Иванова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дата публикации: 31.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Детский фольклор как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Исполнитель:

воспитатель МКДОУ «Детский сад №3

«Солнышко»

г.Анжеро-Судженск

Иванова Лариса Юрьевна

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Русский народный фольклор ……………………………………………………4

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12

Заключение ………………………………………………………………………14

Литература ……………………………………………………………………..15

Приложение…………………………………………………………………….16

Лариса Юрьевна!

Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению

итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая

аттестация).

оформления

литературы,

Положении

итоговой

Исправьте,

пожалуйста,

литературы в соответствии с образцом.

Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается

пример, как оформить содержание, там указывается, что первый параграф

начинается со слов: Теоретические основы…..

Почему Вы формулируете по другому?

Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно

быть таким:

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические

развития

творческих

способностей

дошкольного возраста…………………………………………………………….6

2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии

д о ш к о л ь н о г о

возраста…………………………………………………………………………...12

3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного

возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16

Заключение

Список используемых источников

Приложение

В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области

развития

творческих

способностей

проанализировать

психолого

педагогическую

литературу

проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы

параграфе

проанализировать

исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие

способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо

характеристику:

фольклор?

определяют

детского

фольклора

существуют?

характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это

то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).

параграф

описание

использованию детского фольклора для развития творческих способностей

детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).

Жду исправленный вариант работы!

Введение

материал

затрагивающий

интересы

потребности

детского

возраста

занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой

радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Т.С.Виноградов.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию

специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и

психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много

воздействия

конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с

образцами

народного

творчества

начинаться

первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –

определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –

богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий

мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте

дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы

поведения

окружающих,

овладевать

средством

человеческого

общения – речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

народного

творчества.

Гениальный

величайший

педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые

ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она

включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров

фольклора.

прибаутки,

приговорки

любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый

устанавливает

ребенком

эмоциональный

эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие

художественные

привлекают

внимание

доставляет

радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по

малой форме

малые формы

народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,

смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются

нравственные

привычки,

обогащаются

оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в

играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку

познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти

произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.

Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная

Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким

– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

Адресованные

прибаутки,

заклички

ласковый

говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.

Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,

провести

встретить

успокоить

расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,

хороводные,

подвижные,

словесные

дидактические

взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,

считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На

самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,

которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком

в совершенстве.

Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,

можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы

было удобно им пользоваться, по разделам.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как

источнику культуры и развития ребенка.

Задачи:

Познакомить

народным

творчеством

познания окружающего мира.

Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.

Способствовать активному использованию детьми устного народного

творчества в повседневной жизни.

Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами

приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,

как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так

и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и

детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и

чувствует каждого ребенка.

Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с

фольклорными

является

сотрудничество

родителями,

соблюдение

основных

принципов

организации

образовательного процесса в детском саду.

Основные принципы:

Принцип

новизны

позволяет

максимально

активизировать

познавательную сферу дошкольника.

Принцип

динамичности заключается в постановке таких

развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,

приводя к активизации внимания и интерес детей.

Принцип

полезности предусматривает

получение

положительного

результата,

практической

формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.

Принцип

сотрудничества позволяет

атмосферу

доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

Принцип

занимательности позволяет

радо стный,

эмоциональный

вовлечения

организованную

совместную деятельность.

Ожидаемые результаты

Своевременное развитие фонематического слуха;

Формирование

способности

улавливать

звуковые

различия,

готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;

Улавливать

специфику

звучания

выразительность,

образность;

Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять

словарный запас;

Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к

окружающему миру;

Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;

Получить первоначальное представление о труде.

Русский народный фольклор

В начале XIX века перед мыслящей Россией остро

встала проблема

культуры

духовных

богатств,

общественной

значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.

Педагогическая

пробудила

поэтическому

творчеству,

определила

детского

фольклора

воспитания.

Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел

в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.

педагогов.

В. И. Даль в своем сборнике « Пословицы русского народа» значительное

место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.

Крупным шагом в развитии « фольклористики детства» стал сборник

П. А.Бессонова «Детские песни». В нем представлены почти все жанры

детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и

игр из репертуара подростков.

Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.

Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым

средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем

древними

существуют

сравнительно

формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как

правило, это жанры детского городского фольклора.

Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число

обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,

ориентацию,

механическое

разучивание

последующее выступление.

Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и

физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,

проблемы в семье, экология и многие другие причины).

Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить

психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию

личностных качеств в самых различных по составу группах.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя

открываем

переоцениваем.

относится

прошлому

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень

поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские

работали

отдыхали?

соблюдали

традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,

восстановить

утраченные

ценности.

необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются

носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных

традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую

очередь, к фольклору.

Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем

сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той

или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У

каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в

глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,

помогают

маленькому

человеку

сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и

интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором

вырастает ребенок, формируется его личность.

Малые жанры детского фольклора:

Колыбельные песни;

Прибаутки;

Считалки;

Пословицы и поговорки;

В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой

«Русское

народное

творчество

Флериной

«Эстетическое воспитание дошкольников»

Знакомство детей с русским народным творчеством

До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде

своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,

позволяет

научится

окружавшими его близкими людьми.

Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать

первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов

ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с

приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:

отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,

обрушивается

одновременно,

создавая

стрессовую

ситуацию,

появлением

невротических

болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в

первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если

малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший

Ванечка – пригожий».

Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.

Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в

детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,

интересно, спокойно.

От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.

капризничает,

балуется,

рифмованные

остановят забияку.

«Не плач, не плач детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Мишиной потешки.

Если будешь плакать

Дам тебе лапоть»

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

А кто слово скажет

Тому щелчок».

Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна

«вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? В этом мне помогает

наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:

«Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять».

Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой

малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят

потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:

«Чистая водичка

Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,

А пальчики – Антошке».

Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:

«Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся».

При организации игр использую игровые потешки:

«Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьет весь хоровод».

Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,

помогают

воспитателю

активизировать

побуждать

высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

«Сова – совушка.

Белая головушка.

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплые рукавички».

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые».

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,

любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.

«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком

«Ой, ты радуга – дуга,

Не давай дождя –

Давай солнышко – колоколнышка».

«Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик припусти,

Дай капусте подрасти».

А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать

трудолюбие:

«Это Оленьке известно: что взяла – клади на место».

«Ну, теперь за дело дружно,

Собирать игрушки нужно».

В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют

движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между

собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело

сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень

хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

«Стала Маша

Гостей собирать,

И Иван приди,

И Степан приди,

И Андрей приди

Да и Матвей приди,

И Митрошечка,

Ну, пожалуйста!

Стала Маша

Гостей угощать.

И Ивану блин

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

И Митрошечке

Мятый пряничек.

Стала Маша

Гостей провожать.

Прощай, Иван!

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!»

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

«Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капуску,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко».

При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с

рифмованным

ритмичными

движениями.

выполняют

движения, соответствующие тексту. Например: «Серый зайка умывается» -

дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.

Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам

народного

творчества.

предлагаю

отобразить

действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.

В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.

А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер

загадок», концерт (с использованием народных песен, частушек, одевшись в

народные костюмы), «Путешествие по сказкам» (использовать шапочки –

маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных

Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и

т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.

Очень нравится детям игра «Поле чудес», где по содержанию картинки

нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает

закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать

особенности действий различных персонажей.

Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно

найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,

лексической,

грамматической

взаимосвязи

развитием

монологической

развитием

детского

словесного

творчества.

Использовать материал можно во всех возрастных группах (см. приложение).

Сказка как фольклорный жанр

фольклорных

является

наиболее

структурированной

подчиняющейся

определенным законам.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а

кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и

самое рассказывание сказок предполагает

знание особых формул, вроде

такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

позволила

торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в

волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок,

но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро,

берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в

сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с

жизненным

справедливой

побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по

(«Курочка

«Репка»),

захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).

Стремясь

пробудить

черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу

могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе

обыкновенного

человека.

закалить

душевные

вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки

рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность

обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых

осмеиваются

человеческие

злобность,

заносчивость,

трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к

природным

явлениям,

особенностям

внешнего

насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и

многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и

осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.

Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных

произведений

программой

детского

предусмотрено

ознакомление дошкольников с вариантами сказок.

Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении

персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с

половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим.

Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из

«Зимовье»;

избалованность,

заносчивость

Малашечки

«Привередница»

оттеняют

отзывчивость

«Гуси-лебеди».

Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в

события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто

придуманные

коллективно

варианты

всячески

поддерживать эти проявления творчества.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она

будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в

текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и

моральную

направленность,

ситуаций,

отношение

событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность

происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует

перипетиях

переживает

волнующие

персонажей.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании

впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом,

дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления

углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок

становятся

сказочных

персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь

малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему

выражения.

