Совсем недавно “Расти умным!” пригласили провести . Мы ответственно подготовились и мастер-класс удался! Благодарим всех, кто пришёл к нам! Однако, большинство наших читателей живёт очень далеко от Киева, поэтому мы решили создать для вас этот фото-обзор развивающих игрушек, которые можно сделать своими руками.

Зачем малышам самодельные игрушки?

Во-первых, это очень душевно и здорово, когда мама дарит малышу результат своих стараний.

Во-вторых, многие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Например, сенсорные коробки может сделать только мама:) Вы только представьте, сколько пользы для маленьких пальчиков в простых крупах, воде, лоскутках и так далее!

В-третьих, малыши до 1,5 лет очень быстро теряют внимание к новым игрушкам. Они изучают их, играют, закрепляют полученную информацию и отправляются на поиски новых знаний. Как часто разочаровываются любящие родители, которые купили дорогущую супер-развивающую игрушку, а ребёнок поиграл ею неделю и оставил лежать без внимания. Это случается не из-за того, что игрушка плохая, а потому что ребёнок попросту узнал о ней всё, что хотел.

Итак, начнём!

1. Слингобусы. Они известны многим мамам. Это незаменимая вещь, которая всегда выручит в очереди или там, где не оказалось детских игрушек. А ещё поможет малышу, когда режутся зубки. Кто-то покупает такие бусы, а кто-то вяжет своими руками. Может быть, получается, не слишком профессионально, зато с душой.

Свои слингобусы я вязала сама. Нитки брала хлопковые (какие продавец в магазине посоветовала), бусины были от разных игрушек и т.д.

2. Бусики-грызули. Деревянные бусины сейчас продаются в разных магазинах швейной фурнитуры, а также в рукодельных лавках. Они идеально подходят для маленьких зубиков.

Важные правила:

  1. Бусины должны быть крупными, чтобы малыш не мог их проглотить.
  2. Нить должна быть максимально плотной, чтобы не порвалась и не испортилась от детских зубов и слюней.
  3. Бусины должны быть без красочного покрытия. Зачастую краска на деревянных бусах легко отпадает, а это значит, что она попадёт в организм ребёнка.

Крупные бусины нужно нанизать на плотную нить, затем сделать плотный узел и удостовериться, что он не развяжется. Отличный прорезыватель готов к работе!

3. Тактильная гусеница из носка. Такая игрушка понравится практически любому малышу, ведь она такая приятная на ощупь!

Чтобы её сделать, вам понадобится: чистый длинный носок, плотная нить, наполнители (гречка, рис, горох, фасоль, макароны, жёлуди и т.д.), пуговки-глазки.

На дно носка насыпьте первый наполнитель, перевяжите получившийся шарик ниткой, насыпьте второй наполнитель и так далее. В конце хорошенько закрепите нить. Пришейте глазки-пуговки и можно играть!

4. Игрушка на руку из носка. Работы – 5 минут, восторга – море! Вы спросите: “Что такого в носке с глазками?” Оденьте такой носок на руку и скажите малышу: “Привет!”, увидите, что произойдёт:)

Мордашки для такой игрушки можно делать самые разнообразные. Но подойдёт и самая-самая простая: глазки-пуговки и чубчик.

5. Змея с бусинками, ленточками и пуговками. Этот персонаж у нас жил в коляске некоторое время. Детям было забавно трогать разные свисающие и торчащие штучки. За что-то всегда можно ухватиться, подёргать, потрогать, потянуть.

Делалось это чудо из старого испорченного текстильного мобиля для кроватки. Но можно пошить из обычного куска ткани. Для этого вырежьте узкий и длинный лоскут, сверните его пополам в длину, чтобы он стал ещё уже и прострочите сбоку. Выверните эту трубочку на лицевую сторону и набейте пшеницей или горохом, зашейте низ. Верх заверните так, чтобы у змеи вышел острый носик и прошейте его. А затем украсьте змейку разными штучками и не забудьте про глазки-пуговки!

6. Шарики и бублики – вечная любовь малышей. Их можно катать по полу, грызть, кидать, мять в ручках, заталкивать в разные места и так далее. Эти маленькие предметы особенно заинтересуют малыша, который учится ползать и карапуза, сидящего в слинге. Чтобы сделать шерстяной клубочек безопасным для детей, его можно постирать в горячей воде с мылом. От этого он сваляется и уже наверняка ни одна ниточка не будет отходить от клубка и попадать в маленький ротик.

