Конспект занятия по ознакомлению детей с новой игрушкой.

Вторая младшая группа

Воспитатель Павлова Анна Николаевна

Цель: становление эмоционально положительного отношения к игрушке.

Программные задачи:
1. Познакомить детей с новой игрушкой – с собачкой.
2. Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия частей тела собаки (лапы, хвост, ушки, нос, глаза).
3. Учить образному сравнению (глаза – бусинки, нос – пуговка).
4. Воспитывать умение бережно обращаться с игрушкой.

Ход игры.

Воспитатель подзывает к себе детей. Послушайте дети, за дверью кто – то скулить, просится к нам в гости. (За дверью раздается лай)

Слышите, кто – то лает, пойдемте, встретим гостя. (воспитатель открывает дверь и вводит собачку за веревочку),
- Кто это, ребята? (Собачка)
- А, как вы догадались, что это собачка? (Она лает, у неё хвостик и ушки),

Посмотрите, какие ушки у собачки? Они висят или стоят? (Хоровой ответ детей и 2-3 индивидуальных),
- А какой интересный хвостик у собачки. Куда поднят хвостик у собачки? (ответы детей),
- А какие лапки у собачки? (Широкие, большие),
- Дети, скажите, чем на нас смотрит собачка? (Глазками смотрит),
- Какие глазки красивые, а на что они похожи? (На бусинки, на пуговки, на ягодки, на горошек),
- Ребята, а собачку зовут Шарик. Позовите её по имени. (Хоровой и индивидуальные ответы),
- Алеша, позови собачку ласково, как мама (малыш, щеночек, сыночек гав – гав),
- А наш Шарик, хочет есть. Чем мы его угостим? У нас на столе есть разное угощение: яблоко, молоко, косточки и конфеты. Что больше всего любит собачка? (Дети выбирают косточку и кормят собачку),
- Довольна собачка, что вы её покормили. Погладьте собачку. Какая шерстка у собачки? (красивая, мягкая, гладкая, разноцветная), (хоровой и индивидуальные ответы),
- А давайте мы собачке песенку споём. Садитесь на стульчики, и собачка сядет и будет вам подпевать. (Поют песенку):

Баю- бай ты собаченька не лай,

Бела лапа не скули, нашу детку не буди.

Темна, ноченька не спится,

Наша деточка боится.

А наша собачка умеет ходить и бегать. (Воспитатель показывает, держа собачку за веревочку),
- Догоняйте Шарика! (дети играют с щенком),
- Долго бегал Шарик, и устал. Он хочет полежать. Подай, пожалуйста, Даша, коврик для Шарика. (Воспитатель укладывает собачку на коврик),
- Шарик отдохнет, а мы с вами будем отгадывать загадки.

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собачка)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается, на цепи сидит, дом сторожит. (Собака)

Полежал Шарик, отдохнул и хотел бы с детками поиграть. (Подвижная игра с собачкой).

В уголке собачка сидит (дети сидят на стульчиках, а собачка

И на наших деток не глядит. В другом конце группе)

Наши детки дружно встали (дети встают и идут к собачке, грозят

И собачке так сказали: пальчиком и проговаривают слова)

«ты, собачка, вставай

И ребяток догоняй! (убегают от собачки)

Игра повторяется 2 - 3 раза. На второй – третий раз игра усложняется.

Шарику очень понравилось в нашей группе, и он просит разрешения остаться у нас жить. Дети, вы согласны?

Дети выбирают в группе место, где будет жить собачка.

Чугреевой Валентины Владимировны

Проект

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

    Теоретическая часть.

1.1.Что такое игрушка.

Игрушка- тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Д уховный образ идеальной жизни, идеального мира.

Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания - разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

    1. Значение и функции игрушки

Игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, , , . Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

1.3.Требования к игрушкам.

Требования к детским игрушкам

Безопасность.

Игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша

Эстетичность

Рациональность

Полифункциональность

Познавательность

Динамичность

Гигиеничность

Покупать детские игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия.

Не токсичные

Безопасные в плане травматизма (плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша; электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения; не иметь отрых углов иле режущих поверхностей и краёв.

В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке

Игрушка не должна быть страшной или содержать элементы агрессии.

Не издающая громкие и резкие звуки.

Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте

Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями ( с нарисованными глазами и лепным париком и т. д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры

Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности

Побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности

Легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Металлические и деревянные игрушки также широко представлены в детских учреждениях.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности». Игрушка должна вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки не допустимы в детском саду.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребёнок только созерцает её, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста.

Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований:

По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

Диаметр составных частей игрушек для детей в возрасте до 3- лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек прочно скрепляются; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой.

Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка - не превышать 400 г для детей дошкольного возраста и 800 г для детей младшего школьного возраста.

Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ.

В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В. Для детей старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127-220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции.

Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. Совершенно недопустимо искаженное изображение рассматриваемых предметов или самопроизвольное изменение фокусировки оптической системы игрушки. В оптических игрушках без фокусирующего устройства (например, калейдоскоп) расстояние от глаз до рассматриемого изображения не должно быть меньше 250 мм. Бинокли без коррекции зрения должны иметь плоские параллельные стекла. В оптических игрушках непосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли и т. д.) оправу, касающуюся кожи лица, делают из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию. Это относится и к деталям музыкальных игрушек, которые дети берут в рот или прикладывают к губам. Такие игрушки упаковываются поштучно в закрытые пакеты из полимерных пленочных материалов. При продаже продавцу запрещается опробовать их и нарушать целостность упаковки.

В целях предупреждения травматизма в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Пушка» и др. запрещается использовать в качестве метательных снарядов любые острые предметы и взрывчатые вещества; метательные снаряды должны иметь предохраняющие устройства в виде наконечников из резины или других мягких и упругих материалов.