Особенно

необходимы

эмоционально

развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания

взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей,

повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и

впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует

захватит

воображение,

Объединяя

дополнительного

учитывать

развитие,

особенности

восприятия, эмоциональность.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их.

Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им

покажут сказку (род настольного театра).

Заключение

Произведение народного творчества – это школа развития чувств

выразительное

рассматривание

иллюстраций,

потешкам

значительно

развивает

эмоциональную

восприимчивость

становятся

подвижными, активными, любознательными и общительными; значительно

сокращается период адаптации, снижается уровень заболеваемости в группе.

Речевое развитие, которое происходит за счет использования фольклорных

произведений,

позволяет

безболезненно

адаптационный

период, так как ребенок может входить в речевой контакт со взрослыми и

сверстниками.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на

жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный

мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение

его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное

развитие,

фантазию.

детского

фольклора

определённым

нравственным

например,

уподобления

животных

показывает

поведения

обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и

не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также

оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется

Например,

колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную

лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот

они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них

используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается

закладываются

основные

поведения.

Культурное

наследие

передаётся

поколения

поколение,

развивая

обогащая

Фольклор

является

уникальным

средством

передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их

развития.

Литература

Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,

пословицах, загадках, народном языке: Очерки. Аникин В. П. / –

М.: Детская литература., 1988.,

Аполлонова

Приобщение

дошкольников

национальной

культуре

Дошкольное

воспитание.-1992/

Аполлонова Н.А.№5-6.-С.5-8.

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных

форм // Дошкольное воспитание.-1991 Загрутдинова М., Гавриш Н./

Науменко

«Фольклорный

праздник»

Науменко

Просвещение 2002, 322с

Проскурин А.А. « Народный календарь. Праздники, приметы и

обычаи от Руси до России», серия « Домашняя энциклопедия»

Романенко

народное

творчество

развитии

активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:

Владос, 1999. –214с.

Использование

Дошкольное воспитание.-1983. Хмелюк М./№7.-С.18-21.

Чуковский

Чуковский

Педагогика, 1990. –384с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет-

Тот и вон пойдет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела,

И водить тебе велела.

Если чиж летит к стрижу.

Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Обруч круж, обруч круж,

Кто играет, будет уж?

Кто не хочет быть ужом,

Выходи из круга вон!

Танцевали мышки,

Около коврижки.

Танцевали, пели,

Всю коврижку съели.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Стакан, лимон, выйди вон.

Стакан воды, выйди ты.

Чистоговорки

Ас-ас -ас - мы купили квас

Ат- ат- ат - у меня халат

Аш-аш - аш - беру карандаш

Ач -ач - ач - черный грач

Ащ -ащ-ащ -мы носили плащ

Ал -ал -ал - дятел клювом застучал

Ар -ар -ар - горячий пар.

Да-да-да – в баке вода

Ду-ду-ду- я домой иду

Ды-ды-ды- вышел из воды

Ди-ди-ди- ты домой иди

Де-де-де- не сиди в воде

Со-со-со- покатилось колесо

Сок-сок-сок- во дворе песок

Соль-соль-соль- вот тебе фасоль

СА-са-са- вот летит оса

Сы-сы-сы- у Сони две косы

Се-се-се- бантики в косе

Сов-сов-сов- не бывает сомов без усов

Су-су-су-вы видели осу

Ес-ес-ес- мы едем в лес

Ес-ес-ес- листву роняет лес

Ец-ец-ец- летит скворец

Ел-ел-ел- на березу дятел сел

Ел-ел-ел- белый мел

Усь-усь-усь- это гусь

Усы-усы-усы- это бусы

Уч-уч-уч- чей это ключ

Ут-ут-ут- я уже тут

Ук-ук-ук- сова села на сук

Узы-узы-узы- любят все арбузы

Па-па-па- мелкая крупа

Пу-пу-пу- купили мы крупу

Пе-пе-пе- соринке в крупе

Пы-пы-пы- желтые снопы

Пи-пи-пи- яблоко купи

Пословицы и поговорки

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время - потехи час.

Землю красит солнце, а человека труд.

Старание и труд свое возьмут.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму – худое на ум не пойдет.

Добру расти, а худу ползком ползти.

За добро плати добром.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Что посеешь то и пожнешь.

Земля - кормилица наша.

Хлеб всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Храбрый побеждает – трус погибает.

Смелость города берет.

