Подруги возникли серьезные проблемы. Старший сын(16 лет) с некоторых пор стал приставать к младшей сестренке(11 лет). В начале это проявлялось в демонстрации своих гениталий, а сейчас во всю начал "распускать" руки. Был разговор отца с сыном, но после этого ничего не изменилось, сын предложил дочери "покачаться". Подруга уже боится оставлять наедине детей, нервничает и плачет. На сколько я знаю, у отца с сыном нет доверительных отношений и поэтому ждать результата от их беседы не стоит. Сын у них ростет молчаливым и не общительным, а из увлечений - любит рисовать. Сейчас стал грубым и жестоким, ругается с родителями, прогуливает уроки.
О том, что сын не прекратил приставать к сестренке, подруга не говорит мужу, боится что тот просто "прибъет" сына.
Я предложила подруге сфокусировать внимание сына на сверсницах, попросить кого-нибудь из родственников (помоложе) помочь тому в его "сексуальных"проблемах("снять" женщину, которая поможет ему перешагнуть этот барьер). Но у них нет такого человека, который помог бы их сыну, тот практически не общается ни с кем, нет доверительных отношений.
Я боюсь, что если они не будут предпринимать никаких действий, может пострадать маленький ребенок.

Здравствуйте, Жанна!

Посоветуйте подруге вместе с сыном обратиться к психологу . Нужно посмотреть ребенка, возможно провести диагностику, т.к. в подростковом возрасте из-за различных перестроек в организме и психике могут происходить разные заострения (обострения) некоторых психологических черт.

Возможно потребуется коррекция, т.е работа с ребенком: либо в индивидуальном, либо в групповом формате.

Всего доброго. Галина.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Жанна. Парня надо обязательно показать для начала психиатру, а девочку - детскому психологу , т.к. такое поведение со стороны БРАТА может быть для нее травматичным. 16 лет - тот возраст, когда может проявиться психическое заболевание (дебют), надо исключить его (если подтвердиться, то начать лечить). И затем к психологу , т.к. его поведение не является нормой. Коррекция необходима, т.к. парень не знает, что "делать" со своей проявляющейся сексуальностью, и может "найти" деструктивный канал (через насилие). Возможно у него самого был какой-то сексуальный опыт в детстве, связанный со старшими, о котором взрослые не подозревают. Вот так, заочно, невозможно понять, что же такое с ним происходит, поэтому лучше перестраховаться. Только не давите на него, если это заболевание или было использование его самого, как сексуального объекта, "промывание мозгов" в виде угроз не поможет, будет только хуже, лучше посоветуйтесь со специалистами очно. Всего доброго. С ув., А.Ж.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Жанна!

Для меня очевидно, что ответственность родителей за то, что происходит сейчас с сыном, огромна. Это они не научили сына элементарным моральным нормам поведения с близкими, когда любой сексуальный импульс к близкому родственнику должен подавляться, тем более, что вокруг достаточно объектов для реализации своего сексуального желания. Судя по всему, саморегуляции мальчик не обучен. В этом случае родители должны регуляцию его поведения брать на себя и теперь следить за тем, чтобы он не натворил бед. Пусть организуют свою жизнь так, чтобы дети не оставались наедине. Ну, и конечно же, надо прежде всего налаживать контакт с подростком , чтобы появилась возможность влиять на него и "довоспитывать" то, что не было воспитано и что ещё можно успеть в него вложить. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Жанна.

В норме у человека существует СуперЭго или так называемая совесть, которая воспитывается с ранних детских лет нормами социума, нормами родителей. Это определенные нормы поведения, табу и т.д.

Мы все разные и наша совесть разная. У кого-то она более жесткая, у кого-то более разрешающая.

Но существуют грубые отклонения от нормы.

Какие и когда?

1. Развитие личности идет по социопатическому пути.

2. Развитие личности идет по психотическому пути.

Жанна, судя по тому что вы написали, можно предположить, что мальчика воспитывали правильно, но Его личность развивается по одному из этих путей.

Понять, что происходит с ребенком, поможет детский психиатр. Возможно назначит медикаментозное лечение.

А уже потом, зная клиническую картину происходящего можно начать длительную психотерапию с детским психологом , желательно знающего детскую патопсихологию.

Жанна, это конечно же хорошо, что вы, будучи не матерью ребенка, беспокоитесь о нем, но было бы лучше если бы об этом беспокоились его родители.

Принимать решения по своим детям им.

