МКҚК «Балапан» бөбекжай-бақшасы

ГККП ясли-сад «Балапан»

Отчет о работе с родителями в средней группе за 2013- 2014 учебный год.

Тәрбиеші/ воспитатель: Пиягина М.А

2014 ж/г

На начало учебного года в средней группе был составлен план работы с родителями, в котором была отражена вся планируемая работа на текущий 2013- 2014 учебный год.

В течение года были проведены следующие родительские собрания:

1. «Начало путешествий в страну знаний». Родители были ознакомлены с режимом дня, образовательными программами, по которым будет осуществляться педагогический процесс, с основной сеткой занятий. Был утвержден план совместных мероприятий, праздников, развлечений, на учебный год.

2. «Что я знаю о своем ребенке?» Предварительно было проведено анкетирование среди детей и родителей, целью которого являлось выявление уровня знаний родителей о своих детях. Результаты анкетирования показали, что практически все взрослые знают о музыкальных, кулинарных и прочих увлечениях своих детей. Родители получили ценные рекомендации, которые помогут в правильном построении общения с детьми.

3. «Развитие творческих способностей детей». Родителям была представлена драматизация сказки Сутеева «Мешок яблок». Совершив увлекательное путешествие в мир детского творчества и фантазии, взрослые испытали море положительных эмоций. Получили полезные рекомендации по развитию творческих способностей своих детей. Предварительно было проведено анкетирование среди родителей « Творческий потенциал вашего ребенка». Проанализировав данные анкетирования были выявлены следующие результаты:

10% от количества опрошенных родителей считают что:

ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом, имеет все задатки творческой личности;

20% от количества опрошенных родителей считают что:

большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи, но для занятий творчеством многого не хватает;

70% от количества опрошенных родителей считают что:

ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован.

Подведя итоги анкетирования родители получили ценный совет: помогать ребенку добиваться успеха в интересующей его области.

Планируется провести еще одно родительское собрание для пап «Музыкальная гостиная ». Данное мероприятие будет посвящено Дню батыра.

В течение года родители получили следующие консультации:

    «Упрямые и капризные дети».

    « Режим дня и его значение в жизни ребенка».

    «Одежда детей осенью».

    «Одежда детей зимой»

    «Развитие речи через театрализованную деятельность».

    «Умеем ли мы общаться с детьми».

    «Организация совместной трудовой деятельности»

    «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка».

    « Индивидуальные особенности детей».

    «Профилактика детского травматизма».

Родители получили следующие советы:

1.«Играйте вместе с ребенком»

2.«Игры и упражнения по развитию речи».

3.«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

4. «Как провести выходные с ребенком»

После летнего отдыха совместно с родителями была оформлена папка - передвижка «Лето красное». Были собраны яркие фрагменты летнего отдыха детей.

Родители активно участвовали в подготовке к новогодним праздникам. Строили фигуры из снега, рисовали праздничные газеты. Подготовили яркие костюмы для детей. Приняли непосредственное участие в проведении утренника «Зимняя сказка» , исполнив роли кота - Проскурина Ю.С.; бабы-яги – Мамаева Н.О.; Снегурочки – Арсланова К.Н.; деда Мороза – Михайличенко Е.В.; кощея- Булегенова Д.Е.; Машеньки – Ильина К.Ф.

Очень трогательно прошел праздник посвященный Дню матери «Мама милая моя поздравляем мы тебя» . Мамы и бабушки слушали стихи, песни, играли в разные игры, получили подарки, сделанные руками детей.

Участвовали в организации проведения праздника «Путешествие в гости к осени» , обеспечив детей костюмами и атрибутами.

Весело и задорно прошел совместный праздник - «Праздник наших мам». Дети приготовили праздничный концерт, бабушки и мамы принимали активное участие в конкурсах. В конце праздника женщины получили подарки от своих детей и внуков.

К празднику «Наурыз» было проведено спортивное развлечение совместно с родителями. Целью данного мероприятия было знакомство с традициями, играми народов Казахстана и любимыми играми казахского народа. Развитие ловкости, силы, смелости, сообразительности и быстроты реакции. Сплочения коллектива родителей и детей в совместной деятельности.

