В ближайшие 20 лет реальный рост пенсий будет нулевым, следует из прогноза Минэкономразвития, с которым ознакомились «Ведомости». Доходы россиян смогут вернуться к уровню докризисного 2013 года только к 2022 году

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Согласно целевому варианту макроэкономического прогноза Министерства экономического развития до 2035 года, в ближайшие 20 лет в России не будет реального роста пенсий. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.

Власти хотят повысить темп экономического роста за счет увеличения числа занятых граждан, инвестиционной активности и производительности труда. Из прогноза следует, что рост занятости может быть достигнут в том числе за счет повышения пенсионного возраста — для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет.

В таком случае число пенсионеров к 2035 году сократится на 23%, их станет меньше на 7 млн человек в сравнении с 2017 годом. Рост занятых составит 1 млн человек. Если реформу не провести, то число пенсионеров увеличится на 5,4 млн человек, число занятых россиян сократится на 3,2 млн.

Газета пишет, что повышение пенсионного возраста будет сопровождаться резким падением уровня пенсий. Исходя из коэффициента замещения (отношение к заработной плате), падение составит 13%, с 35 до 22%.

«От реализации плана повышения темпов экономического роста как минимум пятая часть населения не только ничего не выигрывает, но, наоборот, проигрывает: их доходы в сравнении с другими сильно сокращаются», — делают вывод «Ведомости».

Сокращение коэффициента замещения и числа пенсионеров снизитотношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда с 28 до 15%. По прогнозу, в таком случае инвестиции будут расти в 1,5-2 раза быстрее экономики.

Экономический рост к 2026 году составит 3,5% при успешной реализации реформ. Минэкономразвития рассчитывает, что после 2026 года рост российской экономики замедлится, однако и мировой рост будет ниже. Исходя из прогноза следует, что реальные доходы населения достигнут уровня докризисного 2013 года только через пять лет — к 2022 году.

В ближайшие 20 лет доходы населения увеличатся на 55%, реальные зарплаты — на 56,5%, рост экономики составит 78% по сравнению с 2016 годом. Однако пенсии вырастут всего на 2,5%. Минэкономразвития считает, что их рост продолжится в 2024 году, но до 2022 года в реальном выражении они будут сокращаться. В итоге к 2035 году пенсии будут на 4% ниже уровня 2013 года.

В прогнозе рассчитана индексация пенсий с 1 апреля на не более 1% в год исходя из роста доходов Пенсионного фонда. Чиновник из Минэкономразвития в беседе с «Ведомостями» пояснил, что это касается только неработающих пенсионеров. Страховые пенсии в целевом варианте плана с 1 февраля будут ежегодно увеличиваться на инфляцию прошлого года.

В пересчете средняя страховая пенсия в 2035 году будет 13 тыс. руб., а неработающий пенсионер будет получать примерно 15,5 тыс. руб.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в середине мая представил главе государства Владимиру Путину . Медведев заявил, что до 2020 года темпы роста российской экономики, возможно, будут на уровень выше среднемировых.

В базовом сценарии прогноза (есть в распоряжении «Газеты.Ru») предполагается, что страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2035 году окажутся всего на 1,1% выше, чем в 2016-м. Реальный накопленный темп роста среднего размера страховой пенсии будет отрицательным — минус 14,1% к уровню 2016 года.

В целевом варианте, который предполагает проведение комплекса экономических реформ, цифры буду лучше — плюс 2,5% по страховым пенсиям в целом и плюс 20% по пенсиям неработающих пенсионеров.

В номинальном выражении средний размер страховой пенсии достигнет в 2035 году в базовом варианте 22,984 тыс. руб., в целевом — 27,41 тыс.

Реальные располагаемые доходы населения будут расти темпами не выше 1,5% по всем сценариям и увеличатся к 2035 году на 28,2% в базовом сценарии и на 54,9% в целевом. Зарплаты в реальном выражении вырастут сильнее: на 33,9% в базовом сценарии и на 56,5% в целевом.

