Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  • Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  • Боится, что его не заберут из садика.
  • Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  • Боится воспитателя.
  • Его обижают в саду.
  • В садике малыш чувствует себя одиноким.
  • Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

    Что делать, если в садике?

    Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

    Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  • Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  • Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  • Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
  • Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

    Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

    С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

    Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

    Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

    Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

    Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  • Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  • Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  • Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  • Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  • Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
  • Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

    Подготовка ребенка к детскому садику

    По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

    Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  • Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  • Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  • Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  • Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
  • И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

    Первый день в детском саду

    Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

    Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  • Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  • Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  • Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  • Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  • В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  • Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.
  • Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

    Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

    Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

    Ребенок плачет по дороге в садик

    Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

    Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

    • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
    • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
    • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
    Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

    Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

    • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
    • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
    • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
    • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
    • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
    • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
    • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.
    Распространенные ошибки родителей

    Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  • Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  • Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  • Шантажируют садом.
  • Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
  • Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

    Как успокоить малыша, если он плачет и капризничает после детского сада?

    Маленькие дети устают от садика так же, как и взрослые на работе за целый день, поэтому целый вечер до сна у ребёнка должен быть максимально щадящий режим. Для того, чтобы организовать такой режим, нужно исключить из вечерней жизни прежде всего мультфильмы, походы в магазин, в гости, шумные игры. Каждая из этих активностей - это очень серьёзная дополнительная нагрузка на психику малыша, уставшего за день от новых впечатлений и большого количества людей.

    На замену этим занятиям можно предложить игры и формы организации времени, которые замечательно снижают напряжение и успокаивают.

    Так как же гулять и во что играть в это время?

    Спокойная прогулка.

    Не динамичная игра на площадке, где много детей, уже надоевших ребёнку за целый день, а прогулка (лучше пешком, без велосипеда и самоката) в парке или по спокойным улицам с большими, интересными зонами зеленых насаждений. Наблюдение за птичками, кошками, собаками; рассматривание деревьев, камушков, цветочков, листиков, трещин в земле, водоёмов и луж способствует снижению двигательной активности и умиротворению.

    Игры с крупами и маленькими формочками.

    Возьмите ложечку, мисочку, немного риса, гречки, горошка, фасоли. Дома за столом, можно даже на кухне, пока вы готовите или делаете другую домашнюю работу. Взрослый начинает игру и даёт ребёнку возможность поэкспериментировать с материалами самостоятельно. Периодически подбадривайте, показывайте ему новые приёмы.

    Игры с пластичными материалами.

    Пластилин, тесто, глина, окрашенный воск прекрасно подойдут для спокойной игры. Не ставьте в этом случае цели слепить что-либо основательное. Многие ребятишки любят рвать пластилин и тесто на кусочки, прилеплять к доске или размазывать по бумаге, раскладывать по ёмкостям. Пусть малыш лепит так, как ему хочется. Не навязывайте свои варианты.

    Игры с песком.

    Использовать можно любой песок: обычный (продезинфицированный!!!), цветной, "живой" или "кинетический". Выбор за вами... Играем так же, как с крупами.

    Игры с бумагой и картоном.

    Очень хорошо помогает снять напряжение игра со старыми газетами, журналами, коробочками. Для неё вы можете использовать даже упаковочные материалы, естественно, предварительно тщательно вымытые. Их можно рвать, резать безопасными ножницами, приклеивать клеем цветные кусочки, формировать объёмные формы. Опять же, так, как хочется ребёнку.

    Игры с водой.

    Игры в тазике с водой, в раковине или в большой ванне очень хорошо оставить напоследок, на время перед сном. Если ребёнок играет в тазике или раковине, то в это время вы можете спокойно заняться своими делами. В тазике можно играть резиновыми игрушками, детской пластиковой посудой, различными бутылочками от шампуней и гелей, баночками от крема, формочками и леечками. Ну а уж если вы решили поиграть в набранной ванне, то, конечно, в это время за чадом нужно присматривать. Зато вода отлично расслабляет мышцы малыша, и вы прекрасно пообщаетесь в это время. В большой ванне можно рисовать акварельными красками на бортиках и кафеле, рисовать специальным смывающимися мелками, играть губками, мелкими плавающими игрушкам и многим другим.

