№ п/п Тематика основных мероприятий Методические задачи
1 Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка». Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.
2 Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность».
Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания.
3 Упражнение «Аккуратная прическа» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
4 Упражнение «Полотенце пушистое» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).
5 Беседа «Поведение за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.
6 Беседа «Поведение за столом» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.
7 Презентация «Чайная ложка» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная ложка, учить пользоваться ею.
Обогащать словарный запас.
8 Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр» Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
9 Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
10 Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку.
11 Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика». Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма.
Способствовать формированию навыков культурного поведения за столом.
12 Презентация «Кукла Катя умывается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться.
Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо.
13 Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.
14 Игровая ситуация «Филя простудился» Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т.д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.
15 Игровая ситуация «Кукла Полина умывается» Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.
16 Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.
17 Игровая ситуация «Что мы умеем» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой.
18 Беседа «За столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике.
19 Упражнение «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.
Формировать осознанное стремление быть аккуратными.
20 Игровая ситуация «Кукла умывается». Чтение Я. Акима «Где живет вода?» Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки.
Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки, лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытирать.
21 Игровая ситуация Медвежонок умывается» Формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос «Все ли он делает правильно?».
22 Презентация «Вилка» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды.
Актуализировать знания о правилах поведения за столом.
23 Учимся аккуратно кушать хлеб Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом.
Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
24 Игровая ситуация «Медвежонок ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
25 Игровая ситуация «Хрюша завтракает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д.
26 Презентация «Послушная ложка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.
Учить собирать остатки пищи ложкой, наклонять тарелку от себя.
27 Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.
28 Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой.
Обращать внимание на необходимость соблюдения знакомых детям правил поведения за столом.
29 Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
30 Игровое упражнение «Румяные щечки» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши.
31 Практические упражнение «Носовой платок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, во время обращаться за помощью к взрослым.
32 Упражнение, беседа «Чистота, здоровье» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.
33 Практическое упражнение «Земляничное мыло» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.
34 Практическое упражнение «Крепкие зубы» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т.д.), рассказать о важности их соблюдения.
35 Игровая ситуация «Филя ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить культурно вести себя за столом, способствовать осознанному, способствовать осознанному выполнению детьми правил этикета и безопасности.
36 Упражнение «Самые аккуратные». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.

НОД во второй младшей группе ДОУ в ОО "Познавательное развитие" на тему: "Да здравствует мыло душистое"

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Предварительная работа
- чтение, рассматривание книги К.И. Чуковского «Мойдодыр»;
- беседа о культурно - гигиенических навыках;
-игровая деятельность (дидактическая игра «Хорошо – плохо», словесная игра «Как вырасти здоровым», сюжетно - ролевая игры «Больница», творческие игры с мыльными пузырями);
-рассматривание иллюстраций на тему «Гигиена и здоровье»
- решение проблемных ситуаций «Грязные руки», «В доме больной».

Предметно-пространственная среда
- киоск с образцами мыла: туалетное, банное, хозяйственное, жидкое;
- выставка «Чистота – залог здоровья»;
- алгоритм «Моем руки»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с мылом и водой;
- ноутбук.
Материал
посылка с письмом от Мойдодыра; кусочки туалетного мыла по количеству детей разных форм, размера, цвета и назначения; для опыта: ёмкости с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, жидкое мыло; алгоритм «Моем руки»; флешкарта с мультфильмом «Мойдодыр».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;

Проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: душистое, туалетное мыло, пена, гигиена.

