ВКонтакте Facebook Одноклассники

Наверняка мы часто слышали от наших детей фразу: «Мама, папа, вы меня не любите!»

Это обвинение просто сбивает с ног, но что тут скажешь в ответ, пусть даже ты трижды заботлив и просто обожаешь свое чадо?

Как отмечают психологи, чем больше родители любят своего ребенка, чем более они внимательны, тем больше их гложет чувство вины, и им самим кажется, что они что-то постоянно недодают своему сыну или дочери. Ну что еще сделать - на работу не ходить, чтобы быть постоянно рядом? - ведь он плачет… Как пишет портал «ШколаЖизни.ру», часто очень трудно распознать, эту фразу ребенок бросает нам потому, что действительно чувствует себя ущемленным, или же это просто сознательное желание поманипулировать родителями. «Эля сказала маме, что не верит в ее любовь и заботу: «Ты меня совсем не любишь!» - рассказывает портал. - Если мама постарается Элю убедить, что она не права, Эля тоскливо ее выслушает и повторит свой приговор: «Нет, я тебе не верю. Я чувствую, что ты меня не любишь!» Если папа после неудавшейся беседы купит Эле новые игрушки и сходит с нею в цирк, она смягчится лишь на время, но после щемящая нота «Вы меня не любите!» взовьется вновь и с новой силой».

Согласитесь, ведь действительно непонятно, искреннее это обвинение или же просто развлечение покрутить родителями и что-то у них выпросить? Кроме того, ребенок мог эту фразу попросту где-то услышать, а когда повторил - понравилось: ведь как только ребенок сказал эти слова родителям, они сразу же начали вокруг него бегать и всячески ублажать. Дети очень хорошие манипуляторы, поверьте!

Что же делать?

Как же было просто и прекрасно, когда ребенок был совсем маленьким! Сами знаете, в случае с малышом такие претензии решаются совсем просто: «Ну, как же не люблю? Вот как люблю!» И целуешь-целуешь сыночка или дочку. А они заливаются и просто счастливы. Но вот они растут и становятся более изощренными в психологии… Тем более если это касается подростков. С ними куда сложнее. Первое: взрослеющее чадо может реально ощущать нехватку родительской любви: ведь в этом возрасте мы все ощущали полнейшее непонимание и одиночество - помните? А ведь их, чуть что выпускающих шипы и колючки, действительно бывает трудновато любить: они не поддаются уговорам, сами себя недолюбливают, да и ведут себя иногда так, что не понимаешь, как к ним относиться… ну какие уж тут проявления любви? И если до наступления переходного возраста у вас с ребенком были не приняты откровенные задушевные разговоры, вам, скорее всего, придется очень трудно. В первую очередь задумайтесь, насколько претензии ребенка оправданы, и если вы понимаете, что телевизор, компьютер и общение с друзьями начинают заслонять от вас ребенка, то спешите исправить ситуацию.

Посидите обязательно со своим ребенком перед сном 15 минут, побеседуйте с ним о его делах - это не так сложно, но зато для ребенка эти разговоры очень важны. Если ребенок хочет с вами поиграть - найдите на это время, даже если очень заняты. В противоположном случае вы потеряете ниточку, которая вас связывает, и через несколько лет ситуация станет другой, гораздо более тревожной: вы станете вашему ребенку просто не нужны и не интересны, пишет «ШколаЖизни.ру». Но если фраза: «Родители, вы меня не любите!» все же была произнесена, поговорите - это самое лучшее. Психологи советуют: самая правильная интонация в самом начале - теплая, мягкая, попытайтесь просто его разговорить: «Тебе кажется, что мы тебя не любим?», «Тебе хочется более теплых отношений?» или «Тебе грустно, когда мы с тобой не играем?» Попробуйте активно слушать - это очень помогает большинству родителей. А самое главное, помогает детям.

К сожалению, беседы не всегда срабатывают, но в любом случае они сближают. Портал приводит пример: «Одна мама решила вопрос неожиданно и удачно: дала сыну задание записывать в блокнот все, что они с папой для него делают. «Утром разбудили. Улыбнулись. Поцеловали. Мама сделала завтрак. Накрыла на стол. Помыла за ним посуду. Нашла ему рубашку, которую он забросил за стул...» Совместные записи то ли сдружили сына с мамой, то ли просто его утомили, но претензии благополучно прекратились. В другой семье, где детей несколько, дети по подсказке бабушки вступились за маму и стали дразнить сестру, которая изводила маму этими претензиями. Дети решили вопрос быстро, у мамы больше сердце не болело». Согласитесь, когда членов семьи больше, то и проще действовать, взяв себе в «подмогу» кого-то из близких.

