Анастасия Пигур
Рабочая программа к кружку «Волшебный мир мозаики.»

Вид программы : комплексная

Образовательная область : искусство

Продолжительность усвоения : один год

Возрастной диапазон :7- 12 лет

Форма образовательного процесса : групповая, индивидуальная

Форма контроля : выставки

Пояснительная записка.

Мозаика - один из основных видов монументального декоративного искусства. Мозаичные работы развивают у детей усидчивость, аккуратность, точность, способствует развитию зрительно-моторных координаций. Дети в мозаичных работах рисуют и компонуют изображаемое на листе, работают ножницами , наклеивают детали изделия. Умение соразмерять длину разрезаемых на кусочки полоски развивает у детей глазомер. Подобная работа дает большое количество комбинаций, что является мощным импульсом к творчеству, заставляет детей фантазировать, применять знания, использовать свой жизненный опыт. Создаются условия для интеграции умственной и практической деятельности. Данная программа предполагает более обширное, чем в общеобразовательной школе, изучение видов мозаики .

Цель программы :

1. Эстетическое воспитание детей.

2. Повышать сенсорную культуру.

3. Формирование духовно богатой, высокоразвитой, художественно эрудированной и грамотной личности.

Задачи программы :

Развивающая : развивать творческие способности, фантазию, эмоционально-эстетическое отношение к предметам.

Обучающая : обучать основам работы с ножницами , кистью, бумагой, клеем, формировать пространственное представление.

Воспитательная : формирование таких качеств, как вкус, аккуратность, дисциплинированность.

Кружок «Волшебный мир мозаики » рассчитан на детей в возрасте от 7-12 лет. Количественный состав группы до 12 человек. Форма работы занятия . Учебные занятия рассчитаны проводиться один раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут. Срок реализации программы 1 год . Формы организации учебного процесса групповая, индивидуальная.

Методы работы :

1. Словестные : рассказ, беседа, объяснения.

2. Наглядные : демонстрация, примеры, иллюстрации.

3. Практические : выполнение мозаичных работ , игра.

Прогнозируемый результаты :

Умение реализовать теоритические знания на практике.

Владеть приемами работы с ножницами , бумагой, картоном, пластилином, приподними материалом необходимым для работ .

Формы подведения итогов : выставки работ учащихся , участие в тематических конкурсах.

Учебный план. (1 год обучения)

№ Наименование Количество часов в неделю Количество часов в год

1 Мозаика из цветной бумаги 1 3

2 Мозаика из кружков цветной бумаги 1 3

3 Мозаика из клочков бумаги 1 3

4 Мозаика из пойеток и бисера 1 3

5 Мозаика из стружки карандашей 1 3

6 Мозаика из фольги 1 3

7 Мозаика из природного материала 1 8

8 Мозаика из пластилина 1 5

9 Мозаика из скорлупы яиц 1 3

Всего : 9 34

Мозаика из цветной бумаги .

Мозаика из цветной бумаги-это самый доступный вид мозаик для детского творчества и дети с удовольствием выполняют этот вид работы . Эти работы помогают воспитывать у детей экономное отношение к бумаге.

№ Наименование работ Количество часов

1 Вводная беседа 1

2 «Мухомор» 1

3 «Мак» 1

Мозаика из кружков цветной бумаги .

Работы , выполненные с помощью этого вида мозаики , красивые и интересные. С помощью их у детей развивается мелкая моторика рук, и отрабатывается навык выравнивания кругов.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Белка» 1

2 «Цыплёнок под скорлупой» 1

3 «Арбуз» 1

Мозаика из клочков бумаги .

Предлагаемый вид работы очень интересен . Он предполагает несколько способов выполнения работ . При выполнении работы получаются объемными.

№ Наименование работ Количество часов

1 Вводная беседа «Методика выполнения работ » 1

2 «Попугай» 1

3 «Парусник» 1

Всего : 3

Мозаика из пойеток и бисера .

Очень интересный вид мозаики из пойеток и бисера . Работы из этого материала получаются яркие и блестящие. Пойетки широко используются для украшения танцевальных и национальных костюмов и бывают разных форм. Для работ выбраны пойетки в форме круга, листа, полуовала, цветочков.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Рыбка» 1

2 «Стрекоза» 1

4 «Фламинго» 1

Всего : 3

Мозаика из стружки карандаша.

