Должен ли ребенок уметь читать в первом классе? Этот вопрос очень интересует родителей, у которых ребенок поступает в школу. Отметим, что хоть немного умеющий ребенок, предоставляет намного меньше хлопот учителю во время урока. В данной статье вы можете найти ответ на волнующий вас вопрос и понять, каких принципов вам необходимо придерживаться во время подготовки к первому классу. Ребенка необходимо подготавливать к школе еще за долго до поступления в нее.

Уровень чтения первого класса

Семилетний возраст ребенка, является самым оптимальным для поступления в первый класс. В начальных классах уроки чтения предоставляются для повышения уровня техники чтения. Школьник обязан уметь читать с выражением и без ошибок, идеальный барьер – 30 слов в минуту. Обязательно необходимо обратить внимание на то, как ребенок устанавливает ударения в читаемых словах. Также следует заставлять ребенка вдумываться в читаемое, чтобы после прочтения он мог с легкостью пересказать текст.

Причины медленного чтения

Уметь читать в первом классе ребенок должен более или менее нормально, чтобы учитель мог уделить внимание всем детям одинаково. Ведь если ваш ребенок не имеет никаких навык в чтении, он может требовать больше внимания от учителя, тем самым забирая время у учителя и остальных учеников. Также вы должны быть готовыми к тому, что учитель будет задавать вашему малышу больше домашних упражнений, чтобы повысить технику чтения:

  • слабый уровень оперативной памяти, то есть ребенок может забывать прочитанный текст через каждые три, четыре слова. Следовательно, ребенок не улавливает всей сути рассказа;
  • отсутствие концентрации внимания, а также слабая усидчивость;
  • отсутствие дополнительного чтения. Чем больше ребенок уделяет времени чтению, тем лучше он будет читать;
  • слабый объем оперативного поля зрения;
  • нет заинтересованности к чтению.

Множество родителей интересуются способами обучения детей чтению, а также к развитию любви к книгам, но, к сожалению, они не могут найти однозначный ответ. Чтобы найти более подходящий подход к своему ребенку, вам нужно присмотреться к нему по внимательнее, а также учесть все его увлечения. Ведь обучить чему-либо ребенка можно посредством игры или его любимого увлечения. Вы обязательно найдете подход к своему чачу и заинтересуете в чтении.

Следует отметить, что уметь читать в первом классе ребенок может благодаря постоянному пополнению словарного запаса. Чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением в школе, нужно обратить внимание на занятия с ребенком за два или три года до поступления в школу. С самого раннего возраста нужно как можно больше разговаривать, чтобы у ребенка увеличивался словарный запас. Общение должно происходить на самые различные темы. Следует отвечать ребенку на все поставленные им вопросы, а делать это следует сдержанно и более информативно. Именно посредством общения, ребенок получает множество интересной и полезной для него информации, которая может ему пригодиться в умении чтения в первом классе.

Есть такое понятие, как регрессия. Это тот случай, когда глаза ребенка постоянно возвращаются уже к прочитанному слову, а именно к тому, которое ему понравилось больше всего. В данном аспекте необходимо дать упор на развитие внимательности.

Также в обязательном порядке необходимо обратить должное внимание на развитость дикции, ведь если с ней возникли проблемы, их нужно срочно истреблять, иначе ребенок будет постоянно иметь проблемы не только с чтением, но и в разговоре. Чтобы снизить уровень плохой дикции, необходимо усиленно работать над выражением и скоростью чтения.


Если проверки техники чтения в школе выяснилось, что ребенок читает довольно медленно, то вам следует запастись терпением. Прежде всего нужно ознакомиться с несколькими советами, которые помогут вам и вашему малышу решить проблему с чтением:

