Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.

Когда друзья спрашивают меня, что подарить молодой маме и новорожденному, я обычно советую приобрести качественный фитбол, малышовый спорткомплекс или абонемент в детский бассейн. Удивительный выбор для , правда?

Однако мне кажется, что костюмчики и игрушки отслужат свое через несколько месяцев, а спортивными подарками здоровый, крепкий, активный и ловкий малыш будет пользоваться несколько лет.

Так сложилось, что в нашей семье уже несколько лет центром детской стал спорткомплекс для малышей. Старшему сыну пять лет, но место его "прописки" все равно не меняется! В два года он осваивал кольца и рукоход, учился кувыркаться и ходить по наклонной поверхности. Сегодня сын качает пресс на горке, подтягивается на турнике и боксирует подвесную грушу. А недавно родившийся малыш учится переворачиваться на мягких матах, подтягивается и садится, ухватившись за удобные тонкие перекладины лесенки, ползает по наклонной горке. И я вижу, как же здорово, что спорткомплексом можно пользоваться с самого рождения. Когда в доме создана интересная среда для физического развития, малыш с небольшой помощью родителей сам начинает осваивать различные виды движений, учится пользоваться кольцами и турником, прыгает и кувыркается.

0-3 месяца, все только начинается!

У вас на руках новорожденный — поздравляем! Вы можете сделать очень много для его здоровья: физические упражнения, массаж, плавание, больше ласки и нежности для хорошего настроения. Большую часть времени ребенок проводит во сне, периоды бодрствования непродолжительные, от 10 минут до часа. Но уже в эти промежутки вы успеете позаниматься с малышом, доставить ему и себе несколько приятных мгновений. Познакомьтесь поближе с родным человечком, постепенно разденьте, устройте воздушную ванну. Погладьте мягкими движениями ручки и ножки, помассируйте от центра к периферии стопки и ладошки. Малышу понравится звук вашего голоса и тепло маминых рук. Со временем он станет бодрствовать подольше, вы сможете выполнить целый комплекс упражнений. В первые месяцы жизни уделите особое внимание упражнениям на рефлексы.

Нам только кажется, что младенец слаб и беспомощен. Природа наделила его рядом врожденных умений — рефлексов, помогающих выжить и приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Некоторые рефлексы, такие как глотательный, останутся с ним на всю жизнь, другие пробудут всего несколько месяцев. Тем не менее, эти рефлексы очень важны: по наличию и степени выраженности рефлекса можно судить о здоровье и развитии ребенка. Зная основные безусловные рефлексы новорожденного, вы не только сделаете зарядку более разнообразной, но и укрепите малыша.

Рефлекс Робинзона: новорожденный ребенок удерживает при хватании вес свободно висящего собственного тела. Вкладывайте указательные пальцы в ладошки малыша и постепенно приподнимайте его. Чувствуйте предел его возможностей, пусть остальные ваши пальцы страхуют маленького! Как только почувствуете, что хват слабеет, возьмите на себя вес тела и мягко опустите малыша. Не позволяйте детке "упасть"!

Когда вы научитесь определять усталость, предвосхищая разжимание ладоней, замените ваши пальцы на подходящую по диаметру палочку, выполняйте упражнение над мягкой поверхностью. Со временем переходите к перекладине малышового спорткомплекса, продолжайте страховать маленького гимнаста и не удивляйтесь, многие детки могут висеть довольно долго!

Рефлекс автоматической походки: при легком наклоне тела вперед и упоре стоп новорожденный делает шаговые движения. Поддерживайте малыша под мышки, упритесь его стопами о поверхность кровати или стола, наклоните корпус вперед. Дождавшись первого шага, перемещайте тело вслед за слегка путаным переступанием маленьких ножек. Когда малыш устанет, он просто присядет — значит, подошло время прекратить занятие. Топайте по разным поверхностям: гладкий и прохладный мат, шершавая мочалка, пушистое банное полотенце, резиновый коврик с пупырышками.

Рефлекс ползания Бауэра: при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания. Положите малыша на живот, подставьте ладони под пяточки — он оттолкнется и продвинется вперед. Таким образом ребенок может проползти несколько метров. Когда маленький начнет фокусировать взгляд на предметах, привлекайте его внимание яркой игрушкой.

