Малышу около полугода. Одного лишь маминого молочка ему уже недостаточно, и самое время начать знакомство со «взрослой» едой. Мнения педиатров по поводу возраста, оптимального для начала прикорма менялись. 20-30 лет назад 3-месячного младенца в обязательном порядке знакомили с яблочным соком и начинали прикармливать манной кашей. Сейчас же специалисты пришли к выводу, что прикорм стоит вводить в возрасте около полугода. До этого времени желудок крохи еще недостаточно подготовлен к твердой пище.

Изменилась и основная схема прикорма. Теперь положено начинать вовсе не с соков. Напротив, из-за содержания агрессивных фруктовых кислот они признаны слишком раздражающими для желудка малыша. Лучший вариант для первого знакомства с твердой пищей - каши. Они должны быть безмолочными из круп, не содержащих глютен. Это гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая каша. Глютен не стоит вводить рано из-за возможных аллергических реакций.

По этой же причине стоит повременить и с коровьим молоком. Этот продукт можно попробовать в годовалом возрасте.

А вот овощи, в отличии от фруктов, вводить в полгода можно и даже нужно. Только не все подряд. Остерегайтесь красных и розовых овощей. Помидоры и редис - табу для грудничка. У малыша будут высыпания даже если кормящая грудью мама позволит себе салатик с редиской или стакан томатного сока.

Отдайте предпочтение зеленым дарам грядок. Кабачок, цветная капуста, даже тыква - то, что надо. Кстати, необязательно покупать баночное пюре. Можно нарезать свежие овощи кубиками, и хранить в морозильнике. Доставать понемногу, отваривать, протирать через сито, на мелкой терке, и кормить малыша.

Месяцев в 7 можно вводить фруктовые пюре. Только помните, каждый новый продукт давайте не ранее 3 дней с момента введения предыдущего. В этом случае легко отслеживать реакцию организма малыша на новый продукт.

Через несколько месяцев можно заменить протертые овощи на мелко нарезанные. Постепенно размер кубиков нужно увеличивать.

К году в рационе ребенка уже вполне могут присутствовать отварное или паровое мясо, прокрученное через мясорубку, коровье молоко, все виды круп. Даже помидоры уже не так страшны, хотя меру соблюдать по прежнему следует.

С каждым месяцем родителей все больше занимает вопрос: «Когда малышу можно давать ту же пищу, которую готовите для себя». Здесь все зависит от того, чем родители питаются. Ведь не давать же в 1,5-2 года ребенку жаренную картошку или сосиску с кетчупом.

Если родители готовы перейти на более здоровый рацион, тогда можно смело кормить ребенка своей пищей. По крайней мере в этом возрасте дети обычно самостоятельно кушают отварной картофель - как в виде пюре, так и кусочками - каши с молоком и без. Котлетка или кусочек мяса обычно тоже не составляют особого труда. У многих детишек «на ура» идут разнообразные супчики и борщ.

Все это кушать можно. Главное, чтобы в меню ребенка не было жаренных блюд. Конечно, можно слегка обжарить котлету, но все равно потушить ее с водой или приготовить в пароварке. Даже овощи для супа и борща лучше не обжаривать.

То же касается и приправ. Немного присолить, поперчить и добавить традиционный лавровый лист не повредит никому. Но о смешанных приправах, в большинстве которых содержится глутамат натрия, лучше забыть. Не подходите и к разноцветным газированным напиткам - они и взрослым-то пользы не принесут, не говоря уж о детишках. Лучше сварите натуральный компот.

Блюда запеченные в духовке ребенку давать можно - они считаются диетическими. Иногда можно даже побаловать чадо блинчиком.

Что касается сладостей, то не стоит идти на поводу у ребенка и покупать ему леденцы на палочке, жвачки, колу. Шоколад особой пользы малышу тоже не принесет, но иногда можно побаловать конфеткой. И не давайте деткам колбасу. Ведь мы не знаем что на самом деле в ней содержится. Лучше кусочек натурального мяса или рыбы отварить.

Одним из самых частотных является вопрос о том, как накормить ребёнка. Поскольку первый человек, который даёт младенцу еду, это его мама, то и “плохой” аппетит, и отказ от пищи, и страх перед новыми продуктами и блюдами у малыша часто связаны с психологическими проблемами матери. Бывают, конечно, и чисто физиологические причины, но в своей работе я стараюсь анализировать и психологическую составляющую. Перед тем, как вы прочитаете сегодняшний вопрос-ответ, приведу пример из своей практики.

