Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени »

ПРОЕКТ

«КУКЛА – НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Выполнила:

Сорокина Антонина,

Руководитель:

г. Бежецк 2015

П А С П О Р Т П Р О Е К Т А

Название проекта: «Кукла – народная игрушка».

Руководитель проекта : .

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, изобразительное искусство.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет.

Тип проекта: индивидуальный.

Цели проекта: выяснить значение кукол в жизни человека. Проследить с какими этапами жизни человека они были связаны.

Задачи проекта:

1. Найти информацию по выбранной теме.

2. Узнать историю возникновения кукол.

3. Как и из чего изготавливали кукол.

4. Чем и для чего они служили.

5. Научиться самостоятельно изготавливать традиционные народные куклы.

6. Провести мастер-класс по изготовлению куклы со своими одноклассниками.

Вопросы проекта:

1. Что такое кукла?

2. Как появилась кукла в России? Её назначение.

3. На какие группы делятся тряпичные куклы?

4. Можно ли сделать тряпичную куклу в домашних условиях?

Необходимое оборудование: фотографии кукол, книги, компьютер, подключенный к сети Интернет.

Актуальность проекта:

В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых

кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.

Этапы работы над проектом:

1. Подбор материала по теме.

2. Его исследование и отбор.

3. Изготовление тряпичных кукол своими руками.

4. Написание проектной работы и её оформление.

5. Создание презентации.

Список использованных информационных ресурсов:

1. Библиотеки.

2. Интернет.

К Р А Т К А Я А Н Н О Т А Ц И Я

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т. д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта. ………………………………………5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… ..5

1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………5

1.1. Что такое кукла и её особенности ……………………………………..5

1.2. Типы и назначение куклы ……………………………………………...6

1.2.1. Куклы-обереги………………………………………………………...6-7

1.2.2. Игровые куклы ………………………………………………………..7-8

1.2.3. Обрядовые куклы ………………………………………………..…….9-10

2. Практическая часть работы …………………………………………………10-11

2.1.Изготовление традиционных народных кукол…………………………11-12

2.2. Мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички»

с одноклассниками ………………………………………………………11-12

III. ВЫВОДЫ …………………………………………........................................13

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…14

V. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………15-17

КУКЛЫ НЕ УМИРАЮТ –


В НИХ ПРОСТО ПЕРЕСТАЮТ ИГРАТЬ

В. Пелевин

I. Введение. Актуальность проекта.

Тема моей работы «Кукла – народная игрушка». Почему я выбрала эту тему?

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Меня очень заинтересовало то, каких кукол мастерили в старину?

С какими событиями в жизни людей были связаны куклы?

Я предположила, что в старину мастерицы не просто мастерили кукол, а вкладывали в них особый тайный смысл. Мне захотелось узнать об этом больше и я начала исследовательскую работу.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретический обзор темы

1.1 Что такое кукла и её особенности.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к словарю.

В «Словаре русского языка » Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, даже если она не является детской игрушкой. С японского «кукла» означает «образ человека». Опросив девочек моего класса, я выяснила, что «кукла» это - игрушка, развлечение, украшение комнаты, подруга детства, первая дочь, лучшая подруга, игрушка, которая по виду напоминает человека.


Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани и других материалов. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил. Но больше всего меня заинтересовали куклы, выполненные из лоскутков материи, ленточек и ниток, т. е тряпичные куклы.

1.2.Типы и назначения кукол

Тряпичные куклы - одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол люди делали сами для своих детишек. Их так приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду - ведь они совсем легкие и не занимают много места. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

1.2.1. Куклы – обереги

Лоскутные куклы-обереги – это отражение той картины мира, в которой жили люди. Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

К этому типу кукол относятся:

«Вепсская кукла». Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть.

«Домашняя масленица». Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Подорожница – обережная кукла маленького размера, которая помещалась в ладони, т. к её брали с собой в дорогу. Она защищала в пути-дороге от бед..jpg" width="157" height="207">.jpg" width="158" height="208">DIV_ADBLOCK210">


К этому типу кукол относятся:

Кукла «Отдарок на подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы дети могли подарить её кому-то в ответ на подарок.

Кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста.

Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку.

Кукла «Веснянка» - это небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Она была куклой одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image009_7.gif" width="204" height="216">.jpg" width="182" height="298">Венчание" href="/text/category/venchanie/" rel="bookmark">венчания , под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. После того, как рождались дети, кукол раздвигали и между ними помещали маленьких кукол по количеству детей. Такие куклы для молодых делали подруги.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Весной содержимое «Зерновушки» высыпалось в первую борозду. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image015_7.gif" width="220" height="295">Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботная , веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.


