Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Сценарий развлечения

Тема: Игры-забавы «Народные традиции»

Воспитатель: Кирсанова Г.А.

Цель:- развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Расширение представлений о традициях русского народа;

Развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.

Развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.

Оборудование: ???

Персонажи:

Ведущая в народном костюме (сарафан, кокошник)

Ход развлечения:

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»

Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

А наградой будет смех

Задорный и веселый!(общая песня Калинка)

Переход???

Игра «Нас с тобою очень мало»(средняя группа)

Нас с тобою очень мало

Веселиться не с кем стало

Ой братцы, очень мало

Веселиться не с кем стало

Ты (имя)к нам иди

С собою друга веди(один ведущий ребёнок выбирает детей и становит в круг, игра заканчивается когда все дети оказываются в центре)

Дети садяться.

Ведущий

Посидите, отдохните

Да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать.

Загадки:

1.Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный..(платок)

2.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

3.Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

4.Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

5.Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

6.Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая....(корзина).

7.Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

8.Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки).

Три струны, ее узнай-ка»

Ну конечно …(балалайка)

9.Выпускает жаркий пар

Древний чайник - (самовар)

Ведущая

Девчонки! Внимание!

Мальчишки! Внимание!

Приглашаю вас всех

На веселые гуляния

Первое задание для нашего соревнования.

Игра – хоровод для второй младшей группы « солнце –круг»

Солнце круг – ты наш друг

Освещаешь всё вокруг

Днём ты есть, ночью спишь

Утром в гости к нам спешишь.(дети садятся)

Ведущий (переход????

Игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2-х шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы на погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем грелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает в ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Ведущая : Ну-ка, быстро ребята вставайте, да частушку запевайте!

1.У ворот сидели

Девочки – болтушки

И с утра до ночи

Пели всем частушки.

2. Мы частушек много знаем

И весёлых, и смешных.

Приглашаем, тех послушать

Кто не знает никаких.

3. Ты прости, дружочек Федя

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

4. Ах, пятка носок,

Расковыривай песок.

Уж я так попляшу

Вам всю избу распашу.

5.Балалаечка играет,

Балалаечка поёт!

Балалайке сделай ножки

Балалаечка пойдёт!

6.Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко,

Погляди, гармошка

Откроется ль окошко.

Все вместе:

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки!

ведущая : После таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся! Выходите, попляшите Своей пляской всех зажгите.

Хоровод вокруг березки

Ведущая Ой, да молодцы Повеселили меня от души! Да, а вы знаете что русские люди не обходились без самовара, ведь: «Чай пить - не дрова рубить». Ребята не зря я назвала эту пословицу, вы ведь тоже много знаете пословиц и поговорок, давайте их вспомним

«Встречай не с лестью, а с честью».

«Умей в гости звать, Умей и угощать».

«Не красна изба углами, а красна с пирогами».

«Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней».

«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».

«Скучен день до вечера – коли делать нечего».

Ведущая : Молодцы, хорошие пословицы знаете. Ну, а чтобы, как говорит пословица, скучен день до вечера не был, весело споём да всех позабавим.

Исполняется р.н.п. «????

Ведущая

Хорошо вы песню пели

Милые ребятки

А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора

Игра «Карусель»(старшая группа)

К обручу привязаны ленточки дети говорят слова

Еле-еле,еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом,бегом

Тише, тише не бегите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра

Ведущая Дружно дети вы играли, весело все танцевали. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Посмотрите, что есть у нас. Много интересных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно.

А теперь нельзя зевать!

Хочешь с нами поиграть?

Кто в весёлый наш оркестр

Давай быстрее, не хватит мест!

(ансамбль « Удалые лошкари»)

В конце сюрпризный момент выходит коробейник с петушками


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.

Ход праздника

Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.

Рогачева Т.Н., воспитатель МДОУ Д/с №17 с.Пушкарное Белгородская обл.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
  2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
  3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
  4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
  5. Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
  6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Оборудование:

Кукла, завернутая в пеленку; кукла в рубашке, топор, два ведра, веревочка, палка-конь, гармошка, четыре плоскостные фигуры балалайки, трещетка, деревянные ложки, колокольчики.

Предварительная работа:

Выполнена воспитателем:

Посещение музея «Русская изба».

Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок.

Заучивание скороговорок, пословиц.

Слушание народной музыки.

Разучивание танцев, хоровода «Черный ворон».

