Как развивать шестимесячного ребенка? Как игры интересны малышу в шесть месяцев? Развивающие игры и упражнения для мамы и ребенка в возрасте шесть месяцев.

Ведущую роль в развитии шестимесячного малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша в 6 месяцев огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В период шести-семи месяцев ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук шестимесячного ребенка уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Игрушки для шестимесячного ребенка:

  • Погремушки
  • Мобили и подвески
  • Пирамидки
  • Сенсорные коврики
  • Вкладыши
  • Игрушки с сюрпризом
  • Образные игрушки

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания . Несколько примеров:

  • игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
  • прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
  • раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

    Совет 1.

Развивайте у крохи навыки устойчивых действий с предметами. Формируя такую предметную деятельность, Вы помогаете шестимесячному малышу лучше ориентироваться и управлять своими действиями с игрушками, исследовать их свойства.
Пример развивающей игры:
Возьмите для игры погремушку или другую яркую и звучащую игрушку. Расположите ее перед малышом.
Спросите ребенка: «Где шарик?» (назовите игрушку), можно делать это неоднократно, и, если он не сориентировался – укажите ему на игрушку сами. И вот он берет предмет, перекладывает его с места на место, играет им. Это и есть предметная деятельность, ведущий показатель развития ребенка в таком раннем возрасте.
Создайте все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно заинтересовать кроху к действию с помощью несложных методов: показа и прятанья игрушки, а также дополнительных "аксессуаров": цветных ленточек, колокольчиков привязанных к ручке погремушки.

    Совет 2.

Покажите ребенку способы простых действий с игрушками , направленными на определенный результат, например, игра вкладышами (например: матрешка); научите прокатывать шары по сквозному пространству (шаборбос), нанизыванию колец (пирамидка) и т.д. Интересны малышу будут и игрушки с сюрпризом.

    Совет 3.

Практикуйте простейшие совместные действия с ребенком : например, Вы нанизываете колечки пирамидки, а ребенок их снимает, или собираете шарики в мисочку – ребенок их раскладывает и т.д. Таким образом, Вы обогатите эмоциональную активность ребенка в процессе «делового» общения, поощряя его инициативу. А также поспособствуете проявлению у шестимесячного ребенка подражательных действий, повторяющих движения взрослого.

    Совет 4.

Чем богаче становится опыт малыша по совместной с Вами игре с игрушками, тем быстрее он начнет узнавать их, даже если они чем-то частично прикрыты. Однако ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью! Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока малыш еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже если его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, кроха не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, чем-нибудь закрыты или заслонены.
Развенчайте для крохи этот миф с помощью такой игры:

Игра «В какой руке?»

Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Весело похлопайте в ладоши и поздравьте его, если он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей.

У ребенка в возрасте 6 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).
Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.
Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.
Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?

Народная игра «Бочата»

Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.

Осваиваем игру в вертикальном положении:
Колокольчики мои…
Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).
Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.
Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:
Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере – щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику у шестимесячного ребенка.

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.

Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.

Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули – шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.

Используйте для шестимесячного ребенка игрушки, которые могут реагировать на действия: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра «Шарик в баночке»
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая – из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница
Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема – ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.

Микромассаж детских рук
Добавим к этому занятию интересный метод микромассажа руки: во время игры в «песочницу» насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке – так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

Из чего же сделана мама?
Если Вы возьмете шести-семи месячного ребенка на руки и попробуете просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д. Игры с мамой, на маме и с мамиными «игрушками» - это очень увлекательное занятие для малыша.
Поспособствуйте этому – повесьте себе на шею побольше разных «побрякушек», деревянных бус, и бус из натурального камня, да в общем все, что попадется под руку. Конечно, не обязательно ходить ряженой как новогодняя елка целый день, но на минут 15 доставить крохе удовольствие – почему бы нет?