    Во все эти игры дети могут играть достаточно долго. А при хорошей организации, результатом станут тишина и спокойствие в конце дня.

    И в дополнение для самых маленьких.

    Перед сном очень хорошо делать малышу игровой, поглаживающий массаж с потешками (хотя бы самый простой "рельсы, рельсы...").

    Добрых и уютных вам вечеров, дорогие родители.

    ВОПРОС: Добрый день!С моим ребенком происходит чтото непонятное.Он был самым спокойным ребенком,никогда не капризничал,не истерил.В последнее время после прихода из детского сада он уже с порога начинает капризничать,извиваться,невозможно раздеть,падает на пол и ревет.После того как разденешь не меньше полчаса надо на успокоение что бы не предлагали ему все выбрасывается.Опять падание на пол и так минут 30.Ничто не помогает ни уговоры,ни ласка.Силу не применяю,но иной раз шлепнуть очень хочется.Без повода начинает плакать,может на месте прыгнуть,кувыркнуться,убежать и т.д. с ревом причем.Просто уже руки опускаются.Подскажите что делать? (2 года 5 мес)

    ОТВЕТ: Здравствуйте, Алсу! Такие аффективные вспышки у детей часто наблюдаются в возрасте после года. Родители видят, что их спокойный ребенок вдруг периодически впадает в истерику, наблюдают крик и плач без "видимых" причин. Однако причины существуют. Подобные признаки мы можем наблюдать у людей всех возрастов, только чем старше мы становимся, тем лучше учимся управлять своим психическим состоянием. У детей эти механизмы еще очень несовершенны, поэтому напряжение и усталость у них выходят вовне подобным способом. Нервная система "разряжается" в привычной для ребенка обстановке, т.е. дома. А в детском саду он вынужден сдерживать свою энергию и не давать ей приемлемого выхода. Напряжение, накапливаясь, дает на выходе такой "патологический", с точки зрения родителей, всплеск.
    Потом Ваш малыш входит в кризисную стадию трехлетнего возраста. Идет становления своего "Я", осознание собственной позиции, желаний. Возможно, ребенок наиболее остро начал переживать возникающие противоречия.
    Так что же делать? Надо избегать переутомлений. Постарайтесь немного изменить режим дня. Если есть возможность, забирайте малыша пораньше из садика. Лучше, если это будет до обеда. Попробуйте дать ему больше "выходных" дней. Погуляйте, почитайте ему книжку, порисуйте вместе в спокойной обстановке. Ведь ничто так не успокаивает ребенка лучше, чем собственная любящая, целующая, обнимающая мама. Тактильный контакт с ребенком является тоже очень важным условием в сохранении его внутреннего покоя. Очевидно, что именно детский сад является провокацией подобных аффективных вспышек малыша.

    К сожалению, Вы не пишете, как давно сын ходит в сад. Если это новый период в жизни малыша, то перед Вами полная картина "издержек адаптации". Двух-трехлетка еще не может внутренние ощущения выразить словами. Помогите ему обозначить это состояние: "Ты сердишься, потому что ты очень устал". Оставьте его, не предлагайте ничего делать. Просто принесите стул или отнесите его в комнату и скажите: "Я буду очень ждать, когда ты успокоишься". И спокойно выходите из комнаты.

    Ваше состояние тоже очень важное условие "выхода" малыша из подобных аффективных вспышек. Не кричите, не шлепайте его. Этим Вы только загоните состояние напряжения еще глубже.

    И еще один очень важный момент - маленькие дети лучше понимают команды "вперед", чем команды "стоп". Поэтому, когда малыш плачет, Вы не просите его прекратить плач, а лучше скажите: "Подойди ко мне", "Сядь рядом со мной", "Давай пойдет в комнату вместе". Конечно, все это требует огромной выдержки и терпения. Но кто сказал, что воспитание детей - это просто?
    С уважением, Виктория Фадеева.

    Продолжаем тему привыкания к детскому саду. Сегодня мы расскажем о том, какое поведение ребенка, посещающего детский сад, должно насторожить родителей, а также дадим несколько практических советов.