Выполнена музыкальным руководителем:

Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу» и русской народной песни

Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая».

Разучивание танца «Хоровод».

Работа с фольклорным оркестром.

Выполнена родителями: Всем детям сшили русские народные костюмы.

(Роли матери и отца играют взрослые)

На фоне остановки русской избы «плачет» (фонограмма) маленький ребенок в люльке.

Мать: поет и берет ребенка на руки.

Баю, баюшки-баю,

Баю деточку мою.

Гули, гули, прилетайте,

Мою Настю покачайте!

Уносит куклу.

Мать: (возвращается) А время идет.

Отец: (выходит с большой куклой, мать берет куклу, ставит на пол.) (фонограмма детского лепета) .

Мать:

Дыбочек, дыбок

Скоро Настеньке годок.

Дыбок, дыбок, целый годок.

Иди к папе (уносит куклу папа) .

Настенка: выходит маленькая девочка с игрушкой.

Мать: А время идет.

Отец: А наша Настенька растет.

Мать: Поскорее подрастай, да к работе поспевай.

Отец уводит Настеньку.

Настя: выход «взрослой» Насти. Хлопочет по дому.

Мать: Посмотри-ка, а наша доченька Настенька совсем взрослая стала, красавица, коса ниже пояса, рукодельница, работница.

Отец: А бойкая, бедовая вся в тебя! (звучит фонограмма - крики петуха, мычание коров, коз …)

Отец: Берет топор и уходит.

Мать: Пора уже скотину кормить, коров доить.

Две девушки идут с ведрами коров доить.

Тит: (выходит и ложится на пол) Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Девушка: Тит, иди молотить.

Тит: Не могу, живой болит.

Девушка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Мать: Люди добрые, какие вы пословицы знаете о труде и лени, скажите ленивому Титу?

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Мала пчела, да и та работает.

Всякое дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.

Девушка: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?

Миша: Сено косить.

Девушка: На что тебе сено?

Миша: Коров кормить.

Девушка: На что тебе коровы?

Миша: Молоко доить.

Девушка: На что тебе молоко?

Миша: Малых детушек поить.

Девушка: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)

Мать: Солнышко поднялось, и нам пора на крестьянскую работу, сено косить, огород полоть.

Дети встают. Под фонограмму исполняют танцевальную сцену «Крестьянская работа».

Мать: Так уже повелось на Руси, работали и песни пели. (Дети поют на два голоса русскую народную песню «Со вьюном я хожу»)

Мать: Ну, что, девицы-работницы и молодцы-работники, домой пора, наработались, устали. Ой, смотрите божья коровушка. Дети говорят закличку:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница!

Дети уходят за колонну и берут гармонь и балалайки.

Мать: На улице темнеет. Сейчас молодые на гулянье пойдут. Где-то там и наша Настенька гуляет!

Под фонограмму дети исполняют танцевальную сцену «деревенское гулянье», состоящую из одного общего танца и двух парных танцев.

Настя: Сейчас в избе приберу, (быстро убирает) да и гостей позову (высовывается в окно) , кричит: «Эй, подруженьки подружки, веселушки хохотушки, эй, ребята молодцы, озорные удальцы, приходите поплясать, да и вечер скоротать!»

(В избу заходят девушки.)

Мать: Милости просим, гости дорогие, проходите да садитесь на лавки. (Девочки занимаются рукоделием) .

Мальчики с гармошкой, балалайками перед окном.

Паренек: Дома ль, Настя-Душенька, дама ль девицы красавицы?

Девушки: (Прихорашиваются, улыбаются) Часть девушек бежит к окну и кричат: «Мы туточки! Заходите к нам на посиделки.»

Мальчики: Кланяются: «Здравствуйте».

Мать: Проходите, да на лавки садитесь, посмотрите на наших рукодельниц, да на красоту девичью. Все вы молодцы, работники хорошие, да и наши девицы красавицы в работе славятся. Весь день трудились, а вечером можно и повеселиться. Делу время - потехе час. А ну, споем нашу белгородскую народную «Ой, ниточка тоненькая». (Дети поют на два голоса) .

Паренек:

Сядьте рядышком на лавке,

Вместе с нами посидите,

Загадайте нам загадки,

Кто смышленей, поглядите.

Мать:

Цветное коромысло

Над рекою повисло. (радуга)

Сверкает, мигает

Стрелы посылает. (молния)

Белая вата

Поплыла куда-то. (облако)

Его просят, его ждут

А как придет, прятаться начнут.