Вхождение в занятие
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
А сейчас, мультфильм смотреть нам пора!
Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр» и постановка проблемно- игровой ситуации.
- Узнали эту сказку?
- Да, это «Мойдодыр». Что делал неправильно, не так этот мальчик? Как его называли в начале сказки?
- Мы можем помочь мальчику – грязнуле?
- Как ему помочь? (научить, рассказать, показать, как надо ухаживать за собой, чтобы быть чистым и опрятным.)
Сюрпризный момент – Мойдодыр прислал посылку.
- А нам Мойдодыр прислал посылку с письмом. Давайте прочитаем:
«Дети, эта посылка волшебная, чтобы её открыть нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что находится внутри:
- Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
Правильно, ребята, это мыло. Теперь мы можем открыть посылку… Действительно, ребята, здесь мыло. Тут его много, на всех хватит. Возьмите каждый по кусочку.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло»
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- Какое мыло по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет…)
- Какое мыло по цвету? (разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное…)
- Какое мыло по форме? (овальное, круглое, прямоугольное…)
- Какое есть у вас мыло по размеру (большое и маленькое)
- А для чего нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь…)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы…)
Экскурсия в киоск по продаже мыла
- А сейчас мы отправляемся в киоск, в котором продаётся мыло.
(Детей встречает продавец мыла)
Продавец мыла:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите как много здесь разного мыла. И у каждого своё назначение.
Мыло, которым моют руки и умываются, называется туалетное. Которым купаются, называется банное. А мыло, которым стирают, называется хозяйственным. А кроме твёрдого мыла, есть ещё и жидкое мыло.
- Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? (нет)
А у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода)
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
Алгоритм «Моем руки»
- Я предлагаю рассмотреть картинки и показать, как правильно, в какой последовательности нужно мыть руки.
Физминутка «Если дети утром умываются» (песенка из м/ф «Маша и медведь»
Продавец мыла:
- Дети, какие вы молодцы! И я хочу вам подарить мыльные пузыри. Когда вы пойдёте на прогулку, вы сможете поиграть с ними на улице.
Проведение опыта с водой и мылом. Игра «У кого пена выше и пышнее»
- Дети, а как же получают мыльные пузыри. Как вы думаете? Хотите узнать?
- Сейчас мы отправимся в нашу мини - лабораторию и узнаем, как люди делают мыльные пузыри и какими свойствами обладает мыло.
- Ребята, мыло и вода - наши друзья и помощники. Но мыло может быть и опасным. Ни в коем случае нельзя, чтобы оно попало в глазки или ротик. Что тогда может произойти? (будет щипать, кусать, будет больно и неприятно…)
- И что нужно сразу же сделать, если такое произошло? (скорей промыть подружкой водой)
- Давайте поиграем: размешаем трубочкой жидкое мыло в воде и станем выдувать воздух в воду с растворённым мылом для образования пены и узнаем, у кого пена выше и пышнее.
- Мы пришли к выводу: мыло растворяется в воде, пенится и образуется много пузырьков. Вот так люди делают мыльные пузыри для игры и забавы детей.
Релаксация. Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр.
- Мы узнали много о пользе, важности и необходимости в жизни людей мыла. А теперь вспомним, как об этом говорится в сказке « Мойдодыр»

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Актуальность проекта.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
А вот как они это будут делать - зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.
Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Цель проекта:
Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Ожидаемый результат:
дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.
с помощью взрослого приводят себя в порядок.
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
во время еды дети должны правильно держать ложку.
при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.
* * *
Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик нам сварили.
Мой хороший аппетит
в животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт.
* * *
А у нас есть ложки

Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот –еда,
не осталось и следа.
* * *
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
* * *

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.
* * *
Зайка начал умываться,
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
* * *
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
* * *
Моем, моем малыша,
Потихоньку, не спеша,
Носит воду черпачок,
Льёт на спинку, на бочок,
На живот, головоньку.
Расти, малыш, здоровеньким!
* * *
Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания .

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.

Актуальны будут и стихи на тему одевания.
* * *
Лето красное настало,
За собою нас позвало
На полянку, на лужок
Выходи скорей, дружок!
В небе солнышко сияет,
Светит, греет, припекает…
Надо бы легко одеться,
Чтоб в жару не перегреться.
Одеваем Мишке
Шортики-штанишки
И нарядную футболку,
А на голову бейсболку.
Чтоб удобно было ножкам –
Обуваем босоножки.
В кармашек – чистенький платочек,
С собой ведёрко и совочек!
Лето ждёт, идём играть,
Прыгать, бегать, загорать!
* * *
В штанишки ножки: раз и два,
Да обе ручки - в рукава!
Но кто ответит на вопрос:
Куда от ветра спрятать – нос?
* * *
Кошка ходит без одежки,
Не справляется с застежкой -
Вместо рук у бедной кошки
Только лишние две ножки.