Мамаева Н.О., Ильина К.Ф., Булегенова Д.Е., помогли детям принять участие в экологическом конкурсе областного уровня, изготовив с детьми коллаж, рисунок.

При подготовке к районному семинару родителями были подготовлены костюмы для спектакля. Булегенова Д.Е. изготовила костюм Красной шапочки из салфеток, Арсланова К.Н. выполнила костюм Незнайки из бумаги.

Родители получают фотоотчеты о жизни детей в детском саду, имеют возможность ознакомиться с информацией на стенде для родителей. Ежедневно проводятся беседы по интересующим их вопросам.

Детский сад-первый несемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где формируется их педагогическая культура. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида»

Отчёт

О проделанной работе с родителями

(подготовительная группа)

Г.О. Саранск - 2014г.

Детский сад-первый несемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где формируется их педагогическая культура. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни свих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличия мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

В качестве педагогической пропаганды в нашей группе создан наглядно-демонстрационный стенд «Уголок для родителей». Там размещаются советы и рекомендации по вопросам воспитания, также даны информационные объявления. В наших планах в следующем учебном году изменить стенд родительского уголка на более современный.

Надо отметить, что все родители нашей группы принимали активное участие в различных городских, республиканских и муниципальных конкурсах: конкурс поделок «Фабрика Деда Мороза», «Новогодние фантазии», конкурс на лучший олимпийский факел, конкурс рисунков «Электробезопасность глазами детей», «Цветы для мамы», «Я люблю спорт», «Какие пёрышки, какой носок!». Родители добросовестно и творчески отнеслись ко всем конкурсам, все работы были интересные и красочные. Некоторые работы получили призовые места: в конкурсе «Новогодние фантазии» Трескин Денис занял 3 место, в конкурсе «Электробезопасность глазами детей» Аношкин Кирилл – 3 место. Семья Трескиных принимала участие в республиканском конкурсе «Мама, папа и я – спортивная семья».

В течении года проводились родительские собрания по следующим темам: «Безопасность детей на дороге», «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Развитие творческих способностей у детей, подготовка к школе», «Что мы знаем, чему научились?».

Ведётся работа по посещению детей на дому.

Постоянно следили за своевременной оплатой за детский сад.

Ежемесячно проводились тематические мероприятия:

1. «Азбука безопасности», развлечение «Красный, жёлтый, зелёный», а также родительское собрание с участием сотрудников ГИБДД «Безопасность детей на дороге». Совместно с родителями был проведен вернисаж рисунков по данной тематике. Вниманию родителей была предложена консультация о значении обучения детей правилам дорожного движения.

2. По теме месячника «Мы родной страной гордимся» была проведена фотовыставка «Мой город», конкурс рисунков «Мой родной Саранск». Для родителей предложена консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

3. В ноябре мы работали по теме: «Вместе дружная семья». Для родителей было подготовлено развлечение день матери. Были организованы фотовыставка «Отдыхаем всей семьёй», конкурс рисунков совместно с родителями «Мама, папа и я – дружная семья» и конкурс детских рисунков «Портрет моей мамы». С помощью родителей было составлено геологическое древо семьи. Предложена консультация для родителей «Зачем знакомить дошкольников с родословной».

4. В декабре работали по теме «Новогодние фантазии». Был объявлен конкурс поделок «Фабрика Деда Мороза», «Новогодние фантазии», выставка рисунков «Зимние забавы». Родители получили огромное удовольствие от Новогоднего утренника «Дед Мороз в Африке». Была предложена консультация «Игрушка в жизни ребёнка».

5. К тематике «январь спортивный» предложена викторина «Уроки здоровья», конкурс рисунков «Зимние виды спорта». Проведено спортивное развлечение «Быстрее, выше, сильнее». Родители смогли ознакомиться с циклом консультаций «Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

6. В «Олимпийской декаде» родители принимали участие в подготовке к Зимним Олимпийским играм в детском саду. Был объявлен конкурс на лучший олимпийский факел, изготовлены плакаты, организована выставка рисунков «Олимпийские талисманы». Для родителей подготовлена папка-передвижка на тему: «Зимние Олимпийские игры».

