Эмоции сопровождают человека всю жизнь. И если взрослые могут управлять своим состоянием, то дети от рождения до школьной скамьи учатся это делать. Поэтому плач новорожденного и старшего дошкольника так сильно отличается по информативности. Как успокоить ребенка любого возраста, должны знать все взрослые. Алгоритм действий с опорой на возрастные особенности детей существует и работает всегда отлично.

Режим гигиенических процедур

Организм маленьких детей работает слажено, и если что-то мешает этому процессу, то приходится решать текущую задачу. Как успокоить ребенка? Как и кормление, соблюдение гигиенических процедур (купание, туалет, умывание) является важной составляющей гармоничного развития младенца. Со временем взрослые по характеру плача научаются распознавать, какой именно «катаклизм» произошел с ребенком, поскольку в каждом описанном случае малыши подают разные сигналы. В случае с мокрыми подгузниками следует провести все процедуры по замене испачканного на сухой. Иногда в определенных местах контакта кожи с элементами одежды возникают опрелости. Нельзя пропускать незамеченным данный факт, поскольку это доставляет дискомфорт младенцу. В выборе средств для снятия раздражения следует проконсультироваться с педиатром, не всегда самолечение приводит к положительному результату.

Режим сна и бодрствования

Нарушение цикличности этих составляющих распорядка дня всегда вызывает плач и тревогу у детей. Если так случилось, что подготовка ко сну сдвинулась на полчаса или час, то появляются «капризки», «плач», «хныканье». Как успокоить ребенка в данной ситуации, не прибегая к экстраординарным мерам?

Первое, что нужно сделать - взять малыша на руки (чтобы он почувствовал защищенность). Покачивая спеть тихонько колыбельную или рассказать любимую сказку. Можно использовать успокаивающую музыку для детей перед сном. В дальнейшем будет достаточно воспроизведения музыкальных композиций, чтобы ребенок спокойно уснул. Некоторых детей перед сном лучше покормить - это обеспечивает спокойное погружение в царство сна.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит бодрствуя. Естественно, что смотреть в одну точку полчаса малышу неинтересно (страсть к познанию мира в этот период особенно сильна). Такой плач необязательно останавливать «взятием на руки». Достаточно предоставить объекты для изучения и осязания (игрушки, погремушки с разной фактурой и формой) и включить классическую музыку для детей - успокаивающую и способствующую концентрации внимания.

Плач как признак заболевания

Подавленное состояние, хныканье, плач или бурная истерика часто являются сигналом о прогрессирующей болезни. Как успокоить месячного ребенка в этом случае? Отказ от пищи, изменение состояния кожи, повышение температуры и другие проявления нездоровья - повод для вызова на дом врача-педиатра.

Дети от года до двух

Этот возрастной период самый увлекательный с точки зрения наблюдателя: ребенок приобретает мобильность (ползает, ходит, контактирует с предметами, все вокруг исследует). Формируется характер и, конечно же, появляется желание манипулировать взрослыми при помощи плача или истерик. К перечисленному списку добавляется решение проблемы касательно того, как успокоить ребенка, когда режутся зубы.

Подарки Зубной феи

Отличить появление зубов от других болезненных состояний можно по нескольким признакам:

  • Обильное слюнотечение (постоянно мокрый подбородок и шея).
  • Ребенок все тянет в рот (чешет десна).
  • При появлении зубов может подниматься температура.
  • Воспаляются десны, что вызывает болезненное ощущение.

Какие меры предпринять и как успокоить ребенка, когда режутся зубы? Полезны теплые ванны, легкий массаж, холодные компрессы на болевую область. Также рекомендуется использовать охлажденные в холодильнике прорезыватели (в морозильную камеру их помещать нельзя). Эффективным способом снятия боли и зуда может стать покусывание рук родителей (предварительно вымытых). Во время процедуры аккуратно водить по деснам. Подобный массаж проводится каждые два, три часа.