По моему практическому опыту психиатра, ваша подруга может потерять обоих детей: сына - т.к. его психопатология очень серьезна; дочь - потому став взрослой, она не сможет простить свою мать за то, что та ее не защитила от брата.

С уважением, Татьяна Шамильевна, врач психиатр

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1 С каждым днем ребенок проявляет все большую самостоятельность. Он изучает не только окружающий его мир, но и свое тело. И это естественно. Возраст с трех до шести лет называют периодом полового любопытства. Это любопытство в первую очередь направлено на себя.

Познание своего пола происходит через созерцание и удовольствие. И это замечательно! Поэтому не ругайте своего ребенка за «непристойное поведение». Практически все взрослые в детстве занимались мастурбацией. Обычно это происходит недолго - с раннего детства и до школы. К тому времени ребенок уже осознает свою половую принадлежность и у него появляются другие интересы. Если же малыш постоянно занимается самоудовлетворением, это может свидетельствовать о неблагополучии в семье.

Малыши разглядывают и исследуют свои половые органы точно так же, как они рассматривают свое лицо, трогают и даже пробуют на вкус свои выделения.
Однако многие родители ужасаются, увидев, как их ребенок изучает свои половые органы. Они воспринимают это как первые половые игры.

На самом деле это не так. Раздражение половых органов могут вызвать нечистоты, тугая одежда, в результате чего малышка трет и чешет эти места. Иногда это вызывает у нее приятные ощущения, поэтому она стремится это повторять. Но сексуальное значение такое действие приобретет после того, как она достигнет половой зрелости.
Когда ребенок изучает свою ногу, руку, нос, ухо, это ведь не вызывает ужаса, не так ли? Многие родители сами с удовольствием наблюдают за этим процессом и даже фотографируют. Но если они застают малыша изучающим половые органы, они начинают кричать, ругаться, оскорблять и наказывать его. Таким образом взрослые привлекают внимание ребенка к этим органам.

Обычно такое негативное отношение, как правило, проявляют те родители, кто не удовлетворяет свои сексуальные желания в силу их религиозных взглядов или запретов, которые навязывались им с детства.
Они будут усиленно следить за тем, чтобы ребенок «не лез туда руками».

Родитель, который скрывал свое сексуальное желание за пуританским поведением, передает эту концентрированную энергию, собранную вокруг половых органов, своему ребенку. Придирчивые взгляды, окрики и наказания довершают свое действие.

Замечено, что чаще всего детский онанизм проявляется в нездоровых и неполных семьях.
Другой причиной, по которой ребенок онанирует, является его ослабленная нервная система. Такое состояние ребенка связано со взаимоотношениями в семье и отношением к матери во время беременности. Неспокойная беременность, когда женщину заставляют нервничать, приводит к тому, что у ребенка ослабляется нервная система.

Онанизм не приносит физического вреда. В будущей взрослой жизни он утверждает предпочтение именно этой эрогенной зоны, то есть ту форму взаимоотношения полов, которая ведет к деторождению.
Мозг фиксирует любые переживания ребенка и его жизненный опыт, поэтому в памяти мозга откладывается и этот эксперимент. В будущем он войдет в сексуальный сценарий и станет моделью сексуального поведения.

Конечно, это не значит, что следует поощрять онанизм. Просто надо относиться к этому как к определителю будущей формы половой жизни.

Настороженность должно вызвать длительное и частое мастурбирование. Иногда к нему прибегают дети, которые находятся в хронической психотравмирующей ситуации. Таким образом они снимают нервное напряжение и тревогу. Иногда это является признаком поражения эндокринной и нервной системы.

Ни в коем случае не грозите мальчику отрезать его достоинство, так как такое обещание родителей вызывает у малыша страх кастрации - потери полового органа и связанного с ним представления о своем превосходстве. Вы рискуете добиться обратного результата. После такого заявления ребенок начинает обращать свое внимание на то, что у него расположено ниже пояса, чаще трогает, проверяет «на месте ли?».

Профилактикой онанизма также являются:

ежедневная смена нижнего белья;
свободная одежда;
упорядоченный сон;
мытье ног на ночь холодной водой;
быстрый подъем по утрам;
закаливание;
подвижный образ жизни;
приучение к аккуратному и быстрому отправлению естественных нужд;
увлечение интересными занятиями;
общение со сверстниками;
предупреждение переедания на ночь;
ограничение возбуждающей сексуальной информации;
психологический комфорт;
прием на ночь успокаивающих лекарственных трав, например валерианы.