Ползать по ровной поверхности достаточно трудно, ведь малышок даже не умеет держать голову. Вы можете помочь его перемещениям, используя горку спорткомплекса. Установите горку на самую нижнюю ступеньку лестницы, в месте приземления разместите мат. Положите малыша на живот на горку лицом в сторону нижней части. Перед малышом на мат можете положить яркую музыкальную игрушку. Наклон получится небольшой, но ребеночек потихоньку начнет сползать вниз. Прибавит чуть-чуть усилий и сползет еще быстрее. Устанавливая горку под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не "соскальзывания" вниз.

Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко двигаться, чтобы ничто ему не мешало, например, сковывающая одежда, иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Лучше всего класть малыша на горку совсем голенького, если температура в комнате позволяет, или в хлопчатобумажной футболке. Кладите маленького сначала близко к краю горки, постепенно увеличивая расстояние, которое он проползает.

Купание не только доставит малышу немало приятных мгновений, радости контакта с теплой водичкой и нежными мамиными руками, но и предоставит возможность поупражняться. В воде действие сил гравитации на тело компенсируется выталкивающей силой — вы можете "распрыгать" маленького, покачать его полусидя, как на качелях. Придерживая под подбородок, водите по ванной восьмерками, позволяйте толкаться от бортиков. "Утиный" рефлекс помогает ребенку задерживать дыхание при попадании струи воды или воздуха на область носа. Подуйте в личико ребенку, полейте на макушку водой из ладони — если малыш легко задержал дыхание, он готов к настоящим ныряниям. Дуйте в лицо и опускайте малыша под воду. Вначале на долю секунды, а затем, если вы почувствуете, что малыш готов, проводите под водой больше времени. Главный показатель хорошего занятия — довольный ребенок.

Упражнения на фитболе наверняка понравятся вашему малышу, покачивания вперед-назад, вправо-влево успокаивают маленького, одновременно укрепляя его мышцы. Меняйте направление движения и амплитуду раскачиваний, катайте детку по кругу, по диагонали, в разные стороны, пружиньте с разной интенсивностью. Дети хорошо расслабляются на мяче, поэтому здесь, легонько пружиня его своими коленями, вы можете выполнять массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения на растяжку. Малыши гибкие от природы, помогите им сохранить эту гибкость и легкость движений. Разогрев тело упражнениями, завершите зарядку растяжкой: похлопайте стопками друг о дружку, дотянитесь сложенными стопами до животика, подбородка. Пусть малышу будет приятно, действуйте в зоне комфорта. Поиграйте в телефон: пощекочите ножку и дотянитесь стопкой до ушка, щечки, носика. Выпрямите и сложите ножки, спрячьтесь за ними, а потом — "Ку-ку!" — мама выглянула и широко развела ножки в стороны, получился почти поперечный шпагат!

3-6 месяца, изучаем мир вокруг

Малыш растет, набирает вес, его уже "не страшно" брать в руки. Периоды бодрствования увеличиваются, ребенок больше времени проводит лежа на животике, разглядывая мир вокруг. Предложите больше интересных объектов для изучения, окружите детку интересными контрастными картинками для фокусировки зрения. Выкладывая ребенка на животик на маты спорткомплекса, повесьте на перекладины лесенки различные игрушки, так вы будете стимулировать малыша двигаться к этим предметам, тянуться ручкой, вставать на четвереньки.

Каждый ребенок любит бодрствовать у мамы на ручках. Не бойтесь "приучить к рукам"! Ведь быть вместе, чувствовать себя любимым и защищенным — это не плохая привычка, а потребность каждого человека. Дети, которым не отказывали в тепле родительских рук, легче "отпускают маму" с началом самостоятельного ползания и ходьбы, ведь они точно знают, что родители всегда примут и поддержат своего малыша.

В эти месяцы ребенок стремительно осваивает множество новых навыков и умений: переворот, стойка на четвереньках, первые попытки передвигаться в пространстве, сложная координация рук, ведь вокруг столько всего хочется пощупать и попробовать на вкус. Помогите маленькому изучить возможности собственного тела, стать сильным и скоординированным, научиться позитивно преодолевать препятствия. К упражнениям, которые вы уже выполняли, можно добавлять более сложные, требующие активной позиции малыша.

Готовимся к перевороту. Своими руками переворачивайте ребенка со спины на животик и назад. Положите малыша на платок или пеленку, возьмитесь за углы вместе с папой, медленно перекатывайте маленького от края к краю, дайте возможность почувствовать согласованность движений всего тела во время переворота. Ну и просто покачайте для радости!