Спят малыши беспокойно все время появления молочных зубов, поэтому, кроме всего выше перечисленного, будет своевременным проигрывание успокаивающей музыки для сна детям. Крепкий сон малыша и спокойствие родителей будет гарантировано. В случае болезненного появления зубов следует обратиться к врачу для назначения обезболивающих препаратов.

Если с ребенком подружился Капризка

Капризничают малыши по разным поводам. Устранить нежелательное поведение можно несколькими способами: игнорировать (насколько это возможно), убедить чадо, что желаемого он этим не добьется, отвлечь, рассмешить. Как успокоить ребенка быстро и не привлекая внимания окружающих?

Помогут фразы: «Смотри, какая полетела птичка», «Вон та машина подмигнула тебе фарами» и так далее. В случаях истерик-требований придется проявить максимум терпения, твердости и любви. Приветствуется смена обстановки, шутки, по возможности танцевальная или двигательная активность вместе с ребенком. Часто прослушивание любимой музыки успокаивает детей. Для этого достаточно иметь композицию на каком-либо мобильном носителе.

Дети в возрасте трех-пяти лет

Возраст «почемучек» по-своему интересен. Однако если не заботиться о правильной организации распорядка дня ребенка, то не исключены капризы и плач. В этот период малышу все хочется узнать, понять, почему нужно делать так, а не иначе, попробовать. Происходит дифференциация «я и другие» с сопутствующими прелестями и проблемами. Круг причин, способствующих появлению плаксивости во много раз увеличивается, а способы взаимодействия с ребенком в непростых ситуациях переходят на качественно другой уровень.

Теперь с чадом нужно договариваться, устанавливать правила, которые соблюдают все (в том числе и родители), помочь исподволь помочь найти контакт со сверстниками и способствовать образованию детского круга общения. Как никогда малыш нуждается в поддержке взрослого, которая заключается в формировании уверенности в своих силах, приучению к целенаправленной деятельности, выполнению установленных правил. Что же делать, когда наступило «время х» и ребенок выражает бурное несогласие, негодование, огорчение и обиду?

Как успокоить плачущего дошкольника

  • Первое, что нужно сделать, вспомнить девиз Карлсона "Спокойствие, только спокойствие!" и придерживаться его во время общения с детьми. Ребенок, претендуя на равноправные отношения, добивается признания важности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, и сопереживания. Достаточно проговорить сложившуюся ситуацию (без сюсюканий, скандалов, криков) и принять совместное решение.
  • Если плач и обида возникают в ответ на перевозбуждение, переутомление, пресыщение определенными эмоциями (что сигнализирует взрослому о недостаточно продуманной организации режима дня) - нужно создать спокойную обстановку, обнять малыша, обсудить с ним его переживания и страхи. Если есть возможность заняться совместной (успокаивающей) деятельностью: выкладыванием мозаики, играми с песком, водой. Возможны лепка и аппликация. Деятельность должна быть приятной и не вызывать дискомфорт.
  • Плач и все известные способы привлечения к себе внимания часто становятся признаками трудности формирования самооценки. Само по себе это качество - новообразование в психическом развитии ребенка 4-5 лет, но формируется оно только под влиянием окружающей среды и значимых взрослых. Проявляются такие проблемы в «неадекватном» (с точки зрения родителей) поведении ребенка: ведет себя вызывающе артистично, напоказ, часто впадает в крайние проявления отрицательных эмоций, начинает говорить и поступать назло всем. Бунтарские затеи можно перечислять бесконечно. Как показывает практика, выход из сложившейся ситуации один - визит к детскому психологу, если потребуется - к неврологу. Самостоятельно решить проблемы такого характера могут единицы, поэтому «вариться в собственном соку» не только плохо для родителей, но, в первую очередь, и для будущей судьбы малыша.
  • Часто проявляются капризы у дошкольников перед сном. Это указывает на то, что ребенок перевозбудился, переутомился или, наоборот, занимался слишком активной деятельностью, и организм не успел переключиться на более медленный и спокойный темп работы. Рекомендации по уравновешиванию всех процессов в организме дошкольника остаются прежними: тишина и полумрак в комнате, свежий воздух и теплые ванны перед сном, успокаивающая музыка для детей, любимая сказка или колыбельная - все, что позволит малышу почувствовать любовь, заботу и нежность по отношению к нему.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

Новорожденного или младенца до 1 месяца

Поводов для постоянного крика у грудного месячного младенца всегда бывает предостаточно , и далеко не всегда родители могут быстро определить, что именно его беспокоит.