А жёлтый мохнатый бублик легко сделать из деревянного кольца от карниза и флисовых ленточек. Каждую ленточку просто нужно завязать в двойной узелок на кольце.

7. Колечко с ленточками. Эта яркая махалка не простой предмет. Она учит малыша следить за быстро движущимся предметом. Волнистые цветные ленточки приковывают взгляд масиков. Дайте такое колечко в руки малышу и он будет радостно наблюдать за движением лент. Для такой забавы пригодится пластиковое или деревянное кольцо, ленты и кружево длиной около 40 см. Каждую ленточку нужно крепко и надёжно завязать на двойной узел.

8. Сенсорные мешочки. Они дают возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков. А ведь ещё по ним можно ходить ножками, делать массаж и кидаться. Если пошить мешочки парные, получится сенсорное лото: найди мешочки, одинаковые на ощупь. На нашем блоге есть . Кстати, к мешочкам совсем необязательно пришивать цифры.

9. Сенсорные мешочки из воздушных шариков. По сути это тоже самое, что и сенсорные мешочки, но в разы проще и быстрее. Кроме того, в такие мешочки вы смело можете насыпать муку или соль.

  1. Выбирайте воздушные шарики как можно более качественные. Они прослужат дольше.
  2. Не насыпайте в мешочки острые макаронные изделия или другие мелкие предметы с острыми частями.
  3. Спрячьте в муку 1-2 фасолины. Их будет очень приятно искать пальчиками.
  4. Не бойтесь, что это недолговечная игрушка. Конечно, бывает всякое, но такие мешочки могут служить не один год даже в детском центре.

10. Маленькие погремушки. Эти чудесные развивающие игрушечки нравятся малышам разных возрастов. И чем больше таких крохотных тарахтелок, тем лучше, ведь это значит, что больше разных звуков.

  1. Они удобны тем, что помещаются в маленькую ручку.
  2. Они приятно выглядят, поэтому с ними хочется играть.
  3. Разные звуки радуют малышей и им хочется узнать, как звучит следующая погремушечка.
  4. Из самодельных погремушек получается отличное звуковое лото: подбери одинаковую по звуку погремушку.

11. Бутылки с наполнителем. Вариантов игр с подобными бутылками множество. Их можно использовать как для самых маленьких деток, так и для дошкольников. Малышам, которые учатся ползать, такая бутылочка пригодится, чтобы толкать её, наблюдать, как она катится, ползти к ней и снова толкать.

Бутылочка “Лавовая лампа”. В чистую бутылку налейте 1/3 растительного масла и 2/3 воды, окрашенной пищевым красителем. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

Бутылочка-искалка. Насыпьте в бутылку около половины бутылки риса и разные небольшие фигурки, бусины, камешки, пуговки. Потрусите, чтобы мелкие предметы спрятались в рисе. При необходимости досыпьте ещё немного риса. Сверху обязательно должно оставаться пустое место. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем. А теперь вы можете давать ребёнку задания в зависимости от его возраста. Например, найди розового слона, или найди букву А. Чтобы выполнить задание, бутылочку можно потрусить, покрутить, перевернуть, пока нужный предмет не появится в поле зрения. Подробнее почитать про игры-искалки .

Бутылочка с морем. Для этой простой игрушки потребуется: вода, ракушки и морские камешки и блёстки. Насыпьте на дно 1/3 бутылки камешков, ракушек и блёсток, долейте воды до самого верха бутылки. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

12. Баночка с наполнителем. Принцип тот же, что и бутылочек, только баночка меньше размером, её удобно держать в руках. Внутри: вода+блёстки. Вместо блёсток можно использовать любые мелочи. Знаю, что такие баночки делают и с глицерином, но мы ещё не пробовали, а когда попробуем, обязательно покажем, что получилось.

13. Лоскутный мячик. О нём я тоже . Это замечательный помощник малышу в ползании. Такой мячик шить несложно, но долго.

