Благословение матери невесты (а также родителей жениха) - это очень красивый обряд, который пришел к нам из древности. Тогда ему придавали очень большое значение. Если слова благословения матери невесты не были произнесены, раньше жениху и невесте не разрешали венчаться в церкви. Кроме того, девушку лишали наследства и стыдили в обществе.

В наше время слова благословения матери невесты не имеют уже такой значимости, но родительское напутствие все же играет большую роль для молодоженов. Услышать соответствующие слова всегда приятно, согласитесь?

Напутственные слова. Благословение матери невесты перед ЗАГСом. Слова родителей

На родители благословляют детей перед входом в банкетный зал. Это уже происходит после Молодоженов встречают с караваем, вином, хлебом и солью.

Однако такой вариант обряда является упрощенным. Некоторые семьи все же предпочитают почитать древние традиции. По ним невеста должна услышать напутственные слова. Благословение матери невесты перед ЗАГСом, слова родителей - все это должно происходить два раза. Первый раз - перед самой свадьбой. Делается это в отчем доме перед отъездом в ЗАГС. Причем родители жениха и невесты благословляют своих детей по отдельности. Потом молодые уже могут ехать на роспись. Второе благословение - в банкетном зале.

Какая икона используется для благословения невесты

Один из самых чтимых образов Богородицы - это Еще наши предки верили в ее волшебство и чудодейственную силу. Именно она имеет особое значение для представительниц прекрасного пола, особенно для невесты. Перед ЗАГСом мама обязательно должна благословить свою дочь иконой Божьей Матери.

Проводы невесты в ЗАГС

Проводы в ЗАГС - это особый ритуал, который должен совершить отец. Жениха рядом быть не должно, все должно проходить только между родителями невесты и самой невестой. Говорятся напутственные слова, девушка благословляется иконой Божьей Матери.

Какая икона используется для благословления жениха

Жениха благословляют Это самое распространенное изображение Христа. В одной руке у него находится книга, а другой рукой он благословляет человека, который на него смотрит. Спасителя просят о том, чтобы в семье царило благополучие. Раньше именно эту икону вносили в дом супругов первой. Сейчас родители жениха используют ее для того, чтобы благословить сына на счастливый брак.

Напутствие для жениха до ЗАГСа

В то время как невеста получает благословение от своих родителей, в доме у жениха тоже проводится свой ритуал. Стол накрывается белоснежной скатертью. На него кладут хлеб, ставят рядом соль и воду, горящую свечу. Жених становится на колени и получается благословение от своих родителей. Отец берет сына за руку и обводит его три раза вокруг накрытого стола. Мать должна идти за ними, держа в руках икону Спасителя и свечу. Таким образом, сын получает поддержку не только от родителей, но и от всего своего рода. После этого жених может ехать за невестой.

матерью невесты

Кто будет держать каравай? Кто будет говорить напутственные слова молодоженам? Кто обратиться к ним в первую очередь? Очень много времени тратится на то, чтобы распределить эти роли. Хотя стоит отметить, что нет какого-то единого правила по этому поводу. Рассмотрим несколько вариантов распределения ролей (идем слева направо).

Возможные варианты

    Икону держит отец жениха, рядом с караваем стоит мать невесты. Другие родители просто располагаются рядом

    Мамы молодоженов держат иконы, а отцы - шампанское и каравай

    В руках у одной мамы - икона, у другой - каравай. Отцы просто становятся по бокам

    У одной мамы каравай, у другой складень. Отцы стоят по бокам и держат в руках бокалы с шампанским

Слова родительского благословения невесте и жениху

Благословение матери невесты на свадьбе - очень важный ритуал. Тем не менее, на самом деле не имеет большого значения то, что будет сказано. Гораздо важнее, чтобы все слова шли от самого сердца, чтобы напутствие было искренним. Только тогда дети будут действительно счастливы, и впереди будет ожидать жизнь, наполненная счастьем, радостью и детским смехом.

Что обычно желают:

    благополучия в семье,

    долгих лет счастливого брака,

    здоровья молодоженам и их детям,

    счастья в собственном доме.

