Умение самостоятельно принимать пищу – важный этап развития малыша. Пользоваться бутылочкой дети начинают довольно быстро, но чтобы освоить работу ложкой им требуется приложить немало усилий.

Педиатры и детские психологи рекомендуют начинать обучение ребенка в возрасте до года, примерно с десяти месяцев. Если малыш в более раннем возрасте проявляет интерес к столовым приборам, поощряйте его – давайте подержать ложечку в руках, поковыряться в еде. Но не используйте ложечку как игрушку вне обеденного стола – малыш должен выстроить четкую логическую связь между ложкой и едой.

И наоборот, ребенок может отказываться брать ложку в руки даже в возрасте старше года, предпочитая кормление из рук мамы. Заинтересуйте малыша , удобной детской ложечкой ярких цветов. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, даже если ему предстоит идти в детский садик, где такое умение входит в число требований к ребенку.

Чтобы научить малыша новому навыку создайте благоприятную атмосферу. Психологическое давление и раздражение родителей дети сильно чувствуют и капризничают, противостоят попыткам обучения. Дети в полтора-два года, которые отказываются есть ложкой дома, быстро осваивают этот навык в садике, копируя сверстников.

Если кушать самостоятельно малыш стал пробовать до года, то в полтора года он вполне уверенно справляется с задачей, аккуратно орудуя ложкой и детской вилкой.

Подготовка

Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека детей в возрасте около года или нежелание тратить время и силы на дополнительную уборку после каждого самостоятельного приема пищи малышом. Не бойтесь дать ребенку больше самостоятельности, не подавляйте его инициативу в области освоения столовых приборов.

Родителям стоит подготовиться к новому этапу в жизни ребенка:

  • купите подходящую посуду;
  • проследите, чтобы вблизи места за столом, где сидит малыш, не было предметов, которые трудно очистить от следов пищи;
  • при необходимости застилайте или завешивайте бумажными полотенцами скатерть, обои;
  • надевайте на ребенка головной убор и слюнявчик;
  • в теплое время года сажайте малыша за стол в одних трусиках, а потом ополаскивайте под душем;
  • запаситесь терпением.

Проще научить малыша в возрасте около года действовать ложечкой, если у него есть навык игры в песочнице. Работа совочком при пересыпании песка в ведерко или формочки тренирует подходящие движения, развивает координацию.

Полезна и совместная с мамой игра «в гости». Посадите кукол и мягкие игрушки за столик (или перевернутую коробку подходящего размера), расставьте посудку. Пусть малыш «кормит» ложечкой игрушечный «гостей», подражая действиям мамы.

Покупаем посуду

Позаботьтесь о подходящей посуде для малыша. Рекомендуется использовать тарелку на присоске – ее карапуз не опрокинет неловким движением. Лучше, если на дне тарелки будет привлекательная картинка. Дети охотнее станут кушать, если перед ними поставить цель «поздороваться с зайчиком» или «улыбнуться солнышку».

Столовыми приборами служат небольшая ложечка и специальная детская вилка с широкими тупыми зубчиками. Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша.

При выборе ложечки обратите внимание на форму и особенности материала:

  • Металлическая чайная ложечка. Классический, максимально доступный вариант. Если прибор выполнен из серебра, это еще и полезно для здоровья малыша, так как этот металл обеззараживает пищу.
  • Пластиковая одноразовая ложечка. Она очень легкая, и ребенку будет сложнее координировать свои движения, когда в руки попадет металлический столовый прибор. Обязательно убедитесь, что у ложки нет острых выступов пластмассы.
  • Резиновая ложечка для прикорма. Ребенку неудобно ей самостоятельно есть.
  • Анатомическая ложечка для малышей. Если научить ребенка кушать таким прибором, ему сложнее будет привыкнуть правильно держать нормальную ложку.

Правильная обстановка

Не приучайте малыша есть перед телевизором под просмотр мультиков. Важно, чтобы дети во время приема пищи были сосредоточены на процессе. Спокойная обстановка, окружение взрослых родных людей помогут малышу быстрее научиться правильно держать столовые приборы и самостоятельно кушать.

