Рабочая программа внеурочной деятельности "веселый этикет". Программа кружка внеурочной деятельности "этика" Программа кружка веселый этикет для младшей группы
«Начальная общеобразовательная школа а.Адыге-Хабль»
Принято на Утверждаю.
педагогическом Директор____________________
совете школы №1 Выкова Л.А.
«Веселый этикет» - 3 класс
разработала
Тлисова О.М.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весёлый этикет»
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
Личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
Развивающие нравственное сознание;
Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу в следующей логике.
3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
- рассказывать о добре и зле в литературных произведениях
-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике
- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;
-уметь задавать вопросы по интересующей тематике
-приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт
-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
3.О трудолюбии -
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
корректировать его;
4.Культура внешнего вида
Универсальные учебные действия:
5.Внешкольный этикет
Универсальные учебные действия:
1.Школьный этикет
(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
Описывать сюжетную картинку (серию);
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
Оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении;
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Предполагаемые результаты 2-го уровня
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
сюжетно-ролевая игра;
игра-спор;
подвижная игра;
учебная игра;
праздник.
практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)
экскурсии
встречи с интересными людьми
путешествии
Формы подведения итогов:
творческий показ
общеклассные мероприятия
тематические вечера и праздники
Конкурс творческих проектов
Выставка рисунков
Защита проектов
Устный журнал
Список использованной литературы
Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.
Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.
Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2003 г.
Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2006 г.
Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.
Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.
Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формированиинравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
практические (наблюдения, эксперименты,);
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Знакомство | |||
2 | Поведение за столом | |||
3 | У тебя в гостях подруга | |||
4 | Прощание с гостем | |||
5 | Игра «в гости» | |||
6 | Прощание перед сном | |||
7 | Утреннее приветствие | |||
8 | Об уступчивости | |||
9 | Вежливая просьба | |||
10 | Вежливая просьба (продолжение) | |||
11 | Поведение в общественном транспорте | |||
12 | Поведение у театральной кассы | |||
13 | В театре (кино, цирке) | |||
14 | В поликлинике | |||
15 | В детской библиотеке | |||
16 | Поведение в кафе | |||
17 | В парикмахерской | |||
18 | В парикмахерской (продолжение) | |||
19 | Утешение | |||
20 | У постели больного | |||
21 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | |||
22 | Разговор с незнакомым на улице | |||
23 | Обращение к взрослому знакомому | |||
24 | Вежливый разговор по телефону | |||
25 | Вежливый разговор по телефону | |||
26 | | |||
27 | Разговор о животных и с животными | |||
28 | Поздравление и пожелания | |||
29 | Поздравление и пожелания | |||
30 | Прощание с близкими перед отъездом | |||
31 | Поведение в школе | |||
32 | Разговор со старшими | |||
33 | Поведение дома | |||
34 | Не ссориться и не обижаться друг на друга |
Программа кружка «Этика»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.
Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.
Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.
Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.
Задачи:
Способствовать нравственно-этической ориентации обучающихся;
Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;
Развивать коммуникативные способности школьников;
Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;
Закреплять навыки бесконфликтного общения;
Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.
Формы проведения занятий : каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.
В основе программы лежат принципы:
Этическое отношение к личности;
Конструктивное общение;
Эмпатическое понимание мира подростка;
Интерес к личному миру подростка и его актуализация;
Диалогичность;
Добровольность
Формы организации обучения : групповые, индивидуальные
Виды деятельности , которые организуются в ходе занятий:
1. Познавательная деятельность
2. Проблемно-ценностное общение
3. Игровая деятельность
Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.
Воспитательные результаты первого уровня:
Ученик научиться : (приобретение обучающимися социально-нравственных знаний)
освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;
Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;
Правилам поведения и безопасного межличностного общения;
Ученик получит возможность:
Осознания своего «я» как гражданина
Формирования своей внутренней позиции, положительного отношения к окружающим
Воспитательные результаты второго уровня:
Ученик научиться : (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)
Позитивно относиться к базовым ценностям общества;
Помогать товарищу в учебе, труде,
Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;
Пользоваться простыми нормами нравственности.
Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,
вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми
Воспитательные результаты третьего уровня : (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)
Ученик научиться :
Самостоятельно действовать в общественной жизни.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.
Ученик получит возможность:
Формирования активной жизненной позиции
Формирования ответственности за свои поступки
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий :
Личностные УУД
Ученик научится
Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,
Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,
Сопереживанию к чувствам других людей,
Способности ценить дружбу, доброту,
Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;
Внимательно относится к красоте окружающего мира.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;
Знать и применять допустимые и недопустимые формы поведения;
Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию
Ученик получит возможность научиться:
Умению управлять своими эмоциями;
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;
Бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.