Чаще всего малыши кричат, если нуждаются в пище или смене подгузника, но существует и ряд других причин.

Если малыш кричит долгое время не переставая и успокоить его не получается, важно прежде всего убедиться в том, что основные его потребности удовлетворены .

Также следует измерить температуру его тела, осмотреть уши (важно надавить на козелок: если у младенца развился отит, после нажатия он начнет кричать сильнее), проверить, нет ли коликов, определить, не нужно ли проветрить комнату.

Если же явных причин для младенческого крика нет, можно заподозрить нервное перевозбуждение.

Как успокоить перевозбужденного грудничка, если он постоянно плачет? Рекомендации по устранению нервного перевозбуждения у малышей меньше годовалого возраста:


Важно обратиться к врачу, если ребенка успокоить не получилось. Также посещение доктора необходимо, если младенец кричит без видимых причин регулярно.

Гиперактивного малыша

Родителям важно набраться терпения и подходить ко всем требованиям ребенка с рациональной точки зрения, а в случае необходимости обратиться к психологу.

Также капризы могут быть способом проверить, насколько можно надавить на родителей. Стандартная ситуация: истерика в магазине с игрушками. Если родитель, не выдержав воплей, сдастся и купит желаемое, ребенок поймет, что это работает, и потом опять закатит истерику.

Советы по успокоению в схожих ситуациях:

  • не меняйте своего решения. Стойте на своем, что бы ни происходило;
  • сохраняйте спокойствие. Агрессия, возможно, и поможет приглушить разовую истерику, но повлияет негативно на психику ребенка;
  • предложите замену. Напомните о том, что у ребенка есть дома чудесная новая игрушка, скажите, что поиграете с ним потом;
  • уйдите из поля зрения ребенка. Ребенку в истерике нужны зрители. Если никого не будет рядом, он успокоится;
  • отвлеките его. Хорошо работает с детьми младшего возраста. Покажите ему его собственную игрушку, поиграйте во что-нибудь.

Если, например, ребенок хочет пойти в детский сад в любимой легкой курточке, расскажите ему о том, что он простудится, потому что на улице похолодало.

Иногда может помочь наглядность: скажите, что соглашаетесь (обязательно акцентируйте внимание на том, что нужно было надеть теплую, потому что холодно), и оденьте его как обычно, а по дороге поинтересуйтесь пару раз, как он себя чувствует.

Если он будет жаловаться на дискомфорт, напомните ему о том, что нужно было надеть теплую куртку, но он не захотел. Разумеется, подобное нужно проводить в тех случаях, когда это явно не будет угрожать его здоровью.

Перед сном

Основные советы:

  1. За час-два до сна постарайтесь не допускать подвижные игры, просмотр мультфильмов, особенно длинных, фильмов, компьютерные игры. Подобные занятия могут спровоцировать возникновение перевозбуждения, и ребенку будет сложнее успокоиться.
  2. Соблюдайте режим дня. Если ребенок привык ложиться и вставать в одно и то же время, уложить его спать будет проще.
  3. Придумайте вечерние ритуалы. Этими ритуалами могут быть прием ванны (можно с травами), массаж, употребление определенной пищи, чтение сказок вслух.

Даже если в Вашей семье нет никаких вечерних ритуалов, чтение книги или ласковый массаж могут помочь ребенку успокоиться. Также важно не скандалить в присутствии ребенка, не повышать на него голос.

Как угомонить группу ребят?

В детском саду

Как воспитателю успокоить бешеных кричащих детей?

Орущую толпу детей в детском саду подчас сложно успокоить даже опытному воспитателю , поэтому часть воспитателей могут прибегать к некорректным методам успокоения (например, к громкому крику, оскорблениям).

