Венчание: даже смерть нас не разлучит

Что дает нам венчание? Является ли оно “волшебной таблеткой”, которая сохраняет брак? Читайте интервью с Дарьей Сивашенковой.

Бытует мнение, что венчание нужно для того, чтобы с браком все было в порядке. И когда люди не могут сохранить венчаный брак, появляется досада на Бога, как на Того, Кто не выполнил Свои обещания.

Очень хочется иногда без сил обвиснуть на руках Божьих и надеяться, что Он как-нибудь все устроит. Это понятное и вполне христианское желание – но при одной оговорке. Не просто повиснуть у Него на руках, ничего не делая самим. А сначала сделать все, что от нас зависит, а остальное пусть Он…

С благодатью, посланной в , то же самое, что и с благодатью . Сама по себе она не гарант того, что наши грехи не разрушат нашу семью. А семью рушат именно грехи – одной стороны или обеих сторон. Я что-то не слышала о распавшихся браках двух святых.

Да, мы берем Божье благословение на то, чтобы остаться вместе на всю вечность. Да, мы призываем Бога быть среди нас там, где мы собраны во имя Его. Да, в венчании мы получаем новые перспективы. Но нигде не сказано, что мы получаем какие-то гарантии того, что наше собственное зло не разрушит то, о чем мы молимся. Значит, сила нашего зла сильнее нашего желания быть парой перед Богом.

«Почему Бог не сохранил наш брак?» – это обвинение Бога в человеческом зле. Есть в такой постановке вопроса какое-то суеверное и потребительское отношение к таинству Венчания. Что-то из серии «вот покрестим ребенка – и не будет болеть, вот причастим подростка – и он перестанет дерзить». Но болеют даже крещеные дети, и дерзят даже подростки, которых родители затаскивают к Чаше. Это вопрос того же уровня, что и «почему Бог допускает существование зла на земле?». И то же желание услышать от Бога оправдания за наши грехи. Я Сам встал посреди вас, мог бы сказать на это Господь. Почему же вас это не остановило в ваших грехах? И почему теперь Я в этом виноват?

Божьим благословением чужую волю не подменить

Если два человека в семье действительно делают все, что от них зависит, чтобы семья не распалась – то она вряд ли распадется, и именно Божье благословение действует в двух людях, изо всех сил сохраняющих брак.

А если хотя бы один не желает сделать все, что от него зависит – или даже какой-то малости не желает сделать – то Божьим благословением чужую волю не подменить. Не может Господь преступить нашу волю и переломить нас об колено Своим благословением.

Получается, что в венчаном браке, что в гражданском надо работать над сохранением брака самому . Но зачем тогда вообще венчаться? В чем разница?

Мы расписались в ЗАГСе в конце февраля, а обвенчались в конце мая. Разница есть. Конечно, Церковь признает и одобряет браки , которые заключены просто в ЗАГСе. Но все же гражданский брак (заключенный в ЗАГСе, а не сожительство, которое понимается под этим в современном мире) — это только человеческий союз. Это клятвы, которые люди дают друг другу, и это может быть очень счастливый, очень полноценный брак, но человеческие клятвы заканчиваются перед крышкой гроба. И я не знаю, какая судьба ждет в вечности невенчаных супругов.

Христианский брак не знает этого ограничения. Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Во-первых, меня это чувство очень успокаивает, а во-вторых, понуждает предельно серьезно относиться к тому, что происходит между нами двумя. Потому что здесь, на земле, мы строим свой задел на вечность. И это очень глубокое, очень серьезное чувство, что Бог не просто соединил вас — Он дал тебе, именно тебе, именно этого человека, доверил его тебе всецело, на всю вечность — чтобы ты сделала его жизнь полной и радостной, чтобы благодаря союзу с тобой он шел дорогой к Богу, а не от Него. Это огромное доверие от Господа и большая ответственность перед Ним и перед тем, кого Он тебе вручил.