При каждом приеме пищи усаживайте ребенка на его стульчике на кухне за общим столом или устанавливайте детский столик рядом со своим. Малыш должен видеть, как правильно действовать ложкой, брать пример с окружающих.

Чтобы упростить уборку и иметь возможность в любой момент умыть заляпанного малыша, некоторые родители ставят пластиковый детский стульчик со столиком в ванну и сажают раздетого ребенка. Так не стоит делать, это мешает воспитать в малыше серьезное отношение к трапезе и научить аккуратности.

Основные правила обучения

Приготовьте блюдо, которое входит в число любимых у ребенка. Учтите, что для освоения ложечки подойдет еда с однородной структурой, которую легко зачерпнуть – каша, пюре из овощей, детский творожок. Если малыш хочет попробовать «поработать» вилкой, предложите ему кусочки вареных овощей. Некоторые дети быстрее осваивают манипуляции с вилкой, благодаря тому, что второй рукой можно придержать кусочек и благополучно отправить в рот.

Накладывайте еду в детскую тарелку небольшими порциями, иначе она остынет и станет невкусной. Да и меньше пищи попадет на стол, на пол и на самого ребенка. По мере необходимости доложите еды в тарелку.

Первым делом покажите, как правильно держать ложку. Дети норовят зажать столовый прибор в кулаке, поэтому следует аккуратно их поправлять, чтобы научить. Вложите столовый прибор в ручку ребенка и вместе с ним осторожно наберите немножко кашки и поднесите ее ко рту карапуза.

Научить проще всего на наглядном примере. Поставьте себе тарелку с той же кашкой, сядьте рядом. Отодвиньте тарелку дальше от края, чтобы ребенку было лучше видно, как вы действуете ложечкой. Обязательно комментируйте свои действия и поощряйте попытки малыша самостоятельно есть.

Ребенок должен ощущать вашу поддержку. Дайте ему понять, что всегда готовы помочь, если он не справляется или устал кушать самостоятельно. Не оставляйте малыша один на один с тарелкой, в таких случаях дети быстро начинают скучать и капризничать или баловаться. Наберитесь терпения и сидите рядышком, поправляя карапуза, если он неправильно держит столовый прибор.

Обязательно хвалите малыша за то, что он научился правильно держать ложку и аккуратно подносить пищу ко рту. Не ругайте за неудачи, перепачканные руки и одежду – это неизбежно в процессе обучения есть столовыми приборами.

Еда должна аппетитно выглядеть – кашку можно украсить кусочками фруктов, выложить на ее поверхности рисунок. Овощи красиво разложите на тарелочке. Можно придумать какую-нибудь историю о полезных витаминах, которые попадают на тарелочку, с тарелочки на ложечку, а с ложечки – в животик малыша.

Самостоятельно есть супчик малышу можно доверить только после того, как вы убедитесь, что он уверенно справляется с пюре и кашами. На первых порах ему будет сложно аккуратно справляться с жидкой пищей, но этот навык вырабатывается достаточно быстро. Кстати с рецептами приготовления пюре вы можете ознакомиться по ссылке .

Обязательно предупредите всех членов семьи, что теперь малыш будет есть сам. Объясните, что излишняя опека вредна ребенку старше года, ему нужно предоставить возможность кушать самому. Но если вы заметили, что малыш устал работать ложкой или вилкой, докормите его.

Целый ряд методик воспитания предусматривает предоставление полной свободы ребенку при освоении новых навыков. Дайте малышу в возрасте около года столовые приборы, но не заставляйте ими есть. Объясните и покажите, как правильно держать ложечку и вилку, но не требуйте их использовать – пусть он ест как ему удобнее, в том числе руками. Придет время – и он сам захочет быть «как взрослый» и быстро освоит столовые приборы.

Собираясь научить малыша есть ложкой, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Сразу настройтесь на то, что в процессе трапезы ваша кухня потеряет идеальный вид, частички пищи попадут на обои и занавески. Не стоит нервничать по этому поводу и срывать раздражение на малыше – правильное развитие ребенка и его душевное равновесие важнее хлопот со стиркой и косметическим ремонтом.