Также проведена фотовыставка «Лучше папы друга нет». Конкурс рисунков «Рисуем вместе с папой».

Для пап детьми подготовлен концерт ко Дню Защитника Отечества. Родители смогли ознакомиться с консультациями «Роль отца в воспитании ребенка», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

7. В марте планировали работу по национальной культуре. Проведен вернисаж «Мой край, Мордовия моя ».

8. Тема «Планета Детство» имела экологическую направленность. Родители проявили свое творчество в конкурсе «Какие перышки, какой носок». Объявлена акция «Чистый город». Родителям предложена консультация «Воспитание любознательности средствами природы».

В течение года родители принимали участие во внутригрупповом анкетировании на тему: «Какой вы родитель», внутрисадиковском анкетировании «Какое место занимает физическая культура в вашей семье.»

Министерство образования РМ пригласило родителей принять участие в анкетировании по изучению удовлетворенности населения г. Саранска качеством дошкольного образования.

Работая с родителями, повышали педагогическую грамотность родителей по вопросам формирования интеллектуальной готовности детей к школе. Знакомили с диагностическими материалами, выявляли трудности детей.

С помощью инициативной группы родителей была улучшена предметно-развивающая среда группы. Оформили учебную зону в группе, пополнили игровые уголки, приобрели учебные пособия и дидактический материал.

Таким образом, проведена большая, плодотворная работа с родителями.

Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом детского сада.



«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».

МБДОУ детский сад «Березка»

воспитатель Бекренева Валентина Ивановна

разновозрастная группа (5-7 лет)

Актуальность В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (29 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям:.

Информационно - аналитическое,

Познавательное,

Наглядно - информационное,

Досуговое направление.

С этой целью использую разнообразные инновационные формы работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба, либо в виде кон сультаций. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность».

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по речевому развитию. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось

некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревал.

Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание рассады цветов). На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Совместно с родителями организовали мини - музей «Моя семья».Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В музее хранятся совместные поделки детей и родителей, рисунки, оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи», альбомы «Моя семья», разные газеты, оформленные к праздникам.

Одной из результативных форм являются - Выставки совместного творчества.

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества:

« У солнышка в гостях»,« Новогодняя игрушка от нашей семьи» « Весенний букет.» (поделки из бросового материала), в выставках рисунков:«Любимый вид спорта»,«Открытка Ветерану», «День победы».

А также участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья».

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Практикую награждение участников выставок.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно - информационный материал: ширмы, стенды .« Скоро в школу» ,« Реализация ФГОС в ДОУ»,« Всё о здоровье детей», « Времена года».

Из папки - передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей».

Регулярная организация фотовыставок: .«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организую акции: «Просто так», «Подари книгу детям» . У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми. Попробовать самим провести мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».

Родители организовали интересные экскурсии на свои рабочие места для ознакомления со своими профессиями. Провели экскурсию в магазин, познакомили детей с профессией продавца. В Доме Культуры -знакомились с интересной работой актеров.

Очень увлекательно проходят встречи с интересными людьми- «Мастер своего дела».

Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. -участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова.

Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей, как лечить больных, как вести здоровый образ жизни.

Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.

Традиционно в нашей группе проводятся «Дни общения», дни рождения детей с хороводом, караваем, я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный клуб, который получил название «Дружная семейка».

Поэтому у себя в детском саду мы тоже открыли клуб семейного общения. Его миссия - оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых, изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); изготовление атрибутов, пособий.

Провели в группе праздники: «Осень в гости приглашает» , «Мамочка любимая»,«8 Марта - праздник мам» ,«В гости к ёлке», «Мой папа самый лучший», «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение, «День Победы», « До свиданья детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

В современный век информационных технологий, нам, воспитателям, приходится не стоять на месте, а искать новые пути и формы работы с родителями своих воспитанников.

Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в работе. Я ставлю перед собой целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. И традиционные, и инновационные формы помогают мне вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, стать полноправными партнерами в воспитании детей и активными участниками совместных мероприятий, проводимых в группе. Мое взаимодействие просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Мы живем в динамичное время. Родители часто загружены делами, не так активно, как бы хотелось, участвуют в жизни детского сада. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в детском саду решается мною в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в деятельность детского сада;
  • совместная работа по обмену опытом;

Перед собой поставила цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для достижения данной цели, координации деятельности детского сада и родителей я работаю в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ над решением следующих задач;

Устанавливаю партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединяю усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

Создаю атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников;

Активизирую и обогащаю умения родителей по воспитанию детей;

Поддерживаю уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Я провожу работу с родителями, применяя дифференцированный подход. Учитываю социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаю культуру педагогической грамотности.

В своей работе по налаживанию контактов с родителями, для решения задач воспитания и развития ребенка, я использую следующие формы работы:

  • информационно – аналитические (анкетирование, тестирование, посещение воспитанников на дому, вопросы - ответы);
  • познавательные (родительские собрания; консультации; беседы; дискуссии; совместное обогащение предметно – пространственной среды; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных совместно; участие родителей в подготовке к праздникам; оформление фотомонтажей; проведение Дней открытых дверей);
  • наглядно – информационные (папки – передвижки, родительский уголок, фотовыставки, библиотека – передвижка);
  • досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, выставка семейных коллекций).

Чаще я использую формы работы с родителями традиционные, но с внесением новых форм их проведения:

Родительские собрания 3 раза в год;

Групповые и индивидуальные беседы;

Творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

Консультации для родителей;

Дни открытых дверей.

Родительские собрания – я часто применяю такие формы как круглый стол, педагогическая гостиная. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями я тщательно и серьезно готовлю. Я хочу видеть в родителях не просто участников собрания, а добрых друзей, коллег и партнеров, вместе со мной заинтересованных в развитии детей, их воспитании. Важную роль в подготовке играет анкетирование, которое позволяет выявить интерес, компетентность родителей по теме собрания. Оно позволяет мне собрать разносторонний материал, выбрать формы представления той или иной информации (презентация, показ слайдов, фотографий и т.д.). По окончании собрания я всегда интересуюсь, стала ли информация, полученная родителями полезной, своевременной, достаточной. Если нет – работа продолжается совместно или в индивидуальном порядке. Мы говорили с родителями на разные темы: об адаптации к детскому саду, о воспитании нравственности, патриотизма, о духовности, о подготовке к школе и многих других вещах, решали проблемные ситуации. В результате интерес к вопросам воспитания у родителей значительно возрос, мы стали лучше понимать друг друга и чаще видеть друг в друге помощников. Так же, увеличилось количество посещающих собрания родителей, ищущих ответы на вопросы воспитания ребенка в контексте с воспитателем и специалистами.

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности, в том числе и родительский уголок . В нем я помещаю материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, мероприятия детского сада. Здесь же вывешиваю и информационные листки с объявлениями о собраниях, предстоящих событиях, выражаю благодарность родителям за участие в делах детского сада, группы, оказанную помощь. Особенно интересует родителей информация о том, чем мы с детьми будем заниматься в течение месяца по всем видам деятельности воспитания и обучения. В результате я отметила, что родители стали интересоваться жизнью детей в детском саду и стараются закреплять пройденный материал дома, проявляют инициативу по поводу нахождения информации на детских сайтах, делятся своими успехами и неудачами в вопросах воспитания. Это мне очень помогает в работе с детьми.

Моей традицией в работе с родителями стало: к каждому празднику или значимому событию оформлять информационный стенд . В нем я размещаю рассказ о событии или празднике, интересные факты, стихи, поговорки и пословицы, фотоматериал, поделки, сделанные детьми и воспитателем, детьми и родителями, высказывания самих детей на заданную тему. Стараюсь сделать это ярко и красочно. Такие стенды были оформлены ко Дню Матери, Новому году, Рождеству, Дню защитника Отечества, Дню семьи, Яблочному Спасу и др. Они очень понравились детям и родителям. Родители с нескрываемым удовольствием и гордостью представляли свои работы. В результате, совместное творчество сплачивало семьи, позволяло разглядеть в своем ребенке талант, поднимало на высокий уровень авторитет родителей. А я радовалась этому сотрудничеству.

Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Они охотно проявляли свои умения и таланты в досугах, на праздниках: праздник мам « День 8 марта», папы участвовали в конкурсе: « А ну – ка, папы!», а вместе с детьми « День семьи, любви и верности», « День знаний». Бабушек и дедушек мы тоже не оставили без внимания, подготовили им концерт в « День пожилого человека», устроили «Бабушкины посиделки». Мною была организованна выставка работ по росписи икон бисером, выполненных бабушкой Айхлер Алины, что вызвало у детей и родителей гордость за свою семью. В результате проделанной мною работы, родители стали более открыты для общения, стали активными участниками различных конкурсов. Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминания о нем объединило больших и маленьких. Участие семей в конкурсах обогатило семейный досуг и объединило общим делом.

Озеленение и обустройство участка тоже происходило совместно с родителями и детьми. Мы вместе разбили клумбы и высадили рассаду, выращенную дома, вместе поливали и ухаживали за ней. Родители проявили творчество в изготовлении предметов декора, помогали разместить, развесить их. У родителей и детей совместно с воспитателем появилась потребность продолжить делать добрые дела. Отсюда возникли акции. В результате прошли акции: « Украсим детский сад ко Дню города», « Посади дерево», « Мастерим Рождественскую звезду», « Каждой пичужке по кормушке», « Посылка солдату» и др. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сплотила нас, позволила проявиться самым лучшим человеческим качествам, учила детей опыту взаимодействия, доверия, вызывала чувство гордости за своих родных. У взрослых появилась возможность заинтересовать ребенка своим примером, научить бережному отношению к вещам, внимательному отношению к людям, заботливому к своему детскому саду, городу, ко всему живому. Дети не только наблюдали со стороны за действиями взрослых, но и являлись активными участниками.

В результате тесных партнерских отношений между мной и родителями, я отметила прогресс в воспитании детей. Они стали ответственными, отзывчивыми, дисциплинированными, аккуратными, следили за чистотой и сохранностью оборудования.

Я считаю, что наиболее эффективным является деятельный подход во взаимодействии родителей, воспитателей и детей. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу сопровождать детей на экскурсию на Лабинский хлебозавод, выступления на концертах в Доме культуры. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни группы, детского сада, приобрели опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом педагогов и родителей других детей.

Интересной формой сотрудничества, новой и востребованной стало проведение мастер – классов . Я проводила мастер – классы с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционные техники рисования, работа с природным и бросовым материалом и т.д.), игр в вечерние часы и в выходные, праздничные дни, мастер – класс « Вежливость вокруг нас». Родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. У нас прошел такой мастер – класс по трудовому воспитанию. Я предложила провести маленький урок для коллег, таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребенку трудолюбие: одна мама рассказала, как ее дочь ухаживает за обувью, вторая – как убирает в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребенка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. Мы всегда подытоживали всю полученную информацию и делали выводы. Мама воспитанника, Копылова Елена Николаевна, провела с детьми мастер – класс: «Мастерим Рождественскую звезду». В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.

Я регулярно провожу консультации с родителями на тему воспитания и образования детей, в том числе привлекая медицинскую сестру детского сада, специалистов. Например, проведены консультации: « Грипп и ОРИ, их профилактика», « Детские инфекции», « Как вырастить здорового ребенка»; « Роль физических упражнений в развитии ребенка», « Формирование здоровьесберегающего двигательного поведения», « Музыка в жизни малыша». Особое значение придаю консультациям, направленным на обеспечение безопасного поведения на улице, дома, на воде, в лесу, по пожарной безопасности. Мною предложены родителям консультации:

« Безопасность ребенка на улице», « Дисциплина на улице – залог безопасности», « Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», « Один дома!», « Как вести себя в опасных ситуациях» и другие. Консультации подобраны мною в начале учебного года и входят в план работы с родителями.