    Продолжаем тему . Сегодня мы расскажем о том, какое поведение ребенка, посещающего детский сад, должно насторожить родителей, а также дадим несколько практических советов.

    Признаки дезадаптации

    Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.

    Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть вами тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.

    У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой , дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.

    Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка , его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.

    Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.

    Положительная реакция на детский сад

    Положительной реакцией на детский сад или благоприятным адаптационным периодом можно считать отсутствие всех вышеперечисленных признаков - как поведенческих, так и физиологических. В качестве примера: ваш малыш пришел из детского сада с хорошим настроением и с порога сказал вам, что он уже большой, что теперь он все будет делать сам - сам разденется, сам поставит аккуратно свои ботиночки, сам пойдет мыть руки, а когда сядет за стол, скажет, что сейчас он вам покажет, как едят взрослые дети.

    Как компенсировать нагрузку детского сада

  • Первое посещение ребенком детского сада должно быть ознакомительным, в вашем присутствии. Невозможно в первый день посещения нагрузить ребенка двойной информацией. Первое: новая обстановка, территория, игрушки; второе: большой детский коллектив и совершенно незнакомая ему взрослая тетя - воспитатель. Вы пришли в детский сад (это эффективнее сделать во второй половине дня, когда нет вероятности встретить плачущего при расставании с мамой ребенка), поднялись в группу, познакомились с воспитателем, заглянули в комнату для игр, нашли шкафчик, в котором будет храниться одежда малыша. Воспитательница вместе с вами и малышом прошла в спальню, показала, где дети спят, прошла в туалет, объяснила малышу, что он должен делать, если захочет писать или какать. На этом ваше первое посещение детского сада закончилось.
    Второй раз вы можете погулять с детьми вашей группы на площадке детского сада. Это уместно сделать во второй половине дня, чтобы ваш малыш увидел, что всех из сада забирают. Первое часовое посещение детского сада можно по договоренности с воспитателем провести как в первой половине дня, так и во второй, что может быть оправданно как режимом дня вашего ребенка, так и вышеперечисленными факторами. Достаточно эффективно бывает несколько дней погулять с детьми на площадке детского сада, и на второй-третий день после прогулки отвести ребенка в группу.
  • Хорошо зарекомендовал себя индивидуальный график посещений . Например, четыре дня в неделю рабочих - три выходных, или два дня в неделю ходим в детский сад только до обеда. Возможны и другие варианты - в зависимости от особенностей ребенка и расписания занятий в детском саду. Самое главное, чтобы ваш индивидуальный график не нарушал психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду.
  • Обратите внимание на то, что в детском саду не предусмотрены каникулы. Несмотря на то, что нагрузка в детском саду иногда даже больше, чем в школе, - по времени пребывания и в силу возраста ребенка. Поэтому исходя из возможностей вашего ребенка предусмотрите "каникулы" . Два месяца ходим - неделю отдыхаем. Либо: две недели ходим - три-четыре дня (выходные плюс пару дней) перерыв. Если вы не научитесь по состоянию ребенка определять нарастающую усталость и давать малышу возможность отдыха, он будет заболевать самыми банальными респираторными заболеваниями, т.к. на фоне усталости будет снижаться иммунитет.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком о том, как он провел день в детском саду. Вопросы должны быть простыми, неэмоциональными. Что ты ел? Во что вы играли? Во что вы играли на улице? Как ты одевался? Что сказала воспитательница? Если вы чувствуете, что малыш не хочет обсуждать с вами детский сад, это может быть сигналом того, что детский сад им воспринимается негативно.
    Дело в том, что рассказать о своих переживаниях, которые неприятны, ребенку очень сложно. С одной стороны, он не всегда правильно может оценить степень своей вины в возникшей неприятной для него ситуации. С другой стороны, рассказ о неприятных переживаниях - это еще раз переживание этих событий. Нежелание ребенка говорить о неприятных ему вещах выступает как психологическая защита.
    Если малыш рассказал вам нечто ужасное с вашей точки зрения, постарайтесь не напугать его вашей эмоциональной реакцией. Спокойно, тем же тоном продолжайте задавать уточняющие вопросы. Постарайтесь своим разговором не усугубить психологический дискомфорт, возникший у ребенка. Научите малыша правильному поведению в складывающихся непростых ситуациях в детском саду.
  • Совершенно невозможно после детского сада посадить ребенка , а еще хуже - перед компьютером. Во-первых, в этом случае ребенок лишен всякого общения с родителями. Во-вторых, просмотр телевизора и игра на компьютере являются сильно возбуждающими видами деятельности, несущими новую, не всегда позитивную информацию, что для ребенка, посещающего детский сад, будет явной перегрузкой. Исключением из этого правила может быть короткий любимый мультфильм, который ребенок смотрит сидя у вас на коленях.
  • Очень полезно сразу после того, как вы пришли из детского сада, посадить ребенка в наполненную ванну на 30-40 минут. Это даст малышу возможность очень эффективно релаксировать нагрузку детского сада, смыть со слизистых патогенную флору и разделит ваш день на до и после ванны. До - детский сад, после - чистенький, тепленький, в домашней одежде - любимый вами ребенок.
  • Адаптационный период к детскому саду не должен совпасть ни с какими другими кардинальными изменениями в жизни ребенка. Это особенно значимо для детей в возрасте до 3 лет. Рождение младшего брата или сестренки, переезд, отлучение от груди, прощание с соской или бутылочкой, переселение в новую кроватку или другую комнату, развод родителей или появление в семье нового человека лучше разнести по времени с походом в сад.
  • Вопрос посещения ребенком детского сада - это очень объемная тема, и даже в такой развернутой статье невозможно подробно коснуться всех деталей. В своей статье мы подробно НЕ говорили о следующих проблемах:

  • Детский сад и подготовка к школе - плюсы и минусы.
  • Позиция сотрудников детского сада и эффективность взаимодействия с ними.
  • Мнения врачей-специалистов (ортопед, невролог, психоневролог, ЛОР, гастроэнтеролог) о посещении детского сада.
  • Если решение не окончательно и есть сомнения, обратитесь к специалисту за неформальной консультацией.
  • Опыт дошкольного воспитания в других странах. Почему невозможно воспользоваться этим опытом в наших условиях.
  • Одноразовые подгузники и детский сад.
  • Ребенок со сложностями в общении и детский сад.
  • Кризис 3 лет, или почему специалисты, говоря о детском саде, делят детей на до и после 3 лет.
  • Детский сад - необязательная ступень в жизни ребенка.
  • Готовы осветить их в дальнейшем.

    Лошинская Екатерина психолог


    Предыдущие | Следующие

    Айман | 13.09.2015

    А наш ребеночек 2.6 года неделю отходил, нелелю проболел. При слове садик сразу портится настроение, даже плохо засыпает из-за этого. В садике плачет, требует внимания, но кушает и на горшок ходит хорошо. Как только прихожу за ним, сразу становится само спокойствие, а так если ему скучно и не уделили внимания, постоянно плачет. Вот теперь думаю, это так адаптация проходит или наш малыш несадиковский ребенок.

    Ирина | 10.08.2015

    статья не плохая... но коменнтарии более оьбемно дали понять интересующий меня вопрос... сыночку 2,2 все казалось бы хорошо... и не плачет и веселый всегда но сегодня пришли из садика горячие... температура за 38,и.... ребёнок как вареный... до этого ребенок в этой группе проходил 3 дня и схватил пневмонию... боюсь теперь за сыночка... как мне поступить в этом случае... жду дельного ответа и совета на почте с пометкой "адаптация" [email protected]

    елена | 19.02.2015

    Светлана!Рвда за Вас,что у Вас с детьми сложилось все хорошо,дв и лети ваши в саду при Вас. А Вы думаете,мамочки ради удовольствия рано собираются из декрета на работу?