  1. Регулярное чтение в свободное время. Вы можете не заметить никаких сдвигов и улучшений в технике чтения, если будете уделять мало времени на занятия. Не следует прерывать обучение даже во время каникул и по окончанию учебного года.
  2. Нужно иметь правильное настроение и поставить перед собой цель. Вам нужно воспринять сие занятие как нечто увлекательное, в таком случае ребенок поймет, что это очень интересно и будет заниматься намного охотнее.
  3. Следует подобрать для ребенка литературные произведения, которые изложены с красочными картинками.
  4. Заниматься чтением можно не только в стенах дома, но и при прогулках в парке или в поликлинике.
  5. Следует обязательно учесть характер ребенка. Если ваш ребенок в обычной жизни непоседа, то его довольно тяжело уговорить и завлечь спокойным занятием – чтением. Он будет очень часто отвлекаться, однако ругать за это совершенно не стоит, так как в последующем он может делать вам назло и отказываться от занятий.
  6. Попробуйте сделать занятие в игровой форме. А также предварительно самостоятельно изучите материал, который планируете предложить малышу.
  7. Обратите внимание не только на быстроту чтения, но и на то, понятен ли ребенку сам смысл материала.

Чем увлечь ребенка во время чтения?

Чтобы ребенок умел читать в первом классе, необходимо заранее начать подготовку. Чтобы завлечь малыша интересным чтением, нужно придумать для него интересные варианты. Например, можно предложить будущему первокласснику прочитать книгу своей любимой игрушке. Во время чтения можно поставить возле малыша его любимую игрушку или куклу, чтобы тот в свою очередь «развлек» ее интересной книгой. Пусть ребенок представит себя учителем, так ему будет гораздо интереснее и увлекательнее.

Следует обратить внимание на то, что маленькому ребенку нужно уметь читать в первом классе, а для этого нужно давать небольшие и красочные тексты, где предложения короткие и максимально понятные. Так ребенок сможет быстро усвоить всю информацию.

Чтобы ребенок умел читать в первом классе четко, нужно учить скороговорки. Обычно, данное занятие приносит малышу смех и радость, ведь это так забавно, когда ни у родителей, ни у самого малыша не получается правильно прочесть. Но требуйте от будущего школьника четкого произношения.

Ребенок должен хоть немного уметь читать в первом классе. Данный факт значительно улучшит его успеваемость, то есть малышу будет намного проще воспринимать всю информацию. Уделяйте своему чаду больше свободного времени, тем самым вы сможете подготовить малыша к школьной программе на должном уровне. Желаем вам и вашему первокласснику высоких достижений в учебе!

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.



На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.



Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.



Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.





Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.



Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.



В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Молодые мамы часто размышляют над тем, что мешает детям полюбить читать. Частый ответ - гаджеты тому вина. Посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Что же помогает детям полюбить читать?

Вот 3 действия, которые подготовят ребенка к периоду самостоятельного чтения. Подумайте об этого прежде, чем ребенок впервые возьмет в руки книги, чтобы самостоятельно почитать.

Перед тем как подойти к первому самостоятельному чтению, у ребенка уже возникло отношение к книгам. Большинство мам читают детям с раннего детства. Малыш получает первое представление о книгах, когда мама читает ему, и они вместе рассматривают картинки. Гораздо лучше читать ребенку понемногу и фокусироваться на сюжете, нежели ставить аудиокнигу или читать ребенку фоном, когда он занят другим делом. Фоновое чтение обесценивает книгу. Это всего лишь шум. Сколько времени уделять чтению? До тех пор, пока ребенок заинтересован. Полезно будет обратить внимание на то, что привлекло ребенка в книге и в этом удовлетворять его интерес. Внутренняя готовность к восприятию книг закладывается позитивным опытом в раннем детстве.

2. Обучите ребенка звукам и буквам

После того как у ребенка зародился интерес к книге, наступает очередь подготовиться к самостоятельному чтению технически. Для этого ребенок изучает звуки и буквы. С их помощью дети пробуют читать. На этот счет есть много методик. Каждая мама выбирает подходящую для своего ребенка. После изучения инструмента, с помощью которого ребенок пробует читать, тут нужны книжки. С ними ребенок укрепится в навыке чтения и приобретет новый ресурс для получения знаний. С увлекательной книгой также можно интересно провести время. Какие же должны быть первые книжки, чтобы ребенок зачитал?