Для совершенствования образовательного процесса и информированности родителей, детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно – правовые документы ДОУ, памятки и консультации, новости из жизни сада и т.д. Я имею персональный блог , где размещаю полезную информацию для родителей, знакомлю с насыщенной и интересной садовской жизнью. Таким образом, у родителей появляется новый домашний собеседник и консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, и, наконец, просто узнавать нужную и полезную информацию. В разделе « Калейдоскоп» - я разместила фотоотчет о жизни и деятельности детей в саду. В раздел « Мастерилка» я помещаю образцы работ по изобразительной деятельности, советую, чем можно заняться с ребенком дома. У меня происходит общение с родителями и через сайт WhatsApp . Родителям нравится просматривать видио- и фотоматериалы из жизни детей в детском саду. Это новый этап в моей работе с родителями. Новые, современные формы работы очень востребованы родителями. Я получила много положительных откликов.

Проведенные мероприятия показали положительную динамику, так:

  1. 1. У родителей проявился устойчивый интерес к содержанию образовательного процесса с детьми. Увеличилось количество вопросов ко мне, как к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях. 62% родителей принимают участие в образовательной деятельности;
  1. 2. родители более вдумчиво стали относится к тем или иным методам воспитания. До 70% возросло число родителей, посещающих родительские собрания, активно участвующих в совместных мероприятиях, праздниках, акциях. Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно повлияла на воспитание;
  1. 3. возросло стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами.
  1. 4. родители уверились в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем;
  1. 5. родители по результатам наблюдений за деятельностью ребенка в детском саду могут выбрать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
  1. 6. по результатам мониторинга за 2015 – 2016 учебный год – 87 % родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставленных ДОУ.

Заведующий муниципальным дошкольным А.А.Чумбуридзе

образовательным автономным учреждением

детский сад общеразвивающего вида №22

города Лабинска муниципального образования

Лабинский район

Дата:

Взаимодействие ДОУ с семьей обеспечит благотворное воздействие на хорошую адаптацию и интеграцию детей – дошкольников в разных видах жизнедеятельности в интересах социального формирования личности.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс продолжается, но виден результат: дети начинают с гордостью и уважением относится к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом родителей и воспитателей. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

в обогащении предметно – пространственной среды, в благоустройстве и озеленении участка

Наталья Климова
Отчёт о работе с родителями

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей . Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей , создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С, Макаренко : «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей , возможностям педагогов.

При взаимодействие с родительской общественностью я поставила перед собой следующие задачи :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

С целью изучения семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования . Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем .

Это направление также индивидуальное общение позволило выделить три группы родителей .

Родители – активисты , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения .

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители - наблюдатели .

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста мною был подготовлен материал в родительский уголок . Это папки передвижки, информационные листы, памятки.

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки ко всем праздникам (День Знаний, День дошкольного работника , День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей).

В течение года мною использовались активные формы и методы работы с родителями

- родительские собрания

Консультации

Выставки творческих работ

Дни добрых дел

Участие родителей в подготовке праздников

Совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы ;

Беседы с детьми и родителями

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание .

На первом организационном родительском собрании была предоставлена информация для семей воспитанников о возрастных особенностях детей 4-5 лет. Также их вниманию была предоставлена информация о годовых задачах детского сада на текущий учебный год. Были подведены итоги готовности группы к началу нового учебного года.

Была объявлена благодарность родителям за оказанную помощь в подготовке участка к летне-оздоровительной работе . Большинство семей приняло активное участие в мероприятии День добрых дел. В этот день было изготовлено и покрашено оборудование из автомобильных шин : машина, мотоцикл, корабль. Украсили участок матрёшка, весёлый осьминог, гусеница. Расцвели на грибке-песочницы колокольчики, по крыше домика поползли божьи коровки. Стены веранды украсили картины с изображение сказочных персонажей. Всё это радует детей. Создаёт атмосферу красоты и уюта.

Также на первой встрече родителям был предложен план работы по проектной деятельности «Русская матрёшка» и приглашение принять участие в этой деятельности. Родители с радостью откликнулись на предложение и в этом направлении, началась совместная деятельность : сбор экспонатов, знакомство детей с народной игрушкой, разучивание стихов, песен, танцев. Вниманию родителей были представлены выставки творческих работ по данной теме . Заработал в группе мини-музей «Русская матрёшка» .