При отделке твердых игрушек используют клеевые и масляные краски ярких цветов, на которые сверху наносят 2-3 слоя прозрачного лака или натуральной олифы до образования прочной нерастворяющейся пленки. Прочность фиксации красок проверяют при мытье игрушек горячей водой с мылом (t=60°С) в течение 3 мин и 2% раствором хлорной извести (t=16-18°С) в течение 3 мин и последующей выдержки в течение 2 мин в 1% растворе соляной кислоты, 1 % растворе едкой щелочи (КОН) и в 1% растворе соды NaНСОз). При прочной фиксации красок растворы остаются бесцветными. Если же один из растворов приобрел характерный оттенок красителя, то фиксация считается неудовлетворительной, при этом изменяется и внешний вид игрушки: поверхность ее теряет блеск, становится матовой, неравномерно окрашенной.

Наиболее гигиеничными, легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Металлические и деревянные игрушки также широко представлены в детских учреждениях. Однако есть игрушки, непригодные для коллективного пользования,- мягкие и духовые музыкальные. Мягкие игрушки быстрее и значительнее загрязняются, обсеменяются микрофлорой, а возможности их санитарной обработки ограничены. Духовые музыкальные игрушки (губные гармошки, дудки, свистульки) дети постоянно берут в рот, что создает возможность взаимного инфицирования. Эти игрушки предназначены для индивидуального пользования.

В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т. е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.

Так как наполняемость ясельных и дошкольных групп составляет 20-25 детей, то, естественно, что игрушки довольно быстро загрязняются и могут явиться причиной передачи ряда инфекционных заболеваний; особенно кишечных инфекций и глистных инвазий (заражение острицами, карликовым цепнем, аскаридами, власоглавом). Игрушки в групповых комнатах следует хранить на открытых стеллажах и поддерживать в строгой чистоте.

В младшей ясельной группе игрушки моют 2 раза в день горячей водой (t не ниже 50°С) с мылом и щеткой в специальном тазу, который должен быть промаркирован.

Игрушки для детей более старшего возраста обрабатывают таким же образом ежедневно в конце дня. Металлические игрушки обмывают горячей водой (Ъ не ниже 80°С) и высушивают. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом.

Мягкие игрушки следует ежедневно очищать от пыли и дезинфицировать. Обработку от пыли можно производить путем выбивания, вытряхивания, обработки пылесосом. Обеззараживание следует проводить естественным ультрафиолетовым излучением (выставлять их на прямой солнечный свет). Наилучший бактерицидный эффект достигается при облучении мягких игрушек бактерицидной ультрафиолетовой лампой в течение 30 мин на расстоянии 25 см. При большем расстоянии от лампы время облучения следует увеличивать.

Для поддержания чистоты игрушек имеет значение, и ряд мер, предупреждающих или снижающих бактериальную загрязненность воздуха детских учреждений. Одним из важных мероприятий является борьба с пылью. Для этого необходимо благоустраивать и максимально озеленять участок детского учреждения, регулярно проводить очистку и поливку территории.

Перед входом в ясли - сад должны быть приспособления для очистки обуви (скребки, щетки, половики). В помещении все дети и обслуживающий персонал пользуются сменной обувью, что существенно снижает загрязненность и запыленность воздуха, пола, игрушек, ковров и дорожек. Последние следует ежедневно чистить пылесосом или выколачивать во дворе, а затем протирать чистой влажной щеткой.

Снижению запыленности и бактериальной загрязненности воздуха, игрушек и оборудования в детских учреждениях способствует также регулярная уборка помещений в групповых блоках. Текущую влажную уборку горячей водой следует проводить 2 раза в день во время прогулок детей. При возникновении в группе инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, болезнь Боткина, скарлатина и др.) текущую уборку необходимо проводить с использованием дезинфицирующих средств. Детские игрушки в этом случае следует кипятить, а не выдерживающие кипячения обрабатывать дезинфицирующими растворами.

Кроме текущей влажной уборки, еженедельно проводят генеральную уборку всех помещений группы с применением моющих средств и 0,5% осветленного раствора хлорной извести.

Для борьбы с пылью и бактериальным загрязнением воздуха следует регулярно проветривать помещения. Использование веранд для дневного сна оказывает заметное положительное влияние на состояние воздушной среды в игровых комнатах: бактериальная загрязненность воздуха игровых комнат при наличии веранд в 6.5 раза ниже, чем при их отсутствии.

Губительное действие на микрофлору помещений детских учреждений оказывает солнечная радиация. Прямые солнечные лучи должны попадать в помещение в течение 3 ч в день, что достигается только при оптимальной ориентации основных помещений для детей. Такой наилучшей ориентацией для всех районов нашей страны является южная сторона.

Не следует забывать, что источником интенсивного бактериального загрязнения воздуха, игрушек и прочего оборудования в детских учреждениях могут явиться сами дети и персонал. Такая опасность возникает при острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей - катаре, ангине, бронхите, трахеите, гриппе, когда из носоглотки в большом количестве выделяются патогенные штаммы стафилококков и стрептококков. При разговоре, кашле, чиханье происходит обильное обсеменение воздуха, окружающих предметов, в том числе игрушек. Поэтому совершенно необходимо при утреннем приеме выявлять заболевших детей и не допускать их в детское учреждение.

Для игр детей во время прогулок в детских учреждениях используют специально выделяемые игрушки и игровой инвентарь, которые хранятся под навесом игровой площадки во встроенном шкафу.

Серьезное внимание персонал детских учреждений должен уделять воспитанию гигиенических навыков у детей.

