В Украине это одно, а если вы планируете переехать в другую страну? Или, может, вы просто интересуетесь дошкольным образованием за границей? Тогда этот материал для вас!

Узнайте об особенностях детских садов в Германии, Италии, Испании, Великобритании, Финляндии, Израиле и Швеции.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ГЕРМАНИИ

  • В Германии малышам необязательно ходить в садики и ясли. Но при желании посещать их могут все детки. Оплата зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50.
  • Детские садики в Германии работают до обеда. Но есть такие, где ребенка можно оставить на ночь.
  • Обед в саду стоит 60-100 евро в месяц. Но можно давать ребенку еду с собой. Это обязательно должно быть здоровое питание.
  • В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят.
  • При этом много внимания уделяется общению. Здесь , учат их находить выходы из сложных ситуаций, быть толерантными и сочувствовать другим. Поэтому в группах учатся детки здоровые и малыши с особыми потребностями.
  • В Германии есть такое понятие как «детская стипендия». С самого рождения и до 18 лет дети получают деньги. А студенты - до 25 лет. Сумма достигает примерно 190 евро в месяц.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ

  • В Италии дети идут в садики после трех лет. До этого они воспитываются дома родителями, бабушками, дедушками, тетями, сестрами и другими членами большой семьи.
  • Итальянские садики делятся на два типа: государственные и частные. Родители в основном предпочитают первые, но посещение их стоит дороже. Как и в Германии, стоимость зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.
  • оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.
  • Из детских садов малышей забирают до 16:30. Но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.
  • Летом детские сады в Италии не работают. Разве что за дополнительную плату (10 евро в день) ребенок может ходить в сад в июле и августе.
  • На уроках маленькие итальянцы занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями. Также в программе есть английский.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИСПАНИИ

  • В Испании дети начинают посещать садик в 3 года. Это необязательно, но иногда, если ребенок не ходит в сад, родителям нужно объяснять причину в мэрии.
  • Обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего «класса» детского сада до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к ответственности.
  • В детском садике в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.
  • В детях воспитывают толерантность и не приемлют конфликты на классово-национальной почве.
  • С 5 лет детей отправляют в лагерь. Маленьких - на одну ночь, а детей постарше - на 2-3 дня.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ШВЕЦИИ

  • В Швеции детские сады также делятся на государственные и частные. Оба типа платные. Стоимость посещения зависит от дохода семьи.
  • Если у родителей слишком маленький доход и они не могут оплатить обучение в садике, садик оплачивает государство. Но в таком случае ребенок будет находиться там меньше времени.
  • В детских садах Швеции предоставляются льготы семьям с двумя и больше детьми. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им существенно снижают стоимость.
  • Здесь делают акцент на . Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. Считается, что грязный ребенок - это счастливый ребенок.
  • Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им и прививают любовь к природе.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ФИНЛЯНДИИ

  • В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.
  • Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.
  • В садике у детей нет занятий как таковых. Нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.
  • В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.
  • Детские садики Финляндии работают с 6:15 до 17:00.
  • В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.

Детские сады в Финляндии платные, но дают высокую степень дошкольного образования. Можно утроиться в муниципальное учреждение, выбрать частный садик или нанять человека, который будет заниматься ребенком на дому. Первый вариант – самый бюджетный, другие же по карману только тем гражданам, которые имеют хорошую заплату и готовы платить за дошкольное обучение своего ребенка от 300-400 евро в месяц и выше.

В финский детский сад, как и в дошкольные учреждения других стран, есть очередь. Но этот вопрос стоит более остро в муниципальных учреждениях, потому что там цена намного ниже. Финляндия – одна из немногих стран, которая серьезно относиться к воспитанию детей с раннего возраста. В каждом детском саду есть педагоги по этикету, психологи и художественные руководители. В ясли малыша можно отдать уже с 9 месяцев.

Стоимость

Дошкольное образование в Финляндии и презентация учреждения может многое рассказать о том, какой детский сад лучше выбрать. Для семей с небольшим доходом, выделяются бесплатные места в детских садах, но их немного. В среднем за дошкольное образование своего ребенка придется заплатить от 270 евро в месяц и выше. Существуют специальные программы, которые помогают малоимущим семьям и делают эти выплаты за них.