Не допускать дурных поступков и удерживать от них других;
Познавательные УУД
Ученик научится:
Устанавливать причинно-следственные связи.
Строить логическое рассуждение.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
Ученик получит возможность научиться:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;
Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать
Ученик получит возможность научиться:
сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
Тематический план
тема
Кол-во
часов
теория
практика
Введение
Знакомство со сверстниками
Простые нормы нравственности
Ты – будущий гражданин
Этикет в жизни человека
Я и другие люди
Обобщение
4ч
4ч
Всего
68ч
Содержание
Тема занятия
Краткое описание деятельности обучающихся
Форма занятия
Кол-во часов
Введение
Вводное занятие.
Что такое этика? Что такое этикет?
Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка.
Беседа
диалог
Что значит быть воспитанным человеком?
Создание первого проекта. Правила работы над проектом. Правила работы в группе.
Мини-проект
Знакомство со сверстниками
Слово доброе, слово вечное.
Приветствие и его значение для человека
Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.
Час-общения
Ролевая игра
Человек и его имя
Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»
Мини-проект
Прозвища – чудовища
Почему дают прозвища? Как к этому отнестись? Что делать, если у тебя есть прозвище?
Проблемное обсуждение
Простые нормы нравственности
Моя семья
Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи»
Беседа
Мини-проект
Семейные праздники
Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках
Занятие - праздник
День рожденья – лучший праздник
Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей.
Ролевая игра
Поощрения и наказания
Поощрения и наказания в семье, в школе.
Час общения
Подарки
Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки?
Беседа
Ролевая игра
Ты – будущий гражданин
Ты - гражданин
Понятие «Родина». Понятия «гражданин», «закон», «страна». Твои первые документы. Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки.
беседа
Одна у человека мать, одна у него Родина
Понятие «патриотизм». Символика России. История российского герба, флага. Гимн России.
Беседа
диалог
Наш родной язык - русский
Понятие «родной язык». Знание родного языка.
Русский язык как средство общения.
Игра-викторина
Беседа
Мама – слово дорогое
Мама в жизни человека. Мини-сочинение «Портрет моей мамы»
Час общения
Этикет в жизни человека
Что значит уважать себя?
Нормы нравственности. Забота о детях как о будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Понятия «уважение к себе», «терпимость», «нетерпимость», «равнодушие».
Час общения
Этикет в жизни человека.
Внешний вид.
Что говорит о человеке его внешний вид?
Что влияет на внешний вид человека?
Что значит хорошо выглядеть?
Проблемное обсуждение
Тренинг
Этикет и мода
Дискуссия по теме
дискуссия
1ч
Здоровый образ жизни
Что значит вести здоровый образ жизни?
Проблемное обсуждение
викторина
Вредные привычки
Вредные привычки. Можно ли от них отказаться?
Проблемное обсуждение
Тренинг
Мини- проект
Создание плаката Отказ от курения»
проект
1ч
Этикет телефонных разговоров
Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила
Беседа
Ролевая игра
2ч
Этикет на улице и в общественном транспорте
Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах. Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом.
Беседа
викторина
2ч
Этикет за столом
Уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов. Поведение в школьной соловой. Защита плаката для школьной столовой.
Викторина
Защита плаката
Ролевая игра
Этикет покупателя и продавца
Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры.
Ролевая игра
4ч
Я и другие люди
Я в школе
Основные правила поведения школьника. Бережное отношение к школьному имуществу.
Внешний вид школьника. Изготовление эскиза школьной формы.
Беседа
Минипроект
2ч
Школа будущего
Какой вы представляете школу в плане отношений между участниками образовательного процесса.
минипроект
2ч
Я и мои одноклассники
Мои товарищи. Совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками. Общение с учителями. Проявление внимания друг к другу
Проблемный диалог
2ч
Дом, где я живу
Правила общежития. Культура поведения в семье, быту. Культура поведения во дворе. Соблюдение звукового режима. Причины разногласия между соседями
беседа
2ч
Викторина
«Умеете вы общаться с людьми»
викторина
2ч
В школьной столовой
Проявление уважения к труду работников столовой. Культура поведения за столом. Минипроект «Правила хорошего тона в столовой»
Беседа
минипроект
2ч
Проект «Как стать интересным человеком?»
Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта.
