НОД (познавательное развитие)

Тема: «Путешествие в лес»

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Место проведения: групповая комната

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

Задачи:

Образовательные : Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие : Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные : Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Речевые : Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

Материал : Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа : Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии : физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

Планируемый результат : Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.

Ход

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель :

Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

А вы знаете пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: - Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев,

2. нельзя на дереве царапать слова.

3. Нельзя разжигать костер.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.

Ребята, а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава под снегом спит.

Воспитатель : Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (кедр).

Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

(называется – ОСИННИК.)

Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Почему он так называется?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

(Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

Почему всегда одним цветом?

(Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

(ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

Лес, где растут одни сосны, как называется?

(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

Лес, где растут одни кедры, как называется?

(КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

Лес, где растут одни пихты, как называется?

(Пихтовый лес.) (Слайд №10)

Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)

Чем они похожи? Чем они отличаются?

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

(это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)

(это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

(для художника это объект для картин)

(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.

Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

4. Сайты интернета для воспитателей


Эльза Дзоциева
Конспект НОД по познавательному развитию «Дом»

Познавательное развитие

Тема : «Дом»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская , восприятие художественной литературы.

Цели : обобщить и систематизировать знания о различных видах жилья человека. Расширить знания детей о частях дома; разных строительных профессиях и их профессиональных действиях : архитектора, каменщика, плотника, маляра, плиточника; рассказать о национальных особенностях строительства жилища в разных странах и у нас в Осетии; рассмотреть особенности конструкций домов в зависимости от природных условий; воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты : знает различные виды жилья, умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека, знает и называет части дома, строительные профессии умение культурно высказывать свое мнение, согласовывать свои действия с партнерами, культурно высказывает свое мнение, согласовывает свои действия с партнерами.

Материалы и оборудование : демонстрационные картины «Кто работает на стройке» ; картинки с изображением жилища в разных странах, макет деревянной избы, набор предметов для игры «Что необходимо для работы архитектора» , д. и. «Сложи узор» (Никитин)

1. Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел

2. Создание проблемной ситуаций (Вносится макет русской избы без крыши - незаконченное строительство, невозможно жильцам въехать в новый дом).

3. Беседа по теме :

Кто строит дома? (строители)

Из чего строят дома? (Из кирпичей, плит, дерева, глины) .

Вспомните, люди, каких профессий работают на стройке? (архитектор, каменщик, крановщик, сантехник, электрик и т. д.)

Из каких частей состоит каждый дом? (Фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступеньки (или лестница, крыша, крыльцо)

Как называется место, где строят дома в одну линию?

Где строят высокие дома, где низкие?

4. Физминутка «Игрушечная стройка»

Получили мы подарки (дети изображают, как выкладывают предметы из коробки)

Кирпич, бруски, арки

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим споро, (Дети садятся на карточки, постепенно выпрямляясь, а

Без цемента, без раствора потом вставая на носки. Руками как бы кладут кирпичи).

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша.

5. Рассказ воспитателя (презентации) и выполнение творческих заданий «Путешествие во времени» - «В каких домах жили наши предки»

6. Работа в группах Создание проекта дома.

Задание для команд : выбрать из предлагаемых предметов необходимые для работы архитекторов. Задание для первой команды : создать проект многоэтажного дома; для второго проект жилой квартиры, предусмотрев в ней все необходимые помещения (с помощью бумажного конструктора )

7. Работа в парах. Д. И. «Назови, как называется жилище, и какой народ в нем живет?

(предлагаются картинки)

8. Д. И. «Повтори орнамент» - имитируя профессиональные действия маляра и другая подгруппа «Сложи узор» – имитируя выкладывание плитки

9. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию детей 4–5 лет «Путаница» Цель: Развитие ценностного, гуманного отношения к диким животным. Задачи: Образовательные: - закрепить представления детей об особенностях.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень» Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»Цель: формирование познавательных интересов и способностей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жилище людей» План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Жилище людей» Интеграция образовательных.