Финское правительство разработало систему дошкольного воспитания, которой должны придерживается все учреждения. Поэтому не стоит думать, что в муниципальном детском саду не будут соблюдать какие-то правила. Конечно, частный детский сад соблазняет дополнительными мероприятиями. Детям чаще встраивают праздники, их дополнительно обучают письму, рисованию и этикету. Каждый день с детьми проводит беседу психолог. Но за это придется платить. В среднем стоимость частного учреждение варьируется между 400 и 500 евро в месяц.

Важно! Средняя зарплата в Финляндии составляет около 2000 евро и не каждый гражданин готов отдать четверть своего дохода на оплату частного детского сада. Можно нанять няньку, но вряд ли она выйдет дешевле.

Какой детский сад выбрать

Презентацию дошкольного образования в Финляндии утраивают все учреждения. Чтобы понять, какой садик лучше, рассмотрим все варианты по очереди:

Муниципальные учреждения принимают детей от 2 до 4 лет. Там есть очереди, но при желании можно найти место за короткий срок, только не факт, что детский сад будет рядом с домой. Оплата от 250 до 300 евро в месяц.


Частные организации более доступные, но и выходят дороже. Они воспитывают детей по методике Мантессори. Стоимость частного сада не на много отличается от государственного. Там помимо основных дошкольных предметов, будут преподавать рисование, этикет и устраивать театральные мероприятия. Стоимость от 300 до 400 евро в месяц.

Существует детский сад семейного типа. Он мало чем отличается от частного. Он чаще всего расположен в большом доме, и принимает в одну группу не более 15 человек. Стоимость такая же, как и у частных учреждений. Такие организации тщательно проверяются государственными органами и если будут несоответствия, то такой детский сад не получит лицензию.

Во всех учреждениях особое внимание уделяется психологии и физкультуре. Если гражданин не нашел место в детском саду, что мало вероятно, он может нанять няню, но воспитания без социума может негативно отразиться на развитии ребенка.

Питание. Занятия. Утренники

Детский сад в Финляндии придерживается мировых стандартов по питанию и общеобразовательным занятиям. При готовке пищи соблюдаются все санитарные нормы и ежедневное меню согласовывается со специалистами правильного питания. Ребенок в финском учреждении не предоставлен самому себе. Каждый день расписан по часам.


В некоторых садах может быть по 5-6 уроков в день, в которые входят элементарные техники по развитию ребенка:

  • Лепка.
  • Рисование.
  • Интеллектуальные игры.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Театральные постановки.
  • Физкультура.
  • Занятия с психологом.

Утренники устраиваются чаще, чем в российских детских садах. В дошкольных учреждениях отмечаются все государственные праздники, а дни рождения детей согласовываются с воспитателем и готовиться целая программа. Воспитатели в Финляндии прививают любовь к театру с самого детва. Эту любовь поддерживают и в школе. Например, в России редко услышишь, что в образовательном учреждении ставят театральный спектакль, а в Финляндии это норма.

Оформление в детский сад


Сначала нужно определиться с тем местом, куда будет ходить маленький ребенок. Это можно сделать с помощью специальных финских сайтов. Рассматривайте сначала вариант, который будет ближе к дому, потом ознакомьтесь с ценовой политикой и с тем, что предлагает это организация.

Для того, чтобы устроиться в детский сад, нужно собрать много документов. Если у родителей нет вида на жительство, то будет сложно устроиться даже в частный сад. Перед сдачей документов, нужно пройти медицинское обследование и предъявить медикам учреждения все справки. К тому же у каждого ребенка должен быть henkilötunnus – личный идентификационный номер в Финляндии. Последним этапом будет заполнение заявления и подача документов.

Безопасность


Система дошкольного образования в Финляндии отличается повышенной безопасностью. В каждом детском саду присутствует свой пункт охраны, которые находятся там круглосуточно. Помимо этого все дошкольные предприятия оснащены камерами видеонаблюдения. Органы пожарной безопасности проверяют детские сады еще до начала учебного года и могут поставить запрет, если будут выявлены какие-то нарушения.

