в 1971 году. Хотя путь к учреждению Дня равенства женщин начался в середине XIX века. На конференции по правам женщин в Сенека-Фолс (Seneca Falls Woman"s Rights Convention) в 1848 году собралась группа энтузиастов и провозгласила, что «все мужчины и женщины созданы равными» и что «создатель наделил их определенными неотчуждаемыми правами». Собрание переросло в национальное движение, которое привело к принятию в 1920 году 19 поправки - Избирательного права для женщин (Woman Suffrage Amendmen) - к Конституции США, предоставляющей женщинам полные избирательные права.

День американских женщин , занятых в бизнесе

С середины 1990-х годов 22 сентября в США отмечается День американских женщин, занятых в бизнесе (American Business Women"s Day). Инициатором создания этого праздника стала организация деловых американок, пришедшая к выводу, что вклад ее участниц в развитие экономики и благосостояния Америки до сих пор не учтен.
С целью исправить данную несправедливость было решено учредить День американских женщин, занятых в бизнесе. В этот день по всей Америке проходят торжества и праздничные приемы по случаю праздника

Национальный день цветных женщин в США

Национальный день цветных женщин (англ. National Women of Color Day) отмечается ежегодно 1 марта в США и ряде других стран.
Национальный день цветных женщин был установлен по инициативе Национального института цветных женщин (англ. National Institute for Women of Color, NIWC) в 1986 году. В США праздник отмечается практически во всех местах, где есть отделения женских организаций, ведь практически во всех подобных образованиях присутствуют женщины-представительницы афроамериканок, испаноамериканок, азиаток и т. д. По замыслу организаторов, праздник призван привлечь внимание к проблемам этих женщин, указать на проявления расизма и нетерпимости, а также способствовать культурным связям между людьми разной расовой принадлежности.

Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин

17 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (International Day for the Elimination of Violence against Women) (Резолюция 54/134). Правительствам, международным организациям и неправительственным организациям предложено проводить в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этой проблеме.
И сторической предпосылкой к установлению этого дня стало событие, произошедшее в 1961 году в Доминиканской Республике, когда по приказу доминиканского диктатора Рафаэля Трухильо были зверски убиты три сестры Мирабал (Mirabal sisters), которые были политическими активистками.
В ажной темой является и насилие в семье, от которого страдает немалое число женщин. Этим вопросом занимается все большее количество правозащитных организаций.
В последние годы эта дата становится известной во все большем количестве стран.

Национальный день памяти и действий против насилия над женщинами

Н ациональный день памяти и действий против насилия над женщинами (National Day of Remembrance and Action on Violence Against Women) отмечается ежегодно в Канаде 6 декабря в память о событиях Монреальского погрома (Montreal Massacre) 1989 года, когда 14 женщин были изолированы и зверски убиты. В этот день в Канаде проходят ночные дежурства, политические дебаты и другие мероприятия, направленные на ликвидацию насилия над женщинами.

День материнства и красоты

В Армении 7 апреля отмечается как День материнства и красоты. Это национальный праздник. Он подытоживает так называемый месячник женщин, отмечающийся в Армении с 8 марта по 7 апреля. Ранее 7 апреля в Армении и армянских диаспорах отмечался День Женщины, Матери, красоты и весны.
В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым подругам.

День женщин в Исландии

Д ень женщин в Исландии ежегодно празднуется 28 февраля. Это связано с тем, что примерно с этого дня по древнеисландскому календарю начинался пятый месяц зимы Гоа, хозяйкой которого по разным легендам была то ли супруга, то ли дочь, то ли сестра предыдущего месяца Тори. По традиции в этот день женщины Исландии должны отдыхать. Мужья должны выполнять за них всю домашнюю работу, смотреть за детьми и хозяйством. Также, как и в других странах, в Женский день мужчины дарят своим женам цветы, сладости и подарки. Но главным подарком в этот день является особый торт, рецепт которого каждый год выбирает особая комиссия.

В семирный день сельских женщин(World Rural Women"s Day) ежегодно отмечается в Европе 15 октября. Сельские женщины составляют более четверти населения земного шара. Они играют ведущую роль в производстве продовольствия, в развитии стабильности сельских районов. Праздник призван напомнить обществу, насколько многим оно обязано сельским женщинам, насколько ценен их труд. Это праздник не только крестьянок, занятых сельскохозяйственным трудом, но и всех женщин, проживающих в сельской местности.

Международный день борьбы женщин за мир

Международный день борьбы женщин за мир отмечается 25 октября с 1980 года и проходит в рамках Недели действий за разоружение. Дата определена по решению Международной демократической федерации женщин (МДФЖ) .