Кто храбр – тот жив.

Хотя не ел да будь смел.

Глаза страшат, а руки делают.

Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.

За народное дело бейся смело.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить – Родине служить.

Кто храбр, тот и жив.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Белее зима, зеленее лето.

Новый год – к весне поворот.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Красна весна да голодна.

Скромность красит человека.

Один в поле не воин.

Январь году начало, зимы середина.

План по самообразованию:«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовил воспитатель 2-й младшей группы

Максикова Татьяна Петровна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • - Знакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы) ; с укладом жизни и быта русского народа.
  • - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

· Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

· Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетамипосредством театральной деятельности.

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Перспективный план работы

Сентябрь

Составление перспективного плана

Подготовка материала, литературы

Консультация для родителей " Что такое фольклор?"

Октябрь

- Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Консультация для родителей "Театральные игры для детей"

Декабрь

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Дидактические игры с использованием фольклора

Пальчиковая гимнастика

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

« Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Консультация для родителей "Пословицы и поговорки"

Февраль

- Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры

Развлечение «Широкая Масленица»

Консультация для родителей "Детский фольклор"

Март

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация для родителей "Баю-баюшки-баю..."

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Используемая литература.

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Иголкина Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка перспективного плана по самообразованию
Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей3-4л."
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель
работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год

Раздел

Сроки

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь -

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.

Народная педагогика в

воспитании дошкольника.

М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и

поговорки русского народа.

М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни,

приговорки, потешки,

прибаутки, считалки / Сост.

Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва

М.Д. Приобщение детей к

истокам русской культуры:

Учеб.-метод. пособие 2-е изд.,

перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю

красиво и правильно.

Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост.

В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер

загадок».

Ноябрь

Театрализованная

постановка.

Инсценирование

русской народной

сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра

по русским народным

сказкам, хороводы,

подвижные игры.

Развлечение

«Широкая

Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе

русских народных потешек.

Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками,

потешками о солнце.

Досуг «Солнышко,

нарядись, красное,

покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек,

песенок, скороговорок,

выступление для родителей.

«Посиделки»

(творческий вечер с

участием

родителей)

Апрель

Совместное творчество детей

и родителей.

Семейный конкурс

«Отгадай загадку –

нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для

воспитателей

«Влияние русского

народного

творчества на

развитие речи

детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во

второй младшей группе.

Открытое занятие

по развитию речи в

младшей группе

«Устное народное

творчество.

Потешки»

Отчёт о проделанной работе

по теме самообразования на

итоговом педсовете.

Выступление на

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи:

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

    Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

    Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

Ожидаемые результаты:

    Знание детьми малых фольклорных форм.

    Формирование знаний о культуре русского народа.

    Понимание детьми жанра устного народного творчества.

    Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

3. Изучение литературы: 1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

    Отгадывание детьми загадок

    Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

    Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

1. Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

2. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

3. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Декабрь

1.Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

3.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

Март

1.Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3 этап. Заключительный (май)

Май

1.Самоанализ плана самообразования.

2.Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Актуальность темы:

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два - три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово» (К.Д. Ушинский.)

Раннее детство - исключительно важное время для развития речи детей. То, что упущено от одного года до трёх лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Третий год жизни является особенно чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малыша.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки - всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».

И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Большое внимание развитию речи уделял Л.С. Выготский. Его идеи продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л.М. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Эльконеным).

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и именно через фольклор. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В работе с детьми я использую разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Русское народное творчество способствует:

  • Развитию образности речи детей.
  • Развитию связной речи.
  • Формированию словаря.
  • Развитию речевой среды.
  • Развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл.
  • Развитию фонематического слуха.
  • Формированию творчества у детей.
  • Формированию самостоятельности мысли.
  • Нравственному развитию

Цель, задачи, методы, приёмы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей раннего возраста.

Цель: «Прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы»

Задачи:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством.
  • Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.
  • Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя фольклор

Направления в моей работе:

  • Использование фольклора на занятиях по развитию речи.
  • Использование фольклорных произведений в повседневной жизни

Методы и приемы: Они приносят результат в тех случаях, если применять их системно, учитывая общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребёнка.

1. Игровые методы и приемы :
- внесение игрушек,

Создание игровых ситуаций

Обыгрывание игрушек, предметов

Сюрпризность, эмоциональность

Внезапность появления, исчезновение игрушки.

Изменение местонахождения игрушек

Показ предметов в разных действиях

Интригующие обстановки.