Воспитатель в Финляндии обязан проходить проверку ежегодно и подтверждать свою состоятельность на этой должности. Для этого на государственном уровне создаются специальные комиссии.


Помните, что Финляндия – северная страна и там зимой мало солнца, поэтому ребенку необходимо давать финский детипат. Чаще всего это контролируется дошкольными учреждениями, но не будет лишним, если сам родитель будет давать своему ребенку витаминный комплекс в осенний и весенний период. Рассмотрите также дополнительные советы, которые пригодятся всем родителям:

  1. Относитесь к дошкольному образованию серьезно. Большинство финнов советуют отдавать своих детей в муниципальное учреждение. Это связано не с экономией средств, а с тем, что, по их мнению, там работают более квалифицированные сотрудники.
  2. Можно воспитывать ребенка дома, но в этом случае есть опасность получить воспитателя без должной подготовки. Тщательно выбирайте людей на эту должность: читайте рекомендации и обзванивайте тех людей, в чьих домах уже работал этот человек.
  3. Частный детский сад имеет свои преимущества. Там в группах не более 10-12 человек и воспитатель успевает уделять внимание каждому ребенку.


Обязательно присутствуйте на всех утренниках и театральных постановках своего ребенка, потому что для него это важно. Помимо этого многие детские сады практикуют танцы и силовые виды спорта. К спорту ребенка нужно приучать с молодости, и тогда вырастит здоровый и спортивный ребенок.

Интересное видео: сколько стоит детский сад в Финляндии

Детский сад открывается в 6.30 утра и работает до 17 часов вечера.

В 8.00 дети завтракают.

Затем начинаются занятия в помещении.

В 9.30 - прогулка, которая длится час.

В 10.30 обедают первый раз.

В 11 часов начинается сон, который длится до 13.30.

После дневного сна, дети обедают второй раз и идут на улицу уже до закрытия садика.

В Финляндии есть сады для детей, родители которых работают посменно (врачи, полицейские) и режим дня в таких садах отличается.

Наполняемость групп

В группах финского сада не найдешь 30 детей и одного воспитателя. Наполняемость регулируется строгими правилами:

  • на 1 воспитателя не более 4 детей трехлетнего возраста
  • на 1 воспитателя не более 7 детей старше 3 лет
  • в группе не более 21 ребенка

Поэтому не удивительно, что в одной группе можно увидеть 3-4 воспитателя.

В Финляндии дети разного возраста посещают одну группу. Есть группы с детьми от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. По мнению финнов это способствует развитию сотрудничества и навыков коммуникации.

Перед школой дети 6 и 7 лет ходят в так называемый нулевой класс, где готовятся к школе.

Образование в Финляндии. Стоимость пребывания в саду

Каждая семья выплачивает разную сумму за детский сад и зависит она от доходов.

Максимум, который платят обеспеченные родители при условии 8-часового дня и 5 дней в неделю пребывания в саду, это 283 евро за первого ребенка.

За второго платить придется 215 евро. Как правило, такие суммы платят те, кто зарабатывает больше 4 тысяч евро.

Чем меньше зарплаты, тем ниже сумма в квитанции к оплате.

Если зарплата будет низкой, но не ниже прожиточного минимума, то платить придется 56 евро.

А вот если доходы за гранью минимальной суммы, то детский сад и вовсе будет бесплатным.

Частный садик стоит больше 300 евро. При этом, муниципалитет может оплатить часть стоимости за частный садик, если в семье сложная ситуация.

Год пребывания ребенка в финском саду обходится в 13 тысяч евро, родители погашают около 15% от этой суммы.

Понять, какую часть бюджета финской семьи «съедает» садик трудно без знаний о зарплатах в Финляндии.

Средние зарплаты зависят от профессии и опыта работы.

К примеру, час работы строителя оценивается в 9-16 евро. Зарплата уборщика находится в коридоре 9-14 евро в час.

Врач получает в среднем 6-7 тысяч евро в месяц.

Пожарные, полицейские, учителя - 3 тысячи евро в месяц.

Питание

Когда родители подают заявление на поступление в сад, они выбирают и тип питания.