Национальный День женщин в ЮАР

О бъявлен по решению Национальной ассамблеи и сената ЮАР 9 августа 1994 в память о жертвах расправы южноафриканских расистов над мирной демонстрацией женщин в Претории 9 августа 1956. Ранее по решению 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООH отмечался как Международный день солидарности с борьбой женщин Южной Африки и Намибии.

Женский день (Womens" Day in Tunisia) в Тунисе

Ж енщинам в стране уделяется много внимания, ведь женщина и хранительница очага, и мать, и супруга и основа всех основ. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию девочек практически с самого рождения. Даже в школе у девочек есть определенная форма одежды, тогда как у мальчиков таковой нет.
13 августа 1956 года в Тунисе был принят Манифест, признающий женщин субъектами права. В этот день празднуется независимость женщин и признание их вклада в развитие нации. В качестве подарка женщинам традиционным стало принятие правительством страны дополнительных прав для женщин.

День матери

В о многих странах существуют наряду с женскими днями и Дни матери .
День матери в большинстве стран мира можно считать аналогом нашего Восьмого марта.
О тмечается День матери в разных странах в разное время.
И сторики полагают, что традиция эта идет с женских мистерий древнего Рима - почитания Великой Матери-богини, матери всех богов. А в Англии еще в XV веке отмечалось «Материнское воскресенье», посвященное чествованию матерей по всей стране в четвертое воскресенье Великого поста.
Е сть и американская версия происхождения этого праздника. В 1908 году Анна Джервис из Филадельфии в память о своей преждевременно скончавшейся матери выступила с инициативой почитания матерей. Она обращалась к выдающимся деятелям с предложением посвятить один день в году почтению матерей, писала письма в государственные учреждения и законодательные органы. В 1910 году в штате Виржиния День Матери был признан официальным праздником, а с 1914 года эта дата стала праздничной для всех Соединенных Штатов Америки.
В Европе День Матери начали отмечать после Первой мировой войны.

В Австралии, Бельгии, Дании, Италии, Турции, Финляндии, США, Японии День Матери празднуют во второе воскресенье мая.

В Великобритании - в четвертое воскресенье Великого Поста. День матери в Великобритании (Mother"s Day или Mothering Sunday) похож на 8 Марта в России.
К орни этого праздника уходят в викторианские времена, когда дети в довольно раннем возрасте работали вдали от дома, а деньги, заработанные ими, пересылались в семейный бюджет. Тогда один день в году детям разрешалось провести дома вместе с родителями. Обычно они приносили матерям и бабушкам небольшие подарки - букетики цветов или свежие яйца. В Воскресенье матери и все слуги получали выходной, чтобы они могли вернуться в свои семьи и провести этот день со своими матерями. Праздничную атмосферу этому дню придавал специальный торт, называемый «материнским тортом». В этот день полагалось навещать матерей и приносить им в подарок такой торт в обмен на материнское благословение.
С егодня британские дети в этот день дарят матерям цветы и выполняют за них домашнюю работу. Традиционно в этот день принято подавать тот самый торт симнель (simnel cake), украшенный 12 шариками марципана. Традиция 12 шариков началась в еще дохристианские времена, они символизируют 12 знаков зодиака. Название этого торта связано с латинским названием муки тонкого помола (simila).

В России День матери отмечают в последнее воскресенье ноября. Этот праздник был установлен Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года. В День матери (в последнее воскресенье ноября) воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В Беларуси День матери отмечают в середине осени - 14 октября.

В о Франции и Швеции мам поздравляют в последнее воскресенье мая.

В Сербии День Матери отмечают за две недели до Рождества. Там есть интересный обычай начала празднования. Дети рано утром подкрадываются к спящей маме и связывают ее, «откупаться» мама от детей подарками, с вечера припрятанными под подушку.

В Панаме День матери - один из главных и важных праздников. Он отмечается 8 декабря, и по этому случаю многие люди находятся не на своих рабочих местах, а дома, в кругу семьи, и готовят мамам настоящий праздник.

В Коста-Рика День Матери (Mother"s Day) отмечается 15 августа и совпадает с празднованием Успения пресвятой Богородицы. В этот день всем матерям и бабушкам принято дарить очень дорогие подарки, хорошую одежду, вещи для дома и даже мебель.
День матери в Коста-Рика является официальным общенародным выходным днем.

