Маленький ребенок – это уже большая личность. Каждому малышу в будущем предстоит часто пользоваться логическим мышлением, поэтому развивать его можно, начиная уже с 2-3 лет. В повседневной жизни вашему чаду предстоит пользоваться логикой и уметь обоснованно доказывать свои суждения. Это потребуется в общении со сверстниками, в играх и в повседневной жизни.

Как развивать логическое мышление у ребенка 3-6 лет: польза загадок

Самый простой способ формирования навыков абстрактного мышления и обучения ребенка приемам доказательства – это загадки. Малышам 3-4 лет лучше всего загадывать их в игровой форме. Детям от 5 лет, умеющим читать, будет вдвойне интересно справиться с заданием.

Ребенка также нужно научить делать выводы, объяснять, выстраивать анализ. Загадки как нельзя лучше справятся с этой задачей. Ведь они являются своего рода гимнастикой, полезными упражнениями, тренирующими мозговую деятельность.

Чтобы отгадать загадку, нужно:

  • припомнить увиденное ранее;
  • сравнить какие-то характеристики или явления;
  • вычленить главное;
  • объединить в одно целое все, что услышал.

Загадка – это своего рода логическая задача. В ней, как правило, дают характеристику предмету или явлению, но сам предмет не называют. И на основе предложенных признаков, нужно разгадать задачу, т. е. определить предмет.

Загадки о животных, птицах, овощах, фруктах и предметах быта: стихи и проза

Многие родители не догадываются о полезности загадок. Такие существуют не только для веселья, в них собрано большое количество ценной информации об окружающей среде.

Загадки могут быть представлены в стихах или прозе. Также разнообразна тематика: начиная от предметов быта, заканчивая природными явлениями, животным миром, едой. Играя в разгадывание загадок, вы можете брать каждый раз одну тему и предлагать ребенку угадывать один и тот же предмет в стихах и в прозе.

Все детки знают овощи и фрукты. Некоторые много их едят, другие с неохотой. Разгадывая загадки про эти предметы, ребенок получит навыки сравнивания их друг с другом, разовьет фантазию.

Загадки про овощи и фрукты

В стихах

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.

(Яблоко) (для 3-4 лет)

В золотистой шкурке бок,
А под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку
И для сына, и для дочки.

(Апельсин) (для 4-6- лет)

В прозе

Маленький и горький, луков брат.
(Чеснок) (для 3-4 лет)

Маленькая печка с красными угольками.
(Гранат) (для 4-6 лет)

Загадки про животных и птиц

Решая логические задачки про зверей и птиц, ребенок узнает много новых видов из мира фауны. Дополнять правильный ответ можно интересными фактами из жизни того или иного представителя.

В стихах

У него красив наряд,
Больше всех он солнцу рад.
Во все горло во весь дух
На заре кричит …

(Петух) (для 3-4 лет)

Кто как кот, но ростом выше?
И хвоста почти что нет.
На ветвях, а не на крыше
Оставляет он свой след.
Ты ему не скажешь – брысь!
Потому что – это …

(Рысь) (для 4-6 лет)

В прозе

Кто на себе свой дом носит?
(Черепаха) (для 3-4 лет)

Пятак есть,
А ничего не купит.

(Свинья) (для 4-6 лет)

Загадки про предметы быта

Знание предметов быта и общего пользования поможет ребенку быстрее адаптироваться в окружающем мире.

В стихах

Четыре брата
Под одной шляпой стоят.

(Стол) (для 3-4 лет)

Я напрасно не стучу —
когда надо, разбужу.
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать порррра!»

(Будильник) (для 4-6 лет)

В прозе

Черненько,
Горяченько,
А все любят.

(Чай) (для 3-4 лет)

Сделана для жидкости,
А жидкость в ней не держится.

(Воронка) (для 4-6 лет)

Загадки в рифму для детей 3-5 лет: простые и сложные

Загадывание логических задачек очень помогает успокоить маленького непоседу. Помимо познания окружающего мира, они помогут улучшить настроение и разовьют нестандартное мышление. Стихотворная форма способствует более легкому восприятию материала, развивает воображение.