Быстрее научить малыша кушать столовыми приборами помогут регулярные трапезы за столом всей семьей. При этом не стоит заменять общение с родными и близкими просмотром телепередач.

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие - позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма - лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора - вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее - долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше - и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне - временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно , чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки , лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи - проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок - маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно , когда он действительно голоден.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения . Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда - не игрушки, а еда - не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды : детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники , изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикас загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период - когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось - не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер - со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки - необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик - и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй - самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками , за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками - для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой - для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком - для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели :

  • с двумя-тремя секциями - для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру - с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно - чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны - дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип - чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» - примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки . Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток - и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом , да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайка с чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку . Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока» . Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то - к 1,5 годам, но иногда - несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия - и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма - примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку - и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное - чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель - ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища - каши или пюре . Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко - и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время - и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда - и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет , а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное - запомните, что всё сугубо индивидуально.

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее научиться пользоваться ложкой, с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно держать ложку , то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.

Естественное любопытство маленького ребенка позволяет ему самостоятельно обучиться многим навыкам. Родителям остается только поддерживать и направлять малыша. Умение кушать ложкой самостоятельно – одно из главных достижений ребенка раннего возраста.

Когда ребенок начинает есть ложкой сам

Все детки разные и развиваются они тоже по-разному. Кто-то уже в полгода проявляет интерес к ложке, а кто-то и в три просит маму покормить его. Но общие временные рамки все же имеются. Обычно уже с полугода ребенок начинает есть прикорм, осваивая кашки и овощные пюре. Уже в эти моменты он тщательно рассматривает ложку, которой мама его кормит. Ему интересен этот предмет, он воспринимает его как игрушку. Если малыш пытается отнять у вас ложку – не противьтесь этому. Просто возьмите другую ложку, чтобы не прерывать процесс кормления.

В среднем, ложками начинаются интересоваться в 7-9 месяцев. К году малыш умеет мало-мальски управляться с этим столовым прибором и хотя бы несколько раз доносит пищу в рот. Уже к двум годам ребенок ест ложкой не только кашу и вязкие продукты, но и суп. Окончательными аккуратными навыками приема пищи малыш овладевает только к трем годам. Хотя некоторые непоседы могут и в пять есть так, что вся еда оказывается под столом.

Ложка – не игрушка!

С самых первых моментов, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, нужно дать ему понять, что с ней делать можно, а что нет. С ложкой можно играть за столом – мусолить ею во рту, стучать по тарелке, кормить маму, бабушку и куклу. А вот когда ребенок пытается начать таскать ложку по квартире и совать ее во все щели – мягко заберите столовый прибор у него из рук. Таким образом вы фиксируете у ребенка четкую ассоциацию – ложка нужна только для еды. Не для ковыряния в цветочном горшке, не для пересыпания песка в песочнике и уж точно не для того, чтобы стучать по маминой голове. Обозначив границы поведения в самом начале, родители освобождают себя от многих потенциальных проблем.

Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и вытащит ее из ваших рук. Поощряйте эти действия – хвалите малыша за самостоятельность. После этого он попытается сам зачерпнуть немного еды. Если это у него не получается, осторожно помогите ему – сделайте так, чтобы в его ложке оказалась пища. Первое время кухня после трапезы будет напоминать грандиозное сражение – кусочки каши размазаны по столу, полу и стенам. Однако соберите в кулак все свое терпение, будьте спокойны и уравновешены. Вот несколько советов, которые помогут вам облегчить процесс приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