Проект
4ч
Турнир «Знатоки этикета»
Обобщение полученных знаний. Викторина. Конкурсы
викторина
2ч
Итоговое занятие
Подведение итогов
викторина
Список литературы для учителя
1 . Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г
С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.
2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г
3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г
5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.
6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г
7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г
Список литературы для ученика
1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г
2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г
3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г
4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы.
Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
- приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Выполнять общение.
12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ученик получит возможность для формирования:
Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.
п/п
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Сроки
Дата
Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене
6.09
Правила поведения в общественных местах
13.09
Правила поведения в гардеробе, в столовой,
в библиотеке.
20.09
Правила поведения в школьном дворе.
27.09
О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
Чтение книг о доброте и отзывчивости.
4.10
«Ежели вы вежливы».
11.10
Добрые и не добрые дела.
18.10
Ты и твои друзья.
25.10
В дружбе – сила.
Помни о других – ты не один на свете.
15.11
10.
Как ты говоришь.
22.11
Как стать трудолюбивым
11.
«Ученье-свет, а не ученье - тьма».
29.11
12.
«Как быть прилежным и старательным».
6.12
13.
Наш труд в классе.
Терпенье и труд всё перетрут.
13.12
14.
Мой труд каждый день дома
20.12
15.
Цена ломтика.
27.12
16.
Игра «Кем вы хотите стать?»
17.01
Правила опрятности и аккуратности.
17.
Культура внешнего вида.
24.01
18.
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.
31.01
19.
Умейте ценить своё и чужое время.
7.02
Правила поведения на улице и дома.
20.
Как вести себя на улице и дома.
14.02
21.
Правила поведения в гостях.
21.02
22.
Правила поведения в общественных местах.
28.01
Общечеловеческие нормы нравственности
23.
О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.
7.03
24.
Лгать нельзя, но если...?
14.03
25.
Спешите делать добро.
21.03
26.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.04
27.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
11.04
28.
Россия – наша Родина
18.04
29.
Твоя малая родина.
25.04
30.
Пословицы о совести, о родине, о дружбе.
16.05
31.
Песни о дружбе и Родине.
23.05
32.
Чему нас научили уроки нравственности?
30.05
33-34
Резерв
Список литературы
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Замдиректора по УВР Директор
МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»
Дианова С. В. _________Герасимова С. И.
«____»________2012 г «____»________2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна
2012г
КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Выполнять общение.
12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ученик получит возможность для формирования:
Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Сроки |
Правила поведения в школе | |||
Правила поведения на уроке и на перемене | |||
Правила поведения в общественных местах | |||
Правила поведения в гардеробе. | |||
Правила поведения в столовой. | |||
Правила поведения в библиотеке. | |||
Правила поведения в школьном дворе. | |||
О добром отношении к людям | |||
Что такое «добро и зло». | |||
Чтение книг о доброте и отзывчивости. | |||
«Ежели вы вежливы». | |||
Вежливый отказ. | |||
Добрые и не добрые дела. | |||
Зависть. | |||
Ты и твои друзья. | |||
В дружбе – сила. | |||
Помни о других – ты не один на свете. | |||
Как ты говоришь. | |||
Как стать трудолюбивым | |||
«Ученье-свет, а не ученье - тьма». | |||
Наш труд в классе. | |||
Терпенье и труд всё перетрут. | |||
«Как быть прилежным и старательным». | |||
Наш труд в классе. | |||
Мой труд каждый день дома | |||
Цена ломтика. | |||
Правила опрятности и аккуратности. | |||
Культура внешнего вида. | |||
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности. | |||
Умейте ценить своё и чужое время. | |||
Каждой вещи своё место. | |||
Правила поведения на улице и дома. | |||
Как вести себя на улице и дома. | |||
Правила поведения в гостях. | |||
Правила поведения в общественных местах. | |||
Школьный этикет. | |||
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | |||
Устное и письменное приглашение на день рождения. | |||
Как дарить подарки. | |||
Общечеловеческие нормы нравственности | |||
О сострадании и жестокосердии. | |||
О сострадании и жестокосердии. Чтение книг. | |||
Лгать нельзя, но если...? | |||
Всегда ли богатство счастье? | |||
Спешите делать добро. | |||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |||
Совесть - основа нравственности. | |||
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». | |||
«Досадно мне, что слово честь забыто». | |||
Россияне о любви к Родине. | |||
Твоя малая родина. | |||
«Мой первый друг, мой друг бесценный». | |||
Пословицы о совести, о родине, о дружбе. | |||
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | |||
Песни о дружбе и Родине. | |||
Чему нас научили уроки нравственности? |