Все психологи в один голос утверждают, что именно беседы - это самое важное в диалоге с ребенком. С детьми много разговаривать, в том числе и всерьез - можно и нужно! Для этого нужно просто устроить спокойную обстановку, когда никто никуда не торопится, и задать ему прямой вопрос: «Ты говоришь, что мы тебя не любим. Для нас этот вопрос очень важен. Ты хочешь, чтобы в нашей семье что-то было по-другому? Что бы ты хотел изменить?» А главное, добивайтесь от ребенка конкретных предложений. Пусть он сам «пропишет» рецепт, после которого он наконец «поверит» в вашу любовь. Конечно, это не должны быть какие-то материальные запросы - тогда станет понятно, что это просто обычная манипуляция со стороны дочери или сына. Лучше если запросы будут такими: «Чтобы ты подходила ко мне и целовала, когда я засыпаю!», «Чтобы ты разрешала мне смотреть телевизор, когда там идут интересные передачи!», «Чтобы ты никогда на меня не кричала!».

Если ребенок пошел на диалог и рассказал, что именно от вас хочет, вам действительно повезло: значит, ничего серьезного, впереди просто нормальные семейные переговоры. Поблагодарите своего малыша за то, что он с вами честно поделился своими переживаниями и своими желаниями. А главное - к каждому из них отнеситесь действительно серьезно. Конечно, это не означает, что вы обязаны со всем согласиться, но зато теперь вы в курсе, что же именно имеет виду ребенок, когда говорит: «Вы меня не любите!» И теперь вы точно знаете, как с этим поступить: нужно разговаривать о его конкретных просьбах.

Но вот с гораздо более сложной проблемой сталкиваются родители, когда на все расспросы ребенок молчит, смотрит на них ненавидящим взглядом и лишь повторяет: «Вы меня не любите!» А потом просто отворачивается и уходит. Тут есть два варианта, считают психологи, либо он вам уже совсем не доверяет, либо он начал с вами жесткую игру, игру в несчастную Жертву. «Если только возможно, тут стоит обратиться за помощью к третьей стороне: старшему брату, уважаемому человеку, дяде или любимой бабушке. Или психологу. Они поговорят, перед ними молчать глупо, многое может выясниться. Если же партизаны молчат перед кем бы то ни было и только время от времени снова повторяют заклинание: «Мама и папа, вы меня не любите!», то зовите папу», - советует портал «ШколаЖизни.ру». И даже если обычно отец ведет себя по отношению к ребенку мягко, в новой ситуации он может повести себя и жестко. Папа спросит сына или дочь по-взрослому: «Если ты ничего не хочешь изменить, зачем тогда ты говоришь такое?» После этого нужно выдержать паузу и смотреть ребенку в глаза. Поверьте, это сильный вопрос! А после слова: «Мама о тебе заботится, и ей больно, когда ты так ей говоришь. Маму обижать нельзя. Я - не разрешаю! Сейчас ты идешь в угол и думаешь. Если скажешь, что ты от мамы хочешь конкретно, мы с тобой это обсудим. Услышал? Еще раз: говорить глупости и обижать маму - я не позволю. Или ты говоришь, что ты хочешь, или ты молчишь. Ясно?» Такое поведение отца может спасти ситуацию: ведь для большинства детей авторитет отца обычно непререкаем, и именно его строгость может быть воспринята с должной степенью уважения.

Что делать, если ребенок не любит читать? Условие одно - не заставляйте их! Сегодня слишком многие родители, с тревогой обсуждают своих детей.

tanix.by

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал!

Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему - не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили, наконец, в покое.

  • Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  • Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  • Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  • Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  • Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.


vitaguiki.com.ua

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди - к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Воспитание детей – это каждодневный и вовсе не простой труд. Конечно, быть родителями – это счастье, и это особенно понимаешь, когда ребенок, улыбаясь, говорит: «Как я тебя люблю!» А если из уст малыша вылетают совершенно другие фразы, резкие, обидные? Почему же так происходит и как нужно реагировать родителям в подобных ситуациях?

«Я тебя не люблю!», «Ты – плохая!», «Уйду жить к бабушке!» – эти фразы, вероятно, слышали многие родители от своих детей. Сердце затапливает обида: как же так, мы для него все делаем, а он такое говорит! Возникает вопрос: почему, ну почему же он так сказал? Неужели и вправду не любит? Неужели считает плохой? Правда ли хочет жить с бабушкой?

Это испытание, которое должен пройти, наверно, каждый из родителей. Кто-то умеет построить отношения с малышом так, что эти фразы бывают очень редкими, а в некоторых семьях они, к сожалению, привычный фон общения. Для того чтобы правильно справиться с таким неприятным поведением ребенка, нужно понять, почему он говорит эти фразы? Хочет ли он чего-то добиться или просто «выпускает пар»? В чем же причины такого поведения?

Такое поведение чаще всего возникает:

* после того, как ребенку не дали то, чего он хотел, т.е. не исполнили его желание;

* после наказания или обещания его;

* как реакция на действительно несправедливое или жестокое отношение к ребенку (накопленное или однократное);

* как повторение (возможно, шутливое) тех фраз, которые он слышал от взрослых;

* как привычное поведение в отношении определенного человека, в том случае, если самые близкие люди ребенка конфликтуют с ним.