14. Баночки-коробочки с отверстиями. Это мега-полезная игра, ведь она тренирует пальчики, смекалку, усидчивость. Кроме того, многие дети любят проталкивать всякие мелочи в узкие дырочки. Классика жанра: ведёрко от мороженного + пом-пончики. Дырочки можно делать ножницами, а можно выжечь паяльником (так обычно поступает наш папа:)

17. Не-шитые игрушки из ткани. Однажды я писала, как сделать . А теперь расскажу, как сделать простого осьминога. Кстати, этот славный осьминожек очень нравится деткам до года, потому что его удобно держать в руках -просто хватаешься за одно из щупалец. Сделать его можно всего за полчасика.

Для осьминожки вам понадобится: ткань (у меня флис, он очень нежный, как раз идеально подходит для детских ручек, и не торочится), ножницы, нитки или резиночки, пуговки, иголка, нитки.

Как видите, большинство игрушек вполне легко сделать своими руками и процесс их создания не займёт много времени. Будем рады, если наш обзор вдохновит вас на творчество.

Ну, а если вы ещё не подписаны на новости блога “Расти умным!” и не получаете от нас свежие идеи и материалы для занятий с детками, то .

Зачем покупать игрушку, если можно сделать её своими руками, причём из материалов, которые найдутся в любом доме. От такого заманчивого предложения не откажется ни один ребёнок. Предлагаем вам несколько оригинальных идей для совместного творчества .

1. Человечек из проволоки

Человечек из проволоки

Вам понадобится:

  • цветная проволока – несколько цветов (или обычная проволока из меди или алюминия). Также подойдёт тонкая вешалка из химчистки, которую нужно будет предварительно разогнуть;
  • зубочистка;
  • декор по желанию: цветные нитки, пробка от вина;
  • шило.

Шаги:

  1. Сначала сделайте 2 заготовки – возьмите 2 куска проволоки, завяжите их, но не затягивайте узел, а оставляйте 2 петли в виде яйца с 2-мя свободными хвостиками. Первая заготовка – с овалом чуть большего размера и более длинными хвостиками – это тело и ноги, вторая заготовка чуть меньшего размера – голова и руки.
  2. Соедините обе детали между собой: оберните проволочные руки несколько раз в местах воображаемых плеч.
  3. На кусочек проволоки или зубочистку намотайте края наших ручек, формируя кулачки.
  4. Если под рукой есть пробка от вина, можно сделать симпатичные ботиночки. Для этого нужно разрезать пробку вдоль, положить плоской стороной на стол – отрезать кусочек нужного размера. Если человечек достаточно большой – можно использовать целые половинки. Шилом проделайте в пробковом ботинке отверстие, вставьте в него ногу-проволоку, кончик загните и плотно прижмите к подошве, чтобы нога «не выскочила» из ботинка.
  5. Если пробки не нашлось – просто сформируйте стопу из проволоки.
  6. Сделайте одежду. Для этого используйте цветную проволоку. Закрепите краешек и намотайте на ноги проволочные штанишки, на туловище и рукава – кофту. Если цветной проволоки не оказалось, можно использовать цветные нитки. В таком случае, необходимо тщательно закрепить края узлом.
  7. Делаем подобным образом необходимые аксессуары .

Котик из перчатки и театр теней

2. Котик из перчатки

Котик из перчатки

Вам понадобится:

  • вязаная перчатка - цвет выбирайте сами;
  • чёрные нитки или мулине;
  • синтепон или фасоль (для придания объема);
  • 2 пуговицы – для глаз;
  • 1 бусинка для носика;
  • ленточка – шарфик на шею;
  • дополнительный декор по желанию;
  • иголка;
  • ножницы.

Шаги:

  1. Заверните мизинчик внутрь перчатки и зашейте – он вам не понадобится.
  2. Придайте телу игрушки объём. Сформируйте 4 лапки. Для этого полотно утрамбуйте в перчатку используемый наполнитель до уровня предполагаемой шеи котика. В нашем случае – это 1 см. ниже резинки перчатки. Плотно перевяжите заготовку в этом месте.
  3. Придайте объём голове. Зашейте резинку по краю.
  4. Приступайте к оформлению мордочки. Пришейте пуговички-глазки, бусинку-носик и вышивайте чёрными нитками ротик котика.
  5. Завяжите котику бантик на шее.
  6. По желанию – сшейте ручки между собой и добавьте плюшевое сердечко.

3. Театр теней

Театр теней

Вам понадобится:

  • картонная коробка или крышка с невысокими бортиками;
  • лист белой бумаги;
  • клей;
  • картон тёмного цвета;
  • деревянные шпажки или китайские палочки;
  • трафареты персонажей или калька;
  • канцелярский нож;
  • фонарик.

