В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта — весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины — на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик — эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подростки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

Половина говйна ломится,

Хлеб да редька спереводится.

За это поющие получали выпеченные кресты и другое вознаграждение.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием вешним, зеленым Юрием, а 23 апреля — Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отомкнуть землю и выпустить тепло.

Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вербой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные магические действия с целью сохранить стадо в течение лета. Например, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.

Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье — самобытный русский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распушившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приготовлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с языческими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с горки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо — чье разобьется.

В первый день Пасхи в западных районах совершались обходы дворов волочебщиками — группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных рефренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древнюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответствовало наступлению теплой поры года и пробуждению природы. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход — поздравление молодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, крашеных яиц).

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с растительной природой пробуждались души умерших. Кладбище посещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, брагу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годовой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" — в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и — осенью — Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на могилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответствовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели — одно из любимых народных развлечений — когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. — древнейшие магические действия, встречающиеся у разных народов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться". У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно повторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.

В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капель­ницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-

грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта - весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки вы­бегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни - веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Вес­ну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщи­ны - на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рас­считано на естественный природный отклик - эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подрос­тки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

Половина говйна ломится,

Хлеб да редька спереводится.

За это поющие получали выпеченные кресты и другое воз­награждение.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием веш­ним, зеленым Юрием, а 23 апреля - Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была зем­ля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отом­кнуть землю и выпустить тепло.

Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вер­бой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные маги­ческие действия с целью сохранить стадо в течение лета. На­пример, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.



Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье - самобытный рус­ский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, це­лебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распу­шившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освяща­лись в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных - для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приго­товлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхаль­ным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с язычес­кими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ри­туалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и бо­гатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизи­ровало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с гор­ки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо - чье разобьется.

В первый день Пасхи в западных районах совершались обхо­ды дворов волочебщиками - группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных реф­ренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древ­нюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответ­ствовало наступлению теплой поры года и пробуждению приро­ды. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход - поздравление мо­лодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, краше­ных яиц).

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с расти­тельной природой пробуждались души умерших. Кладбище по

сещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, суббо­ту и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, бра­гу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усоп­ших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годо­вой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" - в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и - осенью - Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на мо­гилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответст­вовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начи­нались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, кото­рые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели - одно из любимых народных развлечений - когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. - древнейшие магические действия, встречающиеся у разных наро­дов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться"1. У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно по­вторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

Хоровод - древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Первоначаль-

но это были весенние обряды в честь солнца (Хорса) и сопро­вождались зажиганием огней.

Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Ни­кольские, ивановские, илъинские, успенские, семенинские, капустин-ские, покровские.

Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на на­борные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчи­вали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направ­ленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграр­ного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Неред­ко они объединялись ("Цы просо сеяли, сеяли...", "Хмель мой, хмелюшко...", "Заинька, по сенечкам Гуляй-таки, гуляй...").

Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали вос­приниматься только как развлечение.

В конце весны - начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зеленые святки (троицко-семицкие обря­ды). "Зелеными" они названы потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" - так как совпадали с цер­ковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" - потому что важным днем обрядовых действий был семик - четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.

Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу растительности со­единялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в них не допускалось). Эти обряды восходили к важ­нейшей инициации языческих славян - принятию в род по­взрослевших девушек как новых его матерей.

В семик завивали березку. Девушки с песнями шли в лес (иногда в сопровождении пожилой женщины - распорядительницы об­ряда). Выбирали две молодые березки и связывали их верхушки, пригибая к земле. Березки украшали лентами, из веток заплета­ли венки, приплетали ветки к траве. В других местах украшали одну березку (иногда под березку сажали соломенную куклу - Марену). Пели песни, водили хороводы, ели принесенную с со­бой еду (обязательной была яичница).

При завивании березки девушки кумились - целовались Через березовые ветви-и обменивались кольцами или платками. Друг

друга они называли кумой. Этот обряд, не связанный с христи­анскими представлениями о кумовстве, А. Н. Веселовский объяс­нял как обычай посестринства (в древности все девушки одного рода действительно были сестрами)1. Березку они также как бы принимали в свой родственный круг, пели о ней ритуальные и величальные песни:

Покумимся, кума, покумимся

Мы семицкою березкой покумимся.

Ой Дид Ладо! Честному Семику.

Ой Дид Ладо! Березке моей.