Ваш сын проявляет интерес к косметике и одежде для девочек?
Когда такие особенности поведения проявляются у детей среднего подросткового возраста, их родители зачастую начинают ощущать беспокойство, у них возникает много вопросов: является ли поведение моего ребенка аномальным? Должен ли я постараться изменить его? Нуждается ли мой ребенок в помощи специалистов?
На самом деле некоторые отличительные особенности пола ребенка начинают развиваться задолго до наступления среднего подросткового возраста. Осознание ребенком своего пола - будь то мальчик или девочка - приходит уже в первый год жизни. Зачастую это начинается уже в возрасте 8-10 месяцев, когда младенец впервые обнаруживает свои половые органы. После этого в возрасте от одного до двух лет дети приходят к пониманию физических различий между мальчиками и девочками; до трех лет по мере обретения ребенком определенного представления о самом себе он уже может твердо сказать, мальчик он или девочка. К четырем годам определение ребенком отличительных особенностей своего" пола становится стабильным, и он точно знает, что всегда будет мальчиком или девочкой.
В это же время дети узнают отличительные особенности поведения людей того или иного пола - делают вещи, «которые должны делать мальчики» или «которые должны делать девочки». Еще до трехлетнего возраста дети способны различать игрушки, которые обычно отождествляются с мальчиками или девочками (машинки или куклы). К трем годам они уже больше знают о действиях, интересах и занятиях мальчиков и девочек; многие из них начинают играть с детьми того же пола. Вы наверняка замечали, что ваша дочь предпочитает играть с куклами, печь пирожки и играть в домик. А сын, наоборот, играет в более энергичные и активные игры, проявляет интерес к игрушечным солдатикам и машинкам. Такие отличительные особенности поведения, включая игрушки, которыми играют дети, и игры, в которых они принимают участие, зависят от того, как ребенка воспитывают и какие надежды на него возлагают.
В среднем подростковом возрасте отличительные особенности пола продолжают сильно проявляться не только в предпочтениях ребенка играть с детьми одного с ним пола, но и в его желании вести себя, выглядеть и иметь вещи такие же, как у его сверстников того же пола. В этот период вы заметите, как ваш ребенок выражает свою половую принадлежность при помощи особенностей поведения того или иного пола (а начали проявляться они уже в дошкольные годы):

  1. Через его или ее игрушки, выбор игр, домашние задания и роли в семье. Чаще всего мальчики предпочитают играть в игры, «типичные для мальчиков», с характерными мужскими признаками, в то время как девочки предпочитают занятия, «типичные для девочек», с характерными женскими особенностями.
  2. Через поведение в обществе, которое отражает степень агрессивности, доминирования, подчинения и мягкости характера.
  3. Через манеру и способ выражения поведенческих и физических жестов и мимики, а также других невербальных действий, которые свойственны мужчинам или женщинам.
  4. Через социальные взаимоотношения, включая пол выбираемых ребенком друзей и людей, которым он старается подражать. В начальной школе дети по-прежнему подвержены большему влиянию со стороны других детей одного с ними пола: мальчики больше играют с мальчиками, а девочки - с девочками. В ранние школьные годы мальчики часто выражают сильную нелюбовь к девочкам и наоборот - вероятно, это служит средством укрепления их личностных отличительных особенностей.

Поведение ребенка с явным проявлением отличительных особенностей его пола скорее всего сильно обусловлено отождествлением его с мужчинами и женщинами, которые присутствуют в его жизни. Все дети приобретают характерные черты мужчин и женщин, которые их окружают, включая эти особенности в собственные индивидуальные характеристики и системы ценностей. Помимо этого на них оказывают влияние герои телевизионных передач и спортивных мероприятий, а также взрослые, принимающие участие в других родах деятельности их жизни. Спустя некоторое время совместное действие всех этих влияний может оказаться определяющим для закрепления многих мужских или женских качеств. Вероятно, наиболее значимым фактором является тонкость взаимоотношений каждого ребенка с его отцом и матерью, а также особенности поведения родителей по отношению друг к другу и к ребенку, которые оказывают влияние на его или ее проявление особенностей поведения, свойственных его/ее полу.

