Цель работы: создание элемента экологической тропы -метеоплощадки, как части предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.

Дидактические задачи:

1.Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

  1. Обучать детей снятию показаний приборов;

3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

5.Формировать представления о четырех частях света;

6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Описание

Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.

Ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Основные требования к организации

метеоплощадки.

М етеоплощадка является в ажным элементом экологической тропинки . Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м² , желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев , которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков.Для удобства проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Специальное оборудование необходимо расположить компактно на двух металлических стойках, что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде


Дождемер - метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.


Флюгер - метеорологический прибор для измерения направления ветра.

Флюгеризготовленв форме вращающегося на опорной оси «Карлсона», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.



Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату.

Горизонтальные солнечные часы выполнены из фанеры. Циферблат находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник, один из углов - прямой (90 градусов), второй - широта местности (то есть в Москве, это будет треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Заводим таймер, и каждый час отмечаем деления.


Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха. Приобретенный в магазине обыкновенный термометр позволит с помощью воспитателя детям определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на стойке выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения - предсказатели» погоды:
1.Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2.Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3.Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.
4.Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
5.Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.
6.Клевер сближает листочки наклоняются - перед ненастьем.
7.Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.
8.Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.
9.Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.
10.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
11.Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
12.Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.

Данная консультация помогла понять воспитателям, что такое метеостанция и для чего она нужна. В ходе данной консультации вместе с педагогами мы пришли к выводу о том, что нам необходимо создать объект «Наша метеостанция». Я познакомила воспитателей с объектами, которые мы можем на ней разместить:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр - для изменения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит ля измерения количества осадков.

Солнечные часы – служат для определения времени.

Ветряной рукав – служит для определения силы ветра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метеостанция в детском саду

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.

Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Метеостанция в детском саду своими руками

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • компас;
  • солнечные часы;
  • кормушки;
  • вертушки.

Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, но мы совместно с родителями смастерили сами. Эти предметы прикрепили к специальным ранее сделанным шестам и встаили в землю. Всю, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.

Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Снегомер - наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной

140 см. шириной 6см и толщиной 2 см.Окрашена (белой) масляной краской

и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью

этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. Стенд магнитно-маркерный

Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом.

В оформлении метеостанции используют стенд , на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство - он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер и другие приборы. Метеостанция - это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции.

На консультациях буду советовать родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции:слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Метеостанция в детском саду - это как экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ - это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Примерный план работы метеостанции.

№ п/п

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Используемое оборудование и материалы

Знакомство с метеобудкой и ее содержанием.

Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Термометр, схема-график для фиксации результатов.

Знакомство с водным термометром.

Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода,) имеют свою температуру, как и человек.

Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний.

Термометры воздуха и воды, схема для фиксации результатов.

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.

султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.

Знакомство с компасом.

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса.

Компас

Части света и солнце.

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером.

Компас, графическое изображение.

Откуда дует ветер?

Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи.

Совместная практическая деятельность.

Запись в дневниках наблюдений

ЮЗ-2

Что такое осадки и как их измерить?

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

Совместное изготовление дождемера из подручного материала.

Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.

Рассматривание облаков.

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

Карточки с изображением разнообразных облаков.


| Метеостанция, метеоплощадки.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется фотоотчёт создания метеоплощадки . С началом нового учебного года я работаю по новой теме самообразования : "Экологическое воспитание дошкольников". В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым...


Программные задачи :Формировать у детей умение замечать изменения происходящие в природе, отмечать это на стенде метеостанции условными обозначениями :ветер,дождь,туман,солнечно.Закрепить названия дней недели,осенних месяцев. Развивать наблюдательность,делать выводы. Предложить...

Метеостанция, метеоплощадки. - Сказочная метеостанция в детском саду

Публикация «Сказочная метеостанция в детском...»
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Мы используем оборудование двух видов: традиционные...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К.Е. Тимирязев Дошкольники– прирожденные...

Природа является источником добра, ее красота влияет на человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу. В. А. Сухомлинский В нашей группе возникла проблема экологической...

Метеостанция как элемент экологической тропы В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы экологического поведения. "Метеостанция своими руками" Мир познаний ребенка не имеет границ. Каждый день дарит ему возможность новых...

Метеостанция, метеоплощадки. - Макет метеостанции для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Добрый вечер! Уважаемые коллеги, хочу представить вам свою новую работу по наблюдению и исследованию погоды - МЕТЕОСТАНЦИЮ. Метеостанция предназначена для развития и формирования познавательной и исследовательской активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста в...

Отчет по реализации проекта в старшей-подготовительной группе. «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ». В рамках реализации информационно-познавательной деятельности в МБДОУ №3 «Аленушка» старшей-подготовительной группе в период с мая 2019г. по октябрь 2019г....

Инна Москвитина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад

№20, ст. Голубицкая, Краснодарского края.

Проект " Юные метеорологи"

Составила воспитатель: Москвитина И. А.

Введение

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Актуальность проекта:

почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Пояснительная записка

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

Познавательному развитию ребенка;

Эколого-эстетическому развитию;

Оздоровлению ребенка;

Формированию нравственных качеств;

Формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с профессией метеоролога;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

Познакомить детей с назначением метеорологической станции;

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

Формировать представления о четырех частях света.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Подготовительная к школе группа.