Шаги:

  1. Вырежьте из дна коробки донышко, отступив от рёбер по 2 см.
  2. Приклейте с внутренней стороны коробки лист белой бумаги – ширма для театра теней готова.
  3. С помощью трафарета нарисуйте и вырежьте из бумаги тёмного цвета фигурки сказочных персонажей. Если нет трафарета, перенесите изображение при помощи кальки.
  4. Приклейте фигурки к деревянным палочкам так, чтобы кончик палочки приходился на центр фигурки.
  5. Включите фонарик и положите его рядом с ширмой с внутренней стороны так, чтобы пучок света освещал белую бумагу.
  6. Выключите свет и начинайте представление , перемещая фигурки на палочках.

Ежики из поролоновой губки и кораблик из бутылки

4. Бомбочки-ёжики из поролоновой губки

Бомбочки-ёжики из поролоновой губки

Вам понадобится:

  • 10 разноцветных мягких поролоновых губок для мытья посуды;
  • 5 резинок;
  • ножницы.

Шаги:

  1. Разрежьте каждую губку на 4 полоски по длине. Можете разрезать на большее количество полос, тогда «колючек» у ёжиков будет больше.
  2. Сложите получившиеся цветные брусочки друг на друга в 2 слоя, из расчёта – 8 брусков на одного ёжика.
  3. Крепко сожмите сложенные бруски по центру и перевяжите резинкой – поролоновые ёжики готовы.

5. Кораблик из пластиковой бутылки

Кораблик из пластиковой бутылки

Вам понадобится:

  • пластиковая 2-х литровая бутылка от воды прямоугольной формы с крышкой;
  • пластилин;
  • деревянные шпажки или китайские палочки – для мачт;
  • цветная бумага – для парусов;
  • ножницы;
  • дырокол или шило;
  • нитки.

Шаги:

  1. Отрежьте от бутылки одну грань (по рёбрышкам).
  2. На дно бутылки приклейте 3 кусочка пластилина так, чтобы один был по центру дна, а 2 других на равных от него расстояниях.
  3. Вырежьте паруса: нам понадобится большой парус (15х22 см) и 2 маленьких (10х8 см). Одному из маленьких парусов можно придать форму треугольника.
  4. Дыроколом или шилом проколите отверстия под диаметр палочек-мачт в верхней и нижней части парусов (так, чтобы мачта проходила по центру паруса).
  5. Вставьте мачты с парусами в пластилин.
  6. Закрепите края мачты нитками. Для этого зафиксируйте край нитки на горлышке бутылки, затем натяните нить и обмотайте несколько раз вокруг первой мачты, затем натянув нить, обмотаем центральную мачту, затем таким же образом – последнюю. Шилом проделайте отверстие в корме корабля и зафиксируйте свободный край нити.
  7. Обязательно проверьте корабль на устойчивость. Налейте в тазик воды и запустите судно. Если корабль кренится, добавьте пластилина.

Робот из пластика и зверушки из скорлупы грецкого ореха

6. Робот из пластиковых крышек

  • В остальных крышках из тела проделайте отверстие такого размера, чтобы в него вошли оба края хомута. Завяжите хомуты в узел и оплавьте его зажигалкой для более прочной фиксации.
  • Делаем руки. Для начала склейте между собой 8 крышек. Получилось 4 заготовки.
  • Делаем кисти. В донышках 2-х крышек проделайте 4 отверстия и пропустите сквозь них 4 кусочка пластикового хомута – когти робота. Края хомутов оплавьте с внутренней стороны.
  • Соедините руки. Вам понадобится хомут такой длины, чтобы на него можно было насадить крышки обеих рук. По центру крышки-кисти сделайте отверстие – проденьте хомут. Край оплавьте.
  • Далее сделайте в склеенных крышках отверстия под хомут таким образом, чтобы он проходил между половинками. Повесьте 2 склеенные заготовки.
  • Плечи. Соедините руку со следующей крышкой-плечом. Хомут должен пройти сквозь ее центр. Рука готова;
  • Пронизывайте тело горячим шилом в местах крепления рук.
  • Закрепите одну руку, продев хомут сквозь отверстия.
  • На свободный край хомута, который вышел через второе «плечо» насадите детали второй руки в обратном порядке. Кончик хомута оплавьте.
  • Зафиксируйте голову-клювик. Для этого проделайте в кромке крышки-клювика 2 отверстия. Прикладывайте к роботу.
  • Со стороны груди робота проделайте отверстие на том же уровне, что и дырочки в клювике, и пропустите сквозь него небольшой хомут, закреплённый на крышку. И дальше продевайте хомут в дырочки крышки-клювика. Края хомута оплавьте.
  • Нарисуйте на клювике глазки. Робот готов.
  • Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

    Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

    С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

    Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

    Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

    Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

    Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Внимание!

    Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

    Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

    Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

    Развивающие игры для малышей своими руками

    Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.
    Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию развивающие игры, которые Вы можете сделать своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они очень просты в исполнении, но многофункциональны в применении. Данный материал также могут использовать родители для игр с детьми в домашних условиях.

    «Массажная рукавичка»
    Цель:
    Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, отработка цвета и формы.
    Для изготовления рукавички Вам понадобится: перчатка, пуговицы разного цвета и формы, нитки и иголка.
    Изготовление:
    Пришить в хаотичном порядке к рукавичке пуговицы.
    В чем смысл игры?!
    1. Детки любят, когда им делают массаж, специально подставляют спинки, а также им нравится делать массаж взрослому самостоятельно. Все действия производятся через одежду.
    2. На перчатке нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета. При помощи перчатки Вы можете с детьми отработать цвет и форму, спрашивая, «Какого цвета пуговка», «Найди все пуговки красного или любого другого цвета», «Найди все круглые (квадратные, треугольные) пуговки» (или похожие на круг, квадрат, треугольник).
    3. Покажите ребенку пуговку, предположим, желтого цвета, и попросите его вспомнить «Что бывает желтого цвета, пока я делаю тебе массаж спинки».

    «Детский тренажер для пальчиков»
    Цель:
    Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, формирование правильного хвата горошины тремя пальчиками.
    Вам понадобится: стаканчик с закручивающейся крышечкой, я покупала такой в аптеке, горох (более безопасно) или пульки для пистолета, шило.
    Изготовление:
    В крышке стаканчика проделать отверстия шилом, размер подогнать под горох или пульки, но так, чтобы нужно было приложить некоторые усилия для проталкивания горошины в отверстие.
    Смысл игры в том, что дети тренируют захват пальчиками горошины, что, в свою очередь, формирует правильное держание карандаша и ручки в будущем. Затем, дети прикладывают определенные усилия для проталкивания горошины в отверстие, это тренирует крупную и мелкую моторику. А с детьми постарше можно посчитать, сколько горошин попало в баночку.
    Могу сказать по опыту, малышей не оторвать от такого занятия, даже чрезмерноактивных.

    Игра «Разложи по цвету и форме»
    Цель:
    Отработка цвета и формы, развитие умения слушать взрослого.
    Вам понадобятся: банки под сыпучее с разноцветными крышками, нож, кубики или шарики цвета крышек.
    Изготовление:
    Вырежьте в крышке банки отверстие по размеру кубиков или шариков.
    Ход игры:
    Выложить и перемешать все кубики (шарики) на столе, задача детей разложить все предметы по цвету в банки.
    Эта игра учит детей держать инструкцию, т.е. выполнять задание по указанию взрослого. Дети часто забывают, как нужно раскладывать кубики, увлекаясь процессом, и перемешивают цвета в банке, но после нескольких заходов выполняют задание без ошибок.

    Игра «Бусины» и «Цветные трубочки»
    Цель:
    Развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.
    Вам понадобятся крупные бусины разного цвета или корпуса от фломастеров, мягкая проволока или шнурки, баночка под бусины и корпуса.
    Ход игры:
    1. Предложите детям собрать бусы так, как они хотят.
    2. Предложите собрать на проволоку или шнурок бусины (корпуса) одного цвета.
    3. Бусины или корпуса разного цвета.
    4. Бусины или корпуса нанизывать, чередуя цвет, например белый – желтый, затем постепенно добавляя третий цвет.




    Если Вы уже знакомы с игрой «Разноцветные крышечки», выложенные в моем блоге, то эти игры являются их предшественницами, которые положили начало целой серии игр с цветными крышками от лимонада.