В саду к каждому конкретному ребенку подходят индивидуально. Меню может быть вегетарианским, безрыбным или без свинины. Если у ребенка аллергия, для него приготовят отдельно.

На завтрак предлагают каши, мясную нарезку, фрукты, молоко. Каша - основное в завтраке.

Обед разный, но традиции питаться супами в Финляндии нет. Кроме горячего и гарнира предлагаются овощи и соус. Пару раз в неделю детей знакомят с разными кухнями мира.

В качестве перекуса предлагаются бутерброды с разнообразными начинками.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

Питание организовано в форме шведского стола, но набрать полную тарелку не разрешат. Можно взять чуть-чуть, а потом, если блюдо понравилось, подойти за добавкой.

Еда соленая и даже острая.

Дисциплина

В рамках определенных границ ребенку позволено все. Можно не рисовать со всеми, но сидеть за столом во время занятий обязательно; можно ходить по лужам и сидеть в грязи, но после этого обязательно отмыться.

Такое же правило действует и по отношению к родителям: в сад можно прийти, когда удобно, можно не приходить, но предупредить об этом заранее. Родители сами выбирают, когда у ребенка будут каникулы, но и тут правило - поставь в известность и будь свободен.

На детей не кричат и не применяют физическую силу. Хотя в Финляндии известен скандал, когда воспитательница приматывала ребенка во время обеда изолентой к стулу. Но это редкое исключение.

Если педагог считает, что ребенок заслуживает какого-то наказания, об этом в первую очередь оповестят родителей и получат у них согласие. Даже возможность забрать ребенка от коллектива и отвести в другую комнату во время неадекватного поведения требует согласования с родителями.

Прогулки

Основное правило финского детского садика звучит как «У природы нет плохой погоды, есть неподходящая одежда». Финские дети не боятся ни снега, ни грязи, ни мороза и гуляют в любую погоду.

Правда, русская мама, ребенок которой ходит в детский сад Финляндии, поделилась, что в прошлую зиму дети неделю не ходили на улицу при морозе - 27 градусов. Когда чуть потеплело, и мороз стал около 20 градусов, прогулки возобновили.

Для этого малышей одевают в специальную непромокаемую одежду осенью и весной, а зимой в теплые комбинезоны и шерстяные шапки и варежки.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

После прогулки дети попадают в «мокрую прихожую». Это место похоже на душ, здесь ребенка отмывают прямо в непромокаемой одежде и резиновых сапожках. После чего одежда и обувь сушатся в специальных шкафах, а довольный ребенок продолжает играть.

Финские ребятишки с раннего возраста приучаются к разным вылазкам на природу. Это могут быть походы в лес или чтения в парке.

Свежим воздухом финские дети дышат не только на прогулках. В садах есть система климат- контроля, которая регулирует температуру и влажность в группе.

Занятия, утренники и игры

Занятия в финском саду во многом похожи на занятия в белорусском: лепка, рисование, аппликации.

Часто занятия проходят вне стен садика.

Например, в научно-развлекательном центре, где детям показывают опыты и знакомят с законами физики. Или в планетарии, где рассказывают о вращении Земли и звездном небе.

В Финляндии популярны детские сады, использующие разные методики развития: вальдорфскую, монтессори.

Утренников в привычном для нас понимании этого слова практически не бывает. Выступления готовятся и проводятся, но родителей на них не приглашают.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

В группе самого обычного муниципального сада можно найти сцену для проведения спектаклей, участниками которых становятся сами дети.

Большие спортивные залы со шведской стенкой, горкой для скалолазания и станком для балета обязательны. Место экономится за счет объедения игровой комнаты и спальни, но не места для занятий спортом. Детей учат ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать.

Игры разнообразны, от пазлов и лепки из глины до игры в киоск. В одном муниципальном саду еще при проектировке здания предусмотрено такое помещение. Ребенок заходит внутрь комнаты и продает товары через окошко как в киоске. Выбор товаров обширный, есть кассовый аппарат и разные приспособления для работы с пластиковыми карточками. Финны приучают детей с детства пользоваться деньгами.

Игра - ключевое понятие всей финской системы дошкольного образования. Детей не учат читать, считать и писать до школы.