Кстати, слова благословения невеста и жених должны получить не только от своих родителей, но и от родителей друг друга. Есть поверье, что такой союз только станет еще крепче. Не зря же после свадьбы молодые называют родителей друг друга «мамой» и «папой».

Что делать невесте и жениху с иконами после бракосочетания

Невеста обязательно должна сохранить ту икону, которой благословила ее мать до росписи. Так же должен поступить и жених. Молодожены должны хранить их в своем доме как ценную Обычно их заворачивают в рушник и прячут подальше от посторонних глаз. Это - личная ценность, это - благословение родителей.

    Голыми руками держать иконы нельзя. Говорят, что это плохая примета. Поэтому очень важно не забыть приобрести рушники. Ими молодожены потом смогут накрыть иконы и положить их в свое особое место в доме. Кроме того, рушник пригодится и для каравая.

    По старинному обычаю родители сначала должны перекрестить иконой жениха и невесту три раза до ЗАГСа, потом дети целуют икону. Тот же обряд повторяется и в банкетном зале. Сегодня этому обычаю следуют очень редко. Однако если для будущих супругов это важно, то лучше следовать всем правилам.

    Если было решено, что в банкетном зале икона будет в руках у одного из отцов, то лучше заранее объяснить ему все тонкости предстоящего ритуала. Дело в том, что мужчины не всегда уделяют этому особое внимание и могут растеряться в самый неподходящий момент.

    Когда молодожены получают напутственные слова благословения от своих родителей до и после ЗАГСа, они обязательно должны встать на колени.

    Иногда случается, что у одного из молодоженов Может, нет матери или отца. В таком случае благословить обязательно должны крестные родители.

Обряд благословения молодоженов очень трудный, но интересный. Некоторые семейные пары пропускают его, а зря. Родители - это самые важные люди в жизни любого человека. Они дали жизнь, воспитали и были рядом всегда - и в горе, и в радости. Нет ничего сильнее их искреннего благословения. Считается, что молодые семьи, которые решили соблюсти традиции и получили эти святые напутственные слова, жили в счастливом браке.

Традиции русской народной свадьбы Соколова Алла Леонидовна

Благословение сына и отъезд из дома

Родительское благословление на брак – это доброе напутствие перед совершением бракосочетания, освящённое сакральными предметами. Для жениха оно проходит перед поездкой на выкуп. Именно перед выездом его благословляют родители.

Благословление на брак не нужно путать с благословением супружеской пары. Последнее дарят обоим молодожёнам родители жениха, когда встречают перед застольем с караваем.

Если жених был сиротой, то его благословляли посажённые родители, а перед свадьбой его сестра (или другая родственница) обращалась причетом к умершим родителям с приглашением посетить свадьбу и наделить жениха счастливой долей. Он не мог сделать этого лично, т. к. умершие понимали обращения только в форме причета, а его исполняли исключительно женщины.

Благословение всегда давалось отдельно матерью и отцом, сначала благословляет папа. Материнское благословение в народе считали магически сильным. Вот как об этом рассказывает знаменитый этнограф Н. Харузин: «Фактъ на лицо: д?ти кр?пко уб?ждены въ сил? материнскаго проклятія и благословенія; за отцомъ же первой силы совс?мъ не признаютъ, а благословеніе съ его стороны гораздо мен?е уважаютъ… материнское благословеніе отъ дурного челов?ка спасаетъ, отъ вражей силы избавляетъ» 15 .

Благословение всегда давали дома, под покровительством родного очага, пока не переступлен порог.

Просьбу о напутствии обычно озвучивал дружка: «Государь батюшка (имярек) и государыня матушка (имярек), благословите сына во путь-дорожку ехати, жену-княгинюшку брати».

Родители обычно становились под Божий угол. Сначала нужно было поклониться на все четыре стороны (напоминает Домострой) – можно сказать, так заручались поддержкой окружающих сил и четырёх стихий.

В старину, говоря традиционные слова, отец держал икону (часто в расшитом рушнике), а мать – малый круглый хлеб со свечкой, на рушнике. Причём хлеб считался священным предметом наравне с иконой.