Очень оригинальный вид работы с бросовым материалом. Данный вид работ способствует развитию внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, фантазии. Их можно делать как полностью из стружки карандаша, так и комбинировать с другими материалами.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Ежи» 1

2 «Ящерица» 1

3 «Зимородок» 1

Всего : 3

Мозаика из фольги .

Это еще один из видов работы с бросовым материалом. При работе с этим материалом воспитанники младшего школьного возраста приобретают навыки работы с таким материалом как фольга. Формирование одинаковы шариков фольги развивает глазомер, мелкую моторику рук. Работы , выполненные в этой технике получаются объёмными.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Космонавт» 1

2 «Слон» 1

3 «Солнышко» 1

Всего : 3

Мозаика из различных материалов :

В этом разделе собраны работы из различного материала (горох, фасоль, из круп, макаронных изделий, крылаток клена, сухой листвы). Эти работы можно выполнять из одного материала или комбинировать. При выполнении этих работ детям необходимо не только наклеить материал, но и раскрасить его создав единую композицию.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Корзина с фруктами и овощами» коллективная работа 2

2 «Птицы на ветках» коллективная работа 2

3 «Вишневое дерево» 1

4 «Кролик» 1

5 «Медвежата» 1

6 «Лягушата» 1

Всего : 8

Мозаика из пластилина .

Пластилин - достаточно многогранный в использовании материал. С его помощью можно не только лепить сказочные фигурки, но еще и создавать невероятной красоты мозаичные панно . Пластилиновая мозаика собирается из маленьких пластилиновых шариков, которые предварительно подготавливаются из пластилина нужных цветов. Скатывание шариков полезно для развитие детской моторики, оказывает положительный массажный эффект для детских ручек и доставляет массу положительных впечатлений в процессе работы .

№ Наименование работ Количество часов

1 «Морские обитатели» коллективная работа 2

2 «Динозавр» 1

3 «Цветочная поляна» коллективная работа 2

Всего : 5

Мозаика из скорлупы яиц .

Мозаика из скорлупы не новое, но простота, новизна и декоративность работ вызывает интерес , фантазию, учит мечтать и экспериментировать, удовлетворяет внутреннюю потребность украшать окружающее . Чтобы работа получилась красочной, дети должны уметь подобрать цвет и тона красок в зависимости от композиций.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Улитка» 1

2 «Лиса» 1

3 «Скат хвостокол» 1

Всего : 3

Используемая литература :

1. «Веселое путешествие в страну Мозаики » Е. Д. Закражевская,С. В. Марсаль издательство «Феникс» Ростов- на-Дону. ,2005

2. «Поделки из всякой всячины» С. Шухова,издательство «Айрис-пресс» Москва,2004

Пояснительная записка

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность.воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Общая характеристика внеурочной деятельности

«Бумажная фантазия»

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

Однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

Постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

Тематические - по итогом изучения разделов, тем;

Итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ еѐ выполнения: путѐм эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков –вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Место внеурочной деятельности, курса в учебном плане.

Курс «Бумажная фантазия» реализуется в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные результаты

Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

Отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

Осваивать навыки организации и планирования работы;

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;

Развивающие:

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

Развивать психометрические качества личности;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком

окружающего мира.

2. Формировать элементарные

исследовательские умения.

Учащиеся получат возможность:

применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Бумажные фантазии»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

Планировать свои действия;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные результаты:

Учащиеся смогут:

Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению;

Соблюдать корректность в высказываниях;

Задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

С учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Владеть монологической и диалогической формой речи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные результаты:

Обучающийся научится:

Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

Анализировать объекты, выделять главное;

Осуществлять синтез (целое из частей);

Проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения об объекте;

Устанавливать аналогии;

Обучающийся получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Раздел 1: Работа с бумагой и картоном. Аппликации.

Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!

Она известна всем с раннего детства, т.к это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.

Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, Цветоведение.

Раздел 2: Подготовка к зимним праздникам. Объемные игрушки.