На Троицын день ходили в лес развивать березку и раскумля-лисъ. Надев венки, девушки гуляли в них, а потом бросали в реку и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по реке - девушка выйдет замуж; если его прибьет к берегу - останется еще на год в родительском доме; утонувший венок предвещал смерть. Об этом пели ритуальную песню:

Красны девицы

Веночки завили,

Люшечки-люли,

Веночки завили. ...

В речку бросали,

Судьбу загадали...

Быстра речка

Судьбу отгадала...

Коим девушкам

Замуж идти...,

Коим девушкам

Век вековать...,

А коим несчастным

Во сырой земле лежать.

Была и такая разновидность обряда: украшали (а иногда на­ряжали в женскую одежду) срубленную березку. До Троицына дня ее носили по деревне с песнями, величали, "угощали" ее в избах. В воскресенье несли к реке, разряжали и бросали в воду под причитания. Этот обряд сохранил отголоски очень архаич­ных человеческих жертвоприношений, березка стала замести­тельной жертвой. Позже бросание ее в реку рассматривалось как обряд вызывания дождя.

Обрядовым синонимом березки могла быть кукушка. В неко­торых южных губерниях «е делали из травы "кукушкины слез­ки": одевали в маленькую рубаху, сарафан и платок (иногда - в костюм невесты) - и шли в лес. Здесь девушки кумились между собой и с кукушкой, затем клали ее в гробик и зарывали. На Троицын день кукушку откапывали и сажали на ветки. Этот ва­риант обряда отчетливо доносит идею умирания и последующе­го воскрешения, т. е. инициации. Когда-то, по представлениям древних, инициируемые девушки "умирали" - "рождались" жен­щины.

Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Русальная неде­ля могла не совпадать с Троицкой.

Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погу­бить. У женщин и девушек русалки якобы просили одежду, по­этому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание ру­салок в ржаном или конопляном поле содействовало цветению и урожаю. В последний день Русальной недели русалки покида­ли землю и возвращались на тот свет, поэтому в южнорусских областях совершался обряд проводов русалки. Русалку могла изоб­ражать живая девушка, однако чаще это было соломенное чуче­ло, которое с песнями и плясками несли в поле, там сжигали, у костра плясали и прыгали через огонь.

Сохранился и такой тип обряда: двое рядились лошадью, ко­торую также называли русалкой. Русалку-коня под уздцы вели в поле, а вслед за ней молодежь водила хороводы с прощальными песнями. Это называлось проводить весну.


В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


Святых Сорок Мученников Севастийских

Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


Белокрылые жаворонки

В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

Жаворонки, прилетите,
студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

Птичка. Автор И.Гаркавенко

На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

«Запускание жаворонков»

Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


Красная горка в селе Усть – Цильма

На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Святая Троица

На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

У нас в году два праздника:
Семик да Троица,
Ай, лилё, да лилё,
Семик да Троица

Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

Вью, вью я венок!
Завивайся берёзонька
Вью, вью я венок!
Завивайся кудрявая
Вью, вью я венок!
Мы покумимся кумушка
Вью, вью я венок!
Поцелуемся голубушка
Вью, вью я венок!

В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


Троицкие гуляния в Омской области

Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

Кукушечка-рябушечка!
Окстись! Окстись!
На все стороны,
На Божий свет!
Окстись! Окстись!

Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы

Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

"Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдет весна, да Троица
Все забавы скроются".

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


Фото Нистратова В. Похороны Костромы

Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


Гравюра, конец XVIII века

Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

Вариант первый

1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

Вариант второй. Современная версия

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html


Анна Гайгер
Сценарий праздника «Как на Руси Весну встречали-величали»

[Сценарий праздника

«Как на Руси Весну встречали - величали .

Цель :Прививать любовь к истокам, народным праздникам и традициям России .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о народных традициях встречи Весны на Руси

2. Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси .

3. Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку в зал (садятся на места)

mp3 № 1 «Песнь жаворонка»

Воспитатель :

Здравствуйте ребята! Вот и подошел к концу наш с вами проект. Кто пом-нит, как он назывался? Ответы детей : «Как на Руси весну встречали- вели-чали » .

Слайд 1-3 (Зима, Масленица)

Вопрос : Ребята, что вы видите на картине? Какой праздник встречает рус-ский народ на гулянье?

Ответы детей : Русский народный праздник - Масленица .

Вопрос : Чему посвящён этот праздник ? Какие обычаи этого праздника вы знаете ?

Ответы : Масленица - русский народный праздник , проводы Зимы, в эти дни люди выходили на улицы с песнями и хороводами, пекли блины. Праздновали Масленицу всю неделю, и в последний день праздника сжи-гали чучело – Масленицу.

