Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях внедрения ФГОС дошкольному учреждению важно, а нередко - просто необходимо, привлекать к процессу воспитания дополнительные резервы и образовательные ресурсы. Взаимодействие с социальными партнерами в детском саду является одним из таких резервов.

Формы и уровни социального партнерства в дошкольном учреждении

Социальное партнерство детского сада с заинтересованными лицами может реализовываться на различных уровнях:

    партнерство между социальными группами внутри системы дошкольного образования (социальными партнерами становятся педагогические советы ДОУ, объединения сотрудников детсадов - специалистов разного профиля, родители и родительские комитеты, методические объединения педагогов из разных учреждений и т.д.)

    партнерство сотрудников дошкольного учреждения с представителями других сфер (социальными партнерами ДОУ могут являться учреждения культуры, больницы, поликлиники, медицинские центры, общественные организации, фонды, районные и городские органы управления образованием, службы социальной защиты семьи и детей и т.д.)

    партнерство со меценатами, благотворительными организациями (социальными партнерами в детском саду могут быть коммерческие структуры, средства массовой информации и другие).

Социальное партнерство ДОУ и семьи

Несмотря на многообразие потенциальных партнеров детского сада, основной поддержкой и опорой ДОУ были и остаются семьи воспитанников. Отношение к родителям не как к потребителям услуг, но как к социальным партнерам может перевести процесс воспитания и образования на качественно более высокий уровень. По этой причине дошкольному учреждению к взаимодействию с семьями нужно относиться как к стратегическому направлению своей деятельности. Однако на практике такое сотрудничество часто носит лишь формальный характер, то есть воспитатели взаимодействуют с семьей исключительно в силу своих должностных обязанностей.

У такой педагогической “нечуткости” могут быть разные причины, среди которых:

    неумение педагогов составить объективное представление о том, как в реальности происходит взаимодействие с семьями воспитанников;

    низкий уровень умения проектировать, составлять план действий;

    игнорирование интересов партнеров;

    неумение объединяться с коллегами с целью преодоления стереотипов, перехода на новый уровень социального партнерства ДОУ и семьи.

Сложившиеся современные условия требуют изменения позиции детского сада в представлении роли родителей как субъектов образования. Функция детских садов - это не только воспитание детей, но и создание условий для педагогической образованности родителей, их активного участия во всех делах образовательного учреждения как равноправных партнеров, с равной ответственностью.

Социальное партнерство ДОУ и семьи строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это полноправное партнерство, а не милосердие или благотворительность. Это поступки и совместно принятые решения, основанные на единодушии и разделяемой ответственности за проблему. Если обобщить, то социальное партнерство возникает в том случае, когда представители двух и более сторон начинают работать совместно, сообща, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Ключевой элемент, вокруг которого развивается социальное партнерство ДОУ и семьи - это социальная проблема. Серьезной социальной проблемой последних лет является низкий уровень социальной грамотности детей и подростков. В дошкольном возрасте у воспитанников формируются базовые характеристики личности. Это уровень самооценки, сфера эмоций и потребностей, нравственные установки и ценности, психологические и социальные особенности в общении с людьми. В условиях неблагоприятной социальной среды, ограниченности контактов воспитанника этот процесс затруднен.

Изменения, коснувшиеся сегодня сферы дошкольного образования, направлены, в первую очередь, на улучшение его качества. А качество в значительной степени зависит от согласованности действий ДОУ с семьей и другими социальными партнерами. Положительный результат может быть достигнут только в случае, если рассматривать семью и дошкольное учреждение в рамках единого образовательного пространства. В свою очередь, это подразумевает тесное сотрудничество между родителями и педагогами на протяжении всего дошкольного периода.

Социальное партнерство ДОУ и семьи реализуется через следующие этапы работы:

    устанавливаются деловые контакты с семьями воспитанников;

    родители обеспечиваются необходимым минимумом информации по психологии и педагогике, с помощью педагогов учатся общаться со своими детьми разными способами;

    обеспечивается регулярное взаимодействие детей, родителей и воспитателей; члены семьи вовлекаются в педагогический процесс.

В настоящее время в системе организации социального партнерства ДОУ и семьи можно выделить традиционные (среди них - индивидуальные и коллективные) и нетрадиционные формы. Традиционные формы направлены на педагогическую образованность родителей. Педагоги знакомят родителей с возрастными особенностями детей, нюансами психологии на разных этапах формирования личности ребенка. В традиционном подходе мамам и папам передаются практические навыки воспитания детей.

К коллективным формам взаимодействия в рамках социального партнерства ДОУ и семьи относятся родительские собрания, семейные клубы, педагогические гостиные, дни открытых дверей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, родительские конференции, деловые и ролевые игры, семейные альбомы, организация библиотеки для родителей, практикумы, анкетирование, горячая линия, совместные праздники и развлечения и т.д.

К индивидуальным формам взаимодействия с социальными партнерами ДОУ относятся беседы, личные поручения, тематические консультации, посещение семьи воспитанника на дому.

К нетрадиционным формам взаимодействия с социальными партнерами в детском саду относятся: информационно-просветительские, творчески-продуктивные, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, обратная связь.

