Нравственное воспитание дошкольников

Советы родителям по нравственному воспитанию.

Предлагаем Вам нравственные законы существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Закон семьи 1.

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон семьи 2.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.

Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 3.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Во-первых , не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-вторых , надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих , необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора -- всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Закон семьи 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5.

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно

удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний -- тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «. искусство повеления и запрета. даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей". Успеха и терпения Вам уважаемые родители. mdou17.uoura.ru index.php/roditelyam/ konsultatsii


«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…

Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка – вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»;

«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.

Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,

требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

http://www.moi-detsad.ru/konsultac272.html

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Социально-нравственное воспитание старших дошкольников»

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»

В.Г. Белинский

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности» (А. В. Запорожец); получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователи говорят о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. На основе этого опыта – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.

Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм. У него формируются обобщенные представления о доброте, дружбе, взаимопомощи. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что нужно соблюдать нормы поведения, чтобы коллектив ная деятельность была успешной.

В деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, формируется нравственная культура личности, то есть единство нравственного сознания и поведения. Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.

Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников. Дошкольник активно входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять.

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык.

Средства нравственного воспитания объединяют в несколько групп: художественные средства; природу; собственную деятельность детей, общение; окружающую обстановку.

1.Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2.Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и является значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3.Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье.

С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника, потом, с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий.

Роль родителей велика, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки.

Научите ребенка дисциплине, самостоятельности, вежливости, уважению к старшим, заботливому отношению к малышам. Прочитав художественное произведение, побеседуйте с ребенком, пусть он подумает о том, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации.

Всегда кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируйте, почему себя нужно так вести. Включайте ребенка в игры со сверстниками, тогда ребенок научиться сотрудничеству и взаимопомощи.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, для этого нужно приложить немалые усилия. Помните, «воспитание – великое дело: им решается участь человека», - сказал В.Г. Белинский.

Литература

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., Мозаика-синтез, 2011.
  2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М., Просвещение, 1989.

Тема:

Подготовила воспитатель:

Н. Л. Щербакова

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства- художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природ (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность деей- игра, труд, учение, общение.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

5.Окружающая ребенка обстановка.

Нравственное воспитание дошкольника начинается с 3-4 лет. Однако подготовка к нему ведется с момента рождения ребенка, когда взрослые регулируют его жизнь по социальным правилам.
Как это происходит?

Ребенка кормят, купают, укладывают спать в определенное время, приучая его, таким образом, к режиму дня – организованности. При общении с ребенком родители используют пантомиму, интонацию речи и мимику – поощряя, осуждая или выражая свои требования к его поведению. Конечно же, малыш еще не понимает их значения – но он прекрасно улавливает интонацию голоса и эмоциональное отношение. Важно в это время включать в общение слова можно и нельзя, подкрепляя их эмоциями: улыбкой – «можно», строгим выражением лица – «нельзя». Правильное формирование ориентировки на эмоции родителей приводит к установлению связи поведения, действия и слова, что способствует в дальнейшем эффективному освоению ребенком социальных норм поведения.

К началу дошкольного возраста у детей развиваются память, речь, мышление, восприятие и возникают первые представления об элементарных нравственных нормах – добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 3-4 лет ребенок входит в сферу нравственных отношений между людьми и начинает нести личную ответственность за их несоблюдение или нарушение.

И теперь перед родителями встает главная задача – как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому ?

Конечно, проще всего чем-то наградить, наказать или заставить. Наказания и награды невероятно разнообразны. Улыбка, слово одобрения, выразительный строгий взгляд – абсолютно все может служить средством награды или наказания. Дети дошкольного возраста ждут одобрения взрослых и страшатся наказания, а потому изо всех сил стараются соблюдать моральные требования и нормы. Стремление получить, сохранить и упрочить положительное отношение взрослых – один из главных нравственных мотивов дошкольников. Мотив этот часто называют мотивом, ориентированным на социальный внешний контроль.
Однако нравственное воспитание дошкольников , базирующееся только на внешнем контроле спорно, так как ребенок соблюдает моральные нормы не потому, что он «добр, честен и справедлив», а потому – что ему выгодно их соблюдать! Что будет, если контроль ослабнет или исчезнет совсем?

А ведь именно так со временем и происходит. В жизни ребенка образуется пространство, недоступное внешнему контролю, где он остается один на один с нравственными нормами. И если его нравственное поведение опиралось только на внешний контроль – с исчезновением последнего может пропасть и нравственность.

Согласно проведенным исследованиям, при внешнем контроле почти все дети от 3-6 лет соблюдают нравственные нормы. Оказавшись же без присмотра взрослых – нарушают их. Поэтому использовать лишь внешний контроль при нравственном воспитании дошкольника – не конструктивно и опасно.

Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

  • Лучшие результаты дает «метод смены позиции», основанный на предложении ребенку функций «контролера» – когда ребенок сам должен контролировать соблюдение моральных норм взрослыми, сверстниками и им самим. Что происходит в этом случае понять не трудно – меняется нравственная самооценка ребенка, его отношение к самому себе. Ребенок вырастает в своих глазах и стремится оправдать оказанное ему доверие. А это самый лучший нравственный мотив, приводящий к появлению у ребенка положительного представления о самом себе, независимо от его эмоционального отношения к окружающим, симпатий или антипатий – а главное, совершенно независимо от внешнего контроля. Нравственную самооценку у ребенка можно сформировать и иначе – путем обыкновенного общения с ним на позитивной эмоциональной основе. Дети дошкольного возраста, имеющие длительный положительный опыт общения со взрослыми чаще других совершают нравственные поступки.
  • Далее по эффективности следует «метод вины и прощения», основанный на формировании у ребенка желания самостоятельно исправить последствия своих оплошностей в отношениях с окружающим миром. Прощение проступка взрослыми, оказание доверия «нарушителю» – дают ребенку возможность почувствовать себя достойным внимания и доверия.
  • И последнее место занимает «метод нравственного примера».

Однако это не значит, что нужно использовать только один наиболее успешный метод. Нравственное воспитание дает хорошие результаты только при гармоничном использовании всех методов.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста , совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!

Как видите нравственное воспитание дошкольников процесс противоречивый и сложный – он призван формировать не только прагматическое нравственное поведение, но и нравственность, основанную на потребности детей получить, сохранить и упрочить собственный положительный образ – нравственности устойчивой к изменению настроений и симпатий.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Подготовила:

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим , дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив , основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи , где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.


Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка , его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.


Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).


Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом .

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.