Воспользуйтесь практичными советами:

  • Сочетайте такую игру с повседневной деятельностью малыша. Если вы на улице, загадывайте про животных, птиц. Если дома – про предметы быта. Семейный ужин можно разбавить загадками о продуктах питания, овощах и фруктах.
  • Начните с самых простых заданий, старайтесь не подсказывать, дайте возможность крохе подумать, поразмышлять.
  • Если видите, что ваше чадо довольно легко справляется, подберите репертуар посложнее.
  • Особенно интересно будет подготовить картинки-отгадки. Тогда ребенок будет вдвойне рад, что угадал.

Простые загадки

Голодная – мукает, сытая – жует,
Деткам молоко дает.

Весной вырастают,
А осенью опадают.

Сложные загадки

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?…

(Стрекоза)

Кто из толстой кожи сшит
И вещами весь набит?
Кто объездил много стран? -
Наш дорожный…

(Чемодан)

Детские загадки с подвохом на логику

Такие нестандартные чаще всего бывают в шуточной форме, и ответ кроется в самой загадке. Ребенок должен сосредоточиться и включить фантазию. Смекалка и сообразительность – это те качества, с помощью которых в будущем ребенку будет легче находить путь к поставленной цели.

Еще в сказках малыши могут услышать, как герой дает нестандартный ответ на хитрый вопрос. Это заинтересовывает детей, и они учатся самостоятельно логически рассуждать, проявлять находчивость и находить альтернативный выход на одну и ту же ситуацию.

Также дети незаметно постигают все многообразие слов и синонимов, что, несомненно, учит и образовывает их.

Детские загадки с подвохом

Что все люди делают на Земле одновременно?

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что нельзя съесть на завтрак?

(Обед и ужин)

Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Из пустой)

Когда ребенок вырастет, его способность нестандартно мыслить поспособствует умению отыскивать альтернативные решения выхода из непростых ситуаций. Он будет чувствовать себя увереннее. А остроумие поможет добиться успеха в работе и в повседневной жизни.

/ 10 загадок на логику для определения профпригодности на роль следователя.

№1-я загадка
Парень встречается с девушкой, они любят друг друга. В субботу вечером они должны увидеться, девушка готовится к встрече. За час до назначенного времени приходит смс: "Извини, дорогая, увидеться не сможем. Я у родителей, к ним приехали гости, будут допоздна, придется остаться там на ночь. Встретимся завтра, целую, люблю".Девушка понимает, что парень ей врет. Как она поняла?

№2-я загадка
На входе в хранилище банка стоит охранник. Рядом притаился шпион. Подходит к охраннику один служащий банка, охранник ему: "Шесть". Служащий в ответ: "Пять". Охранник пропустил. Следующий подходит - охранник:"Пять", служащий:"Четыре". Охранник пропустил. Рискнул шпион, подходит - охранник:"Четыре", шпион:"Три". Охранник с воплями:"Неправильно, попался, гад!" скрутил шпиона.Вопрос: почему неправильно и каков правильный ответ.

№3-я загадка
Несколько фирм занимались продажей товаров, используя для этих целей специально подготовленные каталоги. Так как товары у фирм были почти одинаковые, то и контингент клиентов у них был одинаков, так же как и их количество. Вскоре одна из фирм изменила свой каталог. На первый взгляд казалось, что от этих изменений он только проиграл и стал менее востребованным. Однако, после изменения продажи у этой фирмы пошли лучше, чем у конкурентов. Какое изменение они внесли и как оно действовало?

№4-я загадка
Собираясь в 30-ти дневный отпуск врач дал пациенту 30 таблеток лекарственного средства "A" и 30 таблеток средства "B". Принимать эти лекарства нужно каждый день все 30 дней и строго по одной таблетке каждого средства в день, иначе неизбежен летальный исход. Таблетки внешне абсолютно одинаковы, вес, плотность и т. п. также полностью совпадают. Однажды пациент достал из одной упаковки 1 таблетку, а из другой выронил 2, и все 3 таблетки перепутались. Как соблюсти инструкции врача?