Конспект ООД по познавательному развитию «Осень» Цель: учить детей видеть красоту природы; познакомить с картиной известного художника, средствами изображения; учить детей рассказывать.

Конспект ООД по познавательному развитию «Что весна нам принесла» Задачи: Совершенствовать навыки наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, трав и листочки зеленые, нет снега; развивать.

Конспект занятия по развитию речи и познавательному развитию в старшей группе «В заколдованном лесу» Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи и познавательному развитию "В заколдованном лесу" Программное содержание:.

Цель: познакомить детей среднего дошкольного возраста с дикими животными и особенностями их питания.

1. Познакомить детей с дикими животными, дать представление об особенностях их питания.

2. Классифицировать животных по способу питания: травоядные, грызуны, хищники.
3. Обогатить знания о лисе, зайце, волке (внешний вид, повадки).
4. Подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы.
5. Заложить основы экологического воспитания.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Волшебная палочка, макет «уголок леса», игрушка Лесовичок, костюмы (зайки, белки, лисы, волка), картинки животных, картинки чем питаются звери, магнитофон.

Ход НОД:

Звучит музыка «Золотая осень» - из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. На этом музыкальном фоне воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора…»

Воспитатель:

«Да, золотая осень - как красиво сейчас в лесу. Хотите появиться в волшебном лесу? Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

(Выручает волшебная палочка)

Выходят дети, одеты в костюмы диких животных:


Ребенок-«зайчик»:

Я зайка, расскажу, как живется мне в лесу!


Ребенок-«белочка»:

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок!


Ребенок-«лисичка»:

Я лиса, хвост красивый какой - мне нравится самой!


Воспитатель:

А еще есть зверь лесной, он, ребята очень злой.

Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались!

Угадайте? Это-волк!

Волк зимой очень злой. В одиночку он не ходит;

Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам, даже страшно всем зверям!

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.


Рассказ воспитателя о зверях:

Много вы знаете о лесных жителях, но еще не все. Садитесь на пенечки и послушайте, что я нового расскажу о лесных жителях. В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге. Леса самые разные: деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие и маленькие.

А какие бывают звери? (Показать картинки - медведь, заяц, лось, волк, мышь)

Ответы детей.


Воспитатель:

Лось - большой, медведь тоже, волк - поменьше, а мышка совсем маленький зверек

Все ли звери похожи друг на друга? (показать и сравнить хвосты - белка, заяц)

Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни больше, а другие маленькие. У одних длинные уши, у других большой пушистый хвост, у других еле-еле виден хвост.

Всех этих зверей, когда они маленькие мамы кормят молоком. Вот поэтому их называют млекопитающими .

Но вот звери стали подрастать и стали есть, одни едят листья и траву. Как вы думаете, как их стали называть?

- Травоядными .

У всех травоядных на ногах копыта. Косуля, олень, лось, (сопровождать показ картинками)

Зайцы любят обгрызать кору деревьев, кустарники. Белки и мыши тоже все грызут - грибы, и белки, и мыши - называются грызунами .

А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных.

Как можно назвать этих зверей?

- Хищники.

Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит заросли малины - ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел - с большей охотой ест мед.

Вот теперь вы знаете:

Как называются животные, питающиеся травой?

На кого охотятся хищники?

Почему белку и зайца называют грызунами?

Да, дикие животные могут жить без человека. Но человек не должен разрушать их дом - лес.

Сейчас мы поиграем:

Физкультминутка «Дикие животные»

Как-то раз лесной тропой,

Дети идут по кругу

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу

За мамой-лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках

За мамой-ежихой катился ежонок,

Передвигаются вприсядку

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат,

Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят.

«Лакательные» движения языком

Воспитатель:

А теперь поиграем в игру: «Кто, чем питается?» (на закрепление знаний: «грызуны, хищники, травоядные»).