1.4Классификация игрушек

Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня игрушек

По возрастному назначению

    от рождения до 1 года

    от 1 от 3 лет (в этот период начинается разделение игрушек для девочек и для мальчиков)

    от 3 лет до 5 лет

По воспитательному (развивающему) назначению

    Сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, ; зрительные - калейдоскоп, цветные контурные изображения);

    Двигательные (мобиль, , , заводные игрушки);

    Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

    Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);

    конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

По материалу изготовления

    Тканевые

    Фетровые

    Соломенные

    Глиняные

    Деревянные

    Пластмассовые

    Резиновые

    Меховые

    Металлические

Педагогическая классификация детских игрушек

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) ; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические - основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами - предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) .

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки - забавы.

II Игрушки по степени готовности:

    Готовые.

    Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

    Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

    Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III Игрушки по виду применяемого сырья:

    Деревянные.

    Пластмассовые.

    Металлические.

    Из тканей, в том числе набивные игрушки.

    Резиновые.

    Из бумаги и картона.

    Из керамики, фарфора и фаянса.

    Из древесных материалов, папье-маше.

    Из новых синтетических материалов.

IV Игрушки по величине:

    Мелкие (размером от 3 до 10 см).

    Средние (размером от 10 до 50 см).

    Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

V По функциональным свойствам:

    Простые, без подвижных деталей.

    С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

    Гидравлические.

    Пневматические.

    Магнитные.

    Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

    Электронные (на компьютерной основе).

    Наборы игрушек (или деталей) - совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

    Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

VI Игрушки по художественно-образному решению:

    Реалистические.

    Условные.

    Конструктивные.

    В современной педагогической литературе классифискация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

    Сюжетные или образные игрушки (куклы,фигурки животных и т.д.),

    Технические,

    Игровые строительные материалы,

    Дидактиченские игрушки,

    Игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

    Театральные и декоративные (персонажы кукольного театра, елочные украшения),

    Звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.).

    Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

    Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним

    Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

    Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них прежде всего изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

1.6. Приёмы внесения игрушек в разных возрастных группах. Методика подачи игрушки в дошкольном учреждении

Методика подачи той или иной игрушки зависит от ее типа, возраста ребят и тех задач, которые ставит перед собой педагог.

Плох тот педагог, который считает, что раз дети заняты, свободно играют, он в свою очередь может заниматься другими делами - у такого педагога дети выпадают из поля зрения. Подбор игрушек, место для них, время игры, длительность - все это мало продумывается и регулируется. Между тем, если отбросить время на режимные моменты (мытье, еда, сон, прогулка и организованные занятия), процесс деятельной жизни ребенка проходит в основном в игре. У малышей примерно 70--80 % всей деятельности должно идти на игровые процессы. Если же учесть, что игровые моменты у малыша имеются и во многих видах деятельности, то станет ясно, какое огромное место в данном возрасте занимает игра. Зная это, тем более важно ее направлять, ею руководить незаметно для ребенка, без грубого вмешательства, используя все методические пути для планового систематического руководства детской игрой.

Каковы же пути и формы руководства игрой детей младшего возраста ? Самым активным помощником педагога являются игровые материалы и игрушки.

В атом возрасте у детей еще нет твердых целевых установок, ребенок легко отвлекается, его внимание неустойчиво: он обращает внимание на каждый материальный раздражитель, стоящий на его пути. Поэтому достаточно педагогу обдуманно подобрать игрушки и поставить их на видном месте, чтобы дети их заметили и взяли для игры. Подбор и правильное чередование игрушек и игровых материалов в младшей группе имеют исключительное значение.

Ребенок младшего возраста в игре должен сам двигаться, дудеть, шипеть, нагружать, везти, выгружать, передвигать и пр. Долго сидеть, перекладывать, складывать ему трудно и скучно. Малышу, например, гораздо интересное самому возить за веревочку автомобиль, накладывать в него груз и выкладывать, нежели смотреть, как бегает заводной автомобиль. Ребенка больше удовлетворяет условная деталь в игрушке, стимулирующая его к действию, нежели деталь натуралистическая. Например, незвучащая деревянная сирена (гудок) у автомобиля вполне удовлетворяет малыша: он часто «нажимает» на кнопку сигнала и сам гудит. Со звучащей сиреной ребенок пассивен - больше слушает и не действует. В игре с игрушкой и без игрушки малыш - сам действующее лицо.

Какие же игрушки давать и как руководить их использованием?

Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять игрушке моторной, тренировочной, способствующей развитию движений. Такие игрушки, как мяч, колеса, обручи, веревки, вожжи, заставляющие ребят бросать, бежать, поднимать, катить и пр., должны постоянно находиться в пользовании детей младшей группы, но пользование ими требует особого времени и места (зал, двор). Ежедневно один-два раза малыши должны пользоваться этими игрушками. Лучше всего игрушку большой моторики использовать на воздухе, во время прогулки. Однако педагог должен следить за тем, чтобы дети не утомлялись, чтобы движения их не были длительно однообразными, чересчур напряженными, чтобы дети чередовались в пользовании теми или иными игрушками, бережно обращались с ними, убирали их на места и т. и.

Дидактические игрушки небольшого размера требуют спокойного игрового процесса: складывание (мозаика), выкладывание и складывание (чашечки, уменьшающиеся но величине, вкладки, всевозможные лото, пирамиды по цвету, форме, величине, разрезные кубики и т. п.). Такие дидактические игровые материалы очень важны для малыша, требуют моментов спокойного, сосредоточенного внимания, поэтому ребята длительно и бесконтрольно ими пользоваться не могут. Нужно дозировать время и следить за утомляемостью, переключать ребят на другие, более моторные процессы (уборка, хозяйственные поручения или игры с более крупным и динамическим материалом).

