Разделы: Работа с дошкольниками

Тема: «Умники и умницы»

Программное содержание:

  • Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, соотнесения количества предметов с цифрой, в составлении и решении задач, в ориентировке в пространстве, в счете, в развитии мышления, зрительной памяти, внимания.
  • Формировать положительную учебную мотивацию.

Методы и приемы:

  • Словесный метод: вопросы к детям, объяснение.
  • Наглядно-практический метод: работа с карточками.
  • Игровой: Игра «Живая неделька»

Материал: индивидуальные карточки для составления и решения задач, цифровые карточки от 3-10, числовые карточки, ручки, геометрические фигуры, стимулирующий оценочный материал «медали».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

«Живая неделька»
Нужно расставить правильно дни недели.
На столе лежат карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.
Задание: «вторник» топни ногой три раза
Четвертый день недели назови своих «соседей»
Понедельник хлопни один раз
Третий день недели сделай шаг вперед
Пятница два шага назад.
Шестой день недели назови своих соседей
Седьмой день недели назови дни недели по порядку

II. Введение в тему

– Сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы».
За ответы я буду давать медали, но только тем, кто будет отвечать правильно, полным ответом и не выкрикивать.

Задание 2

– Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)
– Какое время года сейчас? (Весна)
– Какой из названных месяцев зимний? (Май , декабрь, апрель).
– Какой из названных месяцев летний? (Сентябрь , июль , февраль)
– Какой из названных месяцев осенний? (Октябрь , март август) .
– Какой из названных месяцев весенний? (Декабрь , май , июнь)
– Сколько месяцев в году? (12)

Задание 3

– Сравни количество предметов, впиши нужные знаки и цифры в пустые клеточки. (Приложение 1 )

Задание 4

– Придумай по картинке задачу. Реши её и запиши решение. (Приложение 2 )

5. Игра «Найди пару»

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 3 до 10(по одной на каждого игрока). На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.
Правила игры. По сигналу (звук бубна) играющие берут по одной карточке с цифрой, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место на ковре, «очерченное» толстым шнуром)

Задание 6

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке впереди
Что увидел ты, скажи?

(Ответ: квадрат)

Слева
Справа
Позади

7. Итог

– Посчитайте сколько медалей у каждого?
– А сколько все вместе заработали?
– Дорогие ребята! я очень рада за вас. Посмотрите, какими вы стали умницами и умниками.

– организация детей на занятие
– закрепление дней недели
– развитие мыслительной деятельности

– Для поддержки учебно-познавательного интереса

– Закрепление времен года
– Развитие памяти, внимания, слухового восприятия

– Развитие мыслительных операций, мелкой моторики руки.

Развитие мыслительной деятельности
Выявить умение решать задачи на сложение и вычитание.

Задействованные зрительно-моторные функции. Выявление индивидуальных навыков счета.
Развитие слухового внимания.

Для снижения умственного напряжения через речеслуховое, двигательное упражнение.
Закрепление геометрических форм.

закрепление индивидуального счета и суммирования.

Итоговое занятие по ФЭМП (в старшей группе компенсирующего вида)

Тема: «Путешествие по волшебной стране»

Программное содержание:

  • Продолжать формирование мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификации).
  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить лишний предмет.
  • Упражнять детей в счете в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; уравнивать неравное число предметов двумя способами.
  • Сравнивать предметы по длине, развивать логическое мышление, сообразительность.
  • Уточнить представление детей о последовательности дней недели.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать стремление оказать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнение на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, пальчиковой гимнастики.

Материал: конверт с текстом письма от Буратино; картонные ключи (4 штуки); изображение ворот с замком; 2 больших и 3 маленьких синих квадрата, 2 больших и 2 маленьких красных круга; карточки со схематичным изображением человечков и рожиц для игры «Найди лишнюю»; 5 полосок разной длины; карточки с разным количеством картинок; набор цифр на каждого ребенка; небольшие картонные ключики на каждого ребенка для подарка.

