Существует в мире одно уникальное платье, цвет которого стал предметом большого спора в англоязычном сегменте интернета. Как это часто бывает в случае возникновения спорных ситуаций, пользователи разделились на два лагеря: первые твердо убеждены, что цвет платья сине-черный, а другие видят сочетание белого с золотым.

Все началось с того, что 25 февраля пользовательница сервиса Tumblr под псевдонимом Swiked опубликовала в своем блоге фотографию платья с простым, казалось бы на первый взгляд, вопросом, какого оно цвета: белого с золотым или синего с черным. Девушка утверждала, что цвет платья стал предметом спора между ней и ее друзьями, который вылился в ссору.

Фотография очень быстро разлетелась по сети и обрела огромную популярность. За считанные часы фотография вызвала широкую дискуссию. У нее появился собственный хэштег #TheDress, который быстро возглавил тренды американского сегмента Twitter. Практически сразу после начала дискуссии посыпались довольно остроумные фотожабы и шутки на эту тему.

В обсуждениях принимали участие не только обычные пользователи, но и знаменитости. Так, американская звезда телевидения и фотомодель, Ким Кардашян рассказала своим подписчикам в Twitter, что поспорила со своим мужем – известным американским рэпером и продюсером Канье Уэстом по поводу цвета платья. Американская певица Тейлор Свифт заявила, что не понимает из-за чего весь сыр-бор, так как «очевидно, что платье синего и черного цветов». В то же время один из главных героев «Секретных материалов» Дэвид Духовны увидел зеленый и синий цвета. Главный редактор BuzzFeed Бен Смит отметил, что его дочь считает цвет платья зеленовато-синим, и они уже направляются в ближайшее отделение городской больницы [это, конечно же, шутка].

Из дискуссии по поводу цвета платья попытались извлечь пользу даже технологические бренды:

Само собой, в оживленной дискуссии вокруг загадочного платья не забыли упомянуть иллюминатов.

Тем не менее, всему этому безумию, которое породило данное платье, существует логическое объяснение.

Цветовое восприятие человека зависит от индивидуальных особенностей его зрения. За интерпретацию цветов в органе зрительной системы отвечает сетчатая оболочка, строение которой чрезвычайно сложное. Самый наружный слой является свето-(цвето-)воспринимающим и состоит из нейроэпителиальных клеток - палочек и колбочек, воспринимающих свет и цвета. Колбочки отвечают за восприятие цветов, а палочки – за восприятие оттенков вроде серого, черного и белого. Колбочки «работают» только при условии попадания на объект нужного количества света. Таким образом, некоторые могут видеть ткань белого цвета, а для других цвет этой же ткани – синий из-за недостаточного освещения.

Сетчатка человеческого глаза содержит три типа колбочек, воспринимающих свет в фиолетово-синей, зелено-желтой и желто-красной частях спектра. Что касается черного цвета, который многие воспринимают в качестве золотого, существует такое понятие как аддитивное смешение цветов . Смешивая в определенном соотношении три основных цвета (красный, зеленый и синий) можно воспроизвести большинство воспринимаемых человеком цветов. В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза. В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза . По мере добавления новых и новых цветов конечный цвет будет становится все темнее, пока полностью не станет черным.

Пользователи, которые считают, что цвет платья сине-черный имеют более эффективно функционирующие колбочки, что в конечном итоге приводит к субтрактивному смешению. Представители второго лагеря, которые считают платье бело-золотистым получили менее восприимчивые к свету колбочки, что вызывает аддитивное смешение. Если повысить яркость экрана смартфона или монитора, то можно увидеть, как платье меняет цвет из бело-золотистого на сине-черное.

P.S. А как считаете вы, дорогие наши читатели, какого цвета платье?

P.P.S. Какого цвета квадраты A и B?

P.P.P.S. В какую сторону крутится танцовщица?

Попросили неврологов объяснить феномен различного восприятия цвета чёрно-синего платья, которое пользователи соцсетей обсуждают последние сутки.

Напомним, что вчера пользователь Tumblr под никнеймом Swiked в своём тумблоге фотографию платья и попросил помочь определить его цвет. По словам Swiked, она и её друзья не могут сойтись на одном мнении: одни видят платье чёрно-синим, другие - бело-золотым. Невролог из Университета Вашингтона Джей Найтз (Jay Neitz), который видит платье в белом и золотом цветах, говорит, что это самое масштабное индивидуальное различие в восприятии цвета за 35 лет его практики.

Глаз воспринимает цвет через отражённые световые волны, поясняет Wired. Свет попадает на сетчатку глаза, пигменты которой обрабатывают информацию и отправляют её в мозг. Пигменты воспринимают разные цвета в зависимости от длины волны полученного света. При этом первая вспышка света, которая попадает на сетчатку может иметь любую длину волны (то есть разный цвет). После того, как сетчатка получает отражённый от объекта свет, мозг пытается «вычесть» из данных первой вспышки последующую информацию.


Поскольку люди активны в дневное время, они чаще всего воспринимают дневной свет. Он может варьироваться от розовато-красного до сине-белого и красноватого. «Это будет происходить, если зрительная система видит предмет и пытается игнорировать хроматическое смещение дневного света, - говорит Бевил Конвей, невролог Колледжа Уэлсли. - Таким образом, люди будут игнорировать либо синеватый и видеть бело-золотое платье, либо желтоватый и видеть чёрно-синее платье». Вероятно, он имеет в виду текущее освещение вокруг человека.