  1. Следите за тем, чтобы дети были всегда заняты и находились под контролем. Если детям нечем заняться, а смены деятельности давно не было, они могут начать развлекать самих себя. Если воспитатель отошел на десять минут, оставив толпу детей с неопытным студентом, проходящим практику, это тоже может привести к тому, что дети начнут бегать и кричать: обычно группа, привыкшая к своему воспитателю и его манере работы, слушается его хорошо.
  2. Обратите на себя внимание. Говорите спокойным голосом, следите, чтобы он был твердым, не тихим и не слишком громким. Можно обратить на себя внимание при помощи музыкальных инструментов (ударьте в барабан, позвоните в колокольчик, заиграйте на дудочке). Сразу же в процессе предлагайте им поиграть и берите ситуацию под контроль.
  3. Смените деятельность детей, если она давно не менялась. К примеру, если затянуть с выходом на прогулку и слишком долго позволить детям играть самостоятельно, они могут начать бегать и кричать.

Избегайте проявлять агрессию, держите себя в руках. Если Вы — новый воспитатель, наберитесь терпения: потребуется время, чтобы дети начали к Вам прислушиваться.

В лагере

Дети в детском лагере более взрослые и уже имеют сформированные представления о том, что можно, а что нельзя, поэтому найти с ними общий язык порою проще, чем с детьми более младшего возраста.

Основные советы:

  1. Чтобы не терять контроль над детьми, важно следить, чтобы они всегда были заняты чем-то интересным. Чаще предлагайте им новые занятия. Важно учитывать возраст детей: то, что будет интересно детям в предподростковом возрасте, может показаться глупостью тинейджерам.
  2. Позвольте им какое-то время побеситься, чтобы сбросить внутреннее напряжение, но следите, чтобы игры не выходили за рамки адекватности.

    Важно вовремя самых бойких ребят, и тогда будет проще сохранять контроль.

  3. С самых первых часов общения с отрядом задайте нужный тон, определите правила. Следите, чтобы Ваш голос был сильным, но не громким и не агрессивным.
  4. Во время успокоения также можно использовать звуковые сигналы: у многих вожатых для этой цели висит свисток на шее. Если свистка нет, можно похлопать в ладоши, привлекая внимание.

Принимать решения всегда проще, исходя из ситуации, поэтому педагогам, включая воспитателей и вожатых, важно уметь подстраиваться под любые обстоятельства.

Как успокоить ребенка и прекратить истерики? Узнайте об этом из видео:

Очень важно, чтобы на период лечения родители создали в доме спокойную, благоприятную обстановку.

Безусловно, далеко не всегда в момент случившейся истерики у ребенка будет возможность обратиться к врачу. Потому родитель должен понимать механизм истерики , знать, на каком ее этапе его действия будут эффективными.

Стадийность детских истерик:

  1. Крики . Это начальная стадия истерики, когда ребенок перестает кого-либо слышать, громко кричит, пугая окружающих, но никаких требований не заявляет.
  2. Двигательное возбуждение . На этой стадии ребенок падает на пол, может биться головой о различные предметы, вырывать волосы. Боли в этот момент он не ощущает.
  3. Рыдания . Ребенок переходит в громкие, безостановочные рыдания. Его вид выражает недовольство, сильную обиду. Сам погасить это состояние он не может, потому долго еще будет всхлипывать, при этом чувствуя себя опустошенным. После истерики ребенок нередко засыпает, но спит беспокойным и прерывистым сном.

Бороться с истерикой родитель может только на стадии криков. Если эта стадия пройдена, все родительские попытки успокоить малыша, скорее всего, будут бесплодными .

Как остановить плач у грудничка?

Прежде всего, нужно успокоиться самой маме .

Если она взвинчена, ребенка нужно передать другому человеку, положить в кроватку.

Такие малыши еще не способны к демонстративным истерикам, потому грудничка действительно что-то беспокоит.

Успокоить истеричного малютку можно :

  • пеленанием;
  • мягким покачиванием;
  • укладыванием набок;
  • монотонным шипением;
  • сосанием пустышки.