Условия организации социального партнерства в дошкольном учреждении

Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями как с социальными партнерами может быть реализовано лишь при наличии определенных педагогических условий.

Такими условиями, в первую очередь, являются:

    обеспечение информационной открытости дошкольного учреждения образования;

    осознание всеми сотрудниками педагогического коллектива необходимости формирования партнерских отношений с семьями воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

    реализация нескольких подходов к взаимодействию с родителями: диалогического, ориентированного на практическую деятельность, индивидуально-творческого;

    использование инновационных форм в процессе взаимодействия.

Обязательное условие успешности социального партнерства в дошкольном учреждении - информированность родителей о результатах деятельности детсада. Руководству следует быть открытыми по отношению к семьям воспитанников, вовремя предоставлять отчетность, подводить итоги, поощрять активные семьи. Формы отчетности могут быть самыми разными: это могут быть публичные отчеты на сайте или печатные сводки, предоставляемые на родительских собраниях и в Дни открытых дверей.

Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС»

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи.

Наряду с традиционными формами работы ДОУ с семьей рекомендуем использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.

Ольга Молодых
Социальное партнерство ДОУ и семьи

«»

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей . Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей , не создано единое сообщество «семья – дети – педагог » , для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице друг друга партнеров , приведет практические действия в этом направлении к положительному результату.

Так в соответствии с ФГОС ДО дошкольного учреждения обязано :

Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

Информировать родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

Создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Таким образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Признание государством приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие» , «социальное партнерство » .

Сотрудничество– это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка

«Социальное партнерство » - дословный перевод понятия «партнерство » - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равно активного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

При соблюдении необходимых условий, взаимодействие детского сада с родителями воспитанников можно назвать дружеским сообществом, содружеством педагогов, детей и родителей.

Мы активно используем различные формы взаимодействия, как традиционные (опросы, анкетирование, родительские собрания, наглядная информация, консультации, папки – передвижки, дни открытых дверей, презентация детского сада)

так и нетрадиционные (видеотека сайт МАДОУ, совместные творческие проекты, детско-родительские проекты, мастер-классы, творческие мастерские, нетрадиционные родительские собрания)

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи . Поэтому в наше время социальное партнерство является значимым .

Слайд 1. Социальное партнерство ДОУ и семьи .

Слайд 3. традиционно в нашем дошкольном учреждении, воспитанники детского сада, возлагают цветы к монументу славы и вечному огню, выпускают шары в небо, также приглашаются родители наших воспитанников, это вызывает у детей чувства гордости и патриотизма к своей родине.

Слайд 4. Спортивный праздник совместно с родителями. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи , формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

Слайд 5. С целью вовлечения родителей в жизнь группы мы проводим совместные мероприятия, праздники, конкурсы.

Слайд 6. В нашей группе регулярно проводятся проекты совместные с родителями, также проводилось нетрадиционное родительское собрание на тему «Играем все вместе, играем всей семьей » .

Таким образом, взаимодействие образовательного учреждения и семьи в настоящее время приобретает новое, более сильное значение, необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи .

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное

Учреждение «Детский сад комбинированного вида

«Пчёлка» г. Балашова Саратовской Области

«Социальное партнерство ДОУ и семьи »

(доклад для подготовки РМО 4-5 года

Подготовила : Воспитатель : Молодых О. А.

Балашов – 2018

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «День семьи» в День семьи, любви и верности в ДОУ Сценарий развлечения «День семьи» Цель: формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений средствами игр, конкурсов, песен.

Обобщение опыта работы педагогов ДОО Шадриной Г. Н. по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи через развитие семейных традиций и талантов».

Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества.

Социальное партнерство и взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные.

ФИО: Краснова Наталья Александровна

заместитель заведующего по ВОР

МДОУ д/с "Дюймовочка" г. Балашова ул.Советская д. 182

С оциальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

Обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)

Обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень). Представляю опыт внутреннего уровня социального партнерства.

Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Организуя взаимодействие педагогов и родителей, детскому саду необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?».

Перед нами стоит цель - создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения , обеспечивающего субъектно - субъектные взаимодействия участников образовательных отношений.

Поставленная цель решается через задачи :

Создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;

Содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

Формировать у родителей представления о социальном партнерстве;

Укреплять психологическое здоровье детей и родителей;

Повышать уровень психического благополучия родителей и детей;

Создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;

Разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

Организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

1. Обеспечение субъектной позиции всех участ-ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж-дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак-тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество . Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы отходим от простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес-са, направленных на воспитание и развитие детей.

Этот принцип включает в себя:

Обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре-бенка, его достижениях и трудностях, вы-явление общих проблем для решения;

Определение, общих задач воспитания детей, которые объединят уси-лия педагогов и родителей, а с другой сто-роны, конкретизацию задач для каждой из взаимодействующих сторон;

Совместное принятие решений, согласован-ность действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую-щих сторон;

Обес-печение единства педагогических влияний на ребенка;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

Выявление интересов, потребностей участников взаимоотношений;

Единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

Обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

Раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха в совместной деятельности;

Принятие родителей, как единомышленников в воспитании ребенка;

Принятие, учет традиции семьи, толерант-ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

4. Научно практический принцип

Создание методической базы для организации взаимодействия;

Выбор оптимальных форм взаимодействия между социальными партнерами;

Организация психологической и педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

5. Индивидуальный подход

Мы убеждены, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня находиться в режиме развития, и представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого изменены формы и направления работы детского сада с семьей.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, листовок, папок-передвижек.