Бумага, целлофан, фольга
В возрасте шести месяцев ребенок любит играть с шуршащей папиросной бумагой, целлофаном и фольгой. Ему интересно мять и отрывать кусочки, слушать звуки, которыми сопровождаются эти действия.
Поскольку во время игры малыш может затащить бумагу или фольгу в рот, необходимо очень внимательно наблюдать за любимым чадом. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может нанести вред здоровью.

Когда лучше всего проводить игру?

Для того, чтобы ваши игры с ребенком проходили в хорошем настроении и настрое, необходимо выстроить правильно организованный режим дня.

Соблюдение режима дня - залог полноценного развития шестимесячного малыша.

Читаем подробнее в статье: Уход за ребенком в возрасте шести месяцев.

Создано: 15 июня 2018 Обновлено: 01 марта 2019 Просмотров: 2358

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки - это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец - испанскому, американец - английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".
Развитие координации
"Птички полетели"
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу "доску для игр"
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.

Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.

Важность игр с малышом

Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».

Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью - без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже. Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры - самый лучший способ сделать это.

Играть с малышом - это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей - научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку - колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.


Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку - игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.


Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.


Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев - самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним - его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца - он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.


В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу - перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.


Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры - перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы - говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим - так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Развивающие коврики представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов - животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.


Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Как понять, когда усложнять забаву?

Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.

Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода - дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие - вечером.

Результаты

Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:

  • Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
  • 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
  • Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.

Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!

Сегодня же на повестке дня вопрос «». Полгода – первый значимый рубеж в жизни вашего крохи. Он уже многому научился, благодаря регулярным занятиям и играм с вами.

Он каждый день узнает новое, оттачивает и приобретает новые навыки и умения, и наша с вами задача – помочь малышу в полной мере реализовать свой потенциал, дать ему возможность развиваться дальше на основе того, что он уже знает и умеет. В помощь вам – сегодняшняя подборка развивающих игр и занятий для шестимесячных малышей.

Полоса препятствий

Стимулируйте малыша перелезать через ваши ноги, когда вы сидите на полу или на диване. Можно положить перед ребенком игрушку, чтобы ему было интереснее преодолевать препятствие. Если кроха уже достаточно уверенно ползает, можно соорудить целую полосу препятствий из диванных подушек, валиков, свернутых одеял и т.д. Ползайте вместе с малышом, ползайте под музыку, ползайте за игрушкой – в общем, сделайте так, чтобы это упражнение воспринималось ребенком как еще одна веселая игра с мамочкой.

О том, какая музыка подойдет для крохи и собственно о вы узнаете из этой статьи.

На мяче

Продолжаем наши упражнения на мяче. К занятиям, которые были освоены крохой , можно в этом месяце добавить еще два:

1. На качелях

Ребенок сидит перед вами на мяче, вы удерживаете его под мышки так, чтобы основной вес крохи приходился на ваши руки. Мягко раскачивайте кроху вперед-назад и пружиньте вверх-вниз, приговаривая:

Мы уселись на качели,

Вверх летели, вниз летели,

И опять, и опять

Начинаем мы летать.

2. Прыг-скок

Кроха стоит перед вами на мяче, вы поддерживаете его под мышки – ни в коем случае не давайте ребенку полностью переносить вес тела на ножки. Пусть малыш пружинит на мяче в такт потешке:

Шел петух по кочкам, по кочкам, по кочкам,

Вставал на носочки, носочки, носочки,

Шел и шел, да в ямку – бух!

Провалился наш петух.

На слово «бух!» малыш «приседает» — ножки сгибаются в коленях.

Если вы только задумываетесь о покупке фитбола , то о всех важных моментах выбора, преимуществах этого снаряда для грудничков, а также упражнения для малышей до года вы узнаете из .

Что внутри

Подходящими являются разнообразные баночки с крышками. Советую вам собрать небольшую (или большую) коллекцию таких баночек, потому что ваш малыш с большим интересом будет играть с ними еще как минимум полгода.