3. Подберите подходящие книги

Книги для первого самостоятельного чтения - особенные. Они сильно отличаются от тех, которые взрослые читают детям. У книг для самостоятельного чтения четкая задача - помочь детям научиться читать и при этом получить удовольствие от чтения. При выборе книг для любимого ребенка важно учитывать следующее:

Текст

  • Крупный шрифт.
    Дает легкость в прочтении текста.
  • Легко читаемая гарнитура.
    Форма букв округлая, а не угловатая.
  • Расстояние между буквами больше, чем в обычных текстах.
    Помогает видеть каждую букву отдельно. Маленькое расстояние визуально сливает буквы и их трудно читать.
  • Расстояние между строк больше, чем в обычных тексте.
    Оно зрительно разделяет строки, из-за чего легче читать.
  • Контрастный фон.
    Помогает четко видеть буквы.

Самая большая ценность в тексте – это сюжет. Он просто обязан быть увлекательным. Иначе чтение будет скучным и нудным занятием, от которого захочется скорее избавиться. Что, к сожалению, часто дети и делают. К 4-5 годам ребенок ощущает себя уже большим и умным. Чтение сказок «Колобок» и «Репка» не увлекает. Дети, конечно, читают то, что предлагают взрослые. Это скорее вынужденное чтение, нежели чтение по интересу. И это следует признать.

Тогда что же интересно детям дошкольного возраста? У каждого ребенка свои увлечения, но есть тема, интересная большинству детей данного возраста. Это они сами! Дети 4-6 лет любят общаться. Взаимодействуя друг с другом, они учатся социализации. Таким образом, они познают самих себя и себя в обществе. Когда дети читают о таких же детях, как они сами, и о тех ситуациях, которые происходят с ними в жизни, то это резонирует с их чувствами и состояниями. Этим интересом книга дотрагивается до сердца ребенка. Чтение с занятным сюжетом становится легким, потому что ребенок фокусируется на интересном вместо скрупулезного распознавания букв. Незаметно для себя прочитывает книжку, делится впечатлениями с близкими людьми. Не задумывается, легко ли было читать или трудно. Это как раз и есть чтение на интересе.

Замечательно, а как же ребенок прочтет текст без концентрации на буквах, если только научился читать, спросите вы. И будете правы. Ребенок читает захватывающую книгу на одном дыхании, когда текст не только интересный, но и по силам для него. То есть самые первые книги легко читать, когда в них по 1-2 коротких слова на страницу. С таких книг ребенок легко начинает читать. Следующие книги уже будут с одним простым предложением на страницу. Затем 2 предложения на страницу. И так последующее усложнение с каждым шагом. Именно постепенное усложнение развивает навык плавно и результативно.

Кроме того, чтобы книги были по силам, их должно быть много. Прочтение множества книг с одной и той же сложностью текста укрепляет навык чтения. Один ребенок захочет прочесть 10 таких книг и затем выбрать книги посложнее. Другой будет рад прочитать 20-30 и только после этого возьмет более сложный текст. Дети переходят к усложнению тогда, когда чувствуют уверенность и готовность двигаться дальше.

Иллюстрации

  • Простые, реалистичные и понятные.
    Передают одну конкретную мысль, чтобы сохранить ясность сюжетной линии.
  • Цвета умеренно яркие.
    Влияют на эмоциональное восприятие.
  • Рисунок отображает текст.
    Помогает понять содержание.

Общие характеристики

  • Размер книги.
    Критерий размера детской книжки – удобство. Ребенок сам держит книгу, без помощи взрослого, и перелистывает.
  • Количество страниц.
    Соответствует сложности текста.
  • Грамотность.
    Пропуск букв, опечатки, ошибки не допустимы. Ребенок впитывает данность как правильность. Не способен увидеть ошибку.
  • Ясность в сюжете.
    В книге есть начало, середина и конец истории.
  • Текст в книге обращен только к детям. Уже с первых страниц ребенок ожидает увидеть историю для него. Текст для взрослых мешает.

Успешность первого самостоятельного чтения с такими книгами велика. С ними ребенок приобретет самостоятельность, уверенность в себе, улучшит навыки чтения и откроет для себя нового друга - Книгу. Попутно научится делиться впечатлениями о прочитанном, ясно и понятно выражать мысли, критически оценивать свои умения.