№5-я загадка
Он формой как луна, а как погода - разный.Имеет он закат, как солнце и рассвет.Другой нас заблуждает признак важный:- В себе способен он "вместить" любой предмет.

№6-я загадка
Человек, покупающий это, сам этим не пользуется.Человек, производящий это, производит это не для себя.Человек, пользующийся этим, об этом не знает.Что это?

№7-я загадка
В комнате находятся три выключателя, каждый из которых соединен с одной лампой. Найдите способ определить пару "выключатель - лампочка". Если лампочки находятся в другой комнате и зайти в нее можно лишь один раз.

№8-я загадка
Женщина живёт на 12-м этаже здания. Каждое утро, отправляясь на работу, она вызывает лифт на 12-й этаж и спускается в нём до первого этажа. Но вечером, возращаяясь с работы, она доезжает на лифте только до 7-го этажа, а потом, чтобы добраться до своей квартиры, преодолевает ещё 5 этажей пешком. Почему?

№9-я загадка
Юрий и Татьяна дружат с детства. У Юры братьев и сестер поровну. У Татьяны сестер втрое больше, чем у Юрия, а всего столько, сколько детей у родителей Юры.Сколько сестер у Татьяны и братьев с сестрами у Юрия?

№10-я загадка
Вася, Петя и Коля живут по соседству в доме на Еловой улице в 15, 17 и 19 квартирах. У каждого из них особая дверь - одна покрашена в красный цвет, другая в синий, а третья в темно-зеленый.Петина дверь синяя. Он работает слесарем и дружит с Васей, который живет в 15 квартире. Ни Вася, ни Петя не ладят с Колей. В 17 квартире - красная дверь.Определите, где живет каждый из них и какого цвета его дверь.

№ 1 Ответ:
Если он действительно у родителей, то должен был написать "остаться здесь на ночь"

№ 2 Ответ:
В слове "шесть" - пять букв, в слове "пять" - четыре, в слове "четыре" - шесть.
Ответ - шесть.

№ 3 Ответ:
Они стали выпускать свой каталог меньшим по размеру, чем каталоги других фирм, из-за чего этот каталог всегда надо было класть самым верхним в стопке

№4 Ответ:
Нужно из первой упаковки достать еще одну таблетку - итого 4. Все порезать пополам. В один день принять 4 левых половинки, в другой - 4 правых. Главное запомнить, где половинка от какой таблетки.
или
Добавить ещё одну таблетку, размолоть до порошка, смешать, и разделить на две части

№5 Ответ:
ГЛАЗ
P.S. Если вы посмотрите в глаз человека, смотрящего на луну, вы увидите там луну.

№6 Ответ:
Это гроб.

№ 7 Ответ:
Нужно включить два выключателя. Через какое-то время один выключить. Зайти в комнату. Одна лампочка будет горящая от включенного выключателя, вторая горячая - от включенного и выключенного, третья - холодная, от нетронутого выключателя.

№8 Ответ:
Эта женщина очень маленького роста: ей удаётся дотянуться только до кнопки 7-го этажа в кабине лифта.

№9 Ответ:
У Юрия 1 брат и 1 сестра. У Татьяны 3 сестры

№10 Ответ:
Вася живет в 15 номере за темно-зеленой дверью. Коля живет в 17 номере, за красной дверью. Петя живет в 19 номере, за синей дверью

21 89 206 0

Развлекать ребенка можно и нужно с пользой. Один из самых известных способов, не теряющий своей актуальности, – обычные загадки.

Загадки развивают логику, память, словарный запас ребенка, смекалку, фантазию, сообразительность.

Постоянно используйте их в игре с ребенком, и добьетесь хороших результатов:

  • Загадки усмирят непоседу;
  • Улучшат настроение;
  • Научат мыслить нестандартно;
  • Помогут познавать окружающий мир.

В нашей статье вы найдете примеры загадок для детей от 3 до 7 лет, загадки с подвохом, про животных и др.

  • Совмещайте их с повседневными делами (на природе – о цветах и животных, дома – о предметах быта);
  • Подбирайте задания соответственно возрасту и уровню знаний, старайтесь не подсказывать малышу – пусть сам находит ответы;
  • Если ребенку слишком легко – выбирайте загадки посложнее.