Образование родителей: организация «Материнской школы», «Семейной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы), участие в педагогических совещаниях, проведение «Дня открытых дверей», тренингов, создание библиотеки.

Совместная деятельность: привлечение родителей:

К организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий;

К участию в «Творческих неделях», детской исследовательской и проектной деятельности, в развлечениях, праздниках и соревнованиях.

К созданию и совершенствованию развивающей среды в ДОУ.

Традиционные:

* Родительское собрание

* День открытых дверей

* Совместные дела семьи и учреждения

* Родительские конференции,

* Консультации (тематические и индивидуальные)

* Наглядная пропаганда

* Посещение на дому

* Горячая линия

* Организация библиотеки для родителей

* Анкетирования родителей

* Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

Инновационные

* Семинары для родителей

* Групповые тренинги

* Творческие недели

* Социально-психологические тренинги

* Диспут-размышление

Родительские собрания. Ориентируясь на достижения современной психологии, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

  • Групповые дискуссии
  • Игра-моделирование

В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч - один раз в квартал. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

  • Знаю ли я своего ребенка?
  • Мы - читающая семья?
  • Взаимодействие с детьми.
  • Нравственное отношение в саду и дома.

Социально-педагогический мониторинг семьи , научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о жизни ребенка в семье.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстраиваем работу с родителями, стремимся сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников ДОУ, родителей и детей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.

Мини-лекции специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, врача, медсестры) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка». Темы излагаются простым языком, образно, живо и убедительно.

Наглядная педагогическая пропаганда . Осуществляя педагогическую пропаганду, используем сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке.

Обзоры педагогической литературы . Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.

В работе с родителями учитываем, что теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Учим их: правильно ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Значимость таких вечеров состоит не только в самих ответах, но также и в форме проведения. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов.

Индивидуальное консультирование . Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности развития, поведения, состояния здоровья и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение педагога по теме консультации и ответы на вопросы родителей.

В родительских группах часто используются игровые приемы работы : разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Групповые дискуссии , в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Они могут быть предложены и педагогом, например в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

Совместные праздники и развлечения. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог — семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

Родительский семинар-практикум . Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Родительские конференции . Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на конференции родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к обучению» и т.д.

Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.

Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы.

Творческие недели - Эта форма работы специально предназначена для ознакомления родителей, на практике, с методами и формами работы педагогического коллектива с воспитанниками ДОУ и вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, как в качестве наблюдателя, так и в качестве непосредственного участника мероприятия.

Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог

— семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

Описанная выше работа привела к следующим результатам:

* Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

* Сплоченность семьи, как системы.

* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

* Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.

Рассматривается социальное партнёрство как особый вид взаимодейтвия. Дается определение педагогического партнёрства. Раскрываются виды благополучия - эмоциональное, физическое, социальное. Даны некоторые проблемы в организации сотрудничества с разных сторон. Аспекты педагогического партнёрства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно - образовательного процесса учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка - дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие -- результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие - результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:

  • закаливание ребенка в детском саду и семье;
  • соблюдение режима дня в детском саду и семье;
  • соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • поддержание двигательной активности ребенка.

В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:

  • морально-нравственная сфера старших дошкольников;
  • основы безопасного поведения дома, на улице, природе .

Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е.П. Арнаутовой, и результаты анкетирования педагогов и родителей, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

Со стороны педагогов:

  • недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
  • неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
  • низкий уровень педагогического общения с родителями;
  • некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
  • игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

Со стороны родителей:

  • непонимание важности периода - дошкольное детство;
  • недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

Со стороны руководства детского сада:

  • отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
  • отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:

  • между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
  • между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
  • между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.

Понятие « педагогическое партнерство образовательной организации и семьи » включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.

Социальный аспект . Дошкольная образовательная организация -открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.

Организационный аспект . Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок-родители - воспитатели - специалисты.

Педагогический аспект . Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.

Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:

  • педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
  • учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
  • спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.

Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социальноориентированной инициативы.

Подписи к слайдам:

Социальное партнёрство ДОУ и семьи Красникова А.А. 2016г.

Социальное партнёрство - наиболее действенный механизм решения различных задач

Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, фи­зического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности); наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций); эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворе­ние потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие закаливание ребенка в детском саду и семье; соблюдение режима дня в детском саду и семье; соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье; формирование культурно-гигиенических навыков; поддержание двигательной активности ребенка.

Социальное благополучие морально-нравственная сфера старших дошкольников; основы безопасного поведения дома, на улице, природе.

Аспекты социального партнерства Социальный аспект. Организационный аспект. Педагогический аспект.