  1. Ложка должна быть комфортной. Не стоит малышу сразу же давать металлический прибор. Во-первых, такая ложка тяжелая – ребенок не сможет ею управляться, в его ручонках еще так мало сил. Во-вторых, металлическая ложка может нанести травму – малыш может ударить такой ложкой себе по голове и руке, может прикусить из-за нее язык. Лучше всего использовать обычную пластмассовую детскую ложку, часто на ней изображены сказочные герои, делающие столовый прибор еще более привлекательным. Для малышей, у которых еще не прорезались зубки, есть мягкие силиконовые ложки, которые можно кусать и грызть.
  2. Стульчик для кормления должен быть устойчивым. Малышу будет удобно ковыряться в тарелке ложкой, если уровень стола будет достаточно комфортным.
  3. Отдельно хотелось бы сказать о тарелках. Купите специальную детскую тарелочку на присосках. Она крепится на поверхность стола и снять ее без специальных усилий будет невозможно. То есть, ваш малыш в порыве игры не сможет опрокинуть тарелку.
  4. Учите ребенка на личном примере. По возможности кормите ребенка в то же время, когда вся семья трапезничает. Обратите внимание крохи на то, как едят ложками остальные члены семьи.
  5. Не торопитесь кормить ребенка второй ложкой – так вы отобьете у него желание к самостоятельной деятельности. В начале трапезы, когда малыш хочет есть, а не настроен играть, пусть он кушает сам. Так голод заставит ребенка бросить все силы на освоение навыка. А через некоторое время можно помочь ребенку, покормив его остатками каши.
  6. Пока малыш только учится есть самостоятельно, кладите ему в тарелку только каши и густое пюре. Суп пока ему есть самому рановато.
  7. Чтобы ребенок стремился есть ложкой, кладите в его тарелку любимые продукты – ломтики фруктов, нарезанные кусочками оладьи, сладкую кашу. Если ребенок не любит овощное пюре, накладывать его в тарелку для самостоятельного приема пищи лучше не стоит.

Если ребенку уже более полутора лет, а он все еще не пытается есть самостоятельно, не торопитесь каждый раз кормить кроху. Поставьте перед голодным ребенком миску с вкусной едой и дайте ложку. Скажите, что мама очень занята и отойдите в сторонку, займитесь якобы важными делами. Ребенок должен понять, что иногда бывают моменты, что кроме него никто не сможет ему помочь. А голод, как говорится, не тетка, поэтому малыш быстро поймет, что и как нужно делать, чтобы покушать.

Умение ребенка правильно держать ложку приходит со временем. В самом начале, когда малыш еще совсем мал, он будет держать ложку в кулачке, это нормально. В более осознанном возрасте можно показать малышу, как держит ложку мама и папа. Каждый раз акцентируйте на этом внимание, мягко исправляйте положение рук крохи.

В детских магазинах есть специальные резиновые накладки на ложку со специальными выемками для пальцев. Они позволяют ребенку фиксировать пальчики в определенном положении. Со временем, когда ребенок привыкнет, тренажер убирается, а мышечная память не позволяет ребенку держать ложку по-другому.

Обучение ребенка любым навыкам в раннем возрасте – терпеливый и кропотливый труд. Не сердитесь, если у вашего малыша пока не все получается. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о причинах вашего беспокойства.

Видео: как научить ребенка кушать ложкой

Умение правильно пользоваться ложкой и пить из чашки — очень важные и полезные навыки на пути к самостоятельности и самообслуживанию. Рано или поздно ребенок обязательно этому научится, но прививать интерес к самостоятельному приему пищи и учить ребенка нужно своевременно, ненавязчиво и постепенно. Раз уж Вы читаете статью, значит Вам интересно как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Не согласна с теми, кто говорит, что надо научить ребенка кушать самостоятельно как можно раньше, потом будет поздно и гораздо сложнее. Что значит поздно? Не видела ни одного здорового взрослого человека, которого мама до сих пор кормит из ложечки (то же самое касается и приучения к горшку). Это навязанные обществом стереотипы, которым стараются следовать большинство родителей. Да, ребенка к садику желательно научить пользоваться ложкой, чашкой и еще некоторым навыкам самообслуживания, но только если он не против обучаться. А если такого желания нет, то всему научится в садике, ровесники — вот самый лучший пример для подражания.

Ребенок — это личность, он развивается согласно индивидуальному графику. Не ест он ложкой в 1,5 — 2 года, значит еще не созрел. Возможно, Вы сами некогда перебили ему желание или же не даете ему научиться, не желая жертвовать чистотой на кухне. Всему есть место быть.