Полоса препятствий: на мягкой поверхности кровати или мата поместите небольшой валик, например, из свернутого полотенца. Положите ребенка ножками на этот валик, ручки и животик опираются о кровать. Поместите впереди интересную игрушку. Для того чтобы дотянуться до цели, малыш сползет с возвышения. По мере взросления ребенок научиться сползать с высоких препятствий, подушек и сложенных одеял. Научившись слезать с наклонной поверхности, малыш может попробовать залезать на небольшие валики, переползать через них. Удивительно, но, еще не ползая на четвереньках, детки очень ловко карабкаются по-пластунски.

Предложите малышу освоить различные виды перемещений в пространстве, покатайтесь вместе как бревнышки. Ложитесь вдвоем на пол, застеленный матами или мягким одеялом, положите младенца себе на грудь и, обнимая его руками, начинайте медленно перекатываться по полу вначале в одну, потом в другую сторону. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, а тесное взаимодействие с мамой, поцелуи и шепот на ушко зарядят малыша радостью и уверенностью в себе. Не откажутся детки и от перекатов "колобком": положите малыша на спинку, соберите ручки и ножки в позу эмбриона, поддерживая под голову, начинайте катать своего колобка в разные стороны. Не будем заглядывать далеко вперед, но именно это упражнение готовит тело к кувыркам!

Укрепить мышцы плечевого пояса поможет упражнение "тачки": поддержите ребенка под животик и ножки, чтобы он смог постоять только на руках. Заинтересуйте малыша интересной игрушкой, расположенной невдалеке. Скорее всего, он просто плюхнется на грудь и подтянется вперед. Когда ручки окрепнут — сделает первые попытки шагнуть. Со временем уменьшайте степень поддержки, держите малыша за бедра, а к году — только за голени.

Когда ребенок начнет садиться, используйте этот навык в играх в воде и на гимнастическом мяче. "Распрыгивайте" ребенка в положении сидя, качайте из стороны в сторону на фитболе, научите весело плюхаться в воду с бортика ванной или бассейна, держась за мамины руки.

Второе полугодие. Малыш весь в движении — ползет, сидит, встает, идет!

Совершенно невероятные изменения происходят в жизни маленького человечка за вторые шесть месяцев жизни: из вертлявой гусенички он превращается в прямоходящее осмысленно говорящее существо. Малыш начинает не просто разглядывать и грызть игрушки, но и играть с ними в настоящие игры, он научился подражать различным движениям и звукам. Используйте этот интерес в ванной или бассейне: захватите с собой тонущие игрушки, доставайте их из-под воды вместе с маленьким ныряльщиком. Выдувайте веселые пузыри, опустив рот в воду, взбивайте ножками воду, как маленький моторчик.

Когда малыш научиться уверенно сидеть и стоять, задействуйте эти положения в упражнениях на мяче. Пружиньте и раскачивайте сидящего ребенка, слегка придерживая его за ручки, он сам будет управлять своей спинкой, выравнивая положение тела. Покажите маленькому, как высоко можно прыгать на фитболе, держась за мамины руки, а потом весело плюхаться на попу! А можно стоять, слегка опираясь или даже без опоры, хлопая в ладоши (мама страхует своими руками).

Подрастая, малыш все больше интересуется яркими, окрашенными в разные цвета, лесенками и опорами малышового спорткомплекса. Поощряйте этот интерес, развесьте детские зеркальца и музыкальные игрушки на перекладинах, научите ребенка хвататься за ступеньки. Положите малыша на мат лицом к лесенке. Положите одну ручку на нижнюю ступеньку, помогите ухватиться. Опустите ручку обратно на мат. То же самое проделайте с другой ручкой. В другой раз положите обе ручки на ступеньку и помогите ухватиться. Затем опустите одну за другой.

Как только малыш начнет уверенно ползать на четвереньках, научите его залезать на лесенку. Покажите своими руками, что можно ухватиться ручками за лесенку, а потом ставить ножку на первую ступеньку и обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он станет пытаться сделать это сам. А так как он уже умеет ползать, то попытается заползать и вверх по лесенке. Не забывайте уделять особое внимание спуску вниз, потому что залезать гораздо проще. А не умея слезать самостоятельно, малыш может упасть.