Во многих областях, благословив первый раз этими предметами, мать и отец обменивались ими и повторяли слова.

В некоторых регионах распространился обычай получать благословение, стоя на коленях (под влиянием эстетики христианских богослужений), в других – перед родителями стояли, но делали по три земных поклона.

Отец три раза обводил иконой (Николая Чудотворца или Спасителя) посолонь вокруг головы сына, а мать – хлебом со свечой. Вот что должны говорить при этом родители, согласно Домострою: «Бог тебя благословит и помилует и даст тебе жену законную во здравии и в благоденствии». Жених кланялся, после чего родители давали ему краткие наставления, как вести себя в доме невесты и в роли мужа.

Теперь можно было проходить к свадебному поезду, и жених прощался с родителями, как перед дальней опасной дорогой. Хлеб и икону, которыми благословляли родители, брали с собой (часто их нёс дружко).

Перед отъездом, когда все заняли места в экипажах, дружко заговаривал свадебный поезд: «Будь наша хоромина пресветлая, благословенная: каждая дырочка, каждая щёлочка, со дверьми, с окошечками, со бревешечками; кругом нашей хоромины каменная ограда с железным тыном!».

Поезд во главе с дружкой выезжал к дому невесты.

Есть одна интересная деталь. Дружко свадебным утром был обязан участвовать сначала в сборах жениха, потом ехать на сборы невесты, а затем ещё вернуться в дом жениха, собрать свадебный поезд и ехать в его главе. Если невеста жила недалеко, это не проблема. Но если её дом был на большом расстоянии от жениха, то возникала трудность: дружко не мог успеть обернуться за одно утро. В этом случае свадебный поезд останавливался в поле возле деревни девушки, дружко ехал в дом невесты, и поезжане ждали, пока он не вернётся оттуда.

Из книги Пламя в отсеках автора Черкашин Николай Андреевич

Улица младшего сына Севастополь. Улица Зои Космодемьянской. Невысокий дом окнами в сад.Она кладет передо мной выпускной снимок его класса: в овальчиках девчонки с челками, мальчишки при галстуках… А рядом, будто нарочно кто подложил, - сводное фото моряков, погибших в

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приемный сын вождя – однополчанин его старшего сына? Есть еще одно очень важное свидетельство об обстоятельствах жизни и пленения Якова Джугашвили – воспоминания генерал-майора артиллерии Артема Федоровича Сергеева. Он рассказывает, что в первые дни войны был

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

ЦАРСТВОВАНИЕ БРИДЕ, СЫНА МАЭЛКОНА Послеримская история пиктов начинается с царствования Бриде, сына Маэлкона, поскольку он – первый король в королевском списке, который упомянут в независимом историческом источнике. Имя его отца – Маэлкон – является эквивалентом

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

ЦАРСТВОВАНИЕ НЕХТОНА, СЫНА ДЕРИЛЕ, И ПРИХОД К ВЛАСТИ ЭНГУСА, СЫНА ФЕРГУСА Бриде умер в 706 году, и ему наследовал его брат Нехтон. Нехтон, сын Дериле, – важная фигура в пиктской истории, поскольку именно он был ответствен за изменение в пиктской церкви даты Пасхи с кельтской

Из книги История одного преступления автора Гюго Виктор

«Благословение» Семина ЦСКА мне предложил зарплату в семь раз выше, чем по новому контракту предлагал «Локомотив». Семин перед заключительным матчем сезона с «Арсеналом» попытался меня убедить, не уходить к армейцам. Но я был категоричен: я уже дал слово Гинеру и назад

Из книги Каббала власти [ёфицировано] автора Шамир Исраэль

XIX Нерушимое благословение Папа одобрил содеянное.Когда курьеры доставили в Рим известие о событии 2 декабря, папа отправился на парад, объявленный генералом Жемо, и поручил генералу поздравить от его имени принца Луи-Наполеона.Нечто подобное уже было однажды.12 декабря

