Декабрь в разгаре, самое время подумать о главном символе праздника - новогодней елке. Когда она появляется в доме, вся его атмосфера наполняется трепетным ожиданием чуда и предвкушением зимней сказки. Интересно, что традиция украшать елку к зимним праздникам существует в абсолютно разных уголках планеты. Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества чуть ли не во всем мире?

Существует множество теорий происхождения традиции наряжать елку на зимние праздники, поэтому история возникновения этого ритуала весьма запутана и непонятна - кратко никак не расскажешь… Кстати, новогодней ель считается именно в странах бывшего соцлагеря, а во всем мире - она рождественская. Что же попробуем разобраться!

Как елочка стала символом: древние верования

Много-много лет назад, когда человечество находилось в зародыше своего развития с самым примитивным укладом жизни, одним из предметов поклонения для людей было дерево. Его одухотворяли и наделяли «высокодуховными» свойствами. По ряду преданий с разными вариациями считалось, что деревья - это живые существа, в которых живут души наших близких, отошедших в мир иной. Или же в ветках деревьев таятся духи, которые находят себе здесь комфортный приют. Так что украшать деревья еще в незапамятные времена люди начали для того, чтобы «задобрить» этих духов. Ведь они могут быть как благосклонны к еще живущим на Земле, так и агрессивны.

И в аспекте таких верований особая роль отводилась, конечно, вечнозеленым деревьям. Это же сродни какому-то чуду - все увядает, а в елях, соснах, туях и т. д. жизнь теплится и зимой, и летом. Так, древние люди верили, что это происходит потому, что они выбраны Солнцем. А оно как источник тепла и жизни - главное божество в большинстве языческих мифологий.


Истоки традиции наряжать елку в разных странах

Мифология славян предполагала веселье возле елового новогоднего символа - песни, пляски, игру на музыкальных инструментах. Таким образом, наши предки верили, что своим хорошим настроением разбудят богиню весны - Живу. Та, в свою очередь, должна была бы соблаговолить к людям и прислать на Землю своего сына - Света. На этом сложная цепочка событий не останавливалась: Свет, по преданиям, отправлялся в царство Деда Мороза, чтобы пробудить там жизнь и избавить Землю от оков льда.

А древние германцы, например, украшали свои дома ветками еловых деревьев в честь зимнего солнцестояния. Народность хантов подносила елям жертвы. Удмурты - зажигали на этих деревьях свечи и молились богам в первый день Нового года…

По одной из версий, ярче и интенсивней всего традиция наряжать елку на зимние праздники проявлялась в Германии. А оттуда уже и распространилась по всей Европе.

Елка, установленная в естественном положении, в каком мы ее узнаем - вероятнее всего появилась уже в XVI веке. По крайне мере, первые документальные данные о елке как о символе Рождества принадлежат к этому столетию. Тогда уже христианство начало шагать по свету, привнося новые традиции и впитывая языческие ритуалы: «прибрало к своим рукам» и елку, сделав ее рождественской.


Новогодняя елка: легенды

Откуда пошла традиция наряжать елку: теория Древнего Рима

Самые древние теории гласят, что истоки традиции украшать елку на зимние праздники находятся в истории Древнего Рима, который существовал с 753 до 476 гг. до н. е. Там было принято украшать еловыми жилища в честь бога земледелия Сатурна. Тогда они просто развешивали зеленые хвойные ветки по дому и украшали их свечами и какими-то блестящими безделушками. Эти, наиболее вероятно, самые первые ели свисали с потолков и были призваны защищать обитель от злых духов. Позднее, в первом тысячелетии нашей эры, когда христианство уже возникло, но еще не было сильно распространено, римляне отмечали 25-го декабря Праздник Солнца «Sol Invictus». И хоть христианство уже активно ползло по империи, Рождество еще не праздновали. Потому как не была установлена точная дата явления Христа на свет. Правда, было известно, что произошло это зимой, поэтому «Sol Invictus» постепенно преобразовался в его День рождения.


Елочка - рождественский символ: германская теория

Так, параллельно с древнеримской теорией существует и германская. Хоть германские племена не так известны миру, как Римская империя, но первые упоминания о их цивилизации датируются уже первым тысячелетием до н.э. в труде «Германия» автора Тацита. А в VIII—VI веках до н. э. они были вполне обособленной народностью, пусть и не имевшей официальной страны с названием «Германия».