Мать: А скажите-ка:

Кого боится мышка,

Кто за ней бежит вприпрыжку? (кошка)

А еще чего боится мышка? (мышеловки)

Поиграем в мышеловки.

Паренек:

Здравствуй, Митенька, дружок,

Здравствуй, Васенька, дружок,

Расскажите, где вы бывали,

Расскажите, что вы видали?

Митенка:

Где я только не бывал,

Что я только не слыхал,

Побывал я во всей небывальщине,

Повидал я всю неслыхальщину.

Что лошади в галошах,

Коровы в сапогах,

Что петух в печи,

Пироги печет,

А кошка на окошке

Рубашку шьет.

Васенка: :

Я увидел и услышал

В деревеньке одной,

Что курица бычка родила,

А поросенок яичко снес,

Что на дубу свинья пасется,

И в бане парится медведь.

Мать: Пока мы с вами беседовали, а к нам черный ворон прилетел, просится в калитку. (Выходит мальчик в костюме ворона. Хоровод под фонограмму «Черный ворон») .

Мать: Забегайте-ка быстрее в горницу, да усаживайтесь, да послушаем, кто на язык у нас остер, какие скороговорки вы знаете и как быстро проговариваете.

Дети:

Ри-ри на ветках снегири.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Сеня в лесу встретил лису.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

Колпак под колпаком.

Паренек:

Эй, берите ложки,

Эй, берите дудки,

Эй, берите колотушки,

Эй, берите бубенцы,

Будем, будем играть

И всех потешать!

Исполняют на «народных» инструментах «Калинку».

Паренек: Много игр на посиделках наших. Играем, шутим, поем, пляшем!

2 паренек: В играх не зевай. Смелость, ловкость проявляй!

Мать:

Делу время, потехе час

Поиграем мы сейчас,

Кто веревочку найдет,

Тот к этой девушке подойдет

Игра «Фанты»

Мать: Эй, веселые молодцы и красные девицы, а ну частушки запевайте.

Девочки: : Станем девицы рядком. Да частушки пропоем.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем. От подружек не отстанем.

Мальчики:

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки: :

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы Пушкарские ребята

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки: :

Ваши ноги косолапы

В такт они не топают,

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Девочки: :

Мы девчата боевые,

Мы девчата хоть куда,

И работаем на славу

И веселые всегда.

Мальчики:

Просим вас не зазнаваться

Женихи мы хоть куда,

Наши щеки розоваты,

И улыбка весела!

Девочки: :

Все ребята зазнаются

Я жених и я жених

Трали вали и так дале,

И чихали мы на них.

Купил Милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Уж я топну ногой, да притопну другой,

Выходи ко мне, Ванюша!

Попляши-ка ты со мной!

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку,

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Меня мама родила

Думала хорошая,

Развернула, посмотрела

Кнопочка курносая.

На окошке два цветочка,

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой,

Не смотри, что маленький!

По деревне мы пошли,

Коленьку увидели,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела!

Извини меня, подружка,

Что к тебе я не пришел,

Штаны папины большие,

А свои я не нашел.

На гулянье собирался,

Мамка супу налила,

А с гулянья возвратился,

Подзатыльников дала.

Мальчики:

Девочки, беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: :

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Мать: Небось, устали частушки петь. Садитесь со мной, и будет вам сказочка: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся - вот и сказка вся. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Настенка: Надо бы каждому молодцу, дать с огорода по огурцу.

Мать: Да пока, вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Настенка: Значит, нам ничего не осталось?

Мать: Коль не вышло с огурцами, угощу я вас блинами (выносит блины) .

Песня «Ой, блины»

Вот хозяюшка идет, идет, идет

Самовар с собой несет.

Не красна изба углами,

А красна, пирогами.

Мать: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить.

Самоварптица жар

Кран открывается

Чай наливается.

Ах, какой самовар!

Из него валит пар!

Чай попьем, посидим,

И про чай поговорим!

Мать: Поговорим, поговорим, я буду начинать поговорку о чае, а вы заканчивать.

Чай пить - приятно жить.

Чай пить - не дрова рубить.

Чай пьешь - здоровье бережешь.

Чай усталость всю снимает - настроенье поднимает.

Выпьешь чайку - позабудешь тоску.

Холодно - пей чай.

Жарко - пей чай.

Устал - пей чай.

Мать:

Ах ты, русская душа,

До чего ты хороша!