«Нянька» - женщина с младенцем на руках. Кукла носит воспитательный характер. Показывает, что женщина должна любить, растить и воспитывать детей.

«Пеленашка», «Вепсская» - об этих куклах я уже говорила.

«Мировое дерево». Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из берёзы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених. «Мировое дерево» - так называли эту композицию. Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почётное место в своём доме.

Сейчас я работаю над тряпичной свадебной куклой.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image020_3.jpg" width="223" height="260">.jpg" width="268" height="258">Классный час" href="/text/category/klassnij_chas/" rel="bookmark">классном часе я провела мастер-класс и познакомила ребят с изготовлением самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».

1. Рассказ о роли и значении кукол в жизни русского народа

и о кукле «мартиничке» (приложение 1).

2. Практическая часть (приложение 2).

Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.

Техника выполнения куклы «мартинички» включает в себя выполнение следующих последовательных этапов, а именно:

Изготовление туловища, головы и ног:

Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки красного цвета на шаблон (по длине) 40-45 витков пряжи. Обрезаем нить. Отрежем красную нить длиной примерно 10см. Пропустим под пряжу по сгибу и сделаем два узла. Снимем пучок ниток с шаблона и разрежем с противоположной стороны от узла. Это будут голова, туловище и ноги. Сделаем голову. Для этого отступим от узла примерно 2см и белым цветом ниток завяжем.

Изготовление детали рук:

Намотаем нитки белого цвета на шаблон (по ширине) 20-25 витков пряжи. Обрежем нить. Аккуратно снимем нитки с шаблона. Завяжем узлы нитками красного цвета по краям.

Соединение деталей:

Пучок ниток красного цвета разложим на две части. Между прядями пучка вложим деталь рук, под которой потом белой ниткой соединим две детали.

Окончательная отделка куклы:

Подровнять ножницами край юбки куклы. Пряжу можно слегка распушить. И вот что у нас получилось. DIV_ADBLOCK212">

См. Приложение

IV . ЛИТЕРАТУРА

1. Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981

2. Прекрасное своими руками. - Москва, Детская литература, 1987

3. Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва, « Издательство ACT», 1999

5. и Шведова словарь русского языка. –

М.: Технологии», 2008г.

6. http://letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.

7. Ресурсы интернет:

www. krupenichka. ru

http://www. oxanafa. ru/narkykla/

http://slovarozhegova. ru

http://www. rukukla. ru

V . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кукла «мартиничка»

Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Традиционно закликали весну 21 марта , в этот день пели заклички весны. Время для праздника выбрано не случайно - это время весеннего равноденствия. И так как март - это время встречи двух времен года, праздник всегда украшали куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Еще «Мартинички» прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.

Кроме этого они имели и ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече родителей. Было принято сажать куколки в избе, в красном углу. С момента появления в семье ребенка куклы немного раздвигались в стороны, уступая место куколке между родителями. Количество куклят на плечах у пары равнялось количеству детей в семье.

В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. «Мартинички» дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для украшения елки.

Приложение 2

Куклы из ниток «Мартинички»

Для работы потребуется:

25 г тонких прочных шерстяных ниток (лучше красного и белого цвета),

ножницы, кусок картона 16х16.

На картонку наматываем шерстяные нитки толстым слоем. По краям разрезаем ножницами.

Берем ниточку и перевязываем ей по середине нашего пучка ниток.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Два пучка по краям перевяжем ниткой - получатся руки.

Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье.

Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Каждой кукле привязываем веревочку.

Кукла-оберег готова!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области «Тевризский детский сад№3»
Проект «Народная тряпичная кукла»

для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель Битель Светлана Сергеевна

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
Незнание истории возникновения народной куклы.
Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) .
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы.
Как сделать самостоя- тельно куклу.
Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей

Разработка плана достижения цели
Познавательное развитие:
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в библиотеку.
Презентация «Народная тряпичная кукла».
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Деревенская семья»,
«Дочки-матери».
Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы Зерновушки в мастерской
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
Конструирование из бумаги «Кукла».
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Лепка «девочка в сарафане».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
Оформление информационного стенда
«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле
Повышение познавательной активности детей
Активизация словарного запаса детей
Усиление ресурсного обеспечения группы
Альбом «Народная тряпичная кукла»
Изготовленные куклы для мини-музея
Презентация

Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Проект по изобразительному искусству и технологии

2017 г.





Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1. Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3. Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4. Подготовка выставки и защита проекта.


Актуальность темы:

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве. Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила узнать, как можно больше о создании народной игрушки.

