По экологии

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Составила воспитатель МДОУ д\с № 80 г.Костромы Матросова О.В.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
  2. наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
  3. Практический (опыты)
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

  1. Изготовление панно «Кому нужна вода»
  2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
  4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материала и оборудование:

  1. Панно «Кому нужна вода».
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
  5. Кукла Незнайка.

Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стулики.

Воспитатель /далее В. /(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доска).

В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стулики. Садись и ты, Незнайка.

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно «Кому нужна вода») .

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

  • Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)

Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.

котова наталья
Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель : - формировать у детей основы экологической культуры .

Задачи :

Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе , формировать интерес к проблеме охраны природы , познакомить детей с правилами поведения в природе .

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе .

Материалы и оборудование : экологические знаки , аудиозаписи «Звуки леса» , «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок» , бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы» , плакат «Берегите природу

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока :-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель : -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса» )

Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок ::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль : Мы дети из 10 гр Д\с, пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок : -Сейчас я их проверю.

Лесовичок : Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок : - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель : -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак) .

Воспитатель : -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

Воспитатель : –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель : -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Какой знак мы можем здесь поставить?

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении . Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Психогимнастика «Как растут деревья?»

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель : -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель : -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель :- Молодцы!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу !

(появляется Лесовичок)

Лесовичок : -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы ! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе . А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней . Повесьте его в детском саду!

Воспитатель : -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись .

(дети возвращаются в группу )

Воспитатель :-Вот мы и в группе .

Ребята, вам понравилось путешествие?

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье :

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

Светлана Сенчурова
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Вода-водица»

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)

Тема : «Вода ,водица»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования . Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры . Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла .

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Методические приемы :

Игровой («Море очень широко» ).

Словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей ).

Материал :

Стаканчики с водой, молоком, соком, ложки (на каждого ребенка,карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа с детьми : Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «живая вода » .

Цель : Выявление умений и знаний детей о свойствах воды .

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей о воде , познакомить со свойствами воды.

Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.

Расширять и активизировать словарь.

Воспитывать интерес к экологическим занятиям .

Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека.

Психологический настрой

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения. Воспитатель : Послушайте ребята одну очень интересную сказку : Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг навстречу ему ежик не головы не ножек.

- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться» !

- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

- «Да ну заяц, я тебе не верю» .

- «А давай проверим» ?

- «И как же это мы будем проверять» ?

- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня» .

- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг» !

- «Ежик и ты мне подари цветы» .

- «Да запросто на держи» .

- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

- «Хорошо заяц. До свидания» !

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

- «Ежик, ты что опять грустишь» ? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли» ?

- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Ребята, как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети : - О воде!

Воспитатель :- совершенно верно, о воде!

Ребята, подумайте и скажите мне пожалуйста, где мы могли сегодня столкнуться с водой?

Дети :- дома когда умывались, на улице, в детском саду.

Воспитатель :- А как вы думаете, для чего нужна вода , и как мы, люди, ее используем?

Дети :- Мы моем руки водой, пьем воду, моем водой пол и посуду, моемся водой,стираем белье.

Воспитатель : Все верно! А откуда же берется вода ? Подумайте! Ведь мы каждый день пользуемся водой, когда мы открываем кран вода течет и течет и не заканчивается пока мы не закроем кран.

Дети : Из реки.

Воспитатель : Молодцы ребята, действительно из реки. Вода которой мы моем руки, пьем проделала большой путь. Люди направили трубы в реку, поставили насосы,чтобы насосы качали из реки воду. Чтобы все люди могли пользоваться водой дома в детских садах и других учреждениях.

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете,что же такое вода ?

Дети : Вода – это жидкость .

Воспитатель : Давайте с вами рассмотрим воду, для этого подойдите все к столу.

Опыт № 1 : «Вода прозрачная »

Воспитатель : Ребята посмотрите у меня на столе стоят два стакана, один стакан стоит с водой, а второй стакан стоит с молоком. В оба стакана я кладу ложечки. Ребята, в каком стакане ложка видна, а в каком нет?

Дети : В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель : Молодцы! А как вы думаете почему?

Дети : Потому что вода прозрачная , а молоко нет.

Воспитатель : А теперь давайте попробуем, есть ли у воды вкус?