И какими мелкими кажутся мне многие вопросы и проблемы перед перспективой вечности! Кажется такой глупостью ссориться о мелочах. Совсем не хочется настаивать на своем, “отвоевывать” что-то у супруга, оставляя его в побежденных ради маленькой личной победы. Если вы “едина плоть”, то в таких ситуациях гораздо больше чувствуешь не свою победу, а его поражение. Чувствуешь и переживаешь как свое.

Если обращать много внимание на мелочи (он разбросал носки как попало и опять не вынес мусор, он читает книжку вместо того, чтобы идти со мной на прогулку; она не готовит ужин, а засела в своем “Фейсбуке”, она спит по утрам, вместо того чтобы погладить рубашку и проводить на работу), зацикливаться на них и ссориться, то можно очень быстро прийти к выводу, что вы совершенно разные люди и друг другу не подходите. Копятся-копятся такие мелочи, потом бах — развод. В случае гражданского брака — не сошлись характерами.

Но венчаный брак верующих людей из-за носков и рубашек не расторгнуть. И получается, что ссориться из-за такой ерунды — это портить себе всю земную жизнь, обрекать себя на то, что здесь брак станет ярмом, а не радостью (да и на небесах вряд ли вознаградят венцом страдалицу, всю жизнь пилившую мужа за невыкинутый мусор). Тут одно спасение: вперед всех этих мелочей видеть человека и думать не о том, как должно быть, как правильно — а как бы ему сделать лучше. Не выкинул мусор и хочет лежать с книжкой вместо прогулки? Попробуйте почувствовать как свою его усталость и его радость от возможности просто полежать, окунуться в книжную реальность. Не хочется жене вставать утром и готовить завтрак — ну и хорошо, пусть поспит, ведь ей хорошо, тепло и уютно.

Если радоваться радостям друг друга, то практически не останется причин ссориться по мелочам.

Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Хотя, конечно, в мысленных венчальных коронах всю жизнь не проходишь. И забываются эти переживания и ожидания вечности, и бытовуха заедает, и житейская ерунда выходит на передний план и разрастается до небес… Но у венчанной пары всегда есть возможность встряхнуться и вспомнить о Том, Кто посреди нас.

Когда в брак входит Бог, нас уже не двое, а трое. И у каждого есть отношения с двумя другими. Это треугольник, где каждая сторона обращена к двум другим с любовью, и две стороны с любовью смотрят на третью. Наверно, некорректно это сравнивать с Троицей… Хотя, конечно, очень хочется.

Можно ли сказать, что это теперь не пара, а общество?

Да, это общество, малая Церковь. И самое удивительное — это то, что теперь приходится смотреть на Бога не только своими глазами, но и глазами другого человека. Когда человек не в браке, его отношения с Богом просты, как у монаха. Бог да душа. Можно сказать, что между Богом и человеком натянута струна, на одном концы ты, на другом Господь.

Когда же вступаешь в венчанный брак, то оказывается, что у другого человека есть свои отношения с Богом, и они другие, не такие как у тебя. И приходится включать в своё видение Бога, в свои отношения с Богом еще и видение другого человека, и его отношения. Каждый человек находится на какой-то своей точке духовного пути, а теперь все это нужно сопрячь вместе, чтобы быть вместе.

И наше представление о Боге становится объемным. Мы учимся смотреть на Бога не только своими глазами, но глазами любимого человека, того, с кем мы теперь “едина плоть”. Мы как бы смотрим на Бога не из себя, а из другого. И теперь у нас не только личные отношения с Богом, но и отношения через другого .

И, на мой взгляд, когда говорится о том, что супружество – это подвиг, имеется в виду и это тоже. Потому что вот так взять и принять, понять, пережить богоощущение другого человека – это очень, очень непросто, этого далеко не всегда хочется, и иногда приходится отвечать себе на новые, порой и неприятные вопросы. От которых раньше отгораживался, на месте которых своеобразное слепое пятно было.

Нет, в евангельских группах не доводилось принимать участие. Но я много общалась с разными люди по вопросам веры. Это другое. Там ты можешь выслушать другого человека, но никто не вынуждает тебя принимать его точку зрения как свою, принимать на себя эти бремена, говоря словами апостола Павла. С мужем же становишься одной плотью и нужно вживаться в его видение Бога, в его отношения с Богом тоже. Как у мужа могут быть вопросы о Боге, которые не пришли бы в голову жене, так и наоборот.