Варианты загадывания:

  • Взрослый читает вслух, а ребенок отгадывает;

Можно заранее подготовить картинки с отгадками. Выдавайте их малышу, читайте подряд несколько загадок. Он должен отгадать, к какой из них относится картинка-отгадка.

  • Если детей двое или больше, устройте домашнюю викторину. Поочередно читайте загадки, кто больше отгадает – тому маленький приз (шоколадная медаль). Остальным участникам поощрение в виде конфеток.

Загадки для самых маленьких - 3-4 лет

Для самых маленьких будут интересны короткие и простые задачки. Они должны описывать предметы и явления, которые малыш знает по сказкам, видел в мультиках и книжках.

    Собака

    Гавкает, кусает, в дом не пускает.

    Козел

    С бородой родился, он никогда не брился.

    Волк

    В зимний день холодный
    Серый, злой и голодный.

    Корова

    Голодная – мукает, сытая – жует, деткам молоко дает.

    Свинья

    Хвост – крючком, нос – пятачком.

    Яблоко

    На дереве висит зеленым, а падает – красным.

    Картошка

    Меня чистят, режут, трут, жарят, варят и пекут.

    Морковь

    Сидит красная девица в темнице,
    А коса на улице.

    Листья

    Весной вырастают,
    А осенью опадают.

    Дождь

    Меня ждут – не дождутся,
    А как увидят – разбегутся.

    Подушка

    Набита пухом, лежит под ухом.

    Небо

    Выше леса, выше гор расстилается ковер.
    Он раскинут над тобой и надо мной,
    То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Для дошкольников 5-6 лет

Это уже более сложные загадки Хорошо, если они в стихотворной форме.

Рифмованные задания развивают внимательность и усидчивость. Дошкольники 5-6 лет знают уже намного больше, разбираются в мире животных, растениях, природных явлениях, транспорте, бытовой технике и многом другом.

Животные

* * *
Хвост коротенький,
Длинные ушки,
А в шкафу у него –
Две разные шубки.
Летом одевает серую,
А зимой – теплую белую. (Заяц)

* * *
В темном лесу живет,
К пушистому хвосту – рыжая шубка идет,
Ей на месте не сидится,
А зовут ее – … (Лисица)

* * *
Вот хорошая задумка –
На животик вешать сумку!
Можно в ней носить детей,
И скакать среди степей. (Кенгуру)

* * *
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.(Бобры)

* * *
Возле дуба сильным рылом
Деловито землю рыл он. (Кабан)

* * *
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход! (Крокодил)

* * *
Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова –
Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка)

* * *
До чего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это… (Тигр)

Растения

* * *
Под теплым дождиком родился,
Зонтиком большим накрылся,
Ножка у меня одна –
А сапога не имею,
Хоть отсутствует голова,
Шляпкой я владею. (Гриб )

* * *
Солнышко в траве росло,
Улыбнулось, расцвело,
Потом стало белым-белым,
И за ветром улетело. (Одуванчик )

* * *
Среди всех цветов весны
Самые яркие они,
Нежный запах издают,
В названии – цвет свой берегут. (Фиалки )

* * *
Цветок из-под снега проснулся от сна,
И всех зовет – “Пришла весна!”. (Подснежник )

* * *
Белая кора, тоненькие ветки,
Что ж за дерево такое, угадайте, детки! (Береза )

Времена года

* * *
Зреют вишни в саду,
Клубника – в лесу,
Яркое солнце, везде жара,
Кругом цветы, что за пора? (Лето )

* * *
В саду и лесу блуждает,
С деревьев листья срывает,
Птиц в теплые края отправляет,
На полях урожай собирает. (Осень )

Предметы

* * *
Идет лет двести,
Стоит на месте,
Считает людской век,
Но – не человек. (Часы )

* * *
Всегда холодно в нем,
А продуктов – полон дом,
День и ночь – бурчит,
В животе мороз хранит. (Холодильник )

* * *
Знаю я его давно –
Стеклянное, но не окно,
Отразит то, что покажу –
Улыбнусь ему и подмигну. (Зеркало )

Для школьников 7 лет

Ученик 1-го класса уже знает очень много об окружающем мире. Умеет составлять ассоциации. Ему будут интересны задания о школьных принадлежностях, технике, профессиях.