    Игра «Чудо шарики»
    Цель:
    Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление названий наполнителя.
    Вам потребуются: коробка для хранения «чудо шариков», обычные надувные шарики, наполнитель (манка, горох, фасоль, греча, мелкие рожки).
    Изготовление:
    Наполнить шарики разной группой, бобовыми, макаронами достаточно плотно и перевязать хвостик ниткой.
    Смысл игры:
    1. Дети берут в руки шарики, ощупывают и перебирают наполнитель (развивают мелкую моторику)
    2. Детям предварительно дают потрогать крупу, фасоль, макароны, а затем, шарики с наполнителем. Задание: нужно угадать, что в нем находится. Задание на сообразительность, развитие мелкой моторики, тактильной памяти.

    Игра «Самый меткий»
    Цель:
    Развитие ловкости рук.
    Вам понадобится пластиковая бутылка, ножницы, шило, самоклейка для оформления, шнурок, контейнер от киндер сюрприза.
    Изготовление:
    Разрезать пластиковую бутылку напополам, сделать в крышке от бутылки и в основании киндера отверстие шилом, вставить шнурок одним концом в отверстие крышки и завязать узелок, другим концом вставить в отверстие в киндере и тоже завязать шнурок. Затем самоклейкой обклеить края обрезанной бутылки и немного облагородить ее стенки. Последнее, что нужно сделать – закрутить крышку на бутылку.
    Ход игры:
    Бутылку держим обрезанным концом кверху, шнурок спускается вниз с киндером на конце. Ребенок берет в руки бутылку за горлышко, цель: поймать киндер в бутылку.


    Игра «Задуй гол».
    Цель:

    Вам понадобится: крышка от любой коробки из под обуви, самоклейка, 2 баночки из под сметаны, йогурта или теста для лепки, нож, кусочек ватки (пенопласт, перышко и др.)
    Изготовление:
    Крышку коробки обклеить внутри самоклейкой, сделать разметку, как на футбольном поле, из баночек сделать ворота, слегка врезав их в коробку.
    Ход игры:
    Детям можно сказать, что они футболисты и им нужно задуть гол в ворота соперника, роль мяча может играть кусочек ваты, поролона, перышко и другие легкие материалы.


    Игра «Обойди препятствия»
    Цель:
    Развитие органов дыхания и артикуляции.
    Вам потребуются: трубочки от сока или ватные палочки, крышка от коробки из под обуви, кусочек ваты или горошина, самоклейка.
    Изготовление:
    Крышку обклеиваем внутри самоклейкой, на дно приклеиваем или пришиваем трубочки из под сока или ватные палочки.
    Ход игры:
    Ребенку предлагается дуть на кусочек ватки или горошину и обвести их вокруг препятствий в виде трубочек (палочек).



    Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с развивающими играми, изготовленными своими руками. Буду рада, если кому - нибудь пригодятся данные идеи для работы! Спасибо за внимание.

    В настоящее время мы все чаще можем заметить на полках магазинов разнообразные развивающие игрушки. Что же это такое - игрушка развивающая и для чего она нужна? Если взглянуть на само название, то станет понятно, что это игрушка, которая направлена на развитие у ребёнка той или иной способности. Она помогает в формировании мелкой моторики или элементарных знаний про любой предмет.

    В основном все игрушки выполняют развивающую функцию: например, погремушка помогает ребёнку научиться управлять своими ручками (захватывать предмет, перекидывать его с одной руки в другую, бросать). Но всё-таки развивающими называют те игрушки, которые способны научить чему-то ребёнка в процессе игры. И большинство их можно сделать дома своими руками.

    Этапы развития ребёнка по месяцам

    Перед тем, как приступать к изготовлению, необходимо выяснить возраст малыша, потому что игрушка, которая рассчитана на младенца вряд ли будет интересна трёхлетнему ребёнку. И также нужно знать, чем увлекается кроха, что ему больше всего нравится. От этих показателей будет зависеть и форма будущей, её цвет и так далее.

    Необходимо запомнить, что каждый ребёнок индивидуален. Возможно, он уже освоил какие-то навыки раньше положенного срока, а может и нет.

    • От 0 до 3 месяцев.

    Ребёнок в таком возрасте в основном лежит на спинке. Поэтому главный навык, который необходимо развивать - сосредоточивание и удерживание взгляда на предмете. Для этого превосходно подойдут мобили, красочные погремушки, разноцветные гирлянды и бусы.