Это прекрасный опыт. Это открывает перед нами дивные возможности. Говоря современным языком, это выводит нас из зоны комфорта в зону развития. Наедине с Богом мы слишком привыкаем к некоему Его образу, понятному для нас. И сами не замечаем, как этот образ становится чересчур узким.

Как сказано у Льюиса в «Письмах Баламута» про одного священника: чтобы облегчить жизнь своей пастве, он из богослужения «многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений». Так и мы – зацикливаемся порой на том, что нам интересно и близко, и Бог для нас становится даже у же нас самих.

А тут – целый новый человек со своими, совершенно уникальными отношениями с Богом, которые становятся и нашими отношениями тоже. Нашими вопросами, нашими загадками, в общем – новыми гранями, до которых мы, может быть, никогда бы не додумались. Которые, может быть, нам и не близки. Но это тот случай, когда, перефразируя Достоевского , узок человек, узок – я бы расширил.

И, поскольку с супругом мы связаны на всю вечность, в наших интересах как можно глубже понять его, чтобы – как знать – может быть, ответить на какие-то его вопросы и сомнения, может быть – найти ответы на свои «проклятые вопросы» у него. Вдруг тот образ Божий, который мы увидим его глазами, что-то подправит в нашем мировоззрении? И в любом случае вдвоем мы увидим больше, чем поодиночке.

Можете привести пример?

Например, меня никогда не волновали вопросы теодицеи. Ну не было у меня вопросов к Богу о том зле, которое вершится на земле то ли Его волей, то ли Его попущением. А мужа волнуют. И мне пришлось взглянуть на Бога, как на Того, Кто нуждается в оправдании. Мне пришлось пропустить это через себя, самой искать ответы и формулировать их. Кстати, и для меня это дало новое понимание Бога, новый взгляд на Того, Кто не нуждается в оправдании от Своих созданий – но тем не менее такое оправдание имеет.

Кстати, про отношения с Богом. В , которую мы опубликовали, есть такие слова: “ Традиционно считается, что «обязанность» слушания и послушания лежит на жене. Это так, но при одном условии: если муж находится в состоянии столь же чуткого слушания и слышания самого Бога ”. Апостол Павел говорит: “Глава жене муж, а глава мужу — Христос”. То есть вырисовывается такая картинка: муж прислушивается к Богу, а потом передает это жене. Довольно пугающая картинка, надо сказать…

Конечно, пугающая картинка! Такого просто не может быть! С какой стороны ни посмотри, это очень сомнительное утверждение. У того же апостола Павла есть дивные слова про то, что никто не отлучит нас от любви Божьей — ни ангелы, ни силы, ни престолы, ни власти — никто! И я что-то не помню, чтобы в скобочках он написал — а вот будет у тебя, жена, муж — и он встанет между тобой и Богом, сам будет с Ним общаться, а тебе только передавать Его волю.

Кроме того — вернемся к тому же апостолу Павлу — а правда, забавно, что в вопросах брака мы чаще всего обращаемся к холостяку-апостолу? — нам сказано, что нет у нас другого посредника между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. И опять же, нигде не оговорено особо, что таким посредником для каждой жены должен стать ее муж.

Ну и, наконец, такое отношение – это прямой путь к идолотворчеству. Причем, как муж в себе может увидеть пророка по отношению к собственной жене и возгордиться, так и жена в своем муже – Бога напрямую, и забыть об истинном Боге. Нехорошая получится подмена.

Но мне кажется, что все-таки это неверное толкование изначально правильного посыла. Ведь жена должна повиноваться мужу, если муж являет собой образ Божий. А чтобы являть собой образ Божий для жены – муж в самом деле должен очень чутко слушать и слышать Бога.

Мне всегда хочется слушаться мужа, когда я вижу его всецелую, самозабвенную заботу о нашей семье. В этом вопросе он полностью выполняет заповедь Павла, призывающего заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви.

