Весна - по-своему красивое время года, которое имеет свои уникальные особенности. Данное занятие знакомит детей с весенними мотивами интересным способом!

Ход развивающего занятия психолога в детском саду

1. Приветствие «Пожелания».

Здороваемся с детьми и желаем что-то приятное друг другу.

2. Дидактическая игра «Что бывает весной?».

На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтиками и т.д.). Дети по очереди выбирают картинки, где изображены только весенние явления и называют их. Каждый выбор малыша необходимо проговорить, выяснить, почему он прав или нет. Рисунки можно скачать в конце статьи.

3. Динамичная игра «Почки, листочки, цветочки».

Сначала обсуждаем, что означают данные понятия. Затем при слове «почки», дети должны показать кулачки, когда произносится слово «листочки» - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово «цветочки» - должны растопырить пальцы. Обычно тоже выполняет задание вместе с детьми и иногда показывает неправильное действие - такой элемент прекрасно развивает внимание!

4. Игра «Цветы на полочке».

Психолог сначала раскладывает карточки с изображением цветов, с помощью которых обсуждает с детьми первые весенние цветы. Затем играет в игру. Материал: каждому ребенку раздать лист бумаги (он заламинированный) с изображением полочек, а на середину круга положить различные цветы. Психолог дает задание детям: «Возьмите средний красный цветочек и положите на верхнюю полочку» и т. д. Это упражнение направлено на развитие ориентации в пространстве и усвоение понятий: право, лево, вверху, внизу, большой, маленький, средний...). Шаблоны можно скачать внизу статьи.

class="eliadunit">

5. Динамическая игра «Лужи».

На полу разложить овалы из бумаги или пластика. У нас в центре - это большие пластиковые крышки разного размера. Задача для детей - под динамичную музыку надо перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

6. Игра «Животные».

Опять садимся в круг – психолог предлагает детям посмотреть на выложенные в ряд рисунки животных и просит указать животных, которые «просыпаются», от зимней спячки, а какие «не ложились». Обсуждает с детьми. Затем дети закрывают глаза, психолог меняет местами животных или добавляет новое изображение - дети открывают глаза - их задача вспомнить и указать, что изменилось. И так несколько раз.

7. Аппликация «Цветок».

Психолог. На этот раз аппликация у нас не обычная, а несет очень глубокий смысл. Материалы: цветная бумага (можно картон) клей ПВА, белую плотную бумагу формата А4. Перед занятием психолог делает небольшие заготовки - вырезает лепестки, серединку, основу для цветков из разноцветной бумаги. Задача для детей состоит в том, чтобы «собрать» и склеить цветок. Примерно так он должен выглядеть.

Теперь самое главное! Далее пойдет инструкция для родителей. Дома необходимо повесить цветок на видное место и обсудить использование (неделя или две). На этот период ребенок станет «звездой квартиры», так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его «победы» и положительные моменты. В центре цветка (на серединке) можно поместить фотографию ребенка. В течение указанного времени на лепестках должны появляться надписи, сделанные членами семьи, которые относятся как к постоянным характеристикам ребенка, которые они ценят, так и к его достижениям и добрым делам, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить любую заметку о себе. Это упражнение направлено на формирование «здоровой» самооценки ребенка!

Примечание. Если детей в семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же «звездный» стенд и для других, но использовать их нужно по очереди – «звезда квартиры» должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить полный объем внимания близких. После окончания срока действия стенда ребенок может разместить его у себя в комнате или у своей кровати.

8. Прощание.

Психолог с детьми рисует на спинах друг у друга «подарок», который хочется подарить. Дети должны отгадать, что именно им нарисовали

Развивающие игры и занятия на тему весна для детей дошкольного возраста способствуют формированию у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.

Подходит в помощь педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.

Игра-занятие "Весна идёт"

Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)

А теперь всё ниже, ниже.

Оседает, оседает,

А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)

Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет.

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде.

Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)

И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна.

Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Игра в "Снежки"

Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстаяния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра-занятие "Весенняя прогулка"

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)

И снежок повсюду тает.

Холода кончаются,

Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)

Хоть теперь везде вода,

Скажем: "Это не беда!"

Всё равно пойдем гулять.

Будем лужи измерять. (Идём на месте)

Как широки эти лужи!

Где же лужицы поуже?

Много-много луж больших.

Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)

Игра "Лужи"

На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Весенний ледоход"

К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра "Льдина"

Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

Игра-занятие "Дождик"

Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра "Зонтик"

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик ". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался! ". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик! " дети продолжают резвиться.

Игра-занятие "Подснежники"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Видим мы подснежники -

Маленькие нежные.

Из под снега вырастают, (Приседаем)

Нам головками кивают. (Киваем головой)

Дунул ветер на цветочки. (Показываем)

Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)

Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)

Выше голову держите. (Поднимаем голову)

Из-за тучки солнце выйдет -

Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)

Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)

И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)

Игра "Ищем подснежник"

Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок ). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

Игра-занятие "Птички"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички с юга прилетели, (Машем руками)

И на поле они сели. (Приседаем)

Стали бегать и скакать,

Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)

Птички зёрна отыскали,

Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)

Птички зёрнышек поели,

Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День ", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь ", все должны замереть (заснуть ). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День ". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дерево"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На деревьях зреют почки.

Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)

Ветер дует, задувает,

Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)

Солнце веточки нагреет.

Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)

Вдруг раскроются все почки,

И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Игра "Почки, листики, цветочки"

Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Работа с лексическими темами - удобный и эффективный метод развития дошкольников. В рамках обозначенной темы вы можете использовать обучающие прогулки, творческие занятия, дидактические и подвижные игры, упражнения на развитие речи и формирование математических представлений.