В рамках проекта мной были проведены следующие исследования:

  • Роль игрушки в жизни ребенка
  • Музей игрушки

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка? Есть ли музей народной игрушки.

Цель исследования : выяснить


В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

Я подумала, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла - как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


С чего я начинала свою работу?

1 этап начался с поиска и сбора информации.

На данном этапе проводилась работа по изучению истории возникновения игрушки.

Я перед собой поставила следующие проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки и дедушки?
  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

  • Как игрушка способствовала духовному общению?

Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet .









Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Навряд ли в самой лучшей заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.

Я подробно познакомилась с историей народной игрушки, получила навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у меня появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта.


Мою проектную работу я оцениваю, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Я считаю, что достигла той цели, которую ставила перед собой в начале работы.

Во-первых, я научилась новым техникам при работе с тканью, изучила дополнительную литературу, получила много новых знаний.

Во-вторых, изготовила оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, мне удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.


ПРОЕКТ

КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ

Проектно - исследовательская работа по теме:

« Куклы - обереги ».

Тип работы:

Информационно - исследовательский.

Монопредметный.

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, исследовательские.

Цель:

Изучить историю и процесс создания игрушки.

Изготовить куклу оберег.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучение истории родного края.

Изучение литературных источников о куклах оберегах.

Выполнение куклы оберега.

Теоретическая часть проектно - исследовательской работы

Актуальность проекта

Размышления очевидцев и старожилов.

История возникновения игрушки

Куклы обереги

Материалы и инструменты, используемые при выполнении оберега

Технологическая карта

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Актуальность проекта.

Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка - это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры - в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит - и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.

Игрушка - это оберег обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. Сделать самодельно игрушку совсем не трудно, стоит только захотеть.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.

Традиция - передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени.

Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффектное средство формирования личности.

Я, например, именно по этой причине заинтересовалась таким древним народным промыслом. Знаю, что различных кукол-оберегов существует больше 90 видов, но я пока освоила только небольшую часть. Сначала просто крутила кукол, а потом, куклы стали "открываться". И стало понятно - почему делали так, а не иначе, почему использовали именно этот цвет или материал.

В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.

Объектом исследования является игрушка.

Предметом исследования является процесс создания игрушки.

Цель работы: изучить историю и процесс создания игрушки.

Для детального исследования и изучения народных русских традиций мной был проведен опрос мнений жителей Кипчаковского сельского поселения. Для этого всем задавались одни и те же вопросы:

Какую игрушку Вы предпочитаете?

А) покупную Б) сделанную своими руками

Целью опроса являлось изучение мнений разных слоев населения о том, какие игрушки жители Кипчаковского сельского поселения предпочитают.

Результаты исследования

Выборочный срез мнений представителей различных возрастных и социальных категорий респондентов показал, что подавляющее большинство предпочитают игрушку, сделанную своими руками 62%. Считают, что такие игрушки не требуют больших материальных затрат, их можно легко и быстро сделать своими руками. Они - неповторимые и второй такой же игрушки нельзя найти. А самое главное они несут в себе тепло души человека. Покупным игрушкам отдают предпочтение 34%.Объясняют это тем, что в продаже имеется огромный выбор игрушек с использованием новых современных технологий. И 4% воздержались в своем выборе. Связано это с финансовыми возможностями.

Таким образом, социологическое исследование определило актуальность темы проекта.

Мне было интересно узнать мнение старожилов и жителей Кипчаковского сельского поселения о традиционной народной игрушке. Размышления старожилов и жителей села

Одна моя знакомая, которая была больна, пришла ко мне и говорит: Я знаю, что ты делаешь куклы-обереги. Слышала, что они хорошо помогают людям. Сделай такую куклу, может быть, мне хоть немножко станет легче…» Я ей сделала куклу-травницу, которая набивается полезными сушеными травами: душицей, мятой, лимонником, крапивой. Когда такую куклу шевелишь, она издает не только успокаивающий звук, но и сильный аромат. Конечно, это полезно для здоровья. И моя знакомая поправилась.

Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите чего-то достичь, но ничего при этом не делая. Также и с куколкой. Если Вы решили что-то сделать, поручили куколке заняться этим, а сами забыли про все, то потом долго всем можно рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь - вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Я считаю, что обязательно нужно надеяться на себя. А кукла - это символ благополучия. И вот у нас дома вот уже много лет сохранилась такая кукла «Хозяюшка - Благополучница»

О кукле-обереге я вспоминала и тогда, когда хотела избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивала против часовой стрелки, приговаривая: "Отвернись злом, повернись добром". Именно поэтому раньше почти в каждом доме была кукла оберег «Берегиня». Еще В. Гюго писал: "Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей". А у меня и сейчас сохранилась такая кукла.