ХОЖ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. А прислал его нам Буратино. Послушайте, что он пишет:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Очень хотел побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой «Волшебной стране», но мой самолет сломался, и я не могу к вам прилететь. Да и в «Волшебной стране» случилась беда – её захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете расколдовать «Волшебную страну» и освободить её жителей. Буратино.

Воспитатель . Ребята, а чтобы попасть в «Волшебную страну», нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика

На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли…

Воспитатель. Вот из этих ключей нужно подобрать ключ, который мог бы открыть замок.
– Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей)

Скважина замка и шляпки ключей имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик.

Воспитатель. Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся в «Волшебной стране» посмотрим, что же еще необычного нас ждет впереди.

Игра «Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель . Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы детей)
– Чем она отличается от остальных? (Ответы детей)
– Сколько всего забавных человечков? (Ответы детей)
– Которая по счету лишняя фигура? (Ответы детей)

Воспитатель. Злые волшебники, которые захватили «Волшебную страну», перепутали цифры с картинками.
– Ребята, под каждой картинкой поставьте цифру соответственно количеству предметов на картинке.

(Дети выполняют задание)

(Дети сравнивают и выбирают самую длинную дорожку)

– Вот мы и пришли к следующему испытанию
– Сколько мячей в левом прямоугольнике? (Восемь)
– Сколько в правом? (Семь)
– Что можно сказать об их количестве? (Мячей в левом прямоугольнике больше, чем в правом, на один)
– Что нужно сделать, чтобы мячей в левом и правом прямоугольнике стало поровну, по восемь, по семь. Ответы детей)

Игра «Распредели фигуры»

Воспитатель.

Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы детей)
– Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру)

(Дети группируют фигуры по форме, по цвету, по размеру)

Воспитатель. Каждый день недели всегда шел за определенным днем, злые волшебники перепутали все дни недели. Помогите, пожалуйста, расставить их по порядку.

Таня, назови дни недели по порядку!
Паша, Какой сегодня день недели?
Влад, какой день недели будет завтра?
Полина, какой день недели был вчера?

– Сколько дней вы ходите в детский сад? Назовите их.
– Сколько дней отдыхаем? Назовите их.
– Какой день недели между средой и пятницей?

Когда дети выполнят задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами. И говорит, что нисколько не сомневался, что дети откликнутся на его просьбу и помогут жителям «Волшебной страны».

БУРАТИНО. Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.

В знак благодарности дарит каждому ребенку на память «золотой» ключик.

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе компенсирующего вида) По сказке «Гуси-Лебеди»

Образовательные задачи.

  • Формирование количественного счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора.
  • Закрепление в речи количественных числительных ответов на вопрос «Сколько всего?»
  • Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
  • Формирование навыков пяти предметов по длине на глаз; умение пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче).

Развивающие задачи.

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи.

  • Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Печка, яблонька, речка, сковородки, пирожки, яблоки, доски разных размеров по длине, половик, геометрические фигуры.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-Лебеди»

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы . Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героя, сюрпризный момент.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Аня! кто у тебя стоит справа?
Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т.д.

II. Ход занятия

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие вы сказки знаете?
Дети. Называют сказки
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке, послушайте, какие герои живут в этой сказке: Машенька, Иванушка, Баба Яга, печка, яблонька, гуси.
Дети. Это сказка «Гуси-лебеди»
Воспитатель. Правильно. Кто её написал?
Дети. Народ, это русская народная сказка.
Воспитатель . Вправо, влево повернитесь на полянке очутитесь. Что первое повстречалось Машеньке на пути?
Дети. Печка
Воспитатель. Что стоит на печке?
Дети. На печке стоят сковородки
Воспитатель. Печка приготовила нам задание. Посчитать сколько пирожков в каждой сковородке.
Воспитатель. Возьмите каждый по сковородке, подойдите к столу, сосчитайте и подберите соответствующую цифру к количеству пирожков.