Вторая встреча с родителями была организованно в форме круглого стола. Родители приняли самое активное участие в обсуждение темы «Назначение игрушки» . На примере конкретных игрушек родители делились своим опытом по данной теме, впечатлениями из своего детства.

Рассказали, чем руководствуются, покупая игрушку для своего ребёнка. Каким образом игрушка может неблагоприятно повлиять на психику и здоровье детей.

В ходе беседы пришли к мнению что важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. Приобретая игрушки иностранного происхождения, такие как Бетманы, человеки-пауки мы невольно провоцируем ребёнка на агрессию и жестокость, вызываем страх и тревогу, искажаем восприятие окружающей действительности.

Вниманию родителей был представлен видео фильм : «А у нас в детском саду мы играем так!» , и интервью с детьми на тему «С кем я играю в детском саду и дома?» . Родители познакомились с игровой деятельностью, жизнью детей в группе. Дети рассказали, с кем они любят играть, кто их друзья, какие игры предпочитают. Вопрос с кем вы играете дома, многих родителей привёл в смущение , дети рассказали, что родители с ними не играют . У кого то мамы готовят, стирают, убираются, а кто- то не любит играть. Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться больше внимания уделять детям.

Прошла презентация семейных авторских матрёшек. Родители поделились впечатлениями от процесса создания их, как дети реагировали на результат их совместного труда. Во время презентации царила добрая атмосфера, создалось впечатление, что от народной игрушки передались добро и любовь в сердца взрослых и детей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей . Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Родители принимают самое активное участие в создание предметно – развивающей среды. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Были изготовлены макеты «Сельский двор» , «Динозавры» , паровозик из «Ромашково» , сшито постельное белье, спецодежда для дежурных, накидки, шапочки, фартучки в игровые уголки. Силами семей Панькиных и Душкиных появился уголок ряженья.

«В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает».

Это Евгений Сергеевича Панькин руками, которого для уютной кухоньки была изготовлена мебель - кресла и столик.

Ласковое солнышко, сделанное Натальей Владимировной Панькиной, согревает группу в любую погоду.

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь. В этом году семьи Панькиных и Чучалиных приняли участие в мероприятии «Я талантлив!» . Вместе со своими мамами и сестрёнками они исполнили песню «Большой хоровод» . Это выступление явилось для них дебютом и что является очень ценным. Ведь мамы, преодолев смущение, поддержали инициативу воспитателей и вызвали огромную радость у своих детей, выйдя вместе с ними на сцену.

Активное участие принимают семьи воспитанников в выставках и конкурсах проводимых в ДОУ. Яркими креативными работами радуют семьи Душкиных, Манисовых.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу , нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители . «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. После проделанной работы на нашей доске объявлений появляется благодарность. Мы стараемся привлечь внимание родителей и детей к ней . Хотелось бы отметить, что благодарности, вручение грамот положительно влияет на взаимодействие с родителями . Они становятся более отзывчивыми к просьбам и проявляют инициативу. Пример семья Манисовых. Мама Светлана Сергеевна высказала желание принять участие в конкурсе «Пасхальное яичко» , посадить цветы на клумбе. В зимний период родители принимали участие в очищение участка от снега. А сколько положительных эмоций у детей было вызвано катание с горки, которая тоже была создана силами родителей .

Свои услуги предлагает дедушка Артёма Чучалина Валерий Васильевич. Сколько раз, выйдя на прогулку, мы были приятно удивлены, что участок очищен от снега. А совсем недавно, он заполнил новую песочницу песком. Заботливыми руками бабушки Артёма, Нины Николаевны, на клумбе расцвели фиалки.

В течение года для родителей оформлялись газеты : «Милая мамочка» , «Папа может всё, что угодно!» , «Мама солнышко, а мы её лучики!» .

Проанализировав свою работу по взаимодействию с родительской общественностью , пришла к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей . Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Я не остановлюсь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями . Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»