    Основные требования к данным игрушкам довольно просты: все они должны иметь разную фактуру и форму, а также быть лёгкими.

    • От 3 до 6 месяцев.

    В этом возрасте кроха делается более подвижным, учится переворачиваться на животик и начинает все пробовать «назубок». Это отличное время для развития у ребёнка навыка координации движения, слуха и зрения, а также захвата.

    Полезными станут неваляшки, пёстрые тряпичные бусинки и мячики, зеркало, погремушки, развивающий коврик, браслеты с пуговичками. Все они должны быть яркими, разноцветными, иметь различную фактуру, форму и издавать звуки.

    • От 6 до 9 месяцев.

    Карапуз начинает ползать и уже распознаёт родственников. Он может даже на некоторое время сам себя занять игрой. В этот период нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, развивать в нём двигательную активность и учить его брать объекты не всей рукой, а только несколькими пальчиками.

    В этом вам помогут развивающие коврики, разноцветные сортеры, пирамиды, матрёшки и музыкальные. Все они, конечно же, должны быть многокрасочными, яркими, быть различной формы и текстуры, а также иметь разный вес и способ применения.

    • От 9 месяцев до 1 года.

    В этом возрасте малыш уже начинает делать свои первые шаги и произносить слова. Поэтому необходимо все родительские умение и знания сосредоточить на формирование у него двигательной и речевой активности.

    Для этого можно использовать развивающие коврики и книжки с красочными картинками , машинки на колесиках, пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры и так далее.

    Все они должны быть разноцветными, состоять из различных частей, чтобы малыш смог их собирать и разбирать самостоятельно или под наблюдением взрослого.

    • От 1 года до 1 года 3 месяцев.

    Малыш уже вовсю узнаёт мир вокруг себя. Он всё хочет делать самостоятельно. Поэтому нужно продолжать формировать у ребёнка двигательную и речевую оживлённость, а также сравнительное мышление и обобщение.

    Использовать для этого нужно игрушки, какие можно складывать и разбирать.

    • От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

    В этом возрасте кроха продолжает развивать свою несовершенную речь, мелкую моторику и навыки мышления. Прекрасно для этого подойдут развивающие коврики, яркие книжки, кубики, сортеры и с секретом.

    Для того, чтобы научить малыша обобщать предметы за равными характеристиками, их необходимо подбирать подобные по признакам, размерам и цветам.

    • От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев .

    Кроха продолжает оживлённо познавать окружающий его мир. В этот период развития необходимо учить малыша активно использовать тот или иной предмет, самостоятельно играть и проявлять свои эмоции правильно.

    В этот вам помогут игрушки, которые непосредственно воспроизводят реальные ситуации и предметы вокруг него. Поэтому игры нужно выбирать предметные, а также такие, что требуют от малыша названия цвета, формы и так далее.

    • От 1 года 9 месяцев до 2 лет .

    В этом возрасте карапуз переходит к общественному развитию. Необходимо направить все свои умения на формирование у него понимания и разделения формы, цвета, размера.

    Для этого подойдут сортеры, детские пирамидки, всевозможные кубики и книжки. Благодаря им ребёнок научится разделять их по форме, цвету и т. д.

    • От 2 до 3 лет .

    Малыш активно продолжает своё социальное воспитание. Он уже имеет опыт общения с другими детками и поэтому необходимо продолжать развивать в нём навыки мелкой моторики и умение разделять объекты по фигуре, окраске и габаритам.

    Здесь можно использовать любые игрушки, поделки из бумаги и пластилина.

    Все игрушки должны нести предметный и сюжетно-ролевой характер.

    • От 3 до 5 лет .

    Это тот возраст, когда ребёнок довольно активный, умеет самостоятельно играть. Вследствие этого нужно укреплять эти умения. Для этого можно брать лото или пазлы, разнообразные игры, которые помогут крохе изучить время суток и поры года, азбуку или цифры.

    Материалы, из которых можно сделать развивающую игрушку своими руками

    Изготовить такую игрушку можно из любого материала, который вы сможете отыскать у себя в доме.

