Как трудно порой понять, что чувствует человек. А еще сложнее разобраться в эмоциях ребенка. Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными. Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны. По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.

Эмоции у детей раннего возраста

Что такое эмоции для детей? Эмоциональная сфера человека – это нечто сложное и многообразное. Однако дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое. Уже на втором месяце жизни малыши понимают, что их плач помогает им заполучить внимание мамы. Кроме того, они начинают осознавать такие базовые потребности, как пища, тепло, комфорт, равновесие и свобода движений. Если что-то в их мире выходит из строя, они начинают плакать. Дети капризничают, когда голодные или замерзли, они пугаются при громких звуках, они избегают тугого пеленания. Любые эмоции у детей раннего возраста сопровождаются общим возбуждением, учащенным пульсом и дыханием, блеском в глазах и иногда потягиванием. Также детишки нередко вздрагивают, начинают произносить простые звуки и двигают ручками.

Если в первые два месяца после рождения эмоции ребенка обращены в никуда и являются лишь рефлекторным явлением, то уже на третьем месяце жизни ребенок начинает испытывать положительные эмоции при общении с мамой. Он демонстрирует радость при виде родителей, смотрит в их сторону, улыбается, гулит, машет ручками и ножками. У крохи вырабатывается так называемый «комплекс оживления». Это очень полезное явление, которое нужно постоянно стимулировать. Если мама будет все время обращать внимание на «призывы» ребенка к общению, у крохи будет лучше развиваться двигательная и голосовая активность. Кроме того, важно понимать, что ребенок непременно начнет повторять за мамой ее мимику. Если она постоянно будет улыбаться, малыш очень скоро научится открывать ротик, приподнимать брови и морщить носик.

В возрасте 5-7 месяцев ребенок начинает узнавать знакомых и незнакомых ему людей. Он настораживается, если в комнату входит незнакомец. Чем больше опыта накапливается у малыша, тем разнообразнее становятся его реакции. Эмоции детей дошкольного возраста во многом связаны с теми установками, которые они получают от родителей. Если мама постоянно отталкивает папу, и сама каждый раз несется к кроватке ребенка при первом его крике, малыш очень скоро начнет отдавать предпочтение маме. Если от него постоянно отгоняют собак, он начнет их бояться. Если мама не дает ребенка никому на руки, он начнет настороженно относиться ко всем окружающим. Начиная с полугода и дальше, родители должны быть очень внимательными ко всему, что они делают и говорят. От этого зависит будущий характер их малыша. Очень важно не насадить на ребенка лишние, никому не нужные страхи. А вот что обязательно надо развивать в детях раннего дошкольного возраста, так это чувство симпатии к людям. И чем больше людей будет встречать малыш, тем более открытым и добрым он станет.

Во втором полугодии своего развития младенец начинает играть с родителями и проявлять познавательный интерес. Он повторяет движения взрослых и отвечает на их просьбы. Простые игры, типа «Ладушки» или «Ку-ку» вызывают у него массу позитивных эмоций, которые проявляются в бурной реакции на все происходящее. Чем больше родители играют с ребенком, тем лучше это сказывается на . Кроме того, ребенок начинает пытаться удержать возле себя маму. И если раньше удаление мамы в другую комнату никак не трогало кроху, то теперь он проявляет недовольство. У него возникают такие эмоции, как расстройство, ревность, стеснительность, робость в общении с посторонними и радость во время визита знакомых ему людей. Эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется, позволяя родителям начинать заниматься его воспитанием.

Развитие эмоций у ребенка

Как утверждают психологи, развитие эмоций у ребенка делится на 4 этапа:

  1. до года
  2. с 1 до 3 лет
  3. с 3 до 4 лет
  4. с 4 до 12 лет

На первом этапе происходит формирование основных эмоций. На втором этапе ребенок учится контактировать с окружающими. На третьем этапе эмоции ребенка перестают зависеть от его потребностей. Они переходят на новый уровень. И на четвертом этапе, в старшем возрасте, происходит формирование высших эмоций, которые базируются на здравом смысле и логических умозаключениях. Интересно знать, что одни и те же условия могут вызывать в разном возрасте совершенно разные эмоции. Например, если ударить годовалого малыша, он начнет плакать, если ударить ребенка постарше, он даст сдачи, а если обидеть школьника, он вполне может смекнуть, что давать сдачи плохо и лучше пожаловаться учителю.

Именно в старшем возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще . Если взрослые смогут наладить с ребенком нормальный контакт, им будет легче понять, что именно чувствует их сын или дочь в . Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться. Таким образом, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив. Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

1. Назовите и объясните эмоцию

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

2. Разберитесь в собственных чувствах

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

Марина Суздалева

В сегодняшней стать я хочу сделать акцент на обучении ребенка приемам адекватного выражения эмоций . Любой ребенок нуждается в том, чтобы родители объяснили ему, как правильно их нужно выражать.

Зачастую сам ребенок не знает, как справится с обидой, злостью, и другими проявлениями своих чувств. Но задача родителей – не подавлять чувства и эмоции ребенка, а научить их контролировать и правильно ими управлять.