Время для спокойных игр хорошо выбирать после подвижных игр, хозяйственного труда и т. п. В процессе игры требуется особое внимание воспитателя к каждому ребенку, контроль над тем, как он подобрал, сложил, правильно

ли различает цвет, форму, количество и т. д. Педагог может ставить контрольные вопросы, изредка проводить игры, проверяющие ориентировку и навыки детей в распознавании величин, форм, цвета, развитие их комбинаторных способностей (задания сложить определенные формы из мозаики, подобрать нужный цвет, форму, количество и т. п.). Вмешательство педагога, его вопросы ни в коем случае не должны срывать игрового настроения ребят и носить характер сухого урока. Напротив, настроение самого воспитателя, его интерес к работе ребенка, его готовность помочь - все это должно способствовать бодрому, радостному самочувствию ребенка.

Дидактические игрушки и игровые материалы обычно не связаны с образом и но вызывают сами по себе подражательных сюжетных игр. Однако не страшно, когда ребенок, немного утомившись, переключается на образ, например берет квадратик из мозаики, двигает его по столу и дудит: «У-у, паровоз поехал» - или здесь же начинает из материала создавать образ (домик, машину, автомобиль и т. п.). Эта игра воображения ценна педагогически и радостна для ребенка. Материалы, заключающие в себе дидактические свойства, вовсе не должны быть сухими и строго ограниченными по использованию.

Сюжетные игры, развертывающиеся благодаря образным игрушкам, ценны для детей дошкольного возраста. Они расширяют жизненный опыт детей. Для малышей в первую очередь необходимо дать отдельные образы животных (мишку, зайца и др.). Ребенок будет довольно длительно осваивать эти отдельные игрушки, играть с ними, не объединяя их в большой комплекс. Однако необходимо поддерживать стремление ребенка в игре использовать и другой материал, например брусочки, дощечки, палочки, чтобы построить домик, конюшню, клетку и т. п. Для игр с сюжетными игрушками следует иметь эти добавочные материалы и разрешать ими свободно пользоваться. Воспитатель должен следить за развертыванием игр, улавливать содержание и направленность игр, предлагая ребенку или группе ребят добавочные материалы, чтобы натолкнуть их па обогащение содержания игры, па коллективное использование игрушек. Если у детей понижается интерес к игре от бедности игрового материала или от неполадок с ребятами, педагог вносит добавочный игровой материал, уже знакомый ребятам, помогает уладить конфликт.

В середине игры вводить совсем новый материал нельзя, так как он привлечет внимание всех ребят, прервет наладившуюся игру, внесет хаос. Новые игрушки следует вносить в группу перед началом игры, дать ребятам их рассмотреть, потрогать, пощупать. Для малышей особенно важно давать не один экземпляр игрушки, а вводить их по нескольку штук, так как каждому хочется поиграть с новой игрушкой.

Подбор нового ассортимента игрушки следует строить по принципу однородности материала. Например, дать серию разных животных, в следующий раз - серию двигателей, затем- людей и т. д. Такая подача игрушек внесет большую организованность и спокойствие в детские игры. Принцип внесения новой игрушки следует соблюдать в отношении всех типов игрушек (моторной, дидактической, сюжетной).

Строительный материал для детей младшего возраста имеет большое значение. Он развивает детское конструктивное мышление, дает навыки в стройке, ориентирует в форме, размере, весе, воспитывает чувство равновесия и устойчивости, дает богатые возможности в создании различных построек (домов, фабрик, мостов, двигателей, крупного масштаба). Вокруг игр-строек легко объединяются даже малыши, игра богато и увлекательно развертывается, действующими лицами являются сами дети. Так, дети четырех лот построили автомобиль. «Я шофер, я шофер, садись!» - говорит мальчик. Кто-то из ребят называет машину пожарным автомобилем. Все в восторге. «Скорее, скорее, пожар тушить едем! (Звонят.) Подъехали, вылезайте, кишку давай, подкатывай!» - кричат дети. Тут же находится толстый кусок веревки. Шкаф - воображаемый горящий дом. «Пожарники» суетятся. Группа девочек, игравшая в семью, приглашает «пожарников»: «И у нас пожар, приезжайте». «Вы по телефону вызывайте»,- напоминают другие дети. Вот так постепенно игра может охватить все большую группу детей.

Бывают моменты, когда чуть ли не вся группа малышей объединяется в общую игру благодаря строительному материалу. Поэтому воспитатель должен очень внимательно отнестись к использованию строительных материалов. Прежде всего их должно быть достаточно, чтобы большая часть ребят могла ими пользоваться одновременно. Вначале следует дать более простые формы, затем постепенно усложнять материал. Можно использовать несколько наборов игрушек-образов, но не слишком много, чтобы не отвлечь ребят от строительства, не переключить на игру в игрушки.

Параллельно с этим материалом можно дать простейшие типы конструкторов, например типа «Матадор» (деревянные с дырочками и палочками, но более крупного масштаба и простые по форме.). Конструкторы малышам следует давать.свободно, без чертежей, без альбомов, так как дети по ним еще не смогут строить. Здесь важны первые попытки свободных комбинаций. Идя от процесса случайного складывания, не задумывая образа, перекладывая, всовывая палочки в дырочку, ребенок сам исследует конструктор и постепенно начинает комбинировать части форм, ассоциируя форму с предметом. «Самолет!» -удивленно и радостно восклицает малыш, всунув палочку перпендикулярно в дырочку бруска. «Молоток»,- заявляет другой, надев на палочку маленький кубик. Таким путем развертывается конструктивная деятельность малыша, идя от формы к образу и постепенно переходя к развитию образа.

Важным вопросом в подаче материала в младшей группе является хранение игрушек. У малышей должен быть достаточный запас игрушек, который периодически сменяется. Хранить их следует вне группы, чтобы не создавать ненужных раздражителей.

В группе же необходимо постоянно иметь на несколько дней тот или иной набор, нужный для игры, убираемый здесь же в шкафы или на полки.