Дети выполняют задание

Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньки на пути?
Дети. Яблонька.
Воспитатель. Яблонька тоже приготовила нам задание. Нужно сосчитать, сколько яблок на яблоне? Полина, сосчитай, сколько всего яблок на яблоне?
Дети. На яблоне всего семь яблок.
Воспитатель. Артем, сколько красных яблок?
Дети. На яблоне три красных яблока.
Воспитатель. Даша, сколько зеленых яблок?
Дети. На яблоне четыре зеленых яблока.
Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?
Дети. Зеленых яблок больше на одно.
Воспитатель. Накакую форму похоже яблоко?
Дети. Яблоко похоже на шар.
Воспитатель . Молодцы и с этим задание мы справились, а что же дальше повстречалось на пути Машеньке?
Дети. Дальше Машенька повстречала речку.
Воспитатель. Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
ответы детей
Воспитатель. На какую форму похожи доски?
Дети. Доски похожи на прямоугольник.
Воспитатель . Ребята? чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Первая доска, какой длины?
Дети. Самая короткая, затем чуть-чуть длиннее, еще длиннее, еще длиннее и самая длинная.
Воспитатель. И с эти заданием мы справились Молодцы! Идем дальше. Гуси-лебеди, нас не пропускают, давайте послушаем, что они хотят нам сказать. «Назовите геометрические формы»

Дети выполняют задание. Появляется Баба-яга. Нюхает.

Баба Яга. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много, А как вы до меня добрались? кого на пути встречали? (Ответы детей)
Воспитатель: Баба Яга, а что у тебя в кувшине?
Баба Яга. Приготовила волшебный напиток, а из чего не помню. Старая я стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток? А для этого нужно собрать картинку.

Дети выполняют задание.

Баба Яга. Спасибо вам помогли, я вас угощу волшебным напитком, чтобы вы могли вернуться обратно в группу.
Воспитатель. Мы с вами в группе.

Занятие 1

Развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

Развивать интеллектуальные способности детей;

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр»

I. Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

1. Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

2. Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.

II. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

III. Составление геометрических фигур из палочек и шнурков на плоскости стола.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?

IV. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

1,2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?

V. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.

VI. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.

Занятие 2

Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

1. Цветные квадратики - по 10 штук

2. Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

3. Карточка для математической диктовки

4. Чистые карточки - на каждого ребенка

5. Пенал с геометрическими фигурами

6. Изображение машин

7. Изображение елки

8. Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

1) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

2) Какой по порядку синий флажок?

3) Какого цвета шестой флажок?

4) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

5) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

1. Что интересного было на занятии?

2. Что тебе понравилось больше всего?

3. Какое занятие было самым трудным?

4. А самым легким?

5. Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

6. Почему ты так решил (а)?

7. За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.

Занятие 4

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия

В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г.Оренбург

КОНСПЕКТ

занятия

по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в стране «Математика».

г. Оренбург

Цель: формирование математического мышления, развитие логики. Задачи:

Обучающие:

Упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;

Закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);

Закрепить название дней недели, их последовательность;

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;

Закреплять умение называть предыдущее и последующее число;

Совершенствовать умения составлять и решать задачи.

Развивающие:

Развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.

Оборудование : доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики; на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.

Дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».

Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности:

Дети встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:

- Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Педагог надевает корону и мантию для Феи Математики и продолжает занятие).

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», будет очень интересно.

Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».

(Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.)

1.назови все дни недели по порядку;

2.какой сегодня день недели;

3.какой день недели был вчера;

4.какой день недели будет завтра;

5.какой день недели после четверга;

6.какой день недели перед вторником;

7.назовите первый день недели;

8.назови последний день недели;

9.назови день недели между вторником и четвергом.

Педагог: Хорошо, все с заданием справились.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».

Саша, встань возле меня.