Стереотипы полового поведения ребенка

Стереотипы характерных особенностей мужского и женского поведения занимают прочное место в нашем обществе, и когда склонности и интересы ребенка отличаются от принятых форм поведения, он часто подвергается насмешкам и дискриминации.
Беспокойство вас как родителя по поводу того, как вашего подростка принимает общество, вполне объяснимо. Вы стараетесь научить его, как следует вести себя в обществе, чтобы он мог выбирать правильные действия, являясь членом данной культуры, даже если в некоторых случаях они противоречат его интересам и способностям. Тем не менее вам следует правильно оценивать свои благие намерения, направленные на подчинение его определенным нормам, и не забывать о том, что ребенок должен при этом чувствовать себя комфортно и оставаться в ладу с самим собой. Даже если он не соответствует принятым стереотипам - к примеру, если ваш сын не проявляет особых успехов в спорте либо же абсолютно им не интересуется, - всегда имеется множество различных возможностей и сфер для проявления способностей. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, и в некоторых случаях они могут не соответствовать ожиданиям со стороны окружающего общества либо его самого. Тем не менее они по-прежнему могут служить источником его настоящего и будущего успеха и уверенности.
Заметим не без иронии, что стереотипы со временем эволюционируют. На протяжении последних нескольких десятилетий наблюдается волна происходящих изменений в половых ролях и поведении. Сегодня от женщин ждут проявления большей самоуверенности и «феминизма», чем проявляли их мамы и бабушки. От мужчин общество ожидает проявления мягкости, большего сострадания и более «феминистической» позиции.
Таким образом, не пытайтесь заставить своего ребенка соответствовать принятым на данный момент или традиционным формам полового поведения, а вместо этого помогите ему развить собственный уникальный потенциал. Не уделяйте слишком много внимания и беспокойства тому, соответствуют ли интересы и сильные стороны ребенка социальным ролям, определенным обществом на данный момент. Дайте ему возможность проявить себя по-своему.

Когда происходит смешение отличительных особенностей полов

Временами у детей наблюдается смешение половых ролей. К примеру, мальчики не только перестают проявлять интерес к спорту, но и отождествляют себя с женским полом. Таким же образом некоторые девочки проявляют у себя больше мужских черт.
В результате возникновения противоречий в половой принадлежности дети могут отрицать различие полов. Вместо того чтобы учиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, ребенок может выражать неприязнь к той части себя, из-за которой он и является мальчиком или девочкой.
В самых крайних случаях мальчик может вести себя более женственно, и у него будет проявляться одна из следующих характеристик.

  • Он хочет быть девочкой.
  • Он хочет вырасти женщиной.
  • Он проявляет повышенный интерес к женским родам занятий, включая игры с куклами или игры, где он выступает в роли девочки или женщины.
  • Он проявляется повышенный интерес к косметике, ювелирным изделиям или одежде для девочек, ему нравится надевать на себя предметы одежды для девочек.
  • Его излюбленными друзьями являются девочки.
  • В редких случаях он может носить одежду противоположного пола и на самом деле считать себя девочкой.

Мальчики с проявлением женских черт в некоторых случаях подвергаются насмешкам, сверстники дразнят их, называя гомосексуалистами, и избегают их. Такое неприятие мальчика может только усиливаться по мере его взросления. В результате мальчики замыкаются в себе, становятся неуверенными или подавленными и начинают бороться со своей самооценкой и социальными взаимоотношениями.
С другой стороны, девочек, отождествляющих себя с мальчиками, называют сорванцами. Как правило, они сталкиваются с меньшим количеством насмешек и сложностей в отношениях со сверстниками, чем женоподобные мальчики. Для многих девочек некоторая доля озорства является естественной линией поведения, направленной на формирование здоровой подростковой половой индивидуальности. Тем не менее в редких случаях у девочек проявляются следующие характерные черты.

  • Они изъявляют желание быть мальчиком.
  • Они предпочитают дружить и общаться с мальчиками.
  • Во время игр с вымышленными героями и событиями они предпочитают мужские роли.

Эти характерные черты служат причиной возникновения противоречий или смешений полов и взаимоотношений со сверстниками одного с ними пола. Вероятные причины этих вариаций гипотетические и противоречивые. Результаты исследований доказывают, что определенную роль в смешении характерных особенностей полов играют как биологические факторы, так и социальные навыки.
Влияние семьи и родителей также может способствовать смешению полов. Исследования семейных отношений показывают, что у женоподобных мальчиков очень тесные взаимоотношения с матерями и холодные с отцами. Результаты исследований наводят на мысль, что матери некоторых женоподобных мальчиков сами способствуют и поддерживают «женственный» род занятий своих сыновей.
Родители таких детей часто задают вопрос, повлияет ли смешение поведения на сексуальные предпочтения и ориентацию позже, то есть станет ли их ребенок гомосексуалистом. Долгосрочные исследования свидетельствуют о том, что некоторые (но отнюдь не все) женственные мальчики и девочки-сорванцы на самом деле становятся бисексуалами или гомосексуалистами в более позднем подростковом и взрослом возрасте.