На магнитной доске картинки: морковь, капуста, орехи, грибы, малина, мед, трава, куры, зайцы. Дети ставят картинку к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту».

Волшебства продолжаются.

Появляется Старичок-Лесовичок, который загадывает загадки:

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?

(Белка)
2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать, очень любит он поспать.

(Медведь)
3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

иголок очень много, а нитки ни одной.

(Ёж)
4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом?

Лесовичок:

Птицу, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

Конспект НОД по познавательному развитию
на тему: «В мире насекомых» (старшая группа)
Речевое, познавательное,
Интеграция образовательных областей:
социально­коммуникативное, художественно­эстетическое развитие.
Форма проведения: игра ­ путешествие
Форма организации детей: групповая.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
 Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный
словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать
упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому ­ что. Продолжать учить составлять
небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
 Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
 Развивать зрительную и слуховую память.
 Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
 Развивать связную речь.
 Развивать образность речи.
 Развивать словесно­логическое мышление детей, умение устанавливать
причинно­следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать
четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
 Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
 Развивать общую моторику, координацию.
 Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик,
муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра
«Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что
сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение
гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой
тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,
божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Кинезиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель:
­ Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной
полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы
и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого
нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал
насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
­ Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только
письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы
попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
­ Ребята, с шестиногими малышами что­то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился
муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!

Воспитатель:
­ А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в
насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
­ Закройте все глаза и повторяйте за мной:
­ Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились
в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые,
садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти
картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на фланелеграф.
 У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
­ Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
 Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
 Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
 Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
­ Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
 Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
­ А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
­ Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
­ Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
­ А паук – это насекомое?
­ Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,
божья коровка)
­ Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими
насекомыми.)
­ Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
­ Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы,
дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Бабочки опыляют цветы.)
­ Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест
листья растений, комар.)
­ Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и
другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап­кап­кап!
(дети останавливаются и приседают.)
­ Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
­ Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
­ Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
­ Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
 Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
 Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые
летают.
 Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не
летают.
 Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к
хищным.
Воспитатель:
­ Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше
путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
­ Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю
разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
­ Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
­Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
­ А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по
какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

­ Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
­ А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
­ По размеру. Воспитатель:
­ Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
­ Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
(Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
­ Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
­ Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
­Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята,
давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит
беседу:
­ Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
­ Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
­ Кто появляется из яйца? Ответы детей:
­ Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
­ Что делает гусеница? Ответы детей:
­ Она питается листьями и растет. Воспитатель:
­ В кого она превращается? Ответы детей:
­ Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
­ Кто выходит из куколки? Ответы детей:
­ Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
­ Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в
стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима проходит мимо ­
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!
крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
 Бабочка отложила яички на цветке.
(ладошки под правой щекой)
(ладошки под левой щекой)
(медленно поворачиваются вокруг себя)
(взмахи руками вверх)
(бегут по кругу, машут руками, как

 Потом появилась гусеница.
 Гусеница питалась листьями и росла.
 Потом гусеница превратилась в куколку.
 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все
молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите
насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых­игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи
и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и
пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам
пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в
детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте
глаза и повторяйте за мной:
­ Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
­ Вам понравилось быть насекомыми?
­ А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в
кого вы бы хотели превратиться и почему?
­ Какая игра вам больше всего понравилась?
­ Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.
Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно.
Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми
крыльями. Ваши ручки легкие­легкие - это крылья бабочки. И тело ваше
стало тоже легкое­легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым
вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок
нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно
прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­
вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь
другу.

МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", г. Радужный, ХМАО-Югра

Масёрова Е.Н. Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Лесная сказка от Лесовичка: «Как растут растения» // Совушка. 2016. №2. URL: (дата обращения: 29.09.2019).

Программное содержание.

Обучающие задачи: познакомить детей с принципом «посредника», на примере ознакомления детей с последовательностью этапов роста растения, обогащать и уточнять представления детей об окружающем мире, показать детям преимущества растений, которые всё могут делать сами. Закрепить умение искать и находить противоречия, с помощью воспитателя их разрешать.