Сегодня, друзья, мы познакомим вас с некоторыми играми и упражнениями, которые вы можете включить в ваш весенний план развивающих занятий с детьми 5–7 лет.

«Собери предложение»

В колонках таблицы приведены слова, обозначающие действия (глаголы), предметы (существительные) и признаки (прилагательные). Подбери слова так, чтобы получить предложения, описывающие природу весной.

Чтобы не запутаться, можно ставить рядом со словами соответствующие циферки.

СВЕТИТ ШУСТРЫЕ ПТИЦЫ
БЕГУТ РЫХЛЫЙ ПОЧКИ
ПРИЛЕТЕЛИ МОЛОДЫЕ РУЧЬИ
ТАЕТ ЯРКОЕ ЛИСТИКИ
НАБУХЛИ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ДЕНЬ
ПОЯВИЛИСЬ ДЛИННЕЕ СНЕГ
СТАНОВИТСЯ НЕЖНЫЕ СОЛНЦЕ

Есть другой вариант этой игры.

Распечатайте и разрежьте таблицу. Разложите слова по трём стопкам:

  • глаголы;
  • существительные;
  • прилагательные.

Пусть ребёнок выбирает карточки из каждой стопки, складывая их перед собой так, чтобы получались предложения.

Вы можете адаптировать эту игру для малышей, которые ещё не освоили чтение. Замените имена существительные картинками. Называйте действие, а ребёнок пусть показывает, к какому предмету это действие относится.

«Расскажи, что делает»

К каждому названному слову надо подобрать действие, желательно несколько:

  • дождь - {идёт | льёт | капает};
  • солнце - {светит | греет | припекает};
  • снег - {тает | сверкает | исчезает};
  • птицы - {поют | вьют (гнёзда) | прилетели};
  • листья - {зеленеют | появляются | растут}.
«Расскажи, какой»

К каждому названному слову надо подобрать признак, желательно несколько:

  • листья - {зелёные | молодые | нежные};
  • ручьи - {быстрые | звонкие | полноводные};
  • снег - {последний | рыхлый | серый};
  • небо - {высокое | голубое | чистое};
  • солнце - {яркое | тёплое | приветливое}.
«Скажи ласково»

Весной природа просыпается после зимней спячки. Воздух наполняется ароматами цветов и щебетанием птиц. Всё вокруг радостное, приветливое, яркое. В такую пору хочется быть ласковым с каждой букашкой, с каждой травинкой. Давай, малыш, потренируемся говорить ласково-ласково:

Не «лист», а «листочек».

  • не «подснежник», а…
  • не «солнце», а…
  • не «облако», а…
  • не «жук», а…
  • не «птенец», а…
  • не «дерево», а…
  • не «птица», а…
  • не «капля», а…
«Посчитай»

Для игры вам потребуется два набора разрезных карточек - предметные картинки на тему «Весна» и числа от «1» до «10».

Сложите карточки в две стопки рубашкой вверх.

Дети по очереди вытягивают по одной картинке из каждой стопки и называют, что у них получилось.

Например:

  • один листок;
  • три грача;
  • пять подснежников;
  • семь корабликов.

Можно брать предметную картинку и перечислять для неё формы с числительными: одно гнездо, два гнезда, три гнезда и т. д.



«Сосчитай и закрась»

Прочитай все слова в таблице. Посчитай, сколько слогов в каждом слове. Выполни задание:

  • если слово состоит из одного слога, закрась ячейку жёлтым цветом;
  • если из двух - синим;
  • если из трёх - красным.
ВЕСНА МАРТ ОТТЕПЕЛЬ
ПОСЕВЫ СОЛНЦЕ МАЙ
РУЧЕЙ СОСУЛЬКА ЛУЖА
ЛЕДОХОД СНЕГ ОСАДКИ
ПОДСНЕЖНИК ДОЖДЬ АПРЕЛЬ
«Весенняя живопись»

Рассмотрите с ребёнком картинки. Обсудите, что на них нарисовано. Попросите малыша объяснить, почему эти раскраски относятся к лексической теме «Весна». Пусть карапуз раскрасит их цветными карандашами.



«Весенняя викторина»

Друзья, обратите внимание! Ваша задача не просто задавать вопросы, как бы экзаменуя малыша, но побуждать его к свободным рассуждениям в рамках обозначенной темы. Заполняйте викториной время, которое вы проводите в пассивном ожидании (например, в очереди или в общественном транспорте). Обсуждайте вопросы во время прогулки или ваших домашних дел.

  1. Назови весенние месяцы в прямом порядке

Март, апрель, май.

  1. Назови весенние месяцы в обратном порядке

Май, апрель, март.

  1. Назови 3 признака весны

Солнце греет сильнее, тает снег, прилетают перелётные птицы.

  1. Почему весной тает снег?

Снег тает, потому что становится теплее.

  1. Что такое масленица?

Масленица - старинный славянский праздник, проводы зимы. В этот день сжигают чучело зимы, пекут и едят блины, играют в игры, поют песни.

  1. Что такое капель?

Капли оттаявшего снега, падающие с крыш и деревьев.

  1. Что такое проталина?

Земля, открывшаяся под растаявшим снегом.

  1. Назови зверей, которые весной просыпаются после зимней спячки.

Медведь, ёж, барсук.

  1. Назови перелётных птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых стран.

Ласточка, иволга, зяблик.

  1. Назови первые весенние цветы.

Подснежник, гиацинт, пролеска.

Друзья! Лексическая тема «Весна» открывает широкие перспективы для эффективной педагогической деятельности. Вы можете использовать загадки про весну и учить с карапузом весенние стихи, читать сказки и рассказы про это чудесное время года, лепить из пластилина весенние поделки или рисовать весенние картинки. Творите, фантазируйте, развивайтесь! И пусть ваше родительство будет счастливым.