Почти все эти причины (кроме «шуток») могут как привести к тому, что ребенок скажет вам жестокие слова, так и не привести к этому. «Я тебя не люблю» – это лишь один из способов выразить обиду или неприятие человека, наряду с другими способами (обиженным молчанием, плачем, киданием игрушек). Но выражение обиды – не единственный мотив произнесения ребенком жестоких слов.

Ребенок мал, и есть большой соблазн думать, что, говоря жестокие фразы, он «не ведает, что творит». Но на самом деле это не так. В поведении даже малышей 2– 3 лет явственно проглядывают цели, которые они хотят достичь. Каковы же основные мотивы такого поведения и что же делать в каждом из случаев?

Когда и как

Чтобы произнести «Я тебя не люблю!», надо, как минимум, уметь говорить, складывать слова в фразы и понимать их значение. Значит ли это, что подобные фразы можно услышать лишь от детей, перешагнувших рубеж 3–4 лет? Да, но начинается все еще раньше.

До 2 лет словесного проявления нет, но есть агрессивные действия. Пока ребенок умеет действовать, но не говорить. Если в этом возрасте научиться правильно реагировать на такие действия, как удары, причинение боли, плевки, укусы и т.д., тогда проблемы жестоких фраз может и не возникнуть. Во многом такое поведение – это изучение границ дозволенного и прояснение для себя, как родители реагируют на такие провокационные действия, а также реакция обиды.

2–3 года. Ребенок учится говорить, быстро накапливает словарь и начинает им пользоваться. Он в целом понимает значение фраз. Уже можно услышать от него короткие, но эмоциональные фразы «Ты плохая!», «Мама-бяка!». В этом возрасте это непосредственная эмоциональная реакция на запреты взрослых или повторение («отработка» в речи) фраз, которые он слышит от взрослых. Малыш уже может вступить в «группу поддержки» и произносить эти фразы по отношению к тому члену семьи, у которого есть конфликт, например, с его мамой.

3,5–5 лет. Начало манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия несут за собой определенную реакцию (выигрыш или санкции). То, что несет выигрыш, закрепляется в поведении. Это возраст бессознательных манипуляций. Все остальные причины (выражение обиды без цели воздействия на взрослого, членство в «группе поддержки») также сохраняются.

5,5–7 лет. Расцвет манипуляций. Ребенок начинает пользоваться манипуляцией более сознательно и не так «прямолинейно». Но далеко не все дети этого возраста манипулируют с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать их просто как реакцию на обиды. Мотив «группы поддержки» также не утрачивает актуальности.

Как не стоит реагировать на обидные слова ребенка

* Ответным раздражением. Не нужно кричать на ребенка и ругать его за то, что он сказал. Его слова – это только проявление одного из внутренних мотивов, который нужно понять;

* Физической агрессией. У некоторых родителей возникает соблазн шлепнуть ребенка в «воспитательных» целях. Конечно, ребенок может замолчать от страха, но лишь утвердится в правильности того, что он сказал;

* Равнодушием, показным или реальным. Ребенок, произнося «Я тебя не люблю!», хочет показать, как важно для него то, что произошло, а ваше равнодушие строит новую «стену» между вами;

* Уступками. Одна из самых больших ошибок, ведущих к закреплению манипуляций, – это разрешить ребенку то, что было запрещено, лишь бы он не думал, что вы его не любите.

История первая: «Я так обижен!»


Маленький Данилка, которому недавно исполнилось 2 года, – очень подвижный и любознательный ребенок. И иногда его маме Оксане приходится ограничивать эту активность, не подпуская к чему-то опасному и не давая некоторых предметов. Данилка на это реагирует очень бурно: начинает плакать, топать ногами и кричать маме: «Плохая!» Сердце Оксаны сжимается, ведь она так любит своего сыночка. Так почему он к ней так несправедлив и не понимает, что это для его же безопасности?

Первый, и самый ранний по проявлению мотив жестоких слов, адресованных родителям, – это непосредственная эмоциональная реакция, выражение обиды. Таким образом могут выражать обиду даже самые маленькие дети, 1,5–2 лет. Когда ребенку не дают того, что он в данный момент хочет, он протестует. Дети, особенно до 3 лет, с трудом управляют своими эмоциями, а какой-то интересный предмет может захватить их полностью, и желание поиграть с ним почти непреодолимо. Именно поэтому дети так бурно реагируют, если им не дать чего-то или забрать то «запретное», что они достали сами. Также они реагируют, если взрослый решает их наказать. Обида и протест – очень сильные чувства, и ребенку трудно их выразить правильно (не каждый взрослый умеет с ними справляться). Совершенно не задумываясь, малыш говорит то, что чувствует: «Ты – плохая!» Он действительно в данный момент разозлен на вас. И слова – это способ выразить обиду. Мы, взрослые, учимся «маскировать» чувства и «глотать» обиды. Ребенок пока не обладает развитыми социальными навыками, вот и говорит то, что думает.