Развивающие задачи: развивать речь детей, активизировать словарь: посредник, прихватка, сковорода. Активизировать в речи детей имена прилагательные.

Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность, любовь, бережное отношение к природе, учить проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа. Наблюдения за ростом растений в уголке природы, деревьями на участке детского сада зимой, весной, разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Весна» из цикла «Времена года». Д/игра «Вершки-корешки», «Что сначала, что потом?».

Оборудование. Картинка (игрушка) Лесовичок, системный оператор, картинки леса, игрушки: столовые приборы, посуда, картинки: подсолнуха, росток и семена подсолнуха, символы или картинки: солнце, вода (дождь), земля (почва).

Ход НОД.

Дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. Давайте вспомним девиз занятия:

«С голубого ручейка начинается река.

А занятие - начинается с улыбки!»

(Дети проговаривают четверостишье вместе с педагогом.)

Гимнастика для глаз:

Капля первая упала (сверху пальцем показывают траекторию её движения)

И вторая побежала, (то же самое)

Мы на небо посмотрели

Капельки кап, кап запели.

Лица намочили, мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Посмотрите туфли, мокрыми стали. (показывают вниз и смотрят)

Плечиками поведём (движение плечами)

И все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим. (приседают)

Воспитатель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами были в гостях у Лесовичка, и сегодня он снова приглашает нас к себе в гости. Он хочет рассказать, как растут растения в его лесу. - Ну что, ребята, вы согласны идти снова в лес в гости к Лесовичку?

Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). - Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
(Выставляются картинки леса) - А вот и сам Лесовичок(картинка или игрушка ).

Здравствуй Лесовичок, мы рады новой встречи с тобой

(Лесовичок здоровается с ребятами ).

Воспитатель: Ребята Лесовичок снова предлагает рассмотреть фотографии его леса.

Он говорит, что его лес не сразу был таким большим, массивным, а каким он был, он хочет рассказать на примере одного растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку:

Стоит Антошка Золотое решето

На тонкой ножке. Черных домиков полно,

Где солнце станет Сколько черненьких домиков,

Туда он и глянет. (Подсолнух) Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Воспитатель:

- Правильно, это подсолнух. И сегодня мы с вами на примере подсолнуха увидим, как растут растения.(выставляется картинка подсолнуха)

Ребята, а вы знаете, чем был наш подсолнух прежде, чем стал таким красивым? (ростком, семечком).

«Системный оператор»

Все растения сначала были семенами, ростками, а затем вырастают в такие красивые растения.

- Давайте вспомним: деревья растут сами, листочки распускаются сами, трава растет сама, цветы расцветают сами…

Что, необходимо для растений, чтобы они «сами» росли? (необходимы: солнце, вода (дождь), земля (почва)). (Выкладываются символы или картинки).

Назовите мне растения, которые растут сами, но потом их можно кушать. (грибы, овощи, фрукты, ягоды…).

Представьте, что будет, если (взять любое растение) гриб, который растёт сам, сам будет (цвести), сам убираться, сам готовиться, сам кушаться. Как это всё будет происходить? (ответы детей).

Ребята, давайте подумаем и скажем, что само кушается, то есть глотается? (воздух, запах и т. д. (ответы детей) .

Воспитатель:

А как обычно мы все кушаем? (можно руками, можно с помощью вилки, ложки).

Представьте, сегодня на обед будет вкусный, ароматный суп. И вам не положили столовые приборы, или положили вилку, нож. Как вы будете есть суп? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что суп лучше есть ложкой).

Чем будет, удобно есть горячую картошку? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что картошку лучше есть вилкой).

А если вам, предложат вкусный, ягодный кисель. (осудить предложения детей, прийти к выводу, что кисель лучше пить с кружки, а если он густой, то удобно есть ложкой).