Хранение игрушек в средней и старшей группах иное, В данном возрасте внимание у.ребят более устойчиво, в своей деятельности ребенок ставит перед собой определенную цель, вся группа детей участвует в планировке занятий. Старшие ребята сами готовят материал под руководством воспитателя, хорошо зиают порядок и место каждой вещи, материалов, берут их по намеченному плану и т. д. Было бы искусственно и неверно для детей старшего возраста иметь лишь материал сегодняшнего дня, боясь отвлечения детей. Таким путем нельзя выработать в ребенке устойчивость, плановость действий, умение идти к цели, несмотря на препятствия. Все игрушки, вводимые в старшую группу, должны храниться здесь же, в порядке, рассортированные по типам, чтобы ребятам было удобно

и легко ими пользоваться. Если это загромождает группу, шкаф с некоторым ассортиментом может стоять в коридоре или в другой комнате. Ведают им сами дети, они знают, где что лежит, и берут игрушки, когда нужно.

Каковы особенности подбора игрушек для старшего и среднего возраста ?

В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле. Вся конструкция игрушки и технические детали должны приближаться к реальному предмету и быть действенны, обладать функциональными качествами. Деревянная сирена у автомобиля их разочаровывает: «Не настоящая»,- говорят ребята 6-7 лет.

Из игрушек моторных следует давать тс, которые развивают более координированные движения, ритмические удары, бег, балансирование, попадание в цель, ловлю и т. п. (кегли, прыгалки, доска для балансирования, бильбоке, серсо и др.). Параллельно с игрушками для координации и ловкости движений следует вводить игрушку, развивающую мелкую моторику, топкую координацию движений, быструю приспособляемость, устойчивость, плановость в выполнении и т, п. (бирюльки, блошки, головоломки и др.).

Из игрушек-образов здесь нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор сюжетной игре, отображающей современность с ее бытом, строительством, техникой. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребят, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь.

Каковы особенности методики использования сюжетной игрушки? Игры с сюжетной игрушкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми сюжетными игрушками и строительными материалами, из которых ребята строят необходимые здания как дополнение к игре. При этом, если детям не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ребятам сделать их самим сейчас же (из картона, бумаги) или наметить изготовление более сложных самоделок (деревянные, из папье-маше и пр.), которые потребуют специального времени.

Роль педагога в процессе игр очень ответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениями детей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материала способствует богатому и организованному процессу игры. В средней и старшей группе большое внимание должно быть уделено игрушкам третьего типа - строительным материалам, конструкторам, разборным моделям, полуфабрикатам.

Наряду с крупным строительным материалом необходимо дать более мелкий, по позволяющий отобразить новые архитектурные формы, современные архитектурные постройки; гиганты-дома, фабрики, гидростанции, элеватор, мосты и т. п.

Из конструкторов следует дать деревянный конструктор типа. «Матадор» (с дырочками и палочками), затем крупный конструктор художника Сахарова того же типа, но более богатый по формам и конструктивным возможностям. Для более мелкого конструирования хорошо дать фанерный конструктор Тверской,

Металлический конструктор можно приобрести для детей 6-7 лет. Но он труден, и больших результатов в работе с ним дети не получат. Однако начало пользования винтами, гайками, отдельными деталями металлического конструктора может иметь место уже в этом возрасте.

Конструктор следует давать планово. Организованность процесса, интерес самого педагога, предварительный просмотр конструкторов педагогом, подчистка и отточка частей, чтобы палочки хороню входили в дырочки (построгать ножом палочки),- все это будет способствовать повышению интереса у ребят. Первый этап пользования конструктором - это свободная ориентировка ребят: они рассматривают, пробуют соединять полученные конструкции, которые они придумывают. Постепенно начинают получаться интересные конструкции. Педагог помогает кому вытащить застрявшую палочку, кому подтесать, чтобы она вошла, живо реагирует на удачи, оказывает помощь советом, небольшим указанием в случаях затруднений, следит, не утомились ли ребята, и т. п.

Свободное конструирование должно практиковаться довольно часто, причем педагог постепенно стимулирует ребят к тому, чтобы они задумывали все более и более сложные формы и выполняли их. Но, конечно, не следует быть придирчивым и огорчать ребенка, если он в процессе конструирования отклонился от задуманной темы. Творческая мысль рождается часто в процессе деятельности, и если ребенок переключается - это неплохо. Важно лишь, чтобы он работал сосредоточенно, с интересом, не разбрасываясь.

Наряду со свободным конструированием воспитатель ставит задания, дает упражнения игрового порядка. Например, сделает сам конструкцию (несложную) и предложит детям воспроизвести ее (конструкция стоит перед ребятами) или, дав детям рассмотреть конструкцию, воспитатель убирает ее и предлагает сделать по памяти. Дети обычно любят такие игры-упражнения; педагог же может системой все более сложных конструкций значительно развить детское конструирование.

Другим методическим приемом может быть конструирование по чертежу, по карточке. В процессе работы педагог должен чутко подходить к ребятам, поддерживать отстающих, всячески им помогать (но не делать за них) и не слишком выделять особо успевающих. Ребята, которые расстраиваются оттого, что у них «плохо выходит», отказываются работать, должны получить особую поддержку педагога и помощь. Таких ребят необходимо подбодрить, искренне веря тому, что они сумеют, если постараются. Помощь педагога, помощь ребят, показ работы коллективу, если ребенок достиг желаемого результата,- все это, безусловно, поддержит и углубит интерес к конструированию. Периодически следует просматривать всем коллективом работы ребят, обсуждать, критиковать, учитывая усилия и продвинутость каждого.

Хорошо, когда работы детой сохраняются на какое-то время. Ребята их рассматривают, показывают друг другу, учатся, играют с ними. Этим работам должна быть отведена специальная полка или место в шкафу. Во время игр дети могут свободно брать свои конструктивные работы, вводя их в сюжетную игру.