Сегодня можно сказать специальные аудиофайлы, на которых воссоздана звуковая атмосфера материнской матки, в которые долгие месяцы находился малыш. Эти звуки могут успокоить ребенка.

Если малыш уже чуть постарше , его можно отвлечь: например, поднести к светильнику и устроить игру «включу/выключу», переключить на новую игрушку, прогулку по дому и т.д. Если ребенок успокаивается с трудом, обязательно покажите его врачу.

Как справиться с истерикой у малыша в 1-2 года?

В этом возрасте детки устраивают истерики на фоне перенапряжения, усталости эмоционального плана. Не до конца устоявшаяся психика даст такие результаты.

Истерические приступы в полтора-два года — это инструмент для малыша, с помощью которого он хочет добиться желаемого.

Речь двухлетнего малыша пока что скудна, пользоваться ею он не может в полной мере, потому впадает в истерику.

Нельзя : кричать, гневно повторять «нет» и «нельзя», демонстративно не обращать внимания, оставлять ребенка одного.

Нужно : обнять, крепко прижать к себе, гладить по спинке, говорить медленно успокаивающие слова. Тактильный контакт помогает ребенку успокоиться, он чувствует безопасность и защищенность.

Если он вырывается — не держите насильно, но покажите, что вы рядом, что готовы его принять.

Как бороться с проблемой в 3-4 года?

Как прекратить припадки у трехлетнего ребенка? Ребенок в 3-4 года жаждет самостоятельности , ему необходимо частое подтверждение своей взрослости и независимости. Упрямство, своеволие и негативизм — частые проявления этого возраста.

Как реагировать родителям:

  1. Все конструктивные разговоры — только после истерики. В ее момент ребенок не слышит вас, он зациклен на своей эмоции. Вы же должны демонстрировать спокойствие, хладнокровность. Если мыли посуду, продолжайте мыть посуду. Ребенок не должен видеть, что план истерики срабатывает, и взрослые всполошились.
  2. Когда он успокоится , скажите, что вы его , он вам дорог, но никакие капризы не сработают.
  3. Создавайте иллюзию выбора . Если ребенок не хочет идти в сад, спросите его: ты не хочешь идти с куклой или с мишкой? С куклой не хочешь? Тогда давай мишку возьмем и т.д.
  4. В людном месте уведите ребенка из эпицентра внимания .

Как отучить от капризов в 5-7 лет?

В этом возрасте очень важно научить ребенка обозначать свои чувства словами .

Если он начинает истерить, еще на этапе криков спросите его: тебе больно от того, что мы не разрешили съесть эту шоколадку?

Тебе грустно, потому что мы не идем в парк? Тебе обидно, потому что вы не купили в магазине игрушку? Он постепенно приучится словесно выражать негативные реакции.

Если вариантов выбора у него нет, не спрашивайте так: ну что, идем к врачу? Нет, говорите четко: сейчас мы идем к врачу.

Если он продолжает капризничать, можете пойти на безопасную , сказать: я представляла, как мы идем с тобой в поликлинику и считаем все красные машины по дороге.

Интересно, сколько их будет? Или так: я думала, мы пойдем в поликлинику, и я расскажу тебе про страну динозавров. Словом, дайте ребенку возможность понять, что он зря так протестует .

Строгость бывает разной. Адекватная строгость — это единство требований, справедливость, акцент на иерархии отношений в семье. Ребенок во всех ситуациях должен знать, что главные — родители, а дети их слушают.

Строгость, которая проявляется жесткой категоричностью, неумением и нежеланием слушать и слышать ребенка, является разрушающей категорией.

В случае с истериками ребенка вы должны быть строги, ребенок не должен чувствовать вашу слабость . Но камуфлировать такой принципиальностью любовь, желание прийти на помощь тоже нельзя.

Чадо просыпается ночью в слезах

Кричать ночью малыш может вследствие определенного неврологического диагноза .

Очень часто именно во время сна ребенок перерабатывает увиденное за ночь, свои эмоциональные переживания, стресс, гамму впечатлений.