(Отметить, чем удобно и неудобно использовать ложку и вилку)

Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется, (потягиваемся вверх, поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(наклоны всем корпусом)

Вправо - влево, взад - вперед

Так деревья ветер гнет.(наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.(руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.(опустили голову вниз).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами можем сделать вывод, что некоторые дела можно делать с помощью кого-то или чего-то. Нужен какой-нибудь помощник - ПОСРЕДНИК, который помогал бы нам делать разные дела.

Воспитатель:

Лесовичок придумал для вас задания и хочет, узнать, как вы справитесь с этими сложными ситуациями.

Ситуация № 1. «На плите стоит горячая сковорода, с жареной картошечкой». С помощью чего можно поставить сковороду с плиты на стол и не обжечься? (посредник прихватка, тряпочка)

Ситуация № 2. «Как можно поговорить с другом, который живёт в соседней квартире?» кричать? Использовать азбуку Морзе, или позвонить по телефону? (ответы детей).

Ситуация № 3. «Достать с верхней полки игрушку? Сам не достанешь». (ответы детей, поставить стул - можно упасть, попросить взрослого и т. д.)

Вот мы с вами опять пришли к выводу, что если мы не можем, что-то сделать сами, то нам нужен помощник или иными словами ПОСРЕДНИК.

Воспитатель: - Ребята, Лесовичок просит у вас помощи. Дело в том, что сегодня к Лесовичку в гости приезжает бабушка. И мама попросила его убраться в квартире. А он забыл все волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова? Подскажите Лесовичку.

Лесовичок: размышляет, Как убрать, в квартире, не убирая? Сесть на диванчик, а игрушки сами собой расставятся на свои места?

Воспитатель:

Ребята давайте подскажем, Лесовичку, как и с помощью чего можно навести порядок в доме. (с помощью бытовой техники, с помощью робота и другие варианты )

А самый лучший способ, это не сорить, не разбрасывать игрушки. И тогда не нужно будет прикладывать большие усилия для уборки квартиры. Вы со мной согласны?

Воспитатель:

- Ребята, а что можно разбрасывать и из этого получиться, что-то хорошее? (ответы детей)

Растения разбрасывают свои семена и затем вырастают новые растения.

Предлагаю «разбросать» семена цветов в наших горшочках с землёй и посмотрим, что из этого получится.

(посадка семян цветов в горшочки)

Что будет с семенами, если их просто насыпать в горшочек, без земли, он вырастит? (ответы детей). Что нужно? Нужна почва.

Что будет с семенами, если после посадки семян в почву, мы не будем их поливать? (ответы детей). Они не дадут ростки.

А если в комнате будет холодно? (ответы детей)

Значит можно сделать вывод: для того чтобы наши цветы выросли им необходима почва, вода, тепло. Вода, тепло, почва и есть посредники для того, чтобы наши цветы выросли.

Мы с вами хорошо потрудились. Скоро мы увидим результат нашего труда. А сейчас нам с вами пора возвращаться в группу.

"Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились" (кружатся).

Итог.

Понравилось вам в гостях у Лесовичка? (ответы детей).

Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей).

Лесовичоку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе и друг другу. Он говорит вам большое спасибо, за то, что вы очень много знаете и умеете. Говорит вам большое спасибо за посадку цветов и будет рад увидеть их на клумбе в нашем детском саду. Он прощается с вамии приглашаетеще прийти к нему в гости.

Занятие закончено. До свидания.

Список литературы:

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 286с.
  2. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик. - 4 -е изд. - М. Просвещение, 2004. - 160 с.
  3. РеуцкаяН.А., ПантелееваЛ.В.учебно-методическое пособие «ТРИЗ», М.: Научно-методический Центр «Дидактика», 1994.
  4. Страунинг А.М., Страунинг М.А. учебно-методическое пособие «Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994