Все это ребенок получит при условии – если мы, взрослые, будем поддерживать его. Как это сделать? Вот как мы можем помочь:

– Создать подходящую среду для чтения. Комфортное место и удобные книжные полки, откуда ребёнок может сам легко брать книги. Достаточное количество книг по интересам и по силам прочесть самому.

– Создать благоприятную атмосферу для чтения, выделить для этого конкретное время дня.

– Дать ребенку рассматривать иллюстрации и читать слово или предложение столько времени, сколько он хочет. Не торопить.

– Отвечать на заданные им вопросы по книге.

– Выслушивать впечатления о прочитанном, если даже иногда непонятно и долго. Помогать наводящими вопросами выразить мысль.

– В непосредственной среде мотивировать ребенка на чтение. Показывать, что текст несет информацию. Как пример – писать записки для ребенка, предлагать прочесть простые инструкции.

– Позитивно относиться даже к малейшим успехам в чтении и не фокусироваться на неудачах.

– Показать ценность чтения книги, и не поощрять чтение «конфетами».

Когда родители учитывают эти моменты, важные для подготовки и для первого самостоятельного чтения, то ребенок читает взахлеб, упивается чтением, глотает книги… При этом учеба дается легко, потому что успешность обучаться напрямую зависит от навыка чтения. Читающий ребенок уверен в себе и готов к саморазвитию. Это так радует родителей и дает лишний раз испытать чувство радости и гордости за ребенка.

Надежда Бука:

В этом году мы уже идем в 5-й класс. Мой Женя ни читать, ни писать не умел, когда в школу шёл. Ему было 6,5 лет, и вот сегодня я думаю, что это было рано. Особенно для моего сына. Он три класса подряд носил в школу игрушки.

Женя знал все буквы в 6 лет, но складывать их в слоги не умел и не хотел. Я не настаивала. Знала, что в школе он всему научится! А для чего тогда 1-й класс?

Я помню сама, когда пошла в школу - не знала даже букв, а в конце года читала 102 слова в минуту, была гордостью школы. Так и мой сын к концу 1- го класса сдал технику чтения на «отлично». Не нужно опережать время, не нужно загружать детей. Дайте им детство. Это принцип, которым я всегда руководствуюсь со своими детьми.

Елена Аскерко:

В 7 лет Лиза моя шла в гимназию полностью готовая. Читала и писала печатными буквами с 5 лет. Проблем не было, все азы заложила бабушка в раннем детстве.

Обучение ей давалось легко, она не сопротивлялась, когда мы ей предлагали позаниматься. Книга для нее всегда была лучшей игрушкой.

Катерина Солодкая:

В первый класс мы пошли в прошлом году. Злате было 6,3 года. Я вообще ни разу не мама-наседка, своего ребенка в школу отдавала как в детсад. Документы за неделю до окончания приема подала.

Из подготовки обязательным считала - это умение читать, счет до 20, а остальные премудрости - за учителем.

Насиловать правописанием до школы и парить мозг ребенка в подготовительных школах - я категорически против этого. У меня ребенок по собственному желанию ходил в школу английского, потому что ей понравился педагог и пробное занятие. Если в кайф - то и знание будет даваться легко.

И я всегда была против лишней «запаренности» мозга. Возможно, потому что сама настрадалась в своё время.

Марина Кульба:

Мы пошли в школу в 6 лет и ничего не умели.

К концу года мой ребёнок оказалось, что мой ребенок лучше читает, считает и пишет, чем дети, которые прошли подготовительные курсы и в школу шли уже с какими-то заложенными азами.

Я считаю, что в школе научат лучше и правильней, чем мама дома.

Надежда Рекуть:

Сейчас у мам - повальная мода на раннее развитие своих чад. Причем, чем раньше они начинают это делать - тем это считается лучше… Ребенок еще толком ходить и по-русски разговаривать не научился, но уже учит английский язык! Интересно или нет это «шилопопу» - неважно. Ведь соседская Маша уже с 3 лет читает, а в 5 - умножает столбиком! Разделяю ли я это увлечение? Скорее нет, чем да.