Так вот уже с этими временами связаны легенды об германской традиции украшать ель. Доподлинно точно неизвестно, когда, но абсолютно точно, что еще в дохристианские времена в конце декабря у германцев существовал обычай празднования середины зимы. В подготовке к нему люди в своих домах ставили в воду веточки деревьев. Это могли быть фруктовые или черемуха. С особым трепетом к, так называемому, тогдашнему новому году, ждали цветения на этих веточках. Это был символ продолжения жизни в природе, несмотря на зимнее умирание. Зачастую «доморощенные деревья» и правда-таки радовали хозяев цветами и почками. Но так происходило далеко не всегда. И, конечно же, это считалось плохим знаком от Неба. А ведь эти растения в доме зимой призваны-то вселять надежду на весну и спасать от зимнего холодного уныния. Так что постепенно фруктовые ветки начали заменять вечнозелеными. И люди стали ставить в домах целые деревца: пихту, сосну, ель.

Истоки традиции новогодней елки: украинская версия

Есть еще одна смелая версия появления традиции наряжать елку, и она говорит, что зародился обычай именно в Украине и уже от нас попала в Западную Европу. Наши предки славяне - древние язычники, проживавшие на нынешней территории Польши и Украины, по преданиям, на праздник зимнего солнцестояния (который потом преобразовался в Рождество) создавали декор, символизирующий семя и новую жизнь. Они верили, что именно в эти зимние дни врата неба открываются, чтобы послать на землю новую жизнь, новые идеи, новое добро, новую судьбу и новую благодать. Это до сих пор сохранилось в мистическо-магических традициях наших святок. И в честь праздника наши прямые предки проводили «волшебный» ритуал с елкой - сжигание дерева. Перед торжественным ритуалом дерево украшали, в его огонь бросали семена, яблоки, орехи и монеты. Это символизировало просьбу благосклонности у богов.


Зачем наряжают елку верующие?

Есть и религиозные варианты происхождения рождественской символичности ёлки. По одной из легенд, все земные деревья пришли поздравить божественного младенца в ночь его рождения с явлением на свет. А кто смог добраться до Иисуса первым? Те, кто рядом росли. Вифлеемские пальмы, потом - буки, кипарисы, ивы, дубы и т.д., а вот самой последней пришла на поклонение - маленькая елочка из Севера. За пышным растительным окружением Христа, скромную ель совсем не было видно. Но вдруг на нее прямиком с неба начали падать звезды - северная красавица, украшенная звездным свечением, засверкала-засияла. Вот вам, например, и прекрасный вариант, как объяснить ребенку появление елки на Новый год.

Даже на происхождение в Германии традиции украшать ель на зимние праздник у христианства свой взгляд. Одна из религиозных легенд связывает появление елки как праздничного символа зимы в Германии со святым Бонифацием - ее крестителем. В VIII веке он проводил на этих землях, так сказать, священную религиозную пропаганду. До христианства германцы поклонялись дубу. И во время одной из проповедей Бонифаций захотел доказательным образом низвергнуть этот языческий символ, демонстративно срубив его. Дуб повалился, «потащив» за собой все окружающего его деревья. И на этом чистом пространстве выстояла только одна маленькая елочка. Бонифаций в сердцах и провозгласил ее деревом Христа. Вот и является ель с тех пор символом Рождества и появляется к концу декабря в европейских домах.

А есть еще легенда и у протестантов на эту тему. Они приписывают праздничной ели более позднее появление и связывают ее с именем Мартина Лютера Кинга. В XVI веке он сделал религиозную революцию в Германии, борясь против папской политики канонической католической церкви и вошел в историю как лидер Реформации. Так вот существует мнение, что он был одним из первых, кто поставил у себя дома нарядную ель в честь Рождества. Хоть этот обычай был, по сути, языческим и существовал задолго до него, Лютера можно смело назвать весомым популяризатором елочной традиции в Европе. В чем заключалась причина таких его действий по отношению к нашей любимой елочке, легенда не конкретизирует.