Что делать?

Если у вашего ребенка среднего подросткового возраста проявляются нарушения и смешение определений полов, поговорите с ним или с ней напрямую о поведении мальчиков и девочек, мужчин и женщин. К примеру, поговорите с ребенком о характерных манерах или поведении, которые могут вызвать реакцию окружающих-, и вместе с ним определите более подходящие действия. Чуткий диалог может помочь вашему ребенку лучше понять свое поведение и то, почему оно вызывает такую реакцию со стороны сверстников. Если вы поддержите ребенка, это укрепит его самооценку и поможет ему противостоять давлению со стороны сверстников и общества, с которым ему приходится сталкиваться.
Помимо приложения ваших собственных усилий поговорите с педиатром, который может посоветовать вам обратиться за консультацией к детскому психиатру или психологу, чтобы помочь подростку преодолеть подростковое половое смешение и внутренний конфликт. Консультация специалиста в области психического здоровья может потребоваться в том случае, если существуют вопросы в отождествлении полов, в особенности если присутствует хотя бы один из следующих моментов:

  • ребенок отказывается принимать свой биологический пол;
  • ребенок играет с детьми только противоположного пола;
  • в школе ребенок социально изолирован и/или его дразнят или высмеивают сверстники.

Профессиональное вмешательство на ранней стадии может оказать помощь ребенку с признаками полового смешения. Тем не менее существует слишком мало доказательств того, что психологическая помощь действительно может оказать влияние на половое отождествление в среднем подростковом возрасте.
Наше общество продолжает двигаться в направлении разрушения многих стереотипов, определяющих и ограничивающих наше поведение, создавая атмосферу более широкого полового равенства и сбалансированности. Необходимость или желание получить профессиональную помощь должно быть лишь в некоторой мере обусловлено определенным дискомфортом внутри семьи - гораздо в большей степени социальным дискомфортом самого ребенка.

Сексуальная ориентация ребенка

Сексуальная ориентация ребенка - область, которая может вызывать беспокойство некоторых родителей. Интересы и поведение ребенка в среднем подростковом возрасте могут вызывать обеспокоенность со стороны матери и отца в отношении существующей вероятности того, что их ребенок гомосексуалист. Они могут без повода наказывать ребенка или обращаться за помощью к специалисту для того, чтобы убедиться, что их ребенок станет гетеросексуальным.
Тем не менее это такое время, когда первостепенным для ребенка являются одобрение и поддержка. Физическое и эмоциональное тяготение человека к лицам того же или противоположного пола - явление биологического порядка. Результаты некоторых последних исследований свидетельствуют о том, что головной мозг гомосексуального мужчины - в особенности количество тканей в области гипоталамуса - отличается от мозга гетеросексуального мужчины. Только в редких случаях, если таковые вообще могут случиться, сексуальная ориентация обусловлена личным опытом и окружающей средой.
Сексуальная ориентация вашего ребенка на самом деле твердо проявится к среднему возрасту. Но поскольку возможности проверить и выявить сексуальную ориентацию практически не существует, она может оставаться незамеченной остальными членами семьи до юношеского и более старшего возраста. Между тем помните о том, что многие дети пробуют различные формы взаимоотношений со своими сверстниками, которые могут быть перепутаны с гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией.
Самой большой сложностью для детей и родителей-гомосексуалистов является социальное давление, требующее от них гетеросексуального поведения, а также дискриминация, с которой им, вероятно, приходится сталкиваться из-за их сексуальной ориентации. Это может стать причиной изолированности от сверстников и даже семьи, из-за чего сильно пострадают их самооценка и уверенность в себе. Существенная часть попыток подросткового суицида связана с вопросами смешения полов и осознанным неприятием юноши или девушки с гомосексуальной ориентацией.
Сексуальную ориентацию изменить невозможно. Гетеросексуальность или гомосексуальность ребенка прочно укореняется, являясь его частью. Самая важная роль вас как родителя заключается в том, чтобы показать ребенку свое понимание, уважение и поддержку. Неосуждающий подход позволит вам добиться доверия ребенка и лучшего положения, благодаря которому вы сможете помочь ему справиться с этим непростым периодом его жизни. Вы должны оказать ребенку свою помощь и поддержку вне зависимости от его сексуальной ориентации.