Дети с радостью ждут праздники, которые стимулируют познавательный творческий интерес к деятельности. Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течении всего учебного года и оказывают влияние на воспитание личности ребёнка.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим.

Раздел 3: Квиллинг. Бумажная филигрань .

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги.
Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

Раздел 4: Работа с разными материалами.

Оригами - это искусство складывания бумаги , создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.

Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригамииз заготовок кадратной формы;развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во час.

деятельности учащихся

Вводное занятие

Правила и приемы организации рабочего места. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Инструменты и приспособления,применяемые при работе. Техника безопасности при работе с инструментами.

Раздел: «Работа с бумагой и картоном. Аппликации. (17ч)

Аппликация «Лебедь»

Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

;- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Картина из салфеток «Золотая осень»

Аппликация «Маленький воробей»

Аппликация «Закладки - Осень»

Аппликация «Ромашки в технике оригами»

Аппликация «Улита»

Аппликация «Слоненок»

Панно с астрами. Коллективная работа.

Панно «Георгины»

Парная работа.

Аппликация «Петушок – золотой гребешок»

Раздел «Подготовка к зимним праздникам». (10ч)

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных

выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.

простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.

Новогодняя гирлянда

Декоративная книжка-календарь.

Коллективная работа. Панно «Снегири на рябине»

Раздел: «Квилинг. Бумажная филигрань» (13 ч)

Изготовление цветов.

Подготовка к работе. Общая схема выполнения работы. Основные приемы работы: подготовка полос, изготовление роллов, базовых элементов, закручивание надрезанных полосок, вырезание листьев, соединение и наклеивание элементов. Оформление работ.

Аленький цветочек в технике квиллинг.

Панно «Пшеничные колоски»

Коллективная работа.

Панно «Ландыши»

Мотивы Гжели

Мотивы Хохлома

Раздел 4 «Работа с разными материалами»

Аппликация из природного материала «Виноград».

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Оригами «Полевые цветы»

Полевой натюрморт.

«Виноградная гроздь»

"Цветочное настроение"

Пластилиновые незабудки.

Пластилиновая хохлома

Аппликация из пластилина.

Аппликация «Звоночек»

Аппликация «Сапожок»

Конструирование из бумаги: панно «Луговые цветы»

Объемная аппликация в технике оригами «Цветы космеи»

Объемная аппликация в технике оригами «Гвоздики»

Аппликация" Грибы в технике оригами".

материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности

    И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах,

    И.Л.Гусарова «Аппликации в детском саду. М.,2007г.

    М.А.Гусакова «Аппликации» М.,2010

    Майорова И.Г. «Трудовое обучение в начальных классах ». М. Просвещение 2011г.

    Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 2012г.

    Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 2008 г.

    Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000

    В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 2010г.

    А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 2011г.,

    Аппликации из разных материалов.

11. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».)

12. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. - М.: Лист, 1998.

13. Амоков В.Б. Искусство аппликации. - М.: Школьная пресса, 2002.

14. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. - М.: Рольф Аким, 1999.

15. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.

16. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2000.

17. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

18. Игры и развлечения: Книга 3. - М.: «Молодая гвардия», 1992.

19. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

20.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

21.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

22. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

23. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

24. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

25. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

26. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: «Академия развития», 2001.

27. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

28. Павлов А.П. Загадки. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

29. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

    Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, -М.: Рольф Аким, 1999.

    Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».)

3. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.

4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.

8. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

9.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

Рабочая программа педагога

кружка «Мозаика»

Воспитатель:

Христофорова Жанна Николаевна

2015 – 2016 год учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе Программы Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально – игровая гимнастика для детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Формирование творческой личности существенно для эмоционального и для эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества.
В связи с этим наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание вопросам художественно–эстетического развития воспитанников.

Коллектив ведет постоянный поиск новых форм и методов работы по
художественному – эстетическому развитию воспитанников и их оздоровлению.

Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме того, в период дошкольного детства дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.
Одной из важнейших задач является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Решение вышеизложенных задач, возможно в процессе хореографического образования детей дошкольного возраста. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие и т.д.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей.

Цель: Содействие всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.