При этом женино послушание вовсе не подразумевает отречения от собственных отношений с Богом и замены в вечернем правиле слова «Бог» на слово «муж». Не было такого требования у апостола Павла. Другое было: “Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога” (1 Кор 11:11-12).

Вы говорите про послушание. Положа руку на сердце, многих женщин настораживают слова о том безусловном подчинении, которое должна жена мужу в православном браке. Не хочется оказаться под пятой у деспота-самодура.

Я бы скорее советовала настораживаться мужчинам, а не женщинам. Ведь если от жены требуется всего лишь послушание, то от мужчины — намного больше. От мужчины требуется, ни много ни мало — любить жену так, как Христос возлюбил Церковь. А мы знаем, как Он ее возлюбил — Он умер за нее. Он всего Себя отдал Своей Церкви и сделал это не для того, чтобы над Церковью возвеличиться, чтобы приобрести Себе славу и власть. Господь сделал это ради Церкви, ради ее блага, ради того, чтобы Церковь была.

Вот, чего требует апостол Павел от мужа — будь для жены тем, кем Христос стал для Церкви, и тогда будет тебе послушание. Но не раньше — ибо Церковь стала послушна Христу после того, как Он отдал Себя на смерть ради нее. Ведь только после этого она и появилась на свет.

“Муж — образ Божий”, — говорит апостол Павел. Несомненно, многие православные мужья, примеряя на себя эти слова, считают, что речь идет о царском образе Бога во славе. Но образ Божий — это не только абсолютная власть, это и уничижение, это и предание всего себя ради того, кого любишь. Такая любовь не ищет своего, в том числе — и своего возвеличивания. Люби свою жену, как свою плоть, говорит апостол Павел. Питай ее и грей, как свою плоть – и как Христос питает и греет Церковь.

И такому мужу жена будет повиноваться, не из страха, а из доверия и любви, как Церковь Христу. Потому что твердо знает, что все его действия, все его слова направлены на то, чтобы ей, их семье было хорошо. И тогда она будет слушаться с радостью, потому что понимает, как тяжела ноша мужа и как много он делает для того, чтобы у них все было хорошо. И своим послушанием она ему поможет, облегчит его путь, и, в конечном итоге, не мужу одолжение сделает, а себе же.

А просто чваниться и возноситься над женой, исключительно потому, что ты почему-то родился мужского пола – это совершенно не по-христиански.

И, конечно, при послушании жены муж должен нести полную ответственность за то, что он говорит, а она выполняет.

Приведу житейский пример. Например, если мне посреди рабочего дня вдруг позвонит муж и скажет: Дашка, срочно возьми все деньги, которые у нас отложены на черный день, и переведи их мне, они мне срочно нужны – я сделаю это, не задумываясь и не расспрашивая. Потому что я знаю, что муж использует их наилучшим образом и наша семья ни в чем не потеряет. Я доверяю его знаниям, я доверяю его любви ко мне. Может, потом, когда он вернется вечером, я поинтересуюсь, в чем дело. А может, и не буду, подожду, пока он сам расскажет.

Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал

А вот если он придет на кухню и, почесав бороду, предложит мне разнообразия ради посахарить котлеты и посолить торт, то я для начала поинтересуюсь – для чего этот эксперимент? Возможно, он прочитал какой-то хитрый рецепт? Но если он ничего не захочет объяснять, то я могу сказать: хорошо, милый, я насыплю сахар в фарш и добавлю соль в «Наполеон», но всю ответственность за это решение несешь ты и только ты. Если это невозможно будет есть, то ломать голову над тем, чем кормить и как объяснять, будешь ты.

В случае, если он согласится – ОК, я сделаю, как он просит – ну мало ли, какие у человека причины, в конце концов, я помню, что все его силы устремлены на наше благо. Но если он откажется, мол, я сказал, я тут главный, а ты выполняй и все тут – тут я, пожалуй, откажусь и против апостола Павла не погрешу.

То есть, задавать вопросы и не соглашаться — это нормально?