Да, моя первоклашка пошла в школу уже умея и читать, и писать, но, по правде говоря, это больше ее заслуга, чем моя... Не было у меня цели научить дочку, скажем к 4 годам азбуке, а к 5 - письму...

Я всегда шла за своим ребенком, внимательно прислушиваясь к ее интересам, которые и старалась развивать... Она до безумия любила и любит книги...

Сначала просто слушала сказки, потом рассказывала их наизусть, чем немало забавляла взрослых. А потом начала пальчиком следить за тем, как я читаю - так постепенно сама и научилась. Примерно также, играя, мы освоили и письмо. С математикой познакомились на кухне, когда вместе готовили. Очень скоро дочка ловко отсчитывала, скажем, 3 огурца в салат или 5 яиц в пирог.

Бытует мнение, что когда ребенок и читает, и пишет - это мешает в первом классе. Мол, ребенку будет скучно и неинтересно на уроках. Не знаю, как кому, а нам очень повезло с первой учительницей. Ирина Николаевна быстро нашла подход к каждому ребенку и давала задания, исходя из способностей и знаний.

В итоге, к 4 классу моя доченька с нетерпением ждет окончания летних каникул, зачеркивая дни на календаре, так ей уже хочется скорее пойти в школу. Желание учиться не прошло, а только окрепло. Читает она по-прежнему много, но теперь уже сама, конечно. И да, лучший подарок на день рождения для нее - это книга.

Главное, на мой взгляд, прививая знания ребенку - не отбить желание учиться. У малыша должны гореть глазки - тогда всё получится!

Книги для детей

В конце первого класса все ученики умеют читать. Для того чтобы за три летних месяца каникул дети не утратили беглость чтения, не потеряли интерес к интеллектуальным занятиям, родители обязательно должны позаботиться о том, чтобы у них был список литературы для 1 класса на лето.




Дорогие наши читатели! Мы решили потихоньку перенести книжки из ПапыиМамы в отдельный сайт. С лучшими детскими книгами для «семилеток» вы можете познакомиться . Список с голосованием, то есть вы можете голосовать за книги из списка и даже предлагать свои.

Ну а для того, чтобы мотивировать самих взрослых, проведем такую параллель: если мы хотим, чтобы наши дети научились танцевать - мы отдаем их на танцы, играть на музыкальном инструменте - в музыкальную школу, стали ловкими и сильными - в спортивную секцию. Тогда вопрос: а что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети умели не только воспринимать информацию, словесно передавать ее, но еще и анализировать, имея при этом свою собственную точку зрения? Ответ, думаем, ясен: они должны читать хорошую литературу. В нашем случае это будут интересные и познавательные книги, для 7 лет можно подобрать немало таких вариантов.

Как заинтересовать первокласника?

Что нужно делать для того, чтобы привить интерес к литературе? В дошкольный период мы бы советовали родителям как можно больше и чаще детям читать. Но теперь, когда ребенок освоил грамоту, подход должен быть несколько другим. После первого года обучения в школе все книги для 1 класса дети вполне могут читать сами! На данном этапе главная задача родителей - дать ребенку почувствовать «вкус» чтения, научить воспринимать его как удовольствие, а не как обязанность и уж, тем более, не как наказание.

Как этого добиваться? Во-первых, нужно учесть, что книги для детей 7 лет должны соответствовать их возрасту, а значит, быть яркими, несложными для восприятия и в то же время нести «зерно» знаний, то есть пополнять словарный запас ребенка, расширять его кругозор. Во-вторых, акцент сделать на самостоятельном чтении ребенка - ни в коем случае не читайте ему вслух: меняйтесь ролями - раньше вы читали ему книги, теперь он вам. Заодно вы непредвзято оцените технику чтения своего ребенка.

Наверное, кого-то из родителей волнует вопрос: а сколько слов в минуту должен читать семилетний ребенок? На самом деле не нужно стоять с секундомером в руках и высчитывать количество прочитанных слов за 60 секунд. Возьмите любые книги для детей 7 лет и предоставьте возможность ребенку выбрать ту, которая его заинтересует обложкой, иллюстрациями. Не показывайте малышу, что вы его хотите проверить - из-за волнения он может читать хуже. Просто попросите его почитать вслух, скажите, что вам тоже эта книга очень понравилась и теперь не терпится узнать, о чем же она.