Из книги Кто убил президента Кеннеди? автора Ефимов Игорь Маркович

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ? Можно ли объективно, научно установить, чья модель вселенной, иудейская или христианская, верна? Или это дело личных предпочтений, как выбор между чаем и кофе? И нужно ли нам задумываться об этом? Да, нужно, и да, можно. Если евреи говорят правду,

Из книги Крылья Сикорского автора Катышев Геннадий Иванович

26. ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА Он всегда выглядел таким пареньком, которому хотелось присоединиться к кому-то или чему-то… Но я не думаю чтобы кто-нибудь жаждал принять его в компанию. Вильям Вулф, одноклассник Освальда По прибытии в Далласский аэропорт вместе с женой и

Из книги Булавинские хроники. Жизнь в удивительной деревне автора Перминова Вера

Из книги Каббала власти автора Шамир Исраэль

О том, как цыганка родила сына Веню Цыганка Надежда быстро снова забеременела. Это поводом для отлынивания от работы не считалось, да и она сама была замечательно крепкая женщина. Я видела просто невообразимые для городского человека сцены. Например, у нас была самая

Из книги Это было на самом деле автора Шкапская Мария Михайловна

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Отъезд «В четыре часа на рассвете мы вдруг услыхали стрельбу. На нашей улице рвались гранаты, падали бомбы. Я стояла возле грузовика последней, места больше не было; я ни за что не хотела уезжать, я хотела остаться с мамой. Но мама сказала: «Идите, дети мои, спасайте свою

Из книги Выстрел по «Ледоколу». Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» автора Кадетов Александр

Снежное благословение Снега в эту зиму выпало столько, словно все мы прощены.Белый пуховый покров очищения бережно укутал землю, как может укутывать только любящая мать, подоткнув одеяло свернувшемуся клубочком и сладко причмокивающему во сне чаду.Впрочем, эта благая

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Отъезд Поздней осенью 1974 года поезд Москва - Берлин отправлялся от Белорусского вокзала. В составе поезда был один вагон «СВ» Москва - Базель, в котором ехал в свою первую загранкомандировку в Швейцарию Владимир Резун с женой Татьяной и двухлетней дочерью

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Материнское благословение – Когда вы с Лилей переехали в Финляндию?(Вторая часть нашей беседы продолжалась через год, в той же Сяпсе – Тимо стал совсем большой, ему теперь три с половиной года, не потерял свой абсолютный музыкальный слух, охотно поглощает землянику,

Из книги автора

Благословение дочери на брак Итак, вернёмся к самому обычному варианту начала свадебного действа: выкуп завершён, место возле невесты завоёвано, жених и невеста сидят за столом, гости уже доели лёгкое угощение. Нужно готовиться к отъезду, значит, настала пора

Выходить нужно красиво!

Счастливый жених может вынести свою будущую жену на руках. Молодые могут выйти вместе, крепко взявшись за руки. По старинному русскому обычаю мама может обвязать руки молодых платочком и вывести за порог. Можно предложить жениху взять в руки один уголок платка, невесте — другой, а за оставшиеся два выводят молодых за порог родители невесты. Можно у порога расстелить шубу как символ благополучия и достатка в будущей семье. Можно организовать живой коридор из числа гостей и проводить молодых к машине аплодисментами.

Свадебное решето, или обсыпание на счастье

Мама невесты у входа в дом должна поставить свадебное решето, чтобы на обратном пути после выкупа невесты перед проводами молодоженов в ЗАГС не забыть усыпать дорогу молодым монетами, сладостями, хмелем, лепестками роз.

Решето можно купить готовым вместе с его содержимым, а можно самим украсить с помощью фатина, органзы, ленточек, цветочков, бусинок, стикеров, бисера и т. п.

Симпатично будет смотреться, если каждую монетку завернуть в цветную фольгу. Создается подобие пестрого денежного конфетти. Можно каждую монету завязать в узелок из фатина илиорганзы, перевязав пестрой цветочной лентой. Концы ленты не забудьте закрутить в стружку с помощью острого края ножниц. Свадебное конфетти, которое куплено отдельно, будет оригинальным сопровождением свадебных монет. Хмель можно заменить лепестками роз (живыми или искусственными), мелкими цветочками. Можно добавить зерно, пшеницу — это зависит от местных традиций.

