ПЛАН

1. Понятие о психическом развитии.

2. Основные факторы развития психики ребенка.

3. Движущие силы психического развития.

4. Психическое развитие и обучение.

5. Общие закономерности психического развития.

Понятие о психическом развитии. Детская психология как наука генетическая, т.е. относящаяся к индивидуальному развитию, изучает закономерности психического развития ребенка. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

1. Психическое развитие протекает стадиально (циклично) , имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени изменяющимся в разные годы жизни. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущая деятельность.

2. Для психического развития характерна неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Например , в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Причинами неравномерности психического развития могут являться:

Индивидуально-типологические особенности ребенка;

Социальные и микросоциальные условия;

Особенности воспитания в семье;

Особенности педагогической системы в целом (воспитание и обучение);

Акселерация.

3. «Метаморфозы » (Л.С. Выготский) - развитие не сводится к количественным изменениям, а есть цепь качественных изменений, переход от одной формы к другой (например, усвоение речи: звуки - слова - предложения).

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции - в ходе развития то, что было развито на предыдущих стадиях, либо отмирает, либо преобразуется.

5. Дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том , что они отделяются друг от друга, превращаются в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.

6. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин , которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант.

7. Психика отличается пластичностью . Это дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Пластичность проявляется в виде компенсации психических или физических функция, в случае их отсутствия или недоразвития (например, при недостатке зрения, слуха, двигательных функций), или же в виде подражания как своеобразной формы ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие теории детского развития существуют в психологии?

2. Раскройте основные положения представителей биологизаторского и социологизаторского направлений о развитии психики ребенка. Сравните их, дайте критический анализ этих направлений.

  1. Назовите основные понятия концепции Л.С. Выготского.
  2. Почему теория Л.С. Выготского называется культурно-исторической?

5. Какие основные факторы психического развития выделяют в отечественной науке? Охарактеризуйте влияние каждого из них на развитие ребенка.

  1. Чем отличаются понятия «факторы» и «движущие силы» психического развития?
  2. Что является источником психического развития ребенка?

8. В чем суть проблемы обучения и развития в психологии и каковы основные варианты ее решения?

9. Что такое «зона ближайшего развития» и что дает это понятие для диагностики психического развития?

  1. Докажите необходимость активности ребенка для его психического развития.
  2. Для развития каких психических процессов, свойств период дошкольного детства сензитивен?
  3. Назовите основные закономерности психического развития ребенка.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка с взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности - предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, - так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противоречия , которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие, в каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены. Исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ребенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми". Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра. присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее эффекты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них мы будем говорить в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и - видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис - полового созревания. Позднее был открыт . Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них - это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Наверное, поэтому Л.Н.Толстой называл это время «пустыней одиночества».

4. Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот-ветствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Ранее мы отмечали, что - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результируют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.
Итак, мы подошли к еще одному важному вопросу - вопросу о ребенка.

Раздел 1: Понятие о развитии в специальной психологии.

Тема: Механизм психического развития ребенка .

План:

1. Социальная ситуа­ция развития ребенка.

2. Ведущая деятельность.

3. Кризис развития.

4. Психологическое новообразование.

Литература: Аверин детей и подростков,- С.-Петербург, 1998.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ре­бенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психичес­кого развития является так называемая социальная ситуа­ция развития ребенка . Это та конкретная форма отноше­ний, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного воз­растного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психи­ческие свойства и качества. Образ жизни ребенка обус­ловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрос­лыми (). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией раз­вития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельнос­ти. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма пси­хического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование у него ос­новных психологических новообразований на данной ступе­ни развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каж­дая новая социальная ситуация развития) характеризует­ся соответствующим типом ведущей деятельности.

При­знаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности .

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое раз­витие в рамках той или иной социальной ситуации.

Важ­но отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествую­щую.