Схожий, но несколько другой мотив – это стремление донести до родителей, что они не правы, демонстрация обиды. Может показаться, что этот пункт аналогичен предыдущему. Но на самом деле выражение обиды и демонстрация обиды – вещи разные. «Быть» или «казаться» – вот в чем вопрос! Если ребенок выражает обиду, он это делает честно, с открытым сердцем, даже если его слова задевают вас. Но демонстрируя обиду, он уже лицедействует, переигрывает, преувеличивает свои чувства, желая доказать родителям: они не правы, что так поступили с ним. Если в первом случае ребенок желает выплеснуть чувство, ему невозможно держать обиду внутри, то в случае с демонстрацией обиды цель – это влияние на родителей. Некоторые дети выразят обиду «надутым» молчанием или плачем, а от некоторых можно будет услышать те самые жестокие слова. Дети начинают демонстрировать обиду в возрасте около 3,5 лет, далее совершенствуясь в этом «искусстве».

Что делать?

Не обижайтесь и сохраняйте спокойствие, через некоторое время ребенок успокоится, и ваша взаимная любовь вернется. Как быстро это произойдет, зависит от темперамента ребенка, а также от многих факторов: усталости, физического самочувствия, а также вашего собственного настроения. Кто-то может плакать и «дуться» 10 минут, а кому-то потребуется и полчаса, чтобы накал эмоций начал стихать. Ваша задача – помочь малышу успокоиться. Для этого можно обнять ребенка, если он позволяет это сделать. Если он вырывается – не настаивайте. Просто присядьте рядом, чтобы быть на одном уровне с его лицом. Дальше проговорите его чувства, например: «Я знаю, что ты очень расстроен, что я забрала у тебя утюг». Проговаривание чувств особенно важно в случае с демонстрацией обиды, ведь цель такого поведения – именно донесение своих чувств до родителей. Проговорите чувства ребенка несколько раз. Важно, чтобы его «я тебя не люблю» превратилось в «я расстроился». Затем продолжите: «Я не могу разрешить играть с утюгом, потому что это опасно. Я тебя люблю и хочу, чтобы ты был здоров». Повторите несколько раз. Постарайтесь отвлечь малыша, например, делая ему массаж пальчиков. Если вы сами будете сохранять спокойствие, то через некоторое, не слишком длительное, время вы поймете, что малыш успокаивается. Пусть он успокоится до конца, а затем еще раз скажите ему, что очень его любите и стараетесь беречь от опасностей. Он вам улыбнется, и это будет означать, что конфликт исчерпан.

История вторая: «Скрытая манипуляция»

Лариса, мама 5-летней Ксюши рассказывает: «Моя дочка в последнее время расстраивает меня. Как и всякий ребенок, она озорничает, и иногда приходится ее наказывать. Обычно наказание заключается в том, что я не разрешаю ей смотреть мультики. Сначала она плакала, а недавно, чуть что, начала говорить: «Ты – плохая, уж лучше бы я с папой жила!» С мужем мы в разводе уже два года, но с дочкой он общается по воскресеньям. Услышав это впервые, я оторопела и от неожиданности даже отменила наказание, лишь бы она убедилась в том, что ее слова неверны. Но теперь, как мне кажется, она этим пользуется, чтобы влиять на меня».

В этом случае, произнося жестокие слова, ребенок может добиваться исполнения собственной цели. Очень часто дети используют подобные фразы для манипуляции родителями, чтобы они разрешили то, что ранее запретили, либо для отмены наказания. Манипуляции нужно уметь отличать от выражения и демонстрации обиды, т.к. в этом случае ребенок умело использует фразы, которые способны поменять ваше «нет» на «да».

Манипуляции не рождаются «ниоткуда», чаще всего – это отработанный стереотип поведения. Когда родители впервые слышат от ребенка, например, фразу «Ты меня не любишь!», они пугаются, что отношения с ребенком могут быть разрушены, и… позволяют то, что запретили. Ребенок, не преследовавший первоначально этой цели, а просто выражавший чувства, вдруг понимает, что «нет» может смениться на «да», если сказать «волшебные слова». Но не «спасибо», а «ты – плохая!». Несколько раз он проверяет, так ли это на самом деле, а после это становится «кнопкой», на которую он привычно нажимает, управляя родителями.

Что делать?