Помогите ребенку самостоятельно освоить горку, поставьте её под небольшим наклоном и направьте ползунка к ней. Пусть он попробует заползти, это получится не сразу. Но когда он научится хотя бы немного (на один-два "шага") забираться, малыш сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Получив удовольствие от скатывания с горки, он захочет делать это снова и снова.

Точно так же, играя, познакомьте маленького с кольцами, подвешенными на уровне его поднятых рук. Через некоторое время, простояв немного с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые дети умудряются висеть даже на одной руке. Учить этому не нужно, они научится этому сами, случайно. Стоя с кольцами в руках, малыш будет время от времени отпускать одно или два кольца и оказываться стоя на своих ногах без опоры, совершенно неожиданно для себя.

Один год — большой человек!

Ваш малыш уже уверенно стоит, хорошо ползает, а возможно, и ходит (врачи считают, что первые шаги могут случиться в возрасте 9-18 месяцев). Иногда в этом возрасте родители перестают заниматься с ребенком зарядкой и массажем, ведь не так-то просто удержать внимание маленького моторчика, которому интересно все вокруг. Замените пассивную гимнастику на активные игры, в которых ребенок будет подражать вам, играючи осваивать новые упражнения.

Поиграйте с маленьким в мячики, веселая игра научит его катать и ловить мячи разных размеров, бросать их в цель одной и двумя руками. Прыгайте вместе с ним как лягушки, ползайте на животе и шипите как змеи, перепрыгивайте воображаемые ямки и кочки. Топайте вместе в разных направлениях: спиной, боком, переступая через преграды. В полосу препятствий добавьте ползание через тоннели. Сооружайте сначала небольшие норки из своих рук и ног, устраивайте тоннели из сложенных ковриков. Такие игры не просто нравятся детям, но и учат их не бояться трудностей, верить в свои силы.

На мягких матах пробуйте осваивать кувырки. Для начала повторите упражнение колобок, катайте маленького вперед назад и закиньте ножки через плечо, малыш перекувыркнется. Со временем уменьшайте силу своего воздействия, только задавайте направление движения. Для того чтобы научиться кувыркаться вперед, научите ребенка подворачивать голову под себя и толкаться ножками, установите мат слегка под наклоном, пусть малыш скатывается и кувыркается сверху вниз. Наклонная плоскость придаст ускорение движениям.

Пришло время обзавестись первым транспортом! Пусть это будет подходящая по размеру машинка или беспедальный велосипед. Для того чтобы начать движение, малыш должен научиться отталкиваться ножками от земли, а настоящий руль потребует хорошей координации движений.

Подросший ребенок все больше тянется к знакомому спорткомплексу, научите его безопасно пользоваться лесенками и горкой, и вам не придется волноваться за своего гимнаста. Побуждайте ребенка залезать по ступеням лестницы с внутренней стороны комплекса, хвататься за ближайшую ступеньку рукохода и висеть. Потом малыш может возвратить ножки на лесенку и спуститься. Предложите ребенку, повисев на ступеньке, спрыгнуть на мат, повисеть и достать игрушку, которая висит на следующих ступеньках рукохода.

Когда малыш освоит висы на турнике, предложите ему повисеть на одной руке, висеть и раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ручками как обезьянка, передвигаясь на другой край турника. Для того чтобы освоить подтягивания, лучше, чтобы малыш как можно чаще видел подтягивающегося папу и заинтересовался этим упражнением! Поддержите ребенка сзади под согнутые ножки, попросите потрогать перекладину подбородком. Со временем все меньше удерживайте вес тела, и однажды его сил хватит на первое самостоятельное подтягивание!

Ольга Шахова, инструктор по детскому фитнесу,
детской и перинатальной йоге, инструктор "Мягкой школы"

Статья предоставлена сайтом Ранний старт

Обсуждение

Отличная статья. Очень квалифицировано.

Ритм нашей жизни неуклонно убыстряется, и надо спешить - так считают многие современные мамы. И для того, чтобы их кроха успел чего-то добиться в жизни, начинают его обучение чуть ли не с пеленок. Самое смешное, что раннее развитие - примета не только нашего времени. Еще в конце XIX века педагоги заметили, что чем младше ребенок, тем быстрее он овладевает знаниями. Поэтому многие методики раннего развития зародились еще на заре прошлого века и до сих пор успешно используются специалистами. Чтобы родителям было легче выбрать из них ту развивающую программу, которую они считают наиболее подходящей для своих детей, расскажем о самых распространенных.