В хороводе отличись!

И весельем зарядись!

«Хоровод» - танец

Мать: Ну, вот и домой вам пора. А завтра рано утром просыпайтесь. И на работу собирайтесь. «Делу время, потехе час!»

Цель:

  • сделать зону психологического удобства;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
  • приобщить к народным традициям.

«Долог день до вечера, коли делать нечего»

Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.

Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.

Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу…

Позову-ка я ребят на посиделки.

Будут пляски, будут песни.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные молодцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).

Входят девочки в русских сарафанах .

Хозяйка : Проходите, проходите!

Давно вас поджидаю.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше голову-головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цвет водицу встряхивает.

Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.

(раздается стук)

Хозяйка: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Поплясать немножко.

Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.

Мальчик: Что-то пляска не видна?

Девочка : Нет, неверно, вот она!

Мальчик : Плясуны не хороши!

Девочка: Сам пойди, да попляши!

Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!

Девочка: А мы ногу на носок!

Мальчик: Топотушками пойдем!

Девочка : А мы сядем отдохнем!

Мальчик: С вами мы плясать пойдем!

Девочка: Лучше после отдохнем!

Общая пляска (рус нар мел.)

(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Девочка: Игла-барыня, княгиня.

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Девочка: Она тонка, да длинна,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра

Всему миру красна!

Девочка: Хвостик нитяной

Тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит.

Хозяйка: Какова пряха,

Таково на ней рубаха.

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)

Хозяйка: Починить можно?

Мальчик: Да иглы нет.

Хозяйка : А велика ли дыра?

Мальчик: Остались ворот, да рукава.

Хозяйка: Ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел.

Хозяйка: А вкусный был?

Мальчик: Очень! (поглаживает живот)

Хозяйка: Где песня льется,

Там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Шуточную, прибауточную.

Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.

(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )

Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…

Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

А тари, тари, тари.

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики -

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки -

Куплю Маше подушки.

Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.

Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.

Но сначала покажите, какие вы ловкие.

На игру вы выходите,

Свою ловкость покажите.

Удальцов я одарю,

Что принес им, подарю.

Русская народная игра «Гори ясно»

(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.

Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.

(молодец на «коне», девица у ворот стоит)

Хозяйка: Круглолицы, белолицы

Славно танцевали,

А теперь я хочу,

Чтоб все вы поиграли.

Русская народная игра «Горшки»

Хозяйка: Сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Ну-ка, кто пословицы да скороговорки

Мастак рассказывать:

«Долог день до вечера, коли делать нечего.»

Дети: (по очереди )

  1. Кто труд любит, спать не будет.
  2. Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  3. Глаза страшатся, а руки делают.
  4. Всяк годится, да не на всякое дело.
  5. Кто мало говорит, тот больше делает.
  6. Плохи дела, где сила без ума.

Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел.

Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.

Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели

пели или девушки за селом, или же пока не засветлело

мужчины – за праздничным столом.

Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.

Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.

(раздается стук)

Входит цыганка.

Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.

Да вы, милые, не бойтесь меня.

С добром пришла, вам правду скажу,

О будущем расскажу.

Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,

Мы гостям все рады!

Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)

Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.

Цыганский танец.

Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..

До свидания. (уходит)

Хозяйка: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.

(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )

Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)

Девочка: Говорят, они придут,

Говорят, появятся.

Двери отворяются

С улыбочкой являются.

Мальчик: Разрешите в этом доме

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать

Только буду припевать.

Девочка: Говорят, я боевая

В девках не остануся.

Ох, и горюшко тому,

Которому достануся.

Мальчик : Разрешите мне сплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Девочка: Я частушку на частушку

Как на ниточку вяжу.

Ты подсказывай, подружка,

Если я не докажу.

Мальчик: Плясать пошел

Сапоги дерутся.

Шаровары коротки

Девки засмеются.

Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,

Как ворона на колах.

Все равно не перепляшешь,

Разорвись хоть пополам.

Мальчик: Ах, пятка-носок,

Выковыривай песок.

Ах, бей-топочи,

Что бывало – то молчи.

Девочка: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

Мальчик: Ах, топни нога,

Топни, правенькая.

Я не вырасту большая-

Буду маленькая.

Девочка: Ох, частушки хороши,

Их поем от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

Мальчик: На окошке два цветочка:

Голубой, да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Хозяйка: Кто с платочками пляшет,

Да на балалаечке играет,

Тому скучно не бывает.

Общий веселый танец.

Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?