Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на преподавателей. Дескать, если не любит Ребенок математику, следовательно, это преподаватель негодный, не может изложить урок таким (образом, чтобы вызвать интерес ребенка. Несомненно, доля истины в этом есть. Однако ведь привычка учиться и привитие любви к обучению не может ограничиваться школьными стенами. И целиком снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не желает делать уроки, неправильно. Эти умения и навыки, которые ребенок приобретает в школе, играют главную роль в его умственном и социальном формировании. Однако и в родительской поддержке он нуждается неизменно.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить страсть к чтению трудно. Начните с собственного примера – читайте как можно больше, чаще, совместно и по раздельности, вслух и с выражением! Пускай дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага имеют все шансы быть тематически оформлены и содержать текст. Вы понимаете, чем интересуется ваш ребёнок, – пускай в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с почтением к увлечениям ребёнка. Даже если они представляются вам бессмысленными либо комичными. Пристрастие ребенка – это его первые шаги к самовыражению. Может быть, через увлечение вам удастся заинтересовать его учебой. Поведайте, что математика однозначно поможет ему добиться своей цели и стать бизнесменом, однако при этом принципиально быть грамотным, в следствии этого необходимо заниматься русским и английским.
Я плохой либо прекрасный? Равно как преуменьшенная оценка оказывает большое влияние в учебу

Не прекращайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем умения. Если думаете, что с момента поступления в среднее учебное заведение игры необходимо прервать и только делать уроки, заблуждаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, следовательно играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё невероятно занимательно и как отлично, что на занятии он имеет возможность узнать намного больше! (Несомненно, чтобы играть было интересней.)

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

Во-первых, присмотритесь к себе.

Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?

Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра . Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.

Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.

Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики .

Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.

А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом . Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.

Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка .

Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».

Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес - настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», - но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».

Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку - поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», - уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, - уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. - Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

«Стать репетитором по всем предметам - не выход из положения, - уверена детский психолог Елена Морозова. - Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к своему ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Задачи для родителей

Мы попросили наших экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста - свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка

Зачастую случается, что ребенок начисто теряет интерес к занятиям в школе и вообще к учёбе. Раньше ему нравилось удивлять своих сверстников и учителей знаниями, а теперь он сидит за партой, не слушая учителя, его мысли заняты чем угодно, но только не учебой. И здесь родителям необходимо как можно скорее включиться и предпринять всё возможное, чтобы вернуть ребенку прежний интерес к учебе.

Всем давно уже известно, что любую проблему лучшего всего предупредить, нежели бороться с ней. Запомните главное правило — чтобы у ребенка было желание учиться он должен уметь это делать. А развивать умение учиться следует с самого раннего возраста малыша. Ведь сама подготовка к началу обучения в школе заключается не в одном только умении читать и считать.

Хорошим помощником в решении этой проблемы может стать хороший развивающий центр. При выборе такого центра стоит отдавать предпочтение тем, где практикуется комплексный подход, то есть где ребёнок будет не только получать знания, но сможет и поиграть, и попрыгать на батуте, и позаниматься спортом. Именно такого подхода придерживаются специалисты детского развивающего центра Гиппо. Сюда приводят малышей с полутора лет – такие крохи занимаются вместе с мамами. С трёх лет начинается следующая ступень развития. А среди обучающих дисциплин для группы от пяти лет и старше особенный упор делается на английский язык, развитие речи, шахматы, рисование и музыка. Вся необходимая родителям информация выложена на сайте центра.

Очень важно развивать у ребёнка желание к познанию чего-то нового, поощрять его интересоваться и задавать вопросы. Кроме этого следует научить ребенка еще до школы уметь думать и творчески воображать. Именно поэтому если ваш малыш с самого детства начал вести себя любознательно, то ни в коем случае не ругайте его за его же любопытство, а наоборот, старайтесь как можно чаще его поощрять.

Если у него что-то не получается или же он затрудняется найти ответ на какую-то задачу, не отказывайтесь помочь. Действуя таким образом вы поспособствуете хорошему интеллектуальному развитию своего отпрыска. Но если к вам подойдет ребенок и задаст вопрос, а вы отправите его за ответом к папе или бабушке, то можете отбить все желание и охоту к знаниям.

Если вдруг данную проблему все же предупредить никак не удалось, то придется разобраться в том, что вызвало такое нежелание к учебе у ребенка. Все дети в раннем возрасте не усваивают новый материал, если он подан в совершенно неинтересной ему форме. В частности, именно это и случит причиной пропадания интереса к учебе. В такой ситуации главная задача родителей — включить свое воображение на полную мощность и сделать задание увлекательным. Вам придется сделать так, чтобы ребёнок воспринимал обучение как игру и постепенно интерес к учёбе начнёт возвращаться.

Если причина нежелания учиться – сильная эмоциональная и физическая усталость, то на некоторое время постарайтесь освободить ребенка от дополнительных кружков и секций. Чаще проводите время, вместе гуляя с ним на свежем воздухе или посмотрите интересный фильм.

И помните, что для ребенка самое главное — чувствовать любовь и заботу родителей. Это фундаментальная потребность и от нее зависит многое, в том числе тяга к знаниям.