Также задайте загадки посложнее о природе – про птиц или морских обитателей.

Собираемся в школу

* * *
Не дерево – а с листиками,
Не рубашка – а сшита,
Не человек – а рассказывает. (Книга )

* * *
Ручка, линейка, карандаш –
Все поместятся в шалаш» (пенал);
«Тетрадки, пенал и книжки туда я ложу,
Когда в школу рано утром иду. (Портфель )

* * *
Волшебная палочка такая –
На бумаге след свой оставляет. (Ручка )

Транспорт

* * *
Дом по улице ползет – на работу всех везет.
Не на куриных ногах, а в резиновых сапогах. (Автобус )

* * *
Гудит, как пчела,
Летит, как стрела.
Крылья имеет, но ими не махает,
А высоко в небе все равно летает. (Самолет )

* * *
Один глаз и рога,
Педали внизу покручу,
И по дороге полечу. (Велосипед )


Профессии

* * *
Он такой же, как и мы,
Обыкновенный меж людьми,
А в театре он играет роль –
То крестьянин, то король.
То красавец, то старик,
То одел смешной парик,
С легкостью играет клоуна,
Оскара достойного. (Актер )

* * *
В больнице, по палатам,
Ходит в белом халате,
Болезни лечит, людей спасает,
Таблетки, микстуры, уколы назначает. (Врач )

* * *
Готовит первое, второе,
Печет десерты, пирожки,
В кафе или в столовой –
Еда твоей мечты. (Повар )


Природа

Про морских обитателей

* * *
Есть хвост – но не летает,
Есть глаза – но не моргает,
Есть рот – но молчит,
По земле не бежит.
С перьями, но не птица,
Живет там, где водица,
Можешь удочкой поймать,
И загадку отгадать! (Рыба )

* * *
Чтобы не погибнуть в беде, держу ножницы в воде. (Рак )

* * *
Живет там, где вода,
Зеленая, но не трава,
Не рыба и не рак,
Поет все “квак” да “квак”. (Жаба )

Про птиц

* * *
Верно служу, по деревьям стучу,
Насекомых с коры вынимаю,
Про здоровье леса переживаю. (Дятел )

* * *
Села птичка на лугу,
И завела свое “ку-ку”. (Кукушка )

* * *
Черные фраки, белые сорочки,
На проводах сидят в рядочек. (Ласточки )

Загадки с подвохом

Но придется напрячь свои умственные способности, чтобы отгадать. Загадки с подвохом отлично развивают логику, мышление и веселят.
  • Какой болезнью невозможно заболеть на суше? (Морской)
  • Что все люди делают на Земле одновременно? (Живут)
  • Коту исполнилось три года. Что дальше? (Пойдет четвертый)
  • Что нельзя кушать за завтраком? (Обед и ужин)
  • Что школьник может приготовить, но не может съесть? (Домашнее задание)
  • Какой рукой мешают чай? (Не рукой, а ложкой)
  • Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, курицы не разговаривают)
  • У какого месяца 28 дней? (У всех)
  • На каком языке говорят молча? (На языке жестов)
  • По чему ходят часто, а ездят редко? (По лестнице)
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
  • Маленький, серенький, на слона похож. Кто? (Слоненок)
  • С каждым днем к нам лето ближе, скоро встанем все на… (Не на лыжи, а на ролики)

Загадки-обманки

Они удивят своими ответами, ведь стараясь подобрать правильную рифму, ответ будет неверным.

  • Будешь на уроке спать – в дневнике получишь…(Два )
  • За окном трещит мороз, одевай шапку на…(Голову );
  • Подобрать легко я смог пару перчаток для…» (Рук )
  • На хоккее слышно плачь – пропустили наши… (Шайбу )
  • У Маринки и Оксанки двухколесные есть…(Велосипеды )

Зимние

* * *
Не мука, а белый,
Не вата, а мягкий,
Идет без дорог,
Где ходил – там и лег. (Снег )

* * *
В блестящей белой шубе,
С морковки – нос, с калины – губы. (Снеговик )

* * *
Чудо-сани прилетели
Лес и поле в белое одели,
Едет в санях важная царица,
Белокоса, белолица,
Рукавом своим махает,
Серебром все покрывает. (Зима )

Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.

Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.

В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.

Используйте комплексный подход

Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?

Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.

Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.

Логика - это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.

А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.

Битно Галина Михайловна

завуч LogicLike, учитель высшей категории

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Попробуйте сами

В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.

  • Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
  • Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
  • Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
  • Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
  • Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
  • Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!

Развивать логику – одна из приоритетных целей современного образования. Сегодня выигрывает не носитель большого количества информации, а тот, у кого хорошо развита логика, умение анализировать и синтезировать информацию. Логическое мышление развивается с ранних лет. Один из способов – это разгадывать логические загадки. Это увлекательно не только для детей, но и для взрослых.

Логика

Развивать логику, логическое мышление у детей, значит, с первых лет учить сравнивать, рассуждать, обобщать и классифицировать, самостоятельно делать выводы. Такие детские навыки нужны не только для успешного изучения математики. Умение выстраивать логические цепочки всегда поможет решить сложную жизненную ситуацию, грамотно и верно спланировать свои действия, проанализировать перспективы. Развитая логика – одно из самых востребованных качеств в современном бизнесе. Поэтому готовьте своего ребенка к будущим удачам и победам с первых лет жизни.

Подборка материалов

  1. Какую цепь не поднять? (Горную.)
  2. Поезд длиной в 1км. едет с максимальной скоростью 60км/ч. Он въезжает в лес протяженностью в 1км. Сколько времени потребуется поезду, чтобы миновать этот лес? (Потребуется 2 минуты. За одну минуту пройдет головной вагон, а вот последний вагон выйдет из леса уже через 2 минуты.)
  3. На пиратском корабле несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько на корабле было кошек? (На корабле было 6 кошек.)
  4. Катя и Алиса — близняшки. Как-то раз во время каникул они решили, что Алиса всегда будет говорить правду, какой бы вопрос ей не задали, а Катя всегда будет обманывать. Как узнать, с какой из сестер вы разговариваете, задав ей только один вопрос? (Задайте вопрос, ответ на который вы сразу же сможете проверить. Например: «Солнце светит?»)
  5. Кузнецу принесли пять цепей, по три звена в каждой, и поручили соединить их в одну цепь. Кузнец решил раскрыть четыре кольца и снова их заковать. Нельзя ли выполнить ту же работу, раскрыв меньше колец? (Можно раскрыть три звена одной цепи, а потом этими звеньями соединить четыре оставшихся куска.)
  6. Мой папа вчера отпраздновал 11 день рождения, сколько ему лет, и когда у него день рождения? (Ему 44, а день рождения- 29 февраля)
  7. Какое слово всегда звучит неверно? (Слово «неверно».)
  8. В небе одна, в земле нету, а у бабы их целых две. (Буква Б.)
  9. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
  10. Назовите слово, в котором 40 гласных. (Сорока (сорок «А».))
  11. Чем отличается рабочий от инженера? (Рабочий моет руки перед тем, как “сходить” в туалет, а инженер — после.)
  12. “Любимая еда” обуви у незадачливого ее владельца. (Каша).
  13. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из форточки на улицу.)
  14. Чем их больше, тем вес меньше. Что это? (Дырки.)
  15. Что общего между молоком и ежиком? (Способность сворачиваться.)
  16. Какую ленту нельзя вплести в косичку? (Пулеметную.)
  17. Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый.)
  18. Что у коровы впереди, а у быка позади? (Буква «К».)
  19. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как страусы не умеет разговаривать.)
  20. Что может летать под водой на большой глубине? (Муха в подводной лодке.)
  21. Кто носит самую большую в мире кепку? (Тот, кто имеет самую большую в мире голову.)