Дети пробуют на вкус воду.

Дети : У воды нет вкуса.

Воспитатель : Правильно! А теперь попробуйте молоко. Есть ли у него вкус?

Дети : Да, есть, вкус у молока сладкий.

Воспитатель : Когда человек хочет пить, он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода » , хотя на самом деле её не чувствует так как вода безвкусная .

Опыт № 2 Рассмотреть воду на текучесть

Воспитатель :- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода ?

Дети : Льется, течет, переливается.

Воспитатель. Почему?

Дети :- Потому что она жидкая.

Воспитатель. А еще вода умеет шуметь , послушайте.

Слушаем аудиозапись шум воды.

Опыт №3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете у воды есть запах?

Дети : ответы детей .

Воспитатель : У меня на столе стоят два стакана, один стакан с водой, другой стакан с апельсиновым соком. Подойдите все к столу и по очереди понюхайте сначала стакан с водой, а потом с апельсиновым соком, скажите в каком стакане есть запах, а в каком запаха нет.

Дети приходят к умозаключению : В стакане с водой запаха нет.

Физминутка. «Море очень широко»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Опыт №4 «Вода бывает холодной , теплой, горячей»

Воспитатель : Перед вами на столе стоят три стакана с водой. Возле каждого стакана лежат ложечки. Подойдите пожалуйста к столу, возьмите ложечку и опустите в стакан по очереди. Скажите, где какая вода и почему .

Дети : - В первом стакане холодная вода ,потому что после того как опустили ложечку в стакан, ложечка стала холодной, во- втором стакане теплая вода , так как ложечка стала теплой, а в третьем стакане горячая вода , так как ложечка стала горячей после того как ее опустили в стакан с горячей водой. Вывод : Горячая вода может нагревать предметы.

Опыт № 5 «Лед –твердая вода » .

Воспитатель : Как вы думаете, лед – теплый или холодный?

Дети : -Холодный.

Воспитатель : а из чего образовался лед?

Дети :- Из воды.

Воспитатель : А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Дети :- Он начнет таять.

Воспитатель : -Почему?

Дети :- Потому что рука теплая, а лед холодный.

Вывод : лед – тоже вода .

Воспитатель : -Ребята, мы с вами сегодня хорошо занимались и очень многое узнали о воде. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали сегодня из опытов.

Дети :- вода – это жидкость , у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой, холодной и горячей.

Воспитатель : -Ребята к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно и экономно. А для того чтобы вы это поняли я расскажу вам оду очень поучительную сказку.

Сказка о воде

Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а воду для их зданий предоставляла им речка. В неё же люди сбрасывали отходы.

Речка загрустила. Она была рада помогать всем : и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место. Да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной : в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли : они отказались расти по берегам загрязнённой реки.

Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах , не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались странные круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали реку, а в солнечных лучах переливались радугой.

Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.

Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, когда-то трудолюбиво созданные её водами .

Исчезли из долины и люди : им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя настоящие руины.

Воспитатель : Понравилась вам сказка?

Дети : Да!

Воспитатель : Для того чтобы ни кто на земле не относился так к воде как в этой сказке, я предлагаю вам взять альбомный лист, карандаши и нарисовать эту историю, чтобы все люди нашей большой необъятной земли относились к воде очень бережно.

После чего детские рисунки вывешиваются на стенд с рисунками.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии в средней группе.

Воспитатель: Хилова М.А

Тема: «Маленькие садоводы».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цели:

    Развивать представления детей о цветах, о том, что растения выращивают из семян, учить детей правильной посадке семян на рассаду.

    Формировать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе, желание самим вырастить растения из семян.

    Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы, приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы.

Предварительная работа: Рассматривание семян овощных культур, цветов; труд в уголке природы, посадка лука, просмотр мультфильмов о цветах, подбор дидактических игр: «Что где растет?», «Назови цветок».

Словарная работа: Семена, рассада, бороздки, сажать, присыпать, настурция.

Материалы и оборудование: Фотографии настурции на доске или мольберте, клеёнка на , поддоны для рассады с землей, семена цветов в 3 – 4 блюдцах, поддоны с землёй, лупы, лейки с водой, фартуки на каждого ребёнка, палочки, магнитофон с записью спокойной музыки, картинки к дидактической игре «Что где растет?», медали «Мы садоводы».