2.Словесные методы и приемы:
- показ с называнием игрушек, предметов

Просьба произнести, сказать слово

Подсказывание нужного слова;

Объяснение назначения предмета

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым словом

Договаривание слова в конце фразы

Повторение слова за воспитателем;

Пояснение;

Напоминание;

Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3.Практические методы:
- упражнения (оказание помощи).
- совместные действия воспитателя и ребенка.
- выполнение поручений.
4.Наглядные методы и приемы:
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
- диафильмы.

Непосредственное восприятие предмета, игрушки;

Показ с называнием (это кролик);

Приближение объекта к детям;

Включение предметов в деятельность детей

Условия, способствующие развитию речи детей, используя малые фольклорные жанры

  • Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи.
  • Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.
  • Общее психофизическое благополучие ребенка
  • Педагогическая грамотность взрослых
  • Обеспечение ребёнка дидактическим материалом
  • Опора взрослого на предпочтительный интерес ребёнка при действиях с предметом.

Формы совместной деятельности с использованием фольклора.

  • Наблюдения
  • Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
  • Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
  • Сценарии развивающего общения.
  • Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Бытовые и игровые ситуации.
  • Элементарное экспериментирование.

Для реализации поставленных задач разработала перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомлению с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

  • Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.
  • Принцип познавательной активности. Достигаю его эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей.
  • Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).
  • Принцип поэтапности. Меняю части занятия.
  • Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.
  • Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.
  • Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
  • Активное включение детей в повседневную деятельность.

К специально организованной деятельности относятся занятия. Я эмоционально настраивала детей перед занятием, проявляла искренний интерес к их действиям, поощряла малышей за инициативность, старание, аккуратность, радуюсь результатам, которые они достигли. Обеспечивала достаточную умственную, мышечную нагрузку. Оценивала их работу с позиции творчества, умелости, проявления старания, терпения.

На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием как объяснение, сопровождения определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения, разговор, интонации обращения и ответа. При последующих повторениях, соответствующие тексту потешки, старалась передать текст по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новые подгруппы детей. Например, показывая на фланелегрефе эту же потешку, предлагала малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.

Использование мною игровых моментов помогли малышу осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка- рябушечка», я внесла большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.

На предложение поиграть многие из малышей вызвались быть курочками, цыплятками, которые пожелали расспрашивать «курочку», где она была, куда пошла и т.д. Дети, подражая моему голосу, предавали и своему голосу интонацию вопроса. Так у них формировались первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре вселяло в детей уверенность, сближало их друг с другом, помогало преодолеть нерешительность, робость в общении. Для поддержания интереса к уже знакомой потешке применяла разнообразные приемы. Например, после очередного занятия выставляла новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяли содержания потешки. Увидев игрушку курочку - ведерко, переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки (подобно проведенному раннее заданию). После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например дети, надевают на голову шапочки курочек, берут ведерки в руки, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Привлекала детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят, а я - курочку. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминали хорошо знакомую потешку. Например, на занятии по конструированию дети строили разнообразные домики - теремки, затем по моему предложению малыш выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку - обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своими представлениями придумывали для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекала малышей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки « Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действовали с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны меня. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально - выразительной.

С целью закрепления навыков использовала дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовала словесные игры по мотивам народного творчества, например, « Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, предлагала отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Для решения поставленных задач в группе создала соответствующую развивающую среду, которая способствует возникновению интереса к устному народному творчеству.

Выбрала достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором разместила:

  • разработанные мной картотеки: «Художественное слово», «Сказки», «Пословицы, поговорки, припевки, заклички», «Хороводные игры».
  • Иллюстрации и картинки к стихам, сказкам, песенкам, потешкам;
  • книги с произведениями русского фольклора и фольклора народов мира.
  • фигурки для фланелеграфа - для ознакомления и заучивания произведений.
  • оформленные мною дидактические игры для развитию речи «Машенька пошла гулять» (подбор одежды, обуви соответственно сезону), «Кто как кричит», «Кто где живёт», «Расскажи сказку» и др.

Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы, лекции, так и нетрадиционные: анкетирование, занятия, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, театральные развлечения с родителями.

  1. Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».
  2. Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Заклички, пестушки, песенки - для детей»
  3. Оформила консультации «Пальчиковые игры в развитии речи», «Как использовать русское народное творчество дома»
  4. Привлекаю родителей к созданию теневого театра, пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».
  5. Провожу совместные развлечения родителей с детьми

Результаты работы:

  • У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;
  • Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;
  • Пополнился словарный запас детей;
  • У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.