Наряду с конструкторами следует давать разборные игрушки. Разбирая и собирая модель, ребенок также практикуется в конструировании и усвоении форм, знакомится с частями предмета. Игра с разнообразными моделями может объединяться с конструированием, мелкой стройкой и работой с полуфабрикатами.

Полуфабрикаты - наборы частей, нарезанные кусочки дощечек, брусков, колеса, заготовки но формам строительных материалов из глины - дадут возможность ребятам мастерить разные игрушки и совершенно свободно и по прилагаемым чертежам. Работу с полуфабрикатами можно присоединить к столярничанию и к созданию игрушек из производственных отходов, дерева, глины.

Итак, умелое руководство педагога, без подавления инициативы детей, четкая группировка игровых материалов, забота о приобретении богатого, разнообразного ассортимента игрушек, плановая подача, связанная с организованным детским опытом,- все это должно поднять на должную принципиальную и практическую высоту проблему игры и игрушки, внести оживление и радость в быт дошкольных учреждений.

2. Кукла Барби и её роль в социализации ребёнка. Плюсы и минусы

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усвоить детям современные игрушки.

Роль «прекрасной » в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к

которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей

стране, так и за рубежом.

Рассматривая положительное влияние этой куклы на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Освоение этой роли в период 3 - 5 лет, для которого характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосексуальной идентичности и уверенности себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности.

Итак выведу на мой взгляд положительные и отрицательные стороны куклы Барби:

Плюсы

Игрушка яркая. Эстетично одетая. Отражающая эталон женской красоты. Позволяет воспитать девочку с эстетическим вкусом.

Барби обладает большим спектром одежды. Мебели. Атрибутов быта т т.д.. что позволяет формировать знания детей о ближайшем окружении.

Нельзя сказать что Барби недобрая игрушка. . сама по себе игрушка не несёт ни элементов негатива. Ни агрессии. Наоборот отображает положительные эмоции

Барби рациональная кукла. Позволяющая развернуть сюжеты различного характера и используется детьми в довольно большой период начиная от младшего дошкольного и заканчивая младшим а иногда средним школьным возрастом.

Барби полифункциональна, её используют и сюжетных и режиссерских и конструктивных играх в целях обыгрывания постройки.

Барби несёт как я уже сказала и элементы познавательности ориентируя ребёнка в частях тела и предметах ближайшего окружения, в сезонах.

Барби динамична, то есть побуждает к различным действиям в игре.

Минусы

Барби приобщает детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми.

Играя куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда.

Вызывает беспокойство содержание игр, на которые куклы Барби. Обладающие чрезмерной половой привлекательностью вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются

предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

Список использованной литературы.

1.Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников-С-П, 2003

2. Игра дошкольника/Под редакцией С.Л. Новосёловой.гл. Педагогические требования к игрушке»-М.,988.

3.Игрушки и пособия для детского сада/под редакцией В.Изграшевой.М.,1987.(с.6-13)

4.Менджерицкая Д.С.»Воспитателю о детской игре»гл.Игрушка.-М. Просвещение, 1982.

5.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Васильевой М.П.

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Обыгрывание новой сюжетной игрушки»

конспект занятия в 1 младшей группе

Конспект составлен

воспитателем II квалификационной категории

Коскова Ольгой Александровной

Колпино, 2012 год

Цель: Познакомить детей с новой игрушкой (Котик), ее внешним видом (усы, цвет и качество шерсти, хвостик, ушки, лапки, глаза, тощий, голодный зубы); повадками (мурлычет, моет языком, пьет молоко; живет дома, лакает). На основе использования литературного материала (О.Н. Козак «Игры с детьми от рождения до трех лет». Д. Чуяко «Про котенка». П/и «Кот Васька»)

Задачи:

  1. Стимулировать детей на простейший игровые действия с игрушкой (помыть, расчесать, накормить), используя предметы заместители (кубик, расческу – палочку, корм для кота)
  2. Формировать навыки общения ребенка с игрушкой:

Сопровождать словами выполняемые игровые действия,

Придумывание (припоминание известного) имени игрушки,

Побуждать детей к высказыванию о животных, живущих в их семьях,

Формировать умение представлять себя игрушке (называние своего имени)

Материал к занятию:

Мягкая игрушка «Котик»; коробка, в которой она сначала находится; хорошо знакомая детям кукла Катя; предметы – заместители.

Ход занятия:

Воспитатель ходит по группе, заглядывая в разные ее уголки, создавая ситуацию поиска чего – либо, (пытаясь привлечь этим внимание детей). Через некоторое время подходит к кукле Кате и спрашивает у нее: «Не видела ли она чего – либо необычного в группе? Так как она узнала, что в группе поселился незнакомый зверь. Катя (воспитатель) «отвечает», что она знает, где находится этот зверь и с удовольствием расскажет о нем всем детям. Катя (воспитатель) начинает рассказ: Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …(кот).

Воспитатель вместе с Катей открывает коробку и оттуда появляется новая игрушка «Кот».

Воспитатель, беря его на руки и показывая детям, рассказывает: «Котик беленький, хвост у него серенький (показывает), шерстка мягкая, пушистая (предлагает детям погладить игрушку), ушки маленькие, остренькие; глазки большие, зеленые.

Воспитатель: Посмотрите, это котенок. Обращаясь к кукле Кате: Откуда появился котенок (как он у нас оказался)

Катя (воспитатель) продолжает рассказ:

«Я нашла котенка в роще,

Был голодный он и тощий,

Он мяукал, был ничьим,

А теперь он стал моим.

Я взяла его домой

Навсегда теперь он мой».