Другие дети

В Финляндии в детский сад не примут заболевшего ребенка. Но под болезнью подразумевается повышенная температура и кишечные инфекции. Считается, что если у ребенка сутки нет температуры, он здоров. С кашлем и насморком домой не отправляют.

Дети с особенностями развития посещают обычные сады. В Финляндии к таким детям особое отношение, поэтому в группе, где будет 6 малышей с тяжелыми нарушениями, будет столько же специалистов: 2 коррекционных педагога, 2 няни и 2 помощника.

Если ребенок не может передвигаться, то в детский сад его привезет такси, которое оплачивается из бюджета города. Все оборудование, необходимое для комфортного пребывания в саду, тоже оплачивает город.

В Финляндии дети с особенностями в развитии могут даже не подозревать, что у них есть какие-то особенные потребности. Настолько уютная для них создана среда.

Безопасность

В детском садике везде стоят камеры. Родители могут посмотреть, чем занимался ребенок целый день. В некоторых садах это можно делать в режиме реального времени.

Во время прогулок каждый ребенок одет в светоотражающий жилет с именем и номером сада, дети держатся за одну веревку, чтобы не потеряться.

Лестницы огорожены, игрушки и мебель сделаны из экологичных материалов.

Количество воспитателей позволяет держать под присмотром каждого ребенка. Но если произошел несчастный случай, воспитатель заполняет документы, где рассказывает все подробности произошедшего. Муниципалитет отслеживает подобные случаи и может улучшить пространство детского сада или работу персонала.

А чего не хватает белорусским детским садам?

рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .

Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?

В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.

Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).

Что впечатлило вас больше всего?

Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.

Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.

Интерьер гостинной в Икее

Интерьер спальни

Интерьер кухни

Интерьер спальни

Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?

Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:

  • они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
  • занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
  • педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
  • занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
  • режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.

Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!

Космическое творчество

На стене большие проеты

100 лет независимости Финляндии

Весенний групповой проект

Пасхальный групповой проект

Динозавры

Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.

Захотели — развесили поделки

Зона творчества

Пусть криво — зато сам сделал!

Настольные игры

Органайзер для поделок

Зона ролевых игр

Органайзер для поделок

Зона конструирования

Игровая зона у малышей

Зона творчества — всё доступно

Лошадкииии:)

Поделки на стене в школе

В творческой мастерской

Мы меняем пространство, как хотим

Зона костюмированных игр

Системы хранения

Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.

В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Штора играет роль перегородки

Пуфики на магнитах на стене

Мобильные игровые блоки

Полоса препятствий — трансформер

Книжный стеллаж на колёсах

Детские рукомойники прямо в классе

Хранение матрасиков

Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)

Мобильные игровые блоки

Мобильные игровые блоки

Безкарскасная мебель

Шкафы на колёсиках

Удобные раздевалки

Компактное пианино

Индивидуальные полочки

Стеллаж на колёсах

Столы, которые можно собрать в один

Слева стена для хранения

Компактные лавочки

Перегородка для рисования вместо стены

Спортзал

Шкафы-трансформеры

Компактные стулья

Практичные кроватки

Кровати, которые прячутся

Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.

Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?

Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.

Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.

И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.

Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.

Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.

Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.

Было что-то такое, что вам не понравилось?

Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.

К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.

Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.


Биорум или учебный класс-атриум посреди школы

Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).


В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад

Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).

Столы с пылесосами

Шкаф с ручными инструментами

Стеллаж с болтиками и другими мелочами

3d принтеры

Детские работы

Профессиональное столярное оборудование

Материал для работы

Кладовка художественного класса

Швейная мастерская

Нитки в свободном доступе

Оверлоки

Ткани

Молнии, лоскутки

Гончарная мастерская

Разные техники рукоделия

Ткачество в садике

Печь для обжига глины в садике

Разные материалы для творчества в саду

Фетр для детских поделок

Красивые мелочи

Краски разных видов

Мелки восковые

Вторсырьё и природные материалы

Бусины деревянные

В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).

Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.


Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?

Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.

Детская площадка в саду

Дождевики и резиновые сапоги

Крутые лазалки в каждом саду

Качели часто выглядят так

Хранилище уличных игрушек

Лабиринт на асфальте

Лабиринт для игры с водой

Натуральные материалы

Транспорт для прогулок

Горки вписанные в ландшафт

Сапожки:)

Дождевые комбинезоны

Справа — сушильный шкаф

Лёгкая и удобная одежда

Лазалка

Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.

Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.

Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.

Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.

Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?

Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.

В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.

Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!

В жизни практически каждой семьи наступает тот момент, когда малыш идет в ясли или детский сад. Момент не всегда простой и, как правило, сопровождается слезами, цеплянием за ногу уходящего родителя и массовыми семейными переживаниями. Вот и наша дочка Софья сделала свой первый шаг во «взрослую» жизнь, а именно с января этого года начала посещать детский сад.

Из моей прошлой вы узнали, КАК должно быть в финском детском саду, в этой статье я расскажу, ЧТО же там на самом деле.

Для начала немного рутины. В столичном регионе очередь в детский сад (далее-ДС) от 2-х до 4-х месяцев. Для того, чтобы получить место, нужно заранее зарегистрироваться:

Электронно : если у ребенка есть henkilötunnus, а у вас доступ к интернет-банку.

Заполнить анкету и отправить ее по почте или отнести лично в выбранный детский сад.

Через несколько дней с вами свяжется заведующая ДС и расскажет о дальнейших действиях: сколько ждать места, когда прийти к ней на беседу и т.д..

Есть из этого правила исключения: если срочно нужно выходить на работу или учебу, то место в ДС могут найти и за 2-3 недели, но попасть именно в выбранный вами ДС будет сложновато. Могут предложить место в близлежащем районе, что не всегда удобно. Но опять-таки, как повезет. Например, моя подруга забронировала место для ребенка в конце августа, а через месяц пришло приглашение на курсы от биржи труда. В тот же день она сходила к заведующей ДС и ребенка взяли на следующий же день! Так что всегда имеет смысл пойти лично и спросить что да как.

Могу сказать, что наша квартира расположена просто замечательно: рядом не только несколько прекрасных детских площадок, но и 5 детских садов. Все ДС в 3-5-7-15 минутах ходьбы. Я выбрала ближайший к нам, тот, что в 3-х минутах ходьбы. Мы изначально планировали отдавать Софью, во-первых, в муниципальный, а, во-вторых, в финноязычный ДС, чтобы она быстрее освоила язык. Ну и с виду мне этот садик всегда импонировал: аккуратный, не большой, но и не маленький, хорошая площадка во дворе.

1 сентября я забронировала место на январь, т.к. никак не думала, что мне дадут место на курсах раньше августа. Таким образом, думала я, мы без особых слез и нервов адаптируем ребенка, пару недель похожу с ней, а еще через пару она совсем привыкнет. Через несколько дней мне позвонила заведующая и сказала, что все в порядке, место будет даже возможно с ноября, а уж в январе-то Софью точно возьмут.

В конце ноября она мне прислала электронное письмо с просьбой прийти к ней на беседу. Там мы уточнили некоторые детали: заведующая предложила начать 12 января, выдала мне бумагу, где были данные нашей группы (название, телефон, имена воспитателей), сказала, что если я хочу, то мы можем с ребенком прийти к ним в гости, посмотреть что к чему, познакомиться с воспитателями и детьми. Этот визит я запланировала на середину декабря, ибо перед Рождеством они закрывались на каникулы. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах…

11 декабря я получила письмо с приглашением на курсы финского языка от биржи труда с ….12 января! То есть ясное дело, что времени на адаптацию ребенка у меня просто не было: садик закрывался 20 декабря, а открывался только 7 января. Я в панике прибежала в садик, объяснила ситуацию воспитателю Анне. Она у нас очень молодая и красивая девушка, очень добрая, дети ее любят, я ее тоже люблю Анна меня успокоила, сказала, что, конечно, хорошо, если есть возможность дать ребенку привыкнуть к новой ситуации, но так, как Софья у них только одна новенькая и до августа новых детей не будет, то ей уделят предельное внимание и все будет хорошо. Мне выдали много разных анкет, причем Анна сто раз извинилась, что сейчас нет анкет на английском языке. Дома я заполнила эти бумаги: сведения о родителях и наши контактные данные, подробные вопросы о ритме дня ребенка, что ест, аллергичен или нет, что для ребенка важно, что умеет и т.д.