Задачи:

  • Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
  • Совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
  • Укрепление здоровья.
  • Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
  • Формирование навыков основных танцевальных движений
  • Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
  • Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
  • Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
  • Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы студии «Мини-диско» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований , заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала , заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.
При организации занятий используются методические приемы
активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный
метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой
метод.

Программа кружка рассчитана на детей возрасте 5-6 лет.

Формы работы кружковой работы:

Игрогимнастика,

Танцевально – ритмическая гимнастика,

Мызакально подвижные игры,

Игры – путешествия,

Интегрированная форма работы,

Консультации,

Выступление на родительских собраниях,

Участие в конкурсах различного уровня,

Информация на сайте ДОУ для родителей (законных представителей).

Виды деятельности:

Игровая,

Знакомство с литературой, формирующей художественно – эстетическое развитие детей.

Методы:

Словесный,

Практический,

Наглядный.

Предполагаемые результаты:

  • Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
  • Формировать потребность к творческому самовыражению;
  • Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;
  • Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
  • Повышение работоспособности и двигательной активности;
  • Развитие правильной осанки;
  • Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

Система мониторинга

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:

  • первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре.
  • итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.

Педагогическая диагностика

Практика показывает, что регулярный курс занятий хореографией эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста, способствует раскрытию творческих способностей детей. Первичные результаты отслеживаются в октябре. Оценка эффективности усвоения программного материала происходит на итоговых занятиях в мае.

В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

  • Выразительно исполнять движения под музыку;
  • Самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

Уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

  • Импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;

Точно и правильно исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Цель диагностики : выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики : наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального
произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену
движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу
других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального
произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но
недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по
залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке

При определении уровня подготовленности детей в зависимости от выполнения различных элементов используем оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивается в 3 балла- высокий уровень ; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла –средний уровень ; неверное, симметричное – 1балл –низкий уровень .

Результаты заносятся в таблицу.

Учебный план.

Части образовательного

Процесса

Время, затраченное

на НОД

Количество занятий

в неделю

Время, затраченное

на НОД

в год

Количество

занятий в год

1.

« СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально – игровая гимнастика для детей.

25 мин 0,5 450 мин 18

Всего:

0,5

450 18

Материально – техническое оборудование.

Костюмы: народные, современные, классические.

Атрибуты к танцам: ложки, платочки, балалайки, гармошки, мячи, трости, шары, куклы, шляпы и др.

Картотека с записями музыкальных произведений, согласно тематике занятий; Литература с иллюстрациями, изображающих разные виды танцев;

Презентации о разных видах танцев;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва,
Просвещение, 1991
2. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
3. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно – методическое пособие. Н.И. Бочкарёва. 1998 г.

4.«Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкая. 2006 г.

5.«СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально – игровая гимнастика для детей.

Ж.Е, Фирилёва. Е.Г. Сайкина. 2000г.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • ФГОС ДО, утвержден Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155,
  • Уставом МДОУ детский сад «Сказка» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

Барышевская средняя общеобразовательная школа № 9

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___________

«____» _____________ 2014г.

Утвержден

приказом по МБОУ-Барышевская СОШ № 9

_____ от «_____» ___________ 201_г.

Директор школы:

_____________________ /А.Ю. Чудагашев/

Рабочая программа

«Бумажная мозаика»

1-2 классы

Петрова Галина Петровна, учитель первой квалификационной категории

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Программа кружка рассчитана на 1 учебный год с детьми 1-2 классов. Объём занятий – 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 класса.

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Основные задачи деятельности кружка

1. Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм.

2. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой.

3. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.

4. Формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Предполагаемые результаты деятельности кружковой работы.

    Повышение познавательного интереса к занятиям с различными видами бумаги.

    Развитие творческого потенциала детей

    Применение в практической деятельности знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения кружковой работы

    Повысить уровень творческого мышления, активности, самостоятельности

Художественные знания и навыки, получаемые детьми на занятиях кружка, закрепляются и пополняются в повседневном труде по изготовлению различных изделий.

Итогом деятельности воспитанников могут служить такие общешкольные мероприятия: организация выставок; оформление новогодней ёлки; подарки к календарным праздникам и к знаменательным датам, оформление классных уголков и.т.д.