Воспитатель : Катюша, пусть котенок живет у нас в группе. Дети, вы хотите? А ты, Катя? Теперь он будет нашим. Только, что это с ним? Мне кажется, что у котенка грязные лапки, ведь Катя нашла его на улице (в роще). Что нужно сделать, чтобы лапки стали чистыми. Конечно, помыть их. Сашенька, возьми «мыло» и помой котенку лапки… Молодец, теперь лапки у котенка чистые. А вот, шерстка лохматая и торчит в разные стороны. Надо ее…(причесать). Леночка, причеши, пожалуйста, котенка. (Чем ты будешь причесывать?). Отлично, шерстка стала гладкой и очень красивой. Ну, а теперь нашего гостя нужно угостить. А что же любят, есть котята? (ответы детей) Молодцы, все знаете! Пойдемте и приготовим ему что-нибудь вкусненькое.

Дети отправляются в игровой уголок и «готовят», затем приносят разные угощения, рассказывают о них и предлагают котенку. После того как котенок поел можно уложить его спать и спеть колыбельную.


План изучения темы

1. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания.

2. Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка, в игре, для осуществления замысла.

3. Основные виды игрушек.

  1. Педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке.

5. Методика внесения новой игрушки.

Игрушка - специально изготовленные предметы, назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Особенности: в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Динамика в игрушке обеспечивается конст­рукцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.

Значение: двигательные игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бе­гать, бросать, метать, прыгать, ловить, т.е. развивают дви­жения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки - своеобразное окно в мир, они расши­ряют его кругозор, пробуждают любознательность. Есть игрушки, с по­мощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать. Игрушка - первое произведе­ние искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические пережива­ния, прививает художественный вкус. Любимые игрушки учат ре­бенка доброте, сопереживанию.

История игрушки. Появление связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. В Греции, Риме игрушки считали средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны. В период средневековья - игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. XII в.- первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Ко­нец XIX - начало XX в. - время развития технических иг­рушек. В 1901 г. в Великобритании создали первый конструктор. 1961 г. - датская фирма LEGO выпустила конструк­тор нового поколения. Появились электронные игрушки (на микропроцессорах) с управлением, с программируемыми. С не­бывалой скоростью распространяются различные телеиг­ры, компьютерные игры.

Педагогические требования к игрушке. Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действи­тельности. Игрушка должна быть динамичной. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмо­циональное отношение, воспитывать художественный вкус (мягкие, пуши­стые).

Гигиеничес­кие требования к материалам (полимерные материалы, красите­ли, лаки). Нельзя игруш­ки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Виды игрушек: сюжетные (образ­ные) игрушки, дидактические игрушки, игрушки-забавы, спортивные игрушки, музыкальные игрушки, театрализованные игрушки, технические игрушки, строительные и конструктивные материалы, игрушки-самоделки.

Игрушки для детей раннего возраста.

Хранение игрушек: доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими; общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки; сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Методика внесения новой игрушки.

Цель: привлекать детей к созданию игровых уголков, формировать желание творчески действовать с игруш­ками, углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устой­чивым и осознанным; показать возможность целесообразного применения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками.

Условия: сразу много игрушек нельзя вносить, выбор приема зависит от социального опыта ребенка, от вида игрушек.

Этапы внесения игрушки: сюрпризный момент, рассматривание внешнего вида игрушки, обсуждение с детьми, как с ней можно играть, «обживание» игрушки в игровом уголке.

Приемы внесения игрушки: дидактическая игра с игрушкой, экскурсия в другие возрастные группы, инсценировка театра игрушек, создание игровых ситуаций.

Методика внесения игрушки Н.М. Крыловой: постепенное знакомство с игрушкой в течение недели. Первый день – появляется коробка, дети рассматривают ее, делают предположения о содержимом, коробка уходит. Второй день – появляется две коробки, дети узнают свою коробку, коробки уходят. Третий день – появляется коробка, дети открывают ее, рассматривают игрушку, игрушка уходит. Четвертый день - появляется игрушка, дети играют с ней, игрушка уходит. Пятый день – игрушка приходит, дети находят домик для игрушки, игрушка остается.

1. Перечислите этапы возникновения игрушки как предмета искусства и средства воспитания.

2. В чем заключается значение игрушки для развития ребенка?

3. Перечислите основные виды игрушек.

4. Раскройте педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке.

5. Раскройте методику внесения новой игрушки.

Тема 8. Теоретические основы и методика планирования и диагностики

Игровой деятельности детей

План изучения темы

1. Значение планирования игровой деятельности дошкольников.

2. Виды планирования игровой деятельности детей.

3. Особенности планирования разных видов игр.

4. Способы диагностики результатов игровой деятельности детей.

Методические указания по изучению темы

Планирование – вид педагогической деятельности, предполагающий определение целей, задач и способов реализации педагогического процесса, который осуществляется на основе диагностики.

Диагностика – вид педагогической деятельности, предполагающий изучение педагогических явлений с целью эффективного планирования педагогического процесса.

Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением режи­ма дня. На каждый отрезок времени были определены обя­зательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Такое планирование имело много положительного. Оно упорядочивало работу педагога, позволяло учиты­вать и распределять во времени многообразные воспи­тательные и образовательные задачи, чередовать актив­ность и умеренность, регулировать физическую нагруз­ку. Но было и много недостатков. Такое планирование предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исклю­чались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержа­ния и целей разных видов деятельности. В соответствии с ФГОС (2013г.) предлагается комплексно-тематический принцип построения педагогического процесса.

Сегодня педагоги планируют работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитате­лю предоставляется больше свободы в выборе содержа­ния и времени проведения тех или иных мероприятий. Существуют две основные формы планирования: го­довой и календарный план. Годовой план предполагает организацию рабо­ты всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи. Затем раскрываются формы, в которых будет выполнять­ся годовой план. В календарном плане, который может состав­ляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и со­держание работы.

Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение и даже каждый воспитатель впра­ве сам определять удобную для себя форму планирования. Для начинающих педагогов приняты следующие схема планирования игр.