Чтобы предотвратить ночную истерику, нужно:

  1. Засыпать строго в одно и то же время . Перед сном обязательны ритуалы — сказка на ночь, умывание, укладывание спать игрушек и другие спокойные вещи.
  2. За час до сна — никаких мультиков . Это время должно быть отведено спокойным играм. Можете просто полежать с малышом, почитать ему. Или займитесь вместе с ним какой-то спокойной игрой: паззлы, разукрашивание и т.д.
  3. Не кормите ребенка на ночь , если это не грудничок. Переедание часто является причиной тревожного сна.

Если малыш уже проснулся с истерикой, не показывайте своего волнения . Прилягте рядом или возьмите себе в кровать. Предложите ребенку попить сладкой водички. Погладьте его по спинке. Все действия должны быть мягкими и умиротворенными.

Рыдания перед сном: как избежать?

Режим дня — один из гарантов безопасности ребенка. Если у него есть четкий режим, он чувствует себя защищенным.

Все в его мире прочно и стабильно, а это важное ощущение для маленького человека. Потому не просто соблюдайте режим, но и знакомьте малыша с планами на день.

Он должен знать , что вечером, к примеру, пойдет на прогулку, потому будет ужинать, потом играть в кубики, умываться, чистить зубки, а потом укладываться.

Пусть он сам выберет книжку, которую вы почитаете ему на ночь. Останавливайте сказку на интересном месте : он будет знать, что завтра перед сном его ждет долгожданное продолжение.

Многие ребятишки боятся засыпать в . Потому оставьте включенным маленький ночник. Опять же, сам малыш может выбрать модель ночника в магазине.

Обо всех условиях засыпания договаривайтесь заранее: например, я полежу с тобой 10 минут, а потом уйду к себе, а ты возьмешь мишку и закроешь глазки. Главное, договориться о правилах еще до захода в спальню.

Какапуз закатывает скандалы после садика

Возможно, так сказывается пережитое за день .

Новый коллектив, много людей, смена видов деятельности — он не может, как взрослый, прийти домой, лечь и немного отдохнуть.

И это недовольство от недостижимости спокойствия выводит его из себя.

Что вы можете предложить ребенку :

  • помочь приготовить ужин (посильные поручения);
  • переключить свое беспокойство на беспокойство другого (придумать, что капризничает кукла и надо ее успокоить);
  • покупать его — многих малышей успокаивает пенная ванна;
  • включить ему аудиосказку, пока он собирает конструктор.

Вы сами не должны нервничать . Обнимайте малыша, целуйте, держите за руку. Даже самого ершистого ребенка нужно нежно погладить по головке — это действует не сразу, но он может затем в минуту прийти в себя.

Сорванец совсем не слушается и плачет

Продолжайте заниматься своим делом . Ничего не произошло, он не переменил ваши планы.

Педагог Выготский писал о том, что если очень капризного ребенка, который не хочет возвращаться с улицы домой, все равно вести, не взирая на крики и истерики, а потом спокойно раздевать, мыть, ставить перед ним тарелку с обедом, он довольно быстро сдастся.

Ребенок видит — его план не срабатывает, и он перестанет истерить. Не теряйте самообладания: не показывайте малышу, что вы сами вот-вот закипите.

Мнение доктора Комаровского

Педиатр Комаровский настаивает : любая детская истерика требует зрителя.

Если его нет, или зритель делает вид, что ничего не происходит, ребенок устает играть «перед пустым залом».

Если малышу уже есть 2-3 года, вы можете показывать ему, что вас совершенно не задевают его капризы .

Если вы уступите, то станете жертвой детской манипуляции. Опасно, если ребенок истерит, папа сидит спокойно, а мама начинает предлагать ребенку какие-то «призы» ради прекращения истерики — малыш быстро смекнет, из кого можно веревки вить.

Держите со вторым родителем одну линию поведения. Уже после прекращения истерики узнайте, почему ребенок повел себя именно так, почему он не нашел обычных слов и т.д.