Ведущая деятельность обусловливает основные из­менения в психическом развитии и, прежде всего, появле­ние новых психических образований. Современные дан­ные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жиз­ни и до года. Благодаря ему у младенца формируют­ся такие психические новообразования, как потреб­ность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эф­фекты в виде новых психических структур, качеств и свойств (психологические новообразования).

В рамках ведущей деятельности происходит трени­ровка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменени­ям.

Растущие психические возможности ребенка естествен­ным образом являются источником противоречий в сис­теме взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти проти­воречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной эле­мент механизма развития ребенка.

под кризисом развития понимал сосредоточение резких и ка­питальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в лич­ности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изме­нениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, являет­ся перестройка внутреннего переживания, определяюще­го отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, со­ставляющие суть кризиса, могут протекать в острой фор­ме, порождая сильные эмоциональные переживания, на­рушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одно­го этапа психического развития к другому.

Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противо­речие между возрастающими физическими и психически­ми возможностями ребенка и ранее сложившимися фор­мами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встре­чался с проявлениями таких кризисов.

Две стороны кризиса.

· Разрушительная сторона кри­зиса . Детское развитие включает в себя возникновение нового и отмирание старого.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные пережива­ния, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возра­сте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и рабо­тоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям.

· Позитивная, конструктивная сторона кризиса - приобретение ребенком психологических новообразо­ваний.

Особенности протекания кризиса развития.

1. характерна неотчетливость границ , отделяющих начало и конец кризиса от смеж­ных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспи­тателям или врачам-педиатрам важно знать психоло­гическую картину кризиса, а также индивидуальные осо­бенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

2. характерна трудновоспитуемость детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением тем­па продвижения ребенка в ходе обучения.

разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюцион­ные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпоха­ми революционного развития - возрастны м кризисом .

Психическое развитие происходит в ре­зультате смены так называемых стабильных и критических возрастов.

В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К. в.

Если для стабильного возраста характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушитель­ный характер.

Выготский описал следующие возрастные кризисы :

· кризис но­ворожденности - отделяет эмбриональный период развития от младен­ческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

· кризис се­ми лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. Н

4. Психологическое новообразование .

Именно в про­цессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ре­бенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вто­рых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период времени, когда он становится исход­ным для формирования психических процессов и личнос­ти ребенка следующего возраста (по).

Каждый возрастной период характеризуется специ­фическими для него психологическими новообразовани­ями.

Значимость этого понятия состоит в том, что по­явление принципиально новых психических характери­стик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педа­гогов или врачей.

Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их уп­рямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ре­бенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особен­но если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Вероятность диагностичес­ких ошибок в такие периоды возрастного развития уве­личивается, т. к. врач может не знать ни о вновь возника­ющих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению

кризис развития).

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Раздел 3. Психолого-педагогические условия организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 1. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Конкретное содержание указанных в ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). Так, в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет) ФГОС ДО выделяет ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительную (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Одним из средств развития дошкольников является образовательная (учебная, познавательно-исследовательская) деятельность.

Образовательная (учебная) деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Образовательная (учебная) деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции воспитателя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ, разнообразны: занятия, дидактические игры, экскурсии, конкурсы.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:

Применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

Расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

Внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

Задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование . Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления - это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого). Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

Н.А. Короткова акцентирует внимание на проблеме дифференцированного подхода к образовательному процессу в ДОУ, поднимаю под ним учет своеобразие группы как целостного субъекта образования. Образовательный процесс, по мнению автора, должен включать: партнерскую деятельность взрослого и детей и самостоятельную свободную деятельность детей при использовании разных видов деятельности (чтение художественной литературы, игра, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность). Психолог и воспитатель детского сада совместно осуществляют гибкое проектирование образовательного процесса под конкретную группу, выбирая виды деятельности, успешно развивающие детей данной группы.

Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, вовлекая родителей в активное участие в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются педагогические условия от средств развития дошкольников?

2. Что включают в себя требования к условиям реализации Программы в ФГОС ДО?

3. Назовите основные педагогические условия и средства познавательного развития дошкольников.