Монтессори-педагогика
Доктора медицины Марию Монтессори считали чуть ли не пророком и называли главным реформатором педагогики ХХ века. Ее методика родилась из многолетнего наблюдения за детьми разного возраста, за тем, какие у них возникают потребности и как именно они осуществляют свои желания. Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Согласно этой методике, вокруг ребенка создается особая среда, в которой он действует самостоятельно. Маленький человечек упражняет тело, ум и душу, приобретает личностный жизненный опыт, учится сопоставлять и упорядочивать различные явления и предметы. Роль учителя при этом сводится к наблюдению и помощи только в те моменты, когда этого потребует сам ребенок. Девизом Монтессори-педагогики считаются слова: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори разработала серии игр, в которых малыш может сам контролировать собственные действия, замечать и исправлять свои ошибки. Это развивает в нем уверенность в собственных силах. Во время занятий в группе кроха может выбирать не только вид деятельности, но и решать, взаимодействовать ли с другими детьми либо играть одному.

Программа Домана
У американского врача, основателя филадельфийского Института ускоренного развития ребенка Глена Домана есть масса последователей, но и немалое число противников. Тем не менее созданная им методика может дать неплохие результаты, особенно если тем, кто проводит занятия, удается должным образом адаптировать ее к жизненным условиям и сочетать с другими педагогическими системами.
Доман утверждает, что главнейшим способом познания мира является зрительное восприятие. Согласно его учению, детям буквально с первых дней жизни нужно периодически показывать серии карточек по разным отраслям знаний. Изображения - как слова или нанесенные точки, так и изображения растений, животных, великих людей, исторических событий. Такой опережающий подход к обучению стимулирует более быстрое развитие всех отделов мозга, и чем раньше начать его применять, тем более выдающихся результатов удастся добиться. Но есть и минусы: методика трудоемка, ее тяжело выполнить в полном объеме. Если следовать абсолютно всем рекомендациям доктора, то у детей не останется времени ни на подвижные занятия, ни на игры (кстати, Доман - противник любых игрушек). Главное отличие от Монтессори-педагогики - ребенок не является активным участником и главным действующим лицом процесса обучения, он его объект, который пассивно поглощает информацию, не участвуя в познании мира никаким иным способом. Поэтому к делу нужно подходить творчески и обязательно «разбавлять» карточную систему развивающими играми и физическими занятиями.

Вальдорфское образование
Альтернативная педагогическая система была основана соратником Елены Блаватской, антропософом Рудольфом Штайнером еще в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование - одна из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Главный принцип - «неопережение» развития ребенка и предоставление ему всех возможностей для развития в его собственном темпе, что предполагает индивидуальный подход к каждому крохе. Предпочтение отдается натуральным материалам и игрушкам и пособиям, которые кажутся незавершенными, а потому, считается, стимулирует фантазию детей. Учебный материал подается блоками и тремя способами: духовным (активное мышление), душевным (музыка и эвритмический танец) и креативно-практическим (лепка, рисование, шитье и так далее). Таким образом можно изучать все, от истории и этики до математики и чтения. Впрочем, серьезные предметы включают в образовательный процесс только после начала периода полового созревания (то есть около 12 лет) - до этого времени, считается, нужно апеллировать не к интеллекту малыша и абстрактному мышлению, а к чувствам. И это основной минус методики: науку, требующую логики, техники, анализа и эксперимента, вальдорфцы недолюбливают и считают негодной.

Методика Никитиных
Наиболее полная и эффективная система развивающих игр была разработана в России педагогами-новаторами, многодетными родителями Борисом и Леной Никитиными. Направлена эта методика на развитие физических и творческих способностей детей. Никитины обнаружили и описали такое явление, как «НУВЕРС» - «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей», — и создали целый комплекс развивающих игр, которые можно использовать с самого раннего возраста и которые позволяют малышу развивать способности, заложенные в нем природой. Все предложенные Никитиными игры являются вполне пластичным «материалом», который можно дополнять, расширять и всячески усовершенствовать сообразно потребностям ребенка.
Основное правило одно - обязательное участие в занятиях родителей, поскольку только путем наблюдения за старшими младшие постепенно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками в подходящем для их возраста объеме. Однако у этой системы также есть недостатки, и весьма существенные, поскольку в ней совершенно не уделяется внимание обучению чтению, счету, письму и другим необходимым предметам.

