Кузьма-Демьян - рукомесленники, курятники. Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы.
По народному календарю . Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.
«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».
Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени! »
Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.
В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.
Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под названием кочетятника.
Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! КузьмаДемыш по селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!
Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»
«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем - «похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело, то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе устраивалась веселая пляска.
Покровители ремесел . Кузьма и Демьян называются еще руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили они, садясь за прялку, - сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.
Праздничный стол . Справляя курячьи именины, варили пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками, продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Приметы . Если Кузьма-Демьян закует, то раскует. Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.
Снежный день обещает будущей весне большой разлив. Если на. Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то и на другой год будет мороз.
С этого дня бьют кур на продажу. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

Православные верующие 14 июля вспоминают двух братьев-бессребреников – Косма и Дамиана Римских. Они жили в 3 веке в Риме при царе Карине. Братья лечили больных людей и животных, оказывали помощь бедным людям. И за все это они не просили никакой платы. Своими учениями они многих людей обратили к христианству.

Братьев называли «безмездными врачами». Но все-таки нашлись и такие люди, которым не нравилась их деятельность, и они опозорили и убили с особой жестокостью братьев.

В день Кузьмы и Демьяна люди у Космы и Дамиана просили помощи, чтобы те избавили их от разных болезней. Братья были покровителями лекарей, поэтому тот, кто каким-то образом относился к медицинской деятельности, молились им, ставили свечки и просили знаний, защиты и силы.

Этот день называют:

  • «Кузьма и Демьян»
  • «День Козьмы и Демьяна»
  • «Бабий праздник»
  • «Женский праздник»
  • «Кузьминки». Это название праздник получил от имени одного из братьев, которого чтят 14 июля – Космы. В народе это имя мало было знакомо, поэтому люди подобрали очень близкое к нему.

Сенокос в это время был на самой вершине, то есть все отправлялись косить траву. Говорили в народе: «Козьма и Демьян пришли - мы на покос пошли», «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Также на самом пике была прополка грядок, так как нужно было убирать все сорняки и уже начинать собирать первый урожай корнеплодов для продажи. Приговаривали: «Огород - бабий доход».

В этот день уже нужно было собирать малину и крыжовник, из которых потом варили компоты и крыжовник. Считали что малиновое варенье самое вкусное в этот период. А вот сам крыжовник также добавляли еще и в мясные блюда, особенно в тушеную курицу.

Летние Кузьминки считается женским праздником. После сделанной за весь день работы молодые девушки и женщины вечером собирались на гулянья. На пиру варили кашу-сыпчину или как ее еще называли «сборную кашу», куда добавляли все то, что каждый принес с собой (крупу, муку, молоко, яйцо), выпивали пиво. Также женщины пели песни, делились полезными советами и просто разговаривали. Еды готовили много, чтобы можно было угостить соседей и бедных.

Верили в приметы на Кузьму и Демьяна:

Если к вечеру серп луны чуть красного цвета – будет ветер, а если края чуть притуплены – начнутся ливни.

Верили: что приснится во сне в эту ночь, то скоро исполнится; что-то новое начинать не стоило – все равно не сбудется; до заката солнца нужно просить друг у друга прощение.

Именинники в этот день: Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Пётр, Тихон


В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

  • Кузьминики осенние;
  • День Кузьмы и Демьяна;
  • Куретники.

В течении календарного года в народе празднуются два праздника под названием Кузьминки. Сегодня 14 ноября православные отмечают Осенние Кузьминки.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Праздник Кузьминки приметы и пословицы: девичий праздник

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Приметы 14 ноября День Кузьмы и Демьяна.

  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние традиционно отмечается 14 ноября. Православная церковь в этот день почитает память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских, а также их матери преподобной Феодотии. В народе праздник еще называют Кузьма и Демьян, Встреча зимы, Праздник девичества, или Куриная смерть.

Косма и Дамиан (в народе Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитывала их как истинных христиан, поэтому в своем городе они также проповедовали веру. В юношеском возрасте братьев отдали на обучение к врачевателю, после чего они начали исцелять людей от смертельных болезней. Люди удивлялись увиденным чудесам, тем более что плату за свои услуги целители не брали.

Однажды от смертельного недуга братьям удалось исцелить одну женщину. В знак благодарности, она попросила Кузьму принять у нее 3 яйца, во имя Господа. Он не смог ей отказать и принял подарок, чем очень огорчил брата. Демьян сказал, что тот нарушил данный ими обет и запретил их хоронить рядом.

После смерти братьев христиане долго думали об исполнении завещания, но внезапно в толпе появился верблюд, которого целители однажды спасли. Он заговорил человеческим голосом и велел похоронить братьев вместе, так как дары были приняты Кузьмой не из корыстных побуждений.

Традиции и поверья праздника Кузьминки осенние

Главной традицией праздника считалось проведение вечеринок, окончание свадебного сезона и прядение.

Так как святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага и кузнецов, в этот день работа в кузне считалась тяжелым грехом. В народе считали, что святые и сами занимались кузнецким делом. На Кузьминки традиционно доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодым.

14 ноября прикармливали дворового – духа, который следил за домашним скотом. Если он был «плохим», проводился специальный обряд для его изгнания со двора.

Еще одной традицией этого дня было завершение молотьбы. 14 ноября из нового урожая готовили кашу, мужчины варили пиво и устраивали братчину с разными угощениями. Для проведения этого веселья выделялась отдельная изба, при этом продукты собирались всей деревней. Хозяйкой дома в этот день становилась девушка на выданье, которая готовила еду и всех ею угощала. Традиционно на Кузьминки ели вкрутую сваренное яйцо, ведь считалось, что оно защищает от бесплодия. Вторым угощением дня была куриная лапша.

На Кузьминки также отмечались куриные именины. Богатые семьи отправляли своим бедным родственникам кур в виде подарка. Если крестьянские жены приносили кур боярыням, те дарили взамен ленты. Таких кур держали в почете, не убивали и вкусно кормили, а их яйца считали лечебными.

Приметы праздника Кузьминки осенние

Издавна сохранилось множество примет, связанных с праздником Кузьмы и Демьяна:

  • теплая погода в этот день предсказывает мягкую зиму;
  • Кузьминки знаменуют приход зимы;
  • батюшка Кузьма-Демьян – куриные Бог;
  • Кузьма и Демьян «куют» счастье молодым;
  • если петух стоит на одной ноге – быть морозу;
  • к вечеру мороз становится слабее – на следующий день стоит готовиться к пасмурной погоде.

Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!