Всего три дня я смогла походить с дочкой в ДС, мы там проводили пол-дня до сна, потом шли домой. В первый день Анна провела со мной беседу на основании заполненных анкет, очень подробно расспрашивала о ребенке, сказала, что если у меня какие-то пожелания и т.д, то обязательно ей сказать. Также она предложила мне сделать фото-коллаж: на картоне формата А4 нужно было разместить фотографии мамы-папы-бабушек-дедушки, любимых животных, чтобы когда ребенок тоскует, показывать ей. Меня познакомили с персоналом: воспитательница Анна, няни-Суви и Лена. Все они прекрасно говорят по-английски, так что никаких проблем с коммуникацией. Няни и воспитатель выполняют совершенно одинаковую работу: моют детей, кормят, играют. Еще у нас есть уборщица, которая, кстати, знает всех детей по именам. Кабинет заведующей находится рядом с нашей группой, она тоже знает всех деток и иногда играет с ними, читает книжки.

В нашей группе 15 детишек, возраст от 1.10 до 4-х лет. У них много разных игрушек, большая игровая комната - трансформер: утром они там играют, днем там же спят, она же и спортивный зал. У каждого ребенка свое полотенце, висит на крючке, который подписан имененем ребенка. Полотенца каждое утро меняют. Само собой у каждого есть шкафчик. В нашем садике своя кухня, питание очень разнообразное.

ДС работает с 6.15 до 17.30, мы водим Софью с 9.00 до 16.00, т.е. на 7 часов в день. За это мы платим 230 евро. Стоимость рассчитывается с учетом дохода семьи, например, малообеспеченные семьи могут платить всего 15-20 евро в месяц, и кол-ва часов в саду, чем меньше часов, тем меньше плата. Кстати, крайне рекомендую сразу принести в ДС бумагу о своих доходах, чтобы они правильно все рассчитали. А то получите довольно большой счет! Режим дня примерно такой:

8.00 завтрак

8.30-10.00 игры в помещении

10.00-11.15 прогулка

12.00-14.00 сон

14.30 полдник

15.00 прогулка

Гуляют они и в дождь, и в снег, и в ветер, так что очень нужна хорошая одежда и обувь, чтобы было удобно и тепло.

Итак, в понедельник я отвела Соню в садик, переодела ее, но уйти было сложно. Рыдала она очень сильно, цеплялась за мою ногу и не хотела отпускать. Но воспитатель сразу же ее взяла на руки и стала успокаивать, мне же сказала, что если буду переживать, то позвонить им, они расскажут, что да как. Причем сразу же в первый день Соня осталась с 9 до 16.00, т.е. на целый день. В общем, дочери я не показала своих слез, но по пути домой рыдала, уж очень было ее жалко. Хотя я вообще не сентиментальна. На следующий день в садик она идти не хотела категорически и плакать начала уже дома, а уж в саду концерт был в самом разгаре. Через 2 недели мне стало казаться, что это не кончится никогда, несмотря на все уверения воспитателей, что это абсолютно нормально. В саду она практически не ела и не спала. Но волшебным образом к концу третьей недели это прекратилось. Она спокойно меня поцеловала, помахала ручкой и не пролила ни слезинки! Потом постепенно начала кушать и спать днем.

Я считаю, что такая быстрая адаптация без помощи мамы - это заслуга наших воспитателей, они действительно очень внимательные и заботливые. Софья просто обожает Анну, в садик ходит с удовольствием, ей там интересно. Они там поют, лепят, рисуют, есть занятия физкультурой, очень много гуляют, причем не только на площадке садика, но и ходят на городские детские площадки, в библиотеку, то есть малышовая жизнь весьма насыщенная! Детей учат хорошим манерам: здороваться, благодарить, прощаться, учат ждать своей очереди, обязательно моют руки и высаживают на горшок. Раз в 2 недели на эл. почту нам приходит отчет о событиях, что делали, куда ходили, как реагировали дети на разные события. Раз в месяц в группе вешают «стенгазету»: там фото детишек с описанием, например, «Посетили библиотеку», «играли в рыцарей и принцесс» и т.д. Каждый вечер воспитатель рассказывает, что и как делал ребенок в течение дня, как ел, как спал, что понравилось или не очень. Если рисовали или делали аппликацию, то шедевры можно забрать из своего шкафчика домой на память. Кстати, очень мило: Соне на ее день рождения подарили красивую аппликацию, которую делали всей группой, на обратной стороне воспитатели написали пожелания всего самого хорошего.