Система Зайцева
Система петербургского педагога Николая Зайцева основана на естественной потребности каждого ребенка в игре. Зайцев разработал многочисленные пособия для малышей, наиболее известными из которых являются знаменитые «кубики Зайцева». На разные по размеру, цвету, издаваемому звучанию кубики нанесены все слоги русского языка. Это позволяет ребенку 3,5-4 лет научиться читать буквально с первых же занятий, а детишкам чуть старше года - одновременно начать говорить и читать. Если немного изменить авторский подход к обучению и сделать его в еще большей степени игровым, малыши научатся читать действительно играючи. «Математика Зайцева» не подходит для совсем маленьких детей из-за необходимости использования таблиц, однако по ней можно заниматься уже с 3-4 лет. Кстати, многие из принципов такой математики прекрасно «работают» при занятиях с различными играми и игрушками.

Как нельзя объять необъятное, так невозможно в одной методике учесть все нюансы обучения. Задача родителей - не замыкаясь на чем-то одном, узнать как можно больше о разных системах раннего развития и выбрать из них те, которые больше подходят для темперамента, склада характера, скорости обучения именно их ребенка. Только такой комплексный подход даст по-настоящему удивительные результаты.

Комплексная программа предназначена для всестороннего развития малыша с пеленок. Играя с удовольствием, ребенок разовьет свои способности: чтение и речь, математику и логику, получит творческий импульс. Вместе эти четыре комплекта образуют эффективный комплекс для занятий - вы сможете использовать их одновременно, добиваясь выдающихся результатов. Также все можно купить и по отдельности.

Описание "Развитие с пелёнок"

Комплект из четырех чемоданов состоит из следующих наборов. Говорим с пелёнок Набор для развития речи учит правильно произносить звуки, развивает словарный запас, стимулирует самостоятельную речь и предупреждает логопедические проблемы. Творчество с пелёнок Набор для развития творческого мышления объединяет изобразительное искусство, поэзию, конструирование, музыку. Умница Набор для развития интеллектуальных навыков помогает детям гибко мыслить, хорошо запоминать информацию, планировать свои действия, улучшает самоконтроль. Первые эмоции Набор для развития эмоционального интеллекта учит малышей понимать свои чувства и принимать чувства окружающих, справляться с негативными эмоциями и расти счастливыми.

Результаты занятий по программе развития с пелёнок

Ребёнок
  • Раньше сверстников начинает говорить, стремится общаться.
  • У него богатый словарный запас, его речь чиста, разнообразна и правильна.
  • Понимает свои эмоции и учится ими управлять, умеет сочувствовать другим людям, поддерживать их, знает, как поступать в эмоционально сложных ситуациях.
  • Образно мыслит и любит заниматься творчеством, у него развит музыкальный слух, художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Учится быть самостоятельным и гибким, запоминать информацию, контролировать свои импульсы и быть более терпеливым, фокусироваться на задании и быть упорным, думать наперёд, принимать решения и добиваться своих целей.
Родители
  • Легко вписывают занятия в обычный ритм жизни, получив готовые наборы для развития ребёнка с простыми, понятными и чёткими методическими рекомендациями.
  • Научатся принимать чувства ребёнка и, вместе с тем, устанавливать границы его поведения.
  • Смогут распознавать возможности для развития интеллектуальных и творческих навыков ребёнка в повседневной жизни.
  • Узнают, как правильно и бережно развивать интеллект ребёнка в игре.
  • Создадут доверительные отношения с малышом, укрепят здоровую и тёплую атмосферу в семье.
Более подробное описание к каждому входящему в набор по развитию с пеленок товарам вы можете почитать в подробном описании к ним.

Приобретая этот набор по акции, вы тратите существенно меньше денег по сравнению с покупкой по отдельности входящих в комплект товаров.

Данное предложение не распространяется на оптовых покупателей.

Предложение действительно только при отгрузке с центрального склада в Москве.

Покупайте дешевле!

Хотите платить меньше? Ваша экономия 1632.00 руб., что составляет 10.0% .

Вы можете купить "Развитие с пелёнок" с доставкой.

Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте .

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Жалобная книга

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте .

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе . Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.