    • Лоскутки ткани . Развивающие игрушки - это превосходный способ использовать остатки материй, которые найдутся у каждой мастерицы. Например, лоскутки фетра, флиса, трикотажа и так далее.
    • Швейная фурнитура . Здесь вам сгодятся шнурки, ленты, бусинки, пуговички, кнопочки и многое другое. С помощью термоапликации можно изготовить игрушку с секретом.
    • Мебельная фурнитура . В процессе изготовления игрушек можно использовать различные крючки, ключи с замками, винтики и так дальше.
    • Элементы, которые издают шуршащий звук . Такой эффект вы сможете достичь, вложив в предмет скомканную целлофановую обёртку от конфеты, шоколадки.
    • Предметы, которые гремят . Здесь тоже выбор достаточно велик. Например, можно насыпать бусинки, крупу (гречка, рис, горох), фруктовые косточки в пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза. Они и будут создавать шум при встряхивании.
    • Звенящие предметы . В основном это будет колокольчик, который можно приобрести в магазине или может он есть у вас дома.
    • Блестящие и прозрачные элементы . Это может быть фольга, внутренняя сторона сока или любая упаковочная бумага.
    • Предметы, которые можно раскрывать, закрывать . Подобные элементы чрезвычайно нравятся всем малышам, в особенности если под ними что-то спрятано. Например, это может быть кармашек, шторка. Для изготовления можно использовать обыкновенные крышки от воды или напитка.
    • Ненужная одежда . Можно применять старую детскую одёжу, которую малыш уже не наденет.
    • Наполнители . Для наполнения игрушек можно употреблять поролон, синтепон или пенопласт. Тогда ваша игрушка будет удерживать форму.

    Разновидности развивающих игрушек

    В интернете вы можете найти немало игрушек, которые сделаны своими руками: мягкие книжки, коврики, подушки, домики, фигурки и многое другое.

    Развивающие книги

    Детские развивающие коврики

    Развивающие подушечки

    Развивающий домик

    Можно сделать мягкую книжку с историей жизни вашего малыша

    Все развивающие игрушки делят на такие, с которыми ребёнок может играть самостоятельно, и те, в игре с которыми не обойтись без помощи взрослого. В основном к первым принадлежат те игрушки, которые разрешены в первые месяцы жизни малыша: они не содержат маленьких и опасных элементов и помогают формировать мелкую моторику. Вторые игрушки содержат элементы, которые необходимо расстёгивать или откручивать . Вот тут на подмогу малышу и приходят родители. Но после нескольких показов кроха сможет делать это самостоятельно.

    Присутствие взрослого необходимо и там, где нужно читать, считать, определять, где лево или право, верх или низ, определять цвета или фигуры и так далее.

    Браслет-погремушка

    Такой браслет очень понравится ребёнку от 1 до 4 месяцев. Он поможет в развитии слуха, зрения и координации.

    Разноцветные бусы

    Такие бусы научат малыша различать цвета , перебирать и передвигать бусинки, помогут в развитии тактильных ощущений. Кроме бусинок на ленточку можно нанизать связанные собственноручно элементы: зверьки, фрукты и так далее.

    Детская мягкая подушечка с пуговицами

    Для малыша это будет довольно интересная игрушка. Пуговички разной фактуры, формы, размера и цвета помогают в развитии тактильных ощущений. Такую игрушку, благодаря её небольшому весу, можно брать с собой в любую поездку.

    Такая развивающая игрушка поможет ребёнку научиться разделять предметы по размеру, форме и так дальше. Например, можно попросить малыша найти все пуговички одного цвета или одного и того же размера, а также формы. Ему будет очень интересна такая игра.

    Детская мягкая книжечка

    Книга, сделанная своими руками, развивает мелкую моторику крохи, помогает в изучении цветов и фигур, а также окружающего мира в целом.

    Стенд с замочками, крючками

    Такая игрушка приведёт в восторг любого малыша, ведь перед ним столько предметов, которые можно открыть, нажать, повернуть. Сделать такой стенд очень легко. Можно использовать всевозможные замки, щеколды, крючки. В общем, все, что найдётся у папы в гараже.

    Развивающий коврик

    Такой коврик поможет в развитии речи и, конечно же, фантазии ребёнка. Для его изготовления понадобятся разнообразные лоскутки тканей, наполнители, шуршащие и звенящие предметы. На полотне можно изобразить любимую сказку малыша и её героев. В процессе игры и рассказа малыш будет развивать речь, фантазию, мелкую моторику.

    Меры предосторожности в процессе изготовления игрушек для детей