В Грузии День Матери отмечается 3 марта. Учрежден он по предложению первого Президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, а в 1991 году это решение было узаконено Верховным Советом Грузии. День матери в Грузии - это семейный праздник. Предполагалось, что День матери заменит Международный женский день, отмечаемый 8 Марта, но до сих пор отмечаются оба праздника.

А рабские страны на Ближнем Востоке (Египет, Ливан, Иордания, Сирия, Бахрейн) отмечают День матери 21 марта. Это день памяти о матерях всего мира, когда воздается должное их труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В Литве День матери отмечается в первое воскресенье мая согласно католическим традициям. В этот майский день жители страны поздравляют, благодарят матерей за их доброту, тепло сердца и рук. В костелах идут торжественные богослужения. Президент Литвы поздравляет матерей с праздником и награждает матерей, родивших, вырастивших и воспитавших семь или более детей.

В Кыргызстане 23 апреля 2012 года Президентом Алмазбеком Атамбаевым был подписан Указ «Об установлении Дня матери в Кыргызской Республике», согласно которому День матери в Кыргызстане будет отмечаться ежегодно в третье воскресение мая.
Как отмечается в Указе: «Традиции уважения и почитания матери, признания важности ее роли в воспитании детей, укреплении семьи, вклада в развитие общества имеют глубокие корни у народа Кыргызстана… Общеизвестное высказывание «Рай находится под ногами матерей» на протяжении веков свидетельствует о признании высокой роли матери в семье и обществе, ее особом значении и важности».

В Польше День матери (Dzien Matki) отмечают 26 мая. В этот день принято дарить цветы своим матерям, а также оказывать знаки внимания и любви.

В Таиланде День рождения королевы совпадает с День матери. 12 августа в Таиланде проходят празднования в честь Дня рождения Ее Величества королевы Сирикит (Queens" Birthday). Это не только важный праздник для всего тайского народа, но также и дата, приуроченная к национальному празднику, посвященному Дню Матери. В честь этого события Королеве посвящаются концерты, книги, спортивные достижения, создаются новые благотворительные организации.
В этот день принято дарить женщинам сувениры, украшенные цветком жасмина, так как жасмин является цветком королевы.

В Испании и Португалии 8 декабря - праздник в честь Матери Божьей и всех матерей.

День бабушек

К роме дней матери в некоторых странах отдельно отмечают День бабушек.

Н ациональный день бабушек во Франции (F?te des grands-m?res) отмечается ежегодно в первое воскресенье марта. В этот день всем бабушкам и вообще женщинам старше 55 лет оказываются необыкновенный почет и уважение. Бабушек в этот день ожидают цветы и подарки от любимых внуков и внучек.

Е сть такой праздник - День бабушки - в Молдове. Он учрежден Постановлением Правительства № 1014 от 12 сентября и отмечается ежегодно в последнюю субботу сентября. Праздник был учрежден по инициативе первой леди страны Таисии Ворониной и Министерства социальной защиты, семьи и ребенка. День бабушки установлен в знак уважения и признательности общества за усилия, приложенные бабушками в воспитании подрастающего поколения, обеспечивая преемственность сохранения традиций и национальных ценностей.

В Канаде отмечается День дедушек и бабушек (National Grandparents Day). Его отмечают в сентябре в следующее за Днем труда воскресенье. Праздник придумала домохозяйка Мэриан Макквейд из штата Западная Вирджиния (США) в 1970 году, и поначалу он прижился лишь в этом штате. Но через восемь лет День дедушек и бабушек стал общенациональным торжеством. Обычно в этот день в семьях стараются уделять старикам максимум внимания. В этот день маленькие и взрослые внуки поздравляют своих бабушек и дедушек с их праздником, дарят им цветы и подарки и обязательно заходят в гости. Традиционным мероприятием этого дня стал пикник, посвященный общесемейному барбекю по случаю Дня дедушек и бабушек. Он организуется канадцами во дворе собственного дома в любую погоду. Если же погода в этот праздничный сентябрьский уик-энд стоит особенно хорошая, народ пользуется любой возможностью куда-нибудь поехать.

В Польше День бабушки и День дедушки разделены. 21 января празднуют День бабушек, а 22 января – День дедушек. В эти дни маленькие и взрослые внуки навещают своих бабушек и дедушек и дарят им в знак уважения и любви цветы и подарки.

С 2005 года День дедушек и бабушек отмечают в Италии. Празднуют в первое воскресенье октября. Этот день по католическому календарю посвящен ангелам-хранителям, которыми в современных семьях зачастую являются как раз бабушки и дедушки.