В нашей семье на видном месте всегда стояла Кукла Крупеничка. Именно она считалась символом достатка и богатства семьи. Еще моя бабушка рассказывала, что такие куклы были почти в каждой семье. Наполняли ее пшеницей. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая.

Бабушка (притча)

Эту историю рассказала мне моя бабушка, а ей в свою очередь ее бабушка.

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
- Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
- А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
- Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
- Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
- Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена - не оторвешь.
Спросил ее старичок:
- Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
- А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, - поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

История возникновения ИГРУШКИ

Игрушка имеет очень древние корни. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. «Потешка» (так называли игрушку) была не только игрушкой, но и оберегом, защищающим от злых сил. С самого рождения детскую колыбель обвешивали пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, звенящими кусочками металла. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свёрнутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки пеленали и завёртывали. Куклы-игрушки были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни, ведь дети начинали их вертеть с пяти лет.

Кукла - это

1. детская игрушка в виде фигурки человека.

2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.

В словаре В.И.Даля сказано: КУКЛА ж. куколка, кукляшка, -шечка ж. кукленок, -ночек м. умалит. сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая илн повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. | У валялыциков и др. мастеровых: болван, форма. | Пск. около 20 фунтов чистого льна, в связке. | калужск. орл. завертка, закрутка, закрута в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу и гибель того, кто снимет куклу. | В конном вороте, куклы, брусья, на коих висит беседка погонщика. Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая; | *щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Одеться куклою, шегольски. Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво! приговаривает поводильщик медвелю. Куколка умалит. Ты моя куколка досужая! ласка, похвала. | Насекомое, в предпоследней степени развития своего, в состоянии замирания: первая степень яичко, вторая гусеница, третья личинка, или куколка, четвертая мотылек, муха и пр. Кукла сл. переводное, сбивчивое и лишнее: гусеница (Rauре; сhenillе) и личинка (Lavrе, Рuрре; nутрhа, сhrysalidе). Чtртова кукла! бранное Хорош: перед чертом - куколка! Куклин, кукле прнадлежщ., как бы принимая ее за уечто живое. Кукольный, к куклам относящ. Кукольный театр? представление посредством кукол. Кукольная комедия, то же: говор. о какой либо притворной и пошлой человеческой проделке. Кукольник м. -ница ж. кто делает куклы, игрушки. Кукольначать, заниматься куклами, играть ими.

Куклы-обереги

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков - ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов - вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Лоскутные куклы-обереги. Это небольшие куколки, которые могут быть везде - в карманах, во всех уголках дома, в машине, и везде где вы придумаете. Делать их можно по-разному.

Роль цвета:

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.)
2) Красный - Огонь, (и Солнце - как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный - Растительность, Жизнь.
4) Чёрный - Земля.
5) Золотой - Солнце.
6) Синий - Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Куклы-обереги, встречающиеся в Кипчаковском сельском поселении:

Десятиручка

Это многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

Крупеничка

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Кубышка-Травница

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

Коляда

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

День и Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Колокольчик

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Девка-Баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Веснянка

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Кувадки

Куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов.. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

Пеленашка

В русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы защитить ребенка, куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Подорожница

Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.

Свадебная кукла

Неразлучники

Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась.

Метлушка

Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор"-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась. Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться. После обряда очищения дома - сразу чувствуется разряженная атмосфера, становится легче дышать и отношения между членами семьи становятся гармоничными. Обряд можно проводить каждый месяц - тогда в доме не будет накапливаться негативная энергетика.

Кукла-скрутка на пуговице

Столбушка

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

Хозяюшка - Благополучница

На Счастье

В кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла на счастье имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска вашего счастья, потому что путь бывает долгим.

Она умиляет и трогает всех, кто ее видит впервые. В нее можно и играть не боясь, что она раскрутиться, как в варианте народных кукол закруток, которые должны только стоять на почетном месте. Можно носить такую куклу на счастье как талисман в качестве брелков на сумках и мобильных телефонах. Ее можно поставить на рабочий стол или тумбочку.

Кукла на счастье является и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей на пути к достижению цели, и надеждой на самое прекрасное будущее.

Материалы и инструменты, используемые при выполнении куклы

Материалы

Инструменты

Технологическая карта изготовления куклы Крупеничка.