    Юля | 29.04.2014

    Мы ходим неделю в сад.Пока что только до обеда.и я уже вижу многие признаки описанные в этой статье.не знаю как быть дальше,но и от путевки не отказаться.Прямо крик души..Ребенок стал разговаривать во время дневного сна,зовет воспитателя,начал спать с полу-открытыми глазами(хотя раньше такого не было) и прерывисто.Утром,когда узнает,что надо идти в сад,он начинает дрожать.И меня это очень пугает!Говорит что ему там плохо и не интересно.от воспитателей не отходит ни на шаг.Я вижу,что ему тошно при воспоминания о садке не знаю как помочь ему.а там уже просят оставлять со сном.А я вижу,что он это не вынесет,тем более не особо различает дневной и ночной сон.Думает,что я хочу его с ночевкой оставить и говорит со слезами:"я покушаю в обед супчик и ты меня сразу забери,не оставляй".

    avtoledi58 | 05.12.2013

    не отдавайте своих детей в ясли!!! дети маленькие, все плачут, капризничают, мы 3 дня ходили 3 недели болели, выши 4 дня и опять заболели, там в группе почти все дети болеют, кого недолечили, кто кашлеет, кто чихает, кто с соплями, рассадник инфекций!!!

    Вероника | 22.11.2013

    Мой сын пошел в сад ровно в 2 года. Был веселым, коммуникабельным и самостоятельным.. В саду нас предупредили, что 2 недели мы будем водить до обеда, а потом оставлять на сон. Через неделю ребенок заболел и привела я его снова еще через неделю, т.е. тогда, когда детей начинали оставлять на сон. Видя, что ребенок не готов, отвык да и была пропущена неделя, я захотела еще поводить его до сна. НО!! воспитательница очень возмутилась, мол нужно как всех оставлять. При этом ребенок отказывался завтракать и обедать и спать он должен был голодным. Я все-таки настояла на том, что я ему пообещала сегодня забрать до сна, по-этому забираю. На следующий день я пришла, но в группу не заходила, (по телефону предупредила няню) и жду в раздевалке результата укладывания (если не смогут уложить - я здесь и уведу домой). Ребенок также ничего не ел. Вышла воспитательница и буквально всунула мне в руки книгу, мол почитайте об адаптации детей... я не возражала, ведь я жду, что ребенок мой уснет! Не прошло и 5-7 минут, как она выволокла зареванного ребенка за руку, выхватила книгу из моих рук и с фразой: " Не хотите по-моему, то никак не будет!", удалилась. При всем этом не я, а она жаловалась заведующей, что я, мол, не подчиняюсь. Но заведующая поступила "мудрее", вызвав меня к себе, просто завела разговор об адаптации в целом..., но видят они эту адаптацию с воспитателем одинаково.... Жаловаться смысла нет. С утра о чем-то просим заведующую, а вечером уже воспитатель сквозь зубы разговаривает, еще и комментирует наши просьбы. А то и вовсе отворачивается, будто-бы тебя и не видит. А ребенок теперь категорически отказывается идти на улицу даже просто погулять, и ночью просыпается и зовет маму. Или плачет, и успокаивается только тогда, когда среди ночи объяснишь, что он ДОМА!

    Ирина | 06.04.2013

    Статья очень хорошая,спасибо.У нас сынуля пошел в садик в 2 года 1 месяц.Сначала на 2 ч два дня,рыдал первый день почти без остановки.Когда стали до 12 оставлять,плакал не постоянно,но отказывался кушать и ходить в туалет.Такой стресс,терпел по 4-4.5 ч.Сейчас забираем в 16.30,но ночью спит плохо-оч часто просыпается.маму зовет.Стали давать на ночь успокоительный чай детский.Наш совет,с утра как ведете ребеночка в садик-дайте успокоительные.Прочитав отзывы да и на своем опыте,по большому счету сделала вывод,адаптация ребенка зависит в больше от родителей и оч сильно от воспитателей,насколько они отнесутся с пониманием и внимательностью к вашему ребенку.Мы изначально искали садик по отзывам,где оч хорошие воспитатели в ясельковых группах.От этого зависит не только адаптация к садику,но формирование характера,ведь ребенок там находится большую часть своего времени

    Введите код, который Вы видите на картинке: * - поля, обязательные для заполнения.