Некоторые правила в нашем ДС:

1. Обязательно сообщать, если ребенок не придет в (можно просто отправить смс).

2. Если ребенка забирает кто-то из незнакомых коллективу, например, бабушка-дедушка-подруга, тоже предупредить. Документов никаких не надо.

3. Принести kura vaatteet, резиновые сапоги, сменную одежду (пара футболок, штаны, колготки, носки и т.д.)

4. Можно (и нужно) принести любимую игрушку и соску, если это важно для ребенка.

5. Обратить внимание воспитателей на вкусовые пристрастия ребенка: например, Софья дома не пьет молоко, зато ест кефир, а в саду-наоборот. Я также сразу сказала, что если она плохо ест или вовсе отказывается от еды, то не надо заставлять.

6. Одевать ребенка удобно: я вот очень люблю платья, у Сони их много, но в садик в основном одеваю ей брючки-джинсы, она ведь постоянно там носится, ползает, лазает.

7. В пижаму детей на сон не переодевают: просто снимают верхний слой «одежды» и в постель, поэтому под кофточку я ей надеваю футболку, под штаны-колготки. Думаю, что летом будет спать просто в памперсе и футболке.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНО подумать об уличной экипировке: лучше всего купить тонкую шапку-шлем под основную шапку, чтобы уши и шея были закрыты. В группе 15 детей и воспитатель не всегда может проследить, насколько качественно надета шапка, а так уж точно в уши не надует. Это же касается и перчаток, и теплых носков в сапоги.

9. На день рождения ребенка в нашем садике можно принести фрукты (бананы, яблоки, груши) и печенье. Есть дети с аллергией, поэтому домашнюю выпечку нельзя, т.к. воспитатель должен прочитать состав печенья.

10. Нужно подписать бумаги, в котрых разрешаешь/запрещаешь фотографировать ребенка и водить его в церковь (они там само собой не молятся, там часто бывают детские тусовки, а перед Рождеством поют для детей песни). По этой причине не могу сделать фото в садике: нужно собрать на это разрешение всех родителей.

Порой бывает, что ребенку надевают чужие варежки или кофточку, или не очень хорошо вымоют, или, например, неделю не могли найти Сонины варежки, пришлось купить новые (старые потом нашлись), но я не обращаю внимания на такие мелочи.

Через 2.5 месяца у нас состоялась беседа VASA, для нас пригласили переводчика. Воспитатель очень подробно рассказала, как развивается Софья, задавала много вопросов о ее поведении дома, вместе обсудили процесс приучения к горшку. Беседовали целый час, Анна еще раз напомнила, что все пожелания или вопросы обязательно говорить ей, чтобы совместно мы смогли сделать как можно лучше для развития ребенка.

Софья на удивление быстро осваивает финский язык: какие-то слова она и дома говорит по-фински, я это не пресекаю, хотя должно быть железное правило, что дома говорим только по-русски, но она пока еще маловата для этого. Анна сказала, что Соня понимает по-фински очень хорошо и никаких проблем в общении с ней не возникает.Выходит, что больше всех переживала за Софью я, а она довольно быстро привыкла к садику да и с языком потихоньку осваивается.

Подводя итоги, хочу заметить, что мне очень нравится позиция воспитателей: ни разу мне не сказали, что мой ребенок орет и мешает спать другим, что постоянно носят на руках (а первое время так и было), что нужно менять памперсы, т.к. на горшок она не ходит. Когда я благодарю за весь этот труд, они просто улыбаются и говорят: «Все ОК, это наша работа». Я не могу утверждать, что все детские сады именно такие, но наш мне очень нравится и я очень благодарна воспитателям за то, что они заботятся о моем ребенке и помогают ей адаптироваться во взрослом мире.