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

« Только солнышко взойдёт,

Он скорее расцветёт.

Жёлтый, красный, голубой,

Нас порадует с тобой».

(цветок)

- Вы, ребята, любите цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: Они растут повсюду. Назовите, в каких местах они могут расти?

Дети: В поле, в саду, в лесу, на поляне, на клумбах, на лугу, в комнате.

Воспитатель: Как называют цветы, которые растут в поле (на лугу, в саду, комнате)

Дети: Эти цветы называют полевые, луговые, садовые, комнатные.

Воспитатель: «Цветы, цветы, как много их -

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях.

Цветы, цветы…

Везде, везде.

Нам улыбаются весь день!

Цветы, цветы

И там, и тут.

Они смеются и цветут».

Воспитатель: Давайте и мы улыбнёмся им.

Воспитатель: А какие цветы вы знаете?

Дети: Роза, ромашка, тюльпаны, василёк и т.д.

Д/И «Что где растет?»

Воспитатель: Какие цветы растут на клумбах?

Дети: Пионы, нарциссы, розы и т.д.

Раздается стук в двери. Входит цветочек «Ромашка» из цветочного города с корзинкой в руке.

Ромашка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ромашка, я из «Цветочного города». В нашем волшебном городе очень много цветов. Они все разные, но все очень красивые. Мы знаем, что вы тоже трудолюбивые ребята и любите цветы. Жители «Цветочного города» приготовили для вас подарок, чтобы на ваших клумбах летом было красиво (достает из корзины пакетики с семенами цветов). Как вы думаете, что в этих пакетиках?

Дети: Семена цветов.

Воспитатель: Ребята, скажите, для чего люди выращивают цветы?

Дети: Для красоты, пользы, чтобы дарить их.

Воспитатель: Правильно. Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают из семян рассаду. Вы только представьте, каким красивым станет наш участок, когда зацветут наши цветы.

Воспитатель: А хотите стать маленькими садоводами?

Воспитатель: 1, 2, 3, 4, 5

Начинаем колдовать!

Наши дети изменились-

В садоводов превратились!

Воспитатель: Сейчас высыплем семена на тарелочки и рассмотрим их через лупу. Это семена настурции. Какие они?

Дети: Крупные, длинные.

Воспитатель: Это семена бархатцев. Какие они?

Дети: Тонкие, длинные.

Воспитатель: Для дальнейшего роста и развития семян необходимо позаботиться о них: накормить, напоить, согреть. Нам понадобится земля. В земле содержится много полезных для растения веществ.

Воспитатель: Палочкой проведем в земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена. Далее кладем семена в эти бороздки, но не близко, ведь когда рассаду будем сажать на клумбу, то корни можно повредить. Затем засыпаем бороздки землей – укрываем наши семена и поливаем водой, так как все любят воду. В тёплой, влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти, расти.

Физминутка

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе (наклон вперед )

Красоту их всю увижу (руки вперед )

Нежный чудный аромат (руки поочередно к носу )

Ощутить я тоже рад! (наклон вперед )

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо, влево )

Много будет красоты (развести руки )

Воспитатель: Давайте оденем фартучки, чтобы не замарать одежду.

Воспитатель: Любое дело получается хорошо, если его делать с хорошим настроением. Давайте улыбкой покажем свое настроение.

Практическая деятельность

Дети делают углубления палочками в грунте, кладут семена, разравнивают почву, поливают посаженные семена.

На каждом поддоне – имя ребёнка, посадившего семена.

Воспитатель: Ребята, а что необходимо семенам, чтобы они выросли в красивые цветы?

Дети: Поливать, свет, тепло.

Воспитатель: Как вы думаете, где им будет тепло и светло?

Дети: На подоконнике.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Давайте вспомним, что мы сегодня делали (ответы детей). Теперь мы будем с нетерпением ждать, когда появятся росточки наших будущих цветов. А когда они подрастут, мы высадим их на клумбу на нашем участке. И они будут радовать нас все лето своими красивыми цветами.

Воспитатель: А теперь давайте закроем свои поддоны крышками и приведем в порядок наши рабочие места и пойдем мыть руки.

В конце занятия детям раздаются медали в виде цветка «Мы садоводы»