Слайд 4-6. (Ранняя весна )

Воспитатель : Наступила весна , но робки и неуверенны ее первые шаги : то и дело зима давала знать о себе, не желая расставаться с былым могуще-ством. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны .

Вопрос : Что такое закличка? Для чего нужны были заклички?

Ответы. Весну ждали , встречали , закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Воспитатель : Сейчас я попрошу вас рассказать заклички Весны ?

Дети :

Весна , весна красная !

Со льном высоким,

Приди, весна , с радостью,

С корнем глубоким,

С великой милостью :

С хлебом обильным!

Весна , весна , проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Воспитатель : О весне складывали стихи , пели песни, ей посвящали хоро-водные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Выходи скорей народ на весёлый хоровод весну закликать , ярило солнце прослав-лять.

Mp3 №2 Хоровод «На лужок, на лужок кличет детушек рожок» (Остановились на полукруге)

Слайд 7 (Ручей)

Воспитатель : Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом при-ближается Весна…вставайте в ручеёк , приблизим своей игрой приход Весны . (дети под музыку перестраиваются в «ручеёк» )

(Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы полу-чился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет) Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Mp3 №3 Игра «Ручеёк»

(сели на места)

Слайд 8 (берёза)

Вопрос : Какое дерево изображено на картине? Почему русский народ, так любит Берёзу?

Ответ : Слово «Берёза» , от слова беречь, оберегать, люди раньше верили в царицу леса – Берегиню.

Берёза давала сок, из берёзы делали поделки - обереги.

Воспитатель : В древности Новый год на Руси встречали 1 марта и укра-шали истинно русское дерево – берёзу «куклами мартиничками» .

Вопрос : Что такое мартичнка?

Ответ : Мартиничка – это кукла, которую изготовляли из ниток, бумаги, ленточек, цветных лоскутков, выходили на улицу и наряжали деревья, чаще всего – берёзу.

Воспитатель : Выходите поскорей, берёзу наряжать.

Дети выходят под музыку, наряжают веточки «мартиничками» ведут хоровод.

Mp3 № 5 «В хороводе были мы»

(сели на места)

Слайд 9 (Жаворонки) Mp3 №6 «Пение жаворонка»

Вопрос : Дети, какая птица так поёт?

Ответ : Жаворонок

Воспитатель : на Руси праздновали «День жаворонков»

Вопрос? Кто может рассказать, что это за праздник , и как его отмечали?

Ответ : В домах пекли их теста жаворонков, делали из глины птиц,

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закли-кать жаворонков, а с ними и весну .

Воспитатель : Спойте весёлую и задорную песенку - закличку

Mp3 № 7 «Мы поём веснянку »

Воспитатель : Возьмите своих жаворонков в руки и украсьте ими обрядовое деревце.

mp3 № 8 (дети выходят к берёзке с пташками, наряжают деревце, и поют закличку)

Поём все вместе песенку - закличку «Жаворонушки»

Mp3 № 9 «Жаворонушки» mp3

Дети :

Ой кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам в одонушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну - красну , красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

Воспитатель : В русском народе существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

И на Руси этот день называли «Cороки.»

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на сво-их крыльях весну , и первые из них – жаворонок или кулик.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут » , - говорили крестьяне.

Слайд 10 (Весна )

Воспитатель : Давайте споём все дружно песню «Вёснушка - весна » . Песня «Вёснушка - весна »

Воспитатель :

К нам птицы летят – колокольчики звенят.

В круг скорее вы вставайте, солнышко прославляйте.

Выходите играть в игру «Гори - гори ясно»

Mp3 № 10 Игра «Гори – гори ясно»

(дети сели)

Слайд. 11 (Весна )

Воспитатель : И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, да в игры играть, землю – матушку прославлять.

Песня «Травушка - муравушка» . (поют с места)

Воспитатель : Становись честной народ, будем в игры играть – весну прославлять . В Золотые ворота, проходите, господа.

Mp3 № 11 Игра «Золотые ворота»

Воспитатель : Давайте все вместе произнесем последнюю закличку -повторяйте за мной каждую строчку.

Весна , весна красная !

Приди, весна , с радостью,

С радостью, с огромною милостью :

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!.

Воспитатель : Ребята на этом наше занятия подошло к концу. Молодцы, ребята, много игр, закличек, песней и хороводов вы знаете связанных с русскими народными праздниками .