Скорее всего, на этом этапе вы слышите подобные фразы от ребенка с неприятной регулярностью. Но если это так, значит «кнопка» работает. А ваша цель – сделать так, чтобы она перестала работать. Для этого нужно сломать стереотип. Раньше, например, вы, услышав от ребенка «Я тебя не люблю», сердились, но исполняли его прихоть, хоть и были уверены, что этого делать не стоит. Теперь вам нужно будет проявить твердость и стоять на своем до конца. Нельзя сейчас конфету, значит – нельзя. Нельзя брать вашу косметику, значит нельзя. Вы сможете наблюдать, как агрессия станет сильней. Ребенок применит все «орудия» из своего отработанного арсенала, чтобы настоять на своем. Это похоже на то, как мы, взрослые, когда у нас не получается включить сломавшийся прибор, жмем на кнопку его включения со все возрастающим раздражением. Понадобится некоторое время и несколько таких «осад», чтобы ребенок убедился: прошлое поведение перестало работать. И теперь ваша цель, чтобы на старом месте сформировался новый стереотип. Вы можете показать ребенку (например, в игре), что некоторые просьбы могут быть исполнены сразу, но только нужно хорошо попросить; с исполнением некоторых нужно подождать, ну а часть не исполнится, особенно если они связаны с безопасностью. Будьте последовательны в своем поведении: хорошо все взвесьте, прежде чем что-то запрещать или разрешать, чтобы не было искушения изменить свое решение.

История третья: «Группа поддержки»

Ирочке всего 3 года. Ее мама Люда очень любит дочку. Но у Люды не складываются отношения со свекровью. Эти отношения дали трещину давно, еще до рождения Ирочки, и в них много взаимного непонимания и упреков. Невестка и свекровь живут отдельно, и Марина Леонидовна в гости приезжает редко. Люда часто обсуждает свои отношения со свекровью с подругами по детской площадке, а Ирочка очень любит слушать взрослые разговоры. Ее мама не стесняется говорить при ней, думая, что она «мало что понимает». Но недавно произошел случай, который доказал обратное. Марина Леонидовна приехала в гости, чтобы поздравить Ирочку с днем рождения, но девочка все время просидела у мамы на руках, даже не захотев подойти к бабушке. А когда та спросила, почему она не хочет подойти к ней, девочка насупилась и сказала: «Потому что ты – злая!» Надо признаться, что в этот момент Люда испытала внутреннее злорадство: вот, даже ребенок понимает, кто прав, а кто виноват, смогла отомстить бабушке за обиду мамы! А Марина Леонидовна, посидев еще 10 минут, ушла. Это событие обострило проблемы в отношениях, свекровь Люды решила, что та специально настраивает ребенка против нее…

Итак, еще один мотив того, что дети говорят жестокие слова, это разделенная агрессия, нахождение в «группе поддержки». Если в семье есть конфликт (между супругами, между представителями разных поколений), то ребенок может говорить жестокие слова тому, кто находится на «противоположной» стороне. Например, ребенок может сказать бабушке: «Уходи отсюда, ты нам не нужна», если он на стороне мамы, которая враждует со свекровью. В этом случае ребенок выражает не собственные чувства, он просто примыкает к тому, кто ему ближе. Малыш еще слишком мал, чтобы правильно оценить ситуацию и сохранять нейтралитет, ему необходимо быть с кем-то. А если этот кто-то воюет, то ребенок будет втянут в эту борьбу. Дети – более откровенные существа, и именно из их уст можно слышать те жестокие слова, которые хотели бы, но не могут сказать друг другу взрослые.

Что делать?

Ругать за это малыша бесполезно, хотя именно это хочется сделать родителям. Если вы «показательно» ругаете ребенка, испытывая внутри удовлетворение от того, что он на вашей стороне, то такие «воспитательные» меры не только не приведут к исчезновению поведения, но и закрепят его. Выход тут один – нужно разбираться со своими взрослыми проблемами. Как только напряжение уйдет, малыш больше не станет обижать родного человека. Но решить проблемы, которые копились много времени, быстро невозможно. Поэтому пока нужно отделить ребенка от этих проблем, перестать делать его «соучастником». Не стоит думать, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Не ведите при нем разговоры на тему конфликта с кем-то из родных. Старайтесь проявлять больше уважения в рассказах ребенку о том человеке, с которым у вас конфликт.

История четвертая: «Жестокая мама»

Каждый день на одной из площадок происходит одно и то же. Когда на прогулку выходит 4-летняя Влада и ее мама Лена, спокойствие заканчивается. Что бы Влада ни делала (побежала ли, решила прыгнуть с бревна, взяла ли посмотреть чужую игрушку), все сопровождается криками ее мамы. Какими только эпитетами не награждает «любящая» мама свою дочурку! Кроме того, Лена со всей силы шлепает ребенка. Если Влада падает, она даже не бежит к маме, потому что та не станет ее жалеть, а получить новую порцию шлепков и криков девочке не хочется. В последнее время девочка тоже стала кричать на свою маму, во всеуслышание заявляя: «Ты – плохая! Злая! Уходи!» И «получает» за это снова и снова.