Схема плана руководства сюжетно-ролевой игры:

Тема игры.

Возрастная группа.

Педагогическая задача (в зависимости от этапа).

Приемы руководства:

Совместная игра с ребенком по схеме (в зависимости от этапа);

Введение дополнительной роли;

Введение игровой ситуации;

Введение игровых действий;

Внесение атрибутов.

Схема плана руководства театрализованной игрой:

Название (по художественному произведению).

Цель (способы театральной деятельности).

Атрибуты.

Подготовка к игре.

Приемы руководства: способ распределения ролей, связи с сюжетно-ролевой игрой.

Схема плана руководства строительной игрой:

Название.

Цель: техническая, воспитательная.

Материал: название набора, украшения, игрушки

Приемы руководства: игровая мотивация, подготовительная работа, роль педагога, связь с сюжетно-ролевой игрой.

Примерно один раз в квартал (в крайнем случае, два раза в год) воспитатель вместе с методистом дошкольного уч­реждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного разви­тия. Это называется мониторинг. К такой работе могут быть привлечены и другие спе­циалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуж­даются на родительском собрании, на педагогическом со­вете. Намечается содержание дальнейшей работы. Эта работа требует длительного наблюдения за детьми и систематического сбора информации. Поэтому в некоторых новых программах («Истоки») педагогу предлагается вести дневниковые записи после каждого дня, где в произвольной форме записываются достижения и проблемы детей. В результате мониторинга составляется индивидуальная карта развития ребенка по показателям, определенным в программе.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Каково значение планирования игровой деятельности дошкольников?

2. Перечислите виды планирования игровой деятельности детей.

3. Каковы особенности планирования разных видов игр.

4. Раскройте способы диагностики результатов игровой деятельности детей.

Анастасия Зайкова
Конспект внесения новой игрушки «Лягушка» во второй младшей группе

Конспект внесения новой игрушки «Лягушка » во 2 младшей группе .

Цель : Познакомить детей с новой игрушкой , научить обыгрывать ее.

Задачи :

Образовательная : Научить обыгрывать игрушку- дергунчик , тянуть за веревочку.

Развивающая : Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, узнавание звука, издаваемое лягушкой .

Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к игрушкам , аккуратное отношение к ней.

Словарная работа : лягушка- путешественница

Материал : дергунчик–Лягушка , аудиозапись, коробка

Ребята, посмотрите у меня в руках коробка. Вы хотите узнать, что находится там?

Приготовьте свои ушки, послушайте и догадайтесь, кто прячется в этой коробке? (раздается аудиозапись лягушачьего кваканья ) . Чей это голос? Кто в коробочке?

Правильно, в коробке– лягушка , она путешественница. Лягушка жила на болоте и пришла зима, ей стало очень холодно и скучно. Ей захотелось уйти с болота, и она пришла к вам в группу познакомиться и поиграть с вами.

Посмотрите, дети, какая «Лягушка » красивая, веселая и добрая! Посмотрите, какого цвета лягушка ?

Да, зеленого

И она еще необычная, посмотрите что она делает? (дергаю за веревочки) .

Д : Двигает лапками!

Она радуется, приветствует вас. Скажите все «здравствуйте лягушка- путешественница »

- Лягушку называют «лягушка-путешественница » , как вы думаете почему?

Д : Потому что путешествует.

Правильно, она путешествовала по всему миру.

Послушайте загадку о ком она?

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка»

Да лягушка , скажите, как она квакает.

Д : Ква-ква.

- Лягушки замечательные охотники. За ночь они поедают тучи комаров и мошек.

- Лягушка хочет поиграть с вами. Она очень любит игру , которая называется «Лягушки » . Для этого надо встать в круг, покажите, как вы умеете делать круг.

«Видим, скачут по опушке (повороты в сторону)

Две зеленые лягушки (полуприседания вправо – влево)

Прыг – скок, прыг – скок (переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки (приседания влево – вправо)

Утром рано умывались, полотенцем растирались

Ножками топали, ручками хлопали»

(выполнять движения в соответствии с текстом)

Молодцы ребята! Лягушке очень понравилось с вами играть, видите, как она радуется (дергать за веревку) . Давайте похлопаем себе, как мы хорошо играли. Она хочет остаться у вас в группе , давайте выберем для нее место, где она будет жить. А сейчас она хочет, чтобы вы научились сами играть с ней. Левой рукой вы держите за туловище, а правой рукой взяться за шнурок и опускать его вниз (аккуратно дернуть вниз) . Игрушка так и называется –дергунчик. Давайте все попробуем по очереди. Каждому из вас радуется игрушка . Видите, как дергает лапками – это так она радуется – вы научились играть.

Вот и поиграли, теперь на этой полочке Лягушка у вас будет жить и наблюдать, как вы играете, дружно ли вы живете.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей во второй младшей группе А. Барто «Игрушки» Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей во второй младшей группе А. Барто «Игрушки» Цель: создание условий для.

Конспект НОД по развитию речи «Троллейбус и игрушки» во второй младшей группе. Задачи: учить детей составлять рассказ по картинке; формировать обобщающее слово «транспорт»; развивать способность объединять все ответы.

Конспект НОД в области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Игрушки в гостях у ребят» Цель: формировать грамматическую сторону речи, побуждать использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Интеграция.

Конспект НОД во второй младшей группе: «Игрушки для ёлочки». Цель: изготовление игрушек для украшения новогодней ёлки. Задачи: Образовательная:.

Конспект ОД по развитию речи во второй младшей группе «Наши любимые игрушки» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши любимые игрушки». Программные задачи: Образовательные: расширять словарный.

Конспект ОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Возрастная группа: 2 младшая группа. Тема: «Елочные игрушки».

Проект «Мои любимые игрушки» во второй младшей группе Организация проектной деятельности детей во второй младшей группе