Мой сынок отдавал предпочтение жестяным баночкам из-под чая и кофе. Я его прекрасно понимаю – они легкие, звонко стучат, да еще и интересно пахнут. В нашем арсенале были круглые и овальные, квадратные, прямоугольные и треугольные баночки разных размеров и, конечно, крышки к ним.

Подбирать крышки к баночкам для шестимесячного малыша пока непосильная задача, но особо любознательные малыши уже могут пытаться открывать такие баночки своими крохотными пальчиками. Особенно, если предварительно вы на глазах ребенка спрячете в баночку что-то интересное (игрушку). Только не закрывайте баночку слишком плотно, ведь кроха обязательно должен достичь желаемого результата – именно так формируется уверенность в себе и своих силах, поддерживается любознательность, воспитывается настойчивость.

Ленточки-веревочки

Еще одна забава, которая способна надолго увлечь вашего шестимесячного исследователя, делается за считанные минуты. Вам понадобится небольшая коробка, в которой нужно прорезать отверстие (можно взять коробку из-под салфеток с уже прорезанным отверстием), и несколько разноцветных ленточек, веревочек или тонких шарфов, связанных между собой.

Сложите ленты в коробку, оставив снаружи маленький кончик. Если кроха не делает попыток вытянуть ленту самостоятельно, покажите ему, как это делается, а дальше наблюдайте, как он будет играть с новой игрушкой.

Другие описаны в этой статье

Люблю порядок

Шестимесячный ребенок обычно проявляет большую любовь к порядку – любит складывать и выкладывать различные мелкие предметы в коробку или корзину. Не оставляйте без внимания это естественное стремление малыша. Позаботьтесь о том, чтобы предметы, которые будет складывать кроха, были разной формы, цвета, размера, из разного материала. Тогда во время этой игры ребенок будет развивать не только пространственные представления, но и мелкую моторику и тактильное восприятие.

Другие до года вы найдете в этой статье.

Продолжаем знакомиться с новыми техниками рисования, доступными даже полугодовасику. В этом месяце предложите крохе порисовать на подносе с манной крупой. Вашему малышу наверняка понравятся новые приятные ощущения и превращения изображений под его и вашими пальцами.

Фото Тамары Каган. Элинор первый раз играет с манкой

Жаль, что эти картины не сохранятся, но вы можете сфотографировать их и вставить фотографии в Дневничок успехов и достижений вашего малыша.

Как? Вы еще не ведете такой дневничок? Скорее скачивайте и начинайте заполнять, пока ничего не забыли. Еще больше интересных идей, как сохранить воспоминания о ранних годах ваших детей, и другие оригинальные семейные традиции ищите .

Хорошие манеры

Полгода – подходящий возраст для того, чтобы начать учить ребенка простейшим социальным жестам. Начните с «привет» и «пока». Повторяйте эти слова и жесты каждый раз, когда приветствуете и прощаетесь с папой, бабушкой, дедушкой, гостями и даже игрушками и очень скоро малыш начнет повторять за вами.

Время купаться

Даже если ваш шестимесячный малыш еще не умеет сидеть, в ванной его вполне можно усаживать в специальное сиденье для купания. Тело малыша находится под водой, поэтому большой нагрузки на позвоночник в этом случае нет. А пока малыш сидит и наслаждается обзором и свободой манипуляций руками, вы можете предложить ему несколько интересных развлечений:

  • выжимать губку;
  • лопать ручками мыльные пузыри;
  • пытаться схватить рукой струйку воды из крана;
  • «читать» специальные непромокаемые книжки для купания;
  • ловить выпрыгивающие из воды резиновые игрушки и т.д.

Последнюю игру опишу подробнее:

Недавно стали мамой малыша?

Возьмите резиновую уточку, рыбку, крабика и т.п. и «плавайте», приговаривая:

Уточка-уточка

Плавала, плавала,

Ныряла, ныряла, (на этих словах уточка несколько раз ныряет в воду и выныривает)

А потом пропала (на мгновение задержите игрушку под водой и понаблюдайте за реакцией малыша – смотрит ли он на воду в том месте, где исчезла игрушка, ищет ли ее взглядом, ожидает ли ее появления?)

