В мире мудрых мыслей:
Перед Вами интересные афоризмы, оригинальные фразы, умные мысли и цитаты о воспитании, семье, родителях и детях. Это замечательное собрание самых настоящих "жемчужин мудрости" постоянно пополняется. Пожалуйста, присылайте Ваши и не только Ваши острословия на эту тему в мой адрес.
С огромными благодарностями они будут размещены в этом разделе.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни (Б. Паскаль).

Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека (Я. Брыль).

Цель обеда есть воспитание и цель супружества — семья (Л. Н. Толстой).

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л. Н. Толстой).

Дети — вершина здорового брака (Р. Нойберт).

Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное воспитание (А. С. Макаренко).

Самое главное украшение — чистая совесть (Цицерон).

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты (Л. Бетховен).

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Г. Торо).

Доброта и скромность — вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека (Р. Л. Стивенсон).

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо).

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Ж.-Ж. Руссо).

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? (Ж-Ж. Руссо)

Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор).

Добродетель родителей — богатое приданное (Гораций).

Нет места милее родного дома (Цицерон).

Любовь к родителям — основа всех добродетелей (Цицерон).

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (В. И. Даль).

Отец должен быть для своих детей другом и наперстником, а не тираном (В. Джоберти).

Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье (В. Гюго).

Семья — это кристалл общества (В. Гюго).

Будьте сами и человеком, и младенцем для того, чтобы учить ребёнка (В. Ф. Одоевский).

Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами (Ш. Сент-Бев).

Сластями, печеньем и конфетами нельзя вырастить из детей хороших людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной (Р. Шуман).

Семья начинается с детей (А. И. Герцен).

Если хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать всё, что вы им даёте (И. Шоу).

У добрых супругов — две души, но одна воля (М. де Сервантес).

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их.
Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца
(Д. Дидро).

Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринуждённому смеху, ибо весёлое выражение лица постепенно отображается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к весёлости, приветливости и благосклонности во всём (И. Кант).

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет (И. В. Гёте).

Не делайте из ребёнка кумира, когда он вырастет, то потребует много жертв (Пьер Буаст).

Знаете ли, что пьёт этот человек из стакана, дрожащего в его трясущейся от пьянства руке? Он пьёт слёзы, кровь, жизнь своей жены и своих детей (Ф. Р. де Ламенне).

Будущее нации — в руках матерей (А. С. Пушкин).

…Если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам (Ш. Монтескье).

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А. С. Пушкин).

Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи (Л. Н. Толстой).

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного — всё гладко (Л. Н. Толстой).

Какого великого блага могут достигнуть два любящих супруга, если они оставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием, советом, примером (Л. Н. Толстой).

Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно (В. Буш).

Когда ребёнка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким (Д. И. Писарев).

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества (Ф. Адлер).

Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми (Р. Роллан).

Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери (Я. Корчак).

Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет (А. С. Макаренко).

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги (А. С. Макаренко).

Родители и дети должны быть друзьями. Это неплохо, если это серьезно. Отец и сын могут быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, т. е. мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий благодаря этому некоторые признаки, дополнительные к его положению друга. А если мать и дочь не только друзья, но и подруги, а отец и сын не только друзья, а закадычные друзья,…то дополнительные признаки, признаки педагогические, могут незаметно исчезнуть (Ф. Г. Раневская).

Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья (Ф. Г. Раневская).

Мать и отец, папа и мама — это первые два авторитета, на которых для ребёнка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во всё честное, доброе и святое (Г. А. Медынский).

Материнская любовь — самый общераспространённый и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама её сущность — забота и ответственность (Э. Фромм).

Характер ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер (Э. Фромм).

Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя (А. Н. Островский).

Годы детства — это прежде всего воспитание сердца (В. А. Сухомлинский).

Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро (В. А. Сухомлинский).

Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой (В. А. Сухомлинский).

(В. А. Сухомлинский).

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или ещё более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно (В. А. Сухомлинский).

Если человека учат добру — учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и такое) — в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать (В. А. Сухомлинский).

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В. А. Сухомлинский).

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям (В. А. Сухомлинский).

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В. А. Сухомлинский).

Строгость отца — прекрасное лекарство: в нём больше сладкого, нежели горького (Эпиктет).

Детству следует оказывать величайшее уважение (Ювенал).

Разумное и нравственное всегда совпадают (Г. Флобер).

Всё, что прекрасно, — нравственно (Г. Флобер).

Дети, чаще всего, заболевают не от вирусов, а от неблагоприятной атмосферы в семье.

. «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим» (Ж.-Ж. Руссо).

. «Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы» (А. Моруа).

. «Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей» (Б. Уильямс).

. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто- нибудьдругой» {А.П. Чехов).

. «Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело» (Августин).

. «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» (Э. Селсдон).

Три способа «испортить» ребенка:

1. Видим, что он ведет себя плохо и безответственно, и не реагируем подходящим способом.

2. Делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам.

3. «Вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Парадокс: сначала ребенка учат ходить и говорить, потом — сидеть и молчать.

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.

Лариса Петрова
Консультация для родителей «Умные мысли о воспитании детей»

Есть так родители , которые стремятся быть независимыми в вопросах воспитания , не признают никаких авторитетов. Но если обратиться к мудрости людей, чей жизненный путь был связан с педагогикой, можно почерпнуть немало полезного.

Основной вид деятельности у детей - это игра . Играйте вместе с детьми. Когда мы играем в мяч, в “ Дочки – матери”, вместе катаемся с горки, мы становимся ближе друг к другу.

Самое главное в воспитании детей – это любовь к ним . Ребенок должен чувствовать, что его уважают, поддерживают, дают советы, а не приказы и нравоучения.

Вы никогда не научите ребенка тому, чего не делаете сами. В первую очередь ребенок смотрит на родителей , а уж потом слушает их.

Не обещайте ребенку того, что возможно по каким-то причинам вы не сможете выполнить обещанное. Иначе он перестанет вам верить.

С малых лет приучайте детей трудиться . Не стремитесь выполнить за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Из детей , не приученных к труду, вырастают бездельники и эгоисты.

Публикации по теме:

Роль отца в воспитании ребенка. Консультация для родителей «Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телека торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Информационная ширма для родителей Подготовила воспитатель Караханова Е. И. Москва 2014 «Значение дидактических игр в воспитании.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Консультация для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей» Воспитание в детстве имеет большую важность для становления человека, его характера и личностных качеств, в том числе и описанных выше.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы» Консультация для родителей "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. " В. А. Сухомлинский.

О воспитании, о детях и родителях.

Виктор Гюго" href="/text/category/viktor_gyugo/" rel="bookmark">Виктор Гюго

Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется - пустотою же; выгоните одну, явится другая.

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной.
Шуман Р.

Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Эрма Бомбек

Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст

Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора.
Фуллер Т.

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд

Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.

Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание.
Крупская Н. К

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу.
Теккерей У.

Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей.

Будущее нации - в руках матерей.
Бальзак О.

Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Куда не влекут способности, туда не толкай.
Коменский Я

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Эбнер-Эшенбах М.

Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.
Руссо Ж.-Ж.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Коменский Я.

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
Шиллер И.

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.
Джонсон С.

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер

Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»

Чистякова Елена

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскор - мил, да добру научил», «Не чванься отцом - хвались сыном молодцом».

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»

Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - целый сын». Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».

Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда дороже золота».

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».

Пример родителей - лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».