В Турции в 2008 году был учрежден Международный День Бабушки и Дедушки. Датой выбран день 8 февраля, перед Днем Святого Валентина, Днем всех влюбленных, чтобы все помнили, что все начинается с Бабушек и Дедушек… Инициативу Турции поддержали ЮНЕСКО и культурные комиссии ЕС.

Православный женский день: День Жен-мироносиц

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
П уть мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Есть в русском православном календаре и другие женские дни и праздники .

Б ыли женские праздники и в календаре славян

Праздники святых покровительниц

В о многих странах, особенно у католиков, есть свои святые покровительницы, в честь которых устраиваются праздники.
Т ак 8 декабря католические страны празднуют День святой Катерины, покровительницы брака, 4 декабря – День святой Варвары
В Испании в феврале чествует святую Агеду - покровительницу женщин, а на Канарах в июле празднуют День святой покровительницы Кармен.
В Италии 26 июля празднуют Праздник святой Анны, матери Девы Марии. Почти в каждом итальянском городе есть церковь посвященная святой Анне, встречаются названия улиц с ее именем, в ее честь называют больницы. На острове Искья происходит грандиозное празднование дня святой Анны с участием в дефиле специально украшенных аллегорическими рисунками лодок. Все обитатели близлежащих островов и многие туристы приезжают посмотреть на красочное зрелище и полюбоваться вечерним салютом в честь праздника святой Анны.

Праздники в честь женских божеств

В о многих государствах люди поклоняются женским божествам.
Например, самые любимые богини Индии - это Кали (Парвати), покровительствующая домашнему очагу и его хранительницам, и Лакшми, олицетворяющая собой любовь и красоту, а в начале октября проходит десятидневный праздник Дурга Пуджа, в честь десятирукой богини-матери Дурги.
Е сть женские божества и праздники в их честь и в других странах.

Ночь матери

Е сть еще один необычный женский праздник. Это праздник языческий. Называется он Ночь матери .
Н очь матери - это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Это конец года, когда вся годовая работа закончена, закрома полны и пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года.
Х озяйка наводит порядок в доме, украшает его зеленью Йоля (еловыми ветками), и собирает семью у очага. Все в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.
В енок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома. Свечи в венке должны гореть всю ночь, а по возможности, и до 12-й ночи.

Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее - одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч произведений и представляет женский народный костюм как явление крестьянской жизни, яркий пласт городской и посадской культуры, уникальный феномен отечественной художественной культуры. В народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности.

Представленные костюмы принадлежали жительницам Европейской России - от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своем это одежда женская и девичья. Костюмы зажиточных горожанок или купчих - сарафаны, душегреи, шугаи - сшиты из дорогих тканей - парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.

Крестьянские костюмы ХIХ - начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, однако и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма - распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха и т.д.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья - по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.
Слева: женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, конец XVIII века. Сарафан - от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».
Фата. XVIII век.
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Слева: венец, поднизь, душегрея, сарафан. Справа: рубаха, сарафан, повязка, фата.
Cлева: женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата. Канаватное покрывало или канаватная фата - по названию сирийского города Канават, где производился шелк - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь. Справа: женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокошник.
Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Шугай, юбка, кокошник, платок.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Сарафан, шугай, платок. У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Слева: повязка, рубаха, душегрея, ожерелье. Справа: повязка, сарафан.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок. Шугай - верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи. Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей - шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния Сарафан, платок, лестовка. Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.
В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников. Слева: девичий старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, передник-запон, пояс, «борода», головной убор - «ленка» (лента), вязаные сапоги. Справа: женский старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение «витейка».
«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».
«Мышка» (оплечье рубахи)
На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура. Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния. «Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки.
Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль. Праздничная одежда жительниц Севера - шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII - первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок. В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.
Слева: свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор - повязка, свадебный убор «венец», ширинка - платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан. Справа: костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы - два шелковых платка, повязка, шаль.
Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор - сборник.
Слева: девичий костюм. ХIХ век. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Справа: женский праздничный костюм. 1924. Деревня Павловичи. Брянский уезд, Орловская губерния.
Слева: рубаха - «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния. Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом называлась подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу. Справа: рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния. На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом - «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.
Слева: рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий - «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так, чтобы были видны узоры на рубахе. Справа: рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния.
В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы». Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.
В Торжке обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.
В Торжке в 1848 г. вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц.
Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России.
В Казанской губернии женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна - мягкой, тонко выделанной кожи.
В Казанской губернии приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. Бархатные, шитые золотом туфли носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».