Также существует легенда, которая связывает истоки традиции украшать ель с иудейской Ханукой, которую тоже празднуют в декабре в честь прославления чуда. На праздник зажигают светильник, который состоит из восьми свечей. Некоторые ученые утверждают, Ханука - символичный прообраз нашего новогоднего дерева с призывом «елочка зажгись».


Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

Только в ХIХ веке можно сказать, что традиция наряжать елку «расцвела» в полной мере в мире. Тогда во всей Европе елка стала обязательным атрибутом рождественских и новогодних празднеств, хотя ее торжественное шествие началось значительно раньше.

В английской стороне елка впервые появилась в 1800 году при дворе короля Великобритании Георга III с подачи его жены Шарлотты, уроженки Германии. Но официальным зачинателем этой традиции в Англии считается король Альберт Саксен-Кобургский - муж королевы Виктории, тоже германец по происхождению. Потому что при Шарлотте елка стала мало кому известным декором для избранных аристократов.

А вот Альберт начал внедрять традицию наряжать елку в массы посредством личного примера в 40-х годах того же века. И в 1848 году в газете «Illustrated London News» появилась фотография королевской семьи возле пышной рождественской ели. И уже за каких-то 10 лет все англичане, восхищенные примером своей королевской семьи, с удовольствием наряжали в домах праздничные зеленые деревья. К тому же ель сразу стала здесь главным символом зимних веселей - теперь все торжества проходили вокруг елки.

Во Франции впервые установили рождественскую ель в 1807-м году по приказу Наполеона I в Касселе. Он узнал об этой традиции в военных походах и решил таким образом порадовать своих немецких солдат. А уже в 1837-м году нарядная ель появилась во французском дворце Тюильри при дворе короля Луи Филиппа по приказу Орлеанской герцогини, врожденной германской принцессы Хелены фон Макленбург. Правда, королевские особы не сочли нужным украсить праздничное дерево свечами, поэтому оно не сияло и не было привлекательным для масс. Так что во Франции традиция приживалось долго и не очень оживленно.

Точно известно, что в 1817-м ель появилась на официальных зимних праздниках в Венгрии. В 1820-м году - в Чехии, в 1829-м - в Скандинавии, а в 1840-м - и в Российской империи (стало быть и Украине, которая в то время была ее частью).

Во многих странах рождественская елка появилась благодаря Англии, потому что она активно «развозила» эту традицию по своим колониям.

И только к концу XIX рождественская традиция ели была завезена в США. И опять-таки, благодаря германским иммигрантам. Немцы, живущие в Америке, просто стали украшать и устанавливать ели возле своих домов, не скупясь на свечи и подарки в качестве украшения деревьев. Так что это зрелище впечатляло их соседей, и они стремительно брали с них пример. Обычай разносился по американским семьям так стремительно, что буквально каждый желал себе такого яркого нарядного украшения к рождественским праздникам.

Уже в 1848-м году в Нью-Йорке даже появилась первая елочная ярмарка. Отсюда и пошел обычай нарядных новогодних базаров. Там же в 1882 году на елке впервые появились электрические свечи, то есть наши любимые гирлянды. Их создали по специальному проекту вице-президента электро-компании «General Electric».


Символ Нового года и Рождества: первая официальная ель

Про то, где официально была установлена первая общественная ель на Рождество в Европе ведутся жаркие споры. Германцы утверждают, что в Страсбургском кафедральном соборе - 1539 год. На то даже есть доказательства Александра Демандта - знаменитого немецкого историка.


Официальные истоки традиции на Руси: елка и Петр I

Привить елку как символ зимних праздников жителям Российской империи пытался еще Петр I. Он привез елку в Российскую империю со своего первого путешествия в Европу в конце ХVII века. Тогда 20 декабря 1699 года в своем указе он ввел новый праздник: Новый год с 1-го сентября перенесли на 1-е января. Там же указывалось украшать к этому дню жилища из сосновых, можжевеловых и еловых ветвей - европейских символов Рождества. Но тогда его насильственные навязчивые действия не ввели эту традицию народ. Так, она венчала новогоднее убранство только в официальных зданиях.