Найтз изданию Vice две теории. Во-первых, различия в восприятии могут быть связаны с возрастом. По его словам, со временем сетчатка глаза человека меняется и начинает воспринимать меньше синего цвета. Это может объяснить, почему 61-летний Найтз видит бело-золотое платье, а его студент - чёрно-синее. Однако эта теория не объясняет различия у людей одного возраста.

Второе предположение касается постоянства цвета и цветного освещения. Постоянство освещения означает, что человек будет видеть красный цвет и при ярком, и при тусклом освещении. Но при цветном освещении мозг вносит коррекцию. «Если я зайду в комнату и включу красное освещение, то белые объекты будут отражать красный цвет. И если у меня с собой будет какая-то красная вещь, то она тоже будет отражать красный». При обработке этой информации, поясняет издание, мозг может решить, что красный предмет на самом деле белый, даже если он видел его красным при нормальном освещении.

«Я наблюдал это с моим красным фольксвагеном, - добавляет учёный. - Я сел в машину, когда на улице было достаточно темно, а кто-то передо мной включил тормозные огни. Тогда моя машина освещалась только тормозными огнями - и она выглядела белой!» Журналист Vice попытался перенести эту теорию на фотографию платья и решил, что её сделали при синеватом освещении. Поэтому мозг, воспринимая цветное освещение, думает, что на самом деле платье белое.

Wired попросил штатного дизайнера поработать с фотографией и разложить отдельные участки по палитре RGB. Синие участки действительно оказались синими, но дизайнер связал это с большей площадью синего цвета на фотографии. При этом некоторые тёмные участки на снимке имели палитру (R 93, G 76, B 50), близкую к оранжевому цвету. Специалист связал это с тем, что мы видим это место на белом фоне и воспринимаем как чёрный. Если же вырезать его и посмотреть на чёрном фоне, то участок R 93, G 76, B 50 может показаться почти оранжевым.

То же говорит и Найтз, который видел платье бело-золотым: «Я распечатал картинку, затем вырезал кусок и посмотрел на него вне контекста. Цвет оказался где-то на полпути между золотым и синим, но не тёмно-синим. Просто мой мозг считает, что синий есть в источнике света, а мозг других людей, что синий есть в платье». Конвей добавляет: «Большинство людей увидят синий на белом фоне как синий. Но некоторые могут увидеть синий на чёрном фоне как белый».

Джей Найтз закончил разговор с Vice обещанием посвятить этому феномену остаток жизни. «Я думал, что буду лечить слепоту, но теперь займусь этим», - сказал он.

Случалось ли вам с упоением спорить со своим любимым о том, какого на самом деле цвета надетая на вас блузка или рубашка? Приходилось ли вам с удивлением слышать что вещь, которую вы искренне считали зеленой, кем-то другим воспринимается как голубая?

Распознавание цветов – штука тонкая, у всех нас свои особенности, которые влияют на то, как именно наш мозг интерпретирует визуальную информацию. Правильного ответа на вопрос «синий или зеленый» в данном случае нет, так как разными людьми один и тот же оттенок цвета может восприниматься по-разному.

Для того, чтобы избежать разночтений существует система кодирования оттенков цвета (RGB-модель). С технической точки зрения каждый цвет представляет собой микс из трех тонов – красного, зеленого и голубого (red, green, blue), и конечный оттенок зависит от того, какой из тонов присутствует в оттенке в каком количестве. Однако человеческий мозг иногда интерпретирует этот микс очень вольно, и с этим связана разница в восприятии одного и того же оттенка разными людьми.

Эксперимент

Эксперимент, который провели ученые компании Optical Express очень наглядно показал эту разницу. Как вы думаете, какого цвета этот квадрат – голубого или зеленого? Ну или так: лично для вас этот цвет скорее голубой , чем зеленый, или наоборот?

Результаты эксперимента показали неоднозначность восприятия оттенков разными людьми. Ученые предъявили это изображение участникам, не страдающим от дальтонизма (в опросе приняли участие 1000 человек) и попросили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Для 32% опрошенных этот цвет голубой, для 64% — зеленый, и 4% так и не смогли определиться. Вот как сами ученые объясняют такой разброс во мнениях:

Каждый человек уникален, и на восприятие оттенка цвета может влиять множество разных факторов. Световой луч проникает в глазное яблоко и достигает ретину, светочувствительную ткань, которой выстлано дно глазного яблока. Дальше происходит процесс интерпретации, когда свет трансформируется в электрический сигнал, который передается по оптическому нерву на кортекс, участок мозга, отвечающий за обработку полученной информации. На то, как именно мозг интерпретирует оттенок цвета могут влиять не только физиологические особенности, но и психоэмоциональное состояние человека. В частности, люди, переживающие стресс менее чувствительны к зеленым оттенкам, и среди них гораздо больше тех, кто назвал указанный оттенок цвета голубым.

И все-таки – зеленый или голубой?

Зеленый. С технической точки зрения модель данного цвета описывается как RGB 0.122.116 (зеленых тонов – 122, голубых – 116, красных — ноль). После того, как участники эксперимента называли цвет, ученые помещали с двух сторон от картинки еще два изображения, выраженного зеленого и выраженного голубого цвета, после чего снова просили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Имея четкие цветовые референсы 97% участников эксперимента назвали исходный прямоугольник зеленым.

Ну и если вы все-таки увидели этот цвет как голубой, то задумайтесь — возможно, вам просто пора взять отпуск!

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот).

Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета. Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров.

Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии.

Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется.

Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем – бело-голубым, а на закате – красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы.

Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это наиболее распространенная версия.

Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне – и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными. Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания – все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример – наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.

Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.

Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.

Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.

"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.

В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.

После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т.п.).

Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.

Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.

На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).

Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.

В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".