Как малыш выражает эмоции

Эмоции бывают как положительными, так и отрицательными. Конечно, любому родителю хотелось бы, чтоб его ребенок испытывал лишь радость и никогда не огорчался. Но можно ли жить без негативных переживаний? Ответ на этот вопрос однозначный: нет. Каждый день нас сопровождает разными эмоциями, которые взрослые могут контролировать.

Что же можно сказать о детском проявлении чувств? С раннего возраста малыш умеет их проявлять только плачем. Для него слезы – это возможность сообщить о боли, раздражении, обиде и других неприятных эмоциях. Но с взрослением ребенка нужно учить, как выразить свои негативные чувства и что в таких ситуациях лучше сделать. Часто родители совершают ошибку, говоря малышу:

  • «Не плачь»,
  • «Прекрати»,
  • «Если не перестанешь, будешь наказан»,
  • «Не шуми» и другие подобные фразы.

Но спрятанные эмоции, если не в этот раз, то в другой, обязательно найдут выход, и к сожалению, очень часто в виде психосоматических симптомов. У ребенка может , он может заболеть или начнет быстро утомляться. Таким образом, родителям необходимо усвоить следующее:

  • испытывать боль – это нормально. Необходимо только давать ей выход наружу;
  • в виде слез в младенческом возрасте;
  • в виде слез, а также проговаривания своих чувств, когда ребенок подрастет и научится говорить;
  • до ребенка нужно донести, что выражение эмоций – это естественно. Он должен научиться их различать, понимать и выражать. Но самостоятельно ребенок не может этому обучиться – родители должны помочь ему своим примером;
  • если родители не дают малышу выплеснуть эмоции, то ребенок может стать более раздражительным и беспокойным.

Как помочь ребенку выражать свои эмоции

1. Нужно подчеркнуть, что переживания ребенка вполне естественны и ничего плохого в этом нет. Подойдут следующие фразы:

  • «Да, я понимаю, что ты расстроился…»
  • «Конечно, тебе обидно, что..»
  • «Это неприятно, когда…»
  • «Ты огорчился, потому что…» и т.п.

Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может сформулировать свои чувства в слова.

2. Родителям стоит принимать во внимание и характер своего ребенка. К примеру, одному ребенку нужно дать выплакаться, другого можно отвлечь либо уговорить. Не стоит прекращать слезы любой ценой, иногда нужно дать малышу время, чтобы он успокоился.

3. В том случае, когда проявление эмоций ребенка приносит вред другим людям или носит разрушительный характер, то стоит ему показать, что свои чувства можно выражать иным способом. Здесь тоже необходимо ориентироваться, в первую очередь, на самого ребенка. Если он холерик по темпераменту, то дайте ему подушку, пусть побьет ее. Ели же он флегматик, возможно, будет достаточно тихо поплакать в сторонке.

Нужно понимать, что всем детям свойственно физическое выражение своих эмоций. Это просто такой возраст и вовсе не означает, что повзрослев, ребенок будет поступать так же. Помочь выходу эмоций можно через рисунки кистью или карандашом, пластилин, пальчиковые краски. Предложите нарисовать «радость», «грустного человечка» и т.д. Помогайте ребенку и рисуйте вместе с ним.

5. Учитывайте тот факт, что малыши имеют другие ценности и то, что для вас является пустяком, для него может означать весь мир.

6. Проговаривайте создавшуюся ситуацию и вместе ищите решение. Если что-то сломалось, то почините. Если произошла ссора, то объясните ребенку, как можно выходить из ситуации. Очень в этом деле помогают ролевые . Если сразу не выходит донести до ребенка, то объясните весь процесс последовательно.

7. Даже если ребенок просто капризничает, не нужно над ним смеяться, обзывать или не обращать внимания. Просто спокойно объясните, почему вы не будете выполнять его капризы. Самое главное – не дать собой манипулировать, особенно с помощью слез. Если вы сказали «Нет», то оно ни при каких обстоятельствах не должно превратиться в «Да». Когда в своих действиях, ребенок достаточно быстро перестает «испытывать их на прочность».

Детские истерики

Часто родители сталкиваются с детскими истериками, на которые не умеют правильно реагировать. Если ваш ребенок плачет, помогите ему своими действиями. Будьте рядом с ним, сядьте так, чтобы вы были рядом, если он захочет прижаться и обнять вас.

Часто на поведение родителей влияет окружение. Чтобы люди не подумали, что вы плохая мать и неправильно воспитали своего ребенка, родитель пытается любым способом прекратить истерику, если она произошла на улице. Но это неверный подход. Ведь, вместо того, чтобы дать ребенку поплакать и сделать выводы, что он таким поведением все равно ничего не добьется, вы спешите его утешить и дать то, чего он добивается. Как следствие – истерики происходят вновь и вновь. Поэтому не поддавайтесь на провокации и не давайте собой манипулировать. Тогда ребенок уяснит раз и навсегда, что истерики не помогут добиться желаемого.

Таким образом, необходимо давать ребенку выплеснуть свои эмоции, их нельзя накапливать и сдерживать. Задача родителей – помочь делать это правильно и мирно, не причиняя вред ни себе, ни другим. Слушайте своего ребенка, будьте ему другом и поддержкой, при этом не давайте собой манипулировать, и вскоре вы сами увидите результаты.

Еще идеи, как научить ребенка выражать эмоции:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://сайт), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого . Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», « », «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то , поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень , он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

И меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.