Содержание программы

п/п Кол-о часов

Тема занятия

Содержание занятия

Вид занятия

Информационно-методическое обеспечение

Календарные сроки

1

Вводная часть

Ознакомление с предстоящей работой.

Правила безопасной работы.

теория

2

Выбор сюжета. Составление эскиза.

Перенос выбранного сюжета на бумагу (выполнение эскиза).

3

Выбор фона.

Выбор фона (простой - единый цветовой, или сложный – два и более цветовых фона)

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

4

Бумажная мозаика.

Вырезание из бумаги фигур, на основе которых делают поделки (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник).

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

5

Бумажный комочек.

Изготовление бумажных комочков: больших и маленьких, из белой и цветной бумаги, и поделок из них(заяц, снеговик).

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

6

Витая спираль.

Изготовление спирали из бумаги, выполнение поделок с ее помощью.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

7

Петли.

Изготовление петель из бумаги. Выполнение махровых цветов с помощью круга и петелек. Изготовление поделок: ромашка, астра, хризантема.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

8-9

Еловые ветки.

Выполнение композиции на основе картины карандашом с помощью петелек.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

10-11

Елка плоскостная

Изготовление елки с помощью фигуры треугольника и петелек.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

12

Веселый конус.

Изготовление конуса с помощью круга .

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

13

Елка настольная.

Выполнение поделки с помощью конуса и петелек.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

14

Пушистый шарик

Изготовление пушистых шаров из папиросной бумаги.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

15

Птицы, оперение

Выполнение аппликации «птицы», украшение их с помощью петелек и спирали.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

16

Лепестковые цветы (кувшинка, хризантема, ромашка)

Выполнение поделок с помощью овала и круга.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

17

Гофрированные изделия.

Изготовление поделок с помощью гофрированной бумаги(способ гофрировки состоит в перегибании листа бумаги вперед и назад ).

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

18-20

Бусы.

Изготовление бус с помощью накручивания полоски бумаги на карандаш (в конце сборка готовых бусин на нитку).

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

21

Сборные шары.

Изготовление шаров из старых открыток или плотной цветной бумаги.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

22-23

Звезда

Изготовление объемной звезды из квадрата .

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

24

Фонарик

Изготовление объемных фонариков, с помощью нескольких кругов .

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

25

Пластичная полоска

Выполнение различных поделок из полосок различной ширины (новогоднее украшение, животные, насекомые).

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

26-32

Деревенский дом.

1-е занятие

Изготовление бумажных трубочек для сруба дома и огорода.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

2 –е занятие

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

3 – е занятие.

Изготовление бумажных трубочек для сруба дома и огорода

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

4- е занятие

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

5 –е занятие

Изготовление крыши к дому с помощью кругов и квадратов.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

6– е занятие

Изготовление крыши к дому с помощью кругов и квадратов

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

7–е занятие

Сборка дома, установление огорода, оформление окон.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей

33

Оформление выставки.

Работы обучающихся

34

Подведение итогов.

Награждение лучших учеников, чаепитие.

Список использованной литературы

    Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение: Бумага.- Москва, 2000.

    Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент,1988.

    Джун Джексон. Поделки из бумаги. - Москва: Росмэн", 1996.

    Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона.- Москва: Университет, 2000.

    Макнивен Элен и Питер. Куклы.- С.-Петербург: Полигон, 1998.

    Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»

Класс 1

Количество часов: всего 66 часа; в неделю 2 часа

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка

В современном мире существует много разных способов заинтересовать и развить способности у детей: музыка,танцы, живопись, занятия спортом и др. Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

    овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;

    знакомятся со свойствами бумаги;

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Особенности содержания факультатива.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

-личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

-природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

-педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 66 ч (2 ч в неделю), 1 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами, квиллинг, торцевание).

В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;

учиться корректировать, вносить изменения в работу;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты :

знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».

уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;

уметь соблюдать правила техники безопасности;

иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;

уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;

уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

работа с шаблонами;

творческое конструирование;

показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Возраст детей и сроки реализации программы .

Возраст обучающихся 7-11лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3,4 года обучения. Рабочая программа 1 года обучения рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы 1 класс:

    Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (3 ч)

Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. Образцы работы с гофрокартоном. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.

    Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)

Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами»: Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.