Соотношение пенсий и зарплат к 2035 году резко уменьшится, с нынешних примерно 36% до чуть более 20%. Сокращение коэффициента замещения и числа пенсионеров снизит отношение пенсионных выплат к фонду оплаты труда с 28 до 15%.

В макропрогнозе есть еще и консервативный вариант, но там показатели даже хуже, чем в базовом варианте.

Стоит отметить, что базовый вариант прогноза предполагает темпы роста экономики на минимальном уровне, который не превышает 1,7% в год на протяжении всех лет вплоть до 2035 года. В целевом сценарии темпы роста с 2020 года составляют 3,1-3,5% в год. Инвестиции в целевом варианте вырастут в 1,5-2 раза быстрее экономики, производительность будет расти быстрее зарплат.

В целевом варианте экономического развития предполагается, что власти будут проводить реформы, «направленные на устранение ограничений для факторов производства, создадут условия для роста российской экономики темпами, не ниже среднемировых».

Структурные меры, заложенные в целевой вариант прогноза, должны обеспечить в том числе рост численности занятых в экономике за счет повышения экономической активности населения, роста мобильности на рынке труда, снижения уровня структурной безработицы, роста продолжительности активной жизни.

В пояснительной записке прямо не указывается, что предусмотрено повышение пенсионного возраста.

«И, наконец, пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс », — говорится в сообщении МВФ по итогам работы миссии фонда в России.

30 мая в Кремле Владимир Путин заслушал два доклада по стратегиям социально-экономического развития страны — Бориса Титова и Алексея Кудрина. По итогам дальнейших дискуссий будет сформирована программа на следующие шесть лет. Войдет ли туда инициатива по повышению пенсионного возраста, пока неизвестно.

Минэкономразвития подготовило прогноз до 2035 года, который вряд ли обрадует простых россиян. Чиновники обещают, что 20 лет не будет реального роста пенсий. Индексация работающим вообще не предусмотрена. Кроме того, они предлагают увеличить пенсионный возраст и количество занятых. Реальные доходы населения, по расчетам министерства, вернутся к уровню 2013 года только через пять лет. Александр Разуваев - о том, какое экономическое будущее ждет Россию и как относиться к официальным прогнозам.

Радует то, что эти прогнозы почти никогда не сбываются, так что не стоит воспринимать их слишком близко к сердцу. Что предлагают чиновники? Они хотят повысить темп экономического роста за счет увеличения числа занятых граждан, инвестиционной активности и производительности труда. Из документа следует, что рост занятости может быть достигнут в том числе за счет повышения пенсионного возраста. До 65 лет для мужчин и до 63 - для женщин. В таком случае число пенсионеров к 2035 году сократится на 23%, их станет меньше на 7 млн человек в сравнении с 2017 годом. Занятых же станет на миллион больше.

По оценкам чиновников, экономический рост к 2026 году составит 3,5% при успешной реализации придуманных ими реформ. Минэкономразвития рассчитывает, что после 2026 года рост российской экономики замедлится, однако и мировой рост будет ниже.

Реальные доходы населения достигнут уровня докризисного 2013 года только через пять лет - к 2022 году. В ближайшие 20 лет доходы населения увеличатся на 55%, реальные зарплаты - на 56,5%, рост экономики составит 78% по сравнению с 2016 годом. Однако пенсии вырастут всего на 2,5%. Минэкономразвития считает, что их рост продолжится в 2024 году, но до 2022 года в реальном выражении они будут сокращаться. В итоге к 2035 году пенсии будут на 4% ниже уровня 2013 года.

Говоря простым языком, в ближайшие 20 лет Россию ждет консервация бедности и социального неравенства. При этом, с точки зрения чиновников главного экономического ведомства, это наилучший из возможных сценариев развития событий, который надо будет еще заслужить.

