С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Недавно подруга прислала мне как она выразилась «смешной видеоролик». Как она сказала, ее мнение относительно его забавности разделяли многие. Но я, честно говоря, была огорчена увиденным. В видеоролике девочка лет 4-5 плача собирает свои игрушки, а рядом сидит ее мама, готовит обед и то ругает, то смеется над ребенком. Девочка сквозь слезы приговаривает, что мама должна ей помогать. На что мама равнодушным тоном отвечает, что она сама должна собирать свои вещи, и никто не будет ей помогать. Больше всего огорчило равнодушие к чувствам ребенка, страдания которого были так явны.

В принципе такое «бесчувственное» обращение с детьми не является редкостью. Наверняка смотря этот ролик многие родители-«воспитатели» даже восхищались способностью той матери заставить ребенка делать то, что она хочет. Главной ошибкой многих родителей является представление о воспитании как о способности подчинить ребенка своей воле и сделать его таким, каким хочет видеть его родитель. Таким образом, они подавляют индивидуальность ребенка и пресекают развитие его потенциала, креативность, спонтанность на корню.

А знаете ли вы, что воспитание – это как раз не подавление воли, а наоборот, помощь ребенку в становлении его личности, помощь в формировании твердых и позитивных убеждений, поддержка в создании эмоциональной базы для будущих успехов? Ничто из этого не совместимо ни с равнодушием к ребенку, ни с подавлением его воли.
Чтобы вырастить здоровую личность, душевно благополучного человека, родитель просто обязан прислушиваться к чувствам ребенка. Ведь «дети, - как сказал Пророк Мухаммад, - это райские бабочки». «А что, если он капризничает?» - могут спросить «воспитатели». А капризы, дорогие родители, это неудовлетворенные потребности. Вот в том видеоролике девочка капризничала. Почему? Потому что не была ее мамой удовлетворена потребность девочки в любви и поддержке с ее стороны.

Не кричать, не ругаться, не оскорблять

В одном из хадисов говорится, что «Каждое слово, которым ты воспитываешь ребенка, является милостыней». Но нужно учитывать, что это должны быть слова добра, уважения, заботы. Также в другом хадисе говорится: «Говори благое или молчи». Неужели эти слова не относятся и к общению с детьми?

Психолог Екатерина Буслова рассказывает следующее:

«На семинарах, которые я провожу для родителей, есть упражнение, которое помогает понять, что чувствует ребенок, когда на него кричат. Проходит оно так: родители разбиваются по парам. Один участник пары должен стоять и кричать на другого по какому-то придуманному поводу, а другой участник, в свою очередь, должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтоб меня любили».

Примерно на третьем повторении этой фразы, тот родитель, который находится на месте ребёнка, начинает плакать, слезы льются без остановки... Приходят очень сильные чувства. Часто, воспоминания из своего собственного детства... После этого упражнения кричать на своего ребенка становится практически невозможно. Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что чувствует в этот момент ребёнок...»

Ребенок может знать очень много слов, но слова «я маленький, и я просто хочу, чтоб меня любили» – самые глубокие и самые искренние, с которыми он обращается к своему родителю: к своему папе, маме, взрослым. Он маленький, и он хочет, чтобы его любили.

Но это не значит, что его не надо учить хорошему, отличать хорошее от плохого, закладывать основы религиозных знаний. Просто все это нужно делать посредством ласковых и добрых слов, слов, которые не ранят личность ребенка, посредством слов, которые не унизят его.

Конечно, этого невозможно добиться, если родитель не любит искренне своего ребенка, если он не ценит его и не заботится о нем по-настоящему, по-родительски. Тогда слова будут противоречить поведению родителя. Ведь как писал Гете: «Ведь сердце к сердцу речь не приведет, Коль не от сердца речь твоя идет». Поэтому эта любовь, забота, понимание и поддержка должны идти именно от сердца и выражаться как в речи, так и в поступках. Ведь и воспитание, и обучение ребенка родитель проводит для того, чтобы ребенок смог в дальнейшем позаботиться о себе, чтобы в дальнейшем он мог адаптироваться и освоиться в обществе.

Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребенка. Мудрец спросил, сколько лет ребенку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ей ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев».

Если бы эта женщина пришла ко мне, наверно, я спросила бы не возраст ребенка, а ее собственный возраст. И получив ответ, например, 25 лет, я бы ей сказала, что она опаздывает ровно на 25 лет. Потому что по моему мнению воспитание ребенка – это не процесс, который начинается с нуля. Воспитание - это чаще всего передача своего опыта, своих знаний, своих убеждений. И, конечно, родитель не может дать любви, которой у него не было; знаний, которым он не обучился; нравственности, которая у него отсутствует. Поэтому воспитание ребенка родитель должен начинать задолго до рождения ребенка – а точнее с воспитания самого себя.