Степа, встань за Сашей.

Кирилл, встань впереди Саши.

Настя, между Кириллом и Сашей.

Катя, встань рядом со Степой.

Дима, встань между Катей и Степой.

Матвей, за Димой.

Вова, перед Димой.

Матвей, встань возле Вовы.

(Педагог:спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)

Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т.д.

П: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы).

П: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.

П: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).

Ответы детей:

Предыдущее число 3, последующее 5.

П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?

Ответы детей: Знак больше, знак меньше.

П: Что мы с их помощью показываем?

Ответы детей: Какое число больше, меньше.

П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).

Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи).

Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.

П: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)

Физминутка : «Две минутки»

(Дети делают физминутку)

П: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.

(Вывешиваю на доску картинку).

Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?

П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)

П: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 6 бабочек.

П: Хорошо.

Задача № 2.

П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.

(Дети составляют задачу.)

П: Кто составил задачу?

Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?

П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось?)

Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)

П: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 5 бабочек.

П: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.

А сейчас пальчиковая гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек

Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое)

Как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали, (машут кистями рук).

От усталости упали. (кладут руки на стол).

П: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант .

В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.

5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.

П: Хорошо, все справились с диктантом.

А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»

(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)

П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.

Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.

Примерные ответы детей: Не стало красного треугольника. Не стало синего ромба, и т.д. (Играем 2-3 раза).

П: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).

П: Ребята,вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».

Список использованной литературы:

  • 1.Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014.
  • 2.В.П.Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2012.
  • 3.В.И.Коваленко «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2013.

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель математического развития дошкольников

Всестороннее развитие личности ребенка.

Подготовка к успешному обучению в школе.

Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Коррекционная направленность и др.

Особенности практического метода:

Выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

Широкое использование дидактического материала;

Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;



Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

Использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный;

Сюжетный и бессюжетный;

Объемный и плоскостной;

Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

Фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

Одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

Новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

Эстетичность;

Реальность;

Разнообразие;

Однородность;

Прочность;

Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

Достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя:

Эмоциональная;

Грамотная;

Доступная;

Достаточно громкая;

Приветливая;

В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

Грамотная;

Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

С нужными математическими терминами;

Достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

Точность, конкретность, лаконизм;

Логическая последовательность;

Разнообразие формулировок;

Небольшое, но достаточное количество;

Избегать подсказывающих вопросов;

Умело пользоваться дополнительными вопросами;

Давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

Краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

На поставленный вопрос;

Самостоятельные и осознанные;

Точные, ясные;

Достаточно громкие;

Грамматически правильные...

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

Если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Составления предмета из треугольников

(интегрированное занятие)

Цель занятия : Учить составлять конструкцию из четыре равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направления: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в предела 7; развивать воображение.

Ход занятия

Дети заходят в группу и образуют круг. В центре круга воспитатель. Воспитатель спрашивает какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра. Сколько дней в неделе.

Сидя за столом.

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает отгадать одну из загадок.

Крылья есть, да не летает.

Глаза есть да не мигает.

Ног нет, да не догонишь (рыбка )

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой (рыбка).

Воспитатель предлагает детям не спешить с ответом, а выложить отгадку на столе из треугольников.

Воспитатель : В следующем задании вам помогут геометрические фигуры и конечно загадки. Если вы знаете ответ, то не отвечаем, а поднимаем карточку с фигурой.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник.)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам представить его рад,

А зовут его …(Квадрат.)

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины … (Круг.)

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат,

Между прочим, две длинные стороны,

И две покороче… (Прямоугольник.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все фигуры разгадать сумели.

Ориентир на листе бумаге

На столе лежит чистый лист бумаге и пенал с цветными карандашами.

Нарисовать в правом верхнем углу жёлтый квадрат, по середине зелёный овал, в левом нижнем углу красный круг, в верхнем левом углу оранжевый прямоугольник, в правом нижнем углу синий треугольник.