Итак, еще один внутренний мотив для жестоких детских слов – это выражение истинных чувств к человеку. Пожалуй, самая болезненная мотивация для обеих сторон, особенно если взрослый осознает ее. Не так уж редки случаи, когда родители проявляют по отношению к детям жестокость. Некоторые применяют неадекватно жесткие наказания (часто физические или основанные на запугивании). Некоторые постоянно «общаются» с ребенком на повышенных тонах, в гневе уничтожают дорогие его сердцу игрушки. Если это происходит постоянно, то ребенок полностью теряет доверие к взрослому и любовь превращается в ненависть. И тогда фраза «Я тебя ненавижу!» – это констатация данного печального факта, когда малыш не надеется «достучаться», не манипулирует, а выражает ту накопившуюся боль, которая есть в его сердце.

Что делать?

Основной трудностью является осознание того, что ребенок действительно думает то, что он говорит, и имеет для этого основания. Конечно, легче всего обвинить ребенка, перечислить все свои «достижения» («я его пою, кормлю, игрушки покупаю, а он такое говорит!»). Но ребенку прежде всего важно, чтобы его любили и показывали эту любовь в ласковых прикосновениях, словах, взгляде. Ему нужно, чтобы его достоинство не унижали, особенно при посторонних. Конечно, у каждого родителя бывают эпизоды усталости, когда он может прикрикнуть на ребенка или не совсем справедливо наказать. Но если это происходит нечасто, если потом вы испытываете угрызения совести – это хороший знак. Но если вы постоянно в раздражении, кричите на ребенка, не занимаетесь совместными делами, то те слова, которые вы можете услышать, могут быть для него выстраданной правдой. Изменить ситуацию сложно, но можно. И самая большая работа должна происходить внутри взрослого. Часто для этого необходима помощь психолога.

Итак, мы рассмотрели мотивы поведения ребенка, который говорит жестокие слова, и дали рекомендации, как реагировать в каждом из случаев. Самое главное – это научиться прощать малыша, не копить обиду на него. Жестокие слова ребенка – лишь следствие тех ошибок, которые совершают родители (невнимания, грубости, излишней мягкотелости). Мы желаем вам быть внимательными родителями. Не нужно бороться с самими словами, надо смотреть «вглубь», на то, что за ними скрывается. И тогда вы будете гораздо чаще слышать от малыша слова любви и нежности.

02.06.2010, 12:23

02.06.2010, 12:42




02.06.2010, 12:51

Когда мой начинал играть на гитаре (правда на год младше вашего был) очень себя не любил, за то, что он не может вот так раз и сыграть, прям расстраивался жуть.

02.06.2010, 13:02

не хвалить, а гордиться!

02.06.2010, 13:42

Лицо дурацкое - это интересно... Откуда в 6 лет у мальчика такие мысли?
Нужны достижения! Похвала похвале рознь. Молодец, что почистил зубы?
Видимо ему нужны "подвиги", преодоление трудностей, особенные умения. Сложно давать советы вслепую. Что он умеет? Умеет на роликах кататься? На велике? Развести костер, поставить платку?
Сейчас лето - возможностей море))
Спортом каким-нибудь занят? На соревнованиях бывает?

Не знаю откуда мысли про дурацкое лицо, симпатичный парень, правда любит корчить рожицы и частенько выходит на фото со скорченной рожицей:) Хорошо катается на велике, учимся на роликах и скейте. Плавает тоже хорошо, конструкторы собирает лучше всех в группе, фантазия неуёмная, такое из деталек лего строит, что дизайнерам и не снилось:) Когда ему об этом напоминаешь он вроде какк соглашается, но потом забывает что ли, и опять начинаются терзания. Ходит на айкидо, но в этом году никаких поощрений не было, для тех кто занимается первый год (на мо взгляд педагогическая ошибка организаторов).

Когда мой начинал играть на гитаре (правда на год младше вашего был) очень себя не любил, за то, что он не может вот так раз и сыграть, прям расстраивался жуть.

Я всегда говорила, что он герой, что дети в эго возрасте ещё на подготовишки ходят, а он в 1 классе, что он играет не хуже всех первоклашек и т.д.

В какой то момент он поверил в себя и проблема отпала.

Я вообще часто говорю какой он крутой и т.д. = моему это важно, для самооценки и он старается соответствовать.

Это мысль, надо взять на зщаметку определение "крутой" :)

Не хвалить, а гордиться!

Гордимся, гордимся и ещё раз гордимся! Обожаем его, может проявляем это как-то неправильно...

02.06.2010, 14:08

ИринкаКартинка

02.06.2010, 14:22

когда что-то делает, говорить, ну надо же я (папа, бабушка, дедушка) и в 10 лет так не могла, а у тебя в 6 лет так здорово получается. :)

Ага, я так же делала. Теперь, что бы не сделала моя 8 летняя дочь - всегда уточняет, могла ли я так в этом возрасте?. Ответишь - да могла (и даже получше) психологическая травма. Отвечаю нет, ну что ты, и в 9 то так не могла, так напрашивается вывод, что мамуля то полный беспомощный неудачник с рождения:009:.... Так, что тут тоже важно не переборщить. Я сейчас частенько говорю, что не помню в каком возрасте я так могла. Может и в 8;) Хочу свести на нет данный вид похвалы

02.06.2010, 14:28

Может попробовать включить темы:1."что ты думаешь по поводу..." 2.помоги мне решить.. .Т.е. просить совета при решении его тем или семейных общих.