Ах! Показалась! (отпустите игрушку и дайте ей вынырнуть из воды)

С Егоркой (имя вашего ребенка) купалась!

Обычно эта игра проходит на «Ура». Если вашему ребенку она тоже понравилась, повторяйте ее чаще и скоро малыш будет быстро хватать выпрыгивающую из воды уточку.

Ладушки

В этом возрасте малыши уже довольно хорошо манипулируют двумя руками одновременно, могут держать сразу 2 игрушки и умеют перекладывать игрушку из одной руки в другую. «Классика жанра» — игра «Ладушки» направлена на то, чтобы развить координацию между правой и левой ручкой. Если кроха еще не сидит, расположите его в положении «полулежа» у себя на коленях лицом к себе. Возьмите ручки крохи в свои и пропойте потешку, сопровождая ее соответствующими движениями:

Ладушки, ладушки, (ритмично разводим ручки и хлопаем в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку.

Пили простоквашку.

Попили, поели,

Шу! Полетели, полетели, (ручки «взлетают» и

На головку сели. « приземляются» на голову)

При регулярных повторениях уже к концу этого месяца кроха сможет сам выполнять эти нехитрые движения под ваше пение. Не забывайте хвалить малыша, даже если пока у него не все получается. Главное – старание.

Продолжаем читать

Если статья «Как развивать ребенка в 6 месяцев » не первая, которую вы прочитали на этом сайте, чтение малышу уже, конечно, прочно вошло в ваш режим дня и полюбилось крохе. Сейчас самое время учить ребенка показывать пальчиком на картинки в книжке и перелистывать странички. Мой сын, кажется, мог проводить целые часы за перелистыванием страниц своих картонных книжек.

А особенно удачным приобретением стала электронная книжка , которая при каждом перелистывании начинала проигрывать новую песенку. Эти песенки до сих пор звучат у меня в голове:) Это, на первый взгляд, бесполезное занятие на самом деле является отличным упражнением для . Ну, а если вы в это время находитесь рядом и комментируете изображенное, читаете стихи и потешки из книжки или по памяти, то малыш, наверняка, будет иметь очень важный и сосредоточенный вид, ведь он читает вместе с мамой!

Имейте ввиду, именно сейчас закладывается любовь к чтению, которую мы все хотим воспитать в наших детях. Не пропустите этот момент. Что касается показывания пальчиком, то, как ни странно, детей этому надо учить. Показывайте сами, показывайте пальчиком ребенка, взяв его ручку в свою, и кроха быстро поймет, чего вы от него ожидаете. Во время «чтения» делайте паузы, чтобы получше рассмотреть картинки в книжке и побеседовать с крохой о том, что он видит. Рассказывайте ему о том, что нарисовано, просите что-то показать и, выждав небольшую паузу, сами показывайте, если кроха затрудняется.

Вы можете познакомиться с нашей библиотечкой для малышей от рождения до года, а если вы, как и я, увлекаетесь , то предлагаю вам заняться изготовлением тематических альбомов.

Тематические альбомы

Для совместного чтения с шестимесячным малышом как нельзя лучше подойдут самодельные тематические альбомы, которые вы без труда сделаете за несколько вечеров. В качестве основы я предлагаю использовать папки с файлами или фотоальбомы. Оба варианта позволят вашим самодельным «книжкам» прожить долгую и счастливую жизнь. К тому же они удобны, так как позволяют при необходимости легко заменить содержимое. Для верности файлы в папке и кармашки фотоальбома лучше заклеить прозрачным скотчем. Что же положить внутрь?

В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.

В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.

Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.

Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.

Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.

Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев

Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.

Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.

Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой - кусочек лука, в третий - гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.

Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...».

Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели..." возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.

Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.

Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.

Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.

Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.

Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.

Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.

Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.