Для начала следует разобраться, откуда у нас в экономических ведомствах такие “высокопрофессиональные” кадры. Вы не поверите, но проблема профессионализма кадров, занятых в государственных экономических ведомствах, существует в любой стране с рыночной экономикой. Проблема в том, что в частном секторе обычно экономистам и финансистам платят намного больше, чем в министерствах. Поэтому работа на государство далеко не самый лучший выбор. В России это часто еще осложнено так называемой семейственностью. Когда на работу в экономические ведомства берут своих родственников или друзей.

Действительно ли с экономикой в России все так безрадостно? На самом деле, конечно, не совсем так. Люди у нас талантливые. За последние три года Россия выдержала очень жесткий удар – санкции, невозможность рефинансировать корпоративные внешние долги и падение цен на нефть, которое привело к двукратной девальвации рубля. Рынок акций также сложился примерно в два раза. Но духом мы не пали, бузу не устроили, а быстро приспособились к новым рыночным условиям. В результате экономика снизилась лишь на 3% и уже вернулась к росту. В России не разорилась ни одна крупная компания или системообразующий банк. И это при том, что западные или оппозиционные эксперты прогнозировали падение минимум на 10%.

Как известно, в глобальной экономике у России три конкурентных преимущества: нефтегаз, атомная промышленность и оборонка. В последние годы хороший плюс дали сельское хозяйство и IT-сфера. По размеру Россия – шестая экономика мира. C голоду мы однозначно не умрем, даже если экономическая политика и экономические воззрения чиновников останутся без изменений. Может, конечно, и просто повезти. Цены на нефть могут вернуться к $100. Народ у нас талантливый, многие изобретения, реализованные и монетизированные на Западе, имеют российские корни. Кто знает, может в будущем у России появятся новые конкурентные преимущества в глобальной экономике.

Но это не означает, что экономическую политику не надо менять. Правительство должно помогать, а не мешать людям зарабатывать деньги, становиться богаче. И богаче мы должны становится сегодня, а не когда-нибудь потом. Богаче становиться должен ежедневно каждый россиянин и Россия в целом. Инструмент здесь прост и хорошо известен. Поддержка внутреннего спроса за счет ускоренной индексации зарплат в госсекторе и пенсий. Люди, с одной стороны, станут богаче, а с другой - обеспечат спрос на новые товары и услуги. Если в нулевые годы мотором экономики были рост добычи и цен на нефть, то теперь мотором экономики должен стать рост благосостояния россиян. В рамках такой политики можно добиться темпов экономического роста значительно выше мировых, примерно 4-5% в год.

Критики скажут, что эта политика приведет к краху финансовой стабильности и девальвации рубля. Но эти опасения лишены оснований. Международные резервы России составляют сейчас $405 млрд. По размеру резервов Россия занимает шестое место в мире, опережая Южную Корею, Бразилию, Индию и Сингапур. Учитывая очень комфортное соотношение суверенного долга к ВВП, Россия сейчас - один из самых привлекательных заемщиков в мире. Санкции, конечно, в значительной степени отрезали Россию от внешнего кредитного окна. Однако жажда наживы старше политических решений, принятых в западных столицах. Доля нерезидентов на российском рынке рублевого госдолга недавно впервые превысила 30%. Запад фактически финансирует российский бюджетный дефицит, в том числе оборонные расходы. Остается не совсем ясно, почему министерство финансов не использует более активно рублевые займы для покрытия бюджетного дефицита и увеличения расходов с целью стимулирования спроса.

Будущее у России и ее экономики есть, вот только кадры, отвечающие за экономическую политику, надо однозначно менять.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Большинство россиян уже практически смирились с тем, что грядет новая пенсионная реформа: на пенсию придется копить самому, возрастной ценз выхода на пенсию планируется повысить, и при всем этом вырастет также необходимый страховой стаж и количество пенсионных баллов. Это, мол, должно помочь в перспективе обеспечить россиянам достойную пенсию. Но история с пенсионной реформой приобретает все новые обороты. По долгосрочным базовым прогнозам Минэкономразвития, о которых стало известно журналистам, в ближайшие 20 лет реального повышения выплат по старости пенсионерам ожидать не стоит…

Это, правда, не единственный прогноз – чиновники из МЭР разработали также консервативный и целевой сценарии – последний как раз и предполагает разного рода реформы, в том числе и повышение возраста выхода на пенсию. Но даже последний вариант не может обеспечить внушительного улучшения ситуации – ожидается, что общий рост едва ли превысит 2,5%, а соотношение с зарплатой и вообще упадет. Как ни странно, но все это будет наблюдаться на фоне роста макроэкономических показателей, добиться которых в министерстве планируют путем повышения производительности труда, инвестиций и роста занятости населения.