Я не профессионал в области психологии и педагогики. И моих университетских знаний в этой области не достаточно для того, чтобы разрулить некоторые сложности наших взаимоотношений с детьми. Поэтому со временем мое внимание к тематическим статьям и журналам превратилось не только в серьезное увлечение, но и в, своего рода, увлекательный практикум.
Главное - не только иметь багаж знаний в той или иной области, но важно уметь применить его в жизни, увидеть себя внутри ситуации и понять, что с этим следует делать!

И поскольку я не профессионал, и не претендую быть в этой области консультантом, раздающим свои авторитетные мнения и советы, то наше путешествие в мир психологии будет в виде совместного осмысления и претворения всего этого в жизнь. Надеюсь, нам понравится!Для начала публикую памятку для родителей, которую встретила второй раз в своей жизни. Первый раз я увидела подобный лист заповедей в детском саду. Он красовался на информационной доске для родителей. Второй раз этот листочек принесла недавно дочь из школы.Не думаю, что все написанное в этих постулатах станет для кого-то новостью. Очень может быть, что ваши дети тоже принесли такие листочки из школы или из детского сада. Но мне кажется, будет логично открыть рубрику, посвященную воспитанию детей, именно с этого своего рода «Устава для родителей».

Детский эгоцентризм для маленького ребёнка, когда он сам считается центром всего. И это утверждение абсолютно вполне приемлемым. Ведь поначалу малыш постепенно учиться ощущать свои руки, ноги, анализирует собственное тело. Основным этапом считается понимание себя в отдельности от мамы. Эгоцентристом можно назвать ребёнка, в том случае, если стержнем его мира считается его «я».

Ребёнку необходима поддержка взрослых, чтобы выйти на очередную ступень развития.

Главная цель взрослых не давить на здоровый детский эгоизм, а не позволить превращение эгоизма в эгоцентризм. Эгоизм в небольших дозах нужен, даже идёт на пользу ребёнку и позволит добиваться поставленных задач.

Первостепенно необходимо оценить семейные отношения. Воспитание ребёнка заключается в следующем, чтобы вырастить в нём нужные качества, которые помогут ему во взрослой жизни. Чтобы ребёнок не вырос в дальнейшем эгоистом, для этого необходимо совместные занятия с членами семьи. Примерами могут быть совместные уборки, просмотры кинофильмов, походы по магазинам. Если, например, родители заботятся о себе, то и малыш будет думать об окружающих. Самым лучшим образцом считается воспитание на личном примере. Можно также завести в квартире домашнее животное, и приучить ребёнка, чтобы он ухаживал за ним, так у него усвоиться в дальнейшем забота о близких ему людях. Эгоистом человек не может родиться. Им можно стать от неправильного воспитания родителей. Для этого ребёнка необходимо приучать принимать самостоятельные решения, считаться с его мнениями и потребностями других людей. Каждая мама переживает, если её ребёнок более жестокий, чем остальные дети.

Почти всё в жизни ребёнка зависит от воспитания, и существуют меры, которые не позволяют вам воспитать эгоиста и эгоцентриста.

Искоренить тщательный надзор за ребёнком, так это к хорошему не приведёт.

Не идти на уступки малышу, если сильно капризничает, а придумать схему награждений и наказаний для ребёнка. Благодаря этому он будет соблюдать правила.

Хвалить ребёнка за инициативность и трудолюбие, пусть малыш учится делать всё сам, а если, начав, какое-нибудь дело, то всегда его завершать до логического конца.

Придумывать ребёнку какие-нибудь обязанности, постоянно контролировать и качество их исполнения. Так, ребёнок будет развивать в себе качества, то вырастет дисциплинарным и ответственным.

10 заповедей для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему. И это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а, может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай ребенка!
Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Хуже, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всего.
Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ребенке творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы дали твоему.
Люби своего ребенка любым - маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Скажу честно, каждый раз, когда я читаю эти слова, они становятся для меня очередным откровением. Что греха таить, все мы, родители, частенько стремимся, прежде всего, воспитывать и назидать, - вдруг ребенок без этого станет хуже и пойдет неверной дорогой?! И как часто мы боимся любить наших детей, думая, что от переизбытка нашей любви они станут избалованными и неконтролируемыми. А правильной ли дорогой мы идем в таком случае? Думаю, стоит над этим задуматься.



Статьи по теме: Дети


Итак, первый шаг Вы уже сделали - признали свои негативные чувства и даже дали им название. Чувства эти естественные, только два фактора - послеродовая депрессия и сезонная депрессия - уже вполне их объясняют, а они, как правило, не единственные. Что с этим делать?