02.06.2010, 18:25

Надо парню самооценку поднимать. Хвалить побольше. По поводу лица, например, можно сказать, что он похож на какого-нибудь родственника (деда, прадеда, дядю и т.д.), которым вся ваша семья очень гордится (ученый, врач, космонавт:)). А когда что-то делает, говорить, ну надо же я (папа, бабушка, дедушка) и в 10 лет так не могла, а у тебя в 6 лет так здорово получается. :)

Может попробовать включить темы:1."что ты думаешь по поводу..." 2.помоги мне решить.. .Т.е. просить совета при решении его тем или семейных общих.

Спасибо, очень интересные варианты, попробую так делать. А насчёт лица мы с ним недавно тут выяснили что меня и папу он считает симпатичными и красивыми, и мы пришли к выводу, что раз он наш сын, то он похож на нас и значит никак не может быть некрасивым:) судя по его реакции для него это реально было открытие:))

02.06.2010, 18:50

Спасибо, очень интересные варианты, попробую так делать. А насчёт лица мы с ним недавно тут выяснили что меня и папу он считает симпатичными и красивыми, и мы пришли к выводу, что раз он наш сын, то он похож на нас и значит никак не может быть некрасивым:) судя по его реакции для него это реально было открытие:))

Здорово!!!Следующий шаг гордиться ребёнком за какие-либо действия для преодоления трудности,очень помогают слова "я бы не догадалась так сделать(поступить,сказать)".И всё будет хорошо.

Есть конечно вариант,что ребёнок,рассказывая родителям,что он некрасивый и неумелый просто хочет лишний раз обратить на себя внимание и получить похвалу.Чтобы узнать так это или нет,просто досконально проанализируйте следующую подобную ситуацию.Подумайте,что его толкнуло так о себе сказать,как он это объяснит сам.Возможно он действительно страдает от отсутствия внимания.

02.06.2010, 18:55

Гордимся, гордимся и ещё раз гордимся! Обожаем его, может проявляем это как-то неправильно...


сорри

02.06.2010, 18:58




02.06.2010, 20:18

Мы все ничего не знаем о Вашем сыне!
Насоветовать можем что угодно, но не факт, что это пойдет в пользу а не наоборот.
Хвалить.... очень сомнительно, что это нужно делать постоянно, приведите для себя примеры черезмерной похвалы или любых других излишеств.... будь то деньги, власть, слава.... всегда важна мера

Если хвалить уже не помогает, значит это не тот способ который нужен...
Почитайте лучше топики про детских грамотных ПРОВЕРЕННЫХ психологов и сходите лучше к специалисту.
Возможно действительно это не то способ, который нужен. Потому и возник вопрос:) А к специалистам ходили, ох уж эти специалисты, по-моему ничего нет лучше совета опытной мамы:)

02.06.2010, 20:23

Есть конечно вариант,что ребёнок,рассказывая родителям,что он некрасивый и неумелый просто хочет лишний раз обратить на себя внимание и получить похвалу.Чтобы узнать так это или нет,просто досконально проанализируйте следующую подобную ситуацию.Подумайте,что его толкнуло так о себе сказать,как он это объяснит сам.Возможно он действительно страдает от отсутствия внимания.

Думала об этом, но сомневаюсь, я уделяю ему много времени, работаю мало, он этого не замечает, в сад-из сада, на кружки, погулять, к врачу - это всё я.

Напишите нам КАК вы им гордитесь, какими словами и как фразу строите

Напишите нам что ребенок от вас слышит

ЗЫ как сказал доктор Хаус "мы все искалечены нашими родителями"
сорри
но вы молодец, что этим обеспокоины

:046: Это точно, искалечены:) очень хочется этого избежать. А говорим прямо так - Ты сделал то-то, слушай, ну ты молодец, я тобой горжусь... А как надо? :)

02.06.2010, 20:41

Думала об этом, но сомневаюсь, я уделяю ему много времени, работаю мало, он этого не замечает, в сад-из сада, на кружки, погулять, к врачу - это всё я.

Можно уделять ребёнку много времени,но при этом с ним мало общаться,мало разговаривать.Под вниманием я имела в виду именно общение.