Народ же не спешил следовать такому декору, а вот хозяева различных злачных заведений активно начали украшать экстерьер своих зданий еловыми деревьями. Видимо, для привлечения клиентов. С тех пор в народе повелось называть придорожные бары - «елками». Но на самом деле впервые елка попала в Россию в 1817-м году во времена правления Николая I. Потому что его жена была выходцем из германской Пруссии и скучая по родине попросила украсить дворец на зимние праздники елово-сосновыми.

И только в XIX веке пушистая красавица стала по-настоящему повсеместным народным символом Нового года. Тогда в 40-х годах первую публичную елку нарядили в здании петербургского Екатерининского вокзала местные иммигранты из Германии. Тогда ее пышно украсили фруктами и лентами, а увенчали большой звездой на макушке. По их примеру начали поступать городские жители, а потом и деревенские - так что к концу века практически в каждом доме стояла красивая рождественская ель.


Почему начали встречать Новый год с елкой в СССР?

Наша страна некоторое время была одной из республик Советского союза (этот факт мы отрицать не можем), а значит была подвержена властному влиянию партийного коммунизма Страны Советов. И у коммунизма к праздничному хвойному дереву было свое особое отношение. Так с началом истории Советского Союза в 20-е годы, естественно, Рождество, как и все религиозные обычаи, праздновать было о запрещено. В следствие категорического неприятия Лениным христианства и т. п. в немилость попала и нарядная зимняя ель, а Дед Мороз приравнивался к врагам народа. Все это преподносилось пропагандой как злостные буржуйские традиции. Но ель - весьма живучий символ праздника! В конце концов он с язычества пережил навалу христианства, так и коммунизм победил.

Уже через 10 лет, оказалось, что партии нужна волшебная зимняя сказка. Ведь зима, как ни крути, тяжелое и депрессивное время, которое без мистики и огоньков, раскрашивающих облезлую природу, трудно пережить даже во имя построения светлого коммунизма. Так советская власть решила реабилитировать нарядную елку, но уже убрав ее привязку к Рождеству - в новый культ было возведено празднование Нового года. Теперь вечнозеленое дерево в СССР стало символом нового советского года, который сулит новые победы и свершения в борьбе за всеобщее равенство и благоденствие. Украшать елку разрешалось чем угодно, но только не буржуазно-религиозными символами. Так Вифлеемская звезда на верхушке праздничного дерева была заменена на коммунистическую - и делу с концом.

Новогодняя елочка, без преувеличений, дарила сказку и ощущение чуда в холодные темные дни, не только детям, но и взрослым людям. Помогла пережить и страшные военные годы. Тогда елочная мода была не замысловатой - ее украшали игрушками, сделанными вручную, или подручными материалами, отражавшими суть времени. Военные елочные украшения - это собачки-санитары, пистолеты, парашютисты. Позднее советская идеология приложила руку и к этому. На елках стали появляться красноармейцы, флаги, пионеры, автомобили «Победа», снежинки с серпом и молотом. В 50-е -во времена расцвета сельского хозяйства и знаменитых Хрущевских с/х реформ на новогодней елке появилась игрушечная кукуруза. А в 60-е, эпоху космонавтики - спутники, космонавты, авиаторы и даже мирный атом. Интересно, как это выглядит?

Все мы с детства обожаем наряжать новогоднюю елку. Эта традиция имеет давнюю историю и берет свое начало из библейских легенд. Почему же принято украшать именно хвойные деревья и откуда взялась эта традиция?

На этот счет есть несколько притч и сказаний.

По христианскому преданию в ночь, когда на свет появился Сын Божий, на небе загорелась яркая звезда. Увидев божественный знак, к Вифлеему направились не только люди, но и растения. Все хотели показать великую радость и преподнести младенцу подарок: цветы, фрукты и ягоды.

На великое событие из северных земель спешила ель. Она пришла самой последней и стеснительно встала в сторонке. В спешке ель забыла о подарке для новорожденного Спасителя. Тогда растения один за другим стали отдавать ели свои дары: плоды, лепестки, яркие цветы. Дерево преобразилось, стало красивым и радостно подошло к Иисусу. Малыш улыбнулся и на верхушке ели засияла яркая звезда.