Детские истерики — распространенная вещь. У грудничков это связано с какими-то негативными ощущениями (боль, голод, страх, перегрев) или с неврологическими проблемами.

Дети постарше в большинстве случаев таким диким способ пытаются прийти к своей цели . Если проблему не можете скорректировать сами, обратитесь сначала к детскому психологу. Если он сочтет нужным, порекомендует вам посетить детского психиатра.

Как успокоить ребёнка во время истерики? Советы психолога:

Капризы, плач, истерика, крик - время от времени это случается с каждым ребёнком. Только у кого-то такое состояние входит в привычку и становится постоянным кошмаром для родителей, а у кого-то всё это случается крайне редко. В таких ситуациях любящие и заботливые родители готовы отдать всё, лишь бы всё это закончилось как можно быстрее.

Несколько полезных советов, как успокоить ребёнка, помогут родителям сориентироваться в возникшей проблеме и быстро восстановить мир и спокойствие в доме, в душе малютки и в своём сердце. Предпринимаемые меры будут во многом зависеть от причины беспокойства.

Детская истерика - сильнейший эмоциональный всплеск у ребёнка, приступ после негативных внутренних переживаний: раздражения, гнева, отчаяния, агрессии. Она сопровождается громким плачем и истошным криком. Маленький тиран может выгибаться назад (поза так и называется - истерический мостик). В этот момент малыш плохо контролирует моторику, может биться о пол или стену головой, при этом почти не чувствуя боли. Родителям в такие моменты рекомендуется успокоить разбушевавшееся чадо следующими способами.

  1. Игнорируйте его, не обращайте на него никакого внимания. Истерика рассчитана на присутствие зрителей, которые будут уговаривать, жалеть или даже ругать - ребёнку в такие минуты очень важно стать центром внимания. Как только он поймёт, что его «номер» не срабатывает, смысл истерики пропадёт сам собой.
  2. Отвлеките его на что-нибудь совершенно постороннее, при этом изобразив удивление или испуг. Покажите ему что-нибудь необычное, яркое, расскажите ему о чём-то захватывающем и любопытном.
  3. Если истерики случаются регулярно, постарайтесь понять, что является их причиной: игрушки, продукты питания, ваше поведение. Устранив из жизни ребёнка фактор, провоцирующий истерики (не ходите с ним в игрушечный магазин, например), вы прекратите и эти «концерты».
  4. Улыбнитесь и обнимите ребёнка, прошептав ему на ушко несколько ласковых слов.
  5. Уведите его из того места, в котором случилась истерика. Чем дальше от причины такого состояния - тем больше оно будет ослабевать.

Каждый ребёнок очень индивидуален, и только родители могут найти к нему определённый подход, позволяющий справится с истерическим состоянием. Но одно золотое правило при этом должно работать всегда: не повышайте на него в такой ситуации голос - это только усилит истерику.

Колики

Младенческие колики- поведенческий синдром у малышей возрастом от 2 недель жизни до 4 месяцев. Характеризуются приступами длительного, интенсивного плача. Появляются чаще всего в вечернее время без всякой видимой причины. Ребёнок начинает сильно плакать, поджимает ножки, животик напрягается и становится вздутым. В такие моменты не нужно хвататься за аптечку или вызывать врача. Ребёнка при коликах можно легко успокоить собственными силами.

  1. Возьмите его на руки и начинайте качать, убаюкивая.
  2. Спойте ему колыбельную.
  3. Походите с ним в слинге.
  4. Закутайте младенца в мягкое, тёплое одеялко.
  5. Сделайте ему лёгкий массаж спинки, бёдер, животика.
  6. Если он любит купаться, опустите его в ванночку, наполненную тёплой водой.
  7. Положите кроху лицом вниз себе на руки и походите так.
  8. Отвлеките и успокойте малыша каким-нибудь ритмичным, методичным звуком: включите тихую музыку, пылесос, посудомоечную или стиральную машину.

Если колики станут частым гостем, обязательно расскажите об этом педиатру, ведущему вашего малыша. Он поставит диагноз, даст рекомендации. Трясти, сильно качать, нервно покрикивать на малыша бесполезно: это лишь усилит его беспокойство и плач.