Три сценария

Базовый сценарий, на копию которого ссылается «Газета.ru», судя по всему, считается самым пессимистичным – по нему пенсия неработающих пенсионеров через 18 лет вырастет лишь на 1%, в сравнении с показателями прошлого года. Накопленные темпы роста и вообще уйдут «в минус» – ожидаемое падение должно составить 14%. Целевой прогноз в этом смысле сравнительно оптимистичен – экономические реформы должны повысить цифры базового прогноза для страховых пенсий в 2035 году на 2,5% и на 20% для неработающих пенсионеров в сравнении с прошлым годом. Если говорить о конкретных цифрах, то по базовому прогнозу, через 18 лет средняя пенсия должна достичь 23 тыс. рублей – по оптимистичному сценарию – около 27,5 тыс. рублей.

Что касается реальных доходов населения, то практически каждый из сценариев предписывает ежегодный рост в пределах полутора процентов. Однако базовый вариант предполагает прирост доходов на 28%, в то время как оптимистичный вариант предполагает прирост 55%. Зарплаты должны вырасти сильнее – базовый прогноз обещает рост на 34%, когда реформы должны привести почти 57%. Но пенсиям это ничего хорошего не принесет – их соотношение со средней зарплатой серьезно ухудшится: если сегодня средняя пенсия составляет около 35%, то к концу прогнозного периода она составит около 20%. Это, параллельно со снижением числа пенсионеров, позволит сократить соотношение бюджета ПФР по отношению к фонду оплаты труда – составляющий сегодня около 30%, он должен снизиться практически вдвое, до 15%.

Интересно, что параллельно с этими двумя вариантами развития событий на будущие годы, существует еще и консервативный прогноз, данные которого существенно хуже даже базового развития событий. Стоит также обратить внимание и на темпы экономического роста, которые в пессимистичном прогнозе составляют лишь 1,7% в год, в то время как оптимистичный вариант обещает после 2020 года достичь роста, превышающего 3-3,5%. Для достижения подобных показателей власть планирует внедрять экономические реформы, которые будут способны поднимать отечественную экономику темпами, сравнимыми со среднемировыми.

И несмотря на то, что повышение возраста выхода на пенсию прямо не указано в документах, оно, вероятно, завуалировано под «ростом продолжительности активной жизни», снижением безработицы и повышением мобильности трудящихся. Тем более что представители МЭР уже не раз поддерживали идею ЦСР, по которой пенсионный возраст должен вырасти для мужчин и женщина на 5 и 8 лет соответственно.

Реформы по Кудрину

Вообще, идея повышения возрастного ценза выдвигалась главой ЦСР Алексеем Кудриным уже неоднократно – мол, начинать данные реформы нужно уже с 2019 года, пока не поздно. И несмотря на все негативные отклики, предложения Кудрина представляются куда оптимистичнее, чем прогнозы того же МЭР. В частности, помимо сохранения соотношения пенсий и зарплат на уровне 35%, руководитель центра настаивал на уравнивании МРОТ и прожиточного минимума. Кроме того, как он недавно заявил в интервью «России 24», предложенные им реформы должны помочь за ближайшие 6 лет поднять пенсию на 30%. При этом рост экономики уже к началу 2019 года должен превысить 2,5%, а к началу 20-х достичь даже 3,5%.