  22. В давние времена купцы, отправляясь в плаванье, заключали с богом морей Нептуном договор: - Ты будешь охранять наши корабли от бурь, - говорили они Нептуну, а мы тебе отплатим дорогими подарками. Как-то один купец заявил Нептуну: - Если мой корабль приплывет к месту назначения благополучно, то поставлю я тебе статую золотую, чашу держащую. Нептун обещал купцу охранять корабль. Корабль благополучно прибыл в порт, но корыстному купцу было жаль тратить столько денег на золотую статую. Тогда он подумал и нашел выход, при котором и слово сдержал и избежал огромных затрат. Что же сделал купец? Ответ: Купец умело использовал знаки препинания. В своем обязательстве он передвинул запятую - «Статую, золотую чашу держащую». Вполне понятно, что такая статуя обошлась ему намного дешевле.
  23. У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь? Ответ: Мэри
  24. Саша направляется к лесному озеру. Ему навстречу идет учительница, за ней - 25 первоклассников. Учительница взяла на помощь практикантку, а та - своего песика. В прогулке участвуют еще и родители некоторых детей: один папа и пять мам. Сколько же ног идет по дороге к лесному озеру? Ответ: По дороге к лесному озеру идет только две ноги: это ноги Саши. Все остальные идут навстречу мальчику - значит, возвращаются с озера.
  25. Старый шейх позвал двух своих сыновей и сказал, что в оазисе поблизости спрятано невероятное сокровище. Сыновья должны были отправиться на поиски сокровища, но, по завещанию отца, получить его должен был тот, чей верблюд доберется до оазиса вторым. Но как же это сделать? Ведь если каждый будет стараться отстать от другого, братья никогда не доедут до оазиса. Поэтому мужчины решили обратиться за советом к верховному судье - Кадию. Тот сказал им сойти с верблюдов, а потом прошептал что-то на ухо каждому по очереди. После этого сыновья шейха сели на верблюдов и стремглав помчались к оазису. Что же посоветовал братьям Кадий? Ответ: Cокровище получит тот, чей верблюд приедет вторым. Кадий посоветовал братьям поменяться верблюдами.
  26. Мальчик и девочка играли на грязном темном чердаке. Когда они вышли на улицу, то у девочки все лицо было серое от пыли, а у мальчика - осталось чистым. Но именно мальчик пошел умываться. Почему? Ответ: Мальчик посмотрел на грязное лицо девочки и подумал, что тоже испачкался. А девочка, наоборот, взглянула на мальчика и, увидев, что его лицо чистое, была уверена, что и с ней все в порядке.
  27. Мужчина живет в квартире на 10 этаже. Когда утром он идет на работу, то спускается на первый этаж на лифте. А вечером подымается только на 7-й этаж, а дальше идет наверх по лестнице. Почему он так делает? Ответ: Мужчина - карлик, поэтому из-за своего маленького роста может дотянуться в кабине лифта максимум до кнопки 7.
  28. Выдающийся логик путешествовал по острову Бинарный. На нем было два селения: Рыцарское и Рокоманское. Жители первого всегда говорили правду, а жители второго, наоборот, постоянно обманывали. Как-то логик попал в одно из этих селений, но не знал, в какое именно. Что он спросил у встречного жителя, чтобы узнать, где находится? Ответ: Логик спросил: «Живете ли вы в этом селении?». Если он в Рыцарском, то, независимо от того, кто ему встретился - рыцарец или рокоманец - ответ будет «да». Житель Рыцарского будет так говорить, потому что это правда, а гость из Рокоманского - потому что это ложь. Если же логик в Рокоманском, то тоже неважно, кого именно он встретит - каждый по своим причинам будет отвечать «нет».
  29. Что готовят, но не едят? (Уроки).
  30. Почему бегает кошка? (По земле).
  31. Куда идет кошка, когда переходит дорогу? (На другую сторону этой дороги).
  32. Когда черной кошке удобнее прокрасться в дом? (Когда открыта дверь).
  33. Под каким кустом во время дождя прячется заяц? (Под мокрым).
  34. Как можно спрыгнуть с лестницы высотой в десять метров и при этом не разбиться? (Надо прыгать с низшей ступеньки).
  35. Какой рукой удобнее размешивать в стакане чай? (Той, в которой находится ложка).
  36. Как можно вытянуть воду сетью? (Если вода превратится в лед).
  37. Сколько бутербродов можно съесть натощак? (Один, второй уже не будет считаться натощак).
  38. Сколько штук горошин сможет войти в стакан? (Ни одной, горошины ходить не умеют).
  39. Если зеленый мячик бросить в Красное море, каким он станет? (Мокрым).
  40. Из какой посуды невозможно поесть? (Из пустой).