02.06.2010, 20:43

Да общаемся конечно, я даже не подумала что это надо уточнять:)

02.06.2010, 21:36

03.06.2010, 00:35

Возможно для него это является в каком то смысле средством манипулирования родителями? Судя по тому что вы пишете - проблемам психологическим неоткуда взяться - ребенок любимый, о нем заботятся, уделяют ему много внимания... Но все дети манипуляторы - даже бессознательно! А на самом деле у него все безоблачно в голове... А любви-нежности-внимания много не бывает -всем хочется "до бесконечности" :)
Лучше бы действительно дело было в этом, но непохоже... вот только что смотрели фотки с прошлого лета, так он на каждую фотографию с собой говорил "фу" и что он себе не нравится, и про лицо опять - что оно противное... ну что ж ты будешь делать:010:

03.06.2010, 12:07

03.06.2010, 12:44

Вы когда у психологов были - они задавали ему тесты на самооценку? Типа лесенки в 7 ступенек? В этом тесте предлагается ему самому поставить себя на ту ступень, на которой он по его мнению должен быть. На верхней -идеал чистой воды, чуть ниже -человек с небольшими недостатками, в самом низу - ессно, у кого всё плохо... Потом спрашивается- "А как ты думаешь, на какую ступень поставила бы тебя мама?" и т.д. Попробуйте... И ещё ... ребенок может брать пример с родителей, если вы сами к себе очень придирчивы...
Нет, такого не было. Мы счас с ним в такую лесенку поиграли самостоятельно, он поставил себя на верхнюю ступеньку. Ну может психологи это по другому делают, и наш результат объективным считать нельзя... Думаю стоит попробовать просто к другому психологу сходить:)

03.06.2010, 14:01

А конкретикой мучить пробовали? Тут тебе и отношение по-взрослому, и толика лести, и много внимания. В духе-
"Вот ты и стал взрослым, ты стал критически к себе относиться. Это бывает у всех, когда люди взрослеют. Как мне приятно, что ты растешь. Взр быть хорошо, но бывает трудно. У всех было (можно свой пример). Что конкретно не нравиться? Чего бы хотел? А что реально изменить? А что нравиться в себе? А почему? А у других людей м б др мнение т.д"
Извините за сумбур, это только вар направления. И, пордон за банальность, есть много псих книг и спецов. Ищите свое.
Терпения и радостей Вам.

03.06.2010, 16:50

Думаю, если поставил себя на самую верхнюю ступеньку - то всё в порядке, вздохните спокойно! :flower: В общем, поощряйте и любите его дальше -всё наладится! Имеет право человек на кризисы?! :)

Мурашкина

03.06.2010, 19:15

Не знаю уже что делать, сын 6,5 лет, не любит себя, так и говорит. И лицо у него дурацкое, и делает он всё не так. При этом парня хвалят в саду, все хотят с ним дружить, имеется влюблённая девочка, мы всё время хвалим, а толку никакого. Ходили к психологу какое-то время, она порекомендовала больше хвалить и чаще предоставлять право выбора, но мы И ТАК это делаем! Как научить детенка ценить себя??
Знаем - плавали!
Мой парень тоже одно время считал себя некрасивым.
По моему наущению мои подруги и просто знакомые невзначай говорили ему комплименты. Например.
Приходим в фооателье забирать фотки, а приемщица (моя приятельница) восклицает: Серега, ты такой красивый мальчик. Только не загордись.
Приезжают подруги в гости: Ой, Серега, девчонки по тебе будут сохнуть, хотя (скажу тебе по секрету) с лица воду не пить, мы в мужчинах все же ценим не красоту...

И т.д. То есть с одной стороны они делали ему комплимент, а с другой давали установку, что внешность не самое главное. Вот это второе очень важно для тех деток, которые не очень красивые, да и для красавчиков важно.

Это, что касается внешности. А вот в отношении ценить себя, здесь очень помогает не просто хвалить искренне и заслуженно ребенка, но и искать то, что он умеет делать лучше других. Например, я "восхищаюсь" вслух тем, что мой сын умеет играть на гитаре, а я нет.
Что я не могу освоить пиху, а сын ловко это делает.
И прочие вещи, которые мне не доступны. А особенно те вещи, которые очень важны для нас (для семьи) и без его помощи-участия я не смогу это сделать - тогда мой сын ощущает себя опорой для мамы.
ИМХО.

03.06.2010, 20:41

Кстати в садике тоже намекали на перфекционизм... не хотелось бы, да и откуда, мы с папой этим не страдаем... Обычно мы не спешим, хотя бывает всякое, иногда и опаздываем, потому что я его не хочу подгонять лишний раз, а сам он собирается как мальчик в Ералаше если помните - собирался на лыжах кататься, но его всё время отвлекали какие-то важные дела, то игрушка, то ещё что-то, в итоге вышел, а на улице уже лето:)
А к психологу сходим когда в городе будем, не помешает:)
А ниоткуда. Просто когда-то где-то задумался ребенок над этим и решил стать таким совершенным. Может кто-то фразой задел - и так повернулось. Мысли ребенка - тайна, которую кажется никто не сможет открыть. Родители тут не причем. Тем более им такое творческое дали.
То, что не подгоняете - это плохо, наплачетесь в школе ого-го как.