Сладости тоже могут быть нарядными. Стоит только проявить вашу фантазию. Например: каждая конфета заворачивается в гофрированную бумагу и завязывается цветными лентами с двух сторон, орехи заворачиваются в фольгу, цукаты — в подарочную оберточную бумагу и завязываются пучком с помощью ленты.

Хмель можно использовать как свежесобранный, так и в сухом виде. Если вы решили хмель заготовить заранее, то сушить рекомендуется в темном, теплом, сухом и хорошо вентилируемом помещении. Тогда шишечки хмеля сохраняют сочный зеленый цвет, ароматный запах и не распадаются.

Обязанности свахи

Во время выкупа сваха стоит не с пустыми руками. Ее задача — принять все, что за невесту предложат. Весело смотрится большой кошелек, который можно сшить заранее или приспособить для этой цели подходящий кожаный портфель, чемодан, на котором большими буквами написано «КОШЕЛЕК». Можно для этой цели приспособить и тележку на колесиках, рассчитывая на огромный выкуп. Можно просто взять корзину или красочно заготовленный мешок с надписью «Для больших денег». Удачно подойдет и большая копилка, сделанная из картонной коробки, с надписью «Хорошие бабки».

Во время выкупа сваха вместе с ведущим и гостями устраивает испытания для жениха.

Ее задача — взять со свиты жениха большой выкуп, чтобы занять место рядом с невестой.

После выкупа перед отправлением в ЗАГС сваты не должны забыть сумки с угощениями: спиртные и сладкие напитки, легкие закуски, свадебные шишки и сладости. Не забудьте положить одноразовые стаканы, несколько тарелочек и салфетки.

Программа испытаний

Как только родственники невесты услышат автомобильные сигналы, все гости во главе со сватами и ведущим выкупа, должны их встретить.

Перед первой атласной лентой, завязанной на бант, ведущий обращается к свите жениха:

Поручила нам невеста
Прямо здесь, на этом месте
Встретить дорогих гостей!
Ну-ка, сваха, нам налей!

Обращается к свату со стороны жениха.

А ты, сват, чего притих? Покажи нам, кто жених!

Сват указывает на жениха. Он может сделать это не сразу. Для веселья можно указать сначала на дружку, потом на других молодых парней. И, наконец, на виновника свадьбы.

Жениху разрешается развязать первую ленту и пройти к следующей.

Перед второй лентой: Женишок такой нам нужен. Он хорошим станет мужем!

Сопровождающие должны расхвалить жениха.

Все умеет он, все знает! А в карманах что бывает?

Жених должен ответить.

Покажи нам, наконец, С чем идешь ты под венец!

Жених должен продемонстрировать содержимое своих карманов. Ради шутки можно показать содержимое в карманах дружки.

Да! В карманах что-то есть! Это оценил бы тесть!

Жениху разрешается развязать ленту.

Перед третьей лентой: Но сейчас, скажу я проще, Удиви-ка свою тещу! Покажи-ка нам, дружок, как твой варит котелок!

Заранее нужно подготовить предметы, встречающиеся в быту. Оформите красочно коробку. Положите в нее любые вещички. Молоток, прищепку, катушку ниток, наперсток, шуруп, болт, гайку, губку для мытья посуды, щетку, машинку для консервирования, лейку и др.

Жених с закрытыми глазами, на ощупь, должен отгадать, что он достал из коробки.

Твоя теща будет рада.
Умный зять — чем не награда?!

Жениху разрешается снова развязать ленту и пройти к следующей.

Перед четвертой лентой:

А сейчас нам покажи,
Как денежки ты можешь заколачивать.
Вот тебе деревянный брусок.
Монетки у себя в карманах поищи.
А вот этот молоток купи у нас.

Жених покупает молоток.

Теперь ты должен с помощью молотка ребром вбить монеты в деревянный брусок.

Жених выполняет задание.

Что ж! Руки у тебя растут из нужного места.

Развязывает ленту и проходит к следующей.