Да, это нормально. Потому что Христос сказал Своим ученикам, началу Своей Церкви, что «уже не называю вас рабами, ибо раб не ведает, что делает Господин его, но называю вас друзьями». Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Я читала в разных источниках разные мнения насчет жизни после смерти. Одни пишут, что там нет и не будет любви к мужу, родителям, детям, т. е. вообще не будет любви, ревности и т. д., что человек не будет даже помнить своих близких. Другие пишут, что будет, но в то же время часто можно встретить, что там в том мире не будут жениться и выходить замуж. Вы не скажите, что это значит? Насколько я понимаю, просто не будет такого понятия как загс, но как же тогда Церковь, которая венчала двух любящих? Для меня венчание очень важное событие, при венчание Бог благословляет двух людей навсегда, не только при земной жизни. Правильно ли я считаю? Я просто не поняла, что значит, что «не будут жениться и выходить замуж». Ведь там останется память и люди не будут оставаться на месте? Будут появляться дети, останется образ по которому все родные и близкие смогут друг друга узнать, разве не так? Вот только я не знаю каким это будет образ молодым или нет? Самое главное, что мне хотелось бы узнать так это то, что будет с венчанными людьми, которые любят друг друга, они там тоже будут любить друг друга и будут все время вместе и вместе будут верить в Бога?

Уважаемая Марина, на часть Ваших вопросов просто ответить. Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Конечно же, дети не будут новые появляться. Умножение человеческого рода, даже какими-то иными путями, чем здесь, на земле, никак нельзя предположить по отношению к блаженной вечности. О том, какой телесный вид будут иметь люди по всеобщем воскресении, Святые отцы рассуждают по-разному, некоторые черты свойств человека по воскресении явил нам Сам Христос Спаситель, когда после Своего тридневного воскресения являлся ученикам, и из Евангелия понятно, что Он стал иной, чем они видели Его до того - Он мог приходить «дверем затворенным» (при закрытых дверях), когда Он мог идти с Лукой и Клеопой, так хорошо Его знавшими, и быть ими не узнанным, когда сама Мария Магдалина, пока Он Сам того не захотел, считала, что Он садовник, а не воскресший Христос. Есть другие свойства плоти Спасителя, которые в этом смысле будут присущи и людям по воскресении. Некоторые из Святых отцов, в частности блаженный Августин, говорят, что все люди будут находиться в возрасте телесного совершенства в блаженной вечности, который, применительно к жизни Августина, усвоялся, как возраст тридцатилетия. Так это или не так, рассуждать нам сложно, но понятно, что никакой ущербности, болезненности, ограниченности, которые есть в теперешней нашей жизни, в вечности не будет. Вот, кстати, поэтому святые на иконах всегда изображаются без телесных изъянов, даже если таковые были при жизни, - без ран, не хромые, не убогие, не еще какие-нибудь, а в той преображенной телесности, которая будет в Царствии Божием.

Что же касается отношений мужа и жены, то, думается, на Ваш вопрос можно так ответить: если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу чужды, то конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Поэтому реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

Сам по себе брак не сохраняется,но любовь и неуловимое понимание друг друга,которые стяжали супруги,будет связывать их и после смерти в вечности. Это в том радужном случае,если связали любовь.

Сохраняется ли брак после смерти?

Влияние венчания на жизнь после смерти.

Здравствуйте!
Помогите,пожалуйста,разобраться…
Извините заранее за такой вопрос, но он волнует не только меня. Известно, что венчаные муж и жена продолжают быть супругами и в вечности. Но как же понять слова Иисуса, что «в вечности не женятся и не выходят замуж»? Получается, что между супругами не будет половых отношений? Не думайте, что я какая-то «озабоченная». Просто как можно не прикасаться к любимому человеку, не обнимать его? Ведь эротическое влечение — это тоже дар Божий. Неужели мы с мужем будет только за ручки держаться?
Извините еще раз за глупый вопрос,мне стыдно за него,но все же непонятно почему Господь отнимет у супругов телесные отношения? Что в них плохого, если они любят друг друга???
Яна.