Что такое «хорошо»?

Оценку «отлично» можете поставить своему выпускнику первого класса, если чтение у него беглое, отсутствует деление длинных слов на слоги; соблюдаются знаки препинания: в конце предложения голос понижается - мысль закончена, на месте запятых - небольшие паузы, подчеркивающие авторскую мысль; вопросительные и восклицательные предложения читаются с соответствующей интонацией.

Если вы, откровенно говоря, остались недовольны техникой чтения ребенка, а такое вполне может быть, не огорчайтесь: за лето ваш ребенок научится читать очень хорошо, но только в том случае, когда список литературы на лето для 1 класса будет не просто переписан, а принят как «руководство к действию».

Но и тем родителям, которым показалось, что техника чтения у ребенка уже отличная, то есть читает он бегло, стоит летом «поддержать» достижения. Можно посмотреть, какая литература на лето для 1 класса предлагается детям этой возрастной категории, выбрать какую-нибудь книгу, где много диалогов. Периодически предлагать ребенку озвучивать «роли». Малышу такое упражнение будет нравиться, а родители решат важную учебную задачу: ребенок за лето научиться читать не просто быстро, но и выразительно, постигнет азы «актерского мастерства».

Очень важно понимать возможности ребенка этого возраста: он вроде бы уже и школьник, но в то же время ему трудно долго усидеть на месте, он не любит «сложностей», если ему вовсе не интересно - быстро теряет интерес к занятию. Его по-прежнему, как в детском саду, привлекают яркие картинки. Исходя из этого, подбирать ему книги для 7 лет надо такие, которые ему понравятся сразу даже визуально, то есть ребенку захочется рассмотреть красочные иллюстрации, а потом, соответственно, узнать сюжет.

Распространенные ошибки родителей

Ошибка многих родителей заключается в том, что они стремятся поскорее «усложнить» материал для своих детей, поэтому книги для первоклассников кажутся им уже неактуальными: хочется, чтобы их дети значительно опережали сверстников. Иногда можно услышать, как папы и мамы с гордостью говорят о том, что их семилетний ребенок уже читает, например, повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» или что-то еще из программы для старших классов. И вот сейчас мы с вами подошли к самому главному: книги для 1 класса подбираются с учетом того, что маленький ученик может понять! Действительно, если ребенок освоил технику чтения, он будет озвучивать - только озвучивать, но не понимать - текст любой сложности: такое чтение ничего не даст для формирования личности ребенка.

Поэтому книги на лето в 1 классе предлагаются только те, которые понятны маленькому ученику и несут определенную воспитательную идею.

Ни в коем случае не отказывайтесь от сказок, даже если вам кажется, что ваш малыш уже их знает «наизусть». Это благодатнейший материал для воспитания нравственных ценностей у ребенка, развития его воображения.

В список книг на лето для 1 класса могут войти следующие сказки:

  • П.П.Бажов. « », « ».
  • В.И.Даль. « », «Лиса и медведь».
  • П.П.Ершов. « ».
  • А.С.Пушкин. « », « », « ».
  • Л.Н.Толстой. « ».
  • Г.Х.Андерсен. « », « », « », « », « », «Новый наряд короля», « », « », « », «Снеговик».
  • Братья Гримм. «Король Дроздобород», «Умная Эльза», « », «Умная дочь крестьянская», « », «Шиповничек», «Вор и его учитель», « ».
  • Ш.Перро. « », « », « », « ».
  • Д. Родари « ».
  • Т. Янссон. Сказка-повесть « ».

Мы бы настоятельно советовали родителям предложить детям почитать летом сборники русских народных сказок, а также сборники сказок других народов.

В список книг на лето для 1 класса должны войти и басни. Эти коротенькие нравоучительные истории помогают формировать у ребенка систему нравственных ценностей, понимать, что такое «дружба», «бескорыстие», чем плохи «хитрость», «хвастовство», «ложь». Предложите ребенку прочитать басни:

  • И.А.Крылов. «Волк и лисица», « », «