Первые логические опыты

С 4-5 лет дети готовы образно воспринимать мир. Самое время предложить им первые логические загадки. Для детей младшего возраста это, как правило, загадки – картинки или схематические рисунки. Пусть малыш подумает над ответами, поразмышляет, поищет пути решения. Поговорите о выбранном варианте, почему именно такой ответ. Предложите ребенку самому придумать такую загадку.

Иногда полезно загадки дополнять ответами и вместе порассуждать над ними. Это дает ребенку модели выстраивания логических цепочек, расширяет его представление о возможных точках зрения.

Следующий этап

В 6-7 лет детские умы готовы воспринимать словесные логические загадки. Особенно удачно воспринимаются детьми загадки в стихотворной форме, загадки, ответами к которым будут слова в рифму. Старайтесь разнообразить тематику, чтобы малыш каждый раз удивлялся и его интерес не угасал.

Логические загадки для детей тесно связаны с развитием речи, со знакомством с грамматическим строем языка. Детские загадки способствуют расширению словарного запаса, совершенствованию навыков использования в устной речи конструкций с предлогами, наречиями и глаголами. Так в увлекательной игровой форме вы даете своему ребенку базовые понятия о нормативности речи и готовите к школьному знакомству с родным языком.

Задания для детей 8-9 лет

Представления о мире у детей 8-9 лет гораздо быстрее расширяются благодаря их умению читать. Ребята уже способны самостоятельно осваивать тексты, объединяя зрительное, слуховое и образное восприятие. В этом возрасте они хорошо решают логические загадки, связанные с составом слова, звуковым и буквенным анализом. Интересно создавать новые ряды слов на основе заданного. Пользуются популярностью у детей математические загадки и головоломки. По-прежнему привлекательны детские загадки – картинки.

Младший школьный подростковый возраст

10-12 лет – время завершения формирования у детей интеллектуальных способностей. В этот период еще можно откорректировать и углубить уровень развития памяти, мышления и восприятия. Но одной увлекательной формы для ребят 10-12 лет теперь недостаточно. Должна быть заманчивая мотивация познавательного интереса. В этом плане логические загадки — прекрасный материал, который в занимательной форме ненавязчиво увлечет и заинтересует ребенка в возрасте 10-12 лет.

Для детей 10-12 лет логические загадки могут быть в форме тестовых заданий, графических диктантов, интеллектуальных цепочек, игровых ситуаций. Современные дети 10-12 лет прекрасно владеют гаджетами и компьютерными технологиями, поэтому уместно дозированное привлечение компьютерных версий загадок и заданий на развитие логического мышления.

Развитие словесно-логического мышления

Очень часто происходит затруднение в логическом действии из-за недостаточного уровня развития словесно-логического мышления. До 10 лет у детей, как правило, формируют навыки систематизировать слова и обобщать понятия. К 12 годам предлагаются загадки на основе языковых средств и конструкций. В язык детей входит много новых понятий и ассоциаций. Ответами на такие загадки будут выводы, полученные от перехода от одного умозаключения к другому. Детские логические шаги не должны восприниматься взрослыми на уровне правильно – неправильно. Своими ответами ребята находят новые, часто нестандартные решения, и разочаровать их однозначным «нет», значит остановить процесс логического развития и творческого поиска.

Сборники логических загадок с ответами для детей разного возраста существуют в большом разнообразии. Подбирайте задания, соответствующие возрасту и уровню развития именно вашего ребенка. Не превращайте разгадывание таких загадок в изнурительный урок. Создайте атмосферу веселой и занимательной игры. Ситуация успеха только больше воодушевит вашего маленького всезнайку. Пусть яркие детские впечатления от разгадывания загадок останутся на всю жизнь стимулом смело разгадывать любые сложные жизненные загадки.

Видео