По другой легенде, в пещеру к Спасителю хвойное дерево не пропустила пальма, упрекнув ее острыми колючками и липкой смолой. Скромная Елочка не стала оправдываться и грустно наблюдала за всем в сторонке. Тогда один из ангелов смилостивился и обогатил ее ветви сияющими звездами.


Увидев такую красоту, младенец улыбнулся и подал ручку прекрасному дереву. С тех пор Ель стала знамением великого праздника Рождества Христова.

Новогодняя традиция в Северной Европе

С незапамятных времен европейцы верили в существование лесных духов, живущих в густой чаще, особенно на соснах, елях и пихтах. Они верили, что метели и вьюги – это проделки духов. Что бы задобрить таинственных существ, люди всеми способами старались им угодить: украшали хвойные деревья, приносили подношения, проводили таинственные ритуалы.

Традицию устанавливать вечнозеленое дерево в доме связывают с именем святого Бонифация. Притча гласит, что проповедник, донося язычникам Слово Божье, срубил могучее дерево бога Тора, дабы показать его бессилие. Падая, оно повалило вокруг все деревья, оставив нетронутой ель.

Считается, что в самом начале существования традиции елку не украшали, а просто ставили в доме. Впервые ее украсил Мартин Лютер в 1513 году. В память о Спасителе он установил на верхушке дерева Рождественскую звезду. Многие последовали примеру Лютера.


Традиция приобрела массовый характер лишь в средине XIX века. Жители Англии, Франции и Америки стали приносить домой ветки хвойных деревьев, украшая их яблоками, цветной бумагой и другими предметами.

Распространение обычая в Российской Империи

Традицию украшать ель внедрил Петр I. Первое время, откровенно говоря, обычай не приживался. Скорее всего, это связано с тем, что на Руси издревле путь покойного стелился ветками хвои. Так что с праздником и весельем это не ассоциировалось.

Возрождение традиции произошло благодаря княгине Александре Федоровне, имевшей немецкие корни. В канун 1819 года в царской резиденции в Москве она велела поставить елку и нарядить ее разными украшениями. Царскому примеру последовал и простой люд.

С приходом советской власти упоминание о православии и религии в целом, всячески пресекалось. Гонению подвергались все рождественские атрибуты, в том числе традиция украшать новогоднюю елку. Так продолжалось до 1935 года, пока в коммунистической газете не появилась статья с заголовком «Устроим детям праздник – украсим новогоднюю ель».


Руководство страны поддержало инициативу и через какое-то время в магазинах стали появляться игрушки и украшения. Все же возрождение традиции не могло пройти мимо советского аппарата, и вместо Вифлеемской звезды на верхушке устанавливали символ коммунизма – звезду красную.

Сегодня елка ассоциируется с Новым Годом, Дедом Морозом, праздником и весельем. С особенной радостью к украшению хвойной красавицы приступают детишки.

Новогодние праздники у нас прочно ассоциируются с наряженной елкой, на которой сияют разноцветные огни, таинственно переливаются стеклянные шары, мерцают бусы и нити гирлянды. Нам кажется, что так было всегда. Но так ли это на самом деле?

Древние истоки обычая

Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Рождественская ель и Мартин Лютер

Прошло много лет, в Европе уже давно повсеместно было принято христианство. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Все это беспокоило священника и реформатора Мартина Лютера. Существует предание о том, что однажды в канун Рождества он шел по заснеженному лесу, печалясь такому поведению своей паствы. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звездам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшал верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Лютеру понравилась такая аналогия - он нашел решение проблемы. Елку доставили в дом священника, и он украсил ее свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Так и появилась эта традиция.

Новогодние елки в Европе и России

На самом деле, нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать елку. Хотя легенда и приписывает ее Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 годом. В те времена их украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами. И только в начале 19 века этот обычай распространился по всем европейским странам. А в Америке украшенные ели стали повсеместным атрибутом Рождества к середине 19 века.

Откуда взялась эта традиция в России?

Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.

Елка в Советском Союзе

Однако следует отметить, что наряженная елка была атрибутом Рождества, то есть религиозного праздника. И естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. К счастью, идеологические мотивы вскоре были забыты, а у нас и сегодня есть возможность наряжать новогоднюю елку.