Перед пятой лентой:

А теперь... (имя жениха назвать)
Свои ножки покажи!
Да спляши нам от души!
Топни смело нам ногой! А теперь, дружок, другой!
Ай да ухарь, ай да хват! Скоро станешь ты женат!
Чтоб сейчас к жене добраться, Нужно очень постараться.
Ты сейчас здесь не молчи, Имя милой прокричи!
Теперь крикни, не тая...
(назвать имя невесты) я люблю тебя!

Развязывает пятую ленту и переходит к шестой.

Перед шестой лентой:

Ты свою (имя невесты) любишь?

Жених отвечает.

Для нее подарок купишь?

Жених дает согласие.

Сваты предлагают жениху купить для невесты в подарок воздушный шарик с надписью «Я тебя люблю».

Купленный шарик является пропуском к следующей ленте. Жених развязывает шестую ленту и переходит к седьмой.

У седьмой ленты:

А теперь покажи, какие крепкие у тебя чувства. Завяжи на шарике свадебную ленту так крепко, как любишь.

Ленту также предлагается купить.

Вижу, чувства горячи!
Завязал ты от души!
Как к невесте доберешься, ей подарок и вручишь!
Будет так?
Чего молчишь?

Жених дает согласие и развязывает седьмую ленту.

Теперь жениху нужно попасть в дом или квартиру. Чтобы открыть дверь, ему снова предлагается испытание:

А сейчас, дорогой наш жених, мы проверим твой азарт!

Вот перед тобой цветные колпачки. Отгадай, под каким из них спрятан ключик. Отгадаешь — проходи, за ошибочку плати!

Жених пытается отгадать. Как только заветный ключик найден, перед гостями открывают дверь. Но попасть в комнату невесты сразу снова не удается.

Приходится выполнить еще задания. Например, опустить в заветную копилку невесты монетки, угостить самых маленьких гостей сладостями или подарить игрушки, бабушкам повязать платочки. Наконец, жениха пропускают к столу, за которым сидит невеста. Здесь торги устраивают сестры, братья, племянники, свидетельница. Как только они получают выкуп и остаются довольны, дружка уступает свое место жениху. Жених проходит к своему месту. Невесте вручает букет, целует свою любимую и открывает шампанское, чтобы угостить всех гостей. Свидетель вручает букет дружке. Маме невесты вручает букет отец жениха, а маме жениха вручает букет отец невесты. После этого молодые принимают первые поздравления.

Можно гостей пригласить к фуршетному столу, который накрывается заранее.

Перед отъездом в ЗАГС родители благословляют детей.

Наконец, родители невесты выводят молодых за порог дома, усыпая дорогу к машине содержимым из свадебного решета.

После регистрации родителям жениха предстоит встретить молодоженов на пороге своего дома с хлебом и солью.

После свадебной прогулки начинается праздничное застолье.

Традиции для родителей жениха на свадьбе во многом схожи с ритуалами для родителей невесты. Однако есть и свои отличия. Если посмотреть в прошлое, то традиции для родителей женихов на свадьбе выражались в различных песенных и словесных ритуалах. В современном мире множество из этого было упрощено или упразднено, однако есть основные традиции, которые до сих пор выполняются на свадьбе.

Как провожать жениха к невесте

Встреча молодых с хлебом-солью

Итак, что же обязательно необходимо делать папе и маме жениха на свадьбе? Начнём с одного из самых важных свадебных обрядов, который традиции предписывают нам чтить и выполнять. Это обряд «хлеб-соль», который должна проводить мама жениха. После того как молодые расписались или обвенчались, они отправляются домой, где их ожидает мать жениха. Эта традиция имеет корни в том далёком прошлом, когда молодая после свадьбы отправлялась жить к суженому, а на пороге её встречала свекровь. Она преподносила невесте хлеб и соль, которые символизировали радость из-за появления нового члена семьи, а также пожелания жить в мире и достатке. Мама жениха преподносит невесте каравай, который лежит на красивом вышитом рушныке. На вершину каравая ставится небольшая открытая солонка. Когда новобрачные подъезжают к дому, мать и отец жениха выходят к ним на порог. У мамы в руках должен быть каравай на рушныке, а отец обязан держать икону. При встрече молодой пары, мать жениха преподносит им каравай, желая счастья, богатства, благополучия и любви. Затем мать и отец благословляют молодых перед иконой. После этого родители проводят их в дом и предлагают вкусить хлеба с солью. Невеста и жених ломают каравай и обмакивают в соль. Кстати, мать жениха должна следить за тем, чтобы после этого к караваю никто больше не дотрагивался. Ведь по поверью если плохой человек дотронется до каравая или откусит от него, в семье могут начаться проблемы. После свадьбы мама жениха заворачивает каравай в рушнык и несёт его в церковь, оставляя на столе для подаяний, для того чтобы молодая семья всегда была счастлива и жила в достатке.