Попробуйте найти для себя время. Знаю знаю - двое детей. Но речь идёт не о количестве, а о качестве. Пусть это будет всего полчаса, но каждый день и чтобы они принадлежали только Вам. Возможно, во время дневного сна - займитесь не дело, на которые не хватает времени, когда дети не спят, а собой.
Не бойтесь просить помощи - подруга, сестра, мама, муж, наконец - найдите, кто присмотрит за детьми, пока просто подышите в соседнем парке или хотя бы на балконе.
Поговорите с мужем откровенно. Попробуйте объяснить ему, что Вы нуждаетесь в его помощи и, главное, понимание.
Разработаете у себя привычку ничкак не действовать по отношению к детям в таком состоянии, после которого придется извиняться. Ребенку не понять, что происходит, поэтому Ваша реакция "плюс-минус" создает стресс в его жизни. Приучите себя брать тайм-аут и реагировать чуть позже, когда успокоетесь или просто посчитаете до десяти.

Просто напоминайте себе, что так трудно будет не всегда. Этот период просто нужно пережить.

«Не беспокойтесь о том, что дети вас не слушают. Беспокойтесь о том, что они всё время на вас смотрят» – это высказывание американского эссеиста Роберта Фулхэма широко разошлось в англоязычном Интернете и даже стало появляться в русских «цитатниках для ICQ». Истина, казалось бы, прописная. Но следовать ей почему-то совсем не просто.

У родителей, особенно молодых, часто происходит расслоение сознания: вот в этой части они остро озабочены воспитанием ребёнка по последнему слову педагогики, а тут – ведут свою обычную жизнь, в которой сами ещё толком не повзрослели.

Вычитаешь, скажем, что у ребёнка эндокринная система незрелая и до трёх лет его надо ограждать от добавленных сахаров, особенно если в семье есть предрасположенность к диабету. Разве можно спокойно жить с такой информацией? Конечно, тут же начинаешь ограждать. Надо предупредить всех друзей, родственников; избегать места, где разгуливают дети с мороженым и леденцами; вдумчиво относиться к приглашениям на детские дни рождения… Уф-ф , кажется, всё предусмотрели! Надо теперь к чаю чего-то купить, а то вечером сладенького захочется. Собственно, почему у нас в семье предрасположенность к диабету – любим, понимаешь, полкило халвы умять под вечерний телесериал. Нам-то уже не три года, правильно? Мысль о том, что ребёнок привыкает к виду родителей, постоянно жующих сладкое, в голову приходит не сразу. Порой слишком поздно.

Ещё бывает так: специально создаёшь обучающие ситуации, вычитанные в педагогических трактатах, заманиваешь в них ребёнка, скачешь козочкой, поёшь соловьём, увлекаешь «полезным развивающим занятием». А если увлечь не выходит, печалишься, коришь себя за недостаточную приверженность идеалам Гленна Домана*. Может, я плохая мать? Может пора в частный садик, где профессионалы возьмутся за дело? Иной раз и на ребёнка попеняешь, мол, ничего-то тебе не надо, что ж ты такой, нелюбознательный.

А бывает, делаешь свои взрослые дела, и тут ребёнок прибегает с криком: «Тоже хочу!..» Машет скалкой или тряпкой, рассыпает муку, разводит на полу лужу, опутывает нитками ножки стульев, колотит молотком почём зря… Родителей это приводит в бешенство! Ребёнок непослушный, нахальный, неловкий, лезет со своим баловством не вовремя: «Ты всё испортил! А ну убирайся в свою комнату!» или что-нибудь мягче, но с тем же желанием отделаться от помощника: «Иди поиграй с новой игрушкой! Иди мультик посмотри».

Поднятное дело, мыть пол или посуду, подметать, печь пироги, гладить бельё, шить и вязать гораздо быстрее и сподручнее в одиночку. Главное, вовремя сообразить, что вот она и есть, эта желанная ситуация, когда ребёнок развивает мелкую моторику, получает новые тактильные впечатления, учится быть ответственным, наблюдает причинно-следственную связь – всё, чему учат в школах сенсорики, монтессорики и прочего раннего развития.

А еще, конечно, все родители хотят, чтоб их дети были счастливы. Для многих обеспечение детского счастья становится смыслом жизни, они заранее все продумывают, планируют, стараются сами «соответствовать» и с раннего детства приучать ребёнка. Они как диспетчеры в центре управления космическими полетами: всецело посвященные контролю над ситуацией. Они сами не успевают жить, и дети-астронавты растут закомплексованными и нервозными.