Здравствуйте, Яна. Очень хороший и актуальный вопрос, потому что он затрагивает одну из важнейших проблем нашего времени ― непонимания того, что такое любовь, и как она соотносится с темой половых отношений. Действительно, Господь благословил телесную близость супругов. Но брак и любовь ― не синонимы, поскольку брак может существовать без любви, как это ни странно звучит. Действительно, что из себя представляет любовь, и как ее отличить от влюбленности, страсти, или просто симпатии? Наиболее полно на этот вопрос ответил апостол Павел (1 Кор.13, 4), перечисляя качества любви.

Но если мы честно взглянем на себя и свои отношения в браке, то вынуждены будем признать, что не умеем еще любить. Об этом много написал отец Илья Шугаев в своей книге «Брак. Семья. Дети».

Плотские радости супругов являются воплощением благословения Господа «плодиться и размножаться», и кроме того, наградой за их обоюдную ответственность при законном вступлении в брак, учил митрополит Сурожский Антоний.

То есть, плотское удовольствие не является свидетельством любви, или наградой за нее, поскольку все качества, перечисленные апостолом Павлом не имеют половых признаков.

Если хотите, любовь беспола. Любовь можно описать одним словом «жертвенность», и неважно, кто жертвует ради кого: мать ради ребенка, или муж ради жены. Любовь нужно стяжать, выносить и выстрадать, а это процесс не одного года. И, естественно, далеко не всегда в отношениях супругов обретается любовь, что очень прискорбно.

Но ведь телесная близость разрешена не с момента стяжания супругами любви, а с момента прочтения молитвы на снятие венцов, читаемой сегодня сразу в чине таинства бракосочетания.

Вывод: любовь не связана с половыми удовольствиями, следовательно, связывать эти аспекты не стоит.

В чем будет состоять блаженство людей в Царстве Божием? В двух аспектах: вечном предстоянии пред лицом Господа, славословии Его; и в общении друг с другом. Причем, необходимо отметить, что воскресшие тела святых людей будут подобны телу воскресшего Господа. Что это значит в нашем вопросе? Что Господь не станет отбирать никакой радости у людей. Напротив, Он Сам даст радость и блаженство в самом высоком
и глубоком ощущении этих реалий. Но человеческая душа, сподобившаяся святости не будет иметь потребности в телесной близости, как и воскресшее тело праведника. Человек сам не будет желать телесной близости, находясь в близости к Богу! И в свете этого блаженства телесные страстные желания не будут тревожить праведника.

И вот мы слышим в Евангелии.

Что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.

А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.

Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Дягилева


Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве. Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально.

Правила развенчания в православной церкви после развода

Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании.

Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?

Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь; Процедура развенчания церковного брака в православной церкви: основные правила Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью. Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения? Подать прошение может один из супругов.

В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться. Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя. Можно ли провести обряд венчания после развода Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Ipc-zvezda.ru

Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.

Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.

Внимание

РАЗВОДис.РУ Ответы на вопросы

  • Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
  • В каком порядке необходимо действовать
  • Можно ли провести обряд венчания после развода

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно.


Инфо

Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.

Существует ли церковный обряд развенчания брака (см.)?

Самого обряда, как такового, не существует. Обычно подаётся прошение в епархию через местного священника о самом событии развода. Но церковь далеко не всегда благословляет вторичные венчания. Для повторного брака есть повод смерти одного из супругов, то есть если просящий о венчании вдовец или вдова.
Или если один из супругов изменил, а второй не может простить. И то это всё рассматривается индивидуально. Я знакома с одной женщиной, она очень давно развелась с мужем так, как он пьёт и избивал её. Они венчаны, но второй брак её не благословили, хотя она и не однократно просила.
Живёт с ребёнком. А вот другая знакомая развелась с мужем и повенчалась с другим, так же венчанным в первом браке. Их по чему то благословили.

Можно ли развенчаться после развода и как это сделать

Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.

  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Обряд развенчания в православной церкви Процесс развенчания - это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения. Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов. Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде. Как развенчаться после развода После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Церковный развод

  1. За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают.

Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.

Нужно ли развенчиваться после смерти супруга

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания. Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью. Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.