После того как молодые вкусили каравая, задача родителей жениха – обсыпать их монетами и зерном. Кстати, этот же ритуал проводится и возле ЗАГСа. Но там обсыпать могут все, а дома, желательно, чтобы это делали именно отец и мать молодого. Дело в том, что таким обсыпанием, мама и папа благословляют молодую пару на богатую и благополучную жизнь в их новом доме.

Также родители жениха занимаются организацией небольшого фуршета после выполнения этих ритуалов. Ведь, зачастую, молодые и гости едут в дом перед фуршетом, после прогулки по городу. Поэтому маме и папе стоит подготовить шампанское, напитки и лёгкие закуски, чтобы невеста с женихом, а также все, кто приедет с ними, смогли немного расслабиться, передохнуть и набраться сил для празднования.

Свадебный банкет

На самой свадебном банкете, большинство ритуалов проводит уже мама невесты. Что же касается родителей жениха, то отец может завести молодых и посадить их за стол. По традиции, столы обходят три раза. Однако этот ритуал может выполнять и папа невесты. Тут всё зависит от того, как договорятся сваты и молодые. Ещё на свадебном фуршете молодые всегда танцуют с родителями. Но, также, традиционным считается танец отца жениха с невестой.

Если же коротко вспомнить о технических моментах дня свадьбы, то родители жениха, чаще всего, отвечают за машины и съёмку, поскольку водители и оператор первыми прибывают к их дому. Во всём остальном обязанности родителей жениха и невесты относительно технической части делятся поровну.

Практически все знают о свадебной традиции проводов невесты и жениха из родительского дома в ЗАГС, на венчание.

Для тех, кто не знает или позабыл, напоминаем.

В доме жениха ставят стол, укрывают его белой скатертью, на него ставят ведро с водой и кладут буханку хлеба. Зажигают сретенскую свечку. Затем родители берут домашние иконы и благословляют его ими. Далее отец жениха связывает сыну руки специальным рушником и обводит трижды вокруг стола. Мать при этом следует за сыном, держа в руках икону и сретенскую свечу. Данная церемония позволяет жениху получить поддержку своего рода.

После этого родители жениха становятся у порога. Мать по левую сторону (женской считается) от входа, а отец по правую сторону от входа (считается, что там сконцентрирована мужская сила). Берут в руки рушник за расшитые края, в которые завернуты по целой круглой буханке свежего хлеба и образуют из него арку, проходя через которую, жених кланяется порогу, отдавая тем самым дань уважения предками, оберегающим дом. Как известно давным-давно основателя дома хоронили у порога, чтобы он и после смерти не пускал недоброжелателей внутрь. Икону оставляют дома, а свечу передавали свату. Свеча являлась должна стать мощным оберегом от всей «нечисти» в дороге.

Дома у невесты, отец ее опоясывает рушником и также трижды обводит вокруг стола. Далее у порога передает невесту жениху и уже их вместе обводит вокруг стола. После прохода через арку с поклонением порогу, родители обращаются к присутствующим с просьбой «Добрые люди, благословите молодых!», на что они трижды должны ответить «Бог благословит!»

В общем, с церемонией проводов невесты и жениха все предельно ясно, но достаточно часто возникает спор между присутствующими в какую же сторону водить молодых вокруг стола? Кто-то говорит, что по часовой стрелке, следуя направлению движения солнцу. А кто-то, что, мол, против часовой стрелки! Причем последние, как правило, готовы просто лопнуть от своей правоты, и апеллируют к круговым обрядовым движениям в церкви, которые свершаются против часовой стрелки.