Перед сном

Очень многие дети самого разного возраста начинают капризничать перед сном, что огорчает, а нередко и раздражает родителей. Ежевечерние «концерты» выматывают всех в доме, и наутро все стают с головной болью и диким желанием поспать ещё. Успокоить ребёнка перед сном помогут очень простые меры.

Как успокоить малышей до года:

  1. Смените памперс.
  2. Сделайте массаж животика.
  3. Увлажните помещение.
  4. Проветрите комнату.
  5. Поговорите с малышом спокойным голосом.
  6. Старайтесь не показывать ему своё раздражение.
  7. Между дневным и ночным сном разрыв должен составлять не менее 4-ёх часов.
  8. Искупайте малыша в тёплой ванночке.

Как успокоить более взрослого ребёнка:

  1. Посидите с ним минут 10, расскажите ему сказку.
  2. Разрешите ему взять в постель игрушку.
  3. Поговорите с ним спокойным тоном, выясните причину тревоги и страхов.
  4. Дайте успокоительный детский чай.
  5. Что-нибудь пообещайте, если он постарается быстрее уснуть: прогулку на выходных, поездку к бабушке, любимое блюдо и т. д.

Вечером, после работы и тяжёлого дня, все домашние измотаны и хотят одного - тишины. Капризы ребёнка любого возраста в это время воспринимаются в штыки, озлобленно и раздражённо. Родители должны понять, что крики, злость, наказание не решат проблему, а только усугубят ситуацию.

Режутся зубы

Прорезывание зубов- ещё одно испытание для любых родителей. Когда острые зубки прорезают мягкую и нежную ткань десны, ребёнок испытывает боль, из-за этого он начинает истошно и беспрерывно плакать, кричать, отказывается от еды и сна. Задача успокоить малыша в такой ситуации становится целью всех домашних. Оказывается, это не так уж сложно.

  1. Обмотайте палец чистой марлей (бинтом), без нажима, слегка, очень нежно почешите им набухшую десну.
  2. Охладите в холодильнике гелевое кольцо для прорезывания зубов и дайте малышу.
  3. Охлаждённый кусочек огурца, моркови, яблока, сухарик из ржаного хлеба также помогут снять напряжение с воспалённых дёсен.
  4. При температуре свыше 38°С дайте крохе жаропонижающее детское средство.
  5. Специальные препараты («Калгель», «Дентинокс-Н») окажут анестезирующее, успокаивающее действие, облегчая боль и устраняя зуд.

Обязательно сообщите о беспокойствах ребёнка врачу, который даст надлежащие рекомендации, осмотрит полость рта, проверит, всё ли в порядке.

Гиперактивность

Гиперактивность ребёнка - состояние, при котором его активность и возбудимость превышают возрастную норму. При этом он может не плакать и не истерить, но он не будет сидеть на одном месте, не будет слушать просьб и приказов родителей, будет вертеться вьюном, болтать о своём, хватать всё подряд, отказываться от еды и сна. Успокоить гиперактивного ребёнка очень нелегко, но возможно.

  1. Почитайте и поучите с ним стихи: у таких детей часто бывает феноменальная память.
  2. Его можно увлечь меняющимися, мобильными, подвижными игрушками: машинкой с радиоуправлением, матрёшками, часиками со стрелками и т. д.
  3. Займитесь с ним поделками: вырезайте, стригите, лепите, конструируйте. Найдите ему занятие по душе.

Если знать причину, по которой ребёнок ведёт себя напряжённо и нервно, плачет и закатывает истерики, можно быстро его успокоить, руководствуясь вышеизложенными рекомендациями. Не нужно думать, что подобное состояние пройдёт само и его можно спокойно игнорировать. Так вы можете очень сильно навредить физическому и душевному здоровью собственного малыша, что впоследствии скажется на его развитии и его отношениях с вами. Ни один детский плач родители не должны оставлять без внимания.

И не забывайте, что плач обязательно сменяется улыбкой!