Крупеничка (Зерновушка, Горошинка) — кукла, набитая крупой. Это образ хранитель-ницы достатка в доме. В основе куклы — маленькая киса (кожа-ный или холщовый мешочек с круглым дном, горловина которого затягивался веревоч-ной петлей). В наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка — развитие пальцев рук ребенка влияет на актив-ность и беглость его речи.

Берем прямоугольный лоскут отбеленного льняного или хлопкового полотна раз-мером, складываем пополам и сшиваем сметочным швом.

Заполняем мешочек зерном, горловину затягиваем, свобод-ные концы шнурка завязыва-ем и маскируем — основа куклы готова.

Отступаем от горловины вниз примерно на треть высо-ты основы и обматываем суро-вой нитью — выделяем голову.

Из лоскута сворачиваем плотную скат-ку — руки, сверху накручиваем другую ткань — рукава рубаш-ки — так, чтобы выступали ладошки; накладываем по 2—3 плотных витка нити и крепим узлом, края отгибаем в виде оборок. Руки прикрепляем к туловищу (обмотка по тулови-щу спереди и сзади крест-на-крест).

Подбираем лоскут яркой ткани, скла-дываем пополам и в середине делаем разрез - пройму, натягиваем сарафан на куклу, оглаживаем вдоль осно-вы и фиксируем витками прочной нити, или ленты. Костюм можно дополнить лентами.

Готовим головной убор: повязываем платок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека.

Игрушка - это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека.

Куклы, в старину, играли огромную роль:

они были участницами многих праздников;

были оберегами;

являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода;

ребенок, играя с ними, приобщался ккультуре и традициям своего народа.

тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.

Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми. При изготовлении кукол человек передает кусочек души и добрых пожеланий

Литература:

Жадаева А.В.Технология «Творческие проекты: организация работы». Волгоград: Учитель 2011г.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, 2010г.

Уханова И.Н. «Игрушки», СПб: Изд-во Гос Эрмитажа, 2011г.

Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В.«Организация проектной деятельности в школе; система работы, Волгоград, 2010г.

Светлана Саутнер

Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка "

Создатели проекта : Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с.

Киселева Оксана Леонидовна – воспитатель

Саутнер Светлана Вильгельмовна-воспитатель.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели

Цель : создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре

Задачи :

Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

Познакомить с содержанием игр с народными игрушками , возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки )

Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку

Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности Этапы реализации проекта .

Знакомство с историей возникновения народной куклы .

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы : исследовательские ; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание разнообразных народных игрушек , содержания игр с ними

Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Работа с родителями :

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Народная игрушка . Советы родителям»

Информационно-стендовые материалы : «Как сделать тряпичную куклу » , «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки » и др.

Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка »

Детско -родительское творчество : изготовление тряпичных кукол,

Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки

Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)

Режиссерские игры с тряпичными куклами

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка . Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек . Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы , какие традиционные куклы были у русского народа , какое назначение имела каждая кукла , до какого возраста играли дети в куклы . Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы .

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы .

Работая над проектом , мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась , а сворачивалась из цельного куска материи.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ

Первая кукла -мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы : Она является частью культуры всего человечества, Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа .. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка . Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни, и сжигали на костре, либо топили в воде.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство .

Изучив технологию изготовления куклы Куватки , провели мастер класс по е изготовлению для дошкольников.

При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещ очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

На Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Эти куклы не имеют лица . Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало. На каждый узелок такой куклы делают заговор , например, на замужество, или на рождение ребенка, или на здоровье, на счастье и т. д., благодаря чему они защищают человека, принимают на себя болезни и несчастья, помогают в делах.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками , в доме быть беде.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещ и символом продолжения рода.

На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времн была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. В любом крестьянском доме можно было видеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.

Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Но наши мальчишки, тоже решили принять участие в проекте . Конечно, делали они уже все по-современному, с помощью ножниц и швейной машинки.

Все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлнным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались вервочкой, надевался платочек, и кукла готова

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы , сделанные своими руками и презентация.

Реализация проекта

Экскурсии в библиотеку : познавательное занятие «Народная кукла в России »

Дети рассказывают друг другу как они сделали своих кукол. А также разбираются в старинных названиях кукол и истории народной куклы

В Параскеву Пятницу я смотаю куколку,

Добрую хозяюшку,

милую жену.

Развеслы здравицы буду петь без умолку,

Заплету в головушку травушку-весну.

Лентой крестик выложу да на белом личике,

Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму.

Нету ладу, удержу, накажи обидчиков!

Научи, пригожая, счастью да уму.

Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности , в т. ч. совместные и самостоятельные свободные игры

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа . В этом главная ценность традиционной народной куклы .