Неважно, в чём, по мнению родителя, состоит счастье. Социальное положение, карьера, удачное замужество, идеальная внешность, свобода творчества, нонконформизм, активная гражданская позиция – любая ценность переворачивается с ног на голову, если её преследуют с чрезмерным энтузиазмом. Нам кажется, вот сейчас мы поднапряжёмся, а потом для всех наступит светлое будущее. А оно что-то никак не наступает.

Веду я к тому, что главная задача всех родителей, мечтающих о счастье для своих детей, – разобраться с собой. Научиться самим быть счастливыми, не тревожиться по мелочам, радоваться жизни, приятно проводить время, вне зависимости от внешних обстоятельств. Любить друг друга, себя, ребёнка такими, какие уже есть, и не пытаться ломать, дрессировать, подстраивать и подстраиваться. И будет счастье.

Воспитание ребенка до года. С чего начать

Воспитание ребенка до года является делом непростым. Ведь даже будучи дипломированным педагогом и цитируя наизусть выдержки из теоретических трудов по педагогике, можно, после рождения ребенка, столкнуться с проблемой, решение которой сведет «на нет» все ваши познания в этой области.

По мнению большинства родителей ребенка до года воспитывать необязательно. Как правило, такое мнение складывается из нежелания, неумения или нехватки времени мам и пап заниматься воспитанием малыша. Одни родители считают, что в этом возрасте ребенок мало что понимает и воспитание попросту не имеет смысла. Другие полагают, что если у малыша нет отклонений в физическом и психическом развитии, то он всему научится сам в детском садике, а потом в школе.

Однако, если вы не заняты на работе 24 часа в сутки и общаетесь со своим ребенком, можно это время использовать для умственного воспитания малыша, причем сделать это ненавязчиво, играя.

Сейчас многие мамы хотят, чтобы малыш научился читать как можно раньше, однако, как это правильно сделать, чтобы не отбить охоту к буквам раз и навсегда? Обычное «впихивание» знаний года этак в три, как правило, не дает быстрых результатов, малышу трудно зазубривать буквы. А если начать обучение в игровой форме пока малышу не исполнился год, задача значительно упрощается. Дайте малышу кубики с буквами, из которых вы можете строить башни и домики, но, когда малыш берет в руки кубик, спокойно назовите букву, которая там изображена. Можно повесить плакаты с буквами около детской кроватки. Даже простое разглядывание букв приводит к тому, что ребенок фиксирует их в своем мозгу и запоминает на всю жизнь.

Если у вас есть своя информация о том, как научить ребенка читать в раннем возрасте, поделитесь ею на нашем форуме .

Если малыш любит играть с мячиком, нужно не просто сказать ему, что это мяч. Скажите так: «Круглый мяч» или «Синий мяч». В первом случае малыш запоминает форму, во втором - цвет. Старайтесь называть цвет любой игрушки и предмета. Солнышко на картинке - желтое, машинка - зеленая, кубик - красный.

Воспитание детей до года можно начинать с развития слуха. Например, перед ребенком можно катать яркую и шумную игрушку. Можно включать классическую музыку, радио и поднимать ручки ребенка в такт музыке или взять его на руки и потанцевать. Следите, чтобы движения во время танца были плавные и медленные.

Маленькие детки первого года жизни быстро начинают знакомиться с окружающими их предметами, поэтому старайтесь покупать малышу яркие и различные по форме игрушки. Кстати, для развития ребенка до года полезно давать ему не только игрушки, но различные безопасные предметы.

Когда ребенок будет хорошо сидеть, можно попробовать предложить ему порисовать. Для этой цели отлично подойдут специальные пальчиковые краски для малышей. Малыши обожают разрисовывать красками все вокруг, правда, маме потом придется заняться отмыванием разрисованных поверхностей.

В шесть месяцев малышу можно показывать карточки или картинки с изображением животных, растений и различных предметов. Показывая животное, не забудьте изобразить звук, которое оно издает: корова - му, кошка - мяу, собачка - гав-гав и т.д.

В процессе воспитания ребенка до года, следует помнить главное - для малыша учиться равнозначно слову «играть». Поэтому развивающие занятия должны проходить в непринужденной форме. Если малыш устал, необходимо остановиться. Не нужно перегружать малыша знаниями, для него каждый день несет новые впечатления. Во время игры/обучения не забывайте похвалить ребенка, это будет стимулом для него и знаком, что родители его любят, даже если он что-то сделал неправильно.

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года

… Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее…

- из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет

Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет

Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Возраст детского сада – первых классов начальной школы, пять-восемь лет

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет

Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо

Ранние юношеские годы, 12–15 лет

Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.