Впрочем, единой уверенности в том, что повышение возрастного ценза выхода на пенсию принесет желаемый эффект, среди экспертов нет. Нет сомнений – такие меры должны снизить нагрузку на бизнес, решить часть кадровых и даже финансовых проблем, но как это поможет повысить инвестиционную привлекательность – вопрос. Эксперты уверены, низкая инвестиционная привлекательность обусловлена низким спросом на инвестиции. В частности, за прошлый год общие финансовые поступления в сторону юридических лиц существенно выросли, но все полученные деньги были направлены либо на погашение образованных ранее задолженностей, либо на формирование запаса «на черный день». В нынешних экономических условиях бизнес банально боится инвестировать в самих себя, и заставить его сделать это лишь путем повышения пенсионного возраста не получится.

Эту позицию поддерживает и представитель бизнеса при президенте Борис Титов. По его словам, которые приводит «RT», любой положительный эффект, полученный в результате повышения пенсионной планки, не сможет возместить того негатива, который выплеснет общественность после такого шага. Аналогичное мнение на предложение Кудрина повысить пенсионный возраст высказал и Александр Сафонов из РАНХиГС в интервью ФБА «Экономика Сегодня». По его словам, заявления главы ЦСР противоречат статистике пенсионного фонда и не имеют какого-либо логического обоснования. Таким образом, предлагаемая пенсионная реформа фактически не сможет поднять пенсии на 30% в течение следующих 6 лет, наоборот, лишь усугубляя ситуацию с пенсионерами.

В любом случае конкретная программа развития страны – это повод для дальнейшей дискуссии, и войдет ли туда инициатива повышать пенсионный возраст, конкретно не говорит никто. Хотя учитывая активность в этом вопросе, он представляется скорее риторическим.

А воз и ныне там

Сложившаяся вокруг пенсий и всей пенсионной системы ситуация по факту подняла наружу экономические проблемы последних 25 лет: пришло время говорить о демографической яме, неудачных экономических и пенсионных реформах, отсутствии экономической парадигмы и т.д. Кроме того, предложенные шаги могут усугубить ситуацию с пенсионерами – потенциально повышение пенсионного возраста способно повысить не занятость, а безработицу – мы все прекрасно знаем про ситуацию с трудоустройством возрастных кандидатов и нежеланием нанимателей брать их на работу. В связи с этим позиция государства больше напоминает попытку снять с себя часть социальных обязательств. Основанием для этого считается тот факт, что в ближайшие 5 лет количество пенсионеров достигнет такого числа, выплата пенсий для которого станет затруднительным мероприятием.

Справиться с ситуацией призваны правительственные экономисты, которые советуют сократить количество получателей пенсии, одновременно исправляя ситуацию с собираемостью налогов и сборов, как путем повышения ставок, так и путем расширения армии плательщиков. Но даже делая такие непопулярные шаги нужно понимать, что произойдет с рынком труда, что произойдет в демографии государства в ближайшие 20 лет, а подобных прогнозов сегодня попросту нет. Без ответа на эти вопросы, у россиян в головах возникнет вполне логичное заключение: реформы должны приводить к росту зарплат, пенсий и прочих социальных расходов, а если этого не происходит даже в условиях экономического роста, то зачем вообще нужны такие реформы? Очевидно ведь, что в условиях экономического роста в стране появятся лишние деньги, и если их получат не пенсионеры и бюджетники, то кто-то же их должен будет получить?!

Но учитывая ситуацию в экономике, едва ли предлагаемые реформы будут способны высвободить достаточное количество средств. Любой сценарий, который будет иметь место, в условиях существующего в стране технического прогресса, физически не даст возможности серьезно повысить пенсии россиян в ближайшие несколько лет. Стране нужен либо новый экономический курс, либо невиданный ранее скачек мировых цен на углеводороды, но ни того, ни другого, судя по всему, ждать не стоит. Поэтому все, что остается россиянам на старости лет – продолжать работать, чего, вероятно, и добивается правительство, дополнительно стимулируя население путем повышения пенсионного возраста. И россияне бы не против, вот только рабочих мест особо не прибавилось за время кризиса, да и мнение работодателей о возрастных соискателях не поменялось. Так что воз и ныне там…