Физкультминутка.

« В круг широкий вижу я, встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём на лево, в центре круга соберёмся и на место все вернёмся, улыбнёмся, подмигнём, и опять играть начнём.»

«Не ошибись»

На ковре дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребёнку, называет число и говорит, скажи на один больше. Ребёнок, поймавший мяч называет число на один больше. Например, воспитатель говорит число 3, ребенок отвечает 4.

«Найди кусочек сыра»

На полу лежат 3 обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом 5 кубиков, во втором 4 кубика, в третьем 7 кубиков (кубики раскладываются по кол-ву детей). Обручи это норки, дети это мишки. В каждой норке поместится столько мышек сколько в ней кусочков сыра. Каждая мышка может съесть только один кусочек сыра. Как только «мышки» разбегаются по норкам, воспитатель спрашивает: сколько в норке мышек и почему.

Д.И. « Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно слово из понятий, а ребёнок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный-короткий

Большой-маленький

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Толстый-худой

Далеко-близко

Вверху-внизу

Слева-справа

Вперёд-назад

Один-много

Снаружи-внутри

Легкий-тяжелый

Вывод. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы с вами сегодня делали?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составления предмета из треугольников

(интегрированное занятие)

Цель занятия : Учить составлять конструкцию из четыре равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направления: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в предела 7; развивать воображение.

Ход занятия

Дети заходят в группу и образуют круг. В центре круга воспитатель. Воспитатель спрашивает какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра. Сколько дней в неделе.

Сидя за столом.

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает отгадать одну из загадок.

Крылья есть, да не летает.

Глаза есть да не мигает.

Ног нет, да не догонишь (рыбка )

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой (рыбка).

Воспитатель предлагает детям не спешить с ответом, а выложить отгадку на столе из треугольников.

Правила работы с треугольниками:

При составлении рыбки нужно использовать все треугольники, один треугольник прикладывать к другому, а не накладывать друг на друга.

Воспитатель : В следующем задании вам помогут геометрические фигуры и конечно загадки. Если вы знаете ответ, то не отвечаем, а поднимаем карточку с фигурой.

*****

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник.)

*****

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам представить его рад,

А зовут его …(Квадрат.)

*****

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины … (Круг.)

*****

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат,

Между прочим, две длинные стороны,

И две покороче… (Прямоугольник.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все фигуры разгадать сумели.

Ориентир на листе бумаге

На столе лежит чистый лист бумаге и пенал с цветными карандашами.

Нарисовать в правом верхнем углу жёлтый квадрат, по середине зелёный овал, в левом нижнем углу красный круг, в верхнем левом углу оранжевый прямоугольник, в правом нижнем углу синий треугольник.

Физкультминутка.

« В круг широкий вижу я, встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём на лево, в центре круга соберёмся и на место все вернёмся, улыбнёмся, подмигнём, и опять играть начнём.»

«Не ошибись»

На ковре дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребёнку, называет число и говорит, скажи на один больше. Ребёнок, поймавший мяч называет число на один больше. Например, воспитатель говорит число 3, ребенок отвечает 4.

«Найди кусочек сыра»

На полу лежат 3 обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом 5 кубиков, во втором 4 кубика, в третьем 7 кубиков (кубики раскладываются по кол-ву детей). Обручи это норки, дети это мишки. В каждой норке поместится столько мышек сколько в ней кусочков сыра. Каждая мышка может съесть только один кусочек сыра. Как только «мышки» разбегаются по норкам, воспитатель спрашивает: сколько в норке мышек и почему.

Д.И. « Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно слово из понятий, а ребёнок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный-короткий

Большой-маленький

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Толстый-худой

Далеко-близко

Вверху-внизу

Слева-справа

Вперёд-назад

Один-много

Снаружи-внутри

Легкий-тяжелый

Вывод. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы с вами сегодня делали?