Продолжительность проекта:

Этапы проекта:

Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный:

подготовка отчета с презентацией.

Предполагаемые результаты:

развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Запланированные формы работы по проекту:

2. Наблюдения в природе

3. Книга народных примет

4. Опыты-эксперименты

5. Чтение художественной литературы

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

8. Слушанье музыки

9. Работа с родителями

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Наблюдать за небом и облачностью,

С помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

С помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

Измерять количество осадков с помощью дождемера,

Определять температуру воздуха с помощью термометра,

С помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

Сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения

Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Презентация.

Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие

Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк

Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на

метеоплощадке

Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на

метеоплощадке

Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним Занятие на метеоплощадке

Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Работа с родителями

1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам

и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза

2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека

Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение

которого предвещает перемену погоды.

Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.

Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.

Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в

любое время года.

Реализация проекта.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.

Мама Фараоновой Ани подготовила для детей презентацию «Народные приметы о погоде».

С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы и оформлена площадка для метеостанции, уложена тротуарная плитка, высажены цветы.



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4» КГО

Проект

«СОЗДАНИЕ МЕТЕОСТАНЦИИ»

в рамках создания экологической тропы

«Владения лесовичка Мефодия»

Выполнили:

Белоусова Г.А

Шурова Е.В.

воспитатели ДОУ

Проверил:

Суворова Т.А.

методист ДОУ

Камышлов 2016

Введение.

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Педагогический коллектив МАДОУ « Центр развития ребенка – детский сад №4» КГО ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ определяют найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок дошкольного возраста не всегда способен отметить смену погоды самостоятельно.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Проблема : у детей дошкольного возраста недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов /термометр, водомер, флюгер, песочные часы, и т.д./

Цель: оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.

Задачи:

Организовать опытно – исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематических наблюдений за погодой средствами игры;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

В результате реализации данного проекта сформулировать ответить на вопросы: « Что должны знать дети о явлениях природы родного края?», «Как научить детей отмечать сезонные изменения погоды?».

Познакомить с профессией метеоролога.

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : 01. 07.2016 - 01.07 2018 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники МАДОУ №4

Продукт проектной деятельности :

Создание метеостанции на территории детского сада.

Гипотеза:

Знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Предполагаемый результат:

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Этапы реализации проекта:

Вводный этап;

Практический;

Аналитический.

Вводный этап:

Собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;

Изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;

Составить перспективный план работы над проектом.

Практический этап:

    обустройство площадки метеостанции / кабины для размещения измерительных приборов с учетом роста ребенка дошкольного возраста, журнала организации наблюдений/;

    оборудование площадки для организации наблюдений / фиксирования результатов в продуктивной деятельности/ детей;

    установление приборов для наблюдений за изменениями ветра /флюгер, ветряной рукав/,

    оборудование «Экрана – наблюдений» /мольберт – часы с фрагментами типов погоды: ясная, облачная, пасмурная, снег, дождь, град, туман, ветер умеренный, сильный, безветренно/.

Сбор информации для оформления альбомов;

Аналитический этап проекта.

Представление результатов организации опытно – исследовательской работы. Размещение фотоинформации практической работы детей на метеостанции.

Реализация проекта.

Ежедневно дети групп старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Определяют температуру воздуха;

Измеряют количество осадков с помощью дождемера;

С помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.

Выставляют показания в дневнике наблюдений.

Делают прогноз погоды на текущий день.

Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям.

План реализации проекта “Метеостанция ”

Период времени

Сентябрь

Дидактическая игра «Что такое погода»

Пословицы и поговорки о погоде.

Дидактическая игра «Термометр – умный прибор»

Наблюдение « Температура воздуха: утром – днем - вечером».

Упражнение «Определи тип погоды»

/ Экран погоды/.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Сентябрь.»

Дидактическая игра «Как рождается ветер»?”

Практикум - Наблюдение «Сила ветра».

Организация фиксирования наблюдений за направлениями ветра средством рисунка.»

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Октябрь.»

Дидактическая игра ««Откуда дует ветер?”

Наблюдение «Чем измерить скорость ветра?”. Практикум работы с флюгером.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Ноябрь.»

Дидактическая игра «Что такое компас?»

Практикум работы с измерительным прибором.

Организация практики фиксирования наблюдений за направлениями сторон горизонта по солнцу средством рисунка.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Декабрь.»

Дидактическая игра «Что такое мороз, иней?»

Наблюдение «Народные барометры».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Январь.»

Дидактическая игра «Что такое длинный день зимы?»

Наблюдение с опорой на деятельность детей и взрослых в режимных моментах.

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Февраль.»

Дидактическая игра ««Это волшебница - вода»»

Наблюдение «Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Март.»

Дидактическая игра «Солнце сияет»

Наблюдение - практикум « Восход солнца. Солнце в зените. Закат.»

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Апрель.»

Дидактическая игра «Водомер – умный прибор»

Наблюдение - практикум «Дождь льет – поливает, а мы замечаем….».

Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Май.»

План площадки метеостанции

1

3

2

4

2

Условные обозначения:

№1 Кабина для размещения приборов, журнала наблюдений.

№2 Площадка для размещения детей при организации и фиксирования наблюдений.

№3 Флюгер.

№4 Ветряной рукав.

№5 Экран - «Часы погоды».