    Квиллинг: знакомство с техникой «квиллинг», приёмы работы с бумажными ленточками. Изготовление открыток, игрушек в технике «квиллинг». (17 ч)

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы, анализ образцов, выполнение простых форм: капля, спираль. Применение разных форм в композициях, выполненных в технике «квиллинг». Игрушки в технике «квиллинг». Варианты работы с бумагой, составление композиции.

    Торцевание: знакомство с различными видами торцевания. Моделирование в технике «Торцевание».(12 ч)

Что такое «торцевание», виды торцевания: торцевание на пластилине, на клею. Обучение технике торцевания. Работа с шаблонами. Изготовление композиций в технике «торцевание». Творческое оформление работ.

    Коллективные творческие работы с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание (9 ч)

Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам: «День учителя»(осенняя композиция), «С Новым годом!», «С праздником 23 февраля», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание. Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.

Календарно-тематическое планирование:

п/п Тема занятия Количество часов

    Виды бумаги, ее свойства. 1ч

    Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч

    Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». 1ч

    Оригами. Базовая форма «Треугольник». Щенок. 1ч

    Оригами. Мир животных: веселые мордашки: собаки, кошки. 1ч

    Оригами. Грибы: мухоморы. 1ч

    Оригами. Грибы: опята, боровики. Коллективное панно.1ч

    Оригами. Бабочки. Декоративное оформление изделия.1ч

    Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. 1ч

    Изготовление простейших цветов в технике квиллинг. 1ч

    Квиллинг. Незабудка. 1ч

    Квиллинг. Ветка рябины. 1ч

    Коллективная работа. Осень. 1ч

    Оригами. Кленовые листья. 1ч

    Знакомство с техникой «торцевание». 1ч

    Торцевание. Коллективная работа. Изготовление плаката «Наш край» в технике «торцевание». 2ч

    Торцевание. Лесные звери: еж. 1ч

    Оригами. Лисица. 1ч

    Квиллинг. Одуванчик. 1ч.

    Оригами. Заяц. 1ч

    Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. 1ч

    Занимательные игрушки в технике квиллинг. Лягушонок. 1ч

    Торцевание. Дерево. 1ч

    Оригами. Змея. 1ч

    Игрушки в технике квиллинг: медвежонок, змейка,(выбор детей). 1ч

    Торцевание на пластилине. Елочка. 1ч

    Модульное оригами. Елочка из треугольных модулей. 1ч

    Квиллинг. Снеговичок. 1ч

    Торцевание. Новогодние шары. 1ч

    Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч

    Квиллинг. Снежинки. 1ч

    Оригами. Открытка «К Рождеству!» 1ч

    Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Варианты использования этой базовой формы.1ч

    Оригами. Сова. 1ч

    Оригами. Ворона. 1ч

    Торцевание. Кораблик. 1ч

    Торцевание. Домик. 1ч

    Оригами. Пароход. 1ч

    Квиллинг. Объемная игрушка: танк. 2ч

    Оригами. Открытка папе. 1ч

    Квиллинг. Открытка мамочке. 2ч

    Оригами. Закладка «Домик». 1ч

    Оригами. Цветок. 1ч

    Торцевание. Букет. 1ч

    Торцевание. Ягодка. 1ч

    Оригами. Самолет-истребитель. 1ч

    Оригами. Самолет. Варианты складывания. 1ч

    Квиллинг. Объемная игрушка. Ракета. 2ч

    Оригами. Закладка «Кораблик». 1ч

    Оригами. Бабочка. 1ч

    Оригами модульное. Стрекоза. 2ч

    Цветочные композиции в технике квиллинг. 2ч

    Торцевание. Бабочки. 2 ч

    Творческие работы детей по желанию. 1ч

    Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч

Материально-техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:

    Цветную и белую бумагу формата А4,

    картон белый и цветной, гофрированный,

    клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Технические средства обучения.

1 Компьютер

2 Мультимедийный проектор

3 Колонки для компьютера

Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.

Литература

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

3. Л. П. Васильева – Гангус.Уроки занимательного труда.М. 1979.

4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

6. С. В. Соколова. Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.

Интернет-ресурсы:

    http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

    http://stranamasterov.ru