Использование носового платка.

1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.
2. Носовой платок - предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.
3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.
* * *
Коль случайно простудился,
То бери его с собой.
Видишь, как он пригодился,
Твой платочек носовой!
* * *
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый носовой платок.
* * *
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
* * *
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков - это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

Проверка эффективности проделанной работы.
К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.
В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Актуальность проекта.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Цель проекта:

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

. способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

. познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

. создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

. формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

. прямое обучение;

. показ;

. упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

. систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Ожидаемый результат:

. дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.

. с помощью взрослого приводят себя в порядок.

. пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

. во время еды дети должны правильно держать ложку.

. при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

* * *

Я обед съедаю сам.

Открываю рот - и АМ!

Чтобы силы были

Супчик нам сварили.

Мой хороший аппетит

в животе один сидит.

Ножками топочет,

Он обедать хочет!

Вот несёт мне ложка

Супчик из горошка.

И котлету прямо в рот

Вилка шустрая несёт.

Шепчет тихо аппетит:

Сыт-сыт-сыт-сыт.

* * *

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот -еда,

не осталось и следа.

* * *

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

* * *

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

* * *

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

* * *

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

* * *

Моем, моем малыша,

Потихоньку, не спеша,

Носит воду черпачок,

Льёт на спинку, на бочок,

На живот, головоньку.

Расти, малыш, здоровеньким!

* * *

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Актуальны будут и стихи на тему одевания.

* * *

Лето красное настало,

За собою нас позвало

На полянку, на лужок

Выходи скорей, дружок!

В небе солнышко сияет,

Светит, греет, припекает…

Надо бы легко одеться,

Чтоб в жару не перегреться.

Одеваем Мишке

Шортики-штанишки

И нарядную футболку,

А на голову бейсболку.

Чтоб удобно было ножкам -

Обуваем босоножки.

В кармашек - чистенький платочек,

С собой ведёрко и совочек!

Лето ждёт, идём играть,

Прыгать, бегать, загорать!

* * *

В штанишки ножки: раз и два,

Да обе ручки — в рукава!

Но кто ответит на вопрос:

Куда от ветра спрятать - нос?

* * *

Кошка ходит без одежки,

Не справляется с застежкой —

Вместо рук у бедной кошки

Только лишние две ножки.

Использование носового платка.

1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

2. Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

* * *

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

* * *

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете.

Без него никак нельзя!

Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк иль на каток

Чистый носовой платок.

* * *

Лёг в карман и караулю -

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

* * *

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

Проверка эффективности проделанной работы.

К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

651 " style="width:488.45pt;border-collapse:collapse">

Принята:

педагогическим советом

МБДОУ детский сад

«Березка»

протокол № ____

от «____» _____________20____г

Утверждаю:

заведующий МБДОУ д/с «Березка»

Программа

Кружок «Чистюля»

Для детей младшего дошкольного возраста

по формированию культурно – гигиенических навыков

Составитель:

воспитатель МБДОУ детский сад

«Березка»

п. Игрим 2014 г

1. Пояснительная записка ………………………………….

× Цели и задачи ……………………………………………..

× Условия реализации программы ……………………….

× Формы и методы проведения занятий обеспечивающие

× успешное решение поставленных задач ……………….

2. Учебно – тематический план ………………………......

3. Взаимодействие с родителями …………………………

4. Планируемые результаты…………………………………

6. Предполагаемые результаты ………………………..........

7. Способы и формы оценки результата …………………

(мониторинг качества знаний)

1. Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные, и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.


Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИE НАВЫКИ (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.


Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (1,5-3 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (1,5 -3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

Образовательные задачи:

· способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

· познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

· приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

Развивающие задачи:

· развитие эмоциональных качеств;

· развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения;

Воспитательные задачи:

· воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;

· формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

· создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

· формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;

· приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 лет). Срок реализации программы – 1 год обучения.