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами: а откуда пришла к нам ёлка? Что она символизирует? Почему именно ёлка неотъемлемый атрибут на Рождество и ? Когда же появилась у нас ёлка и откуда она пришла, и попытаемся выяснить мы в данной статье. В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений . Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская …»

Как вам уже известно из статьи , традицию празднования Нового Года с ёлкой в Россию своим указом принёс в 1699 году. Вот небольшой фрагмент из этого указа (буква «ъ » в конце слов не читается):

«…нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде , после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно…»

Тем не менее, к будущей рождественской ёлке указ императора Петра имел всего лишь косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Этим ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала уже намного позже. Текст государева указа свидетельствует нам о том, что для Петра во вводимом им обычае, с которым он познакомился во время европейского путешествия, важной была как эстетика – дома и улицы велено было украсить хвоей; так и символика – декорации из вечнозелёной хвои следовало создавать в ознаменование празднования именно .

Важно, что петровский указ от 20 декабря 1699 года является, чуть ли не единственным документом по истории ёлки в России XVIII века. После смерти самозванца новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причём эти ёлки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – «ёлки-палки ».

Государевы предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений , которые перед Новым Годом продолжали украшать . По этим ёлкам, которые были привязаны к колу, установлены на крышах или же воткнуты у ворот, опознавались кабаки. Ёлки стояли там до следующего года, накануне которого старые заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла» . Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. Иногда же вместо ёлки на крышах кабаков ставились сосенки: «Здание кабака... состояло из старинной двухэтажной избы с высокой кровлей... На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка ; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

А в стихотворении Н.П. Кильберга 1872 года «Ёлка» кучер искренне удивляется тому, что барин по вбитой у дверей избы ёлке не может признать в ней питейного заведения:

«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита ёлка ...
Что это?.. – Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак !..»

Вот почему, кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем »; «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься »; «ёлка (кабак) чище метлы дом подметает ». Вскоре, весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрёл «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять » – пьянствовать, «идти под ёлку » или «ёлка упала, пойдем поднимать » – идти в кабак, «быть под ёлкой » – находиться в кабаке; «ёлкин » – состояние алкогольного опьянения и т.п.

Где же зародился праздник ёлки?

Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено , громадный кусок дерева или пень , который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространённому верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян – это так называемый бадняк , у скандинавов – juldlock , у французов – le buche de Noël (рождественский чурбан, что, по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух – русское обух – обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов – норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка ).

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии , где ель во времена ведической была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель ». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.

После крещения и латинизации славянских народов (чистокровные немцы – это не арийцы, а славяне, точнее святорусы – голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной Германии, обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева , устанавливая в домах уже не на , а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum (интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее – святой ночи полено , где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет ). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

Рождественское дерево со свечами и украшениями впервые упомянуто в 1737 году. Пятьюдесятью годами позже датируется запись некой баронессы, которая утверждает, что в каждом немецком доме «приготавливается еловое дерево, покрытое свечами и сластями, с великолепным освещением» .

Во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noël) , и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в северных странах. В рассказе-стилизации писателя-эмигранта М.А. Струве «Парижское письмо», где описываются «первые парижские впечатления» русского юноши, отмечавшего Рождество 1868 года в , говорится: «Комната... встретила меня приукрашенной, но ёлки , любезной мне по петербургскому обычаю, даже хотя бы и самой маленькой, в ней не оказалось …»

Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы, под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга…

Теперь, зная правду о ёлке и праздниках, с ней связанных, можно отлично отпраздновать Рождество Солнца (подробности читайте в моей статье ) и без ёлки, и без Деда Мороза, и без и не в полночь, и самое главное – в настоящий день Рождения Солнца , который празднуется вечером с 24-го на 25 декабря, а не по нашему стилю с 6-го на 7-е января.

Получается, что весь христианский мир правильно празднует Рождество Солнца , а нас, русов, как всегда, обманули и подсунули нам чужих богов, чужие традиции и праздники, и в чуждые истине дни! Празднуя, не забывайте, ради чего все собрались за столом, и чьё Рождество празднуете…