Из отделения по снижению веса ко мне на консультацию был направлен пациент, мужчина, 45 лет, с весом 170 кг. На первой встрече при сборе анамнеза (сбор истории человека) мне удалось выяснить,что через несколько дней после рождения сына его мать попала с острым аппендицитом в стационар, а малыш остался с отцом. Прошло несколько часов, пока мужчина нашёл способ накормить ребёнка. С тех пор всё своё младенчество мальчик “объедался”, он словно не верил, что еда будет всегда. Всё бы ничего, но его мать, вернувшись из больницы, не нашла нужных слов, чтобы успокоить сына. Да и по сей день (надо сказать, мужчина со своей женой и ребёнком живут с его родителями), увидев его с тарелкой, мать с раздражением говорит:”Ну сколько ты можешь жрать?”. Как вы думаете, к какой реакции приводят эти слова?

Тема еды вечна, без неё невозможна жизнь, поэтому мы не раз ещё вернёмся к связанным с ней вопросам!
ВОПРОС: Добрый день, уважаемая Лариса! Спасибо за Ваши видеолекции и сайт в целом. Очень помогают. У меня первый ребенок, конечно, вопросов море, а получить внятный ответ от врача не всегда получается.

Нашей малышке 10,5 месяцев. Девушка с характером. В 4 месяца пыталась отказаться от груди в течение 2-х месяцев, но я не сдалась. Сейчас все еще на грудном вскармливании. Она, тьфу-тьфу, хорошо ест овощи из банок, каши (растворимые). Фрукты, практически, не даю - страх, что начнет есть только сладкое. С 7 месяцев давала еду со своей тарелки. Знаю, что к году 
ребенка нужно кормить с общего стола, но она это ест либо очень медленно и неохотно, либо давится и не ест вообще. Если проворачивать еду с общего стола в блендере, вообще получается липкое месиво, которое, по-видимому, прилипает, и дочка давится. Поэтому разминаю еду вилкой, но в рот при этом много не дашь, чтобы не начался рвотный рефлекс.

Очень переживаю, вдруг ребенок так и будет есть только то, что льется в рот, то есть пюре из банок и жидкие кашки. Для сравнения даю блюдо с общего стола, а потом пюре из банки. Если это пюре, ребенок сразу
 с энтузиазмом открывает рот, как только перехожу на обычную еду, все замедляется и замирает. Как быть? Продолжать пытаться кормить с общего стола или сделать паузу и кормить только банками, пока не подрастет?
C уважением,
 Елена

ОТВЕТ: Здравствуйте, Елена! На Ваш вопрос можно было ответить очень просто: не торопитесь! Всему своё время! Есть дети, которых в год словно переключают, и они разом отказываются от протёртой пищи и переходят на общий стол.

Однако в Вашем рассказе есть деталь, которая не даёт мне возможности ограничиться таким ответом. Это упоминание о том, что девочка отказывалась от груди в возрасте 4 месяцев. Жаль, что я не могу порасспрашивать Вас, а должна дать ответ, имея лишь эту информацию. Иначе я спросила бы, разобрались ли Вы в причине такого отказа? Если посмотреть , то станет понятно, что я всегда пытаюсь разобраться в психологических причинах, казалось бы, очень физиологических вещей. Когда знаешь эти причины, легче помочь!

Мой первый вопрос был бы следующий: “А как у Вас у самой обстоят дела с аппетитом и чувством голода? Что говорит мама о том, как Вы ели в младенчестве?” Очень часто проблемы младенцев зависят от подобных проблем у их матерей. Тем более, что у Вас это первый ребёнок, и именно девочка, т.е. шанс повторить проблемы мамы у нее велик, поскольку она бессознательно идентифицируется с Вами.

Второй вопрос: “В те дни, когда девочка начала отказываться от еды, не возобновились ли у Вас менструации?” Бывает, что ребёнок остро чувствует появление возможности новой маминой беременности. Для женщины на бессознательном уровне “заканчивается” история полного слияния с рожденным младенцем, и она как бы становится готовой к появлению следующего ребенка. Поймите меня правильно: понятно, что ни одна женщина не готова на сознательном уровне думать и желать новой беременности в то время, когда у её груди ещё совсем малыш, но речь идёт о бессознательном, читать которое младенцы умеют лучше, чем психоаналитики.

Если и здесь я оказалась бы не права, то задала бы еще один вопрос: “Не было ли каких-то проблем во время беременности на сроке 4 месяцев?” Психологам известно, что младенец в свои первые 9 месяцев жизни словно “повторяет” свои девять месяцев в утробе. Кроме того, я бы спросила: “Откуда у Вас страх, что малышка будет есть только сладкое? Да такой сильный, что лишаете девочку удовольствия есть фрукты?” Похоже, что у Вас есть свои комплексы, связанные с едой.

Вся эта информация нужна нам для того, чтобы понять, какой разговор Вам нужно составить с дочерью. Да-да! Вам, Лена, нужно поговорить с девочкой, и именно это может помочь наладить её непростые отношения с едой. Сейчас её проблема состоит в том, что она не интересуется взрослой едой, её как будто бы устраивает только младенческая пища (она словно не хочет вырастать).