Формы и методы проведения занятий обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

1. Словесные методы обучения:

Устное изложение;

Анализ текста.

2. Наглядные методы обучения:

Показ иллюстраций, видеоматериалов;


Показ, исполнение педагогом;

Наблюдение;

Работа по образцу.

3. Практические методы обучения:

Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

2.Репродуктивные методы обучения.

3.Часьтично – поисковые методы обучения.

4. исследовательские методы обучения.

Формы организации деятельности детей:

Индивидуальные;

Групповые;

Индивидуально – групповые.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (34 занятия на учебный год) – 4 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся во I I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.


2. Учебно – тематический план

Неде-ля

1часть

2 часть

Источник

СЕНТЯБРЬ

1. «Водичка-водичка»

Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка».

Задачи: Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.

Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя

Приложение

2. «Наши помощники»

Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность».

Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания.

Д/У. "Моем чисто руки и лицо" Цель: закрепить последовательность умывания.

Приложение

3. «Мой внешний вид»

Упражнение «Аккуратная прическа».

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.

Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Чтение стихов о культуре гигиенических навыков.

И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом.

«Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.30

4. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое»

Упражнение «Полотенце пушистое»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).

И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Разучивание потешки " Водичка - водичка"

Приложение

ОКТЯБРЬ

1. «Когда я ем, я глух и нем»

Беседа «Поведение за столом»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.

И/ситуация " В гости кукла к нам пришла"

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре

Приложение

2. «Мы едим»

Беседа «Поведение за столом»

Задачи:

Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность)

«Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.24

3. «Ждем гостей»

Презентация «Чайная посуда»

Задачи:

Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная посуда, учить пользоваться ею;

Обогащать словарный запас.

Д/и «Посуда» - классификация посуды.

И/ситуация «Тоня у нас в гостях». Цель: формировать навык общения с гостями; воспитывать приветливость, заботливость.

4. «Чистота – залог здоровья»

Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр»

Задачи:

Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Рассматривание картины "Мама купает Катю", «Дети моют руки». Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены.

«Культурное поведение у детей дошкольного возраста» с.25

НОЯБРЬ

1. «Я воспитанный ребенок»

Игровая презентация «Мама учит Катю правильно вести себя за столом»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Д/и «Покормим Катю»

Цель: формировать культурно – гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом.

Чтение потешки «Умница Катенька»

Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку.

Экскурсия в среднюю группу. Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.

Приложение

3. Идем гости»

Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика».

Задачи:

Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма.

Способствовать формированию навыков культурного поведения за столом.

И/ситуация «Идем в гости»

Цель: закрепить культурно –гигиенические навыки поведения за столом и в гостях.

Приложение

4. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Презентация «Кукла Катя умывается»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться.

Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо.

Акима «Где живет вода?

И/ситуация «Кукла Катя умывается».

Цель: формировать у детей навыки самообслуживание и культурно – гигиенические навыки.

Приложение

ДЕКАБРЬ

1. «Мы проснулись»

Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.

Чтение стих. А. Барто «Маша растеряша».

И/ситуация «Научим куклу одеваться»

Цель: помочь детям закрепить последовательность одевания

Приложение

«Адаптация детей раннего возраста» с.34

2. «Здоровым быть хочу»

Игровая ситуация «Филя простудился»

Задачи:

Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т. д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.

Рассматривание иллюстраций предметов личной гигиены.

«Научим куклу культуре полведения»

Цель: помочь детям закрепит знания пользования предметами личной гигиены.

Приложение

3.»В здоровом теле – здоровый дух»

Игровая ситуация «Кукла Полина купается»

Задачи:

Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.

Рассматривание полотенцев из разной ткани.

И/ситуация «Купание куклы Полины».

Цель: воспитывать культурно –гигиенические навыки, учить ЗОЖ.

Приложение

4." Кто опрятен, тот приятен".

Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Задачи:

Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.

Оформление фото стенда "Будем чистыми и опрятными"

Д/и «Помоем правильно ручки»

Цель: учить самостоятельно мыть с мылом руки.