Так в какую же сторону необходимо водить невесту, жениха дома вокруг стола?

Правильный ответ: Водить вокруг стола необходимо по часовой стрелке!

Сразу отвечу, что да в церкви водят новобрачных против солнца, а в костеле по часовой стрелке.

Чтобы раз и навсегда Вы для себя могли выяснить, почему так, а еще и аргументированно убедить противников правильного, необходимо обратиться к истории появления круговых обрядовых движений.

Смысл всех движений, а тем более круговых в различных религиях, это выделить и ограничить сакральное пространство от профанного, сконцентрировать внутри него божественную энергию для литургических действий . Логично, что все движения и направления его имеют богословское и литургическое обоснование.

В дохристианские, античные времена направление кругового культового движения было непосредственно связано со смыслом этого движения.

И если оно имело жизнеутверждающее, освящающее значение, то проходило по движению солнца , являя проекцию самого важного для жизни и доступного для наблюдения главного небесного светила – Солнца. Движение по солнцу, слева направо (для жителей северного полушария) называется – посолонь или по-современному по часовой стрелке.

Если же такой обряд носил заупокойный характер, то и круговое движение осуществлялось против движения солнца, справа налево, против часовой стрелки.

Движение посолонь считалось, приносило счастье и изгоняло злых духов , а налево, против солнца, было обращено к миру мертвых или использовалось в магических целях.

Особое значение отводилось движению вокруг алтаря – центру всего сакрального, божественной силы. Движения проводились или посолонь или против движения солнца.

Христианская литургия также концентрируется на культовых действиях вокруг алтаря, неотъемлемой части божественной литургии.

С самого начала алтарь понимался как символ гробницы Христа. И в дальнейшем под ним устраивалось помещение под мощи мучеников, обосновывая это тем, что алтарь – это могила и первого мученика Христа. Самой ранней известной христианской процессией была именно погребальная.

Поэтому вполне логично, что движение вокруг алтаря было заупокойным и проводилось против часовой стрелки. Это направление движения мы можем наблюдать и в современном восточнохристианском храме.

Движение вокруг алтаря логически продолжалось по принципу концентрических кругов в более широком смысле при обходах внутри и вне церкви.

Таким образом, весь обряд обхода алтаря, вокруг церкви, против часовой стрелки в православной церкви носит мистический смысл «Оплакивание Христа и его подвижников». И вся процессия в основе имеет погребальный характер.

Дабы исключить только траурный характер православной христианской литургии со временем появились и другие истолкования направления движения на более оптимистичные. И главное это было необходимо для обоснования смысла богослужения: победа над смертью, воскрешение, которое делает все жизнеутверждающим и радостным, торжествующим, благодатным.

Так в православии считается, что хождение посолонь – это язычничество, а позже они стали и католиков причислять к таковым. Как правило, сторонники хождения против солнца не называют так движение.

Потому что их оппоненты, аргументируют хождение посолонь, так что Христос есть солнце праведное и необходимо ходить посолонь, то есть вместе с Христом.

Чтобы не противоречит образу Христу – солнцу, в православии решили ходить "направо" "к востоку", а движение посолонь - наоборот движением "налево" "к западу" посолонь. А хождение посолонь, на запад – это чуть ли не поход к дьяволу.

Так же считается что поход "направо" – это навстречу Христу.

А еще в Древней Греции, откуда берет свое начало восточное христианство считалось, что движение направо или налево зависит от позиции наблюдателя и «посолонь» может быть «направо»

Исходя из всего сказанного и возвращаясь еще раз к нашему вопросу!

Если Вы дома и ваш обряд носит жизнеутверждающий радостный характер то водите молодых по часовой стрелке. Это тоже касается и обхода родителями машин на свадьбе, свадебного кортежа. Данное направление движение имеет более сильную многомиллионную положительную энергетику.

Если вы на церемонии венчания в церкви, костеле, храме, то Вы должны безукоснительно принимать их правила проведения обряда.