Пример такого разговора может быть следующим (я буду фантазировать, потому что очень мало о Вас знаю): “Доченька, я вижу, что ты хочешь подольше оставаться маленькой. Может быть, потому что думаешь, что я меньше буду проводить с тобой времени? Я тебя понимаю, у меня и у самой непростые отношения с едой, но ведь без еды невозможно жить и расти! Ты знаешь, я готова ждать, пока ты не решишь, что тебе пора вырастать и кушать взрослую еду! И знай, какой бы взрослой ты ни была, всегда можешь рассчитывать на мою помощь!”

Не знаю, помог ли мой ответ. Буду благодарна, если Вы напишите комментарий к этому материалу. Всего Вам самого доброго!
С уважением, Лариса Свиридова

Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы . Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?

В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Нужная консистенция.

Жуй, глотай.

Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы, малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

1 этап — 4-6 месяцев.

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.

Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 — 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 — 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.

Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту. При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

2 этап – 7-9 месяцев

В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 — 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).

3 этап – 10 — 12 месяцев.

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.

4 этап – старше 12 месяцев.

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 — 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Малышу около полугода. Одного лишь маминого молочка ему уже недостаточно, и самое время начать знакомство со «взрослой» едой. Мнения педиатров по поводу возраста, оптимального для начала прикорма менялись. 20-30 лет назад 3-месячного младенца в обязательном порядке знакомили с яблочным соком и начинали прикармливать манной кашей. Сейчас же специалисты пришли к выводу, что прикорм стоит вводить в возрасте около полугода. До этого времени желудок крохи еще недостаточно подготовлен к твердой пище.

Изменилась и основная схема прикорма. Теперь положено начинать вовсе не с соков. Напротив, из-за содержания агрессивных фруктовых кислот они признаны слишком раздражающими для желудка малыша. Лучший вариант для первого знакомства с твердой пищей - каши. Они должны быть безмолочными из круп, не содержащих глютен. Это гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая каша. Глютен не стоит вводить рано из-за возможных аллергических реакций.

По этой же причине стоит повременить и с коровьим молоком. Этот продукт можно попробовать в годовалом возрасте.

А вот овощи, в отличии от фруктов, вводить в полгода можно и даже нужно. Только не все подряд. Остерегайтесь красных и розовых овощей. Помидоры и редис - табу для грудничка. У малыша будут высыпания даже если кормящая грудью мама позволит себе салатик с редиской или стакан томатного сока.

Отдайте предпочтение зеленым дарам грядок. Кабачок, цветная капуста, даже тыква - то, что надо. Кстати, необязательно покупать баночное пюре. Можно нарезать свежие овощи кубиками, и хранить в морозильнике. Доставать понемногу, отваривать, протирать через сито, на мелкой терке, и кормить малыша.

Месяцев в 7 можно вводить фруктовые пюре. Только помните, каждый новый продукт давайте не ранее 3 дней с момента введения предыдущего. В этом случае легко отслеживать реакцию организма малыша на новый продукт.

Через несколько месяцев можно заменить протертые овощи на мелко нарезанные. Постепенно размер кубиков нужно увеличивать.

К году в рационе ребенка уже вполне могут присутствовать отварное или паровое мясо, прокрученное через мясорубку, коровье молоко, все виды круп. Даже помидоры уже не так страшны, хотя меру соблюдать по прежнему следует.

С каждым месяцем родителей все больше занимает вопрос: «Когда малышу можно давать ту же пищу, которую готовите для себя». Здесь все зависит от того, чем родители питаются. Ведь не давать же в 1,5-2 года ребенку жаренную картошку или сосиску с кетчупом.

Если родители готовы перейти на более здоровый рацион, тогда можно смело кормить ребенка своей пищей. По крайней мере в этом возрасте дети обычно самостоятельно кушают отварной картофель - как в виде пюре, так и кусочками - каши с молоком и без. Котлетка или кусочек мяса обычно тоже не составляют особого труда. У многих детишек «на ура» идут разнообразные супчики и борщ.

Все это кушать можно. Главное, чтобы в меню ребенка не было жаренных блюд. Конечно, можно слегка обжарить котлету, но все равно потушить ее с водой или приготовить в пароварке. Даже овощи для супа и борща лучше не обжаривать.

То же касается и приправ. Немного присолить, поперчить и добавить традиционный лавровый лист не повредит никому. Но о смешанных приправах, в большинстве которых содержится глутамат натрия, лучше забыть. Не подходите и к разноцветным газированным напиткам - они и взрослым-то пользы не принесут, не говоря уж о детишках. Лучше сварите натуральный компот.

Блюда запеченные в духовке ребенку давать можно - они считаются диетическими. Иногда можно даже побаловать чадо блинчиком.

Что касается сладостей, то не стоит идти на поводу у ребенка и покупать ему леденцы на палочке, жвачки, колу. Шоколад особой пользы малышу тоже не принесет, но иногда можно побаловать конфеткой. И не давайте деткам колбасу. Ведь мы не знаем что на самом деле в ней содержится. Лучше кусочек натурального мяса или рыбы отварить.