Во время введения прикорма (« «) даже не надейтесь на то, что малыш начнет выхватывать ложку и с аппетитом наворачивать безвкусные овощные пюре. В этом возрасте у детей еще совсем несовершенна координация и четкость движений, хотя махнуть ладошкой по ложке с пюре порой точно получается.

С 6-7 месяцев ребенок в состоянии захватить кусочек яблока, банана, печенье и направить его в рот. Чтобы вдруг малыш не подавился кусочком, советую приобрести ниблер — аксессуар для кормления, который состоит из сеточки (тканевой или силиконовой) и ручки, удобной для захвата маленькими пальчиками.

Когда ребенок будет уверенно сидеть, интерес к пище возрастет. Он будет пытаться хватать еду руками и совать ее в рот, не откажется помахать или постучать предложенной Вами ложкой, все это нормально и идет своим чередом. Не нужно малыша ругать за разбрызганную по стенам кашу, он еще не совсем понимает зачем ему дали ложку.

Если на этом этапе перебить желание кушать самостоятельно (ругать ребенка, забирать ложку, кормить только самой), то оно вернется нескоро. Но не расстраивайтесь, оно вернется обязательно как минимум к расцвету периода «я сам».

Процесс обучения малыша самостоятельному приему пищи нагляднее разбить по пунктам:

  1. Обязательно давать ребенку ложку во время употребления пищи (в возрасте не ранее 6 месяцев).
  2. Первые попытки зачерпнуть пищу ложкой поощряйте, а не наказывайте. Консистенция еды должна быть густой (молочные каши, нежидкое пюре, творог, мясные пюре).
  3. Сразу акцентируйте внимание на правильном приеме пищи: только на кухне, только в стульчике для кормления или за столом, без мультиков, игрушек и прочих развлечений. Идеальный вариант — кормление ребенка во время обеда / ужина всей семьи. Ребенок как губка впитывает все, что делают родители, и пытается повторить, поэтому процесс осваивания ложки во время семейных трапез будет гораздо успешнее.
  4. Никогда не торопите ребенка! Не хочет есть сам — не заставляйте; ест медленно — не торопите, он сам со временем научится есть быстрее.
  5. Попробуйте заинтересовать ребенка блюдом, украшенным в виде мультяшки. Вряд ли оно оставит его равнодушным.
  6. Обучайте, играя. Использование лопатки в песочнице аналогично использованию ложки на кухне. Пересыпая песок из лопатки в ямку или ведерко, ребенок развивает координацию.

Ребенок не хочет кушать ложкой — не вешай нос!


Каждой маме хочется похвастаться достижениями ребенка, но не всегда надежды оправдываются, даже если прочитана огромная куча литературы на тему как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно. Посмотрите внимательно на своего малыша со стороны: да, он не умеет есть ложкой самостоятельно в 1,5 — 2 или даже в 3 года, при этом ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастом А ложка… Ох уж эта ложка… Да научится! Посмотрите перечень умелок ребенка в 1 год (« «) и в 2 года (« «). Малыш освоил больше половины навыков? Если да, не стоит переживать и искать пищу для размышлений. Это весь список навыков, но не обязательно все по списку ребенок должен уметь делать. В конце концов, ему что-то может быть совсем не интересно.

Скорее всего Вы сами отбили ребенку желание учиться есть самостоятельно, но кусать локти не стоит, нужно исправлять ситуацию. Как? Всегда давайте ребенку ложку, ешьте при нем, можно привлечь в семейный обед плюшевого мишку, который с помощью маминой руки будет сам кушать или восхищаться умением ребенка орудовать ложкой.

Моему сыну сейчас 2 года и 5 месяцев, мы еще на пути к самостоятельному принятию пищи, но меня это нисколько не смущает. Да, я не буду лукавить, мне было гораздо проще накормить ребенка самой, а не отмывать потом всю кухню. И что-то это затянулось. Теперь ребенок уже наглеет и частенько протягивает мне ложку со словами «Мама, коми» (Мама, корми). Но он умеет пользоваться ложкой, он может сам поесть, хоть и немного, но исключительно густую пищу. Жидкую пищу кушать получается, однако не столь аккуратно, но это вопрос времени.