Подготовила учитель – логопед МДОУ№32

г. Салават Мамыкина Т. Я.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения(например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец- указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

– Показать отдельно только один палец- большой

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами.

Кистями рук делать «фонарики»

Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальчики в щепотку(пальцы собрались вместе- разбежались).

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором.

Складывание матрешек.

Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисовать различными материалами(ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковые гимнастики.

« КАПУСТА».

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

*******************************************************************************************

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Разделы: Работа с дошкольниками

  • ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
  • показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,
  • дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников
  • познакомить с содержанием игр и упражнений

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития?

Ответьте на этот вопрос сами.

Как избежать этой проблемы родителям?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
  13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  14. Играть с мозаиками и пазлами.
  15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  16. Собирать конструкторы.
  17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  18. Лепите вместе из пластилина.
  19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики , не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
  • Кислинская Т.А.
  • Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. - М.: Генезис, 2008.
  • Косинова Е.М.
  • Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
  • Савина Л.П.
  • Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
  • Цвынтарный В.В.
  • Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.
  • Шанина С., Гаврилова А.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
  • Янушко Е.А.
  • Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009.

    « Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

    Цель : показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

    Задачи:

    Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

    Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

    Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.

    Ход: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).

    Уважаемые родители (мамы) все Вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы.

    Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    1.Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    Способствует овладению навыками мелкой моторики;

    Помогает развивать речь;

    Повышает работоспособность головного мозга;

    Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

    Развивает тактильную чувствительность;

    Снимает тревожность.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

    Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг). (Примеры пальчиковых игр)

    Капуста

    Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
    Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
    Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
    Как же быть без хруста
    Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
    Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
    Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
    Мы капусту солим, солим (щепотками)
    Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ
    Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

    2.Игры с пробками от бутылок

    Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

    Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы.

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Мозаика из пробок (примеры картинок)

    3.Игры с прищепками

    Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

    Также детям очень нравится играть с различными шаблонами

    ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ "ЧЕЙ ХВОСТ"

    ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ

    Чтобы интересней было играть, можно использовать разные потешки и стихи, например:

    Ёжик, ёжик, где гулял?
    Где колючки потерял?
    Ты беги скорей к нам, ёжик.
    Мы сейчас тебе поможем.

    Рыбка, рыбка, что грустишь?
    Не видать улыбки?
    Без хвоста и плавников
    Не бывает рыбки.

    Самолёт, самолёт
    Отправляется в полёт.
    Но без крыльев и хвоста
    Не взлетит он никогда.

    Очень наш жучок устал -
    Бегал по дорожке.
    Ночью спал, а утром встал,
    Показал нам ножки.

    4.ИГРЫ с крупой, камнями.

    Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
    Прячем ручки
    Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
    Ищем секрет
    Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
    Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
    Пересыпаем крупу
    Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
    Покормим птичек
    Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.

    Игра «Золушка»

    Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

    Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием - выкладыванием камешков по заданным линиям.

    5.Слоник своими руками

    Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек. Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось.

    6.Игры – шнуровки

    Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

    7. Рисование манкой

    Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
    Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!
    Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.

    Сегодня я познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включайте свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

    Дорогие Родители!

    Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
    Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу! », «Красота! »и т.д.
    Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Государственное казенное дошкольное

    образовательное учреждение «Детский сад № 4»

    Ставропольского края

    г.Георгиевска

    Консультация для педагогов

    «Развитие мелкой моторики рук

    у детей дошкольного возраста»

    подготовила

    учитель- логопед

    Шимченко Ирина Валерьевна

    г. Георгиевск

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

    возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая

    гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой

    головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять

    простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о

    развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать

    пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

    моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к

    школе, в частности, к письму.

    Моторика совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая

    моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади

    двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,

    расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее

    близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган

    речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто

    предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и

    развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить,

    необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать

    движения пальцев рук, или мелкую моторику.

    Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной

    готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий

    уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно

    хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

    Задача педагогов–донести до родителей значение игр на развитие мелкой

    моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему

    овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

    знать основные пути ее развития и совершенствования:

    Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости

    друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально,

    т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то

    нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то

    наблюдаются отставания и в овладении речи.

    Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

    дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годамв основном заканчивается созревание

    возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин,

    Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей

    дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то

    обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи

    встречаются сопутствующие отклонения в нервно- психологической сфере

    (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания,

    неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми

    целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной

    моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему

    трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую –либо

    фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В

    дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

    Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать

    координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

    Нарушения мелкой моторики

    Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

    Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при

    органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

    Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в

    постинсультном состоянии)

    Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей,

    недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

    К 5 годам дети умеют:

    - рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

    - раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;

    - вырезать крупные многоугольные фигуры;

    - застегивать пуговицы;

    - одеваться и обуваться;

    - шнуровать обувь и завязывать шнурки;

    - наливать в чашку молоко из пакета;

    Умываться;

    Чистить зубы.

    ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ

    Особую группу детей составляют леворукие дети. Около 15% детей по своей

    природе леворуки. Нив коем случае нельзя переучивать левшу держать карандаш в

    писать левой. Это может привести к серьезным нервно- психическим расстройствам.

    У левшей несколько иначе функционирует головной мозг. Так, например, у

    правшей речевые центры расположены в левом полушарии мозга, а у левшей -в

    правом. Существует точка зрения, что левши более способны к творческой

    деятельности, чем правши.

    При организации работы левши за столом следует учитывать, что свет должен

    падать с правой стороны. Тетрадь должна лежать под наклоном левой стороной

    вниз. Учтите, что система письма ориентирована на праворукого ребенка, поэтому

    левши с трудом овладевают ею. Например, для левши более естественен наклон

    букв влево, а держа правильно ручку в левой руке, дети не видят, что они пишут.

    Отнеситесь с пониманием к особенностям вашего ребенка: ему вдвойне тяжелее

    овладеть письмом.

    КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

    1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

    Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и

    разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также

    предплечья.

    2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,

    скороговорками, звуками):

    упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед

    собой, вверх, в стороны);

    специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

    3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,

    прище пки, бусины, крупы и др.)

    4. Теневой, пальчиковый театр.

    5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по

    клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов

    ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная,

    рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым

    карандашом).

    6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе

    ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное

    рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

    7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

    8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

    9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и

    10. Домашние дела:

    перемотканиток;

    завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    чистка металла;

    водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья

    (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание,

    перетирание, полоскание, отжимание));

    собирание разрезных картинок, ягод;

    разбор круп и т.д.

    При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие

    принципы:

    игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные

    отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания,

    доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при

    затруднениях;

    постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к

    сложному.

    При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать

    индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны

    усложняться.

    Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию

    пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в

    процессе режимных моментов.

    Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками. К примеру, ребенку

    старшего дошкольного возраста уже можно конструктор mindstorms lego купить -

    интересно, и полезно.

    Конечно, не обязательно заниматься всеми этими видами деятельности сразу.

    Например, если ребенок противиться рисованию - можно попробовать увлечь его

    аппликацией.

    Причины такого упрямства могут быть разнообразны: критические замечания

    взрослых в адрес рисунков, быстрое утомление руки при рисовании (обусловлено

    физиологической незрелостью мускулатуры пальцев), чрезмерная значимость для

    ситуации - с пониманием к чувствам ребенка, учетом его желаний - со временем

    интерес к рисованию возобновится, хотя, может быть, не в такой мере, как вам

    Рогонова Юлия Владимировна

    МБДОУ "Детский сад №134"

    г.Дзержинск Нижегородской обл.

    Воспитатель

    Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста »

    Задачи: познакомить родителей с понятием «мелкая моторика руки», значением ее развития для ребенка, предложить игры и методики развития мелкой моторики руки ребенка в домашних условиях.

    Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

    Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

    Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

    Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. Д

    Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    Способствует овладению навыками мелкой моторики;

    Помогает развивать речь;

    Повышает работоспособность головного мозга;

    Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

    Развивает тактильную чувствительность;

    Снимает тревожность.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

    Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

    «Моя семья»

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - я.

    Вот и вся моя семья!

    (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

    Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

    Игры с пуговицами

    Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

    Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

    Игры с сыпучими материалами

    1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи.

    2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

    «Зашагали ножки: топ-топ-топ,

    Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

    Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

    Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

    3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

    5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

    Игры с крышками от бутылок

    Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

    «Волшебные крышечки»

    Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.

    Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок

    Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.

    Игры с прищепками

    1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

    2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

    3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

    «Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку».

    «Укрась картинку скрепками»

    Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.

    Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.

    Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику - колючки, солнышку - лучики и т.п

    Игры с бусинами, макаронами

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

    Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

    «Собери гирлянду»

    Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.

    Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.

    Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.

    «Цветочная полянка»

    Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.

    Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.

    Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».

    «Игры со счётными палочками»

    Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение.

    Материал: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

    Ход игры:

    1. Выкладывание геометрических фигур.

    2. Составление узоров.

    3. Выкладывание предметов.

    Игры - шнуровки

    Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

    Аппликация

    Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

    Работа с пластилином

    Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

    Кусочки пластилина

    Катает наша Зина,

    Шарики, колбаски,

    И оживают сказки,

    Пальчики стараются,

    Лепят, развиваются.

    Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

    Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

    Рисование

    Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

    Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

    Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

    Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

    Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

    Памятка для родителей

    Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

    • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
    • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
    • Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
    • Организуйте игры с пластилином, тестом.
    • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
    • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
    • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
    • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
    • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
    • Запускайте пальцами мелкие волчки.
    • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.