Приложение

ЯНВАРЬ

1. «Хорошие манеры»

Игровая ситуация «Что мы умеем»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой.

Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу.

Приложение

2. «Поможем бабушке Федоре»

Беседа «После обеда»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике.

И/С. " Мытье кукольной посуды»

Цель: воспитывать бережное отношение к посуде, стремление содержать ее в порядке.

Д/и «Посуда»

Приложение

3.»Путешествие к Мойдодыру»

Упражнение «Мойдодыр»

Задачи:

Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.

Формировать осознанное стремление быть аккуратными.

Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.

Приложение

ФЕВРАЛЬ

1.»Моя одежда»

«Одевание куклы на прогулку»

Задачи:

Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки.

Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и последовательно одеваться на прогулку

Игровая ситуация «Кукла одевается на прогулку».

«Комплексные занятия» с.90

2.»Чаепитие»

«Будем заваривать чай»

Задачи:

Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды

Актуализировать знания о правилах поведения за столом.

Игра – инсценировка «Заваривание чая».

Рассматривание чайной посуды.

И/ситуация «Накрываем на стол»

Приложение

3. «Путешествие в страну здоровья»

«Путешествие в страну здоровья»

Задачи:

Закрепить знания о здоровом образе жизни, о профилактических мерах по уходу за организмом.

Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Загадывание загадок о частях тела.

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Приложение

4. «Береги хлебушек»

Учимся аккуратно кушать хлеб.

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом.

Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Приложение

МАРТ

1. «Каждой вещи свое место»

«Каждой вещи свое место»

Задачи:

Формировать у детей навыки и навык ориентироваться в спальной комнате, туалетной Комнате, раздевальной комнате. Закрепить представление о том, что у каждого ребенка постоянное место за столом, у каждого своя постель, шкаф для одежды.

Чтение стихотворения «Маша – растеряша»

Приложение

2. «Воспитанный Хрюша»

Игровая ситуация «Хрюша завтракает»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д.

Рассматривание сюжетной картины " За обедом"

Приложение

3. «Путешествие в сказку»

Презентация «Послушная ложка»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.

Учить собирать остатки пищи ложкой, наклонять тарелку от себя.

Чтение сказки " Три медведя". Цель:Закрепить название посуды и правила поведения за столом.

Приложение

4. «Вежливые слова»

Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.

Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"

Приложение

АПРЕЛЬ

Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой.

Обращать внимание на необходимость соблюдения знакомых детям правил поведения за столом.

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Приложение

Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.

Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр" Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены.

Приложение

3. «Румяные щечки»

Игровое упражнение «Румяные щечки»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Приложение

4. «Волшебный платочек»

Практические упражнение «Носовой платок»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым.

Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком

Приложение

1. «Мыльные пузыри»

Упражнение, беседа «Чистота, здоровье»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.

С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.

Развлечение " Приключение мыльного пузыря".

Цель: доставить радость детям

Приложение

2. «Умываемся каждый день»

Практическое упражнение «Земляничное мыло»

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.

Чтение стихотворений «Мойдодыр».

Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло».

Приложение

3. «Крепкие зубы»

Практическое упражнение «Крепкие зубы».

Задачи:

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т. д.), рассказать о важности их соблюдения.

Д/и «Полезные продукты»

Цель: формировать представление о полезном питании для крепких зубов.

Приложение

4. «Спокойной ночи»

Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Задачи:

развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Приложение

Взаимодействие с родителями:

Консультации:

"Как ухаживать за молочными зубами"

"Как правильно одевать ребёнка на прогулку"

"Как привить детям культурно гигиенические навыки"

"Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"

Родительское собрание:

" Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет"

Консультация: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д.?»

Консультация: «Что должен уметь ребёнок?»

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 1,5 - 3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.


Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

· Наблюдение за детьми.

· Анкетирование родителей.

· Беседы.

Способы фиксации данных обследования

· Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

· Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Список используемой литературы

1. , Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.

2. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. , . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации . – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

5. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией, . – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.